В марте - апреле этого года туристы МАИ побывали на Шпицбергене. За 28 дней маршрута, на лыжах прошли около 450 км, поднялись на высшие точки архипелага и посмотрели наиболее интересные природные и исторические объекты.
Идея сходить зимой в Норвегию в нашем клубе возникла уже давно, но никто не думал, что нам придется забраться так далеко на север. Совершенно случайно ко мне в руки попала прекрасно иллюстрированная книга известного гляциолога Е. Зингера Ледовый архипелаг Шпицберген . Уникальная природа, разнообразие рельефа, ледники и океан сразу заворожили. Все это выглядело как какой-то сказочный мир. А когда летом 2007 года на risk.ru появился перевод статьи немецкого альпиниста Роберта Яспера, мы увидели, что там есть и серьезные горы. Решено было зимой ехать на Шпицберген.
Нам хотелось охватить наибольшую территорию и посмотреть различные горные узлы острова Западный Шпицберген, вершины которых по форме и структуре сильно непохожи друг на друга. Запланировали пройти линейный маршрут без использования дополнительных забросок снаряжения и продуктов, попутно поднявшись на наиболее красивые и высокие вершины острова.
Костяк нашей группы составили туристы МАИ Романенков Сергей, Обухова Надежда, Прибылов Дмитрий, Рыкалов Петр, Тимошенков Алексей к которым присоединились ребята из других клубов Москвы Алексеев Виталий и Стаканкина Анастасия, а также участник из Вильнюса Эдмундас Йоникас.
+++
Информация по Шпицбергену
По походу
Район похода - остров Шпицберген Западный. Категория сложности - 6. Сроки: конец марта - апрель 2008 года.
25-30 ходовых дней в зависимости от желания и возможности участников группы.
Информация по району
Архипелаг находится между 76 и 81 градусами северной широты. 1500 км до полюса.
Площадь острова Западный Шпицберген - 39000 кв. км, 17 карт масштаба 1см : 2 км
Две трети территории покрыто ледниками.
Высшие точки в.Ньютон и в.Перритопен - по 1717 метров.
Архипелаг принадлежит Норвегии, деятельность человека на острове в основном связана с добычей угля.
Сейчас на острове Западный Шпицберген постоянно проживает около 2000 жителей, больше половины из них русские.
В городах Баренцбург и Лонгиер есть связь GSM.
Климатические особенности
Полярная ночь заканчивается 19 февраля. С 20 апреля по 23 августа - полярный день.
Мы попадаем в отрезок времени, когда темного времени суток почти не будет.
Обычно море у восточного берега острова закрыто льдом с декабря по июнь, у западного гораздо меньше (Гольфстрим).
Даже зимой возможны оттепели, когда температура поднимается до +5, но обычно достаточно холодно от -15 до - 35 при ясной погоде. (Среднегодовая температура -4, абсолютный минимум -47).
На западном побережье острова и, например, на вершине плато Ломоносова (ок. 1000 м), температура в одно и то же время может отличаться на 10 градусов. В районе очень сильные ветра, пересчет температуры с учетом силы ветра обычно на 8-10 градусов ниже того, что показывает термометр.
Погоду в районе за последние несколько лет можно посмотреть по ссылке:
http://haldde.unis.no/vaerdata/past_data/
На севере острова есть горячие источники.
Снега мало, все сдувает. Тропить много не придется.
Животные, растения
Из растений встречаются только цветочки, мхи, лишайники, карликовые деревья (30 см высотой), и это все летом.
В виде деревьев и кустарника дров нет, но можно найти много досок, оставленных различными экспедициями, старые разрушенные домики, остовы деревянных кораблей, вмерзших в лед и т.п., так что печку берем. Скорее всего, придется также брать бензиновые горелки + таблетки напалма.
Из животных встречаются олени, овцебыки, тюлени, морские котики, куропатки и белые медведи.
