Владимир Лысенко. По Аргентине и Чили на велосипеде. (краткие впечатления и техническое описание маршрута)
Стартовать в Аргентине я решил из города Рио-Гальегос (51-38 ю.ш., 69-13 з.д.). Так я и поступил, предварительно купив в Рио-Гальегосе новый 18-скоростной (3х6) маунтинбайк Харо (HARO). Всё остальное снаряжение я привез в Аргентину с собой.
Первые 28 км от Рио-Гальегоса до Гюэр-Айке (на запад) дорога идет по равнине на высоте порядка 20 м над уровнем моря. В Гюэр-Айке дорога пересекает реку Гальегос и поворачивает направо, на север. Отсюда до небольшого селения Кой-Айке (в нем гостиницы нет) 57 км. А следующим населенным пунктом на пути будет гостиница Лемарчанд (47 км от Кой-Айке). То есть первая гостиница на пути от Рио-Гальегосаа на север расположена в 132 км от него. Для меня это было очень важно. Дело в том, что из-за финансовых проблем я был вынужден прилететь в Аргентину в начале октября (в это время заканчивался (но еще не закончился) очень льготный тариф авиакомпании Люфтганза, да и авиабилет Новосибирск-Москва-Новосибирск получался для меня бесплатным). Октябрь с точки зрения погоды (в частности, температуры воздуха) вполне приемлем для путешествия в центральной и северной Аргентине, но неудачен для путешествия по Патагонии (южной части Аргентины) здесь температура воздуха днем 5-10 градусов (по Цельсию, а ночью отрицательная) и часто идут дожди. Поэтому я твердо решил, путешествуя по Патагонии, ночевать только в гостиницах (или, в крайнем случае, в кафешках при заправках или частных домах). Поэтому первую мою ночевку я запланировал провести в гостинице Лемарчанд. Так оно и получилось. Следующую ночевку можно было провести либо в маленьком поселке Монте-Леон (в 75 км от гостиницы Лемарчанд), либо (что было бы значительно лучше, так как там были и кемпинг, и гостиница) в городке Команданте Луис Пиедрабуэна (104 км от Лемарчанда). Во второй день пути мне удалось до него доехать. Точно так я планировал маршрут и на последующие дни в Патагонии. От Команданте Луиса Пиедрабуэны было 35 км до селения Рио-Чико и 125 км до большого города Пуэрто-Сан-Жулиан. От Пуэрто Сан-Жулиана до селения Эль-Саладо было 74 км, от Эль-Саладо до станции Трес-Серрос 68 км, от Трес-Серроса до городка Жарамильо 128 км, от Трес-Серроса до городка Фитц Рой 133 км, от Фитц Роя до городка Калета Оливия 75 км, от Калеты Оливия до Комодоро Ривадавиа 65 км, и т.д. Скажу заранее, что на всем моем маршруте по Аргентине и Чили (а я его так специально спланировал) все автономные участки (без населенных пунктов) были длиной менее 200 км, то есть любой из них мог быть пройден за 1 день.
Кстати, важно отметить, что в Рио-Гальегосе во время моего там пребывания был штормовой ветер, который сбивал с ног пешеходов. К счастью, он оказался южным, то есть попутным для меня. А вот велопутешественник из Швеции, ехавший по Патагонии с севера на юг, так и не смог пробиться в Рио-Гальегос против такого сильного встречного ветра. Выпадал снег, но когда светило солнце, он таял.
Вообще же, я должен заметить, что на всем планируемом пути по Аргентине и Чили я отметил для себя (как наиболее трудные) три участка: южная часть Патагонии (из-за холодной погоды в октябре и редких мест для нормальных ночевок), участок перехода через Анды из Аргентины в Чили (с подъемом на высоту 3200 м и дальнейшим крутым спуском) и чилийскую пустыню Атакама (из-за редких населенных пунктов).
Наиболее холодным оказался отрезок от Рио-Гальегоса до города Комодоро-Ривадавия. Дальше стало теплее, а после Сан-Антонио-Оесте уже тепло, и можно было вполне спокойно ночевать в палатке. Еще однажды на маршруте было холодно в Лас-Куэвасе (на высоте 3200 м перед границей Аргентины и Чили). А в Чили опять стало тепло.
Тем не менее, на маршруте в основном я ночевал в гостиницах или частных домах, а в палатке значительно реже.
Ну а теперь пора продолжить описывать национальную дорогу 3, по которой я стартовал в Рио-Гальегосе. В Патагонии (не считая мест возле городков, где её расширили) она представляет собой двухполосную дорогу (по полосе в каждом направлении) с хорошим асфальтовым покрытием, однако в целом полоса отчуждения на ней недостаточно широкая (что приносит некоторое неудобство велосипедистам).
От Рио-Гальегоса первые 10 км идет новая трасса (то есть, по идее, ехать по ней на велосипеде нельзя, но я проехал), по 2 полосы в каждом направлении (впрочем, левые полосы еще не закончили строить).
Перед Гюэр-Айке справа полицейский чек-пост, проверяют документы. В самом селении (слева) есть гостиница.
После Гюэр-Айке и устья (слева, в 2 км от реки Гальегос) провинциальной дороги 5 следует поворот национальной дороги 3 (по которой предстоит ехать почти всю Патагонию) направо, дорога проходит под строящимся мостом и идет на подъем (с высоты 20 м до 140 м на протяжении 4 км), при этом в 2 км после начала подъема справа будет устье провинциальной дороги 58 (на высоте 90 м). Затем долго (около 40 км) дорога идет на высоте 100-160 м. Ограждения дороги с обеих сторон (от животных, в частности, гуанако). Впрочем, как оказалось в дальнейшем, всё равно сбивают машинами достаточно много гуанако и мелких копытных. По сторонам дороги одна трава (светло-желто-зеленая), кустов (темно-зеленых) сначала очень мало. Слева радиоэлектронные вышки. Площадки для стоянки машин и дорожной техники (в основном, слева). Затем кустов и травы становится примерно пополам. За 14 км до Кой-Айке начинается плавное понижение (вплоть до 15 м). Справа ворота в сторону селения Кой-Айке. И через 57 км после Гюер-Айке мост через основное русло реки Койле, сразу после него еще 3 моста через её протоки. За рекой подъем с 15 м до примерно 80 м на протяжении 4 км, и затем через 1 км вправо от дороги 3 отходит провинциальная дорога 57. Отсюда по дороге 3 до гостиницы Лемарчанд (и устья той же дороги 57) 40 км, причем через 2 км начинается подъем примерно с 70 до 180 м (на протяжении около 3 км). Затем на 700 метрах дистанции спуск до 150 м. И потом подъем до 170 м на расстоянии порядка километра и далее до 200 м. Затем на расстоянии 15 км дорога пролегает в диапазоне высот 170-200 м. Совсем мало кустов, в основном трава. Достаточно регулярно встречаются телефоны SOS, они расположены рядом с высокими желтыми столбами с надписью SOS (в ночное время в верхней части столба мигает свет).
В 22 км от Кой-Айке слева расположено устье провинциальной дороги 59 (здесь высота около 200 м). Через 17 км слева производственные постройки, еще через 1 км домики (слева), еще через 1 км устье (слева) местной дороги. Затем на протяжении 5 км следует подъем со 190 до 270 м. И через 3 км справа появляется отель Лемарчанд (дом с красными стенами и зеленой крышей), здесь же (справа) и северное устье дороги 57 (высота 275 м).
