Новая российская Кругосветка на старте! На этот раз на автомобилях, по бездорожью! Путешественник Владимир Павелко с командой таких же странников в начале августа 2008 стартуют из Москвы на восток. Всего будет 28 этапов по 5 континентам Земли. Основной состав гонщиков 4 человека, но на любом этапе к ним можно присоединиться! Всех приглашаем на ПРЕЗЕНТАЦИЮ проекта: 26 июня, в 12-00, Московский Дом Журналистов, Мраморный зал (метро Библиотека им. Ленина, Арбатская). Приходите!
Два года подготовки позади. Предусмотрели кажется всё, но и в эти крайние дни перед стартом продолжаются споры, режутся изгибы планового маршрута, телефоны раскаляются добела.
После 2-х лет подготовки российская Кругосветка по бездорожью всё-таки стартует!!!
Спецкор. 03.08.2008 01:51
Олимпиада в Китае сослужила недобрую службу Кругосветной экспедиции по бездорожью, которая стартует из Москвы 3 августа 2008. Из-за полного запрета проезда иностранцев по Китаю во время олимп-соревнований участники нашего проекта должны были в срочном порядке поменять плановый маршрут, который готовился 2 года. Теперь вместо Тибета и Базового лагеря Эвереста три внедорожника после Монголии возвращаются в Россию, на Байкал
Интересно, что 2 года назад, когда руководитель экспедиции Владимир Павелко вёл консультации по маршруту передвижения по Китаю, то и не подозревал, что страну просто закроют для свободных путешественников, как будто тогда сами китайцы не знали, что у них будет олимпиада! В итоге, вместо плановой подготовки к старту отчаянная шестёрка путешественников вместе с группой поддержки -клубом Ветер Свободы самые горячие недели перед стартом провели в ужасной перепланировке пути передвижения. А это, кажется, более серьёзное испытание, чем взять да и поехать: но давно уже не работает поговорка -Поехать куда глаза глядят! -нет, теперь ездят -Куда разрешат!
В итоге, вместо Китая, Тибета и Базового лагеря Эвереста три внедорожника после пустыни Гоби и большого круга по Монголии вновь возвращаются в Россию и окольцовывают Байкал. Далее, рвут до Владивостока, где джипы Нисан-Patrol садятся на паром, а экипажи -на яхту, и все встречаются в Японии. И пошло-поехало!
Но сейчас, сейчас СТАРТ! Это -самое, наисамое главное-главнейшее!
Всё произойдёт 3 августа 2008 от нулевого километра Москвы, возле Кремля.
В 10-00 встречаемся там!
Не заметить дивные экспедиционные машины там невозможно!
Все телеканалы будут!
Все газеты и журналы!
Для журналистов там будет Пресс-конференция в 12-00.
В самом сердце Москвы, на символическом нулевом километре у стен Кремля, 3 августа 2008 года состоялась торжественная церемония старта кругосветки на внедорожниках проекта WorldsPirit, официальным партнером-экипировщиком которого является компания БАСК.
В церемонии, привлекшей большое внимание как представителей средств массовой информации, так и простых москвичей, приняли участие представители организаторов и спонсоров кругосветки.
В программе мероприятия было приветствие участникам экспедиции Президента Русского Географического Общества, других почетных гостей, торжественная передача флагов вендоров, которые поедут в кругосветку и будут переданы организатором экспедиции Владимиром Павелко при посещении головных офисов компаний ASUS на Тайване, Toshiba в Японии и Hewlett-Packard в США.
Приветствовали путешественников флагами и российские партнеры проекта: официальным экипировщиком - спонсором кругосветки по одежде и снаряжению является компания БАСК, от лица которой участников проекта напутствовал руководитель компаниии Владимир Богданов, официальным партнером - сеть магазинов Активный отдых.
Кульминацией мероприятия стал старт участников путешествия. В добрый путь!
Фото - Константин Галат, подробности: www.worldspirit.ru
Первый этап КРУГОСВЕТКИ по БЕЗДОРОЖЬЮ 4х4 завершён! Хоть и маленькая, но победа!
Спецкор. 12.08.2008 11:47
Завершился первый этап Кругосветки по бездорожью 4х4: три внедорожника Ниссан под ночь 11 августа 2008 достигли славного города Новосибирска и встали в знаменитом Академгородке. 12 путешественников вывалились обессиленные из машин: двое предыдущих суток они по 16 часов проводили в движении. Плановый график был сорван русским бездорожьем, пришлось отнять время от отдыха...
На самом деле такой сильный интерес испытывали наши путешественники к глубинке, когда сворачивали на просёлки, не хотелось оттуда выезжать, так бы и жил и жил там - что время уходило незаметно, график движения сорвался сам собой! Фотографирование, видеосъёмка, а девушки везде находили грибы и ягоды, так за счёт отдыха и сна пришлось итоговые два перегона, читай - двое суток, до Новосибирска, гнать и гнать по 16 часов. Ужас! Перегрузка! Но это же экспедиция, и впереди ещё 140 тысяч таких километров по 50 странам Земли, по пяти континентам, так что перегрузку придётся воспринимать как должное.
Частичная смена экипажа произошла в Новосибирске, некоторые из путешественников покидают проект, их заменяют другие. На юг, на Алтая, на дикое плато Укок, поедут вместе с постоянным составом экспедиции также Ирина Байбородина, Алла Беляева, Наталья Евплова, Владимир Куча, Сергей Магденко, Максим Ефименко.
Драйверы проекта: Владимир Павелко - руководитель, машина ASUS;
Георгий Ризванов - машина Toshiba;
Юрий Буланов - машина Hewlett Packard; Александр Редько - штурман и гид-мастер проекта;
Костя Галат - фотографи и видеооператор команды.
В Новосибирском Академгородке 12 августа произойдёт встреча экспедиции с учёными, с вечными романтиками, которые открывали, двигали и на которых теперь держится мир свободных путешествий. Во встрече примет участие знаменитый кругосветчик, путешественник, который на автомобиле достиг крайних точек всех континентов Земли (кроме, естественно, Антарктиды), доктор физ-мат. наук Владимир Лысенко.
