Маршрут экспедиции составил 9500 км с юга на север России и обратно. Совершены полеты на параплане в памятных и красивых местах: Дивногорье, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ярославль, Кирилло-Белозерский монастырь, Соловки, Кронштадт, Псков, Бородино, Куликово поле.
Первый день воздушной экспедиции
Сейчас час ночи и я мучительно соображаю, что бы такого написать в блог воздушной экспедиции, что бы оправдать его создание, ведь можно было просто поехать и просто полетать безо всякого блога так нет, надо было завести блог Еще вчера мы с друзьями завтракали в самом гламурном кафе на набережной Ростова открытая терраса с видом на Дон и два официанта на наш столик
Сейчас я сижу в комнате какого-то мотеля недалеко от Воронежа, по ступенькам которого бегают мыши и огромные тараканы, притом кто на кого охотится не очень понятно и администратор пригрозил мне, что если номера закончатся, то ко мне подселят кого нибудь
Утром я выехал из Ростова ну не совсем утром часов в 11. От Ростова до Каменск-Шахтинска доехал быстро, а вот дальше, километров 200, сплошное мучение. По одной полосе в каждую сторону, да и те ремонтируют странно, что не расширяют трассу, а именно тупо ремонтируют старое покрытие . Прямо заговор какой-то
В результате я ехал со средней скоростью 30 км/час и стоял в бесчисленных пробках.
Почти час ехал за московским самосвалом груженом камнями интересно, что в Москве камней нет? Через 30 минут такой езды, когда перед глазами только зад грузовика, мое сознание обычно широкое и гибкое начало сужаться до размеров этого грузовика весь мир превратился в кузов груженный камнями.
Что бы отвлечься и не сойти с ума, я позвонил в воронежский парапланерный клуб Грань-Аэро . На мой вопрос кто летал в Дивногорье и может помочь советом, получил от Дмитрия телефон еще одного Дмитрия, который выдал мне подробный отчет о том, что вроде кто то летал, но кто точно никто не знает, и летал ли вообще не ясно, и поэтому ничего сказать об этом месте не может. На предложение присоединиться и полетать вместе отказался, сославшись на работу Ну и на том спасибо
Что бы составить маршрут воздушной экспедиции я прочитал уйму книг описывающих достопримечательности России и вот в одной из них было описание места под названием Дивногорье, недалеко от Воронежа, живописные берега Дона с выходами известковых скал в которых издревле обосновался и вырубил себе пещеры человек, венцом его творения стал пещерный монастырь, почти город сейчас музей-заповедник Дивногорье.
Естественно я не мог пропустить столь примечательный памятник истории, хотя, честно говоря, ни разу о нем не слышал ранее
Сворачиваю с трассы Ростов-Воронеж в сторону города Лиски, наконец, то можно отдохнуть от пробок через 20 минут въезжаю в город Лиски, отмеченный на въезде странным монументом широко шагающих рабочего и клерка, пытающихся, видимо, сбежать из этого города в поисках лучшей доли.
Еще километров 20 путаной дороги, для развлечения разбавленной глубокими ямами и я подъезжаю к развилке: на лево пойдешь в музей-заповедник попадешь, прямо пойдешь в монастырь попадешь, вспоминаю, что жемчужина Дивногорья - скальный монастырь и еду прямо.
Асфальт заканчивается большой автостоянкой на вершине холма, что внизу холма не ясно, но табличка монастырь дает мне понять, что я на верном направлении видимо холм заканчивается скальным обрывом, в котором и расположен монастырь.
Вершина холма - хорошее место для старта, погода полный штиль. Съезжаю с дороги и начинаю собирать мотор.
Тут же, находится пара любопытных инженеров с соседнего карьера, которые просятся посмотреть, как я буду летать, да смотрите, мне не жалко.
Старт был легким - пробежав метров 20 под уклон холма я с легкостью взмыл вверх. Набрав метров 50, я сразу же увидел в скалах, какое-то рукотворное образование, а чуть ниже его вполне себе такой современный, довольно большой монастырь, рядом с железной дорогой.
Что-то на древний пещерный монастырь он не очень похож подумал я неужели программа реформирования ЖКХ докатилась и сюда?
Полетав над Доном (он совсем узкий в этих местах, по-моему, даже не судоходный), над скальными обрывами, над монастырем, над тучными стадами, смутно догадываюсь, что я не там где надо Хотя места действительно красивые и живописные.
Приземлившись, я получил порцию глубокого одобрения и кучу вопросов от инженеров, дожидавшихся моего возвращения. Терпеливо ответив на все вопросы, и дав телефон воронежского клуба, я отправил их на работу в счастливом предвкушении от возможности научиться летать самим
Собрав все оборудование, я поехал вниз искупаться в речушке Тихая Сосна, впадающей в Дон. Место для купания я выбрал очень удачно: тихая чистая заводь и с десяток юных девушек у них здесь на вершине холма, что-то типа пионерского лагеря. Они мне и рассказали что пещерный монастырь не здесь, а дальше, километров в десяти вдоль реки и там действительно очень красиво
Вот блин, надо было поворачивать налево. Что же делать? Ночевать здесь в палатке и утром слетать к пещерному монастырю или уезжать сейчас в Воронеж и быть может полетать над монастырем на обратном пути?
Решаю уезжать, потому что около реки нет мобильной связи и соответственно интернета.
Дневник экспедиции и фото можно увидеть на сайте компании-спонсора www.visoko.ru
или на http://blogs.mail.ru/bk/airwanderer/
Сегодня выехал пораньше, в 9 часов, но это не помогло дорожные работы идут полным ходом. Самое интересное, что на одном участке дорожники засыпали тырсой и потом асфальтировали вполне отличную по качеству дорогу, в то время, как в двух километрах далее, начинался участок оставшийся еще от Брежнева. Расстояние от Воронежа до поворота на Куликово поле я ехал 6 часов.
Утром, попивая кофе, я долго думал, как поехать в Нижний Новгород, где меня ждет Федор Неевин и Нижегородский кремль, около которого можно вроде как полетать, но только рано-рано, пока начальство спит. Ехать через Рязань и полетать вечером в Окском заповеднике или ехать через Тульскую область и полетать на Куликовом поле.
Я много раз ездил по трассе Москва Ростов и каждый раз проезжая мимо указателя Куликово поле 50 км и автобусной остановки виде древнего русского шлема, думал - может заехать посмотреть? Но каждый раз находил уважительную причину, что бы ни мотать лишние 100 км. А про Окский заповедник я узнал только недавно, к тому же он далековато от трассы, поэтому выбрал Куликово поле. И как оказалось не зря
Первое что открывается взору при подьезде к Куликовому полю это храм музей построенный в честь Сергия Радонежского, идейного вдохновителя этой судьбоносной для России битвы. Небольшое белоснежное строение с башнями в виде воинских шлемов расположилось среди березок на небольшом возвышении. Впечатление просто потрясающее. Храм поражает своей скромностью и одновременно духовной мощью.
Внутреннее убранство не похоже ни на один виденный мною храм. Белые оштукатуренные стены, простой деревянный иконостас, гобелены с сюжетами битвы, оружие и флаги той эпохи. При всей простоте оформления удивительная гармония и красота наполняет храм. Наверное, так и должен выглядеть храм в честь великого монаха-воина. Никакой позолоты, никаких украшений, никакого дешевого блеска Чистый и светлый храм.
Я вышел из храма с таким зарядом энергии, словно в меня впиталась сила всей русской рати. Необыкновенный и потрясающий храм.
И когда князь перешел Дон в поле чистое, в Мамаеву землю, на устье Непрявды-реки, то один Господь вел его, не был ему чужд. О, крепкая и твердая дерзость мужества! - так молодой князь Дмитрий Иванович и многострадальная Русь бросили вызов на поле Куликовом темнику Золотой Орды Мамаю. От начала мира не бывало такой силы русских князей и воевод местных Впервые русское войско, переправившись за Оку, вышло за пределы русской земли: Если разобьем врага, то все спасемся, если же погибнем, то все общую смерть примем - читаю я в буклете Подумать только, раньше здесь была граница Русского государства, а сейчас центр России .
Читаю дальше Туманным утром 8 сентября 1380 года, в День Рождества Пресвятой Богородицы, русские и ордынские войска пришли в движение. Яростные схватки передовых отрядов у Красного холма, как всполохи молнии, предшествовали близкой грозе грядущей битвы. В одиннадцать часов утра меж речкой Смолкой и оврагом Рыбий верх сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко уничтожая друг друга не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове и был треск и гром великий от переломленных копий и от ударов мечей, так что нельзя было в этот горестный час никак обозреть это свирепое побоище . вокруг меня гремит гроза и я прямо слышу этот звон мечей и крики воинов К двум часам дня начали одолевать ордынцы на левом краю русские войска. Уже из знатных мужей многие перебиты, богатыри же русские и воеводы, и удалые люди, будто деревья дубравные, клонятся под конские копыта - гром вокруг меня усиливается и грохочет не переставая, становится темно, мурашки пробегают по спине, и я уже воочию вижу картину битвы - Но в этот миг, словно соколы испытанные , бросились из Зеленой Дубравы на врага воины полка Засадного Орда дрогнула и побежала. хлынул ливень и как потоки воды потекли с холма, так и ордынцы потекли с земли русской до темноты гнала врага русская конница Но победа досталась дорогой ценой: Страшно братья, зреть тогда и жалостно видеть и горько взглянуть на человеческое кровопролитье как морское пространство, а трупов человеческих как сенные стога . Восемь дней стоял на костях князь Дмитрий Иванович со своим войском, хороня павших товарищей. гроза ушла, посветлело и воздух стал чист и свеж.
