Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
На "Емелях" к полюсу. Попытка первая.

Василий Елагин

На "Емелях" к полюсу. Попытка первая.
Афанасий Маковнев (afanassi@ya.ru)  16.01.2009 01:29




В Салехард прилетел 21-го марта, сразу на такси на багажную станцию, там как раз ребята выгрузили из контейнеров машины, меняли колёса с технологических на маршевые.
Засада первая: в баке Е-1 солярка времён покорения Рдейского болота, а на дворе   минус 25 градусов, комментарии, надеюсь, излишни. Ну, ничего, развели местной  Арктикой , запустили двигатель, а вот с Е-2 пришлось побороться   мотор заводится, а обороты не поднимает, хоть ты плачь. Боролись долго, наконец, вытащив затычку из воздухозаборника (заткнули при погрузке в контейнеры, видимо,  от чувств ) запустили и его.
В Салехарде у добрых людей в общежитии укомплектовали груз, оставили лишнее, и 24-го, наконец, отправились в путь. Миновав Горнокнязевск, т.е. уйдя с дорог общего пользования, вздохнули свободно   Емели оказались в своей стихии. По льду Оби машины идут хорошо, тяжелогруженые прицепы даже не чувствуют. Ехать ночью в Арктике не хуже чем днём, а зачастую лучше   рельеф снега и заструги в свете фар cчитываются лучше. В первые дни движения обживаем машины   раскладываются оптимальным образом личные вещи, инструменты, карты, и т.д. Процесс этот будет ещё долгим и непростым.
Из технических проблем первой вылезла технологическая ошибка в сварке колесных дисков, очевидно, неправильно была подобрана присадка. Позже мы усилили слабые места, но, в общем, это была головная боль.

Вскоре проехали посёлок Панаевск, а в Новом Порту посетили знакомых по прежним походам людей, заправили термосы и двинулись дальше в сторону Мыса Каменного. Кстати в знакомой семье в Панаевске мальчишка через Интернет следил за нашим походом и даже специально выписал журнал Полный Привод.

В Каменном Мысу сделали необходимый ремонт и в тот же день дальше, на север. Очень удачной оказалась идея вывода клемм аккумуляторов на борт кузова снаружи с возможностью на последовательное их переключение для сварки.

Обычно раньше для этого автомобиль разгружался, аккумуляторы вытаскивались наружу. Если учесть, что ремонт, как правило, приходится делать в плохую погоду, становится очевидным преимущество этого решения.

Обь пересекаем курсом примерно 60 градусов. Начинаются первые торосы   их ждали с нетерпением и опаской   как поведут себя Емели, тем более с двумя тяжелыми прицепами каждый. Повели они себя совсем неплохо, тем более что для большинства участников это были первые серьёзные препятствия. За рулём у нас едут все по очереди. Афанасий Маковнев и ваш покорный слуга, имея за плечами не одну тысячу арктических километров в качестве водителей подобной техники, помогали осваивать тонкости внедорожной езды остальным ребятам. Быстрее других почувствовал машину, освоился с торосами и  белой мглой  Виктор Володин. Едем практически не останавливаясь, подвахтенные с удобствами спят во время движения. Кузов машины строился с расчетом на это, его ширина (1900мм) позволяет спать лёжа поперек, т.е. занимая минимум места. Ход у машин такой плавный, что воду для кофе или чая кипятим на ходу, поглощаем напитки так же, не останавливаясь. Второй по удобству инженерной находкой становятся емкости для таяния снега, вставляемые в предусмотренные гнезда в моторном отсеке около глушителя. Кто бывал в зимних походах по северу, знает, сколько времени отнимает процесс приготовления воды.

Механиков (основных) в команде трое   Обиход, Маковнев и Елагин. По компьютерной части у нас Сергей Пензов, а Иван Кужеливский отвечает за видеосъёмку и за оценку состояния льда   он у нас самый опытный в этом смысле. Ему удалось достичь Северного полюса в автономном лыжном походе в составе группы Владимира Чукова, а в следующий раз им же удалось пересечь на лыжах Арктический океан через полюс и дойти до Канады. И это всё автономно, без поддержки извне! Короче говоря, когда плохо, или неясно, что делать, мы выставляем вперёд Ивана и дело с концом.

Итак, вспоминая героическое прошлое и мечтая о светлом будущем, катимся дальше, всё ближе к Гыданскому полуострову, что сабельным лезвием взметнулся всё туда же   на магнетический Север. Пересекаем Гыдан в широтном направлении, получив при этом возможность оценить военный американский компьютер Hammerhead, связанный по USB-кабелю с приемником GPS сигнала. Курсор навигатора, двигаясь по 14-ти-дюймовому монитору с подробной картой, дает возможность очень точной прокладки пути среди сопок и распадков полуострова даже при практически полном отсутствии видимости. Далее мимо архипелага, небезосновательно, по всей вероятности, наречённого островами Смерти, к острову Оленьему, всё дальше рвёмся к Диксону. Мы не успели ещё полностью втянуться в походную жизнь и приезд в Диксон ассоциируется с баней, свежим хлебом и общением с лучшими из живущих на Земле людей   северянами.

