Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
Урал Приполярный, истории покорений.

Мальков Андрей

Заметки "каптерщика"
Андрей - Рыбак (andrey@vvv.ru)  26.04.2008 12:35




Урал Приполярный, истории покорений. Глава: "Заметки каптерщика". (Впечатления участника зимней экстремально-приключенческой экспедиции Урал Приполярный, Совершившей Первовосхождение на г. Народа на снегоходах.)

18.03.08 Я в дороге вторые сутки. Вид гор такой величественный, спокойный и вечный, завораживает и успокаивает. Дорога, по которой я еду, становится все хуже, а терпения остается все меньше. Бедная машина, она терпит все перемены моего настроения, только подвеска грустно поскрипывает. Мне очень не хватает детей, так хочется наблюдать их радость от вида живой настоящей природы.

Я проехал уже 1600 км. В полном одиночестве. Последние 500 км и людей почти не видел, поэтому случайно встреченные в тайге соучастники нашей авантюры разом стали друзьями. Короткий разговор, стопка водки за встречу, (ведь в тайге нет ГАИ!), дорожный обед, и снова в путь. У меня заканчивается бензин, но теперь уже не страшно, ведь сзади свои!

Саранпауль! Я доехал, рад снова увидеть этот маленький городок, где не был уже два года, и кончено друга   Усика. Встреча: радость, объятия, обмен впечатлениями. Теперь пора разобрать вещи, подготовить снегоход и устроиться на ночлег в старом доме Усика, где уже расположились почти все отморозки, решившие победить Урал на снегоходах. Начнем знакомиться 

19.03.08

Спокойное вялое утро нехотя начинало день. День, надо сказать, выдался замечательный, совсем без ветра, чистое голубое небо, снег 

Все экстремалы были медленны и важны. Сборы закончили к 10 часам. Последняя возможность позвонить домой, и мы ей активно пользуемся.

Торжественный старт. Круг по Саранпаулю и остановка у местной школы. Короткий разговор с детьми, и в путь (уже по-настоящему).

Первые 500 метров дались тяжко: мы преодолевали реку. Говорю преодолевали потому, что под глубоким снегом была вода и многие там попросту крепко застряли  Переправа заняла два часа и закончилась только в половине третьего. Время обедать! А впереди, по сегодняшнему плану, еще 120 км.

Поели, можно и покататься. Караван, состоящий из 13 человек и 11 снегоходов с прицепными санями, двинулся в путь. Средняя скорость поначалу составляла 20-30 км/ч. Мы приноравливаемся к дороге, к коллективному движению и новой экипировке. Километров через сорок нашли наполовину провалившийся сквозь лед в болото бульдозер Б-10. На улице очень хорошо: пригревает солнце, -5С, поблескивает снег. Шлем, (в котором я начал путь) слегка тяжелеет, шея устает, но терпимо.

Позади 60 км, пройденных почти без приключений, лишь иногда переворачиваются сани или тонут в снегу соскочившие с дороги снегоходы. Мы оставляем прицепы с грузом и слегка отклоняемся от своего маршрута. В десяти километрах стоянка оленеводов, которую мы хотим посетить.

Добрались. На поляне, изредка поросшей маленькими сосенками, стоит чум или юрта (как правильно   пока не знаю). Нас встречают пятеро мужчин в одежде из оленьих шкур. У их ног клубочком спит белая собака. Чуть поодаль пасутся олени, рядом специальное сооружение, что-то вроде стола, но высотой полтора, два метра. Я думаю, что там хранят продукты (высоко, чтобы звери не достали, и снегом не замело). Нас пригласили в жилище. Это дом, где живут четыре семьи   женщины и мужчины, детей я не видел. Слабый свет керосиновой лампы, в центре печка-буржуйка, слева от входа спальные места, справа длинный общий стол на коротких (не более 20 см) ножках. Пол застлан досками. Кругом оленьи шкуры (стены, кровати, ковры   все из шкур). Нас усадили за стол, нехитрый, но радушный: отварная оленина и картофель, свежемороженая клюква с сахаром, чай, две-три закуски (на вид что-то вроде кабачковой икры). В доме очень тепло и уютно, все при деле, каждый четко знает свои обязанности.

Ужин окончен. Мы прощаемся с хозяевами и уезжаем. Уже стемнело. Начало восьмого часа. Стало ощутимо холодать. У меня начались первые сложности: на морозе дыхательные клапаны шлема перехватило инеем, и выдыхаемый мною воздух пошел под смотровое стекло. Я почти не вижу, ориентируюсь по фарам товарищей. Как я и думал, между воротом куртки и шлемом задувает, шея мерзнет. Вывод: шлем больше не одену.
День принес свои плюсы: все освоились, средняя скорость поднялась до 40-50 км/ч; и свои минусы: стало темно и холодно, мы устали.

Пару раз мы сбились с пути. При этом потеряли время и сделали около сорока лишних километров. Мороз крепчал. Начала промерзать одежда (спиной чувствуется холодок).
Глубокая ночь (третий час). Сквозь деревья показались огни поселка Халмерью, где нас ждут ночлег и бензин. Мы довольны, но обессилены. Многие уснули, только коснувшись кровати. На улице -35С.

20.03.08

На общем совете решено этот день провести в тепле и комфорте, а вперед, на разведку выслать группу из четырех снегоходов (налегке). Для оставшихся день обещал быть скучным. Все отдыхали. Только  разведка  ушла прокладывать дорогу в горах, чтобы завтра вся экспедиция прошла с грузом до цели   горы Народной.

С полудня время пошло под знаком авиации. Ребята из Югорска (Олег, братья Виктор и Володя, те самые, с которыми я познакомился на последнем участке автодороги  Приполярный - Саранпауль ) оказались яркими представителями любительской авиации. Расшнуровав свои сани, они достали мотопараплан! Это пилотское кресло с мотором и пропеллером, подвешенное под парашют. Подготовка и запуск мотопараплана   дело непростое. Собрать кресло, проверить ремни, установить пропеллер и его защитный кожух, проверить систему подачи топлива, разложить параплан и проверить состояние строп, выбрать место для взлета (необходимо, чтобы направление разбега и направление ветра совпадали). Теперь пора прогреть двигатель и  поднять купол . Все это заняло несколько часов, но наши труды были вознаграждены зрелищем полета этого чуда инженерной мысли среди гор!

Однако, пришел вечер. После сытного ужина в местной столовой, мы обсуждаем маршрут и данные разведки, склонившись над картой. Постепенно в процессе общения мы не просто знакомимся, мы становимся близкими друзьями, начинаем понимать жесты и мысли, понемногу узнаем истории жизни друг друга.

21.03.08

Новое утро. Быстрые сборы и последний  цивилизованный  завтрак в столовой. Ночью выпало много снега. Невообразимая красота. Но красота эта сыграла злую шутку именно с моим снегоходом. На первых же трехстах метрах  пухляк  забил моторный отсек и крепко вымочил катушку зажигания. В результате проявилась  ахиллесова пята   VIKINGa : мокрое соединение катушки и высоковольтных проводов стало  коротить на массу , двигатель стал терять мощность, и одну свечу попросту залило. Беды только начинались. Привычным движением я открыл капот и потянул за свечной наконечник. Он хрустнул, одна его половина осталась на моторе, а вторая у меня в руке. Я в шоке, но  слава богу есть друзья, а у друзей есть   опыт! Юра  Певец  (из Нягони) взял нож, спокойно проколол провод сбоку и легким ударом посадил его через разрез на свечу, сказав при этом:  Я тысячу раз так делал на  Ветерках . Кстати, впоследствии это соединение прошло 400 км без каких-либо замечаний. Слабое место катушки, по совету Сергея Николаевича  Кудесника  (из Ижевска), дополнительно заизолировали кусками шланга. И снова в путь. Впереди нас ждал, пожалуй, самый трудный день.

Из очень красивой и заснеженной долины мы скоро поднялись на гору. Чем выше, тем меньше деревьев. Скоро они совсем закончились. Снега стало меньше. Дорога была простой, ведь мы шли следом разведчиков. Перед нами встала первая непростая задача, нужно перебраться с одной горы на другую, а в низине между ними глубокий вязкий снег. Первые снегоходы стартовали вниз гурьбой, толком не посоветовавшись, и не решив, какой методой двигаться. Застряли все. В месте, где начинался подъем, снегоходы задирали нос, а прицепы не позволяли гусеницам плотно давить на снег, начиналась пробуксовка. Снегоход рыл яму, из которой сам выбирался с трудом, но сани падали в неё и крепко застревали.  Тягач  начинал газовать, делал новую яму себе и безнадежно тонул в ней. В итоге почти все наглухо засели в однотипных  окопах  и суетились вокруг техники с лопатами и веревками. Полтора часа тренировок подсказали спасительную тактику (которая работала впоследствии всю дорогу): один снегоход оставлял свои сани и брал на прицеп буксировочным тросом пару "снегоход+сани" , сцепка "снегоход+ снегоход+сани" двойной тягой поднималась в гору. По окончании площадка между двух холмов была вдоль и поперек изрыта следами ног, гусениц и лопат.

