Ощущение драйва и легкости стало моим постоянным спутником задолго до поездки в Крым. Я был уверен, что этот сентябрь будет особенным, по крайней мере, для меня.
Действительно, все шло по плану, включая погоду. Группа курсантов сформировалась недели за три до выезда. В Медведе забронированы 10 двухкомнатных люксов. Мой мотор прошел ТО и апгрейд, как раз перед поездкой. И в обычно суетный день отъезда, все шло ровно. Даже таможня, несмотря на забитый снаряжением прицеп, была пройдена очень быстро и без накладных расходов.
Доехав до Мариуполя, Пудов и я устроили себе маленький отдых на берегу азова. Посидели за шашлычком в Санта-Барбаре и уже в вечерних сумерках отправились дальше. Пустая трасса, отличное настроение, погода кайф! Разумеется, нашлись добрые люди
По-очереди, словно сговорившись, позвонили два человека и пожаловались, что мест в Медведе нет. Шок 10 номеров было забронировано и вдруг ничего нет?! Оказалось, что кое-кто из команды занял два номера без предварительной договоренности, втихую. Но Михалыч всегда принимает нас как родных: все были размещены по высшему разряду.
В Коктебель приехали в два ночи. Из-за непоняток с номерами решили заселяться утром. А где в Коктебеле можно нескучно провести ночь, как не в Сан-Тропе ? Тем более, что компания организовалась быстро: Олег, Петров, Юрий и я. Сказано сделано. В отель с рассветом вернулись два с половиной человека.
Курсанты
Отоспаться по приезду не удалось: пришлось вылезти из постели после обеда. Надо было познакомиться с ребятами, раздать и настроить снаряжение. Специально для наших курсантов: для регулировки подвесок и занятий, на территории отеля поставили тренажер (благодарим Сергея Михайловича). Пока занимались настройками, провел вводное занятие: объяснил основные законы и принципы полета и безопасности. На Жене протестировали возможности протекторов подвески Luna (пару раз уронили).
Все ребята оказались серьезными, адекватными людьми, поэтому я про себя радовался, что мне предстоит заниматься именно с ними. Было видно, что плакать, капризничать и откупаться от инструктора никто не будет.
Вечером того же дня каждого запустили с северного склона. Курсанты, как обычно, мало что поняли, но глаза загорелись. Следующим утром занимались на склоне, а вечером провели видеокурс по распространенным ошибкам. 8 числа север усилился, и мы весь день посвятили теории и занятиям на тренажере, чтобы не тратить на это время на полетах. Еще укладывали запаску и отрабатывали ее выброс. Весь следующий день провели на склоне: осваивали обратный старт и технику управления крылом на земле. В перерывах спускались пообедать в Хуторок и поплавать с дельфинами. 10 и 11 сентября изучали правила расхождения в воздухе, водили обезьяну , работали над прямым стартом. Две ночи подряд устраивали французскую и крымскую вечерины. Французы выставляли свое вино и сыр (у которого был специфический вкус и запах). Для ответной вечеринки из запасов винного завода в Коктебеле были изъяты несколько бутылок Мадеры 76 года.
Следующие три дня тренировались и летали опять на северном склоне. Как раз в это время у наших курсантов стало получаться управление крылом на земле. Даже критичный к себе Алексей заметил, что начал получать удовольствие от работы с куполом. Теперь каждый мог взлетать самостоятельно. Далее только закрепляли полученные знания и нарабатывали практику. Благо погода благоприятствовала. Только боевую операцию по применению спасательного парашюта удалось провести лишь раз. Но участвовали в ней все.
Погружение
Мало нам приключений. Подавайте все что есть! Дайвинг, так дайвинг .
Лукавлю, конечно, страшно погружаться туда Хоть и рядом все, а все равно боязно. Но не попробовать нельзя, да и любопытно.
А началось все просто:
- Ну что, Федор, посидим на дне с дельфинами? Я тебе подышать дам. (может быть)
- Спасибо, Юрий, что-то не хочется. Я чет очкую.
Так слово за слово и договорились. Разумеется, никакого инструктажа не было: мы с Пудовым без слов друг-друга понимаем.
Ок . Пудов уже на дне машет руками зовет. Надеваю маску и ныряю. 5 метров, конечно, не очень глубоко, но пока доплыл до Бенедиктовича, пока продулся и зацепился за него, уже и кислород на исходе. Легкие горят . Юра, явно забавляется, глядя как я, словно воздушный шарик, медленно всплываю вверх задом и при этом тяну руку к загубнику: Дай же подышать, гад ! Пудов само спокойствие. Не спеша протягивает мне загубник. На конец-то! Делаю вдох, заглатываю воду, выдох, еще вдох. Отдаю загубник обратно. Все делаю быстро, чтобы он тоже подышал. А Юра опять спокойненько так дышит. Мне же приходится постоянно подгребать, чтобы не всплывать, поэтому кислород быстро сжигается. Опять тяну руку к загубнику: Дай! Пока приспосабливаюсь к этой дурацкой штуке, глотаю воду. Вот фигня! Все, надоело, всплываю.