В 9 и 16 км от отеля Лемарчанд разработки плюс техника, в 23 км устье (справа) локальной дороги. Сначала травы больше, чем кустов. Холмы. Потом в пампе стало темных кустов и светлой травы пополам. На следующем участке дороги высота примерно постоянная (около 300 м), затем плавно повышается и через 54 км после Лемарчанда достигает 350 м (здесь слева устье местной дороги), а через 57 км слева устье провинциальной дороги 9. Еще через 12 км справа впадает провинциальная дорога 63 (340 м). В 167 км от Рио-Гальегоса вышка справа, а слева соленое озеро. Через 12 км после устья дороги 9 справа впадает провинциальная дорога 63 (340 м). Затем длинный спуск. Дом справа. Километровых столбов нет. Трава и кусты в пампе в равных долях.
В 75 км от гостиницы Лемарчанд находится маленький поселок Монте-Леон (справа) (225 м).
Через 18 км после Монте-Леона справа в дорогу 3 впадает национальная дорога 288 (съезд на неё проходит под аркой с силуэтом рыбки). А еще через 7 км большая река Санта-Круз и большой мост через неё и остров Павон (на котором расположен музей Луиса Пиедрабуэны и хостерия). За мостом (в 2 км) справа заправка и ресторан непосредственно перед поворотом в городок Команданте Луис Пиедрабуэна (до него еще 2 км). То есть от отеля Лемарчанд до Команданте Луиса Пиедрабуэны 104 км. Сам же Команданте Луис Пиедрабуэна очень симпатичный городок.
После моста от дороги 3 влево отходит северная ветка дороги 288. За мостом был подъем на 120 м, а спуск будет уже перед Рио-Чико.
За Команданте Луисом Пиедрабуэной плато, ровная дорога. Видел гуанако, зайцев, мелких копытных (некоторые из них перебегали дорогу). Перед Рио-Чико большие холмы. От Луиса Пиедрабуэны до Рио-Чико 35 км.
За Рио-Чико слева разработки, и влево же отпочковывается еще одна дорога. В 22 км от Рио-Чико слева озеро Саламанка (здесь высота около 100 м). Асфальт с самого начала пути хороший. Ограждения дороги с обеих сторон. По-прежнему регулярно встречаются столбы SOS. Пампа здесь такая: в основном трава, кустов немного. Дорога бежит в основном по плоскогорью до развилки (вправо) на Пуэрто-Сан-Жулиан.
От Рио-Чико 80 км до домиков (слева) и 83 км до поворота (вправо) на Пуэрто-Сан-Жулиан (до него от Рио-Чико около 90 км), а еще через 1 км устье (слева) дороги 25. Много гуанако.
Сразу за Пуэрто-Сан-Жулианом подъем на высоту 100 м, затем спуск (до высоты около 10 м) (слева озеро). Через некоторое время следует подъем (сначала до 150 м), затем петля вправо-влево (дорога поднимается на 220 м), дальнейший небольшой подъем до 230 м, и идет плато на высоте около 200 м (к Эль-Саладо она уменьшится до 140 м).
От Сан-Жулиана 74 км до селения Эль-Саладо и устья (справа) провинциальной дороги 47; 75 км (через 1 км после дороги 47) до устья (слева) дороги 75; 104 км до Молочного (Лече) озера; 111 км до озера Торо (справа, а слева развилка небольшой дороги); 142 км до станции Трес-Серрос и устья (справа) дороги 87. На участке Эль-Саладо Трес-Серрос дорога сначала идет по плато на высоте 140-150 м, затем небольшой спуск до 80 м, подъем до 180 м и плато на высоте около 170 м.
После Трес-Серроса по-прежнему идет плато на высоте 130-180 м, затем будет спуск к речушке до 70 м, резкий подъем до 200 м, плато на высоте около 200 м (вплоть до Факона Гранде), в Фитц Рое высота около 230 м. От Трес-Серроса 41 км до устья (слева) дороги 49; 101 км до вершины (справа); 104 км до устья (слева) дороги 93; 109 км до вершины (справа); 120 км до Факона Гранде и устья (справа) дороги 281, которая ведет в городок Жарамильо (до него 8 км); 121 км до устья (справа) дороги 14 (которая идет в Пуэрто-Пажарито) и 133 км до городка Фитц Рой и устья дороги 43 (слева, она идет в городок Пико Трункадо).
После Фитц Роя дорога поднимается до 260 м, а затем резко спускается к реке и дальше, до городка Калета Оливия, идет вдоль берега Атлантического океана. От Фитц Роя до Калеты Оливия 75 км. Далее до Комодоро-Ривадавия дорога также идет по берегу океана.
На участке от Пуэрто-Сан-Жулиана до Калеты Оливии асфальт местами корявый, и бывает плохая (стершаяся) разметка дороги.
После Калеты Оливии большая заправка.
От Калеты Оливии остается 55 км до устья (слева) дороги 26 и около 70 км до большого города Комодоро-Ривадавия. Перед тем, как достичь Комодоро-Ривадавия дорога пересекает границу провинций Санта-Круз и Чубут и проходит мимо городка Рада Тили. В Рада Тили мощная развязка автодорог.
В Комодоро-Ривадавия вечером уже было 12 градусов (по Цельсию) (значительно потеплело по сравнению с Рио-Гальегосом).
После Комодоро-Ривадавия и селения Астра (оно в 14 км от Комодоро-Ривадавия на высоте 120 м) дорога поднимается в гору до высоты 650 м и далее идет по плато высотой 500-700 м. Лишь при приближении к городку Трелью дорога плавно опускается до 200 м и резко (до 10 м) непосредственно перед самим Трелью. Сначала на плато мало кустов, в основном трава. Затем кустов и травы становится одинаково, а потом кустов даже больше.
От Комодоро-Ривадавия сначала идет (через несколько городков) дорога по 2 полосам в каждом направлении. На трассе (дороге 3) здесь установлены светофоры. После Комодоро-Ривадавия появились километровые столбы, показывающие километраж до Буэнос-Айреса. Подъем. Полицейский чек-пост. Далее идет жилая зона. Новый асфальт (без разметки).
От Астры 20 км до устья (слева) дороги 37 (здесь высота 650 м).
На 1800-м км (до Буэнос-Айреса) стоянка грузовиков слева. Существенный подъем. На 1794 км слева стоянка грузовиков. Дорога далее идет в основном по плато. Практически нет полосы отчуждения. Асфальт немного похуже, чем обычно.
От Астры 30 км до устья (слева) дороги 27, 53 км до устья (справа) дороги в маленький поселок Пико Саламанка, 60 км до домов слева, 70 км до устья (справа) дороги 1, 88 км до каких-то сооружений слева, 110 км до устья дороги справа, 125 км до проекции на дорогу (высота 520 м) селения Маласпина (справа), 137 км до устья (справа) дороги 28 (это на 1675 км).
1656 км справа вышка (на ней ночью наверняка горят фонари).
1652 км (от Астры порядка 160 км) налево отпочковывается дорога 29, слева же заправка селения Караялде, справа строения (высота 430 м). По-прежнему регулярно встречаются телефоны SOS (возле желтых столбов). Нужно отметить, что километровые знаки идут попеременно то с правой стороны, то с левой.
От Караялде 14 км до станции Эль-Конуто и устья (справа) дороги 30.
1592 км слева большая бензозаправка (Ускудум?).