Наверху, на ровной поверхности горы возвышалась одинокая каменная глыба высотой около трёх метров. Здесь решено сделать привал, ведь уже полдень, пройдено около 40 километров, и получен урок, из которого необходимо сделать вывод. Мы фотографируемся, кушаем, обсуждаем свои ошибки. Решено впредь преодолевать подобные низины одним следом, ходом (т.е. на высокой скорости) и строго по очереди (пока первый не достиг вершины, второй ждет, и только если идущий застрял, к нему идет один мощный снегоход без прицепа, а дальше  двойная тяга ). Также решили бросить здесь один из прицепов. Самоделка из фанеры и брусьев оказалась слишком громоздкой и непроходимой. Груз из неё пришлось распределить по другим саням, а это проблемы в моем хозяйстве. Дело в том, что  Главный авантюрист  Усик назначил меня ответственным за хранение продуктов и питание (так я и стал  Каптёрщиком ). Двинулись дальше. Первые же спуски-подъемы показали правильность избранной нами методики их преодоления. Теперь сложности возникали в основном из-за обманчивости гор. Известно, что в горах часто непонятно, где спуск, а где подъем. Так вот: снег, с его идеальной белизной, только усиливает этот эффект. Управление снегоходом дело активное, чтобы добиться нужной траектории движения, нужно постоянно двигаться, меняя своим весом центр тяжести машины. Но если ошибочно определен уклон на пути следования, то возникающая цепочка ошибок приводи к тому, что снегоход стягивает с тропы вниз, а там глубокий неутоптанный снег.

Мы продвигаемся все дальше. Наша опытность растет на глазах   хорошо! Усталость тоже растет   плохо. Появилось ворчание, легкая ругань и критика в адрес друг друга. Но это допустимо, если не переходит определенной черты. В целом все очень довольны. Случаются смешные курьезы: из саней незаметно выпадают дрова и сзади идущие вынуждены молча их подбирать, некоторые проявили чудеса находчивости   положили в моторный отсек пластиковые бутылки с напитками (чтобы теплыми были), но природу не обманешь   почти все они расплавились.

Дорога этого дня оказалась тяжела. Мы прошли не весь запланированный путь, только 70 км (общий трек от Саранпауля составляет уже почти 200 км). К вечеру мы приходим к заброшенному прииску. Из снега торчат причудливые ржавые металлоконструкции (остатки оборудования) и несколько жилых вагончиков. У одного из них наш караван и остановился. Снова все работают: одни чистят жилище, другие топят печь (буржуйка   неотъемлемая часть местных шалашей), третьи разливают топливо из канистр по бензобакам, четвертые чистят  ходовки  снегоходов ото льда (нам довелось поездить по воде). Я, напару с видеооператором Лёхой (он же  Михалков ), занимаемся ужином. Отведали мы сегодня, что бог послал. А бог (руками заботливого Усика) послал: отварную оленину в бульоне, соленого муксуна, сало, различное печенье и чай. Вагончик протоплен, ужин готов, внутреннее пространство плотно увешено гирляндами промокшей одежды. Неспешно потекла трапеза и разговоры  за жизнь . Первое огорчение: кончился официальный запас водки (но остались частные заначки!). Сон поочередно падает на каждого из нас.

22.03.08

Задача дня выглядит легко: не более 50 км до летней стоянки оленеводов в долине у подножия гор "Старик" и "Старуха Ис". Привычные сборы. Дольше всех вожусь я со своим продуктовым хозяйством.

Безоблачное утро начинает портиться. Небо заволокло пеленой туч, подул легкий ветер. Мы двинулись. Путь сегодня дается легче вчерашнего. В основном идем по твердому насту, сформировавшемуся ночью под воздействием холода и ветра. Часто идем по замерзшим горным рекам, где масса выпавшего снега выдавливает воду из-подо льда. Зрелище фантастическое: в низинах между гор вдруг возникает ледяной выпуклый овал льда небесно-голубого цвета на фоне абсолютно белого снега. Почему лед голубой, спросите Вы, элементарно: вода-то ледниковая, чистейшая. Несмотря на холод (примерно -15С) поверхность таких наледей покрыта водой под тонкой ледяной пленочкой. Первый проходящий снегоход вспарывает её, и вода, переливаясь на свету и журча, скатывается по овальной наледи.

По пути мы проходим несколько брошенных лагерей горняков. Одинокие пустые жилища заметенные снегом, остатки техники и оборудования зловеще торчат тут и там. А ведь несколько десятков лет назад здесь кипела жизнь, именно эти места и здешних старателей воспевал Высоцкий! У одной из таких штолен по добыче горного хрусталя мы остановились. Короткий осмотр, фотографии  В избушке Усик нашел коробку с маленькими кусками хрусталя. Мы поделили их между собой (свои экземпляры я отдал сыну, надеюсь, ему понравился подарок). Сама штольня оказалась засыпанной. Жаль, хотя жизнь на этом не заканчивается.

Горы становятся выше, ориентация усложняется. Лидерство постепенно переходит в руки тех, кто владеет GPS-навигаторами (Рамиль  GPS  г.Чайковский и Андрей  Надёжный  г.Ижевск).

В целом, двигаться стало легко. Все больше нас отвлекает завораживающая красота гор. Говорят, что на воду и огонь можно смотреть вечно, на горы тоже. Они бесконечны и разнообразны.

На высоте стало мало снега, и появилась новая опасность. Камни, торчащие из-под снега, грозят серьезно повредить технику и сани. Но это игра на внимательность.
К полудню без особых приключений и напрягов мы добрались до плановой точки. Вот  Старик и старуха Ис , вот заметенное снегом летнее стойбище в расщелине между ними. Но что это? От домика в сторону метнулся полярный волк! Большой, белый и тощий. Три снегохода, сбросив сани, погнались за ним. Остальные добрались до домиков и нашли интерес волка. Он разодрал рубероидную стенку лачуги и воровал кожаные ремни. Голодает, судя по всему.
Итак, дом, милый дом. Нужно готовить себе ночлег. Из четырех деревянно-рубероидных домиков три оказались наглухо забитыми плотно слежавшимся снегом (причем изнутри). После осмотра решено обживать единственный шалаш (5 м2, буржуйка, стол, нары на двоих) и ставить палатку. В домике решено наладить  пищеблок , а в палатке спальные места. Шатер, который решили поставить   это плод опыта и инженерного мышления группы Ижевских товарищей, к тому же это был его дебют. Успешный, надо сказать, дебют. Дело в том, что кроме удобной компоновки, непродуваемого материала стен, и пола, проложенного утеплителем, палатка имеет еще и маленькую подвесную печку. В результате одиннадцать человек  в тесноте, да не в обиде  провели тут две ночи, не ощутив даже прохлады.
Обживаться на этом месте непросто. Ветер сильнейший, а поднятый им снег существенно снижает видимость. Но глаза боятся, а руки делают. И через три часа летнее стойбище стало теплым домом для тринадцати бродяг.

Примерно в двухстах метрах от лагеря начинается озеро Балбанты, куда конечно же устремились любители подлёдной рыбалки. Забежав вперед скажу, что удача не была на их стороне, двухдневный улов составил две рыбки, помещавшихся на ладони.
Лагерь подготовлен, рыбалка не удалась, а до вечера еще далеко. Вы не поверите, как не поверил сначала и я. Парни взяли бензопилу и пошли на озеро делать прорубь. Смешно. Такой холод (-20С примерно), ветер  Никто не станет нырять, думал я, и наблюдал за происходящим сидя в лагере на своем снегоходе. Бассейн готов. На это шоу стоит посмотреть поближе. Я подъехал. Первым разделся Виктор ( Бесстрашный , он же  Олигарх  из Югорска)   ну это понятно и предсказуемо. Но потом второй, третий  пятый. Чувствую, что как школьник, развожусь  на слабо . Усик ставит жирную точку в моих сомнениях, пообещав всем бутылку водки если я нырну. А ведь я  Каптёрщик , отвечаю за снабжение, а водки нет! Будет!

И вот  отморозки в поисках ледяной свежести  греются в домике, сохнут, произносят тосты под заработанные сто грамм и заедают лосятиной.

23.03.08

Сегодня нам предстоит выполнить задачу, так амбициозно сформулированную Главным авантюристом:  Первыми в мире подняться на снегоходах на вершину горы Народной  (самой высокой горы Урала). С волнением выглядываем из палатки. От погоды зависит очень много. И чудо произошло, Бог явно с нами. Погода великолепна. Ярко светит солнце, чистейшее голубое небо, ни ветерка. Видимость отличная. Цель видна как на ладони.
Мы впервые едем налегке, абсолютно без груза и саней. Наст под нами тверд, и мы летим со скоростью 80-90 км/ч. Местами останавливаемся, чтобы неспеша и без ошибок подняться на крутые склоны. Мягкие заснеженные подъемы чередуются с каменистыми плато. Виды становятся все поразительнее. И вот перед нами она, Народная. Кругом одни камни, и пока неясно, как мы туда попадем.

Начали. Короткие перебежки, пешие осмотры и серпантины снежных тропинок между валунов. Мы всё выше и выше. Появились потери. Я завалил свою  Ямаху  на бок и разбил ветровое стекло о торчащий камень. Рамиль наскочил на камень и загнул продольный рычаг подвески правой лыжи. Но караван продолжает подъем. И вот уже снегоходы, один за одним начали выскакивать на площадку с высотой 1840 м над уровнем моря. Там установлен массивный деревянный крест.