Кругосветка по бездорожью 4х4 -2 этап -Алтай, плато Укок
Спецкор. 18.08.2008 12:57
Начался второй этап КРУГОСВЕТКИ по БЕЗДОРОЖЬЮ 4х4: команда вышла из Новосибирска курсом на юг, на Алтай, где цель -таинственное плато Укок. В трёх джипах 12 путешественников. За 12 и 13-е сутки пути удалось достичь посёлка Акташ, где получены пропуска в погранзону. Во время движения по Чуйскому тракту, после Бийска команда побывала на родине Шукшина, в Сростках. До самого плато Укок ещё более суток пути
Участники Кругосветки справедливо считают, что когда они едут, то молодеют -по тому самому принципу относительности Эйнштейна! -естественно, потому, наверное, и отправились в этот далёкий путь почти в 2 года длиной. И что такое, по сравнению с теми годами, минувшие, пройденные две недели -тьфу!, но именно в них закладывается -сможет ли команда вынести всё. Идею породил и движет Владимир Павелко, и ему, как руководителю, всех труднее: это не поездка на пикник за город, ответственность тут повыше, чем в его успешной компьютерной фирме Пирит. К тому же Володя ещё и водитель -нагрузка двойная. Двое других водителей: штурман Георгий Ризванов и механик Юрий Буланов вот он движущий костяк экспедиции.
Интересно, что на одинаковых машинах -Ниссан-Патрол, у разных водителей тактика вождения и поведения на трудном бездорожьи совершенно разная: Павелко, как лидер, так и стремится ехать чаще всего впереди; Георгий, или Гоша, как все его называют в команде, постоянно в поиске, в эксперименте, постоянно ищет нестандартные ходы, варианты, другие нитки пути; а Юрий Буланов олицетворяет собой саму надёжность и уверенность. В этой уверенности Юра или замыкает кавалькаду машин, когда ситуация попроще, или наоборот -выходит вперёд, когда нужно проверить неизвестное, если даже не рискнуть. Так именно к нему в машину был посажен алтайский проводник экспедиции Максим Зазаев, которого Владимир Павелко совершенно случайно встретил в посёлке Акташ и который повёл одному ему ведомыми тропами экспедицию на плато Укок.
Экспедиция WorldsPirit практически преодолела два первых, российских, этапа маршрута. Позади уже не только европейская часть России и Урал - эта часть пути завершилась торжественной встречей в Новосибирске - но и заповедные края Алтая. Внедорожники экспедиции - уже у самой границы России с Монголией и Казахстаном.
В настоящее время экспедиционеры исследуют район Кош-Агач (на снимках), таинственное плато Укок:
На самом юге Российского Алтая, на стыке границ Китая, Монголии, Казахстана и России, у подножия величественной Табын-Богдо-Олы, в окружении скалистых гор раскинулось плоскогорье Укок. Здесь на высоте более 2000м простирается как бы некий оазис.
Обширная долина расположена почти в центре необъятной горной страны. Со всех сторон она блокирована неприступными скалистыми горами, и проникнуть на плоскогорье непросто. Лишь труднопроходимые перевалы связывают Укок с внешним миром.
Плато принадлежит к тем немногим территориям Южного Алтая, которые в меньшей степени подверглись изменениям с древних времен, а потому и сохранили в малоизмененном виде ландшафтную структуру ледниковой эпохи.
Отсюда берут начало такие крупные сибирские реки, как Бухтарма и Ак-Алаха, несущие свои воды в Иртыш и Катунь.
Укок богат зверем и рыбой. Здесь можно встретить не только медведя и волка, лисицу и сурка, марала и косулю, но и экзотического снежного барса, сибирского козерога и черного грифа. Суровая и дикая красота этих мест поражает впервые попавших сюда, ведь до недавнего времени плато Укок являлось закрытой для туристов зоной.
Экспедиционеров приветствовал и пожелал доброго пути в официальном письме Президент Олимпийского комитета России Л.В. Тягачев. С текстом письма, более подробным описанием маршрута, путевыми аудио- и видеозаметками и фоторепортажами можно ознакомиться на сайте проекта: www.worldspirit.ru
Фото - Юрий Буланов
Удар шторма, конечно, вещь неприятная, но Кругосветку этим не остановишь!
Спецкор. 30.08.2008 10:23
Участники автомобильной КРУГОСВЕТКИ по бездорожью 4x4 выдержали страшный удар стихий на озере Толбо-Нуур в Монголии. Ни одной целой палатки не осталось! Это случилось на 22-й день движения. Конечно же, несмотря на потери, команда движется дальше и уже проникла в пределы пустыни Гоби. Звуковой репортаж врача экспедиции Александра Редько на сайте РАМБЛЕР-СПОРТ http://sportreports.rambler.ru/audio.html?id=10149
Да-а-а, это был просто страшный шторм эдакий подарочек от холодных природных стихий перед жаркой пустыней Гоби! Всё произошло недалеко от монгольского городка Ульгей.
Шторм накинулся неожиданно до этого дул и дул простой ветерок, и вдруг -ах!!!
Сила ветра в порывах достигала не менее 35 метров в секунду, ударил жесткий холодный дождь. Ветер мгновенно сорвал и унёс почти все палатки, у остальных оказались переломаны каркасы, палатки просто сравнялись с поверхностью земли. В итоге были повреждены также комплекты спутниковой связи и навигации, унесены многие личные вещи участников. Палатки застряли на скалах в сотнях метров от лагеря, а более лёгкие вещи вообще нам поймать так и не удалось. Главная проблема, что пострадало электронное оборудование, которое невозможно ни починить в полевых условиях, ни заменить, так как мы находимся в монгольской глубинке, на подступах к пустыне Гоби, а график движения у нас очень и очень плотный.
Поломки навигационного оборудования сказались уже на следующий день, когда экспедиционные машины разошлись друг от друга, чтобы обследовать большую территорию региона, и к вечеру, к югу от городка Ховд (Дунд-Ус), вблизи озера Хара-Ус-Нуур, не смогли найти друг друга. Нам пришлось звонить по спутнику в наш московский штаб сопровождения, - рассказал Саша Редько, - узнавать наши же текущие географические координаты и оказалось, что мы стоим рядом друг от друга, всего в одном километре, но разделены небольшим горным хребтом. А иначе бы потратили много времени на поиски друг друга!
Такие обыденные вещи, как обмен валюты -в путешествиях вдруг превращаются в серьёзный процесс!
Спецкор. 04.09.2008 00:11
Осторожно: фальшивые тугрики! И такое бывает, и наверное, это обычное дело по всему миру! Все об этом знают, но редко кто умеет помнить о таких вещах постоянно. Так участникам КРУГОСВЕТКИ по БЕЗДОРОЖЬЮ 4х4 в Монголии при обмене подсунули фальшивые деньги. И главное -в обмен валюты путешественники обращались всего-то один раз и 10 дней назад, а подмешанные фальшивые деньги обнаружились только при следующей покупке...