Не тут-то было! Едучи ночью (ещё были нормальные темные ночи) по гладкому льду Енисейской губы, наслаждаясь хорошим ходом, неожиданно проваливаемся в воду вместе с прицепами, сначала первая машина, потом вторая (экипаж второй машины скинул прицепы, чтобы подъехать к нам поближе, и тоже провалился). Слава Богу, между машинами оказался обломок льдины достойной толщины. Достали ледовый якорь, всякие такелажные приспособы, всё это было, конечно, не под рукой, включили нашу гордость   механическую лебедку, и вот вторая машина уже опять на толстом льду. Затем следует небыстрое извлечение лидировавшего вездехода вместе с прицепами, после пережитого   ужин с наркомовскими стапятьюдесятью, и впервые после старта ложимся спать все одновременно. Усталость-таки за эти дни накопилась!

Диксон радует сердечной встречей! Из идущего навстречу УАЗа выскакивает офицер-пограничник Юрий Лапшов, в 2004-м году мы встречались с ним на заставе Эклипс, теперь она законсервирована, а Юра стал главным пограничником северного побережья Таймыра. Он сказал нам, что мы провалились в фарватер только что ушедшего в последний рейс ледокола  Арктика .

На Диксоне ремонт, заправка, баня, в чистом виде встреча с мэром Н.Е.Петуховым, свежий хлеб и   в путь! Следующая цель   мыс Челюскин, до него почти тысяча километров. На Диксоне пытались разузнать ледовую обстановку вокруг Северной Земли, но, к сожалению, ничего конкретного   этот район никого не интересует. В Москве нам предлагалось обеспечение американскими космическими снимками, но стоимость этой услуги лежала далеко за пределами бюджета нашей экспедиции. Ну, ничего, за одного битого двух небитых дают!

Из дневника Елагина:

10.04.08 Ясно, морозно(-25),ветрено. Возились с колёсами, долго искали утечку электричества, Обиход нашел, наконец, дело было в выключателе массы (новый, отечественный). Как результат заработали печь и котёл-подогреватель Webasto, неработавшие до этого больше недели.
На обед   суп с олениной, на Диксоне подарили полтуши, автор супа Володин.

12.04.08. 07.00 Полярная станция Стерлегова. Коллектив-5человек,из них две женщины. Товарищеский завтрак, под лёгкий закусон отметили день космонавтики и, пользуясь отсутствием представителей автоинспекции, движемся дальше. От Диксона 415 км, двое с небольшим суток, один колесный диск лопнул, пока заметили, он прорвал в шине дыру величиной в ладонь. До Эклипса 80км.

Эклипс. Насколько люди хорошо консервируют погранзаставы и полярные станции, настолько же хорошо их расконсервируют медведи. Стекла выдавлены, все помещения забиты снегом. На снегу валяется полусожранная пятикилограммовая банка лимонной кислоты. Как же надо было проголодаться! По просьбе Ю.Лапшова съёмка остатков заставы, и   дальше, дальше!

14.04.08 Жёсткий стук в редукторе среднего моста у Е-1.Заваренный дифференциал провернуло и металлические обломки повредили главную пару. Запасной главной пары нет, принимаем решение заглушить привод заднего моста, вместо погибшего дифференциала ставим запасной (свободный, незаваренный) и Е-1 продолжает движение в колёсной формуле 6х4 с приводом на передний и средний мосты без блокировок. Ремонт занял 12 часов, устали страшно, но через силу доделывали, зная, что дальше механики отоспятся всласть на ходу.

16.04.08 5.00 Остановились на траверзе Челюскина. До берега 2-3 км, но это сплошная полоса 5-тибалльных торосов. Дабы не будить в неурочное время защитников границы, поспали немного и в 12.00,благополучно преодолев полосу препятствий, въезжаем на мыс Челюскина прямо к зенитной пушке и пограничному столбу. Командир заставы   Руслан, симпатичный офицер 25-ти лет. Мелкий ремонт, баня, ужин. На заставе служат только контрактники. Невдалеке полярка с командой из трёх человек. За ужином объелись. Спасибо повару заставы!

17.04.08 Выехали в 15.00. Перед нами пролив Вилькицкого, за спиной Большая Земля, впереди   Северная,   крупнейшее географическое открытие ХХ-го века, до переименования в советские времена   Земля Императора Николая II.
Торосы IV-V баллов. У Е-1 начинает сказываться отсутствие полного привода и блокировок. Цепляем за Е-2 ещё один прицеп, теперь у машин силы немного выравниваются, хотя Е-2 по-прежнему идет по торосам лучше. Проходимость просто нечеловеческая!