Вскоре всплыл Бенедиктович и начал меня подкалывать по поводу нервного поведения на дне. Рядом сидят ребята. Смеются. Я делюсь впечатлениями от приключения и вкуса морской воды. Тоже шучу. До тех пор пока мне не сказали, что прежде чем вдохнуть, надо продуть загубник. А, что раньше сказать не мог, Юра? - возмущаюсь я. Повеселились в общем.
Потом еще пару раз нырял, но уже с грузами. Оказалось прикольно!
Но совершенно другой кайф погружение со снаряжением. Ощущение невесомости, только немного приторможено. Рядом снуют дельфины. Просто песня! Правда, кроме дельфинов сновал еще и Петров. Вернее не сновал, а пытался погрузится. Именно пытался, потому что ему это плохо удавалось. Вроде бы и грузы пристегнул, и воздух из компенсатора стравил, а не тонет. Разумеется, без комментариев к действиям Андрея не обошлось ( Сколько же в тебе, Петров , что ты не тонешь? ). На второй день нашему помощнику инструктора вода покорилась.
Безусловно, все у нас получилось, и вообще стало возможным, только благодаря нашим близким друзьям: заботливым и жизнерадостным людям Повелителям дельфинов и всякой животинки .
Ну что, Алла, сначала подсадила нас на дельфинов, а теперь и к дайвингу пристрастила? Ничего, мы вас всех на крыло поставим!
Запаска
Северный ветер на Клемухе для курсантов, как коробка автомат для начинающего водителя. Просто, комфортно и безопасно. Но в реальных условиях все может быть по-другому. Поэтому с нашими курсантами мы отрабатываем навыки применения запаски. В обязательном порядке все набивают руку на тренажере, но боевое применение это совсем другая тема. Поэтому курсантам, да и пилотам, всегда предоставляем такую возможность. Даже просто увидеть в реальной обстановке раскрытие очень важно (в мае предыдущая группа воочию наблюдала реальное непостановочное применение).
Вот только для выброса нужен юг, а тут все время север.
Итак, два человека из группы уже настроены. Ждем, когда задует в Тихую бухту. И вот 15 числа свершилось. Загружаемся к Леше в басик и едем в Тихую . По дороге еще раз инструктируем Женю. Он у нас первый. По приезду Юра раздает всем указания. Пока мы с капитаном поднимаемся на старт, ребята закрепляют сигнальный буй. Петров настраивает свою аппаратуру.
Женя заметно нервничает. Я его понимаю: стартовать придется с крутого откоса, который совсем не похож на пологий северный склон. Техника старта здесь несколько отличная. Объясняю, как стартовать и к чему следует быть готовым. Ветер достаточно свеж для курсанта, но Евгений на тренировках все делал четко, поэтому мы были в нем уверены.
Готовность минута. Еще раз проговариваем действия. Старт. Как я по учебнику, капитана моментально оторвало от земли: резковато вывел купол. Но Aries аппарат надежный: стабилизировался моментально. Дальше все прошло как по маслу. Женя отошел в море и выбросил запаску. Правда рванул ее так мощно, что она вылетела из контейнера как черт из табакерки. Раскрытие, контроль основного купола и приводнение прошла штатно. Остальное на фото и видео.
Жаль, погоды для выбросов больше не представилось. Но задачу минимум мы выполнили: все курсанты увидели боевое применение запасного парашюта, поучаствовали в спасении приводнившегося пилота и один получил бесценный опыт.
Motor Flight
Пять дней ждали погоду, чтобы полетать на моторах. И вот 10 сентября вечером взлетели. Оставили Петрова с курсантами отрабатывать прямой старт, а сами рванули на Коктебель.
От ангара вдоль северной кромки горы до памятника прошли на минимальной высоте. Там тандемщики, планеристы и чайники устроили карусель. Не задерживаясь, прошли над ними и далее через гору Волошина полетели на набережную.
На пляже еще тусил народ, а у Юнги готовился к открытию джазовый фестиваль.
Над набережной спустились на 30 метров. Чувствовалась легкая болтанка: из-за северо-восточного ветра немного роторило. (Но для EX-V это не помеха, особенно если идешь на максимальной скорости. Главное, чтобы тяги хватало для выхода из зон нисходящих потоков.)
Пудов добрался до дельфинария раньше меня, поэтому пока я летел, он успел шокировать публику пилотажем. Луп, САТ и граунд-спираль над водой смотрятся эффектно, но несколько жутковато для простых туристов. Потом покрутились над дельфинарием, поработали в парном спиральном вращении. Дельфины, заметно нервничающие вначале, к финалу нашей тренировки, казалось, с любопытством смотрели вверх.