Об этом рассказал по спутниковой связи АльфаТелеКом врач экспедиции, писатель Александр Редько: Дело было ещё 10 дней назад. Тогда возникла у нас необходимость заправляться соляркой и делать какие-то покупки, вот мы и обменяли американские доллары на монгольские тугрики -это было в городке Ульгий. Вроде бы нормальная обстановка была при обмене. Часть денег были потрачены тут же, а вот остальные понадобились уже далеко в пустыне Гоби: мы хотели расплатиться за покупки и услуги в общественной душевой в посёлке Гурвантес, это монгольско-китайская граница. Наверное, это единственное место во всей пустыне Гоби, где есть общественная душевая -она возникла на базе бани, которую соорудили себе солдаты советской воинской части в прежние далёкие, забытые уже, годы. И вот при попытке расплатиться за помывку нам монголы показали, что некоторые тугрики фальшивые. Наверное они были смешаны с настоящими деньгами при обмене -попробуй отдели, когда тебе дают много пачек местных незнакомых денег. Это оказалось, конечно, неприятной неожиданностью для нас, и если честно -хотелось рвать и метать, но ведь обратно в городок Ульгий мы возвращаться уже не собираемся, маршрут у нас совсем в другую сторону -после Гоби на Улан-Батор, так что предъявить претензии обманщикам уже не сможем! Просто предупреждаем других путешественников!
Произошли у нас и весьма неожиданные встречи с другими экспедициями в самом центре пустыни: опять же, в том же урочище Хэрмэнцав работает южнокорейская палеонтологическая экспедиция, встретились ещё европейские и российские киносъёмочные группы -они ищут себе приключений и снимают природные красоты в этих совершенно диких, опасных местах.
В такой непростой экспедиции всякое бывает -главное, выдержали бы люди и машины!
Спецкор. 06.09.2008 18:19
На каждой экспедиционной машине стоит система непрерывного спутникового слежения, так что в любое время можно с точностью до нескольких метров знать -где участники КРУГОСВЕТКИ по БЕЗДОРОЖЬЮ 4х4 находятся. Но это только мы -болельщики, знаем, а сами ребята на маршруте такой простоты не имеют: чтобы своё положение посмотреть, надо или на бумажную карту с GPS-навигатора точку ставить и ориентироваться на местности, или в интернет заходить и там себя смотреть на снимке Земли из космоса. В итоге -заблудиться в Монголии проще простого...
Дороги здесь сказочные , очень хорошие , и каждый местный житель знает свою личную колею как свои же пять пальцев. Поэтому когда даже федеральная трасса разделяется на сто руковов, то значит каждое ответвление ведёт лично к отдельно стоящей юрте где-то в каком-то ближайшем ущелье. Если попытаться исследовать такое неизвестное направление, то на 99 % оно уж точно приведёт тебя в тупик, окончится именно у юрты, у кошары, на каком-то стойбище или лежбище скота. Об этом лично рассказывает в своих аудиорепортажах летописец команды, врач экспедиции, писатель Александр Редько. А сворачивать с федеральной монгольской трассы во-первых, надо -это интересно, а во-вторых, сворачиваешь иногда по необходимости, когда вдруг колея становится такой плохой, что начинаешь искать более или менее нормальную, чтобы совсем не разбить машину. В итоге -попадаешь вовсе не туда! Надо возвращаться или искать другого проезда по бездорожью, класть свою колею. Таких колей мы на своём маршруте столько понаделали, что теперь, как и наши братья монголы и казахи, имеем личные, индивидуальные колеи, и в следующий раз уж точно не заблудимся!
Один раз уже такое бывало, помните, что экипажи на друх аппаратах разъехались, чтобы обследовать более широкую площадь, и нырнули в разные долины, но собраться опять вместе оказалось не так-то просто, в итоге звонили по спутнику в московский штаб сопровождения, чтобы оттуда со снимка из космоса сняли направления как команде воссоединиться снова. Обошлось!
А сейчас направление одно -к Улан-Батору, в столицу, уже не заблудишься. А все путешественники вспоминают те исторические и природные чудеса, к которым удалось прикоснуться в пустыне Гоби. Да-а-а, была бы возможность, не такой жёсткий график, и помотались бы по Гоби ещё и ещё. На общих вечерних посиделках за столом все в один голос решили -надо сюда возвращаться ещё раз и основательно. Но это будет реально для участников Кругосветки только в 2010 году, когда закончится основной маршрут по 50 странам Земли, когда на спидометрах будет намотано 150 тысяч км, а пока -пока Монголия продолжается. И за 2000 монгольского бездорожья, плюс за 1000 км алтайского -плато Укок и прочее -начались проблемы с колёсами у наших Ниссанов . Оба драйвера, и Георгий Ризванов (машина HP ) и Юрий Буланов (машина Toshiba ) сокрушённо качают головами: задние покрышки пора менять, обещанный ресурс кончился раньше обещанного. А замена будет только на нашей территории, в столице Бурятии Улан-Удэ, до которой ещё около 700 км. Так что ещё придётся потерпеть, постараться как-то нежнее общаться с камнями, глиной, водой и песком монгольского бездорожья.
С этой чудесной страной невозможно расстаться: Монголия пленила нас...
Спецкор. 14.09.2008 00:51
Несмотря на то, что формально КРУГОСВЕТКА по БЕЗДОРОЖЬЮ 4х4 завершила свой третий, монгольский, этап, но всё равно команда не может расстаться с этой удивительной Монголией и вместо стремления на Родину, на Байкал, до последнего момента сворачивает с генерального направления в стороны, в максимально дикие места, чтобы насладиться прелестями общения с природой этой страны. Для участников команды это стало просто открытием -Монголия совсем не такая, какой мы её себе представляли до старта...
Кстати, открытий было много: первое и самое главное -это мир кочевой жизни, которой живут в пустыне Гоби монголы, казахи и представители других национальностей. Ребята утверждают, что когда поняли кочевников, поняли их счастье, их полную счастья свободную устроенность, то совсем другими глазами глянули на их быт, на окружающую природу и на весь мир в целом. И оказывается -как мудро устроены их юрты, как мудро организовано обеспечение их жизнедеятельности в пустыне, их передвижение по ней, с нашими, якобы, цивилизованными знаниями там просто нечего делать: кочевники не просто выживают там, куда мы стремимся в путешествие на некоторое время, они просто счастливо живут там, питаются весьма полноценно и разнообразно там, где нам кажется и есть-то нечего, сохраняют здоровье, рожают детей, радуются жизни там, где мы видели до этого суровую неустроеннсоть, тяжесть каждого дня и жестокость пустыни. Оказывается, пустыня-то вся вдоль и поперёк переезжана, знакома местным жителям как наш подмосковный дачный участок, что вместе со своим скотом кочевники переходили тут всё и знают всё. Но главное- ни за что, ни за какие коврижки не хотят они поменять такую свою жизнь на оседлость, на город, на кажущуюся нам идеальной устроенность, потому что они прекрасно понимают, что их жизнь и быт гораздо ближе к тому святому понятию СВОБОДА, о котором мы только впустую говорим, но на самом деле всё больше и больше удаляемся от неё, запаковывая себя в компьютерно-урбанистические ящики и лишь иногда, вот так как мы в КРУГОСВЕТКЕ, в путешествии, лишь чуть-чуть делаем шажок навстречу ей.
