Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
Алтайская Шамбола (или Дикий Алтай)

Андрей Сотников

Алтайская Шамбола (или Дикий Алтай)
Спецкор.  19.01.2009 22:57




Дикий Алтай - когда ты не упал в пропасть, не утонул в реке, не был съеден дикими зверьми, тебя не ограбили пьяные алтайцы, ты не упал с оборвавшегося висячего моста,- как много можно пережить всего за месяц путешествий, если ты решил путешествовать по дикому Алтаю верхом на скутере.


Мой скутер (Honda takt-24 1989 года выпуска) вынужден был провести незапланированную зимовку в Бийске, так как в прошлом году при возвращения из Монголии неожиданно выпал снег застав нас на Алтае. А снег и скутер вещи абсолютно несовместимые. Поэтому путешествие по Алтаю я отложил на следующий год, решив проехать по всем основным дорогам Алтая, включая легендарную тропу Тюнгур-Иня, соединяющую мистическую Уймонскую долину с Чуйским трактом.

Большое, черное, летит и крыльями машет Середина июня - я выехал на Горно-Алтайск. Из Бийска на Горный идет две дороги: прямой и скучный  автобан , по которому едут все, и тихая дорога через Белокуриху. Мы со скутом выбираем последнюю.Выехал в 7 вечера, поэтому еду до последнего. Тревожит мысль, где тут палатку ставить? Лесов в округе нет, схорониться негде. Увидев чахлые деревца вдоль речки, притоптал траву, раскидал камни, чтоб ровнее было, и поставил палатку. Перед сном решил постоять на берегу, типа покурить, хоть и не курю. Вдруг, какая-то большая ночная птица, пролетая вдоль берега по своему привычному маршруту, чуть на меня не налетела, только успел присесть и руками прикрыться. Вот так всегда   стоишь, ни кого не трогаешь, наслаждаешься ночной тишью и покоем и вдруг на тебя летит что-то большое, черное и крыльями машет.

Утром проснулся от того, точнее подскочил, что услышал, как рядом остановилась машина. Выскочил из палатки, оказалось, просто в 20 метрах от меня на берегу находится заасфальтированный козырек земли и на нем приспособились останавливаться машины, чтоб красотой местной любоваться. Кто сказал, что Сибирь холодная страна? Сегодня 34 градуса и это не предел. Не едь я на скутере, пришлось бы отлеживаться в тени под
деревом. Скутер тем и хорош, что на нем жарко не бывает, даже если и нет кондиционера.

На Алтае народ картошку тяпкает. Вроде в XXI веке живем, на иномарках ездим, по мобильникам болтаем, телевизоры наши по двадцать каналов ловят, а мы все тяпкой да лопатой себе на жизнь зарабатываем. А все потому, что в России ни армия, ни нефть, ни политики есть главный народный спаситель, а обычная картошка. Случись что она одна не подведет, не бросит, не даст с голоду пухнуть. Народ это знает и ей одной верит. Скажу более, мы до тех пор не станем полноценно цивилизованной страной, пока наш народ живет этой самой картошкой.

Проехал Старо-Белокуриху. Странное поселение. Все села в России одинаковы, друг на друга похожи   везде нищета да разруха. А здесь дома крепкие, дворы чистые, зажиточные. И каждому встречному крестьянину не хочется милостыню подать. Уже забыл, где такие села видел. Засмотрелся на трех орлов, круживших в небе. А может это не орлы, а соколы или ястребы? Я человек малообразованный, советскую школу оканчивал. Да и кого ни спрашивал, ни кто точно не знает, что за хиьники в Сибири водятся. Мы в Гарвардах не учились, все одинаковые знания имеем.

Тьфу ты, сороку кто-то сбил. Саму ее не видно, только душу раздирающий жалобный сорочий треск из кустов доносится. Проехал два искусственных озера где, вероятно, рыбу разводят, в всяком случае я еще ни где не видел такого огромного количества крупной рыбы в одном кубометре воды. Как они ее вылавливать будут? Если закинуть сеть, то ее и не вытащишь. По мере приближения к Катуни, въезжаю в курортную зону. Количество
народа заметно увеличилось. Переехал на противоположный берег Катуни по висячему платному мосту. Хоть частных дорог в Сибири еще нет, но мосты уже встречаются. Доходный бизнес. Один раз вложил деньги и только успевай деньги собирать. Передо мной была очередь из десяти машин и так тут целый день. Еду на Чамал. Мне советовали тамошний монастырь посмотреть и деревню художников по соседству.