Как то, я прочитал в книге Сергея Алексеева красивую легенду о том, что Сергий Радонежский не только положил начало православному монашеству, с сильными и самодостаточными монастырями, служившими опорой и защитой слабого и раздробленного тогда Русского государства, и впоследствии ставшими основой для объединения и развития Руси Но и создал тайное братство монахов-воинов, монахов живших в монастырях, ведших аскетический образ жизни, и занимавшихся помимо всего обычно монашеского, еще и воинскими исскуствами. Это были лучшие русские воины того времени. Из них то и состоял Засадный полк, переломивший ход истории. С тех пор это братство так и называется Засадный полк.
А дальше самое интересное - существует оно и поныне, присматривает за нами, и в критические моменты русской истории вмешивается, помогает Известно, что накануне битвы за Москву появился в кабинете Сталина монах-старец, как он туда попал и куда потом исчез и о чем говорил с ним, никто не знает, но на следующий день по приказу Сталина над Москвой кружил самолет с иконой Божией Матери Наступление фашистских войск захлебнулось.
Красивая легенда или правда? Я не знаю, но находясь в храме Сергия Радонежского на Куликовом поле, понимаешь, что только монахи-воины могли создать такой храм. Чувствуется это покровительство и в памятнике Дмитрию Донскому, находящегося, тут же, на расстоянии красивой березовой аллеи от храма.
Ощущается это и в Музее, расположенном в селе Монастырщина, на другом конце Поля. Вся экспозиция сделана с таким талантом и любовью, что без духовного наставничества явно не обошлось.
Если Вы никогда не были на Куликовом поле, то обязательно побывайте, не пожалеете. Вы прикоснетесь к истории и энергетике Первого Ратного Поля России (всего их три: Куликово поле, Бородино и Прохоровка). Каких-то 50 км от трассы Ростов Москва.
Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья. По подсчетам историков на поле Куликовом сошлось несколько десятков тысяч воинов. Здесь в крови Мамаева побоища зарождалась будущая Россия. Куликовская битва явилась коренным переломом в борьбе Руси против ордынского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания. - http://www.kulpole.ru/index.php?ld=battle
А вот еще одна интересная трактовка Куликовской битвы, наткнулся в интернете - http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/69n/n69n-s35.shtml
А это Дон здесь такой, все судоходство - стайка гусей.
Полетать над Куликовым полем сегодня не удастся, только прошла одна гроза и надвигается другая. Я пока ищу место для утреннего старта, вообще это интересно, кругом везде огромные поля, а я ношусь по ним, прыгая по грунтовым дорогам в поисках еще лучшего поля, чем предыдущее. Лучшее, как известно враг хорошего так и случилось, на очередном поле, не подходящем мне потому, что не достаточно живописные кустики на обочине дороги, я при развороте, задними колесами сваливаюсь в канаву, машина сказала гух и прочно села на дно.
Хотел приключений - получай , я пытаюсь поднять задок машины и занести его на дорогу, да нет, видно каши мало ел в детстве, ничего не получается, полторы тонны все таки До ближайшей деревни с километр, а стемнеет через час. Иду в деревню и в первом же доме прошу лопату, лопату мне дают без проблем и вот я уже копаю под днищем автомобиля пытаясь обкопать его со всех сторон, что бы снять днище с грунта. Если бы меня не беспокоили, то к утру я бы наверное закончил. Но тут, откуда ни возьмись, едет трактор.
А трос у тебя есть? - единственное, что спрашивает водитель столь замечательного механизированного вытаскивателя автомобилей из придорожных канав. Ага - радостно киваю я и лезу в багажник за, только сегодня купленным на заправке, тросом. Вдруг пригодится. - подумал я тогда. Еще две минуты позора и я снова на свободе. Огромное спасибо! Давайте Вас сфотографирую! - Не-не-не, я славы не люблю. Всего хорошего! и скромный тракторист исчезает в пыльном облаке.
Вернув лопату, я продолжаю искать поле, я уже совсем запутался где какое поле и какое было лучше, ну вот вроде, наконец, нашел огромное и красивое поле со скошенным сеном Смотрю в карту и понимаю что стою прямо посередине Куликова поля. В этот момент окончательно темнеет и небо затянутое грозовыми тучами накрывает меня непроницаемым мраком. Только далекие молнии изредка подсвечивают поле битвы и меня на нем.
Делать нечего, решаю ночевать здесь, что бы утром, если будет погода, никуда не ехать, и взлететь с Куликова поля, лучше места не найти. Прошу у духов павших воинов прощения за бесцеремонное вторжение, еще прошу их не пугать меня ночью, ставлю палатку, забираюсь в палатку, часик работаю на ноутбуке, слышу снаружи крики ночных птиц и кого-то еще, потом спокойно засыпаю. Я думал мне будет страшно и жутко спать на поле где семь веков назад полегло несколько десятков тысяч воинов. Но видимо, либо духи были заняты своими делами, любо они давно покинули эти места, но я спал совершенно спокойно и меня никто не беспокоил.
В пять утра зазвонил будильник, я проснулся, потянулся, выглянул из палатки, понял, что ветер сильно дует и уснул опять. Часов в семь я проснулся уже сам, вышел из палатки, обдуваемой ветром, огляделся красота!!!
Небо очистилось, но ветер дул сильно. Летать не получится. Ну, ничего, на обратном пути я буду ехать по этой же дороге, обязательно заеду и быть может тогда полетаю над Куликовом полем. Собираюсь и уезжаю в Нижний Новгород, где меня ждет Федор.
От Куликова поля я домчался к вечеру до Нижнего Новгорода, дорога живописная проходит сквозь смешанные леса, по дороге встречаются довольно интересные образцы северной архитектуры. У нас на Юге таких не увидишь.
С Федором встречаемся в Нижнем около Речного вокзала, он приехал Сарова, за 180 км от Нижнего, что бы полетать со мной над Нижегородским кремлем. Радостно приветствуем друг друга, крайний раз мы встречались в мае в Крыму. Радостно приветствуют нас сигналами и другие жители города проезжающие мимо, мы своими машинами перекрыли и так небольшой проезд. Федор Неевин руководитель и инструктор филиала клуба EX-AIR Нижний Новгород и окрестности , опытный пилот и просто хороший человек, я очень рад, что он нашел время и приехал. Что бы избавиться от бесконечной череды звуковых сигналов, мы едем на набережную около чкаловской лестницы, под стены кремля. кремль, да и сам город расположен на правом высоком берегу Волги, высота зеленого холма достигает 100 метров и по словам Федора он сам и все местные пилоты частенько летают в динамике от этого склона, летают и над кремлем, здесь лучше всего держит.
А что милиция не гоняет? Чиновники разрешают здесь летать? Ведь в кремле располагается вся местная власть - Нет, не гоняют. Только просят газоны не топтать. Парители взлетают иногда со ступенек памятника Чкалову. Народ на моторах стартует, бывает прямо с набережной. Но мы, конечно, стараемся не наглеть, поэтому взлетать с тобой будем с гребного канала, в километре от кремля . О-о, я уже люблю Нижний Новгород .
Переезжаем на гребной канал, места для взлета полно, но бежать придется по песку, да и отдыхающего народу полным-полно. К тому же, дует сильный ветер со стороны города, а это значит, что мы в роторной зоне. Старт переносим на утро и идем купаться, вода чистая и теплая, но очень много мусора на пляже, у нас тоже народ гадит там где отдыхает, но мусора все таки поменьше, толи в Ростове меньше гадят, толи чаще убирают.
Выезжаем из города и движемся к городку расположенному в 30 км от Нижнего. Там на нас уже встречает местный пилот Максим, у которого мы будем сегодня ночевать. Собираем моторы, смотрим на колдун он висит безжизненно, ветра здесь нет. Стартуем блин, почему же так долго приходится бежать, что бы взлететь, метров 100 пробежал, прежде чем с трудом оторвался от земли. На высоте 50 метров становится понятно, что мы бежали по ветру. А колдун висел безжизненно, потому, что лесопосадка, расположенная в 200 метрах от нас создавала зону затенения. Надо более тщательно изучать обстановку на старте Полетав на закате над местными полями и лесами мы едем ночевать, Максим уехал, объяснив Федору как найти его дом. Объяснял он пять минут, а искали мы по темноте его в незнаком городке, почти час. Наконец, нашли. Ломимся в калитку, ключ не подходит. Пять минут ушло у нас на то что бы понять ломимся не в тот дом. Снова ищем. Снова находим. Теперь тот. Маленький уютный деревенский домик, после душа сразу засыпаем, спасибо тебе Максим за ночлег.