19.04.08. Вчера ехали хорошо, остановок по техническим причинам не было, видели медведей. Лёд к востоку от Северной Земли разорван полыньёй меридионального направления. Ширину ее определить не смогли. В полынье приличное течение, видны головы любопытных нерп. Собаки, удравшие за нами с заставы, бегут с нами уже третий день. Наша надежда на их возвращение к оголённому ими 700-километровому участку Государственной границы умерла окончательно. Ставим безответственную троицу на довольствие, а на участках ровного льда, когда они сильно отстают   разбираем по машинам. После мыса Песчаного, Пензов отметил день своего рождения тем, что ухитрился исполнить  уши    преодолевая крутой заструг, завалил Е-1 на левый бок. Специалисты в области компьютерных технологий зачастую люди мечтательные, но чтоб до такой степени!.. Кузов оказался достаточно жёстким, все стёкла остались на месте, потеряли только часа три (подъём машины   15мин, наведение порядка в салоне   2ч.45мин).
Выпивать, закусывать и смотреть, как Пензов будет задувать 58 свечек, мы остановились прямо посередине пролива Шокальского в СВ его части.

20.04.08 С утра ехалось хорошо, поменяли одну сцепную вилку. Дело в том, что когда бочка из-под горючего пустеет, развесовка прицепа ухудшается, нагрузка на вилку сильно возрастает. Долго ехали мористее земли, в 4-5 километрах от берега. Припай сильно всторошен, а море замёрзло ровно, торосов практически нет, зато много очень красивых айсбергов. К вечеру видимость упала, мы у входа в пролив Красной Армии. Ужинать встали в полночь. Светло. Всю ночь в тяжёлых торосах за рулём Е-1 Витя Володин, я веду Е-2. Видимости нет, рельеф не видно, обоим пришлось попотеть. В 10 часов сменились, за рулём Афанасий и Обиход соответственно. В проливе дорога пошла получше, в середине пролива стала попадаться вода. Думали было, что это приливом давит воду по трещинам, но когда первая машина на пределе проскочила, а прицепы провалились в воду, мы искренне этим заинтересовались, а когда при попытке обойти вокруг машины, трое из нас провалились под лёд по разу-второму, заинтересованность быстро сменилась озабоченностью. На сильном ветру вытащили прицепы, обкололи с них лёд, переднюю машину без прицепов перегнали на обратный след, и двинулись к берегу. Видимость упала до 20-30 метров, лёд сначала прощупываем пешнёй, проход маркируется вешками, и только после этого перегоняется техника. Природа возникновения в середине пролива столь тонкого льда обусловлен, возможно, течением, достаточно сильным для того, чтобы промыть и ослабить лёд. Через часа 3-4 вышли к берегу и сразу же завалились спать. Метёт сильно, но в машины снег не проникает, уплотнения хорошие.

24.04.08 Сначала ехали вдоль берега, лёд получшал, дальше опять на середину пролива. Погода идеальная, безветренно, вокруг красавцы-айсберги, в общем, всё в мире сбалансировано. Утром подъехали к острову Средний, и сразу к пограничникам с бумагами. Командиром   С.В.Шкурат, местный старожил. Ночью была долгожданная баня, потом   на остров Голомянный, на знаменитую полярку, где аборигенами чета Омельченко (15 лет на 80-м почти градусе   не шутка). Шутка в другом   Анатолий прописан на острове, во время выборов к нему персонально прилетает вертолёт с урной, одно слово   Конституция. А если он в отпуске, на Большой Земле ненароком нарушит правила дорожного движения, то штрафы ему направляются по месту жительства, на полярку. На полярной станции ТО, перетряска грузов, протяжка машин.

27.04.08 Пасха, поздравления, на следующий день выезжаем с гостеприимной станции. Заехали на Средний на заставу за топливом, заброшенным для нас аж из Воркуты попутным самолетом Управления авиации ФСБ России. Заодно хотели забрать  своих  собак, да не тут-то было: Цезаря местные псы подрали так, что пограничникам пришлось запереть его от них в дизельной, а то задрали бы окончательно. Рыжая нашла среди прилетевших на остров золотоискателей одного из своих многочисленных хозяев, так что остались мы при Гильзе-Клеопатре. Ну, ничего, корму надо меньше. На следующий день пошли ямы с водой под снегом. К невероятной проходимости Е-2 привык настолько, что, несмотря на крик  стой!  увидевшего опасный снег Ивана Кужеливского, поехал и всплыл в снежной яме с водой. Сам виноват, потеря времени   пара часов. Машины под лёд, как правило, проваливаются с сильным дифферентом на какую-нибудь сторону, поэтому при вытаскивании одно из передних колёс идёт вверх, а другое уходит под лёд. Это и препятствует, главным образом, быстрому и безболезненному их извлечению.