Вообще, время от времени возле дороги встречаются христианские молитвенные сооружения (в честь какой-то святой).
От Караялде 69 км до устья (слева) дороги 31. 1543 км справа разрушенный дом.
От Караялде 116 км до устья (справа) дороги 32 и строений слева (высота 270 м).
1536 км справа маленькие разрушенные дома (местечко Флорентино Амехиньо?).
1522 км слева домик (служебный) с двумя ветрогенераторами. Ограждения с обеих сторон.
Вокруг причудливые холмы.
От Караялде 150 км до какого-то хозяйства (слева), 188 км до домов слева, слева начинаются поля, 192 км пересечение с национальной дорогой 25 (она уходит вправо на Пуэрто-Томбо), 197 км до города Трелью. Перед Трелью попеременные спуски и подъемы, но в целом спуск к городу. Непосредственно перед самим Трелью (который находится с левой стороны трассы) справа картодром (ребята на картах катаются).
В Трелью от дороги 3 вправо отходит дорога до большого города Росон (Rawson). Немного южнее Росона на мысе Пуэрто-Томбо весной и летом живет около полумиллиона магеллановых пингвинов (они здесь высиживают яйца, а затем воспитывают родившихся пингвинят, я это место посещал в 1997 г.).
Первые километры после Трелью сравнительно урбанизированная зона, регулярно встречаются какие-то строения. Справа какое-то промышленное сооружение, много цистерновозов.
Через 5 км после Трелью поворот на аэропорт (здесь высота около 40 м). Через 13 км дорога поднимается на высоту 140 м и далее идет в пределах 50-150 м.
В 57 км от Трелью находится первый поворот на городок Пуэрто-Мадрин (путь будет лежать через Эль-Техуэльче), а в 60 км перекресток с дорогой 4, которая (вправо) также ведет в Пуэрто-Мадрин (до него 6 км). Городок Пуэрто-Мадрин мне хорошо знаком, так как возле него в бухте Гольфо Нуэво в 1997 г. мы на морской экскурсии видели китов (здесь плавали сотни мам-китов со своими детьми).
После Трелью километровые столбы опять пропадают. Сразу после Трелью полицейский чек-пост, и с левой стороны (от нынешней трассы 3) строится новая двухполосная дорога (параллельно нынешней). После окончания строительства получится дорога с четырьмя полосами (по две в каждом направлении). Затем (на сложном пересеченном участке) строительства нет, а потом снова слева ведется строительство новой дороги. Это где-то в 15 км после Трелью. Отсюда дорогу строят вплоть до Пуэрто-Мадрина, причем далее есть асфальтированный отрезок дороги, потом неасфальтированный, а перед поворотом на Пуэрто-Мадрин довольно продолжительный (несколько километров) асфальтированный кусок (но без разметки).
После ответвления (вправо) на Пуэрто-Мадрин вскоре дорога 3 пересекается с другими дорогами (в частности, дорогой 4), слева большая заправка, а справа различные строения. Сразу после них к дороге подходят линии электропередач (как слева, так и справа), а дальше линия электропередач идет параллельно дороге 3 только справа. Здесь справа большой электроузел (в 4 км от перекрестка дорог 3 и 4). Наконец-то (хоть и временно) полосу отчуждения расширили здесь до 1 м (к 20-40 см старого коричневого асфальта добавили где-то 80 см нового черного асфальта). Поэтому здесь сразу же стали тренироваться местные спортсмены-велосипедисты. Справа озеро, и электростолбы стоят прямо в нем.
После Пуэрто-Мадрина стало намного грязнее, по сторонам дороги много мусора (возле Рио-Гальегоса такого не было). Появились большие кусты (или маленькие деревья) ростом 1-1,5 м. А маленькие кусты (которые раньше были темно-зелеными) теперь стали светло-зелеными.
От перекрестка дорог 3 и 4 15 км до устья (справа) дороги 2 (на Пуэрто-Пирамидес), откуда 25 км до строений (справа), 39 км до домика справа (служебного, закрыт) с ветрогенератором и 64 км до устья (справа) дороги 60 (здесь высота 170 м) и (слева) поселка. Много кустов, на песчаной почве сплошной травы нет. Хороший асфальт и хорошая разметка, но полоса отчуждения опять стала лишь 20-40 см (то есть ненормально малой). По-прежнему регулярно встречаются телефоны SOS. В целом горное плато с отдельными спусками-подъемами. Регулярно встречаются молельные статуэтки какой-то святой.
Через 8 км после устья дороги 60 граница провинций Чубут и Рио-Негро (120 м), проходящая по ручью Верде (Зеленому). Сразу за ручьем пост полиции и жандармерии (санитарный). После границы провинций начинается плавный подъем до 280 м (непосредственно перед городком Сьерра-Гранде). Холмы. В 30 км после границы строения справа. Слева развалины бывшего ресторана. В одном месте справа табличка Полиция , но грунтовая дорога от нее уходит куда-то за горизонт. До города Сьерра-Гранде километровых столбов нет. Справа появляется электролиния. Ветер бывает здесь сильным. Холмы (в нескольких холмах дорогу 3 прорубили). Горы Сьерра-Гранде. Городок Сьерра-Гранде (здесь, как и везде на юге Аргентины, много собак). От Пуэрто-Мадрина до Сьерра-Гранде 138 км. Отсюда отпочковываются дороги как влево (дорога 5), так и вправо.
После города Сьерра-Гранде дорога 3 сначала опускается до 150 м, затем поднимается до 210 м и опускается до 180. Много холмов. По-прежнему дорога идет среди гор Сьерра-Гранде. Опять встречаются молитвенные иконки (с крестом). Появились километровые столбы. От Сьерра-Гранде 50 км до устья (слева) дороги 61 (180 м). Линия электропередач вдоль дороги появляется через 61 км после Сьерра-Гранде, затем она отходит от дороги. С обеих сторон ограждения (от животных). Слева снова появляется линия электропередач.
От Сьерра-Гранде 90 км до устья (слева, 170 м) национальной дороги 23 на Барилоче. Перед ним, то есть в районе 1175-го км, слева заправка. Здесь же линия электропередач переходит с левой стороны дороги на правую.
А после поворота дороги 3 вправо высота постепенно падает до 10 м в Сан-Антонио-Оесте на берегу Атлантики. Немного ранее, на 1155 км перед поворотом (развилки) вправо на Лас-Грутас санитарный пост жандармерии. И, наконец, справа ответвление дороги на Сан-Антонио-Оесте. Между Сьерра-Гранде и Сан-Антонио-Оесте 150 км.
Некстати, но всё же сообщу, что машины в Аргентине ездят с зажженными фарами в любое время суток.
От Сан-Антонио-Оесте 6 км до стрелки дорог 3 и 251 (возле которой и заправка, и гостиница, и магазин). От неё далее предстоит путь по национальной дороге 251.
От стрелки дорог 3 и 251 1 км до устья (слева) провинциальной дороги 2, 47 км до канала Помона (высота 120 м), 85 км до пересечения с национальной дорогой 250 (60 м), 86 км до городка Генерал Конеса. На этом участке с правой стороны дороги ограждение (от скота и лошадей) тянется постоянно, а слева то оно есть, то его нет. Так продолжается до дома (слева) с ветряным электрогенератором. После этого дома и до Генерала Конесы ограждение только справа. В наличии километровые столбы.