В четыре часа утра встаю и иду будить Федора, он уже проснулся. Не завтракая, выезжаем в город. Приехав к пяти часам утра на гребной канал, видим ту же картину, что и вечером: толпы отдыхающих, только собирающихся по домам и ветер со стороны города, но народу поменьше и ветер потише метра три. Решаемся стартовать, хотя и понимаем, что в роторе. Но ветер вроде не сильный, должно быть нормально
Федор взлетает первый, сразу видно - болтает его немного из стороны в сторону, набрав высоту выше 100 метров, Федор уходит из зоны ротора, но упирается в сильный встречный ветер. На высоте 250 метров его уже почти сносит спиной назад. Ни фига себе, не сильный ветер, но в городе на верху дуло максимум два метра, откуда он взялся? Мы с Федором договорились, что если ему будет некомфортно в воздухе, то он сразу приземляется. Но он, снизившись до 100 метров, продолжает кружить над каналом, значит нормально, решаю я и взлетаю. Взлетаю и сразу понимаю не очень нормально. Трясет несильно, но постоянно, то вверх, то вниз. А выше города ветер сильный, не полет, а мучение. Полетав, судорожно вцепившись в клеванты минут пять, решаю приземлятся, сбрасываю высоту над водой и на высоте двух метров захожу на песок. А фото спросите Вы? Да я даже забыл, что у меня был с собой фотоаппарат, а если бы и вспомнил, то клевант все равно не бросил бы.
Тут же, приземляется и Федор, ему тоже не очень понравилось летать в роторе от Нижнего Новгорода. Делать нечего, с погодой не поспоришь. Мы собираем моторы и едем завтракать. Где можно позавтракать в шесть часов утра? В Макдональдсе, этом оплоте буржуазного обжорства и лучшей иллюстрацией к пословице Ножом и вилкой роем мы себе могилу.
После завтрака Федор устраивает мне экскурсию по Нижегородскому кремлю, очень красивому каменному сооружению, с пятисотлетней историей. Каменный кремль был построен в начале шестнадцатого века, после силового присоединения независимого Нижегородского княжества к Московскому, и надолго стал мощной пограничной крепостью Московской Руси. Несмотря на частые нападения Казанского ханства на Нижний Новгород, ни разу враг не смог ворваться в кремль настолько мощной и совершенной была система его обороны. Исключительно важную роль взял на себя город в семнадцатом веке во время польско-шведской интервенции. Осенью 1611 года он стал оплотом сил Минина и Пожарского, создавших всенародное ополчение, которое, в конце концов, освободило страну от захватчиков. ( Великие крепости России ). По своему историческому и культурному значению Нижегородский кремль занимает второе место после Московского Кремля. И это действительно так. Внутри кремля много старинных зданий, занимаемых сегодня, впрочем, как и всегда, институтами власти. Много туристов и молодоженов, доступ туда совершенно свободный и бесплатный, кроме велосипедистов и роллеров, но про парапланы ни чего, ни сказано.
На самом высоком месте стоит храм Архангела Михаила. Мы с Федором зашли в него и поставили по свечке. Я поставил свечку Архангелу Михаилу и попросил его об удачи в полетах. Кстати, информация для пилотов, как то, в одном небольшом, но древнем храме, в котором молился еще Афанасий Никитин, возвращаясь из плаванья за тридевять земель, расположенном в городе Феодосия у старой разрушенной крепости, я спросил женщину, продававшей свечки: "А какого святого можно считать защитником пилотов? - она задумалась и ответила: Специального заступника пилотов нет, не назначили, но больше всего подходит Архангел Михаил, это крылатый предводитель небесного воинства. Можете попросить о защите его - Точно? - уточняю я Можете мне поверить. У меня первое образование авиационное, а второе богословское .
Покинув кремль мы опять постояли около памятника Чкалову, (что он тут делает? Он что родился в Нижнем Новгороде?), Федор не знал. Полюбовались панорамой Волги и ее левого берега.
И начали прощаться, Федору надо было возвращаться домой. Федор после непродолжительных прощаний уехал, я же поехал на другой берег к большому и могучему храму Александра Невского. Храм мне тоже очень понравился. Никакой позолоты, все из дерева, даже иконостас.
Кашу маслом не испортишь - подумал я и поставил еще одну свечку Архангелу Михаилу. Оставшийся до вечера день я провел в центре города около кремля на пешеходной Покровской улице, разгуливая и осматривая местные достопримечательности и местных жителей. Исторический центр города очень красив и интересен. Словно попал в прошлый век, то есть в позапрошлый.
К вечеру ветер не стихает, но я еду на левый берег, совершенно пустынный сейчас, но уже приговоренный к строительству нового бизнес района, в надежде полетать вечером, если стихнет ветер. Любуюсь видами города и уже в третий раз замечаю вертолет, пролетающий вдоль набережной. У них допуск по ветру немного побольше будет, завистливо думаю я.
Ветер часов в восемь стих до умеренного и я радостно собираю мотор, заливаю бензин, пристегиваю подвеску, усаживаюсь в нее, пристегиваюсь, встаю и тут мой мозг пронзает мысль: Осмотри мотор! . Я немного колеблюсь, потом нехотя снимаю с плеч свой EX-125 на базе Симонини и осматриваю его. К своему ужасу я замечаю, что хомут глушителя лопнул и держится на одной тонкой ниточке металла. Долбанный итальянский хомут! Уже в третий раз подводит он меня. Первый раз раскрутилась гайка на нем, когда я летал над Старочеркасским собором. Пришлось лететь на малом газу до места взлета, еле перелетел высоковольтки. Второй раз он лопнул, когда я летал над Генуэзской крепостью в Судаке, мотор разразился таким звоном и дребезжанием, что пришлось заглушить его и садиться на футбольное поле в центре Судака. И вот третий раз. Я так живо представил, как он бы развалился у меня, где нибудь посередине Волги, что мне стало не по себе. Вообще то мой мотор один из лучших в мире, никогда не подводил, но глушитель очень редко, но бывает подводит. Итальянцы из Симонини проектировали его в центре Ферари, а те выжали из него побольше мощности, но видно в ущерб надежности. А что разве вы не возите с собой десяток запасных, как это делаем мы? Мы так, после каждого заезда меняем на новый - могли бы сказать они. Юра Пудов уже решил эту проблему, усилив и сам глушитель и его крепление, но у меня была старая версия. Спасибо тебе Архангел Михаил за вовремя пришедшую мысль.
Так, что же делать? Запасного у меня нет, все взял в двух экземплярах, а хомута запасного не было Я тут видел МЕТРО на выезде из города, может там, что есть? Мчусь туда, надо успеть до закрытия. Но, Вы не поверите, с точки зрения запасных частей к парамотору это абсолютно бесполезный магазин. Ни хомутов, ни даже проволоки. Ладно, нас так просто не сломать. Еду на гребной канал, где я видел окруженный поломанным забором заброшенный аквапарк, в надежде найти там что нибудь подходящее. Уже в час ночи выхожу из аквапарка с куском стальной проволоки, выломанной из забора и намерением прикрутить завтра глушитель намертво этой проволокой.
Еду опять на левый берег и около какого то палаточного лагеря каких то христиан, засыпаю в спальнике, даже не поставив палатку. Засыпаю под хоровое пение и крики Алилуйя.
Утром в пять утра опять сильно дует, снова не везет. Сплю дальше. В восемь часов выезжаю в город в поисках магазина автозапчастей. Нахожу магазин строительного крепежа и покупаю там сантехнический стальной хомут (шесть штук, про запас) и мягкий стальной затягивающийся нормовский хомут для подстраховки (десять штук). Прямо на газоне, занимаюсь ремонтом глушителя и через час упорной работы все вроде готово. Закрепил всем итальянцам на зависть.
Снова еду на левый берег Волги и под завывание ветра испытываю новый хомут, после получаса работы мотора, вроде все держится и ничего не готовится отвалиться. Купаюсь в Волге и мчусь наверх, в город, еще раз гуляю по кремлю и перемещаюсь на пешеходную улицу, где найдя уютное уличное кафе, ужинаю и посматриваю на прохожих. Шесть вечера, а дует по-прежнему сильно, наверное, вечером погоды не будет. Жду до утра, и если утром полетать не удастся, то уезжаю. А то, за три дня пребывания в этом, безусловно, прекрасном месте, мне уже начинает казаться, что город взял меня в плен.
В восемь часов снова подхожу к памятнику Чкалову, что бы оценить ветер, и вдруг понимаю, что он скисает. Быстрее вниз, на левый берег! Через тридцать минут я уже собираю мотор, ветер, действительно, стихает. Еще через пятнадцать минут, тщательно осмотрев мотор, я взлетаю. Ветер у земли сильный, но ровный. Набираю 200 метров и мое новое скоростное моторное крыло EX-V с трудом летит вперед. На старом бы крыле уже давно летел бы спиной назад или в лучшем случае висел на месте. Подлетаю к Волге и лечу вдоль левого берега, напротив кремля. Перелетать ее и подлетать ближе к кремлю не рискую, на высоте очень сильный встречный ветер, а на малой - небезопасно, можно не долететь до берега в случае отказа двигателя. Фотографирую и снимаю на видео панораму правого берега. К сожалению, солнышко заходит за горизонт и освещения заметно поубавилось, поэтому фото не очень.