Цель достигнута. Дальше будут фотографии, пеший подъем на самую вершину (1895 м) к стеле из нержавеющей стали, которая в солнечную погоду бликует как маяк, и установление нашего флага. А сейчас нас переполняет радость и восторг от созерцания открывшихся нам пейзажей. Вот гора  Лезвие , вот  Манарага , а у самых ног начинается расщелина, в которой рождается река  Народа . Такое количество легенд тут, рядом, только руку протяни.
Мы посмеиваемся друг над другом,  Первые в мире , видите ли! Но нет ни чувства превосходства, ни черной гордости. Чувства просты и белы как снег вокруг. Тишина и покой. Вечность окружает нас. Ясно, что победители приходят и уходят, а горы остаются.
Прочь, философские мысли! Ничто не стоит на месте. Вот и мы, осушив бутылку  Виски , которая только со второго раза поднялась на  Народную  (летом была экспедиция на джипах) в рюкзаке Юры Брюхова  Певца , продолжили путь.

Тут нужно заметить, что Виктор спустился с горы в долину на параплане (тоже, видимо, впервые в мире). Мы решаем спуститься и добраться до  Манараги . Но не много ли крутизны для одного дня? И мудрые  старики-разбойники  (Сергей Николаевич  Кудесник  из Ижевска, и Дядя Толя  Старый волк  из Нижнего Тагила) вместе с Олегом ( Ученый , он же  Советник  из Югорска) решают вернуться в лагерь, приготовить ужин и порыбачить.

Остальные двинулись в путь. Несколько спокойных километров по мягкому ровному снегу в ущелье между гор. Едем мягко, быстро и приятно. Какое-то время мы двигались по свежему волчьему следу. Зверь прошел здесь утром, был спокоен и нетороплив, об этом говорит его прогулочный шаг. Вскоре мы подошли ко входу в очень красивую широкую долину, заросшую лесом и прорезанную рекой и сетью ручьёв. И всё бы ничего, но воротами в этот рай среди гор был крутой спуск (градусов 45, а то и больше) по узкой расщелине с крутыми, непролазно-снежными свесами. Стоя на краю и глядя вниз, каждый из нас молча поставил диагноз  Непроходимо . Переглянулись. Первым вниз нырнул опытный Рамиль  GPS . И пропал в снегах за поворотом. Вторым, видимо по долгу организатора экспедиции, поехал Усик  Авантютист , (наша поездка явилась для него первым опытом езды на снегоходе). Он проехал метров сто, до следующего перепада высоты и авторитетно махнул рукой, мол  фигня, прорвёмся . Оставшиеся наверху ухмыльнулись и с фразами, типа:  мы здесь навсегда останемся  или  придется искать другой выход из долины , стали по очереди спускаться. Тропа вниз оказалась сложной, но от этого только приятнее. Таких аттракционов, уверен, нет даже в  Диснейлэнде .

И вот перед нами долина, а за ней видна  Манарага . Припекает солнце. Явно глубокий снег держит снегоходы. Скоро стало ясно, что река и ручьи уже вскрылись ото льда, местами текут открыто, но местами спрятаны в снежные туннели. Ощущение того, что всегда есть возможность случайно рухнуть в такую трубу значительно поднимает уровень адреналина в крови. Наш оператор Лёша  Михалков  совсем освоился на снегоходе и осмелел. Умчался вперед, один. И это конечно сыграло с ним злую шутку. Мы подъехали к крутому подъему, так похожему на трамплин. Судя по следу, Лёха бесстрашно взлетел туда. Я резко притормозил в конце пригорка, благо есть собственный аварийный опыт. Ну да, все верно, за подъемом резкий спуск, и  чемпионский  снегоход с мятой мордой висит на тонкой березке. Сняли, отрихтовали, посмеялись. Лёха жив, и ладно. Вскоре на пути возникла туристическая избушка с печкой и нарами.  Авантюрист  оставил в ней наш  след  в виде наклейки с символикой экспедиции. Несколько фотоснимков, и в путь.

Снег становился всё более рыхлым и глубоким. Мы начали поочередно вязнуть. А спрыгивая со снегохода, можно провалиться в снег по пояс, а то и по грудь! И вот после очередного спасения сразу двух или трех снегоходов, мы остановились для отдыха и принятия решения о дальнейшем маршруте. Четыре часа дня. Хочется пить, да и пообедать бы не грешно. Но ведь мы налегке, то есть пустые. Говорят,  голод не тетка , а еще между  пустые  и  совсем пустые  есть огромная разница. В результате инвентаризации было выявлено: муксун соленый   3 шт, сало   1 шматок, хлеб (замороженный)   много, виски  White Horse  - 1 литр, шоколад   1 плитка, чай   1 термос. Почти царский пир для десяти экстремалов. Поговорив, решили, что нам уже достаточно побед на сегодня,  Манарага  очень близко и мы просто сфотографируемся на её фоне, а место для подвига еще осталось   помните непроходимый подъем на выходе из долины?! Мы выстроились,  Медвежья лапа  ( Манарага ) по-приятельски прикрыла нас, фото для истории, и поехали.

Расчет был прост: в шесть часов солнце скроется за горами, начавшееся похолодание сделает снег тверже, и, возможно, этой твердости хватит, чтобы держать снегоходы на подъеме. До середины всё шло почти по плану. Были только легкие пробуксовки. И вот перед нами он, самый крутой участок протяженностью не менее четырехсот метров, даже заход на него очень непрост, имеет сильный боковой уклон. Машину очень трудно удержать на намеченном пути, её стаскивает, а потеряв тропу, она так и норовит завалиться на бок (что и случалось со мной и моими товарищами неоднократно). Последний отрезок представляет наибольшую сложность на заключительных пятидесяти метрах: скоростной подъем имеет поворот, на котором, с учетом глубокого и рыхлого снега, очень трудно удержать снегоход в колее, а соскочив с неё ты уже обречен буксовать. В результате шесть из девяти агрегатов втягивали на гору по методу  бурлаков . К каждой лыже привязали двадцатиметровую веревку и двумя командами тянули снегоход, на котором пилот продолжал газовать. Итак, глубокая ночь, девять снегоходов стоят на краю плато (из них шесть по 300 кг подняты на руках). Последние запасы жидкостей выпиты, едим снег. Кто-то просто лежит, не в силах пошевелиться. Отдышались, последний рывок до лагеря, не останавливаясь.

Вот и стоянка, мы без сил, мудрые  старики-разбойники  иронично хихикают, но заботливо кормят и поят обессилевшую  молодежь . Спать, скорее спать 

24.03.08

Утро. Проснулись рано. Нужно свернуть лагерь, скомпоновать небольшой запас продуктов, а остальное складировать в домике для тех, кто возможно будет нуждаться, добравшись сюда, разлить остатки топлива по бакам. Снегоходу Рамиля  GPS  необходим ремонт (помните, вчера согнулся рычаг в подвеске лыжи). Работа идет под руководством Сергея Николаевича  Кудесника , по принципу  голь на выдумки хитра . Кто-то нашел монтажку (маленький ломик), который по профилю идеально накладывается на рычаг. Она и легла в основу  шины , которую  Кудесник  накладывает на сломанную  лапу   POLARISa . Приложили монтажку, в качестве стяжек в дело пошли хомуты (из чьих-то запасов), проволока (найденная неподалеку и предворительно отожженная в печке) и даже веревка. Все это было затянуто по возможности сильно. Результат очень напоминал загипсованную конечность.
Подведем итоги: опыт нашей группы существенно вырос за эти дни; груза стало намного меньше (дрова и бензин сожжены, еда употреблена или оставлена в стойбище); обратный путь нам знаком, да и след еще достаточно свеж. Но погода ухудшается с каждым часом, поднялся сильный ветер, началась пурга, небо затянуло серой дымкой и оно слилось с вершинами заснеженных гор. Время: 9 часов утра.

Задача сформулировалась сама собой: добраться до Саранпауля сегодня с остановкой на обед и ремонт в Халмерью. Без ошибок и петель впереди около двухсот километров.

Прощайте,  Старик и Старуха Ис . Спасибо, что были к нам добры и гостеприимны. Старт, снегоходы один за другим встают в колонну и тянутся к дому. Стараемся держать темп на уровне 50-60 км/ч. Все идут молча и спокойно, след в след, как стая волков, и только Рамиль старается идти нетронутым снегом   бережет надломленный рычаг, но его проблемы еще не закончились, вскоре оборвался амортизатор в подвеске гусеницы.

Видимость постоянно ухудшается. Становится трудно видеть след, по которому мы пришли. Так мы проехали 50-60 км до вагончика   места нашей промежуточной ночевки. Здесь мы оставляли несколько канистр с бензином. Вновь заправляем баки  под завязку , и в путь, время не ждет.

Видимость упала настолько, что даже след впереди идущего товарища считывать почти невозможно. Приходится рисковать, прижимаясь почти вплотную друг к другу, но поддерживая высокую скорость, которая нужна для того, чтобы пробивать возникающие снежные налеты.

След потерян. Мы слегка блудим на небольшой поляне между холмов. Рамиль  GPS  хоть и с навигатором, но тоже не решается указать путь. Дело в том, что прибор показывает трафик, но выбрать безопасное направление плюс-минус несколько метров вслепую   это ответственность. Тихим сапом, двигаясь в белизну как слепые котята, мы таки добрались до каменной глыбы, где были брошены самодельные сани. Короткий привал, перекур, забираем сани, и в путь. Благо ветер стих, и дальше все легко и знакомо. В низине, которая недавно стала нашим первым испытанием, образовался крепкий наст и мы пулей пересекли её. Серьезные горы остались позади, начался лес.  Старый волк , почуяв близость Халмерью, сорвался с места как ошпаренный (70-90 км/ч). Но  поспешишь   друзей насмешишь . Он не заметил, как перевернулись его сани. И оставшиеся 10 км мы с Лёхой подбирали выпадающие банки с тушенкой. Мы насчитали 20 штук.