Путевые записки участников проекта стали совсем другими, когда открылись их глаза, вернее, это монгольские кочевники открыли им глаза на суть этой жизни. Врач и летописец экспедиции Александр Редько уже до старта проекта разработал план книги, но теперь круто меняет его, потому как сама концепция подхода к миру изменилась в нём после пустыни Гоби, после Монголии.
То же самое сказал и задумчивый водитель-механик Юрий Буланов, который глядя на монгольские ландшафты всё вспоминает родную Чукотку -так похоже.
А в дополнение читайте путевые записки врача, летописца экспедиции, писателя Саши Редько:
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Из хроники экспедиции:
06-09-08 Наши новости
Опять видим в степи древние руины. Хар-Бухны-Балгас -так называются эти развалины. Место чёрного быка -гласит перевод с тюркского. А как называли его сами жители народа кидан, что жили здесь -уже не скажет никто. Давно это было, в 9-10 веках.
Известно только, что вели они кочевой образ жизни а данное поселение было лишь базой для хранения припасов на зиму.
-И что это людям не сиделось? -сказал Юра Буланов. -Мотались по азиатским степям многие столетия то те, то другие. Ни кола-ни двора за всю жизнь не наживали...
-Все они свято чтили закон, передававшийся от предков, от праотцов через все поколения: Лишь кочевник свободен всегда и во всём. В степи есть всё, что ему нужно, а чего в степи нет -того кочевнику и не нужно.
На первый взгляд -речь идёт о материяльном мире. Но мне думается, что здесь кроется более глубокая философия. Кочевой образ жизни -это её высший стиль и особое мировоззрение. Речь идёт о принципиальной необходимости в непрестанном движении для каждого человека. В движении не только вне, но и внутри себя. Движении -как непременном условии внутреннего развития, в первую очередь. Движении -как обязательном факторе для эволюции и личности, и общества в целом...
А если это так, то все участники нашей Кругосветки сейчас -истинные кочевники, не желающие обрастать ни якорями для тела, ни догмами для разума, ни клетками -для вольной Души..
К вечеру приехали в Национальный парк ХУСТАЙ. Почти 100 лет назад известный русский учёный и путешественник Н. М. Пржевальский обнаружил в монгольских степях дикую лошадь, названную, впоследствии его именем. Но уже скоро вымерло это прекрасное животное. Вернее -было хищнически уничтожено человеком. К концу прошлого тысячелетия единичные экземпляры его находились лишь в зарубежных зоопарках. Такое редко бывает -одумался вдруг человек. Три заповедные территории Монголии приняли оставшихся живыми лошадей Пржевальского, и общими усилиями многих стран племя этих великолепных скакунов стало возрождаться.
На закате мы стояли на взгорье глубокой лощины и видели, как скачут на водопой эти прекрасные кони. Они спустились к нам совсем близко и, не боясь людей, стали мотать мордами, фырчать, а напившись -кататься в пыли, под стрёкот наших фотокамер...
Да, в их генах образ человека-врага уже изменился -на друга и защитника. Но принесёт ли это им пользу? Ведь рождённый в неволе уже никогда не обретёт внутреннюю свободу. А без этого качества и живой организм -лишь тело для трупа...
Расположились в многолюдном юрт-кемпинге. Множество иностранцев. На вечерней дискотеке Маша Распутина с унылым завыванием просила отпустить её в Гималаи. Не отставал и Филипп Киркоров со своей зайкой. Западные иностранцы быстро ушли, морща физиономии. А мы все весело отплясывали под популярную здесь российскую попсу, с задорными скуластыми и черноокими монгольскими девушками, не имея с ними ни языковых, ни всех прочих барьеров.
Да здравствует дружба между народами!.. Как мало времени, от ночи -до утра!...
Дневной пробег сегодня -150 километров!
И то хорошо.
Александр Редько
07-09-08 Наши новости
Совсем короткий бросок в столицу -вот он Улан-Батор. Всего-то 120 километров по федеральной трассе. Но ширина её -более 500 метров! Просто в степи идут рядом колеи многими десятками в одном направлении. Разбили одну колею -нарезают колёсами следующую, и так беспрерывно. Но новая дорога строится: тысячи вездесущих китайцев муравьями ползают по гравию, закатывая степь в асфальтовые тиски. Не те же ли тиски они скоро стиснут и на горле у монгольского народа? Ведь уже более трети депутатов Великого народного хурала являются этническими китайцами. За какую родину они скоро начнут голосовать?...
Ну, а мы подводим итоги третьего этапа кругосветки. Отправляясь на него мы не раз слышали от монголов: У нас 33 Гоби -и все разные. Мы думали -они шутят так. Но всё оказалось верно: в ходе экспедиции нашим машинам встречались самые разнообразные грунты, преодолевались многочисленные броды, глубиной до 1,5 метров, высокогорные скалистые перевалы, массивы незакреплённых песков, разбухшие от проливных ливней грязевые болота, камни, болота. Судить о сложности вождения автомашин в этом регионе можно по среднему расходу дизельного топлива. В среднем, на монгольском бездорожье он составлял до 30 литров, а в глинистых ущельях Хэрмэнцава и Нэмэнгэты -до 45 литров на 100 км. А резину на задних колёсах нам придётся менять уже сразу после Монголии (она уже вся рваная и это-то при общем пробеге менее 10 тыс. км!).
Навигация на маршруте осложнялась очень частым несоответствием дорог, отображённых на электронных картах, с истинными дорогами. Как правило, указанные линии -лишь направления, по которым идут множественные колеи, плутающие между ущельями, сопками и юртами кочевников. Приходилось не раз признавать, что при перемещении по Монголии лучше ориентироваться на точки GPS, а не на обозначенные на картах дороги. Даже так называемые федеральные трассы на юге страны являются, чаще всего, лишь общими направлениями.