Летаю минут двадцать с боковым ветром и разворачиваюсь по ветру на посадку ого скорость километров сто. За двадцать секунд долетаю до машины и приземляюсь. Ну, слава богу, полетал над Нижним.
Все, можно не дожидаясь утра уезжать. Я собираю монатки и в десять вечера выдвигаюсь в сторону Владимира. Ночую на трассе в мотеле.
К обеду приезжаю во Владимир, столицу некогда сильного независимого княжества, спорившего с Москвой за верховную власть на Руси. Город встречает меня старинной архитектурой и перманентным дождем.
Пользуясь плохой погодой, неторопливо осматриваю главные достопримечательности города, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы. Именно от Золотых ворот уходили в сторону Чудского озера дружины, сражавшиеся в Ледовом побоище; через эти ворота торжественно въезжал в город после победы Александр Невский. В 1380 году через них шли владимирские и суздальские полки на Куликово поле, а в 1611 году здесь собирал ополчение для освобождения Москвы князь Дмитрий Пожарский.
Успенский собор был построен в 1158 году (в первой версии) и долгое время был крупнейшим храмом на Руси. Это должно было подчеркнуть великодержавные замыслы Владимирских князей и убедить всех в величии города Владимира, строили с размахом и средств не жалели. Художника для росписи позвали самого, как сейчас принято говорить, модного Андрея Рублева. Снаружи храм, действительно величественен и монументален. Внутри много золота и украшений.
Дмитриевский храм, служивший придворным храмом князей, напротив, не большой, но украшенный снаружи уникальной резьбой по белому камню. С совершенно не традиционными для русских церквей сюжетами, изображающими мифологические сцены. Ученые до сих пор спорят, что они изображают и какой несут смысл.
К сожалению или к счастью, но от, когда то имперских амбиций владимирских правителей мало что осталось. И город, словно замер и остался в прошлых веках. Тихо и спокойно на улицах, никто никуда не спешит и не торопится.
Я нахожу интернет кафе и собираюсь, что нибудь написать про предыдущие дни. Но вдохновения нет и ничего не лезет в голову, настолько спокойная и расслабляющая энергетика в этом городе. Захожу в парафорум и вижу сообщение от владимирского пилота Анатолия: Будешь подъезжать к Владимиру, звони . Отлично, звоню по указанному номеру: Я уже здесь .
Через пять минут мы встречаемся, знакомимся и едем к нему в офис. Пользуясь быстрым интернетом, я выложил фотки в блог, но написать ничего не смог, вдохновение не пришло. Параллельно мы болтаем с Анатолием за жизнь, он параллельно созванивается с другими пилотами, и мы договариваемся поехать полетать напротив Соборов и центра города. Изредка они тоже летают над окраиной города. А древние храмы как раз на холме на окраине. Но очень изредка были замечания из ФСБ. Но по такому случаю Едем к Анатолию на базу, туда же подъезжает еще один пилот Саныч и мы попадаем с ним в святая-святых - комнату где он собирает модели самолетов. Это еще одно его увлечение. Есть даже у Анатолия летающая модель мотопараплана.
Поохав и поахав, глядя на все это летающее чудо, мы выезжаем на летное поле в семи километрах от Владимира, надеясь на улучшение погоды. Но, несмотря на разрывы в облачности, там идет дождь. Более того, приближается гроза. Да, что же это за погода такая??? Все время дожди и грозы
Едем к Санычу на дачу, пьем чай со смородиной и бутербродами, и ждем пока пройдет гроза, до темноты еще времени много. Посидев часик в теплой деревянной избе и увидев, что дождь закончился мы снова выезжаем на летное поле Вроде нормально гроза прошла краем и хоть и гремит еще, но вроде уходит в сторону, ветер слабенький, но со стороны грозы. Решаем подождать что будет дальше. Дальше снова пошел дождь. Полетов сегодня не будет. Мы спрятались в прицепе и травим друг-другу парапланерные байки. Темнеет.
Саныч гостеприимно предлагает переночевать у него на даче, русская банька и пиво с рыбой будут. Я уже почти соглашаюсь на такое заманчивое предложение, но какое-то внутреннее чувство толкает меня дальше в дорогу, не дает остановиться на месте. Надо ехать дальше - настойчиво говорит оно мне. Ну надо, так надо, вот еще шило в ж... Благодарю ребят за теплую встречу, очень приятно, так вот, в незнакомом городе, встретить близких по духу людей и пообщаться. Жаль не удалось полетать вместе. Спасибо вам большое, владимирские пилоты, Анатолий и Саныч. Может еще увидимся и полетаем.
Я оставляю ребят на поле, а сам выдвигаюсь в сторону Суздаля, обосновавшемуся в тридцати километрах от Владимира. По словам ребят, неоднократно летавших там, проехать мимо жемчужины Золотого Кольца России и не полетать там, никак нельзя.
Я еду в туда, хотя прогноз погоды на завтра неутешительный.
В одиннадцать ночи я приехал в Суздаль. И понял что меня тянуло в этот город, что заставило уехать из Владимира... Четырехзвездочный гостиничный комплекс "Пушкарская слобода", уютно устроился на главной улице Суздаля и заманил таки меня в свои объятья. После пяти дней походной жизни, увидев это произведение гостиничного бизнеса в старорусском стиле, мне неодолимо захотелось тут остаться.
И я остался, не смотря на цену, которая никак не вписывалась в мой бюджет. Но мне еще повезло, в ночь с воскресения на понедельник и с понедельника на вторник, у них 50% скидки. Правда, девушка на ресепшине вспомнила про скидку не сразу, а только увидев мою кислую физиономию, как ответную реакцию на цену парковки - 500 р. "А что так дорого то, парковка? Ее, что сам Кличко охраняет?" - "Нет, просто так... ой-й, простите меня, я совсем забыла! Зато у нас сегодня скидка!!!". Я оплачиваю сразу за два дня, понимая что завтра уехать не получиться, надо отдохнуть и написать текст к крайним трем дням. Захожу в номер - да он того стоит.
Вот за этим письменным столом я провел весь следующий день, описывая Нижний Новгород и Владимир. Согласитесь, нечеловеческие условия для работы... Весь день идет дождь и я вышел из номера только пообедать. Полетать сегодня не получится... Я сижу пишу...Пять часов - идет дождь. Шесть часов - идет дождь. Семь часов - идет дождь. Восемь часов - да ладно!!! не может быть!!! Небо голубое и чистое, ветра нет. Я прыгаю в машину и лечу на окраину Суздаля. Первое попавшееся поле с чавкающей грязью и через 20 минут я в воздухе. Я даже не успел прочитать описание Суздаля в путеводителе, я не знаю где что. Летаю в свободном поиске, благо город маленький и все рядом... Все - это более 200 церквей и храмов, самое большое сосредоточие культовых сооружений на самой маленькой площади в мире!
Как здорово получилось полетать. Еще через полтора часа я снова в номере и снова пишу... Завтра выезжаю в Ярославль. Там меня уже ждут.
Ох, и не хотелось мне уезжать из Суздаля, настолько уютный и приятный городок, насквозь пропитанный стариной и покоем.
А это древние русские мастера приехали восстанавливать древний русский монастырь. Ирония судьбы кто раньше разрушал, тот теперь и восстанавливает.
Но надо ехать. Следующий пункт моей остановки Ярославль. На въезде в город меня встречают местные пилоты, и мы едем сразу на летное поле на окраине Ярославля. В Ярославле тоже есть красивый старый монастырь, но он в центре города, и полетать там, не так просто, хотя иногда они это делают. Стартуют на окраине, летят в вдоль реки через весь город, монастырь, как и положено, на высоком берегу Волги, потом так же возвращаются. Но сегодня мы будем летать за городской чертой. Приехав на поле, ребята сразу начинают собирать мотор. Я не спешу, еще вовсю работает термичка.
Наконец, я взлетаю, летаю над полями около Ярославля, над цыганским табором и весь город как на ладони. Красивые места, только дома и трубы все портят.
Приземляюсь и даю свое новое моторное крыло EX-V попробовать полетать Владимиру, опытному ярославскому пилоту. Он в таком восторге (если я правильно понял его реакции) от крыла, что не может с ним расстаться и три раза взлетает, садится и снова взлетает.
Потом я дал ему попробовать, как работает мой мотор EX-125, полетать дать не решился (если запасное крыло у меня с собой есть, то второго мотора нет), хотя Володя очень опытный пилот. Но и походив с ним за спиной и ощутив тягу, он сказал: Хорошо тянет, но и не больше моей Занзитерры - Да, только вес моей установки раза в полтора меньше
Постепенно подтягиваются остальные пилоты, набирается человек десять. На прощание делаем групповое фото, и я с Сергеем еду в гараж. Ребята снимают его сообща и мастерят в нем сами тандемную телегу. Всю дорогу меня неотрывно сопровождает Галина, бывшая парашютистка, а сейчас фея ярославского парапланеризма. Сергей припаивает к аккумулятору отломанную клемму, очень кстати, так как запасной аккумулятор, что-то не очень запускаться сегодня пришлось проводами от аккумулятора автомобиля, через специальный разъем.