Полдень, то есть ровно 12 часов. Мы заехали в поселок. Все по плану. До Саранпауля остается 120 км. В местной столовой нам готовят настоящий обед (первое, второе и компот), здесь предусмотрительно была оставлена водочная заначка (маленький допинг в дорогу). Рычаг  POLARISa  освободили от  шины  и вылечили сваркой. Снова наполняем бензином баки и канистры. Немного отдыхаем, лежа не снегоходах и подставляя лица выглянувшему солнцу.
Половина третьего. Прозвучала команда  пора . Колонна потянулась вперед. Места, по которым еще неопытные экстремалы ехали медленно, теперь кажутся узнаваемыми и означают приближение к дому. Красиво. Очень красиво. Глаза видят то, что сначала пропустили, постепенно в душу приходит радость и умиротворение.


А вот и затонувший бульдозер. Вокруг него суетятся люди, подошла техника. Мы делаем привал (покурить, чайку попить, ну и посмотреть, как спасают утопленника). Техника встает в упряжку, в роли которой выступает стальной трос (около 40 мм в диаметре), в середине которого закреплен массивный стальной блок. Заревели моторы, техника рванула и трос со звоном разорвался, огромный блок полетел к бульдозеру как теннисный мяч, с силой ударил в подъемный механизм.

Однако здесь не безопасно. Поедем-ка мы своей дорогой. Близость Саранпауля кружит голову и заставляет давить на газ. Колонна разорвалась на несколько групп, и каждая полетела в удобном ей темпе. Узкая колея, оставленная гусеницами МТЛБ, держит меня в постоянном напряжении. Дело в том, что мои полегчавшие сани слишком широки для неё и постоянно переворачиваются. Поломки продолжают преследовать Рамиля. На ходу дышло его прицепа частично отрывается, перекошенные сани подпрыгивают и ударяют его по плечу. Слава логу, это только ушиб. Но его прицеп теперь не транспортабелен. Решение нашлось довольно быстро: сломанные сани представляли собой коробку из нержавейки с округлой передней частью, точно такие же были у Андрея  Надежного , мы сложили их одни в другие, сверху скидали груз обоих и продолжили путь. Вскоре на облегчившемся, но, видимо, очень уставшем  коне  Рамиля лопнули пружины подвески гусеницы, не выдержав предательства амортизатора.

И вот перед нами Саранпауль. Вся группа собралась на берегу. Флаги расправлены, с одежды обметен снег, спины выпрямлены, головы гордо приподняты. Колонна въезжает в город. Памятуя  речной конфуз  в начале пути, делаем мы это по проторенной через реку тропе.
Впереди отдых, баня, чистая одежда и праздничный ужин. Позади великолепное незабываемое приключение. Все мы твердо знаем: Саранпауль, Народная, мы еще увидимся!

Мальков Андрей. г. Курган

Продолжение следует.www.anoup.ru

 

Зимняя экстремально - приключенческая экспедиция Урал Приполярный
Андрей - Рыбак (andrey@vvv.ru)  18.11.2008 10:22




Как родилась идея экспедиции.

Приполярный Урал   одно из красивейших мест нашей страны. Однако из-за его сегодняшней недоступности, причиной которой служит отсутствие транспортных схем, немногие желающие могут побывать в этих местах. Согласно федеральной программе  Урал промышленный   Урал полярный  в ближайшем будущем здесь планируется строительство автомобильных и железных дорог.
И скоро поселок Саранпауль, который находится у подножия гор Приполярного Урала, станет туристической Меккой. В будущем городе Саранпауль и в окружающих его горах будет построено множество гостиниц, санаториев и других объектов туристической индустрии. И десятки тысяч туристов облепят Приполярный Урал, пешком и на машинах, катамаранах и дельтапланах, снегоходах и квадроциклах в надежде успеть все посмотреть и отдохнуть, пока промышленники не уничтожили природу своими жадными варварскими аппетитами. Создание туристической индустрии в Приполярном Урале станет одним из гарантов его экологической безопасности. Я думаю, что турист   это неподкупный эколог, как сотрудник государственных контролирующих органов. Но это потом.

А пока в Приполярном Урале на ближайшие сто километров ни одной живой души, неизвестность, суровая погода и опасность манит душу. Хочется получить очередную дозу адреналина, и пока еще никто об этом даже не подумал, собрать людей себе подобных, готовых оторваться от рабочей суеты и рвануть вперед, а точнее, вверх, на самую высокую точку Приполярного Урала, на снегоходах на гору Народа. Надо успеть быть первым. Достижениями в бизнесе и в жизни сейчас никого не удивишь, а вот то, что мы первые поднялись так высоко   это на всю жизнь. И надо доказать себе и другим, что кроме достижений в работе и жизни, мы и в другом деле можем себя показать. Ну и пусть, что от самой идеи пахнет опасностью и авантюрой. Это здорово! Вот уже есть идея.

Месяца два идет подготовка, сбор, согласование участников из разных городов России и Украины, и экспедиция под названием  Зимняя экстремально-приключенческая экспедиция УРАЛ ПРИПОЛЯРНЫЙ  стартовала.

Приглашаю в ней участвовать нескольких моих знакомых, а остальных нахожу по Интернету. Основные требования   чтобы они уже раньше участвовали в подобных мероприятиях. Людей, увлеченных экстремальными приключениями. Есть планы пригласить одного-двух парапланеристов. Старый знакомый Виктор Завалипич появился сам и рассказал, что он и его друзья готовы полететь. Полеты на парапланах в горах Приполярного Урала до этого еще никто не практиковал   это должно украсить нашу экспедицию. В программе экспедиции также купание в озерах на вершинах гор, катание на сноубордах, последняя рыбалка на хариуса и обо всем этом нужно снять фильм. И поэтому я приобрел второй вездеход для оператора и профессиональную видеокамеру. Если все получится удачно, то снятый фильм и репортажи можно показать по телевидению. Наверняка, это будет интересно многим зрителям, да еще привлечет интерес потенциальных туристов. Но для этого необходима информационная и административная поддержка. Обращаться к поселковым властям   это потеря времени, а районным властям не до меня. А еще выше, там, где можно получить необходимое   не достучаться. Я не знаю, через какие двери к ним попадают. Но кое-какие попытки предпринимаю. Повсюду с надеждой отправляю пресс-релизы.

Экспедиция планируется на шесть дней, но все снаряжение, продукты, топливо   с запасом, на 10 дней автономного проживания. Участники своим ходом должны на автомобилях добраться до поселка Саранпауль.

+++

Участники Экспедиции:

Мерзляков Андрей. Город Ижевск. Прозвище  Надежный . Предприниматель. Не первый раз в экспедиции на снегоходах. 36 лет. Обязанности в экспедиции: замыкающий, знающий дело советчик. НА НЕГО ВСЕГДА МОЖНО ПОЛОЖИТЬСЯ.

Дериошев Сергей Николаевич. Город Пермь. Прозвище  Мудрец . 74 года, пенсионер. Обязанности в экспедиции: ЛИШНИЙ РАЗ НИКУДА НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ, ВЕСЕЛЬЧАК.

Хасанов Рамил. 46лет. Газпромовский чиновник. Город Чайковский. Прозвище  Навигатор . Постоянный участник экспедиций. Обязанности: ПЕРВОПРОХОДЕЦ ПО УКАЗАННОМУ МАРШРУТУ С ПОМОЩЬЮ КАРТЫ И НАВИГАТОРА.

Брюхов Юрий. Город Нягань. 44 года. Участник  Экстремально-Приключенческой Экспедиции Урал Приполярный  летом 2007года на машине ГАЗ-66, предприниматель.

Вакуев Алексей. Поселок Саранпауль. 25 лет. Оператор, прозвище  Михалков , в качестве оператора участвовал в  Экстремально-Приключенческой Экспедиции Урал Приполярный . Обязанности: СНИМАТЬ ХОРОШИЙ ФИЛЬМ.

Семешкин Анатолий. 58 лет. Прозвище  Старый Волк . Город Нижний Тагил. Председатель охотничьего общества. Обязанности: СТАРЫЙ ВОЛК СЛЕД НЕ ПОРТИТЬ.

Веретехин Андрей. 35 лет. Прозвище  Волчара . Город Нижний Тагил. Обязанности: ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОМОЩНИК ВСЕМ ПОДРЯД.

Мальков Андрей. 30 лет. Прозвище  Каптерщик . Город Курган. Предприниматель. Обязанности: КОНТРОЛЬ ЗА ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ И ИХ РАСХОДОВАНИЕМ.

Завалипич Виктор. 46 лет. Город Югорск. Прозвище  Бесстрашный  или  Неугомонный . Предприниматель (строитель). Обязанности: ИЗУЧАТЬ МЕСТНОСТИ С ПОМОЩИ ПАРАПЛАНА

Завалипич Владимир. 40лет. Город Югорск. Прозвище  Тихий . Чиновник. Обязанности: СБРОСИТ ЛИШНЫЙ ВЕС.