Белый медведь - самое важное для нас животное (около 3000 на архипелаге). На Шпицбергене они никого не боятся, иногда заходят в города. Человеческих жертв не так много, но бывает. В книжке Евгения Зингера вычитал, что 50 лет назад медведь вытащил геолога из палатки и съел на глазах у товарищей. Были случаи, когда медведь, привлеченный запахом еды, нападал на человека за 40 км от берега.
Обычно медведь не нападает на людей, но если сильно голоден, ранен, не способен к добыче привычной
сигнализация от медведей
пищи, сильно раздражен, защищает детенышей или неожиданно сталкивается с человеком, он сильно опасен.
В Лонгиире можно взять в аренду карабин. Разрешение на использование оружия не нужно, но стрелять лучше поучиться заранее. При этом медведя не желательно убивать, он в красной книге, и могут возникнуть сложности с властями.
Также в аренду сдается сигнализация, система растяжек, устанавливаемая вокруг палатки, но удалось узнать, что вес такой игрушки около 8 кг, поэтому пока отношение к ней скептическое.
В основном медведи обитают на Северо-западном побережье. Скорее всего, будем забрасываться вглубь острова на снегоходах, но все еще зависит от маршрута.
Города, поселки, метеостанции, рудники
- Лонгиер
Столица Шпицбергена. Находится на южном берегу Адвент-фьорда. Прилетаем в местный аэропорт. В городе есть вездеход и 2 вертолета, гостиница, магазины и т.п. Здесь также живет губернатор Шпицбергена, с которым можно согласовать различные вопросы.
- Баренцбург
Русский шахтерский город, расположенный на берегу Грен-фьорда. Добычу угля ведет компания "Арктикуголь". В Баренцбурге есть Российское консульство, несколько вездеходов и вертолетов, столовая и общежитие, порт.
- Ню-Олесунн
Норвежский поселок, расположенный в южной части Конгс-фьорда. Находится на северо - западе Шпицбергена. Имеется авиа сообщение с Лонгииром. В районе поселка наибольшее скопление белых медведей. В настоящее время уголь в поселке не добывается.
В 1926 году отсюда стартовала первая успешная экспедиция к Северному полюсу под руководством американца Ричарда Берда. А чуть позже полярные экспедиции на дерижаблях под руководством Руала Амундсена и Умберто Нобиле. На окраине поселка сохранилась мачта к которой причаливали дерижабли. Рядом, на вершине холма, можно увидеть два памятника. Первый - участникам экспедиции на гидропланах к Северному полюсу под руководством Амундсена. Второй - погибшим участникам экспедиции Нобиле.
- Пирамида
Законсервированный российский рудник и поселок. Находится на востоке Ис-фьорда, рядом с одноименной горой.
Организационные вопросы
Погран зоны нет.
Есть заповедники, но они наш остров затрагивают совсем немного, и мы вряд ли до них дойдем .
Нужен загран паспорт и шенгенская виза. Правда недавно удалось узнать, что на Шпицберген виза не нужна, на архипелаге специальные условия для русских. Но не понятно как быть с дорогой через Норвегию.
Кстати, в Норвегии до сих пор не ввели евро. Национальная валюта - норвежская крона.
Подъезды
Оптимальным видится такой вариант:
Поезд Москва - Мурманск 2000 р. с человека
Микроавтобус Мурманск или Никель - Тромсе, ехать около 200-400 км, нужно уточнить.
Самолет Тромсе - Лонгиир и обратно в районе 6500 р. (на некоторых сайтах 800 крон) (Купить можно уже сейчас!!!)
Из Тромсе до Москвы также, как туда.
Часто весной есть скидки на авиа перелет Москва - Мурманск (около 2000 руб.)
Из Москвы бывают и прямые рейсы в Лонгиир, но очень дорого (в районе 1000 евро в один конец).
Есть вариант лететь в Лонгиир из Осло (билет стоит примерно столько же)
Получается перелет Москва - Копенгаген - Осло - Лонгиир, т.к. прямого рейса Москва - Осло нет. Выходит довольно дорого, а учитывая плату за перегруз в каждом рейсе, совсем дорого.