Поблагодарив ярославских пилотов, я выдвигаюсь вечером в сторону Вологды.
Вологда встретила меня неприветливо, приехав в час ночи в этот городок, я два часа потратил на поиски гостиницы. Нашел четыре заведения и везде меня обрадовали: "А мест нет". "А где есть?" - "А нигде в городе нету" - жизнерадостно сообщила мне тетка-администратор, с улыбкой человека, у которого все хорошо в жизни. Пришлось ехать дальше в город Кириллов, где находится Кирилло-Белозерский монастырь моя следующая цель. Спать в пути так хотелось, что, не доехав 10 километров до Кириллова, пришлось остановиться на обочине и поспать часик в машине. Добравшись до Кириллова, снимаю номер в гостинице и вырубаюсь. Проспал до вечера, в пять часов выхожу из номера на берег Сиверского озера и вижу монастырь
Да, неплохо. Надо поискать места для утреннего старта. Поиски заняли два часа и ничего я не нашел. Все окрестности заняты лесами, а немногочисленные поля и луга никто не косит, трава по пояс Блин, каждый уважающий себя город или поселок должен иметь рядом удобное взлетное поле. С информационными указателями Взлетное поле для парапланеристов из центра города к полю, но в Кириллове о нас никто не думает. Намотав вокруг поселка километров двадцать, я ничего не нашел лучше, чем дорога, ведущая с трассы к местным селам, и ограниченная с двух сторон деревьями и проводами. Но, одна проблема машины шныряют с периодичностью раз в минуту. Прямо час пик, какой то. Надеюсь, утром будет поменьше.
Определившись с местом, пошел погулять вокруг монастыря, освещенного закатными лучами солнца, присмотреть площадки на случай аварийного приземления. В принципе, нормально, вдоль стен везде можно сесть.
Возвращаюсь в гостиницу и, усевшись на лавочку с видом на монастырь, читаю по КПК историю монастыря. Основана обитель в 1397 году монахом Кириллом Белозерским, духовным наследником и учеником Сергия Радонежского. Кирилл был сторонником церковного течения нестяжателей , монахов выступавших за полный отказ церкви от всего мирского, особенно собственности и строгий аскетический образ жизни. Поэтому долгое время монастырь был одной из самой строгой монашеской обителью на Руси.
Но со временем в русской православной церкви победило течение стяжателей , церковников выступающих за сильную и богатую церковь, думающих не столько о своем духе, сколько о своем брюхе. Монастырь стал тюрьмой для многих, кто был против таких порядков. Постепенно монастырь рос и богател, рос и город вокруг него. Строились крепостные стены и укрепления. Монастырь стал крупнейшим землевладельцем и олигархом в округе.
Трудное время пришлось пережить монастырю в Смутное время. Шесть лет осаждали крепость польско-литовские войска и разбойничьи шайки. Разорили все окрестности, но за шесть лет так и не покорили монастырь. Ушли ни с чем. После наведения порядка в стране, монастырь быстро восстановился и отстроил еще более мощные укрепления на богатые пожертвования вельмож и князей и превратился в самый большой монастырь крепость в Московской Руси. С расширением русских территорий постепенно потерял свое значение как военная крепость, но не потерял своего веса как духовная обитель. Для любопытных даю ссылку - www.trip-guide.ru/page_331.htm
Но вот наступает утро, в шесть утра я на дороге. Машины продолжают шнырять, на не чаще раза в пять минут. Отлично. Как только проехала очередная машина, выхожу на дорогу с мотором за спиной, раскладываю крыло, пристегиваюсь, поглядывая по сторонам. Машин нет. Разбег, вывод крыла, все хорошо, полный газ и вверх
Воздух спокойный и ровный. Набрал шестьсот метров высоты, иначе монастырь не влазит в объектив моего фотоаппарата, настолько он большой. В смысле, монастырь большой.
Летаю над окрестностями монастыря красота!!! Кругом леса, озера и луга. Монахи умели выбирать себе места.
Налюбовавшись красотами северного края, приземляюсь. Возвращаюсь в гостиницу, собираю вещи, завтракаю и еду осматривать монастырь изнутри. Тоже красиво. Мощно, больше похоже на крепость чем на монастырь.
Много туристов, особенно иностранцев, в некоторых залах музея не протолкнуться, столько немцев. Ходят группками, как гуси, за экскурсоводом. А в глазах печаль, смотрят на все это церковное великолепие, и что-то себе думают.
Посетил монашеские кельи, надо сказать, размером и убранством как некоторые современные малогабаритные квартиры, не меньше точно. Видно советские проектировщики хрущевок за основу взяли кельи Кирилло-Белозерского монастыря.
А вот, полюбуйтесь. Это келья архимандрита. Настоятеля монастыря. Начальника по-нашему. Начальство всегда умело устраиваться с размахом, потому и начальство.
Завершив экскурсию по монастырю, я поехал в сторону Питера, в Новую Ладогу. К вечеру, по совершенно пустой дороге, не отягощенной заправками и общепитом, я доехал до деревушки Старая Ладога. По преданию первой, самой древней столице Руси. Именно здесь княжил первое время князь Рюрик, прежде, смог позволить себе перебраться в Новгород. От тех времен кроме раскопок ничего не осталось. Есть остатки более поздней крепости, но только две башни со стеной между ними. Остальное пока реконструируют. Когда восстановят всю крепость, будет, что посмотреть. Остаться и полетать здесь у меня желания не возникло, не смотря на хорошую погоду.
Я поехал дальше в сторону Петрозаводска, в надежде остановиться в первом же мотеле на ночь. Ехать мне пришлось до самого Петрозаводска, спасибо хоть дорога хорошая, не в пример предыдущей. Зато места живописные тут и солнышко поздно заходит, часов в одиннадцать оно только касается горизонта.
Меня пригласил остановиться у него петрозаводский пилот Арсений, чем я беззастенчиво и пользуюсь. Проехав за сегодня почти 900 км, искать по ночному Петрозаводску гостиницу, желания нет. Арсений оказывается молодым жизнерадостным парнем, бывший парашютист, пересевший на мотопараплан, он встречает меня на въезде в город, и мы едем к нему. Остатки вечера проводим за пивом и просмотром фотографий. Большое тебе спасибо, Арсений!
Утром, Арсений убежал на работу, а я сижу в кафе на набережной, пью кофе, пишу этот текст и думаю, что делать дальше.
В Кижах полетать, похоже, не удастся. Стартовать с самого острова без разрешения невозможно, сразу скрутит охрана. Разрешения не дадут это точно. Арсений с трудом пробил разрешение полетать на праздник деревянного судостроения, проводимый 8 августа в Кижах. Что бы стартовать с берега Онежского озера напротив острова Кижи, необходимо проехать 300 км, из них 100 по грунтовкам и не факт, что берег там подойдет для старта. Похоже, надо ехать дальше, на Соловки, как и планировал. Прогноз погоды, что в Петрозаводске - сплошные дожди неделю, что на Соловках ливни и ветер 7-12 метров. Ну, не полетаю, так просто посмотрю
Выехал из Петрозаводска в три часа дня, проезжая мимо заповедника Кивач , решил заглянуть на известный в Карелии водопад, к которому туристов возят отовсюду автобусами. Честно говоря, может для Карелии это и водопад, но на Кавказе таких сотни и по сравнению с другими, он бы не удостоился даже звания водопад , так, перекат небольшой. Но народу много, всем нравится.
Для неискушенного путешественника-отпускника из средней полосы России вполне подойдет, благо от трассы всего три километра. Еду дальше. В этом краю лесов, озер и рек, некоторые водоемы нагло подбираются вплотную к трассе, и завлекают проезжающих в свои холодные воды диковинными пляжами. Ну да, ищи дурака, что бы купаться в дождь при 15 градусах и ветре 7 м/с. Ограничиваюсь фото.
После Медвежегоска, хорошая трасса постепенно переходит в направление, но зато вдоль дороги появляются живописные зеленые полянки. Осматриваю их на предмет возможного старта, и обнаруживаю, что это самые настоящие болота, куда даже ступить страшно, можно не выбраться.
К десяти вечера доезжаю до Беломорска, городка, откуда утром у меня билет на метеор до Соловков. Вы когда нибудь бывали в Беломорске? Нет? Вот и не надо. Нечего там делать. Совершенно разрушающийся и депрессивный город, так и не восстановившийся после перестроечных реформ.
Переночевав, в опять же, единственной гостинице, существующей только за счет туристов отправляющихся на Соловки, я, оставив машину на стоянке иду в порт, и несмотря на GPS, заблудился в этих путаных улицах, обрамленных ветхими деревянными домами. До отправления катера 30 минут, а я не знаю где порт и где я нахожусь. Как назло все таксисты, облепившие вчера главную площадь города, сегодня куда-то подевались. У меня возникает ощущение, словно я в заброшенном и всеми забытом городе на другой планете, и мой корабль вот-вот улетит на Землю без меня, а я не знаю где космопорт Вдруг откуда ни возьмись, из-за древнего сарайчика, выезжает вполне современное такси. Я спасен, я успею на свой корабль.