Видел гуанако. Отдельные деревья до 2 м высотой. На 153 км небольшой лесок и домик нежилой. Столбы электропередач справа. Лошади, коровы.
Перед городком Генерал Конеса начинается полуоазисная зона много деревьев. Рядом с Генералом Конесой слева большой комплекс заправка, кафе, магазин.
От Генерала Конесы 2 км до реки Рио-Негро (60 м), 7 км до перекрестка с дорогой 53 (60 м). Далее дорога совершенно прямая. Местами встречаются безжизненные (коричневого цвета) солонцеватые участки земли. Небольшие холмы. Время от времени попадаются грунтовые площадки для стоянки машин. Дорога по-прежнему двухполосная (по полосе в каждом направлении) практически без полосы отчуждения. Слева встречаются дом с техсервисом, а затем (также слева) бензозаправка. Ограждения (от скота и лошадей) по обеим сторонам дороги. Вокруг пампа.
Километровые столбы присутствуют, но отсчитывают они километраж, оставшийся до впадения в дорогу 22. На 42-м км справа разрушенный домик среди нескольких деревьев. На 35 км еще один дом, действующий. Проехал под линией электропередач. Коровы. Ржавая машина (справа). Проехал под еще одной (второй) линией электропередач.
Через 117 км после Генерала Конесы дорога 251 впадает в национальную дорогу 22 (здесь высота 150 м), и следует поворот направо. Здесь своя нумерация километровых столбов (883 км и ниже). Справа дом. На 870 км два дома справа. Лошади. Изображение быка. Религиозное место (красного цвета). На 860 км пересечение железнодорожных путей.
В 145 км от Генерала Конесы город Рио-Колорадо (80 м). Он находится перед рекой Рио-Колорадо на её берегу (кстати, здесь официально заканчивается Патагония). Непосредственно перед рекой слева отель, кемпинг, полицейский и санитарный чек-посты.
Река Рио-Колорадо является пограничной рекой между провинциями Рио-Негро и Ла-Пампа.
От Рио-Колорадо 3 км до городка Ла-Адела (Ла-Альдеа) (на берегу реки Колорадо) и 4 км до поворота налево (на север) на национальную дорогу 154, по которой предстоит ехать дальше. Дорога 154 прямая, в диапазоне высот 0-200 м (сначала 90-120 м, затем 0 м, 10-80, и, наконец, до 200).
На дороге 154 своя нумерация (136 км и ниже, показывающая километраж, остающийся до дороги 35). Отсюда до города Санта-Роса 270 км.
От Ла-Аделы 7 км до устья (слева) дороги 34, где-то через 18 км (118-м км по показаниям километровых столбов) дорога проходит под линией электропередач. Отдельные холмы. Примерно через 30 км (106-й км по столбам) слева видно соленое озеро. Коровы.
От Ла-Аделы 37 км до уровня высоты 0 м, 40 км и 50 км до пересечения с местными дорогами. Возле столба 82-й км справа соленое озеро. Примерно через 62 км (на 74-м км ) справа дом. Холмы. Высохшее соленое озеро.
От Ла-Аделы 70 км до пересечения с дорогой 30 (80 м), 134 км до проекции на дорогу селения Хукал (Hucal) (150 м), 136 км до впадения в национальную дорогу 35 и поворота влево (160 м) (далее предстоит ехать по дороге 35), 143 км до селения Котита (210 м) (справа вдалеке), 150 км до станции техобслуживания и домов (слева рядом с трассой, возле ж.д. станции Перу), 153 км до селения Перу (210 м).
От Перу 18 км до устья дороги 9 (слева, высота 240 м). Поворот направо (на север). Сначала дорога идет на высоте 210-240 м, затем падает до 160 м. От Перу 41 км до устья национальной дороги 152 (слева) (170 м), 62 км до пересечения с дорогой 18 (210 м), 72 км до селения Аталива Рока (210 м), 84 км до озера Салитроса (130 м), 107 км до устья дороги 14 (слева) и соленого озера (справа) (160 м), 118 км до большого города Санта-Роса (180 м).
Примерно где-то после района Санта-Росы природа оживилась: деревья стали больше, много полей, красивых аллей (это уже не патагонская пампа). К сожалению, на участке до Викуны Макенны дорога не балует путника регулярными километровыми столбами.
От Санта-Росы 25 км до станции Ла-Примавера (170 м), 44 км до устья (слева) дороги 10 (160 м), 49 км до устья (справа) местной дороги (160 м), 79 км до городка Эдуардо Кастекс (Castex) (185 м). На этом участке дорога идет на высоте 160-210 м.
От Эдуардо Кастекса 59 км до городка Эмбахадор Мартини (170 м). Дорога прямая. От Эдуардо Кастекса 61 км до устья (слева) дороги 2 (175 м), 96 км до пересечения с национальной дорогой 188 (160 м), 98 км до городка Реалико (170 м), 103 км до границы провинций Ла-Пампа и Кордоба (170 м). Интересно, что если провинция Ла-Пампа встречает едущих из Кордобы адекватным плакатом, то провинция Кордоба для едущих из Ла-Пампы приготовила сюрприз не плакат с информацией о въезде в провинцию Кордоба, а плакат с изображением кордобских гаишников. Кстати, в этих местах, когда я ехал, ветер был встречным (северным).
От Эдуардо Кастекса 109 км до селения Вальт, 120 км до города Хуинка Ренанко (Huinca Renanco) (180 м) (слева в 1 км). Дорога на этом участке идет на высоте 160-190 м. Перед поворотом на Хуинка Ренанко дома слева, из одного из них выскочила огромная немецкая овчарка и почти накинулась на меня. Ехать мне на велосипеде она не позволила. Пришлось несколько десятков метров идти пешком и вести велосипед, держа его перед собакой в качестве щита.
После Хуинка Ренанко пошли поля. Конечно, в этих местах ехать намного приятнее, чем в Патагонии (много зелени, деревьев, разнообразие). Но и водители (в отличие от патагонских) уже практически не приветствуют себя миганием фар.
От Хуинка Ренанко 2 км до устья дороги 26 (справа) (180 м), 45 км до устья дороги 4 (справа, где селение Николас Брузоне), 47 км до устья дороги 4 (слева) (210 м), затем река Куинто, 102 км до пересечения с национальной дорогой 7 (Буэнос-Айрес Мендоса граница с Чили) (240 м) и городка Викуна Макенна. Здесь поворот влево с дороги 35 на дорогу 7, по которой предстоит ехать дальше (дорога 7 идет на запад). На этом участке дорога идет на высоте 180-240 м.
От Викуны Макенны 13 км до селения Претот Фрейче (270 м), 27 км до селения Вашингтон (320 м), 43 км до селения Лагуна Оскура (350 м), 58 км до селения Генерал Паунеро (380 м), 67 км до границы провинций Кордоба и Сан-Луис. Здесь большая голубая арка с надписью Сан-Луис , перед и после которой нестационарный полицейский чек-пост. На дороге 7 километровые столбы показывают километраж от Буэнос-Айреса (в районе границы провинций это примерно семь сотен километров).
От Викуны Макенны 74 км до городка Жусто Даракт (Justo Daract) (420 м), 109 км до города Мерседес (520 м).
Перед Мерседесом дорога ремонтируется (нет асфальта на протяжении примерно двух километров). Мерседес слева.