В соответствии с заявкой, поданной нами для участия в Чемпионате России по авто-мото туризму 2008-2009 годов, в маршрутной книжке экспедиции сделаны отметки во всех, самых отдалённых, местах, где только имелись государственные организации.
Задокументированы координаты множества ритуальных и священных мест пустыни Гоби, остальной Монголии, много памятников природы, кэмпингов и площадок, удобных для лагеря, полевых заправок, колодцев с питьевой водой, принципиальных развилок на степных дорогах.
Записаны все автотреки экспедиции, что облегчит поездки в данный регион всем будущим путешественникам. Нам не жалко -берите, за спасибо!..
В ходе этапа отснято множество интереснейших фотографий, и видеоматериалов рассказывающих как о достопримечательностях Монголии, так и освещающих ход самой экспедиции. Надеюсь, все вы их увидите, совсем скоро.
Проехали в ходе третьего этапа- 2562 километра.
Общий пробег с момента старта кругосветки- 9316 километров.
Ну, а сегодня вечером мужская часть экспедиции идёт отдыхать в столичный ночной клуб Марко Поло. Говорят, что монгольские девушки танцуют там -совсем голыми. Думаю, это будет не менее круто, чем вчерашнее свидание с лошадьми Пржевальского...
Бог даст -увидимся и с вами... друзья!
Александр Редько
Монголия не отпускала до последнего! А на границе мы лишились нашего Забодайки -значит вернёмся за ним ещё раз!
Спецкор. 16.09.2008 16:01
Ну, вот мы и попрощались с Монголией. Позади 3500 км удивительного монгольского бездорожья -это просто красота! Позади третий и четвёртый этапы КРУГОСВЕТКИ по БЕЗДОРОЖЬЮ 4х4, сейчас мы уже на Байкале. А цель -Владивосток, до него ещё 4000 км! Там мы должны быть уже 25 сентября. А пока переживаем за свою потерю -пограничники отобрали у нас нашего Забодайку -талисман, с которым мы 24 дня крутили по пустыне Гоби...
Вначале слушаем репортаж с трассы, с озера Байкал, из посёлка Слюдянка. На связи были трое участников экстремальной команды: во-первых, руководитель экспедиции, московский путешественник и бизнесмен Владимир Павелко, затем штурман и драйвер одного из джипов Георгий Ризванов, и конечно же, врач экспедиции, писатель Александр Редько. Напитаемся вместе с ребятами этого неповторимого духа диких природных пространств.
Реально 24 дня понадобилось команде из 5 человек на двух внедорожниках Nissan-Patrol, чтобы выдержать маршрут сквозь пустыню Гоби, горные и степные районы Монголии. Въехали в страну 22 августа, а вновь вернулись в Россию 15 сентября.
Команда пересекла границу вблизи посёлка Монды, хотя ранее планировалось, что пересечение будет в посёлке Кяхта. А здесь, у западной оконечности Байкала, дипы вступили на трассу А164 и скорее к берегу великого озера, до посёлка Слюдянка.
Все информационные агентства передали слова штурмана и драйвера экспедиции Георгия Ризванова, которые он высказал на первой встрече с журналистами: За эти 3500 км мы много раз ловили себя на мысли, что хотели бы подольше пожить в тех местах, где проезжали -настолько нас поразила природа Монголии, настолько добросердечными были все люди, с кем мы встречались. Даже казалось бы дикая пустыня Гоби притягивала нас, словно мы родились в этих местах. Нам удалось обойтись без серьёзных поломок, потеряли только одну покрышку, удалось сохранить здоровье и работоспособность всех участников экспедиции. А собранный нами материал просто уникален -сотни часов киносъёмок, десятки тысяч фотокадров, а также сделаны историко-географические находки касающиеся эпохи Чингизидов, получен обильный испытательный автомобильный материал. Мы с удовольствием поделимся с любыми путешественниками всеми спутниковыми треками наших путей, которые позволят уточнять поворотные точки в горах и в степях Монголии, где сотни колей и тропок часто приводили нас в тупики, к одинокой юрте кочевника, или выводили на непроходимые участки.
К словам штурмана присоединил свой рассказ писатель, врач экспедиции Александр Редько: Пересечение монгольско-российской границы не обошлось без курьёзного эксцесса. Ещё на въезде в Монголию, 24 дня назад, мы где-то возле дороги подобрали череп какого-то рогатого животного и в качестве своеобразного талисмана прикрепили его на капот одного из наших автомобилей. Он проехал с нами всю страну, а вот при выезде, на границе, представители ветеринарного контроля вдруг сказали, что это древнейший исторический раритет и забрали у нас этот добрый талисман!
Итоговый день монгольских этапов проекта был просто волшебным -путешественники в один день увидели сразу два великих озера: утром команда стояла на самом большом озере Монголии -на Хубсугуле, а вечером добрались до нашего величественного Батюшки-Байкала. Такая удача не часто бывает!
Сегодня же в посёлке Слюдянка к экспедиции присоединилась и третья машина, которую вёл из Новосибирска руководитель этого проекта, московский автопутешественник Владимир Павелко. Напомним, что в самом начале монгольского этапа он вынужден был оставить команду, чтобы успеть на похороны своего отца, и сейчас возвратился вновь на кругосветный маршрут. В настоящее время в команде семь путешественников, в том числе две женщины -Ирина Бабородина из Северодвинска, и корреспондент журнала "Полный привод 4х4" Дарья Пуденко из Москвы.
Экспедиция ни одного дня не отдыхает в Слюдянке и сразу же устремляется на Улан-Удэ, где произойдёт частичная замена в составе экипажа. График следующего этапа кругосветки чрезвычайно плотен: команда должна добраться до Владивостока за 10 суток, а это 4000 километров по малоосвоенной сибирской трассе, которая только вводится в настоящее время в эксплуатацию. Уже 25 сентября участники экспедиции пересаживаются на морской паром и переходят в Японию, оба больших острова которой пересекут с севера на юг.
Первые поломки в экспедиции: руководитель проекта Володя Павелко с трассы 5 этапа
Спецкор. 23.09.2008 12:24
Вот и первые серьёзные поломки в Кругосветке по Бездорожью 4х4. Трасса АМУР -от Читы до Хабаровска, которая была объявлена властями готовой к эксплуатации, на самом деле оказалась просто убийственной для машин; здесь выбило у всех трёх наших внедорожников чашки крепления пружины, с правой стороны! Кое-как добрались до Хабаровска, машины в ремонте - а у нас вынужденный отдых...
Сначала слушаем репортаж с трассы -на связи со студией аудио-канала РАМБЛЕР-СПОРТ руководитель экспедиции Владимир Павелко -он всё разъясняет!