Корабль уже стоял под всеми парами, но скопившихся людей, по старой советской традиции, на борт не пускал. Через десять минут томительного ожидания, боцман проявил человеколюбие и запустил пассажиров. Всех кроме велотуристов. Не положено, понимаешь, на современный скоростной космический корабль с велосипедами и рюкзаками. Боцман был неумолим: Езжайте в Кемь, это километров 100 отсюда, там на старый пароходик может и пустят. А у нас не положено . И с чувством выполненного долга захлопнул дверь перед носом велосипедистов. Мы отправляемся, проходим по началу Беломоро-Балтийского канала и через шлюз выходим в открытое Белое море.
Два часа полета на подводных крыльях и перед нами появляется панорама монастыря, расположившегося в тихой бухте Соловецкого острова.
Остров встречает пронзительным ветром и моросящим дождем. В общем, все как по прогнозу. Хоть когда-то синоптики не ошибаются. Поскольку мотор я оставил в машине, понимая, что летной погоды все равно не будет, я просто иду осматривать монастырь со всеми туристами. Но, проходя мимо проката велосипедов, не удержался и взял напрокат байк. Можно взять и квадроцикл и даже джип. Остров производит двоякое впечатление: с одной стороны постперестроечная разруха, с другой бурно развивающаяся туриндустрия. Но в целом, гораздо все живее и жизнерадостнее чем в Беломорске. Местные жители улыбаются и радуются каждому туристу. Сразу видно поселок живет и развивается. На велике подъезжаю вплотную к монастырю.
Ни тебе билетов, ни тебе контролеров, входи всяк кто хочет. Въезжаю в монастырь на велосипеде, здесь это похоже нормально. Монастырь сам по размеру небольшой, гораздо меньше Кирилло-Белозерского. Окружен крепостными стенами, сложенными из больших валунов. Внутри весь застроен храмами и хозяйственными постройками.
Почти все здания реконструируются, много музейных экспозиций, вход везде бесплатный, ходи нехочу. Осознавая, что полетать в этот раз не получится, а другого, скорее всего никогда не будет, фотографирую макет монастыря, вот так он выглядит с воздуха.
Особенно понравилось ходить по крепостным стенам и башням. Все ходы и выходы открыты, по крепостной стене можно пройти почти весь монастырь по периметру, любуясь из бойниц на окружающие окрестности.
Историю монастыря можно узнать из установленных здесь же стендов. Основан он был в 1429 году монахами Зосимой и Савватии, выходцами из Кирилло-Белозерского монастыря. Быстро рос и крепчал новый монастырь, превращаясь в духовную, военную и экономическую доминанту Русского Севера. К концу шестнадцатого века, во время русско-шведских конфликтов, территорию монастыря опоясали мощные крепостные стены и башни. В начале семнадцатого века, ввиду очевидной слабости государства, разоренного опричниной, Ливонской войной и Смутой, монастырь берет на себя государственную функцию обороны всего Беломорья.
В 1668 году монахи, протестующие против церковных реформ Никона и нежелающие признавать новые порядки, были вынуждены запереться в монастыре, осажденном правительственными войсками. Осада монастыря продолжалась почти восемь лет. Взять штурмом монастырь стрельцам удалось только после предательства монаха Феоктиста. Из тысячи монахов погибли или были казнены позже почти все. В живых осталось только 14 человек.
В 1854 году во время Крымской войны против коалиции (Англия, Франция и Турция), Соловецкий монастырь был обстрелян английской эскадрой. Фрегаты Бриск и Миранда в течении 9 часов бомбардировали монастырь, выпустив по нему более 1800 ядер и бомб. Однако чудесным образом никакого серьезного урона они не принесли. Англичане, пораженные стойким духом монахов, были вынуждены ретироваться, так и не решившись на высадку десанта. После революции, в 1924 году, большевики закрыли монастырь, предварительно ограбив его сокровищницу. После чего в тридцатых годах сделали из него один из самых страшных лагерей советского времени. Сейчас там снова действует монастырь и работает музей. Монастырь включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Погуляв по монастырю, я поехал дальше вдоль берега, в поисках полянки для возможного старта, хотя неутешительный прогноз на ближайшие три дня, превращали это занятие в чисто теоретическое. Побережье острова почти везде имеет прибрежную полосу свободную от леса, вполне достаточную для старта при правильно подобранном направлении относительно ветра.
Вообще надо сказать слухи о трудности там полетать, сильно преувеличены. Есть два пути. Первый: приехать из Кеми с оборудованием на теплоходике, потом идти бить челом и кланяться к местным начальникам, что бы те разрешили полетать, и если Вам повезет с хорошим настроением начальства острова и погодой, то взлететь можно будет прям из под стен монастыря. Второй: зафрахтовать в Кеми моторный катер (8000-10000 рублей), который рано-рано утром доставит Вас на совершенно пустынный берег острова, выбранный в зависимости от направления ветра, подальше от монастыря и поселка. Старт с прибрежной полосы самого острова или с любого безлесного маленького островка, окружающих со всех сторон большой остров. Полет к монастырю на высоте 300 метров, рано утром, если не будете наглеть, Вас никто даже не заметит, а если и заметит, то искать не будет, а если и будет, то не найдет. Полет в обратную сторону, посадка и погрузка на катер. И можно ехать на пристань для осмотра монастыря с земли. Нужно только уточнить расписание полетов в местном аэропорту, принимающем самолеты и вертолеты из Архангельска.
Я бы выбрал второй вариант, по-моему, более реальный. Да и вообще, пешеходы ходят разрешения не спрашивают, велосипедисты ездят разрешения не спрашивают, мотоциклы, квадроциклы и джипы молотят землю, и разрешения не спрашивают. Почему безобидный для природы мотопарапланерист должен спрашивать разрешения у земных властей? Не надо их к этому приучать. Если и спрашивать разрешения на полет, то только у органов регулирующих воздушное движение. Пока такие мысли роились у меня в голове, погода окончательно испортилась, моросящий дождь перешел в почти ливень, холодный северный ветер еще усилился и окончательно похолодало. Еще чуть-чуть и пошел бы снег. Пока я крутил пять часов педали велосипеда, наматывая круги вокруг монастыря, я холода не чувствовал, как только я слез с него, тут же замерз. Как в том анекдоте: доктор спрашивает мальчика Какое сейчас время года? Лето - Какое же лето??? Вон посмотри снег идет, Дед Мороз с детишками хоровод водит - Да, вот такое хреновое лето .
БОЛЬШАЯ МРАЧНАЯ СЕРОСТЬ, пришедшая с Севера, накрыла Соловецкий архипелаг и все Беломорье. И так еще три дня. Еще час до отплытия корабля на континент, я греюсь чаем в кафе и не понимаю, как тут люди живут то? Красивая, но суровая природа.
Пока шли обратно в Беломорск, ветер и волнение на море усилились до размеров небольшого шторма. Капитан сбрасывает ход, и мы уже не летим над волнами, а тяжело переваливаем через них. Уважаемые пассажиры, просим для вашей безопасности надеть спасательные жилеты, находящиеся под вашими сидениями - как мне кажется, эта фраза должна была давно прозвучать, но капитан молчит. Я заглядываю под сидение спасжилета нет. Понятно. Я предпочитаю заснуть. Просыпаюсь уже в шлюзе, кажется, мы не утонем.
Быстрее в машину и назад на Юг, к теплу. Чем дальше уезжаю от Белого моря, тем становится теплее. В ста километрах от Беломорска руки уже не мерзнут. Ветер стих до 6 м/с. Можно жить. Между Медвежьегорском и Петрозаводском, в шесть утра, на берегу живописного озера, нахожу кемпинг, ставлю палатку и засыпаю.
Не смотря, на то что заснул я в семь утра, в восемь я был уже разбужен заунывными криками маленького мальчика: "Мама, покатай меня... Мама, покатай меня", и так полчаса, пел он свою тоскливую песню. Наконец мама вышла из палатки, и вместо того что бы покатать мальчика на качелях, громким шлепком заставила его замолчать. Суровый Северный край. Суровые Северные люди.
К вечеру приезжаю в Питер. Опять идет дождь. От нечего делать катаюсь по вечернему городу, осматриваю достопримечательности. Белые ночи уже на исходе и в десять уже почти темно.
Переночевав в мотеле, проспав до обеда, выезжаю на кольцевую автодорогу и думаю куда податься. В Эрмитаж, что ли? Повысить, так сказать, свой культурный уровень. Два месяца назад были в Питере, но в Эрмитаж попасть не успели, а крайний раз, я там был лет 10 назад, может что новое появилось. И тут мне попадается на глаза указатель - Кронштадт 52 км .
Там я тоже давно хотел побывать, посмотреть, что за Кронштадт такой. Еду туда, в Эрмитаж еще успеется. Вообще-то, я всегда думал, что Кронштадт это маленький скальный островок, с крепостью на нем. Оказалось, островок достаточно большой, что бы на нем уместился небольшой город и база Военно-Морского Флота. Катаюсь по незагруженным пробками улицам города, любуюсь питерской архитектурой. Да-да, именно питерской, город, словно, один из райнов северной столицы. Широкие улицы, старинные особняки, обводные каналы, зеленые парки, памятники Петру I. Ну, и, конечно же, большое количество моряков, военных кораблей, подводных лодок и военно-морской инфраструктуры.