На корабле добраться не получится, за редким исключением они ходят летом.
Карты
Есть генштабовские двушки на весь район и обзорная десятка.
Сейчас списываемся с немцами, побывашими весной на Шпицбергене, ждем от них хребтовок района.
Горы, рельеф, маршрут
Высшие точки - горы Ньютон и Перритопен - 1717 м.
Некоторые ледники достигают длинны 25-30 км, при ширине более 10. Их Языки, часто обрывающиеся прямо в океан, сильно разорваны. И хотя тела ледников в основном плоские и спокойные, иногда встречаются ледопады.
Самые высокие горы сосредоточены в северо-восточной части острова.
Маршрута еще нет, но есть общие направления, которых хотелось бы придерживаться при его разработке. Постараемя охватить как можно большую территорию с тем, чтобы побывать в разных частях острова, которые довольно сильно отличаются друг от друга по форме рельефа и природным условиям. Хотелось бы, по возможности, посетить поселки Лонгиир, Баренцбург, Ню-Олесунн, чтобы познакомиться с жизнью полярников и шахтеров на острове. В связи с особенностями района, полностью линейный маршрут придумать будет довольно сложно, но к этому будем стремиться. Вероятно будет организована заброска. Уже сейчас ясно, что многокилометровый марафон, в духе последних походов команды "Созвездие", вряд ли получится, но километров 500 придется пройти. Район изобилует технически сложными препятствиями, что мы и постараемся использовать.
Приблизительная смета расходов
Дорога - около 12000 руб.
Аренда оружия - 400 евро с группы (на 4 недели)
Спутниковый телефон - 250 евро с группы
Виза для тех, у кого проблемы с шенгеном - 100 евро + для всех консульский сбор 1250 руб.
Постараемся оформить групповую визу самостоятельно, с тем чтобы не платить лишние деньги турфирмам.
Остальное как обычно: снаряжение, продукты, бензин и т.д.
+++
До Шпицбергена летели авиакомпанией Norwegian с пересадкой через Осло. На хвосте их самолетов изображены национальные герои Норвегии, большая часть которых знаменитые полярники и исследователи. Первый раз в Лонгиирбьен (столица Шпицбергена) мы вылетели на Нансене , но когда долетели до Шпицбергена, оказалось, что у самолета поломался один из двигателей, и нам пришлось возвращаться обратно в Осло. Некоторые участники, уснувшие во время перелета, выйдя из самолета, очень удивились, увидев вместо снежных гор зеленый леса. Здесь нас пересадили на Амундсена , на котором благополучно долетели. Видимо, имя Амундсена более тесно связано с историей Шпицбергена.
Лонгиирбьен небольшой шахтерский городок, расположенный на берегу бухты Адвентфьорд. В настоящее время производство угля почти полностью механизировано. Шахтера в забое можно увидеть только в краеведческом музее. Все вокруг занимаются туризмом и туристами. Магазины завалены сувенирами, кругом сдаются снегоходы, предлагаются экскурсии.
Перед выходом на маршрут зарегистрировались у губернатора, процесс очень схож с регистрацией в МЧС на территории России. Мы рассказали о своих планах, показали маршрут, заполнили несколько анкет, после чего нас поставили на учет в спасательной службе. Никаких запретов и заповедников, иди куда хочешь.