От Мерседеса 18 км до селения Либодо Луна (580 м), 36 км до селения Фрага (660 м), 47 км до селения Команданте Гранвилье (730 м), 60 км до селения Элеодоро Лобос (850 м), 85 км до селения Эль-Чорильо (810 м), 93 км до большого города Сан-Луис (730 м).
После Мерседеса идет уже не просто дорога, а трасса с четырьмя полосами (по две в каждом направлении, причем попутные и встречные полосы разделены). Вначале здесь и широкая полоса отчуждения (около 2 м шириной). А попутные и встречные полосы разделены фонарями на столбах разного цвета сначала они красные, затем зеленые, потом синие, желтые и т.д., затем опять идут красные, зеленые
Участок Мерседес Сан-Луис один из самых неприятных отрезков маршрута, так как это настоящая трасса. Когда до Сан-Луиса останется около 60 км, на трассе начнут время от времени появляться таблички Максимум 120 (км/час), минимум 60 (то есть формально здесь на велосипедах ехать нельзя, но я ехал, правда, серьезно опасаясь полиции). Причем здесь, как назло, полосы отчуждения практически нет (её ширина от 0 до 20 см). Я ехал по белой разделительной полосе. По-прежнему между попутными и встречными полосами стоят цветные столбы с фонарями.
Справа вдали появился хребет, заканчивающийся при подходе к дороге.
На 761-м км (от Буэнос-Айреса) (до Сан-Луиса остается три десятка километров) на трассе расположен пункт взимания платы за использование трассы. Очень неприятное место. Здесь я проходил пешком и проводил велосипед.
После платного пункта три полосы в попутном направлении и большая полоса отчуждения (больше метра я ехал по ней). Но затем снова две попутные полосы и практически нет полосы отчуждения (от 0 до 20 см её ширина). По-прежнему ограждения с обеих сторон дороги.
Далее проход между двумя хребтами большим справа и маленьким слева. За правым хребтом расположен большой город Сан-Луис. Но дорога 7 обходит его слева (а в Сан-Луис уходит ответвление дороги).
В принципе этот проблемный участок трассы Мерседес Сан-Луис можно объехать севернее по местным дорогам из Мерседеса в Сан-Луис через Ла-Тому, что я настоятельно и рекомендую своим последователям делать в будущем (на трассе Мерседес Сан-Луис можно нарваться на большой штраф). Дорога из Ла-Томы впадает в дорогу 7 перед Сан-Луисом.
После Сан-Луиса на дороге по две полосы в каждом направлении, попутные и встречные полосы разделены участками земли и фонарями на цветных столбах. Полоса отчуждения больше 1 м, но на ней плохой асфальт. Почему-то сначала нет километровых столбов. Дорога прямая.
Если до Сан-Луиса по сторонам дороги радовали глаз поля и разные насаждения (как в цветущей провинции Кордоба), то после Сан-Луиса опять вернулась пампа, без полей. Деревья, большие кусты, травы меньше. И нет частых поселков на трассе, как до Сан-Луиса. То есть расслабленная окружающей природой жизнь началась после Санта-Росы, а закончилась после Сан-Луиса.
Развилка дорог дорога 7 проходит под мостом. Слева вышка и дом. Козы свободно гуляют по трассе (видимо, имеется дыра в ограждении). Очень редки километровые столбы (например, 824 км ). Но затем они стали встречаться регулярно. Дорожные знаки информируют: Максимум 120, минимум 60 . Но на этом отрезке ехать значительно спокойнее, чем на отрезке Мерседес Сан-Луис, так как намного меньше здесь машин.
На 835-м км справа дом. Еще через 2 км справа домики, один из них Бар и вискерия (от слова виски ). Через пару километров справа еще один большой дом, а вскоре за ним нежилое кирпичное здание. Трасса по-прежнему освещается фонарями.
Полоса отчуждения по-прежнему больше 1 м, так что можно ехать по ней.
От Сан-Луиса 48 км до селения Чосмес (540 м), 60 км до селения Альто Пенкосо (660 м), очередная пара домиков, 69 км до селения Жарилья (Jarilla) (560 м).
Линия электропередач идет справа. На пути пока еще не работающий платный пункт, развязка дорог.
Через 81 км после Сан-Луиса граница провинций Сан-Луис и Мендоса (460 м).
Выезд из провинции Сан-Луис через точно такую же арку, которой начиналась эта провинция. И въезд в провинцию Мендоса также через красивую арку. Сразу за этой аркой слева хостел Дель-Арка . Возле обеих арок полицейские чек-посты, а за аркой провинции Мендоса еще и санитарный чек-пост (в провинцию Мендоса запрещен ввоз органических продуктов), в котором к тому же проводится дезинфекция колес машин. Это где-то на 868-м км.
Сразу за границей провинций (через 1 км) селение Десагуадеро (460 м).
Дальше дорога становится привычно двухполосной по 1 полосе в каждом направлении. От границы провинций 13 км до селения Пампита (470 м). По сторонам дороги та же пампа (отдельные деревья, кусты). С правой стороны строят еще две полосы, но они пока не асфальтированы. Время от времени телефоны SOS. Здесь столбики SOS желтого цвета маленькие. Деревьев стало меньше, кусты, песчаные пробелы. Выровненные участки строящейся дороги чередуются с необработанными. Коровы. Полоса отчуждения 20-40 см. Вдоль трассы ходят козы. Однако на строящейся дороге не было никакой техники (видимо, эта дорога будет строиться долго). Слева ресторан и дом.
Платный пункт, но народа мало, прошел с правой стороны. Это на 899 км. Здесь еще ресторан. Это перед городком Ла-Пас (510 м), лежащем слева от дороги (там есть и гостиницы, и рестораны). А от границы провинций до Ла-Паса 38 км.
После Ла-Паса на строящейся справа дороге появляется асфальт (можно на велосипеде по нему ехать). Но через некоторое время асфальт заканчивается.
От Ла-Паса 37 км до селения Ла-Дормида (940-й км, высота 570 м). Опять появился справа асфальт на строящейся дороге, опять исчез, снова появился
От Ла-Паса 42 км до селения Губернатор Кивит (Civit) (575 м), 48 км до селения Лас-Катитас (590 м). Появились виноградники, поля.
От Ла-Паса 61 км до селения Санта-Роса (610 м).
На 965-м км две правые построенные полосы стали рабочими, и дорога стала четырехполосной (по 2 полосы в каждом направлении). Развилка с дорогой 71 (до Мендосы остается 66 км). Другие развилки. Вообще-то здесь дорога 7 настоящая трасса, но полоса отчуждения есть, и по ней можно ехать.
От Ла-Паса 91 км до селения Инженер Гиагнони (650 м), 97 км до городка Сан-Мартин (660 м). Перед ним на трассе установили знак Минимум 60 (км/час) . Пошла зона жилья и жизнедеятельности человека. На трассе тренируются спортсмены-велосипедисты. Полосы отчуждения практически нет.
От Ла-Паса 107 км до городка Пальмира (660 м), 115 км до селения Фрай Луис Белтран (690 м), 130 км до городка Майпу (740 м), 140 км до большого города Мендоса (770 м). Перед самой Мендосой дорога становится трехполосной в каждом направлении.
За Мендосой вдали высятся горы.
После Мендосы ехать влево по дороге 7.
От Мендосы 20 км до моста через реку Мендоса, 26 км (на юг) до селения Пердрел и (перед селением Агрело) поворот на запад (здесь высота 960 м) (а дальше на юг уходит дорога 40). Этот поворот соответствует 1057 км дороги 7. Далее развязка (отчасти подземная), мост через русло высохшей реки. Горы приближаются. Пока еще пампа, и стоят ограждения. На 1073-м км дорога входит в настоящие большие горы Анды.