Остров Котлин, расположенный посередине Невской губы в Финском заливе, был известен новгородцам с древних времен, и всегда был Новгородской землей. Но в результате войн со Швецией надолго был утрачен, пока Петр I не отвоевал его обратно. Осенью 1703 года, по указанию Петра I на маленьком островке-отмели, к югу от Котлина, был заложен первый форт Кроншлот, который перекрыл для потенциального противника главный фарватер, ведущий к устью Невы, где строилась новая столица империи. Вражеская эскадра, против которой и сооружался город-крепость, не заставила себя долго ждать. Уже через месяц к форту подошли шведы, но вынуждены были отступить. По замыслу Петра город должен был стать не только преградой на пути вражеских кораблей, но и базой Российского Военного флота. В 1723 году на Котлине заложили крепость и дали ей имя Кронштадт. Петр считал город частью столицы. Здесь работали лучшие архитекторы, был разработан перспективный план города с широкими по столичному улицами и большими площадями.
В 1854 году англо-французская эскадра подошла к городу, намереваясь пройти к Петербургу, однако один вид Кронштадских укреплений и многочисленных фортов, цепочкой протянувшихся от северного до южного берега Финского залива, вынудил врага повернуть назад, хотя в то время укрепления не достигли еще своей максимальной силы. К началу двадцатого века неприятеля встречали мощные крепости и форты, построенные и постоянно модернизируемые с учетом последних достижений военной науки, 17 искусственных островов с укреплениями, а также батареи на берегах Финского залива. Многие сооружения не имели аналогов в мировой военной архитектуре. Стратегическое расположение Кронштадта и его фортов настолько удачно, что ни разу его оборона не была прорвана. Жители города принимали активное участие в революционных событиях и, как и вся страна, оказались разделенными на два лагеря. Часть "революционных матросов" участвовала в волнениях 1905-1907 годов и в разрушении российской государственности в 1917, именно кронштадские моряки штурмовали Зимний. Другая часть пыталась остановить ход колеса истории и подняла мятеж в март 1921. Несмотря на героическое сопротивление отрезанного от остальной страны острова, красные отряды ворвались в город, пройдя залив по льду, и жестоко подавили мятеж.В период Великой Отечественной войны Кронштадт прикрывал Ленинград со стороны моря: уже летом 1941 дальнобойная артиллерия Кронштадтской крепости и корабли Балтийского флота вели огонь по немецко-фашистским войскам, продвигавшимся к Ленинграду. В конце августа из Таллина в Кронштадт прорвались около 140 советских кораблей и судов. На берегу залива южнее Кронштадта образовался Ораниенбаумский плацдарм, на котором оборонялись части 8-й армии. Весь период блокады Ленинграда Кронштадт подвергался массированным бомбардировкам и артобстрелам и был сильно разрушен, но, тем не менее, продолжали действовать ремонтная база кораблей Балтийского флота, лаборатория по размагничиванию судов и база подводных лодок, топивших вражеские транспорты и боевые корабли в Финском заливе и Балтийском море.
После войны город был восстановлен. 28 декабря 1984 в результате возведения дамбы остров Котлин с северной стороны был соединен с материком автомобильной дорогой. 11 ноября 1996 закрытый прежде военный город был открыт для свободного посещения.
http://www.towns.ru/towns/kronshtadt.html
Чем больше я ходил по улицам, этого, не менее значимого для северо-западных границ России города, чем Севастополь для южных, тем больше, во мне возникало желание тут полетать. Посетив военно-исторический музей, находящийся в Морском Соборе, с куполом украшенном морскими якорями, и узнав насколько много Кронштадт значит для Российской истории, я окончательно решил не уеду пока не полетаю.
Выехал на окраину города и подъехал к форту Константина, расположенному не на острове, а на южной оконечности острова, рядом с самым грозным фортом Александр I. Форт Константин не такой высокий, он почти не выступает над уровнем острова, но на нем всегда стояли самые современные и самые мощные морские орудия. Эти два форта полностью перекрывали самый глубокий южный фарватер.
Гуляя по батареям форта я поразился, что многие детали обрамления выполнены не из бетона, а из гранита. Только в Питере могли построить боевую крепость с архитектурными украшениями из красного гранита.
Ну и как же тут полетать? Все-таки база Краснознаменного Балтийского Флота. Тут полеты без разрешения могут кончиться плохо. А кто может разрешить полетать рядом с военно-морской базой? Если кто и может, так только сам комендант Кронштадта. Еду в военную комендатуру. Дежурный меня сразу пропускает к военному коменданту Кронштадта. Молодой, но суровый морской офицер Владимир Анатольевич, встречает меня приветливо и внимательно слушает, читая листовку воздушной экспедиции. Я ему рассказываю о своей экспедиции, о военно-исторических местах где уже летал, о том как мне необходимо полетать над кронштадтскими фортами. Ну, что же, дело хорошее - соглашается он Где конкретно хотите полетать? И на какой высоте? Что будете снимать? . Убедившись, что стоянка военных кораблей и подводных лодок меня не интересует, и что летать я буду только над фортом Константин, в паре километров от базы, он дает добро. С условием: выше ста метров не подниматься, из зоны форта не вылетать и к кораблям не приближаться. Это правильно, что зашли, а то недавно мои бойцы, при захвате не прошеных гостей, снимавших подводные лодки, разбили их дорогую камеру . Дает на прощание свой телефон и говорит: Если кто будет Вам препятствовать, а это, возможно, сразу звоните мне, я все решу . Я его сердечно благодарю и окрыленный лечу обратно в форт. Четыре часа вечера, небо затянуто и ветер сильноват. Жду стихания ветра и любуюсь, проходящими мимо грозного форта Александра I океанскими лайнерами, идущими из Питера в Балтийское море.
Вдруг замечаю в километре от форта маленький самолет, заходящий на посадку. Так, здесь еще, где то и аэродром есть Еду искать аэродром. По подсказке местных жителей нахожу небольшой аэродром легкой авиации. Получаю подробные инструкции, где можно летать, а где нельзя. Оказывается здесь везде красные зоны, что неудивительно. Форт Александра уже красная зона, но мой форт Константина еще нет. Ну что ж, отлично. Возвращаюсь в форт. По-прежнему сильно дует. Уже скоро стемнеет, а ветер так и не стихает. Я прождал пять часов и все зря. Даже если в ближайшее время стихнет, солнце уже ушло и хорошего фото не получится. Я решаю перенести старт на утро. Уж утром то, точно дуть не будет. Еду обратно в мотель. Уже около мотеля, на окраине города, в сереющем небе, вдруг вижу парапланы. Оказывается в километре от мотеля, где я остановился, летное поле мотопарапланеристов. Дую туда. Народу много, человек тридцать. Через двадцать минут стемнеет, я быстро собираю мотор и взлетаю. Полетал минут пять и пока еще хоть что-то видно, приземляюсь. Иду знакомиться с питерскими пилотами. Все разбиты на компашки, и не все компашки дружелюбны ко мне. Чувствуется холодность и настороженность к чужаку. Но, одна компания пилотов оказалась очень даже общительной и дружелюбной.
Познакомились и договорились, если будет вечером погода, полетать вместе на побережье Финского залива. В разговоре выясняю, что зимой над Кронштадтом, летал один местный пилот, прилетая с берега залива. Про намеченный на утро полет ребятам ничего пока не говорю, боюсь сглазить. Разрешение, все равно, на полет одного человека. В час ночи я снова в мотеле, а вставать в четыре, что бы в пять быть на старте и в шесть взлететь. Но я так и не уснул. Промаявшись до четырех, встаю и еду в форт. Погода отличная, почти чистое небо и ветер не более двух метров. Стартую прямо с пляжа, недалеко от форта.
Полетал, посмотрел, поснимал, приземляюсь, собираюсь и еду в мотель спать.
Проспав до вечера, еду в Сестрорецк, на побережье Финского залива, где договорился с питерскими пилотами полетать. Летаем.
Отлетав вдоль бесконечных пляжей, еду к Александру, белорусскому пилоту, живущему в Питере, который пригласил остановиться у него. Конечно же, у него дома, мы еще долго с Александром общаемся, рассказываем друг другу про хорошие летные места. Он объездил почти весь мир и везде где был, везде летал. В Австралии, Индонезии, Европе, Америке, Индии, да и много где еще, я все даже не запомнил. Спасибо, тебе Александр за гостеприимство и за интересные рассказы.
Утром, попрощавшись с Александром, еду в Псков. Мне уже несколько раз звонил Чикуров Михаил, узнавая, когда же я, наконец, буду в Пскове. Вчера вечером, когда прощался с питерскими пилотами, они просили передать привет Мирону в Пскове. Кто такой Мирон? - спросил я Как, ты не знаешь Мирона??? Ну, ты темнота. Это же самый известный мотопланерист на Северо-западе - делают они круглые глаза, удивляясь моей неосведомленности. Ну, извините, ребята, я-то с Юга.
На въезде в Псков меня встречал сам МИРОН. Лихо подкатил на модном байке, оглушая окрестности гулким ревом мотора, и я сразу понял - личность неординарная. Едем к нему в мастерскую, где он производит для всего Северо-западного региона парамоторы.