Каменский Олег. 53 года. Летчик. Город Югорск. Прозвище  Ученный . Пассажир-участник. Обязанности: ЛЕЗТЬ ТУДА, КУДА НЕ СЛЕДУЕТ 

Мироничев Игорь. 24 года. Прозвище  Тимошенко . Город Днепропетровск. Инструктор по подводному плаванию. Участник-пассажир.

Маркосян Усик. 48 лет. Прозвище  Авантюрист . Поселок Саранпауль. Предприниматель. Обязанности: РУКОВОДИТЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ.

+++

День подготовки.

Утро 18 марта 2008 года. Подготовительные работы завершены. Определен маршрут, согласованы все действия. Сегодня жду моих гостей, моих новых друзей. Подтянулись участники. Первое их знакомство между собой. Полная суета. Вечером все должно быть готово. В 19.00 ужин в местном кафе. Торжественное приветствие гостей. Участников ждёт первый приятный сюрприз. Саранпауль, не только богат красивой природой, но и множеством талантливых людей. Шестнадцатого марта попросил двух талантливых людей написать песни о нас, о нашей экспедиции. Рассказал об ожидаемых трудностях и переживаниях, для постановки основы песни. Сегодня, через двое суток, уже написали две песни аж на выбор. Первую песню исполнил Гера из музыкальной школы. Текст песни написал Сорока Генрих Антонович. До пенсии он работал начальником милиции. Был никакой. Ушел на пенсию   стал писателем и художником. Держит корову. Накормит и надоит корову, и дальше пишет картины. Правда картины чуток навозом пахнут, но зато еще не успевает краска высохнуть, а уже раскупают. Вторая песню написана и исполнена очень уважаемым мною Агеевым Дмитрием Георгиевичем, директором Саранпаульской музыкальной школы. Тема, слова, и музыка настолько удачны, что я гарантирую этой песне стать хитом  Желаю ей прозвучать в наших фильмах. После такой песни попробуй пару стаканов водочки не выпей. Напоследок вечером еще один тост:

  Уважаемые мои старые и новые друзья. Снегоходы, сани, снаряжение, инвентарь и все остальное было ваше, когда оно было у вас дома, а завтра, когда повезете в экспедицию, это все будет уже наше, общее. Поэтому прошу лозунг  Один за всех, все за одного  перефразировать:  Ваши проблемы станут нашими, наши удачи станут вашими . Ложимся во втором часу. Подъем в 6.00.

+++

Экспедиция стартовала , как и планировалось 19 марта, в поселке Саранпауль.


На снегоходах, украшенных флагами, проехали круг почета по поселку. Остановились возле школы, где дети с большим удовольствием поползали по машинам.

И поехали... Но это было только начало.

Доехав до реки, обнаружили, что снегоходы греются без снега, нужен "целик", так как охлаждение на импортных снегоходах внизу и рассчитано на трение со снегом. Когда машины остыли, оказалось, что у одного снегохода прикипела гусянка к каткам, намного перетянули. Короче, зубилом и топором отремонтировали нежную японскую технику (теперь, будет бояться ломаться). Но и на этом беды не закончились. При переправе через реку решили "пройти красиво" в целик россыпью. В результате из 11 машин без проблем переправилось только 4 . Остальные остались разбросаны по всей реке, как на поле боя. Кто в наледи застрял, у кого сани перевернулись. Часа три тягали друг друга. Еще и "трикол" засадили. Справились... Уставшие, мокрые, но не потерявшие энтузиазма решили, что это был хороший урок, и опыт этот пригодится в горах.

В общем, старт дан. Остается пожелать удачи и ждать от них вестей и возвращения. К сожалению, есть проблемы со связью, видно еще не прошла оплата спутникового телефона. Да и меня в поселке связь не очень, но сегодня постараюсь выложить и фотки и текст. Пишите, постараюсь держать вас в курсе, когда появится связь.

Только что Усик выходил на связь. Экспедиция в 2 часа ночи 19 марта добралась до Халмерью. Прошли 160км. Днем летали на параплане, протоптали 30 км дороги. С утра собираются ехать дальше, планируют преодолеть 100км. Сообщения переданы. Завтра отправят первые тексты и видео.

+++

День первый.

Прозвучал будильник, а так хотелось спать. Видать вчера хлебнули лишнего чаю и еще кое-чего. Во дворе засуетились ребята возле своих железных коней, одного только Юры не видать. Прихожу будить, а он крепко дрыхнет. Тепло домашнего очага моего дома пригрело и разморило. А я ему тихо шепчу на ухо.

  Юра, если ты остаешься дома, то почисть снег во дворе, присмотри за машиной, натопи баньку к нашему приезду, посиди возле моей жены, она чуток прихворнула, а мы поехали! После чего Юра подскочил с кровати, да так, что чуть не разбил мне люстру.

Запланированный на 10.00 выезд из поселка состоялся лишь в 11.00. Колонна торжественно выдвинулась маршем по улицам поселка. Не каждый день в Саранпауле проходят подобные мероприятия. И еще это мероприятие   не только, просто так собрались и поехали. Это уже организованное, чем можно похвалиться. Проезжаем мимо администрации поселка. Изо всех окон видны людские непонимающие взгляды главы и работников администрации. Они нас и не будут понимать, потому что мы, участники экспедиции   специалисты по доходам бюджета страны, а они, смотрящие из окон   великие специалисты по расходованию бюджетных средств. Подъезжаем к школе, где детишки с огромным интересом разглядывали технику. Пусть дети пообщаются с людьми, которые  Возле школы, из поселка при ясной погоде видны горы Приполярного Урала и гора Неройка с ее гордым видом. Наша же задача   подняться на гору Народа, которая еще выше и дальше, чем Неройка.

После приятного общения со школьниками, снегоходы выдвинулись на переправу через реку Ляпин, где на другом ее берегу уже поджидали оператор и фотографы.

Планировали на выходе из поселка сделать красивую съемку. Мы настолько увлеклись процессом, что совсем забыли про наледь, да я тоже совсем не подумал, что в это время года вода на реке стоит выше колена. Семь снегоходов очутились в снежной ловушке посреди реки. Сопровождающие ухмылками односельчане наверняка подумали:  Да, с вами, экстремалами, все понятно! Наверняка переберутся на другой берег, попьют водки и вернутся обратно домой. Понадобилось два часа упорных бурлацких трудов, чтобы всю технику вытащить на берег. Это было первым и очень хорошим уроком для нас. Насколько крут снегоход, но не круче природы. Необходимо ее уважать, слушать и подчиняться. Проехали деревню Ясунт, расположенную на слиянии рек Манья и Хулга. Через шестьдесят километров, уже ближе к горам, заезжаем в стойбище оленеводов. Заехали специально. Угощались очень вкусно приготовленной олениной.

Фотографировались, посмотрели их быт. Оленеводы   удивительные люди.  Очень рады гостям и готовы поделиться последним куском хлеба. Кому-то из наших очень понравилось скромное поведение оленей, и он решил прикупить пару десятков для своего участка земли в охотничьем хозяйстве. (Между прочим, недавно оленеводы обратились ко мне с просьбой, позвонить тому, кто обещал купить. Друзья, откликнитесь, кто обещал, твои олени выросли и тебя ждут).

Надеюсь, друзьям понравилось. Колонна двинулась вперед. Через двадцать километров три снегохода, идущие впереди, на перекрестке свернули не на ту просеку. Решили за ними не гнаться, а ждать на месте. Логика такая: мы будем гоняться за ними, чтобы предупредить, а те, видя сзади свет наших фар, ни о чем не подозревая, будут ехать вперед. А эта просека может тянуться до Салехарда. А нам не туда, слишком далеко. Потом решили больше не ждать, а ехать вперед. Парни поймут, вернутся и поедут по нашим следам. Поехали, и опять не туда. Нам не хватает согласованности в наших действиях. А впереди еще шестьдесят километров. Там в горах, в верховье реки Хальмеръю (в переводе с коми зырянского означает   Мертвая река) расположен геологический участок, по добыче золота. Там планировали переночевать. Вроде бы, до этого участка дорога или просека есть, вроде бы тяжелая техника и олени ходили по ним, но от этого нам ехать не легче. Промытая колея снегоходы кидает с одной на другую сторону, и с прибавлением усталости, переворачивание техники, саней и падение нас становится все чаще и чаще.

В Саранпауле у моего снегоходе спидометр показывал 103 км/ч. Соответственно, к моему опыту, лежа в снегу на спине, прибавлялся мой профессионализм. Вот мы с большим трудом добрались, наконец, до этого поселка. Температура   30 градусов. Сегодня преодолели где-то 160 километров, но усталость такая, как будто тысячу проехали. Нашему приезду геологи удивлены и рады. Помогли, накормили и поделились теплыми и уютными местами в домах. За это и за другое, им моя особая благодарность. На завтрашний день планов никаких. Уснули в первые минуты. От усталости спится плохо. Всю ночь слышен за окнами свист ветра, снежные удары по окнам.

+++

Второй день.