Приехав в Чамал, поставил скутер под тремя сосенками и пошел спокойно искать монастырь. Возвращаюсь - скутера нет. У меня аж ноги подкосились, но не поверил, что со скутером могло что-то случиться, слишком это нелепо выглядело   приехать в такую тьму таракань, чтоб здесь его потерять. Стал искать и выяснил, что здесь оказывается частная особо охраняемая территория и скутер они прибрали, а с меня стали трясти деньги за переноску. Есть такой бизнес   из воздуха деньги делать, вот они его и претворяют в жизнь. Понять их можно. В стране, где законы почти не работают, где суды защищают тех, кто больше платит, простой народ в суды давно забыл дорогу. Этот случай не исключение, это и есть современный Алтай. Я не как ни мог предположить, что Алтай уже далеко не тот с каким я встречался 5-7 лет назад. Как оказывается быстро и просто
можно загубить свою родную землю, достаточно объявить ее особой туристической зоной и сдать в аренду. Кто-то решил, что туризм это благо? Ни когда он не был благом. Туризм - это массовое уничтожение лесов, загрязнение рек и всего того, что в них живет и плавает. Не говоря уже о человеке. Кто-то решил поставить крест на некогда чистом
Горном Алтае, превратив его в очередной туристический супермаркет под открытым небом? Да, сейчас в некогда нищий Алтай деньги текут рекой, только Алтай при этом целенаправленно вымирает. Возможно может быть высоко в горах еще можно почувствовать дух Алтая, но вдоль Катуни по Чуйскому тракту привычного Алтая уже давно нет, все продано под отели, турбазы, стриптиз бары, казино. Местные жители смотрят на туриста как на врага, в лучшем случае, как на объект наживы. Искренних собеседников, ради которых я сюда ехал, можно найти разве что в глубинке, куда еще не
проник туристический бум. Но и это лишь вопрос времени. Помню как один польский путешественник, объехавший весь мир, когда-то говорил, что в мире осталось два места, куда стоит ехать, это Африка и наша Сибирь, где на туристов смотрят не как на денежные мешки, а искренне им рады. Современный Алтай можно смело вычеркивать из этого списка. Алтай это вам уже не Сибирь.

Столько лет Алтай оставался заповедной землей, тысячелетиями он сохранялся в чистоте и непорочности, а за какие-то последние 5-7 лет он превратился в продажную девку. Осталось еще совсем немного и Алтай будет безвозвратно загублен.

Монастырь на Чамале, это небольшой храм на малюсеньком острове, где монахи как-то смогли создать заповедную зону чистоты, святости и благодати. Входишь в него и  крышу  твою сразу сносит. Не случайно люди сюда едут за тысячи километров, идут и идут непрерывным потоком, как некогда шли в мавзолей. Полярность ныне сменилась, ложные ценности забыты и народ стал кланяться истинно святым.

Третий год удивляюсь своему скуту, который едет и едет. Уже бензин в два раза подорожал, несколько президентов сменилось, даже вечная война в Чечне закончилась, а он все едет и едет. И на этой радостной мысли от скута, точнее от его двигателя, отваливается дюралевая облицовка   тряски наших дорог не выдержала. И все, мой скут больше негоден для путешествий, срочно нужна сварка. Заехал на СТО, говорят, обычная сварка тут не поможет, нужен аргон, который можно найти в Горно-Алтайске.
Прикрутил деталь проволокой и поехал в Горный. На Чуйском тракте встретил памятник  большому писателю  - Вяч. Шишкову. Ни крупному, ни великому, а именно большому, хотя для Сибири он самый что ни на есть великий. В нашем городе тоже стоял его бюст. Каждый год от него отбивали нос местные  патриоты , тем самым вероятно пытавшиеся
обратить внимание администрации на то, что наконец пора единственному крупному писателю земли нашей поставить чугунный памятник. В итоге бюст вообще убрали, как раз перед посещением нашего города очередным президентом. Будь это космонавт или футболист, тогда другое дело, а от писателя государству какой толк, будь он хоть трижды великим? Одни проблемы.

Остановился в поселении именуемом Деревня художников. Родилось оно в те времена, когда большие перестали заботиться о маленьких и маленькие, то есть народ, были вынуждены сами выживать. Государство сказало: Мы умываем руки, решайте свои проблемы сами. Вот они и решают, зимой пишут картины, шьют национальную одежду, лепят, режут, а летом открывают в своих домах салоны, претворяя в жизнь девиз Алтая: хочешь жить, умей вертеться.

В Горно-Алтайске сварку нашел со второго раза. Сначала полдня заваривал народный умелец, но только от него отъехал, деталь сразу отвалилась, к его чести должен сказать, что от денегза потраченное время он категорически отказался, сколько я их не давал. Все приварили на заводе и мой скут стал опять как новенький, хоть езжай на нем вокруг земли. Но кругосветка от нас никуда не денется, а пока нужно хотя бы вокруг Алтая
проехать.

Семизвездочный вигвам

На одном из перекрестков заметил глубоко в лесу странные сооружения необычной формы. Вернулся, так и есть, вигвамы. Откуда они тут? Скутер оставил на дороге, может и здесь частная земля, с новым Алтаем шутки плохи и пошел знакомиться.