30.04.08 Вышли из пролива Красной Армии. На одном из островов спрятали три бочки солярки. Погода хорошая, солнечно.

01.05.08 Всемирный пролетарский праздник встречаем ударным ремонтом у небольшого балка хатангских вертолетчиков. В нём есть даже бортовой журнал, в котором отмечаются иностранные туристы-лыжники. Вокруг много бочек с ТС-1.

02.05.08 Приехали на мыс Арктический, край земли российской, а тут   останки трёх автомашин ЗИС-151 (топливозаправщик, пожарная машина и бортовая), рядом ржавый трактор, около тысячи бочек из-под бензина и штабель деревянных ящиков с надписями  НКВД, секретно, задание   (нечитаемое) . Пара ящиков вскрыта медведями, но не найдя ничего ценнее противогазов, дальнейшие поиски были ими прекращены. Вот, пожалуй, и все декорации к мысу Арктическому. Зато на Север перед нами расстилается Великий Арктический океан. За горизонт уходят поля торошения, правда, небольшие проходы вроде бы видны. Цвет неба тоже не говорит о близости открытой воды.

Держим совет - ехать дальше, или поворачивать оглобли в сторону дома. Соблазн прокатиться по дрейфующему льду велик, но и риск не успеть до раскисания снега и вскрытия рек вернуться домой тоже велик. Это может поставить под сомнение продолжение похода в 2009-м году. Единственно правильное решение   валить на юг, и, чем быстрее, тем лучше.

04.05.08 К дому наши лошадки, как и положено, бегут веселее, погода классная, полдня проводим у красивого айсберга   рекламная съёмка. С Обиходом совершаем восхождение на один из понравившихся айсбергов. С вершины, стоя у обрыва, замеряем биноклем с дальномером его высоту   38 метров! Едем дальше, начинаются частые встречи с медведями   наступило время выхода медведиц с новоявленным потомством  в свет . Встречи по нескольку раз на дню. Любопытству малышей нет предела   невзирая на увесистые материнские шлепки уходить от нас не торопятся. Часто пересекаем настоящие медвежьи дорожки, идущие на восток к открытой воде. Видели, как медвежата катались на боку со склона тороса, мамаша оказалась осторожной и близко подойти не дала. Зато следующая медведица оказалась не робкого десятка, подошла с малышами к машине меньше чем на 30 метров и вся троица разглядывала нас около получаса.

06.05.08 До Челюскина ещё 33км по прямой, народ устал, но от белой мглы устали ещё больше и, пользуясь хорошим освещением, не останавливаясь, едем дальше.

13.05.08 4.00 Выехали с Диксона. За три часа преодолели еще не смерзшийся достаточно крепко след ледокола  Вайгач  и   дальше в путь на юг.

16.05.08 Ямбург! Обратная дорога до Ямбурга и Нового Уренгоя заняла от Арктического всего две недели   вот что значит мотивация!

Реки вскрылись через два дня 

В. Елагин




Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2017
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
Моторно-свободный параплан HUNTER., Моторно-свободный параплан HUNTER. Производитель A...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:40
2. 
Моторный параплан ACROBAT., Моторный параплан ACROBAT. Производитель PARAAVIS...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:39
3. 
Прогрессивный параплан для полетов вдвоем RIO 42., Прогрессивный параплан для полетов вдвоем RIO 42. ...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:29
4. 
Самый надежный учебный параплан для обучения Танго, Самый надежный учебный параплан для обучения Танго...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:26
5. 
Лучший палаплан для легкого пилота Тайран производ, Лучший палаплан для легкого пилота Тайран производ...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:25

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 563


Новые фотографии:


Путь
23.03.17, 01:01

Команда
22.03.17, 00:43

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Сплав Жом-Болок 96 [8469], Сплав, Александр Овчинников , 13.07.01
2.  Экспедиция в Китай к вершине Шиша Пангма 8027м. [8082], Альпинизм, Виктор Афанасьев, 10.09.10
3.  Китайский поход . Отчёт (стр.5) [7521], Горный туризм, Андрей Лебедев, 19.04.01
4.  Команда "Приключение" на Эльбрусе [7554], Альпинизм, Александр Ельков, 28.01.03
5.  100 лет русскому горному обществу (часть 8) [7617], Альпинизм, Александръ, 29.03.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Павел Резвой, статей: 2, просмотров: 15695
2.  Тотров Кирилл , статей: 1, просмотров: 8228
3.  Вадим Попович, статей: 2, просмотров: 15801
4.  Борис Малахов, статей: 3, просмотров: 23679
5.  Братья Синельники, статей: 11, просмотров: 91830

1, 2, 3, 4, 5, 6