День с утра туманный, грустный и снежный. При такой погоде ехать вперед всей командой нет смысла. Впереди   30 километров30 километров участка. Разведчиков вооружаем до зубов (топоры, лопаты, веревки, топливо для внутреннего сгорания и для внутреннего разогревания). После обеда погода поправляется, и настроение оставшихся в поселке участников тоже. Виктор Завалипич готовится лететь на параплане. Погода совсем не для полета. Но Виктор не из таких. Не зря он за 1000 километров от Югорска привез собой мотопараплан. Без особой подготовки, при ветре, в незнакомой ему горной местности и морозе 20-25 градусов, одетый в тяжелый тулуп, после многократного падения, с десятой попытки он героически полетел и поднял в воздух флаг нашей экспедиции  Зимняя экстремально-приключенческая экспедиция УРАЛ ПРИПОЛЯРНЫЙ . И еще посмотрел с птичьего полета, что дальше гор только горы, а до горы Народа рукой еще не подать. Полет состоялся удачно. Это было первый полет на параплане в горах Приполярного Урала. Геологи помогли заготовить дров для нас, чтобы мы с собой взяли. Там дальше в горах леса не растут и с дровами туго. Дров, а также топлива и продуктов, должно хватить нам с запасом в аварийном случае. самых сложных участков. Самим себе создавать трудности неохота. Отправляем четырех разведчиков из состава тринадцати добровольцев на разведку и проминку

Вернулись наши. Бодро рассказали, что было трудно, но очень интересно и красиво, в горы проминали где-то 50 километров. Даже больше чем ожидали. Планируем завтра в 10 отъезд от базы геологов. Время еще позволяет, и я делаю экскурсию по геологическому поселку. Очень много домов. Много сооружений. Я знаю, что здесь затрачено много миллиардов на добычу золота промышленным способом. Позвольте сделать отступление от экспедиции и вспомнить старые годы. Когда-то в застойные времена я работал в Сосвиньской геологической экспедиции. Эти годы были годами планов. Вот и экспедиция делала планы по запасам золота на Холмеринском участке. Тогдашний начальник партии золотарей Севастьянов, чтобы получить премиальные, десятикратно добавлял в расчетах запасы золота того месторождения. В годы перестройки, с появлением в округе нефтяных денег, решили добавить к окружным деньгам еще и золотые слитки. Но оказалось, что там Бог золота больших запасов не разбросал. А миллиарды потрачены. Севастьянова давно нету, и посадить сейчас некого. Это не единственный пример в Приполярном Урале. Но это другая и долгая тема. И тем более не туризм. Больше не буду об этом.

+++

Третий день.

Эта ночь еще хлеще, идет снег и дует за окнами, безостановочно. Утро не радует. Дует, много снега, туман и холодно. Геологических сторожевых собак не видно. Спрятались в своих конурах. Только дежурные по участку работники и персонал ходят по участку. Нам уже некуда деться. Нам уже некогда, нам пора вперед ехать. Выезжаем, как планировали.

За лесами, уже на плато видим, что снег шел порядочно и от вчерашней проминки никакого следа. Поискали вчерашний след, а оказалось, что по нему еще хуже ехать. Полдня протащили двумя тягами каждые сани на расстояние 5-6 километров. Видимость местами до 30 метров. Все мы понимаем без навигаторов, что здесь при такой погоде делать нечего, и ползем вперед, щупая каждый метр. Но настроение участников великолепное. Не зря они поехали за трудностями, и вот они нас окружили. Командный дух преобладает. В редкие минуты отдыха успеваем развлекаться и позировать перед фотоаппаратами.

Андрей Малков из Кургана с огромной глыбы камня сделал сальто с поворотом со словами:  Живой останусь, дальше поедем . Живой остался. После прыжка увидели рядом с местом прыжка торчащие из-под снега острые камни. Долго будет жить.

Не зря собой брали оператора. И поэтому часто организовали съемки. Режиссирую сам. Показываю, где что снимать. Тренируюсь как режиссер. А вдруг обанкрочусь в бизнесе. Последнее время торговля йогуртом и жвачками не приносит прибыли, и тем более удовольствия. Научусь, буду кино снимать.

Во второй половине дня понимаем, что наши снегоходы ограничены в своих возможностях, и без помощи далеко не проедем. На обратную дорогу оставляем 200 литров бензина еще кое-что возле заметного камня на очередной вершине. Заправляем снегоходы, освобождаем одни сани, а с остальных переформируем груз. Легче стало сразу. Один снегоход без саней, за рулем Хасанов Рамил из города Чайковский впереди, с собой навигатор и карта местности, посоветуется со мной и проминает след, показывает нам дорогу. После часа в этой роли заслуживает себе прозвище  навигатор . С погодой не везет. Целый день снег, ветер и туман. Мы уже сто километров проехали по европейской части Урала, а погода еще настоящая сибирская. Обычно в это время года погода бывает солнечной и теплой. А сейчас что-то не так. Уже поздно ночью, в полумертвом состоянии подъехали к золотым приискам. Бескрайние горные массивы покрыты снегами и нескончаемыми порывами прохладного ветра. На сотни километров нет людей. Становится холодно и страшно, когда в одну минуту представляешь, что здесь ты одинок (Здесь когда-то работали старательные артели под руководством известного золотодобытчика Туманова (друга Высоцкого)). Много лет назад эти территории резко перевели в категорию национальных парков. Любые работы сразу запретили. Старатели бросили эти места, и даже не сделали положенные после разработок рекультивационные работы. И сейчас летом в отвалах после дождей можно увидит блестки мелких зернышек золота. Из-под снега торчат куски разных конструкций и ветхих строений, цистерны, полуразрушенные домики и балки, брошенные со времен развитого социализма. Ощущение: лунный пейзаж и холодный ветер в духе коммунизма. В одной из более сохранившихся балок мы и решили остановиться и переночевать. И нам повезло. Не представляю, как после сегодняшней усталости поставить свою палатку. Остановка в подобных местах входила в наши планы. Ранее, составляя маршрут движения, я старался проехать по местам, где остались от бывших штолен и приисков хоть какие-то остатки цивилизации. В надежде переночевать в вагончиках, дрова на всякий случай собрать, да и так интересно посмотреть. Вагончик рассчитан на пять человек. Главное, в нем печка есть. Нам не до удобств. Некоторые ложатся прямо на полу в коридоре. Если ночью кто-то в этом зоопарке захочет выйти на улицу, то обязательно наступит на чье-нибудь лицо и испортит чей-то макияж. Нет, я этого не хочу. Беру коврик и спальник, прощупывая каждый сантиметр под нарами, чтобы не наткнуться на гвозди из-под досок от нар, лезу вперед. Надо успеть лечь раньше всех. Поделюсь годами заработанным секретом: чтобы чужой храп не мешал нормально уснуть и спать, необходимо в таком коллективе ложиться раньше всех. Приятно, тепло и просторно, но под нарами. Ничего страшного, главное, не в тюрьме. Там наверху на нарах шириной 3 метра стараются расположиться 8 здоровых мужиков. Математика не в их пользу.

+++

Четвертый день

Погода переменчива: снег, ветер, туман и солнце. Отъезжаем в 9.00. Можно сделать вывод: с каждым днем команда участников становится собраннее, согласованнее. Лозунг экспедиции воплощается в наших действиях. Так как мы раньше выехали, и наши действия согласованны, времени стало хватать на все. И вот проезжаем мимо очередного участка, где раньше разработали штольни для добычи горного хрусталя для потребности военных, для оптических приборов. (Прошлым летом мы на 7-ми машинах, с 23 участниками проехали мимо этого участка и встретили двух мужиков, которые наверняка занимались поиском друзой горного хрусталя в отвалах старых штолен. Я их просил на обратную дорогу подготовить подарки в виде маленьких друзой для участников экспедиции, и вручил бутылочку водочки и еще обещал одну по возвращении. Но мы тогда вернулись с горы Народа другой дорогой, и бутылку не завезли, и подарки не забрали.) Вспомнив об этом, на всякий случай очищаю проход от снега внутрь домика и с трудом залезаю туда. Вот это сюрприз! На столе в коробке аккуратно завернута пара десятков друзиков. Деловито разделяю подарки между, уже другими участниками другой экспедиции. На радостях забыл обещанную бутылку на столе оставить. Придется еще раз туда вернуться. Сюрпризы на этом здесь не закончились. Оказывается, много десятков лет назад, где-то в этих краях работал Семяшкин Анатолий из Нижнего Тагила. Он поэтому сильно просился и рвался в экспедицию на Приполярный Урал. Но побывать именно на том участке, где работал, и не надеялся. Да и забыл точное его местонахождение. Сейчас Старый волк стоит на том же месте, что и много лет назад, на лице грусть и радость, вспоминает свои молодые годы и знакомое оборудование  Надо же, бывает и такое.

В горах Приполярного Урала много мест для катаний на сноуборде и горных лыжах. Я и Рамил взяли с собой две пары сноубордов. Устроили кинопробы. Оператор Алексей первый спустился вниз по ущелью. А мы должны были в группе со снегоходами вместе зигзагообразно спуститься вниз. Не вышло. С европейской стороны склона горы свежий пушистый снег толщиной больше метра не оставил нам никаких надежд. Даже снегоходы, спускаясь вниз, зарывались, не говоря о нас. Жаль. Можно было спуститься на сноуборде на расстояние 2-3 километра, до очередного золотого прииска, который находится на реке Сюрасрузь. А там еще дальше по реке 10-15 километров и мы выезжаем на равнину Деля Глодь. Вот и видно горы Старик-Из и Старуха-Из. ( Из  на зырянском означает гора). А между этими горами озеро Балбанты (богатое озеро, а Балбанью богатая река). На берегу озера еле видны маленькие времянки (летние стойбища Саранпаульского совхоза). А само озеро еще надо хорошо поискать. На огромной равнине, под снежным покровом незнакомый человек вряд ли найдет. Равнина и озеро Балбанты нас встречают переменной погодой. То солнце с пронизывающим ветром, то туман со снегом. Ближе к стойбищу впереди идущие экстремалы первыми увидели волка и погнались за ним. Старый одинокий волк обалдел от нашего неожиданного шумного появления, не стал связываться с нами и удрал из последних сил на гору Старик-Из (1280 м). Волку повезло двойне. Он встретился с экстремалами, а не охотниками. Охотник, увидев волка с такого расстояния, спокойно, не дергаясь, достал бы ружье и, пока волк не успел опомниться, хлопнул. У одного из наших на санях лежал карабин с оптикой. Как он хвастался, одна только оптика стоит более 200 тысяч рублей. После нашего возвращения через два дня, мы оставили на стойбище много продуктов. Это волку за испуг.