Сначала помог хозяину траву косить. Делать это, оказывается, нужно рано утром, пока роса не спала, а я его отвлек от этого важного занятия. Потом сидели в одном из вигвамов, умно беседовали: Оказывается, что когда русским разрешили опять веровать, то не все стали рериховцами, анастасиевцами и прочими нью-буддистами, а встречаются на Руси и
индейцы, - только их у нас очень мало, всего несколько человек. Один из них живет здесь. Чтобы жить в индейском вигваме он 25 лет назад переехал на Алтай, а тут и туристический бум подоспел. Теперь летом он сдает свои вигвамы туристам, зимой изучает индийскую философию и шаманит понемногу. Одно плохо, российские туристы не очень-то спешат жить в вигвамах, им нужен как минимум семизвездочный вигвам со всеми удобствами. Русский человек еще не так давно вышел из советского коммунального прошлого, жизнь в котором мало отличалась от вигвама. А иностранные туристы на Алтай пока не едут, ждут пока из России весь криминал выветрится. Наивные. Въехал в Усть-Канский район. На табличке надпись: средняя высота района 1 тысяча метров. Значит, еду в правильном направлении, впереди Белуха   русская Шамбала.

Мой мозг ни чем не отличается от среднестатистического, поэтому он как и все привык ежедневно перерабатывать кучу абсолютно ненужной информации из газет, телевидения, рекламы. А сейчас у него  застой , но он то уже не способен просто так жит в бездеятельности, поэтому достает из памяти какую-нибудь чушь, виде фразы из кинофильма и прокручивает ее до бесконечности, как пластинка, которую заело. Или например, сегодня целый день перед глазами вертится образ писаной красавицы, виденной вчера на берегу. И даже тот факт, что рядом с ней находился ее муж, старшее ее
как минимум в два раза, мою память ни сколько не смущает. Вообще я заметил, что летом на Алтае переизбыток шикарных дев и жен, просто какой-то несанкционированный конкурс красавиц. Если зимой они требуют от своих мужей бриллиантов о мерсов, то летом их нужно обязательно вывозить на юг. В Сибири ближайший юг   это Алтай.

Взобрался на перевал 1470 м. Не высоко, но скутер ехать с грузом, то есть со мной, отказывается не переносит он высоту, - последние метры пришлось идти пешком. Думаю на нем ехать в Индию и Тибет, но что там с ним делать на всоте 4 000 метров, он там только пластом лежать будет. Думаю, скутеров в Тибете, как транспорта, вообще, не существует. На перевале лежит какой-то вонючий мешок, облепленный мухами, вероятно с требухой. Рядом охотится длинноклювая мухоловка, виртуозно ловившая добычу. Я ждал-ждал, когда же она насытится, а она уже 20 мух истребила и не собирается останавливаться на достигнутом. Плюнул и поехал дальше.Сусликам на Алтае скучно, так они придумали себе развлечение. Сидят по-среди дороги и ждут, пока кто-нибудь подъедет и в самый последний момент, когда твои колеса должны их расплющить, они вдруг дают стрекача. Типа, посмотрите, какие мы смелые. Но сущность-то у них все
равно остается трусливая, сусличья. Бибикнешь ему вслед, так он аж подпрыгнет от неожиданности и страха. Если верить надписи, я въехал в приграничный район, куда разрешен въезд только по пропускам и удостоверениям личности. Нас это не страшит. Мы со скутом не шпионы, не враги народа, попробуем прорваться. Из жилья теперь встречаются только алтайские поселения. Понять это не сложно. У алтайцев рядом с русской избой еще стоит шестиугольный шатер, в котором те живут летом.

Середина лета, а въезжаю в осень - народ ходит в кофтах и пальто. Район сугубо горный, воду из ручьев уже не кипячу, чище от этого она все равно не станет.

Дальше на юг степь, Монголия и пустыня Гоби

Сотовая связь не ловит, телефон возмущается, пишет одно SOS. Дальше по курсу засушливая степь, средневековая Монголия и безжизненная пустыня Гоби.

Прошел паспортный контроль. Стоит фанерная будочка посреди степи, где пограничник мне долго выписывал никому ненужный пропуск. На обратном пути я должен был сдать его назад. Сказал им, что возвращаться буду по другой дороге. Не поверили, - говорят, - других дорог здесь нет.

Еду в уймонскую долину к староверам. Интересно, что это за староверы, к которым асфальтовая дорога идет? Места здесь действительно благодатные, и туризм к счастью еще не проник, но настоящих староверов тут не найти. Вместе с цивилизацией отсюда ушли староверы в более глухие места. А те что остались, только именуют себя староверами, да бороды по-старинке носят. Жила здесь последняя старушка, которая и электричеством не пользовалась, и от пенсии отказалась, и людей нечистых не принимала, но и та недавно умерла.

В Уймонской долине познакомился с бардом Александром Звенигородским. Еду по тропинке и вижу, навстречу мне едет на велосипеде бородатый молодой мужчина и улыбается. Много ли в России улыбчивых людей? Разговорились, оказалось, что в Уймонской долине есть целое поселение странных людей   помимо него живут писатели, художники, философы, но больше всего рериховцев, ибо когда-то в этих местах побывал Рерих и предрек, что возрождение мира начнется именно с Уймонской долины. Вот они собираются здесь и ждут.