Производство большое, работа кипит, кругом парамоторные установки, сотрудники чего-то варят, крутят, собирают. Мирон показывает свою технику, свои новые установки, объясняет что для чего и как работает. Масштабы производства внушают уважение. Походу дела, на моем парамоторе ремонтируют многострадальный хомут, подкладывая под него уплотнитель. После экскурсии по компании "Скай Ранер" мы договариваемся о месте встречи для вечерних полетов, и я еду в центр Пскова, для осмотра кремля, над которым мы сегодня должны полетать. В центре города легко нахожу кремль и гуляю по нему, осматривая со всех сторон. Кремль небольшой, но очень древней постройки.
Первые поселения славян на этой земле датируются V веком, облюбовали эти земли славяне-кривичи. Согласно преданию, в 903 году здесь, на берегах реки Великой, сын легендарного Рюрика князь Игорь встретился с псковитянкой Ольгой, которая впоследствии, после гибели мужа, стала правительницей всей Киевской Руси. Эта дата и считается годом основания города. Пскову выпала нелегкая, но очень важная функция пограничного стража северо-западных рубежей Руси. Всегда Псков первым встречал захватчиков идущих с Запада. А шли они постоянно: крестоносцы, шведы, ливонцы, тевтонцы, поляки. Ледовое побоище, произошедшее в 1242 году около Пскова на берегах Чудского озера, через два года после Невской битвы, не обошлось, конечно же, без активного участия псковичей. Бесконечная череда войн и пограничных конфликтов не давала городу сильно развиваться экономически, но закаляла характер местных жителей. Центром обороны и борьбы всегда был Псковский кремль, по тем временам хорошо укрепленная крепость.
Долгое время Псков был в составе Новгородских земель. Но военные доблести способствовали росту могущества княжества и постепенному обособлению от Новгородской республики. В 1348 году Псков стал независимой вечевой республикой. Участие псковичей в Куликовской битве положило начало сближению с Москвой, которое в 1510 году завершилось вхождением в состав единого Русского государства. И снова войны. В 1581 году с польско-литовскими войсками, когда только героическая оборона псковичей вынудила врага пойти на перемирие. В 1615 году шведское войско осадило город, и два месяца обстреливала его, пока не закончились боеприпасы, но город так и не покорило. По итогам войны был заключен договор о вечном мире , по которому значительная часть оккупированных земель вновь отошла к Руси.
Свое оборонное и пограничное значение город утратил только после Северной войны начала XVIII века, проведенной Петром I и расширившей северо-западные границы Русского государства.
Осмотрев кремль, еду к памятнику, посвященному Ледовому побоищу.
Большой монумент производит грандиозное впечатление. Плотно сомкнутые ряды воинов вокруг князя Александра Невского символизируют единение русского народа перед лицом непрошено пришедшего врага. Вот так у нас всегда, мы можем долго вздорить между собой, но когда приходит жестокий и беспощадный враг, желающий захватить наши земли, поработить наших женщин, а мужчин уничтожить, встают тогда единой несгибаемой стеной и псковичи и москвичи и северяне и южане, и бьют врага единым кулаком пока тот не подохнет. Как сказал Александр Невский: Кто на Русь с мечом придет - от меча и погибнет! .
Особо поразил тот факт, что памятник поставлен в 1993 году, в самые тяжелые времена, когда вся страна думала как выжить, в Пскове ставят памятники. На памятник приезжает много туристов и молодоженов. На лавочке сидит дед и за денежку предлагает молодоженам выпустить из клетки пару белых голубей, как символ семейного счастья.
Но, уже вечер и молодоженов не предвидится. Бедные голуби сидят тоскливо в клетке и смотрят в небо. И мне стало так печально. Накатила тоска по дому, по сыну, по любимой Аленке, которая ждет меня дома и скучает. Выкупил я голубей и отпустил на волю, в свободный полет.
Голуби, домашние то? Вернутся? - спрашиваю я деда Домашние. Но не все возвращаются. Вон одна парочка так и осталась здесь на памятнике жить - показывает он мне пару голубей, резвящихся в березовой роще. Может и эти останутся на свободе. Мне становиться легче и я иду на летное поле псковских парапланеристов, расположенное у подножия зеленого холма на котором стоит монумент.
Встречаюсь и знакомлюсь с Михаилом, с другими пилотами, постепенно подтягивающимися на летное поле. Перезнакомившись с их веселой и большой компанией, готовимся к старту. Мирон ради меня запланировал полет к кремлю, вдоль реки, над городом. Взлетаем и втроем летим в исторический центр Пскова. Город небольшой, но живописный, особенно с высоты.
Вернувшись на место старта, общаемся с ребятами, все дружелюбные и открытые. Рассказывают много интересного про себя, про Псков, про полеты.
Мирон пока летает на моем новом моторном куполе от EX-AIR, пробует его во всех режимах, заинтересовавшись тем, что в полете я сильно обгонял их.
Уже стемнело, и я еду к Михаилу на дачу, которую он называет баней. Задумывалась как баня, а получился очень даже приличный дом.
Как я позднее понял, в Пскове есть два культовых парапланерных места: летное поле около монумента и эта самая баня. Расположена она на высоком берегу небольшого и живописного озера, рядом с большим полем, идеально подходящем для старта. Поскольку Михаил и его супруга Лариса очень гостеприимные люди, то баня эта служит местом тусовки и проведения всех праздников псковских пилотов.
Вот и завтра, соберутся тут псковские пилоты, отмечать день рождения Олега. А пока мы с Михаилом идем в его настоящую русскую баню, купаемся в озере, ужинаем и конечно общаемся про полеты. Михаил Чикуров, оказывается очень опытный пилот, на чемпионате Мира занял десятое место и SAT на моторе для него рядовой элемент.
Утром, вернее днем, поскольку проспал я до часу дня, после завтрака, Михаил везет меня показывать псковские достопримечательности. Печерский монастырь, самый известный и красивый в Псковской области, где по преданию, Иван Грозный срубив голову настоятелю и увидев как она покатилась вниз по дороге, одумался и прекратил кровавый беспредел опричнины.
И Изборск, городок-крепость, еще более древняя, чем Псков, где по преданию остался княжить брат Рюрика Трувор, пришедший с ним по приглашению новгородцев.
Сегодня вечером, если будет погода, мы слетаем маршрут от бани, вдоль реки к Изборску и обратно. Вернувшись на базу, где уже собираются гости, мы играем в волейбол, катаемся на тарзанке, купаемся в озере, жарим и едим шашлык, пьем пиво. В общем, весьма весело проводим время перед вечерними полетами.
И вот уже часов в девять вечера, мы выходим на летное поле за баней, собираем моторы и вчетвером: Мирон, Михаил, Олег и я, взлетаем и летим к Изборску.
Маршрут, километров 35, очень интересный и красивый, вдоль извивающейся по лесу речушки, над озерами и полями, над крепостью и баней. Красота, да и только. Но недолетая до Изборска километра два, у меня снова лопается хомут глушителя, неделю назад сделанный мне в автосервисе, взамен установленного мною в Нижнем, сантехнического. Приходится приземляться на поле около хутора. Лопнула сталь 2мм. Видно все дело в том, что должен быть какой- то амортизатор, резиновая прокладка, которая бы гасила вибрацию резонатора. Ребята тут же приземляются рядом со мной. Вместе рассматриваем поломку и думаем что делать. Фигня вопрос, нужно проволокой прикрутить, никуда не денется, долетишь - говорит Мирон. Хозяин хутора, видевший наш полет и посадку, дает мне стальную проволоку. Я прикручиваю резонатор и через пятнадцать минут мы снова в воздухе.
Вроде все нормально, долетели без приключений. Мягкое соединение из тонкой проволоки оказывается надежнее жесткого соединения из 2 мм стали. Приземлившись и обменявшись впечатлениями о полете, идем в баню продолжать праздновать день рождение Олега.
Сидели часов до трех ночи, веселились, общались, нашли много общего между псковскими пилотами и нашими ростовскими: так же летаем, так же отдыхаем. Мне очень понравились псковские пилоты и псковские места. Встречали и развлекали меня словно посла из другого, южного парапланерного княжества, впервые посетившего северные земли и открывшего существование похожего, северного парапланерного государства. Спасибо вам ребята за теплый прием. Особенно тебе Михаил, большая человеческая благодарность за кров, за пищу, за полеты. Эта самая большая, сплоченная, веселая и интересная парапланерная команда, которая мне встречалась в пути. У нас много общего, думаю, мы еще не раз встретимся.
Утром, встал пораньше и снова поставил на глушитель сантехнический хомут с резиновой прокладкой, посмотрим сколько он продержится. Нехотя, прощаюсь с гостеприимными хозяевами, и еду в Великий Новгород.
Великий Новгород встречает меня дождем, с прогнозом такой погоды еще на несколько дней и я бегло осмотрев Новгородский кремль, хорошо подходящий для полетов, еду дальше в сторону Москвы и Бородинского поля. На ночлег останавливаюсь в гостинице на озере Валдай, здесь тоже дождь и неутешительный прогноз на ближайшие дни. Впрочем, как и в Москве. Похоже, снова наступил период плохой погоды.