От Пердрела (перекрёстка) 4 км до высоты 1000 м, 12 км до высоты 1100 м, 18 км до высоты 1200 м, 20 км до высоты 1300 м (дорога входит в горы), 23 км до лагеря Кэмпо Мигуэль (справа) (1365 м), 24 км до высоты 1400 м, 27 км до высоты 1500 м, 32 км до высоты 1600 м (затем следует некоторое понижение), 33 км до моста (1570 м), 34 км до моста (1540 м), 35 км до высоты 1500 м, 36 км до высоты 1460 м. 38 км до большого озера Потрерильос (Бельо) (справа, 1400 м, а перед ним пересохшая река Качеута), 42 км до моста через реку и центральной части городка Потрерильос (1400 м) на озере Потрерильос. Здесь недалеко от озера кемпинг среди деревьев. От Мендосы до городка Потрерильос 70 км.
Через 4 км после Потрерильоса к дороге подходит река Мендоса, в 5 и 7 км домики справа. От Потрерильоса 11 км до домиков справа (комплекс для отдыха) (а на берегу реки селение Айрес-де-Монтана, 1470 м), 14 км до уровня высоты 1500 м, 18 км до железнодорожной станции селения Гидо (на противоположном берегу реки, 1520 м). Дорога идет вдоль реки Мендоса (по которой я сплавлялся в 1993 г.). От Потрерильоса 24 км до небольшого моста, 25 км до небольшого тоннеля, через 200 м еще один небольшой тоннель (1122-й км, высота 1600 м), 29 км до моста через приток Мендосы (1640 м), 33 км до третьего небольшого тоннеля (длиной порядка 40 м, 1670 м), через 300 м четвертый тоннель (длиной около 80 м), через 30 м пятый тоннель (длиной около 40 м), через 100 м шестой тоннель (около 70 м), через 100 м седьмой тоннель (около 160 м длиной). Через 36 км после Потрерильоса система из нескольких тоннелей на протяжении 500 м (высота 1680 м), через 42 км мост через реку Мендоса (высота 1740 м), и река Мендоса отходит влево от дороги, через 44 км высота 1800 м, через 45 км и 46 км слева дома с пристройками (в том числе хостел Успальята ), через 49 км слева станция обслуживания грузовиков, начинается городок Успальята (возле дороги несколько отелей), через 52 км центр Успальяты (здесь высота 1890 м) и устья дорог 13 (справа) и 39 (спереди), а дорога 7 поворачивает налево, на запад. Здесь 1150-ый км дороги.
Через 8 км после Успальяты мост через ущелье притока Мендосы (1860 м), слева появляется река Мендоса, и дорога идет вдоль неё. От Успальяты 15 км до моста через мелкий приток (1910 м), 22 км до еще одного моста через приток Мендосы (2000 м), 26 км до 2100 м, 28 км до системы из маленького тоннеля и моста (дорога прорублена в скалах) (2135 м), 32 км до небольшого моста. Автодорога пересекает бывшую железную дорогу (железная дорога проходит под автомобильным мостом).
От Успальяты 37 км до короткого тоннеля (2190 м) и арочного типа защитного навеса-полутоннеля, 38 км тоннеля (длиной около 400 м) (2220 м), 40 км до селения Полваредас (2230 м) (много домов).
От Полваредаса 2 км до моста через приток Мендосы, 6 км до высоты 2300 м, 7 км до моста через приток, 13 км до моста через реку Вакас. За ним селение Пунта-де-Вакас (2400 м), здесь военный пост. От Успальяты до Пунта-де-Вакаса 53 км.
От Пунта-де-Вакаса 2 км до небольшого защитного навеса-полутоннеля (от снега и камней), 5 км до высоты 2500 м, 9 км до моста, 10 км до горнолыжного поселка Лос-Пенитентес (2610 м), От Лос-Пенитентеса 1 км до моста, 2 км до защитной (от камней) галереи, 5 км до моста и высоты 2700 м и 7 км до селения Пуэнте-дель-Инка (Мост инков) (2800 м). Между Пунта-де-Вакасом и Пуэнте-дель-Инка 17 км.
От Пуэнте-дель-Инка 2 км до начала (направо) треккинга к Аконкагуа (высочайшей вершины Южной Америки) вдоль реки Орконес (по которой мы начинали свой сплав в 1993 г.). Отсюда отличный вид на Аконкагуа.
От Пуэнте-дель-Инка 5 км до аргентинской таможни (для грузовиков), 6 км до высоты 2900 м, 9 км до 3000 м, 10,5 км до 3100 м, 13 км до селения Лас-Куэвас (Ева Перон) (3170 м). Непосредственно перед Лас-Куэвас тоннель (средней протяженности). К моему глубокому разочарованию, хостел Арко де лас Куэвас (в котором я собирался остановиться) был закрыт (летний сезон еще не начался). Никаких других отелей в Лас-Куэвасе не оказалось. Поселок был словно вымершим. В нем удалось найти лишь трех человек. Вечером было холодно, а ночью температура стала отрицательной (по шкале Цельсия). Дул холодный западный ветер (кстати, на участке от Успальяты до Лас-Куэваса он был встречным и мешал моему движению). Пришлось спать в палатке в спальнике на окраине поселка.
Еще через 2 км аргентинский транспортный чек-пост, табличка Прощай, Аргентина и начало пограничного (Аргентина-Чили) тоннеля Кристо Педентора (Христа) длиной около 3 км (здесь высота около 3200 м) (а старая дорога без тоннеля идет через перевал высотой около 3900 м). Проезд по тоннелю велосипедистам запрещен, однако здесь всё прекрасно отлажено. Через 5 минут после того, как я появился на чек-посту и зашел в кафешку выпить чашку кофе, меня разыскал водитель подъехавшей из Чили технички (она мотается регулярно из Чили в Аргентину и наоборот и подвозит велосипедистов) и предложил мне и моему велосипеду пересечь тоннель на его машине. Через 3-4 минуты мы оказались в Чили.
На аргентинской стороне нет ни пограничного, ни таможенного пункта. Всё это находится на чилийской территории вместе с чилийскими постами через 4 км после тоннеля, причем офисы аргентинского и чилийского пограничных пунктов находятся в одном помещении, и их разделяет метров десять, что очень удобно.
Чили.
Сразу за выходом из тоннеля табличка Добро пожаловать в Чили и транспортный пункт. Здесь же и выход из железнодорожного тоннеля, но сейчас поезда из Аргентины в Лос-Андес (Чили) уже не ходят. По Чили предстоит ехать сначала по национальной дороге 60.
От выхода из тоннеля (высота около 3200 м) 1,2 км до высоты 3100 м, 3 км до 3000 м, 4,2 до таможни и погранпункта, 5,5 км до 2900 м, 7 км до 2800 м (начало мелкого серпантина), 9 км до 2700 м (конец мелкого серпантина) и через 200 м входа в защитный полутоннель (длиной около 280 м), 9,6 км (2650 м) до входа в следующий полутоннель (длиной 300 м), 11,5 км начало большого серпантина (2560 м), 12,5 км до 2500 м, 14 км до 2400 м, 15 км до конца большого серпантина (2350 м), 15,5 км до 2300 м.