Зашли в избу к барду. Внешне дом как дом, ни чем не отличается от всех остальных, но стоило только войти внутрь, как традиционная русская изба превратилась в музыкальную студию, наполненную всевозможной звукозаписывающей аппаратурой. Зимой он ездит по России, дает концерты, в перерывах живет здесь, сил набирается. Побеседовали, песни послушали, потом пошли к соседям. Зашли к одному из первых советских рериховцев, послушали рассказал о встречах со Святославом Рерихом. В другом доме жила целая
группа питерских рериховцев. Но беседы с ними не получилось, ибо наслушавшись разговоров об их высокой духовности и уникальной миссии, носителями которой они являются, я в шутку назвал их рерихнутыми, после чего они меня чуть не прибили. Все в этом мире меняется, только рериховцы остаются неизменными. Уже лет пятнадцать с ними не встречался, а они все такие же носители высоких духовных ценностей, правда при этом забывают об элементарных человеческих качествах.

Много еще чего я увидел и услышал в Уймонской долине, расположенной недалеко от Белой горы, Белухи. Староверы, а не Рерих, считают, что именно здесь находится святая долина, ковчег спасения. А на самой Белухе, живут святые люди, которых многие видели. Если человек с чистым сердцем идет на гору, он может у подножия увидеть старца, сидящего в позе лотоса или на вершине людей в белых одеждах. Когда прокричат петухи
на Белой горе, - говорят они, - начнется новая жизнь. Сейчас идет процесс обратный. От староверов же я услышал реальную легенду, о том как их группа в прошлом веке пошла пешком через Монголию искать святую землю или Шамболу. Пришли в Индию, а их местные святые спрашивают: Зачем вы к нам пришли, у вас самих на Алтае сидят тысячелетние старцы, идите к ним.Еще сказали, что они сами мудрости учатся по русским пословицам, где сокрыта вся мудрость мира.

Тропа Тюнгур-Иня

Переночвал в Уймонской долине и вышел на тропу Тюнгур-Иня. Мне сказали, что где-то здесь будет сверток, идущий к каменным бабам. Их в мире в естественных условиях почти не осталось, только в Монголии, да в отдаленных уголках Алтая встречаются последние их представители, остальные расстощили по музеям и ново-русским дачам. Как это можно
надгробный камень половецкого воина ставить у себя на даче? Автомобильной дороги здесь нет, но в прошлом году по тропе впервые в истории проехали сибиряки из новосибирского джип-клуба экстремальных путешественников Offroadmaster. Колеса своих машин они накачивали водой, чтоб не перевернуться, сняли левые двери, чтоб успеть выскочить и еще была придумана масса приспособлений, чтобы пройти эту тропу первыми в мире. И они прошли. Этому я постоянно встречаю подтверждения - джип-клубом была проделана вторая колея, расчищены каменные завалы, построены мосты. Дорога необычайно сложная. Пятьдесят лет назад ее не достроили, даже кого-то расстреляли за это, только это не помогло.

Сегодня алтайские власти в своих предвыборных обещаниях каждый раз вспоминают о дороге, соединяющей Уймонскую долину с Чуйским трактом, но потом благополучно о ней забывают, может это и хорошо, потому что она может поглотить весь бюджет Горного Алтая на несколько лет. В итоге проехать на машинах здесь смогли только сибирские экстремалы и ни кому не посоветую повторить их опыт. Бессмысленно. Мне этот опыт помог тем, что узнав о том что тут прошли джипы, у меня появилась надежда, что и я пройду. А вообще-то здесь ездят только на лошадях и велосипедах. А скутер же, как известно, это тот же велосипед, только с моторчиком. Земляника меня совсем измучила, ехать не дает   растет у самой тропы, сама в рот просится, да крупная, каждый раз приходится останавливаться и витамины на зиму накапливать.

Проехал чугунную плиту с надписью:  Здесь проходили бои героического красноармейца товарища Сухова . Так вот где на самом деле воевал товарищ Сухов из фильма  Белое солнце пустыни  и Средняя Азия тут ни при чем. Нашел отворот от тропы. Обследовал его, не хочется каменных баб упустить. Другой такой возможности в моей жизни может уже не быть. Баб не обнаружил, но нашел заброшенную  жилую  избушку, а в ней гнездышко с голубоватым яичком. На обратном пути встретил косулю. Что-то много их
сейчас развелось, в этом году уже четвертую вижу, хотя специально по лесам не шастаю. Увеличение их поголовья доказывает тот факт, что русский человек перестал голодать и за мясом теперь ходит в магазин, а не в лес с ружьем и капканом.