В любом случае: пока команда в графике и по плану просто обязана попасть во Владивосток, где машины будут грузиться на морской паром. Сейчас в Хабаровске у ребят есть 2 дня, чтобы посмотреть достопримечательности и искупаться в самом Амуре, а потом во Владивостоке будет и вовсе целая неделя для знакомства с Уссурийской тайгой. Это будет всё продолжение пятого этапа Кругосветки.
Это не финиш Пятого этапа, хотя мы на краешке Земли- во Владивостоке!
Спецкор. 27.09.2008 22:18
Автомобильная КРУГОСВЕТКА по БЕЗДОРОЖЬЮ 4х4 достигла Владивостока, но это вовсе не финиш пятого этапа! Настала пора переправляться через море: одна машина уже уплыла на Тайвань, две другие 3 октября поплывут во Вьетнам. А до этого времени мы и на двух аппаратах ещё вдоволь помотаемся по Приморью, посмотрим на страну Дерсу Узала и Владимира Арсеньева. Цель наша -забраться поглубже, погостить в нескольких заповедниках.
Рапортуем: Наша авто-экспедиция достигла-таки Владивостока! Хотя это и финишная точка Пятого этапа кругосветного маршрута, но мы не объявляем о завершении этого участка маршрута! Почему?
Слушаем репортаж руководителя команды Владимира Павелко и всё вам станет ясно!
Но вопросы всегда остаются, так что добавки такие: в плановом графике кругосветки произошли серьёзные изменения! В связи с чрезвычайно подорожавшими условиями приёма автомобилей и участников экспедиции в Японии, и вообще формальной невозможностью там путешествовать на своих машинах, мы вынуждены отказаться от переправки наших внедорожников в эту страну. Таким образом, участок по этой стране Восходящего Солнца будет проходиться на арендованных на месте автомобилях. Ничего не поделаешь -беда какая-то! А наши три машины разделяются и отправляются морскими паромами из порта Владивосток в две страны: одна, которая несёт марку ASUS - на Тайвань и две другие - во Вьетнам, где пройдут, соответственно, шестой и седьмой этапы кругосветного пути. А уж воссоединятся машины именно во Вьетнаме.
Оргкомитет экспедиции отметил, что было перебрано сотня вариантов, но оказалось, что въезжать на своём автомобиле в Японию -это просто невообразимо дорогая процедура и такая запутанная процедура, что нет дураков кто бы взялся это всё преодолевать и за что-то ещё платить. Непонятные колоссальные затраты касаются даже таких общественных международных экспедиционных спортивно-технических проектов, как наш.
Рассказывая о состоянии команды, которая к вечеру 25 сентября достигла Владивостока, Владимир Павелко подчеркнул, что ребята очень устали на этом перегоне от Байкала до Приморья, хотя до старта они весьма непринуждённо говорили о данном этапе. Сказались нагрузки на тяжёлой для передвижения, далеко ещё не достроенной федеральной трассе АМУР, а необходимость держать высокую среднюю скорость движения привела к первым серьёзным поломкам, которые удалось исправить только в Хабаровске. У всех трёх машин тогда сломались чашки крепления пружин с правой стороны.
Несмотря на достижение Владивостока и погрузку экспедиционных внедорожников на морские паромы, участники команды не объявляют о финише пятого этапа. Это чётко подчеркнул руководитель проекта Владимир Павелко, мы сами уезжаем из России в Японию только 5 октября и до этого момента не собираемся сидеть на месте: один внедорожник уезжает, а два других до своей погрузки начинают исследовать далёкие уголки Уссурийского края удивительную страну Дерсу Узала и Владимира Арсеньева. Это будет очень плотная работа, мы намерены преодолеть около 1500 км по таёжному бездорожью, по берегу Тихого океана, познакомиться с просёлками далёких селений в Сихотэ-Алине, побывать в нескольких заповедниках.
Итак, вспомните, что российская автомобильная Кругосветка по бездорожью 4х4 стартовала из Москвы 3 августа 2008 от Нулевого километра возле Кремля. Цель команды на трёх внедорожниках Ниссан-Патрол пройти 150 тысяч км по пяти континентам Земли за 20 месяцев.
Вот мы и прощаемся с Родиной! И надолго -до середины декабря! Сейчас КРУГОСВЕТКА по БЕЗДОРОЖЬЮ 4х4 перебирается в Японию, а там Тайвань, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, и пошло -до столицы Малайзии. Кое-как вытерпели эти невыносимые процедуры оформления -отправили наши внедорожники паромами, а сами с такими же жуткими бюрократическими формальностями перебираемся в Японию. Лучше бы это время было потрачено на лишнюю поездку по Приморью...
Два месяца в пути!!!
Настоящим объявляем о завершении пятого этапа Кругосветки: стартовали мы на него в Слюдянке, а финишировали, естественно, во Владивостоке. Позади ещё 4 с лишним тысячи километров весьма неожиданного бездорожья, когда мы получили первые поломки на своих Ниссанах. Всего со старта из Москвы 3 августа 2008 года прошли свыше 13500 км, а впереди, до финиша, всего-то какие-то 135 000 км и немногим 18 месяцев времени! Хорошо!
На связь с московским штабом кругосветки по спутниковой связи АльфаТелеКом вышел штурман и драйвер экспедиции Георгий Ризванов. Слушаем его репортаж и замечаем: когда Георгий Ризванов шутит, то значит в команде всё нормально, если он говорит, что только во Владивостоке удалось отдохнуть и поправить все дела, то значит ранее действительно было худо и дела всё накапливались и накапливались! А ведь до старта планы у команды были весьма радужные: хотели и он-лайн-конференции с болельщиками и с прессой делать, и школьникам он-лайн-уроки географии с разных точек планеты, и ежедневные статьи во многие СМИ, и многое другое, -но реальность экспедиции показывает, что время в ней бежит совсем по-другому и ни секунды не остаётся от обязательного минимума работ даже для отдыха, а не то что для какой-то дополнительной деятельности!
Так правится первоначальный план Кругосветки, так закаляются участники -отмечаем два месяца в дороге! Как сказал Георгий Ризванов -ощущение календаря в экспедиции совсем сбилось!
Завершился пятый этап кругосветного маршрута, хотя уже 25 сентября были во Владивостоке, но ещё погоняли по Приморью и только сейчас объявили финиш, когда отправились в океан. На спидометрах трёх внедорожников со старта из Москвы 3 августа 2008 уже 13500 км. Япония станет второй, после Монголии, зарубежной страной, по которой пройдёт наша экспедиция. Но только пересечение страны Восходящего Солнца будет проходить на арендованных на месте автомобилях, так как ввоз чужих машин здесь сопряжён с такими бюрократическими проволочками и настолько дорог, что заниматься этим нормальному человеку просто бессмысленно.