Вскоре Коктебель окутали вечерние сумерки (которые очень быстро перешли в ночную тьму), и я с удивлением отметил, что ориентироваться в воздухе над ярким городком гораздо проще, чем я думал. В ночном небе наши воздушные машины, подсвеченные бортовыми огнями и иллюминацией ночного побережья, как светлячки: сновали и кружились над морем, взмывали ввысь и соединялись во вращении.
Приземлялись на пляж практически наощупь, потом двести метров тащились до дельфинария по набережной, распугивая отдыхающих, как Карлсон жуликов. Моторы поставили у Аллы. (Потом предлагали посетителям дельфинария сфотографироваться с пилотами пилотажной команды EX-AIR. Заработали на бензин.)
В следующие дни взлетали прямо с набережной, недалеко от дельфинария. Бенедиктович катал Аллу, Дашу и Димана (я снимал все это на фото); крутил акро над водой, приводя людей в экстаз (а кого-то в ужас). Потом вместе дурили, носясь по кромке прибоя и цепляя вершины волн ногами. Летали друг-над-другом, крутили спирали и винговеры в паре и по отдельности. В общем, кайфовали, насколько это было возможно.
В крайний летный день я летал на прототипе с обновленной стропной. Не очень хотелось пересаживаться с моей ракеты EX-V на кукурузник , ведь в свободном полете это крыло я уже тестировал. Но дело есть дело.
Пристегиваю крыло, взлетаю, набираю пару сотен метров Красота! Юра внизу гоняется за катером. На борту Даша, граф Шереметьев и Алла. Снимаю, как они куражатся. Сбрасываю обороты, набираю скорость и затягиваю правую клеванту, но не сильно, чтобы не сорвать крыло. Что-то слишком ты устойчив Снова разгоняю аппарат. Левую вниз. Уже что-то Повторяю действия, и снова правую. У-ух! Только не убегать Раскачиваюсь над морем, слегка придерживая свою лошадку на входе в горизонт. Признаться, отвык я от таких аппаратов. Очень уж он стабилен, работать можно только на максимальных скоростях. Если не тупить и дать параплану набрать скорость, то можно почувствовать его резвый нрав. (С EX-V все проще : его упрашивать для совершение маневра не надо. Управляемость как на спорткаре, но есть шанс заиграться, только держи!) Потом выполнял горки и клевки, сделал пару грунд-спиралей и так далее (Это тема отдельного отчета)
Aqua party
Под финал случилось самое интересное, когда мы отрабатывали приводнение и спасение пилота, то есть меня. Разумеется, об операции никто не знал. В условленном месте я должен был аккуратно приводнится, чтобы меня спасли . Но полетав часок, и малость расслабившись, приводнился в трехстах метрах от точки. В воде моментально выскальзываю из подвески и с удивлением обнаруживаю, что мой мотор плавает рядом и даже не думает тонуть. Отлично! Машу пролетающему надо мной Пудову: Все оk Через минуту подплыли слегка обескураженные ребята, подняли меня на борт и доставили на базу . Весь спектакль занял минут семь. Все живы и здоровы в том числе: мотор и крыло. Опрометчиво оставленные в карманах мобилку и фотик пришлось похоронить.
Итак, что я для себя вынес с этого действия:
1. Несмотря на положительную плавучесть парамотора EX-AIR, полеты над глубокой водой можно проводить только при наличии специальных спасательных систем. Портативный баллон с дыхательной смесью тоже не помешает.
2. Отстегиваться нужно начинать как можно раньше и выпрыгивать из подвески до касания воды. Если приводняешься в падении, вдохни перед входом в воду и выстегивайся. Только без суеты: лишние движения сжигают кислород и повышают риск запутаться в стропах.
3. В воде можно рассчитывать только на себя. Поэтому необходимо доведи до автоматизма процесс выстегивания из подвесной системы.
4. Летай с командой.
Благодарю друзей за поддержку и участие в Aqua party EX-AIR и всех наших приключениях.
До встречи в мае.
Пилот-инструктор Федор-Неевин
После поездки наш курсант Макс Опарин прислал свои комментарии:
Море, солнце, горы и полный улет на параплане!
Вот вкратце, что можно сказать об этом отпуске.
Мне и моей семье понравилось, и мы планируем приехать снова.
Открыл совершенно новый способ отдыха. Ведь это уже не просто лежание на пляже (хотя и это тоже присутствует), но и еще и новое увлечение, которое тебя полностью захватывает. Ты хочешь еще и еще.
Параплан - это не так просто, как я представлял, но гораздо интереснее и увлекательнее.
Скорее хочется научиться парить в небе и вытворять разные сумасшедшие трюки.
Остается только дотянуть до мая в предвкушении новых приключений.
Кроме этого получил незабываемые впечатления от посещения дельфинария и аквапарка.
Максим.
http://www.ex-air.ru/content/view/75/1/lang,russian/
|