На следующем ответвлении опять ищу баб, на сей раз нашел целых пять штук, хоть и не сразу. Меня предупреждали, что сразу они ни кому не открываются,  сначала поводят, потом только откроются . У каждой бабы свое лицо, одни улыбаются, другие суровы, третьи ко всему индифферентны. Прям как мы. Точно ни кто не знает, для чего они были
созданы, когда их устанавливали, письменности в нашем понимании не существовало. Вероятнее всего, это погребальные камни древних половецких воинов, которые стоят здесь с тех пор, когда Русь переживала никогда не существовавшее татаро-монгольского ига, а были русские (половецкие) воины, которые держали в страхе всех соседей, в том числе и Европу. И называлась земля в то время вовсе не Русью, а Тартарией. Достаточно
взглянуть на любую старую карту примерно до семнадцатого века. Просто историю пишут люди, не боги и им ни что человеческое не чуждо, потому неудобные факты из истории вычеркиваются. В эпоху Романовых история была переписана на современный лад, так и появилось татаро-монгольское иго.Вот вы какие, каменные идолы прошлого. И не надеялся я вас увидеть. Сибирь не так богата свидетельствами своей древности: наскальные первобытные рисунки, да каменные бабы, - это, пожалуй и все, что осталось. И те доживают последние дни. Нужно спешить, чтоб успеть их посмотреть. Думаю, мы последнее поколение, которое еще способно их увидеть в естественном виде.

Смотрят каменные бабы строго на Восток, откуда течет Катунь. А тут еще какие-то грозные звуки из тайги доносятся, духи прошлого о себе напоминают, или это просто олень кричит? Какими бы каменными эти идолы не казались, но палатку рядом с ними
ставить не советуют. Как предупредили староверы, если поставить, они всю ночь спать не дадут,  водить  будут. Я проверять этого не стал, кто хочет, езжайте и проверьте, потом мне расскажете.

Вот и первый серьезный брод, чего я и боялся   не умеет скут броды проходить, его вообще для города создали, никак не предполагали японские конструкторы, что их детище при жизни в России через горные реки сигать будет. Ручей метров десять шириной, но если бы не каменные завалы, то можно бы рискнуть прорваться. Сейчас нет ни какого шанса. Но безвыходных ситуаций как известно в этом мире не бывает, Господь всем оставляет как минимум один выход, нужно не отчаиваться и искать его. Смотрю, рядом
стоит  Уазик  и несколько человек пикник устроили, даже они не решились далее ехать.

Пошел договариваться о помощи. Это оказались молодые староверы, которые иностранных туристов, белорусов, возят по алтайским красотам. Русский русского в беде не бросит, будь он хоть трижды старовер. Разулись и совместными усилиями перетащили скут.

Староверы предупредили, что впереди меня ждет еще один брод и там уже точно ни кто не поможет. Чуть задумался и все же решил прорываться вперед, как можно повернуть назад еще и с трудностью не столкнувшись. Далее дорога наезжена гораздо хуже. В советское время по этой тропе гоняли скот из Монголии, для других нужд тропа не использовалась, да это и не возможно. Встретил двух велотуристов из Кемерово, ехавших мне навстречу. Не легко, - говорят, - тебе будет здесь на скутере ехать, они и на велосипедах умаялись. И белорусы и эти, кемеровчане, все почему-то хотят со мной фотографироваться, будто я  звезда . Видно здесь верхом на скутере я выгляжу совсем дико, будто они встретились с инопланеняниным, расскажут кому, не поверят, нужно доказательство встречи.

Ты тут похудеешь

Начался подъем на длиннющий перевал. Дорога раздвоилась на верхнюю и нижнюю, я выбрал нижнюю. Думаю, хоть лететь меньше придется. Почти сразу нижняя дорога превратилась в тропинку, которая проложена над самым обрывом, порой в полуметре от него. Ставлю скутер на подножку и каждый раз становится страшно, если упадет вправо, то скутер будет пожертвован Катуни. Поэтому все самые ценные вещи переложил в заплечный рюкзачек. Вот где овладеваешь действительно виртуозной техникой езды на скутере, филигранная работа   любая малейшая ошибка может стать последней. Чуть руль не так повернул или слегка перегазовал и все, ты летишь на скутере с обрыва. Хотел сегодня за один день проехать эту тропу, тут всего 70 километров, но где тут. Не еду, а ползу.

Какой-то бесконечный подъем. И зачем мне нужно было этот Тюнгурский прорыв себе устраивать? Все равно здесь на скутере больше ни кто не поедет, я первый и последний сумасшедший, подобных мне идиотов верхом на скутере больше нет. Я когда через Интернет искал попутчиков, понял, насколько это бессмысленное занятие. Другого такого даже в природе не существует, во всяком случае в русской природе.

Подъем настолько крут, что скут, собака этакая, своим ходом уже не идет даже без седока приходится на собственной мускулатуре его затягивать, а она уже на исходе. Колесо заднее пробуксовывает, почва мелкокаменистая, песчаная, а задняя покрышка совсем лысая. Но нужно отдать должное российской резине, за два года экстремальной эксплуатации, не было ни одного прокола. Да, опыт уникальный - езда на скуте с ежеминутным риском для жизни.

Способ передвижения у меня теперь следующий: сначала один поднимаюсь вверх метров на десять, забрасываю рюкзак, потом возвращаюсь за скутером, убираю по дороге крупные камни с тропы. По всему видно, что по нижней тропе до меня ни кто даже на мотоциклах не ездил, только на конях.