Как оказалось, оружие на Шпицбергене арендовать может любой человек. В турфирме, где мы брали ружье, не спросили ни охотничьего билета, ни других документов. Перезаряжать ружье научили тут же на месте. После чего мы получили довоенный Маузер 1932 года и 20 патронов к нему на месячное пользование. Вообще Лонгиирбьен очень напоминает городок из американских вестернов, одно-двухэтажные цветастые деревянные домики, на улицах много людей с ружьями. В отелях висят таблички На территории нашего отеля шансы встретить белого медведя очень малы. Просьба оставлять оружие в сейфе на входе
Из-за своей неосведомленности прилетели на Шпицберген как раз на католическую пасху. По такому случаю самолеты до Ню-Олесунна (запланированное место начала маршрута) четыре дня не летают. Попытки найти другой транспорт тоже ни к чему не привели. Обнаружилось что чем средство передвижения современнее - тем меньше цена. Арендовать до Ню-Олесунна собственный самолет сильно дешевле, чем доехать туда на снегоходах или вездеходе, собачьи упряжки еще дороже. В итоге приняли решение развернуть маршрут задом наперед, надеясь что в другую сторону улететь получится.
На маршруте нам сильно помогало самодельное и нестандартное для такого района снаряжения, часть которого была изготовлена в экстремальные сроки. Палатка шатер, со смещенным центром для ветроустойчивости, была сшита Петей Рыкаловым в течение 3-х дней перед отъездом. Конструкция палатки позволяла не строить ветрозащитные стенки. Сверхлегкую печку вырезали из листа титана толщиной 0.8 мм и склепали в аэропорту Осло. В результате взяли бензин только на половину маршрута, все остальное время готовили на печке. Притом что растительности на Шпицбергене нами не замечено.
Вместо гитары взяли mp3 плеер и колонки, получился музыкальный поход.
Любые аккумуляторы удавалось подзаряжать при помощи солнечной батареи.
Температура за время путешествия ни разу не опускалась ниже -35 градусов. Вроде ничего такого, но на Шпицбергене из-за океанов и Гольфстрима огромная влажность. Когда на улице меньше -25, вокруг просто космос. Очень холодно, обмерзает одежда, брови и ресницы.
После выхода на маршрут не сразу получилось расслабиться и остаться наедине с природой. Первые 2 дня мимо нас проносились снегоходы и собачьи упряжки. Иногда движение по интенсивности не уступало МКАД. Очень хотелось побыстрее уйти от цивилизации. В заливе Темпельфьорд мы вышли к вмороженному в лед паруснику-гостинице. Все для отдыхающих туристов.
Планируя маршрут, опасались участков с пересечением фьордов. Был риск, что из-за теплых зим океан не замерзнет и придется обходить водные преграды по берегу. К счастью в верховьях фьордов лед все же был.
В начале маршрута немного не хватало схоженности, каждый участник выбирал путь, казавшийся ему оптимальным.
Через несколько дней люди притерлись друг к другу и все уже ходили вместе.
Прохождение группой перевалов насквозь сочеталось с разгрузочными радиальными выходами на обзорные и наиболее интересные вершины. Ребятам необходимо было расслабиться и отдохнуть от тяжелых рюкзаков. Выходной вес перед началом маршрута составлял около 50 кг на каждого участника.
Поражали разорванные языки ледников, фронт которых отвесно обрывался в океан на 15-20 метров.
Природа необыкновенной красоты, ледники, горы создавали иллюзию нереальности происходящего. Накопленные за ходовой день эмоции и впечатления к вечеру выливались в танцы на перевале или ночную дискотеку в палатке.
На 5-й день маршрута вышли к законсервированному российскому руднику Пирамида. В огромном поселке мы встретили 4-рых шахтеров-полярников, оставшихся здесь на зимовку. По договору с Норвегией в Пирамиде необходимо вести хоть какую-то деятельность, в противном случае рудник и территорию отберут.
Российские шахтеры провели нам экскурсию. В городе с десяток пятиэтажных домов, плавательный бассейн, большие ДК и спорткомплекс. Среди снежных гор и ледников все это и вправду выглядит замороженным. В 1998 году шахты затопили, оборудование вывезли, теперь все постепенно приходит в негодность. Грустное зрелище.
В нитку маршрута были включены две высшие вершины Шпицбергена - Ньютон и Перриртоппен, а также крупнейшие ледники острова плато Ломоносова и Холтердалфонна.