И вот мы у подножия горы Народа. От нас до вершины   20 километров. В хорошую погоду отсюда видно вершину горы Народа. В горах обычно погода изменчива, каждые 10 минут может измениться. Ничего, если паршивая. Завтра будет хорошая.

Ближе к обеду уже поставили палатку. Один из домиков оленеводов устроили как кухню и место встречи. Время нам позволяет расслабиться. Трое пошли рыбачить на хариуса. Вечером попробуем малосольку. Двоих не знаю как рыбаков, а Каменскому Олегу верю. По его словам, он даже из аквариума вытащит окуня. Когда сидя в душном офисе в поту составлял программу нашей экспедиции, мечтал спокойно искупаться в проруби на озере Балбанты. А сейчас, при этом холоде и ветре, я вынужденно предлагаю команде искупаться в озере, как ранее планировали в программе экспедиции. Мотивация такая: чтобы гора Народа нас пустила к покорению своей вершины, необходимо к ней приехать чистыми духом и чистыми телом. Лед оказалось более полутора метров, пришлось еще дно бассейна пробурить льдобуром. Бассейн размером 3х3 на высоте 1000 метров над уровнем моря у подножия горы Народа готов. Девять участников из 13 искупались в проруби. Это уже достижение для нас. Не каждый может похвалиться в своей жизни таким фактом. Да, не перевелись богатыри на нашей земле. Правда, у меня и еще у кое-кого на следующий день вылез герпес, а Виктор Завалипич сгоряча пробежал босиком триста метров и заморозил все 10 пальцев на ногах.

День удался на пять. Перед сном самое то покурить на свежем воздухе. Между порывами ветра со снегом иногда видны редкие звезды. Значит, утро будет солнечным и морозным. Прожитые мною годы на севере уже научили меня погоду чувствовать. Погода не должна мешать нашему завтрашнему покорению гор. Красота местности даже и сейчас, при такой погоде прекрасна. Одним словам: райское наслаждение. И  Баунти  здесь не конкурент. Двадцать с лишним лет назад, когда на север приехал, все говорили, что Сибирь суровый край. Тогда так и было. А сейчас, при таком развитии, современных одежде и обуви, при современных средствах связи, технике и т.д. слово  суровый  уже не актуально. И с надежными друзьями, с таким снаряжением, поездки в эти места для нас стали развлечением. Завтра в 9.00 отъезд, если будет погода. Палатка, изготовленная по заказу и эскизам Андрея Мерзлякова, получилась очень уютная и теплая. Молодец Андрей, надежный, основательный, подготовленный. Много хороших слов можно про него говорить. Он у нас был замыкающим. То что-нибудь подберет упавшее с саней, то кого не будь из отстающих заберет с собой. Настоящий МЧС. При сильном ветре и 35-градусном морозе спалось в палатке лучше, чем в 5-звездной гостинице.

+++

Пятый день

В 7.00 подъем. На улице   35 градусов без ветра, и солнце светит ярко. Видимость на редкость удачная. Вот она, наша цель. Вершину горы Народа видно очень хорошо. Там на вершине что-то блестит. Я знаю, что это стела, установленная туристами, но другим об этом не говорю и еще разыгрываю, связываю с мистикой и опасностью.

  Поднимемся и посмотрим,   дружный ответ команды.

Оставляем сани в основном лагере. Берем с собой веревки, лебедки, термосы, еду и т.д. Нереально предположить, с какими трудностями сегодня мы будем, иметь дело. Отъезжаем в 9.00. В 10.00 уже стоим у подножия Народа. Мы сюда приехали с добрыми намерениями. Увидеть и радоваться красоте Приполярного Урала с вершины горы Народа, с самой высшей точки. Горы не должны нас наказать. Пусть не пускают к вершинам, но главное, чтобы с командой ничего не случилось. До какой высоты поднимемся, даже я не предполагаю, хоть знаю весь маршрут. Погода в любую минуту может измениться. Поэтому стараемся побыстрее подняться, с ходу, с разведкой.

Расстояние от подножия до вершины по пешеходным маршрутам, где-то 5-6 километров. Мы сокращаем расстояние, проезжая по ущелью, которое засыпано 10-ти метровым пластом снега. Уже ближе к вершине после очередного опасного участка появляется участок ложбины, засыпанный камнями. Экстремалы, почувствовав и уже видя вершину, совершенно забывают об опасности и, обгоняя друг друга, рвутся вверх. И даже оператор Алексей (заслуживший прозвище Михалков) забыл о своих обязанностях, и поддался общей гонке. Народ торопится к вершине Народа. Такое ощущение, что боятся, что кому-то не достанется кусок вершины. Только меня это картина тревожит и приводит к истерике.

  Безбожные, куда вы прете выше креста?!! Это уже знак. Это наш потолок. Андрей куда ты на !!! Ой, извини меня, крест, за мою матерщину.

На высоте 1806 метров в 2000 году установлен православный крест. В 11.00 23 марта 2008 года 11 снегоходов с 13-тью участниками поднялись на вершину. До абсолютной высоты осталось 89 метров. Могли мы и до вершины подняться на снегоходах, в крайнем случае, могли 2-3 снегохода на себе поднять без проблем, но не стали. Лично я и многие, видя крест, успокоились. С божьей помощью добрались на эту высоту, и было грешно подняться выше креста. Это уже была крыша для нас. Пешком до вершины поднялись за пять минут. Вот и мы на абсолютной вершине гора Народа. С вершины Народа видны горы Карпинского 1803 м, Мансинер 1778 м, Манарага 1820 м. Со снегов горы Народа начинается река Народа, одна из красивейших рек Урала, и бежит она в Азию. Она является гордостью уральских рек, с интересными перекатами, когда-то было полна ценной рыбой   хариусом. С горы Народа начинается и река Манарага, которая, протекая мимо горы Манарага, становится рекой Кось-Ю. Хоть гора Манарага считается красивее и называется царицей уральских гор, в гору Народа поднимаются гораздо больше туристов.

Ощущение подобно победителю. Вроде бы. Вспоминаю слова гимна нашей экспедиции.

Мы, конечно, взойдем по Народной к вершине,

Чтобы цели достичь и себе доказать:

Средь земной суеты мы остались мужчинами.

Можно звезды потрогать, мирозданье обнять.

Помню, Андрея спросил:

  Ну, как, Андрей?

А он:

  Мы пришли и ушли, а горы останутся.

Спускаясь вниз с вершины к кресту уже грустным, невольно сравнил свое ощущение с грешным желанием, когда долго стараешься добиться любви, казалось бы, недоступной красотки, а после интерес пропадает. Возле креста оператор Алексей снимает происходящее. Я попробовал отшлифовать корреспондентские навыки. Получилось, но гораздо хуже, чем у профессионала. (Я помню, когда летом на машинах добрались до подножия Народа, погода нам не позволила даже пешком на гору подняться. Тогда Юрий Брюхов показал бутылку коньяка и сказал:  Оставлю и будем пить только на вершине, если это когда-нибудь случится, и увез бутылку коньяка назад в свой Нягань). И вот сегодня достал ту же бутылку и нас угостил коньяком. Но конечно и у нас кое-что было оставлено для этого торжественного случая. Мудрец (Дериошев Сергей, самый старый участник) возле креста мне говорит:  Ну, ты авантюрист . Это слова близки моему характеру, и я не сопротивляюсь. К сегодняшнему нашему подвигу еще добавил свой полет на параплане Виктор Завалипич. Этот человек вообще без страха. При сильном ветре поймал для параплана попутный поток и полетел с вершине Народа и вдвойне записал свою фамилию в истории покорения вершин Приполярного Урала. А его брат Владимир оказался между нами самый экстремаль. Время экспедиции он держал Пасху. После таких физических нагрузок он не подался человеческим слабостям. В результате за шесть дней похудел 30кг. Сопровождали полет Виктора с доброй завистью до предполагаемого места его посадки, и экспедиция двинулась вниз. О безопасности речи не идет. Мы уже настоящие экстремали. Нам уже гора Народа нипочем. Несемся вниз, чтобы успеть раньше спуститься, чем Завалипич приземлится. Все благополучно, мы все внизу.