Сейчас главная задача моей жизни - любой ценой на перевал забраться, где тропинка должна соединиться с дорогой, по которой шли новосибирские джипы, - там всяко легче будет. Главное, чтобы сил хватило   это теперь моя главная мысля. Еще вода давно закончилась, а жара как в Африке, тут еще бензин в канистре постоянно булькает, на нервы действует.  Да, ты тут похудеешь  - вспоминаю слова кемеровских велосипедистов, напутствовавших мне и скрипя зудами толкаю скут вверх. Скутер постоянно на меня заваливается. Катить его приходится под наклоном к себе, чтоб в Катунь обоим не сыграть. Еще ноги о раскаленные нижние детали все обжег. И за что мне это испытание, какие это я грехи отрабатываю. Если и отрабатываю, то на весь мой род хватит на сто лет вперед.

На скутере тяжело, но я не представляю, как здесь на машинах шли? Им нужно прижизненный памятник поставить за это, а им, насколько я знаю, даже не засчитали этот проход, Москва не поверила и первое место кому-то другому присудила. А они ведь не просто ехали, они еще и дорогу прокладывали, вторую колею прокапывали, мосты строили, завалы разбирали   причем все бесплатно. А еще смеют говорить, что пора романтиков уже прошла и мы живем в век прагматизма, всепокупаемости и вседозволенности. Одним словом, этот джип клуб проделал то, что не смогла сделать вся
алтайская администрация за все годы ее существования. Да если здесь пройдут еще несколько джип-клубов, то дорога Тюнгур-Иня появится сама собой без всяких администраций.

Последние десять метров толкаю скут в гору около часа   никак не меньше. Сил совсем не осталось, на одной злости иду. И наконец вершина. Сошлись тропы, ехать стало заметно легче. Просматривается автомобильная колея, хоть в ее существование на такой высоте, под таким смертельным уклоном и не верится.

На вершине перевала нашел столб с заржавелой табличкой:  Геодезический пункт. Охраняется государством . Нечто подобное я встречал в Туве, только там было написано:  Кто надругается, тот будет наказан Богом . У каждого народа свои традиционные страхи: русские боятся государство, тувинцы Бога.

Услышал, а потом увидел ручей. Хоть напился, сил прибавилось. Но палатку тут ставить нельзя. Места дикие, не ровен час, хищник какой на водопой пойдет. Как-то он на мою палатку отреагирует, стоящую на его тропе. Скутер еще тем хорош, что он своим тарахтением заранее зверей распугивает. Не случайно говорят, что когда один ходишь по лесу, нужно петь песни, чтобы звери заранее разбегались.

На перевале вдруг въехал в березовую рощу. Откуда она взялась на такой высоте? Тут решил и ночевать. Правда, место тревожное, даже не знаю почему, но это сразу чувствуется. Нужно быстрее ставить палатку, пока тьма не опустилась. Но не успеваю, и в кустах  оживают  устрашающие хищные тени, во всяком случае мне так кажется. Потому даже костер разжигать не стал, поставил палатку и сразу нырнул в нее. Спал тревожно.
Долго не мог уснуть, все прислушивался к каким-то звукам. То ли мыши, то ли кроты рядом бегали, чуть ли не под палатку залазили. А ведь у меня даже оружия нет, окромя ножа. Это все, что разрешено нам иметь для защиты своей жизни. Встреть я на этой тропе медведя-подранка или обкуренного алтайца с ружьем, я пред ними беззащитен как младенец. Месяц ходил по инстанциям, пытался получить разрешение хоть на какое-то
оружие. Где там?! Столько искусственных трудностей понасоздавали, только чтобы народу оружие в руки не дать, будто окажись оно у нас, мы сразу устроим новую революцию. А может они и правы?

Страшно оттого, что я теперь в царстве зверя, а не человека. До ближайшего людского поселения минимум день пути. Возможно звери всю ночь вокруг моей палатки ходили, удивлялись, откуда она здесь взялась. Но на утро проснулся жив-здоров. И с новыми силами в путь.К полудню вышел ко второй переправе. Пройти брод своим ходом ее
нереально   мало того что река широкая, так она еще и с огромными валунами. Но через речку перекинут мосточек, пять тонких березовых стволов, ни чем между собой не скрепленных. Человек пройти может, но скут здесь провезти малореально. Решил тянуть его поперек мосточка, балансируя в воздухе и рискуя оказаться в воде, но другого выхода все равно нет. Все вместе эти бревнышки вполне надежны, только прогибаются под тяжестью на каждом шагу.Несмотря на красивейшие места, маршрут здешний мало известен или как сейчас говорят, раскручен. Цивилизованного туризма здесь нет. За эту
неделю здесь побывали два велосипедиста, да они еще видели трех пеших иностранцев с проводником. И это все. Здесь начался экстремальный туризм, коим в мире увлекаются единицы.

Неожиданно вышел на абсолютно ровную площадку, где может разместиться целая деревня. Даже вездесущих камней здесь нет. Могу с кем угодно поспорить, что здесь когда-то жили люди, только может быть это было очень давно. Ровное и очень твердое плато, это тем более необычно, что с одной стороны этого плато скалы, с другой   обрыв и Катунь. Правда, сейчас нет ни каких следов человеческой жизнедеятельности, только
ирреальная ровность поля и каменная баба посредине с прекрасно сохранившимся лицом. Если судить по бабе, то люди здесь жили примерно в XIII-м веке.