Начиная от границы, спуск великолепный, головокружительный, два длинных серпантина, это самое яркое и приятное воспоминание за весь поход. Я был вне себя от счастья. Обогнал на спуске более десятка грузовиков. На пути встретил пять защитных покрытий-полутоннелей (два до Потрерильоса, а три после), но тоннелей в чистом виде не было. После двух серпантинов дорога выходит на более-менее ровную местность здесь слева оазис и кемпинг для туристов (ручей, трава, столики в общем, классно). Это место называется Потрерильос.
От Потрерильос (2220 м) 6 км до селения справа (1900 м), 8 км до 1800 м, 9,5 км до 1700 м, 13 км до 1600 м и Посады-камино-а-Портильо, 16 км до большого селения Рио-Бланко (1440 м) и устья (слева) дороги Е-767.
От Рио-Бланко 3 км до селения Бокатома(?) с плотиной на реке Аконкагуа (Жункал) (1360 м), 5 км до высоты 1300 м, 6 км до полутоннеля (а на реке здесь узкое ущелье (щель) Сальто-дель-Солдадо), 9 км до 1200 м, 14 км до 1100 м и начала городка Рио-Колорадо, 15 км городок Рио-Колорадо (1080 м).
После всех полутоннелей начинается реконструкция правой полосы движения полная реконструкция (то есть работает только одна левая полоса). Тут же, на участке ремонта, слева ресторан, где можно нормально поесть (кстати, после тоннеля Кристо Педентора дорога не очень хорошая много ям).
От Рио-Колорадо до большого города Лос-Андес (на высоте 840 м) около 20 км. А всего от конца тоннеля Кристо Педентора до Лос-Андеса около 70 км (по дорожному указателю, от Лас-Куэваса до Лос-Андеса 77 км).
От Лос-Андеса до городка Сан-Фелипе (на высоте 650 м) 19 км. От Сан-Фелипе до городка Ла-Калера (240 м) 55 км.
Далее предстоит ехать по национальной дороге 5 (части трансамериканской магистрали).
Дорога между Ла-Калерой и городом Ла-Лигуа (длиной 46 км) сначала идет на одном уровне, затем поднимается почти до 600 м и потом плавно спускается до 100 м.
Ла-Лигуа Лос-Вилос (70 км): дорога идет по побережью по равнине (в пределах высоты 0-150 м).
Участок Лос-Вилос Сокос (154 км) Кокимбо (плюс 96 км). Дорога 5 (по две полосы в каждом направлении, попутные и встречные полосы разделены) сначала идет по сравнительно равнинному участку (высота 0-250 м), затем после устья дороги D-911 (справа) и пересечения пересохшей реки поднимается на 300-350 м. Потом следует спуск до 200 м (в селении на берегу пересохшей реки, кажется, Мантос-де-Хорнилос?), подъем до 400 м, спуск до 20 м (у реки Тениенте), после Ла-Себады подъем до высоты 300-400 м. А затем, после устья (справа) дороги D-617, дорога постепенно спускается к реке Лимари (до высоты 40-50 м, проходя перед ней они будут справа мимо заправки и селения Сокос, здесь мощная развилка дорог), поворачивает влево и идет вдоль реки (проходя мимо селения Салала и ответвления (вправо) дороги D-565 на Барразу), далее, свернув вправо, пересекает реку и уходит в горы (поднимаясь до 220 м; здесь по-прежнему раздельные полосы (по две в каждом направлении) и много домов, селений и зелени; развязка дорог), справа много полей. Далее дорога 5 идет на север (на высоте 100-200 м), пересекает реку возле Куэбрады-Сека, затем пересекает еще одну реку, платный пункт, перед поворотом на Тонгой мощная развязка, трасса пересекает несколько небольших речек-ручьев, мощная развязка с ответвлением (влево) дороги на Гуанакуэрос. Трасса приближается к океану и проходит мимо (он слева на берегу океана) городка Лас-Такас. От Лас-Такаса остается где-то 17-18 км до города Кокимбо.
Кокимбо Ла-Серена Домейко (132 км, а между Кокимбо и Ла-Сереной около 10 км по равнине). Дорога 5 сначала идет вдоль берега, потом (после полицейского чек-поста) немного отходит от берега, идя на уровне 100-200 м, и возвращается к океану в городке Лос-Хорнос. Затем она уходит вправо в горы Куэста-де-Буэнос-Айрес (Склон Хорошего Воздуха), делая две большие петли (идет серпантином), при этом поднимается до 570 м, потом плавно спускается до 450 м. Здесь справа поворот на селение Ла-Игера (La Higuera). Вокруг пустыня Атакама. Здесь песок плюс камни плюс отдельные кусты (или кустики). Бывает, что кустов совсем нет (то есть только песок и камни), а временами только песок. Селения расположены в полуоазисах, где есть деревья. Но часто отдельные дома стоят и не в полуоазисах, а просто возле дороги. К слову, ремонтируют дорогу и в Атакаме.
После Ла-Игеры дорога идет по плоскогорью (на высоте 350-450 м), спускается к пересохшей реке (280 м), идет вдоль неё, пересекает её и начинает монотонный подъем в горы (до 1300 м), при этом дорога проходит, в частности, через Инкахуаси (790 м) и является серпантином на участке 1050-1300 м. Затем трасса идет на высоте 1100-1200 м, и начинается спуск к Домейко (800 м) (при этом дорога проходит мимо Посады-эль-Эскориал (950 м) и селения Качиюйо (850 м)).
Домейко-Вальенар (66 км). Сначала подъем с 800 до 1150 м, а затем плавный спуск до Вальенара (400 м). Вальенар расположен справа от дороги через реку. В нем много зелени.
Вальенар-Копьяпо(150 км). Дорога 5 идет по плоскогорью в пределах высоты 400-600 м. Высота Копьяпо 400 м. В Копьяпо также много зелени, есть скверы.
За Копьяпо длинная зона зелени, поля, огороды, теплицы. Населенная зона. Но примерно за 130 км до Чанарала (то есть где-то за 40 км до Калдеры) опять наступает Атакама. Но здесь её кусок короткий. Справа тянется невысокий хребет.
От Копьяпо до Калдеры 74 км. После Копьяпо дорога поворачивает влево к побережью, спускаясь с 400 м до 60 м (возле Калдеры). Перед Калдерой справа какие-то промышленные разработки (песка?), поселок, аэродром. Сама Калдера слева. В Калдере отели есть прямо возле трассы.
Калдера-Чанарал (93 км). Дорога идет по побережью Тихого океана, местами поднимаясь до 200 м. Среди песков появились большие камни. Россыпи больших камней. (где-то перед Эль-Морадо курумники). Справа селение Роса-де-Фламенко. Слева, на берегу океана, много домов. Берег в основном каменистый, но встречаются и песчаные пляжи. Чанарал расположен справа, на высоте около 20 м.
Чанарал Агуа Верде (175 км). От Чанарала дорога 5 поворачивает вправо, в горы, поднимаясь. Вверху снова типичная песчаная пустыня. Затем поворот налево, и дорога идет на север, серпантином поднимается до 700 м. Здесь (в 25 км от Чанарала, на высоте 700 м) стоит знак 1000 км от Сантьяго . Далее дорога идет на высоте 500-700 м, потом поднимается до 800 м. Здесь (в 120 км от Чанарала) дорога 5 уходит вправо (на высокогорную пустыню Атакама), а от нее влево отпочковывается национальная дорога 1 (которая идет в основном по побережью Тихого океана) до города Тальталь, лежащего на побережье (до него остается около 25 км).