Японский этап Кругосветки -это обязательный рекламный, так как среди наших спонсоров Toshiba и Nissan, надо будет посетить штаб-квартиры этих организаций. Тем более, что на у Нулевого километра Москвы нам вручили флаги, которые надо передать японским партнёрам.
Через две недели мы закончим японский этап и тогда отправимся в Тайбэй, а все три наших машины воссоединятся только уже в порту Сайгон, во Вьетнаме.
В составе команды по-прежнему шесть человек: это -руководитель проекта, московский автогонщик Владимир Павелко, штурман Георгий Ризванов (Казань), механик-водитель Юрий Буланов (Смоленск), врач и летописец проекта Александра Редько (Москва), кинооператор Константин Галат (Москва) и путешественница Ирина Байбородина, представляющая город Северодвинск.
По плану лишь в середине декабря 2008 года российская автомобильная КРУГОСВЕТКА по БЕЗДОРОЖЬЮ 4х4 должна достичь столицы Малайзии, города Куала-Лумпур. После этого будет перерыв на время переправки машин в Австралию.
А там -пойдёт, родимая, по-новой!!!
Всё нормально: и в Японии есть бездорожье! Это КРУГОСВЕТКА 4х4!
Спецкор. 21.10.2008 21:20
Разве можно в Японии найти бездорожье? Это же полностью отутюженная страна!? А на самом деле -можно, и ещё какое бездорожье, грязи сколько угодно. Тем более, если за поиск берутся специалисты: КРУГОСВЕТКА по БЕЗДОРОЖЬЮ 4х4 прошла по японским островам 3300 км и нашла-таки своё! Начали в городе Ниигата, а финишировали в Фукуоке. Теперь без промедлений -перелёт на Тайвань, и вперёд: искать бездорожье и на этом рафинированном острове, на Формозе.
А в Японии, кроме всего прочего, мы нашли массу Клубов любителей бездорожья, и ребята на своих внедорожниках месят свою собственную страну -так что не верьте слухам, что в стране Восходящего Солнца всё уже полностью освоено и прочищено. И кроме того, наша Кругосветка, наверное, первая русская экспедиция, которая сумела и в Японии переночевать в палатках в совершенно глухом месте, вот только костерок развести не дали: тут открытый огонь со спутников контролируется, и если б мы нарушили, то, думаем, что через пять минут нас бы уже скрутили. Это шутка, конечно, но в этой стране есть на что посмотреть, и есть где поездить на джипах!
К нашему экспедиционному составу присоединился сам Президент фирмы Пирит, один из организаторов проекта World sPirit 4х4 -Александр Гуккин. Не выдержал он дервнего зова вечного романтика и сорвался всё же на маршрут, объяснив всё, на всякий случай, острой необходимостью встретиться с партнёрами по бизнесу, с компанией Toshiba, тем более, что на старте проекта, на Нулевом километре Москвы, команда получила фирменный флаг с просьбой пронести его через всю Евразию. Теперь этот флаг занял почётное место в музее компании Toshiba, в Токио.
И предлагаем вам удивительный снимок, нажимайте тут же: оказывается, что и в Японии есть люди, которые кормятся со своих родных участочков земли, типа наших советских 6 соток. Вот вам и факт из развитой компьютеризированной страны!
Экспедиция перемещается далее вглубь Юго-Восточной Азии, впереди Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия.
Так что встречаемся в джунглях! На маршруте уже плюс 28 градусов! А сколько ещё будет при здешней 100-процентной влажности!?
Возвращаемся на материк после двух островных этапов Кругосветки!
Спецкор. 26.10.2008 23:11
Наконец-то мы вернулись на материк! Закончились островные этапы: Япония и Тайвань. Во вьетнамском порту Сайгон (город Хошимин) должны были воссоединиться три внедорожника Ниссан-Патрол, на которых совершают КРУГОСВЕТКУ по БЕЗДОРОЖЬЮ 4х4 World sPirit шестеро наших путешественников. Они уже 85 суток находятся в пути после старта 3 августа 2008 из Москвы. Впереди полтора месяца движения до Куала-Лумпура. Проблем много+
Три экспедиционные машины разделились во Владивостоке после завершения пробега по России и Монголии. Соответственно, во Вьетнам одна машина должна была прибыть с острова Тайвань, с предыдущего этапа кругосветки, где наши автомобильные романтики искали бездорожье на протяжении 600 км, дважды проехав весь остров с севера на юг. Прощай, Формоза. Команда перелетела во вьетнамский город Хошимин: здесь мы намеревались забрать с морского парома два других своих боевых внедорожника, прибывших из Владивостока. Казалось бы, садись и езжай, но не тут-то было! Вот уже где-то рядом в порту контейнеры, в которых находятся наши родные аппараты+
Пора бы начинать восьмой этап Кругосветного пути, но начались проблемы на таможне. Вдруг потребовалось разрешение Министерства культуры и спорта Вьетнама для передвижения по стране на экспедиционных внедорожниках. Оформлять, ждать времени нет -график кругосветки чрезвычайно жёсткий. Таможня отказывается отдавать нам наши же аппараты. Приехали!!! Тогда, в срочном порядке, и третий наш Ниссан с Тайваня решено не переправлять во Вьетнам, а сразу посылать в контейнере в Таиланд.
В итоге, мы едем снова, по Вьетнаму, как и по Японии, на арендованной машине, а наши испытанные внедорожники, так и не выйдя из морских контейнеров, из Вьетнама уходят в Таиланд, где мы надеемся, их выпустят на волю, на дорогу, а точнее, на бездорожье. Вот с такой надеждой команда и переезжает в другую страну Юго-Восточной Азии.
Отмечаем, что все шестеро участников команды, включая женщину -Ирину Байбородину, путешественницу из Северодвинска, несмотря на бюрократические препятствия, чувствуют себя хорошо и рвутся в бой! Более того, к нам присоединились двое экстремальных туристов из России -они прилетели специально посмотреть как команда преодолевает трудности кругосветного маршрута.
А впереди кругосветчиков ждут четыре страны Юго-Восточной Азии: начался Вьетнам и ещё будут Таиланд, Лаос, Камбоджа и Малайзия, на которые путешественники затратят полтора месяца пути.
До встречи на маршруте вокруг Земли!
И трудности, и юбилеи кругосветного маршрута!