Далее огибаю скалу и только благодаря карнизу, выдолбленному в ней. На скале множество надписей моих предшественников. Судя по ним, в 60-е годы в России был широко развит мототуризм. Причем, если судить по этим наскальным рисункам, уже тогда предпочитали путешествовать не на отечественном мототранспорте, а на  Явах , единственном качественом мотоцикле, доступном нашему народу в период развитого социализма.На этом карнизе должны быть каменные завалы, но их нет, видно в прошлом
году джип-клуб постарался. Поднялся на очередную сопку. Очень жарко. С меня сошло не десять, а сто потов. На горизонте появилась деревня, по всей видимости это и есть Инкино   а значит, близится к концу мое многотрудное путешествие. За эти два дня я устал более, чем за две недели предыдущих скитаний.

Село объезжаю на задворках. Меня много раз предупреждали: не искать проблем в алтайских поселениях   трезвых алтайцев практически в них нет, а пьяные бесконтрольны и агрессивны.Далее пошла оцивилизованная дорога   еще не асфальт, но ехать можно даже со скоростью 30 километров в час.

Отъехав от села на безопасное расстояние, присел у дороги на перекус. Подъехал откуда-то взявшийся  Уазик -буханка, из него вышли два алтайца и алтайка средних лет и давай скутер рассматривать, ахать, да ахать, просить на нем прокатиться и продать им   одним словом молоть всякую чушь. Один из этих алтайцев почему-то постоянно пытался зайти мне сзади, что я ему не давал. Потом все они неожиданно вскочили в машину и уехали.
Собираясь в пут, я обнаружил пропажу нескольких вещей, совсем не ценных из тех что лежали на травке. Насколько я понял, им было важно не что украсть, а украсть хотя бы что-нибудь. И тем самым унизить русского инородца, пришедшего на их землю и таким образом взять реванш над ним.

Я уже отвык от такого отношения к людям, что человек по отношению к человеку должен быть волком, а не другом. Подкупили меня их лица, нормальные люди, не пропитые. Зачем тогда по всему Алтаю висят лозунги: 150 лет дружбы России и Алтая. Как жили ненавистью к русским, так и живут полтора века. Теперь еду и радуюсь, что дешево отделался. Вблизи этого села не так давно обкуренный алтаец от нечего делать расстрелял
всю русскую семью, не пожалев даже маленьких детей.Выехал к Катуни. На моем пути навесной мост. Крепился он на двух стальных тросах, но один трос лопнул, но мост еще держится, правда сильно покосился в одну сторону.

У моста стоит  Жигуль , набитый молодыми алтайцами. Развлечений у них тут не много, вот они и приехали наблюдать шоу по алтайски, когда и с кем мост оборвется. Спросил у них: Есть шанс проехать? Говорят: Шанс есть, но может оборваться в любую минуту. Местные все равно ездят. Да и почему им не ездить, если в России ты постоянно живешь с рисском для жизни. Только мы не привыкли так близко видеть опасность. Разве у кого-то есть уверенность, что очередной встречный автомобиль не переедет тебя, потому что за его рулем сидит  чайник , купивший права, или что ты проснешься на следующее утро в своей палатке живым-здоровым, потому что мимо нее не прошел зэк, которого выпустили по очередной амнистии. Вся наша жизнь   это сплошной висячий мост, только мы не видим оборванного каната. Подождал, пока по мосту проедет встречная машина и рискнул, не назад же ехать, испытывать все то, что я прошел по второму разу?Еду по асфальту Чуйского тракта, но мой мозг отказывается верить в сам факт существования асфальта. Езда наступила беспроблемная, самое время подводить итоги: итак, я прошел легендарную тропу Тюнгур-Иня, не свалился в пропасть, не утонул в реке при переправах, не был съеден дикими животными, меня не убили алтайцы, я не упал с моста, - вот как много можно пережить всего за полтора дня, путешествуя по дикому Алтаю.На следующий день мое тело отказывается действовать, оно смогло только влезть на скутер и у него осталось сил только крутить ручку газа. Еду и благодарю Господа, надоумившего японских конструкторов придумать такой простой в управлении транспорт. Сам с трудом поверил, но оказывается, каменные бабы сохранились и на Чуйском тракте. А в книге  Загадочные места России  я читал, что в дикой природе они уже не встречаются. В природе не встречаются, но в Сибири есть. Правда их тут ни кто не видит. Мало ли что там из земли торчит в кустах? А то, что это надгробный камень половецкого воина или его жены, в это все равно ни кто не поверит. Это я теперь даже по характеру местности могу безошибочно определить, где могут стоять каменные бабы или нет.