Мы начинали маршрут в краю ледников и гор с пологими снежными склонами. На десятый день маршрута попали в сильный туман, в котором прошли по приборам два перевала и встали на ночевку. Проснулись уже совсем в других горах, вокруг стены и скалы.
Изюминкой маршрута стало технически сложное восхождение на вершину Чедуикрюген. Изначально мы планировали пройти маршрут Роберта Яспера по северной стене Северной вершины, но, подойдя к горе, решили подняться на Главную вершину по новому маршруту. Она на 200 метров выше, да и не очень хотелось лезть по не освещаемой солнцем стене.
Ориентировались и ходили мы по генштабовским картам масштаба 1:200000. Такой точности вполне хватало, но иногда случались сюрпризы. Вместо планировавшегося переметного ледника приходилось вешать веревки через скальный барьер.
Ходить старались не перенапрягаясь и экономя силы. Стоило накануне чуть переборщить, на следующий день на привалах группа впадала в состояние анабиоза.
Команда собралась очень активная. Все время стояли на голове, как в прямом, так и в переносном смысле.
Самым сложным препятствием стал траверс Перриртоппена, второй по высоте вершины Шпицбергена, который был пройден с полным весом. На вершине Лешей Тимошенковым были запущены одни из самых северных мыльных пузырей (79 градус С.Ш.).
Почти весь маршрут был пройден в режиме первопрохождения. Названия перевалам и вершинам давали самые разные, но большая их часть была связана с историей спасения Умберто Нобиле.
Во время пересечения фьордов часто встречали медвежьи следы. Один раз даже видели медведя с расстояния в километр. Но замороженные мозги отказывались бояться.
С середины маршрута перестало темнеть, солнце ходило по кругу над горизонтом.
Неожиданно для себя на Шпицбергене встретили наледи, на которых отработали элементы фигурного катания в лыжах и скоростные спуски.
Каждое утро, с середины маршрута, начиналось со звонков в компанию Кингсбей и попыток заказать самолет Ню-Олесунн Лонгиирбьен. В итоге это удалось сделать при помощи друзей из Египта. Со спутниковым телефоном никакого ограничения в общении.
Большим плюсом при планировании лыжных маршрутов по Шпицбергену является возможность обойти сложные препятствия по простым ледникам. Но это удается не всегда, в районе вершины Ширсхорг мы попали в ловушку . Пришлось идти перевал 2Б в сильный снегопад.
Несколько раз за маршрут рельеф вокруг нас менялся до неузнаваемости. Заключительная часть похода проходила по горам напоминающим заснеженное Колорадо.
Спирта и бензина взяли примерно одинаково, они и кончились одновременно, на праздник 12 апреля. Наступили суровые будни. Печку топили обертками от продуктов и саночками. Одних санок как раз хватало на ужин и завтрак.
Перед Нью-Олесунном вышли к океану. Впервые увидели близко открытую воду. В тихий безветренный вечер не было сил отказаться от купания. Уже потом от французов узнали, что температура воды -4 градуса.
Первые люди, которых мы встретили, были французские метеорологи. Мы вышли к ним такими закопченными после печки, что они сразу же поинтересовались, не ожоги ли у нас. Потом пригласили к себе в домик и напоили чаем с французскими булочками. Женщина в центре кадра участница первой женской экспедиции на Северный полюс.
На 28-й день маршрута мы вышли в Ню-Олесунн. Фактически частный поселок. Земля принадлежит компании Кингсбей , которая до 1963 года добывала здесь уголь, а теперь сдает ее различным ученым. В окрестностях Ню-Олесунна много исторических памятников, отсюда стартовали дирижабли Норвегия и Италия в экспедиции к Северному полюсу.
Фотографии: Насти Стаканкиной и Алексея Тимошенкова
Автор: Сергей Романенков
Фотоотчет с прекрасными фоотграфиями по ссылке:
http://www.vvv.ru/projects_gallery/?ids=77&archive=1&elect=0
|