Спецкор. 14.11.2008 19:30
СТО ДНЕЙ на маршруте провели уже участники нашей автомобильной КРУГОСВЕТКИ по БЕЗДОРОЖЬЮ 4х4 World sPirit. За этот период со старта из Москвы пройдено около 20 тысяч километров и в настоящее время команда из шести путешественников передвигается по Юго-Восточной Азии. Свой 100-й день на кругосветном маршруте экспедиция встретила в столице Таиланда- Бангкоке. Здесь начался 9-й этап пути вокруг Земли. И самое главное -драйверы наконец-то получили от таможни свои боевые внедорожники!
Когда участников экспедиции с круглой датой поздравлял московский штаб сопровождения, то в ответ руководитель кругосветки, московский путешественник Владимир Павелко рассказал, что наш стодневный юбилей мы встречаем в суетных бюрократических делах на таиландской таможне! Все наши три штатных внедорожника, прибыли в Бангкок морскими паромами из Вьетнама и Тайваня. Мы очень соскучились по своим боевым коням , потому что и Японию, и частично Тайвань, и Вьетнам пришлось проехать на чужих арендованных аппаратах.
И наконец, пришло счастливое сообщение, что таможенники Таиланда проявили благосклонность к путешественникам и выдали машины. Ура!
Впереди у кругосветной команды ещё не менее 7000 км до первого промежуточного финиша в столице Малайзии. А пока тройка бравых Ниссанов под российскими флагами стремится в Лаос, на Вьентьян. Потом снова вернётся в Таиланд.
К основному составу команды на этапах по Вьетнаму и сейчас, по Таиланду, присоединились двое путешественников из Москвы, которые намереваются оставаться на маршруте и далее.
Команда чувствует себя отлично и рвётся в бой! Чтобы забраться в самую глушь бездорожья Юго-Восточной Азии.
Сначала цифры! Сроки такие: с 22 октября по 8 ноября 2008 года передвигались Вьетнаму. Длина пути составила 2750 километров.
Маршрут таков: город Хо Ши Мин (бывший Сайгон)- Далат- Нячанг- Лейк Лак- Ком Тум- Дананг- Ланг Ко- Ча Ло (пещеры Фонг Ня)- острова бухты Халонг- город Ханой (столица страны).
Заметьте, что Вьетнам- одна из немногих стран, где до сих пор пытаются строить коммунизм. Здесь его обещают к 2020 году. У власти- Коммунистическая партия, объединяющая свыше 3 миллилонов человек. Кругом пионеры в белых рубашках и красных галстуках, комсомольцы в униформе. Каждая деревня- коммуна. Ворота, ведущие в неё, обязательно украшены серпом-молотом и звездой. Много лозунгов, типа Что такое хорошо и что такое плохо!? Советского типа агитки - кругом вдоль дорог. Советскую помощь тут помнят, но к русским относятся без энтузиазма, норовя обмануть при каждом удобном случае. По крайней мере, отказались растаможивать наши машины ( небось, продать их выгодно хотите... - вот так!). Даже вмешательство нашего консула не помогло! Пришлось опять арендовать местный транспорт.
А ездят тут лихо. В Сайгоне, говорят, 8,4 млн. человек. На них приходится 4,3 млн. мопедов. В часы пик- сплошной бесконечный поток из мопедов, в десяток рядов. Права- лишь у некоторых. Ездят- по понятиям . Немудрено, что ежегодно гибнет 12-13 таких водителей .
Мы недолго решали, как нам ехать. Вьетнам с севера на юг прорезается двумя дорогами: западная, называемая ещё тропой Хошимина - горная, пустынная, часто засыпаемая селями и обвалами, а восточная, приморская- туристическая, беспроблемная. Войны разрушили практически все памятники и древние храмы страны кроме гробниц Хуэ. В джунгли не сунешься: малярия и т.д. Природу и дикие племена в горах партия не разрешает показывать иностранцам, даже русским, чтобы не сказали, что при социализме люди плохо живут. Поэтому всем туристам и предлагается ехать и отдыхать вдоль океана. Поехали?
Но мы уже отдохнули в Тайване и потому, конечно же, выбрали партизанскую тропу Хошимина . Правда, и на ней есть городок Далат- горный курорт, построенный ещё при французах, и очень красивый. Земля- в цветах. Поля- как на картинке: всё ухожено. Огромные теплицы. В память о Париже- небольшая Эйфелева башня. Фуникулёр к высокогорному озеру. Что ещё надо? Нам бы бездорожья. Дождались!
Но далее планы экспедиции сорвались из-за разгула стихии. Сезон дождей затянулся. В стране- мощнейшее за последние 50 лет наводнение. Даже в столице на улицах люди передвигаются на лодках. Мощные сели разбили и нашу дорогу. Пришлось объезжать завалы трассой, идущей вдоль побережья.
По пути посетили город Нячанг- ценр туризма на юге страны. Самый длинный фуникулёр в мире провисает над морским заливом. Дайвинг. Кораллы. Дождь наваливается на нас сплошной завесой. Лишь рыбаки неустанно снуют по заливам на странных, диаметром до 2-х метров, плетёных тазах. Почему-то нет чаек над водой. А ласточек охраняют на скалистых островах специальными постами. Но не потому, что оберегают их от гибели, а для того, чтобы съесть их гнёзда.
Снова решили испытать судьбу и вернуться на западную горную дорогу. В районе озера Лак-Лейк экспедиция посетила самый большой водопад Вьетнама- Драй Сап. Да и самый красивый, пожалуй. Похож на африканскую Викторию, но десятикратная уменьшенная копия. Два каскада по 100-150 метров длиной, высотой в 15 метров. Пещера под потоком- языческая, в которую нам удалось проникнуть.
А дорога идёт вверх-вниз, среди скалистых холмов, покрытых непроходимыми джунглями. Когда-то, в 60-х годах, американцы потеряли в них 60 тысяч солдат. Вьетнамцев же тут погибло под напалмовыми бомбами свыше 3 миллионов! А инвалидов после тех ужасов много до сих пор.
Попытались было мы пробиться в природную горную резервацию Нгог Линх, через перевал Ло Хо, но не прошли. Оползни красно-бурой вязкой глины перекрыли дорогу во множестве мест. Буксовали многократно, едва вырвались обратно из этой глиняной западни , и теперь уже вынуждены были снова повернуть к побережью.
Далее путь экспедиции лежал в знаменитую бухту Халонг. Уникальный природный памятник, потрясающий всякое воображение: три тысячи скалистых островов, торчащих из воды самыми причудливыми формами и размерами. Три дня путешествовали мы между ними на каноэ, забираясь в многочисленные гроты и пещеры каменных замков.