Еще через 43 км дорога 5 достигает высоты 1650 м, затем (через 11 км) полицейского поста (слева) и еще через километр селения Агуа Верде (с заправкой, справа) (здесь высота 1550 м).
От Агуа Верде около 8 км до Руинас Британия (1950 м) и 25 км до заправки и домиков справа.
Отсюда 13 км до высоты 2000 м (далее высота вырастет до 2150 м и затем будет падать), 158 км до посады (домика) (700 м) и 175 км до индустриального городка Ла-Негра (слева, высота 500 м). Отсюда до Антофагасты, лежащей на берегу океана, 20-25 км.
Антофагаста достаточно большой городок, в целом приятный.
Антофагаста- Токопилья(Tocopilla) (183 км по дороге 1, идущей по берегу океана). Температура воздуха на берегу океана вечером была 16 градусов по Цельсию, то есть вполне комфортной. Сразу после Антофагасты (в месте с координатой 23 градуса 27 минут южной широты) справа от дороги расположен светло-зеленого цвета памятник Тропику Козерога (или Южному Тропику). Здесь в день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря) в полдень Солнце находится в зените.
Затем слева появляется красивый залив, и дорога отходит от океана и далее идет на некотором удалении от него (между ними есть даже небольшой хребет, впрочем, как и справа от дороги). Затем левый хребет заканчивается, и дорога снова подходит к океану, но опять же идет не по самому берегу. От дороги 1 отходит в сторону океана много маленьких дорог. На берегу океана дома. От Антофагасты до Хорнитоса 80 км.
Хорнитос Калета-Мичилья (Michilla) (25 км) по побережью (по берегу будет пролегать путь и дальше, до Токопильи).
Калета-Мичилья Токопилья (78 км) (по дороге 1). От Калеты-Мичилья 20 км до руин селения Кобижа (Cobija), 25 км до руин селения Гатико (Gatico) плюс целый дом (но не жилой) (а через 2 км кладбище). Далее будет устье дороги В-178 (справа), начало Токопильи (75 км), центр Токопильи (78 км).
Токопилья Калета-Сан-Маркос (Кальчёльда Она) (120 км по дороге 1). От Токопильи 25 км (на высоте не более 200 м) до входа в сравнительно длинный (около 800 м) тоннель Гальегуильос (Galleguillos) (на высоте около 100 м), 80 км (на высоте менее 100 м) до реки Лоа (где контрольный пост), 95 км (на высоте не более 250 м) до устья дороги А-750 (справа), 120 км до Калеты-Сан-Маркос (Кальчёльды Она).
Калета-Сан-Маркос Икике (110 км по дороге 1 на высоте не более 200 м). От Калеты-Сан-Маркос 32 км до устья дороги А-730 (слева), примерно 40 км до селения Рио-Секо(?) (на самой трассе), 50 км до устья дороги А-750 (справа), 53 км и 56 км соответственно до дорог А-690 и А-680 (слева) (обе дороги кратчайшим путем идут к океану). Примерно через 70 км появляются домики, слева порт, много судов, ответвление дороги налево. Примерно через 75 км международный аэропорт Диего Аракена (Aracena), а через 110 км Икике.
Переход от Икике (Iquique) до Арики (Arica) (протяженностью 310 км, в основном по пустыне Атакама) разделяется на 3 участка (3 дневных перехода): Икике-Хуара(Huara) (65 км), Хуара-Куйя(Cuya) (около 130 км) и Куйя-Арика (около 110 км).
Икике-Хуара (65 км). От Икике 40 км крутой подъем (до 1100 м) до дороги 5 и исторического поселка Хумберстоун (Humberstone) (на высоте 1050 м) (здесь старинные дома, старинная фабрика) (этот поселок, правда, останется справа в некотором отдалении). В одном месте вначале дорога пробита в скалах, затем встречается городок, и подъем становится более плавным. Отсюда до дороги 5 около 35 км. Далее полка. Затем снова долгий и существенный подъем. Впрочем, местами есть небольшие спуски. По сторонам песчаная пустыня Атакама.
Далее маршрут проложен по дороге 5 по высокогорному плато (на высоте около 1100 м, лишь в ущелье Тиливиче слегка опускается до 1000 м) по пустыне Атакама. Отсюда до Арики остается 257 км. Вскоре на пути справа появляется оазис, огороженный забором. От Сантьяго 1820 км. И далее поселок Хуара.
Кстати, я раньше не написал, что километровые таблички в Чили с числами, кратными 10 большие, а с остальными числами маленькие.
Хуара-Куйя(Cuya) (около 130 км). От Хуары вправо уходит дорога А-55 в Боливию. Дорога 5 здесь высокогорная, и на ней почти нет полосы отчуждения. Она бежит по высокогорному плато (на высоте около 1100-1200 м). В 40 км после Хуары местечко Тамаругал, здесь слева домик с мини-базаром (это напротив дороги А-455, уходящей вправо на Согу). Слева много деревьев. Затем поселок (с обеих сторон) с перекрестком дорог (вправо уходит А-45) и спуск к реке Тиливиче (полувысохшей, но с деревьями на берегах) и опять подъем. Потом еще одно русло полувысохшей реки Тана с деревьями на берегах, и опять подъем вдоль ущелья этой реки. А затем спуск к Куйе (справа появится полувысохшая река Чиза).
Вообще же, на пути от Хуары к Куйе после пересечения с дорогой А-375 (справа) и А-378 (слева) высота понижается плавно сначала до 600 м, а затем до 100 м (в Куйе).
Куйя-Арика (около 110 км). После поворота направо дорога поднимается до высоты около 1300 м и так идет до устья (справа) дороги А-35 (40 км от Куйи).
После этого места следует длительный спуск (спуск с высокогорного плато). На этом спуске дорога расширяется, становится трехполосной (в основном две полосы на подъем и одна для спуска). Справа (среди зелени оазиса) на высоте 450 м (в 18 км от устья дороги А-35) расположено селение Чака. Отсюда до Арики остается около 50 км. После селения Чака дорога опять становится двухполосной. Спуск продолжается до высоты 300 м.
Затем (через 13 км после Чаки) следует поворот направо (на север) и после моста (через русло высохшей реки Чака) подъем на плато на высоте 600 м. Кстати, во время этого подъема ветер был сильным и встречным. Отсюда до Арики остается 36 км. Некоторое время (на протяжении 15 км) дорога идет на этой высоте 600 м (локальное плато). В 21 км от Арики (справа от дороги) встречаются древние индейские фигуры Deidades Tutelares (рядом устье (справа) дороги А-31). После этого начинается спуск к Арике, лежащей на берегу океана.
От Арики до границы с Перу (местечка Конкордия) 18 км. Дорога идет сначала по берегу океана, а затем на некотором отдалении от него, на высоте 0-100 м. Впереди появляется чилийский пограничный пункт, а затем, на некотором расстоянии от него и перуанский. И я оказываюсь в Перу.
Итак, закончилось мое пересечение Аргентины и Чили от Рио-Гальегоса до чилийско-перуанской границы. За 49 дней пройдено 5400 км (из них по Аргентине 3200 км и по Чили 2200 км). При этом пройдено три интересных участка: юг аргентинской Патагонии, высокогорный переход из Аргентины в Чили и чилийская пустыня Атакама.
|