Надоела беспроблемная асфальтная езда и я опять свернул с Чуйского тракта в алтайскую глубинку. Теперь еду к Денисовой пещере, это одно из чудес света местного значения. Опасное это дело, бензин. Я сейчас не мучаюсь с росжигом костра, бензин всегда под рукой, плеснул его, кинул спичку и костер полыхает. А тут чуть-чуть не рассчитал, немного перелил - как шандарахнуло, меня аж отбросило и брови паленым запахли.
На одном из перекрестков остановился, почувствовал, бензин подтекает. Навстречу мне ехал молодой алтаец на мотоцикле, остановился, спросил:  Нужна помощь?  Поговорили. Это был уже другой тип алтайца. Работает чабаном. Пригласил в следующий приезд в тайгу с ним съездить, где они скот пасут. Говорит, от волков житья совсем не стало, почти каждую ночь нападают. (Интересно, - подумал я, - в Европе остались места, где волк чувствует себя полноправным хозяином леса и от него человеку житья нет?) После армии он пошел в Чечню по контракту. Говорит, у них в поселке вся молодежь Чечню прошла, это единственное место, где можно было деньги заработать. Приехал   женился, сейчас на  чеченские  деньги дом строит (Как современный мир устроен: чтоб обрести домашний кров, нужно идти на войну и убивать людей). Русский язык он плохо знает, хотя акцента нет. Говорит медленно, подолгу приходится ждать, пока нужное слово подберет. Русских у них совсем не осталось, а в городах он не бывает. Потому и остановился русскому помочь, чтоб язык вспомнить. Пока служил в армии, в Чечне, по-русски всегда говорил, а сейчас забывать стал.Переехал границу Горного Алтая и Алтайского края, где-то здесь находится знаменитая Денисова пещера, входящая в какой-то список  Всемирного наследия  ЮНЕСКО. В пещере обнаружили останки древнего человека возрастом 42 тысячи лет. А мы считаем, что древние люди бегали где-то по Африке, в крайнем случае Европе. А они оказывается у нас в Сибири в пещере жили еще до всемирного потопа и бед не знали. Сейчас в пещере идут раскопки, работают археологи из Новосибирска   вынимают ведрами полезный грунт, просеивают его и все что остается исследуют. Пещера небольшая, всего метров семь в глубину, но благодаря тому, что в ней есть сверху отверстие под дымоход, она использовалась человеком под жилье еще с доисторических времен.

Далее все просто   доехал до Бийска, забрал машину со стоянки (Мазда Демио), положил в нее скутер, сняв с него колеса, иначе не входил и поехал домой, строя планы на следующее путешествие. У нас такое короткое лето, что совсем нет времени отдыхать. Зимой отдохнем.

Необходимое предупреждение

Автор считает своим долгом предупредить читателя, что скутер это самый опасный вид личного транспорта с мотором. Если кто-то из читателей решит повторить эти приключения, особенно в одиночку и на скутере, то автор снимает с себя всякую ответственность за возможные последствия.

Андрей Сотников (www.strannik99.narod.ru)




Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2017
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
Кайт комплект Genetrix 12m + планка + трапеция, Продаю комплект "первый кайт" - отличный вариант, ...
[Кайтсерфинг/Продажа]
195267, 21.05.17, 22:13
2. 
МАРКЕР TIPPMANN BRAVO ONE ELITE BLACK, Продам Маркер tippmann bravo ONE elite black. Испо...
[Пейнтбол/Продажа]
Виктор, 18.05.17, 10:57
3. 
Подвеска для подводных охотников., без железа и ярких вставок вес: 970 г крепление,...
[Дайвинг - гидрокостюм - diving/Продажа]
инна, 17.05.17, 13:59
4. 
Продам пейнтобольные комплеты+компрессор, В наличии есть 10 комплектов tipman98 с масками ...
[Пейнтбол/Продажа]
Юрий, 16.05.17, 17:37
5. 
Виндсерфинг Суперкомплект, Продается виндсерфинг супер-комплект: - Доска SST...
[Серфинг/Продажа]
Анна, 16.05.17, 15:10

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 550


Новые фотографии:


Путь
23.03.17, 01:01

Команда
22.03.17, 00:43

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Кижи-Хем 2001 - описание маршрута. Часть I. [6522], Сплав, Гришин Д.И., 03.04.02
2.  РЭП в Пакистане на Амин-Бракк [6485], Альпинизм, Валерий Розов, 24.05.04
3.  Экспедиция в Пакистан на Kanjut Sar 7760м. 2010г. [6452], Альпинизм, Виктор Афанасьев, 05.07.10
4.  RUбикон перейден! [6439], Альпинизм, Михаил Дэви, 27.09.02
5.  Плавание под парусами в "атлантической кругосветке"? [6542], Парусный спорт, Игорь Холкин, 28.11.02

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Алексей Казаченко, статей: 1, просмотров: 6521
2.  Хужин Наиль, статей: 1, просмотров: 6549
3.  Сергей Богомолов, статей: 4, просмотров: 26383
4.  Владимир Богданов, статей: 3, просмотров: 19576
5.  Афалин Дарья, статей: 1, просмотров: 6588

1, 2, 3, 4, 5, 6