Время где-то ближе к 13.00. Согласно программе экспедиции в наших планах покорить и гору Манарага. Старый Волк, Мудрец и еще Ученый (Олег Каменский) не планируют дальше ехать. Им больше хочется хариуса наловить на озере Балбанты, и они вернулись в лагерь. Обсудили ситуацию. Можно на равнину реки Манарага спуститься следующим маршрутом, сначала с верховья реки Лимбекаю до слияния с рекой Падежа-вож и потом подняться по ней, а затем спустится к Манараге. Маршрут может и легкий, но путь длинный. Так как участники экспедиции уже без слов понимали друг друга, и были уверены в своих силах, решили выбрать более короткий путь. Подняться с верховьев реки Балбаню, переехав к Лимбекаю и сразу спуститься по ущелью к реке Манарага. На карте видно, что очень опасно. Но сила авантюры толкает вперед. Тогда вперед, господа. По нашему маршруту идет след одинокого волка. Значит, и мы правильно едем. Большие лапы, но короткие шаги, идет из Сибири в Европу. Значит, идет тихо, не торопясь, наверное, почту несет, пошутил я внутренне, и похвалил себя за находчивость.

Вот уже мы наверху ущелья. Остановиться, посмотреть   значит, передумаем. Поехали. И, спускаясь, через несколько метров понял. Снег на Европейской стороне склона мягкий и тяжелый, теплый и поэтому уже нелюбимый. В Европе весна наступила. Снегоходы даже на крутом склоне местами зарываются, толкая вперед метровый слой снега. Понятно, нам назад подняться по этому маршруту будет нелегко. На равнине реки Манарага провели несколько часов. О том, чтобы подняться на гору Манарага, речи уже не идет. При такой погоде нереально. Остается только на ее фоне сфотографироваться и подождать, пока наш след на обратном пути в гору подмерзнет. В этой редчайшей красоты речной долине не бывает туристов в зимнюю пору. Только одинокий охотник оставил след своего  Бурана  ниже известного домика у подножия горы Манарага. Река Манарага, с открытой водой на ярком солнце на фоне гор, настолько красива, что не в моих силах описать. Уверен, что за несколько кадров профессиональные фотографы готовы туда прилететь на вертолете. Даже мною сделанные фотографии сейчас напечатаны во многих журналах. Как и ожидали, Олений Ручей нам легко не сдался. Но такого не ожидали. За гору высотой 400 метров боролись более 6 часов. Это была проверка на выносливость участников. Каждый снегоход по одному на веревках подняли на вершину. Волжские бурлаки в гробу перевернулись бы, увидев такое. Почти уже на вершине, полумертвые, лежа на снегу и пополняя тысячи потерянных калорий горстями снега, спрашиваю Андрея Веретохина из Тагила.

  Волчара, скажи, не зря мы тебя так прозвали, куда ушли следы волка, я их здесь не вижу, он же вроде сюда шел.

  Наш Старый Волк в лагерь вернулся, сейчас возле печки чаи гоняет, а этот, который Европу, ушел тоже не дурак. Он дальше легким маршрутом прошел. Эти мы не ту гору полезли,   И через пару минут рассказал анекдот про зверей:

  Медведь, волк, лось, лиса, и еще кое-кто, от безделья себя решили развлечь, подняться в гору и посмотреть сверху вниз. Поднялись так, что застряли на скале   и не верх, и не вниз. Голодают. Волк предлагает:  Все равно умрем от голода, хоть чуть протянем жизнь, пока по очереди кого-нибудь съедим . Так и решили. Выбор пал на лося   и много мяса, и он единственный травоядный.  Хорошо я согласен, только одна просьба. В детстве мать у меня под хвостом чего-то написала, прочтите, чтобы я хоть узнал, а потом ешьте на здоровье ,   сказал лось.  Хорошо лось, сейчас прочтем . И все звери подошли сзади прочитать. А лось как дал задними копытами, что все звери легли полумертвыми. Медведь, очнувшись, про себя еле говорит:  Ну ладно, эти полезли, а я какого хрена полез, все равно же читать не умею .



Это про нас. И в самом деле, зачем мы с горы спустились?

Чтобы цели достичь и себе доказать:

Средь земной суеты мы остались мужчинами:

Вернулись в лагерь в 1.00 голодные и холодные. Олег Каменский нас плотно накормил свежепойманным своими руками малосольным и жареным хариусом и напоил вкусным чаем из брусничного листа, чудом откопанным из-под снега. До сих пор тошнит.

+++

Шестой день



Приближается утро. Слышны первые шорохи. Хлопок дверцы чудо-мини печки из нержавейки, сделанной руками Андрея из Ижевска. Через закрытый спальник, на который сверху накинута куртка, до носа доходит приятный запах дымка. С пробуждением к активной работе моему телу уже не хватает кислорода, поэтому руками приоткрываю щель в спальнике для поступления свежего воздуха. Первый глоток и уже ясно. В палатке   10. Это означает, что дежурный проспал свое дежурство. Еще пять минут и с появлением первых волн тепла выпрямляю окоченевшее тело. Становится уютно и тепло. Мысли возвращаются и сразу поднимают мое настроение. Есть потери, но при таком масштабе авантюры можно сказать, что это незначительные потери, а так, небольшие жертвы для большого дела. Разбились несколько саней: пластиковые и самодельные из нержавейки. У Рамила есть проблемы со стойкой и лыжами. Раз ночью доехал до лагеря, значит, и до дома доедем. Леха, наш оператор, разбил передок моего поляриса. Восстановили, в отличие от той берёзы, которая, к сожалению, восстановлению не подлежит. Одни мелочи. А сколько хорошего. Сколько фотографий. Алексей, наш Михалков местного значения, сделал шестичасовые съемки. Если какую-то часть этих съемок покажут по телику, представляю, внимание скольких туристов привлечем к красоте Приполярного Урала. Но, конечно, показ по телику уже не от меня зависит. Вчерашние планы реализованы, и уже стали приятными воспоминаниями, которые будут нас радовать всю жизнь. Мы вчера покорили гору. Друзья по покорению все живы и здоровы. А этот факт самый важный. И грудь греет чувство гордости. Ту-ту-ту. Рано. Нам еще надо вернуться домой. Там внизу, в трехстах с лишним километрах отсюда, находится поселок Саранпауль. Там свет и тепло, семья и работа, конкуренты и покупатели. Одним словам, ЗЕМНАЯ СУЕТА.



В палатке тепло. Спать и спать. Внутренний будильник после вчерашнего чая заставляет выйти из спальника за палатку. А возложенные на меня обязанности вынуждают меня подняться одним из первых. Косить не получается. Встали в 6.30. За палаткой погода ожидается быть паршивой. А нам уже по фигу, мы домой поедем.

На обратном пути замечаю в продутой до земли траве оленьи катышки. Достаю бинокль и долго осматриваю окружающие горы с надеждой увидеть их. Увидел, оказались от нас на расстоянии меньше километра на склоне горы стада диких оленей, не меньше трехсот голов спокойно пасутся и играют. Ветер мешает им слышать наше грозное и близкое присутствие. Молчу, у друзей и так много впечатлений. Им необязательно видеть это. Пусть олени дальше играют. А нас баня ждет в Саранпауле. Мы сегодня доедем до дома. Мы уже команда.

Моя искренняя благодарность участникам экспедиции. Благодарен за помощь директору РЕП Березова Понтюхову В.Г. и его сотрудников, за ночлег, за угощение, за понимание. Директора Саранпаульского оленеводческого совхоза Валей А. П. Администратору нашего сайта, Владу, за создание и поддержку сайта, за помощь мне в любом начинаниях.

Маркосян Усик m.usik@mail.ru

+++

Как передал по спутниковому телефону руководитель зимней экстремально-приключенческой экспедиции  Урал Приполярный  и директор Автономной некоммерческой организации  Урал Приполярный  поселок Саранпауль Ханты-Мансийский автономный округ   Югра - Маркосян Усик   поставленная задача выполнена на 100%, одиннадцать снегоходов поднялись на гору Народа на высоту 1819 метров (Гора Народа   самая высокая гора Урала, ее высота 1895 метров). А так же впервые совершен полет на параплане с пика горы Народа. Сняты 10 часов видео, сделаны тысячи фотографий.

Как передал Маркосян Усик   участники экспедиции возвращаются домой.

Подробности в дальнейшем материале. Скоро.




Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2024
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru

Барахолка:

1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
[Пейнтбол/Продажа]
Евгений, 18.06.22, 21:00
2. 
Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 07:08
3. 
Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 04:45
4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
[Охота - охотничье оружие/Покупка]
Юрий, 18.04.22, 22:39
5. 
Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
[Прочее/Продажа]
Александр, 09.03.22, 16:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1521


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Святое озеро [21968], Дайвинг, Сергей Фазлуллин, 08.05.02
2.  Плато Путорана (стр.8) [20920], Туризм, Сергей Офицеров, 26.06.03
3.  Путешествие в районе Кичик-Алая(стр.5) [21275], Горный туризм, Петр Рыкалов, 19.04.01
4.  Проект "Снежный барс" зимой. [20643], Альпинизм, Костя, 06.02.03
5.  Песчаный десант или роман с пустыней [20933], Прочее, Автор неизвестен, 17.12.02

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Евгений: Уважаемый Александр Анатольевич! Просьба - рас ... 22.09.2017, 10:40
2.  Евгений: Уважаемая Наталья Олеговна! Прошу вас - пришлите ... 09.05.2017, 20:17
3.  Евгений: Сергей! Ваша грамота от фестиваля "Золотой компас ... 24.04.2017, 00:55
4.  марат: Такой душечка!!! 08.04.2017, 09:29
5.  Евгений: Коллега Tolibanich! Ваш снимок в призёрах - откли ... 31.03.2017, 14:46

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 60


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Елена Лалетина, статей: 5, просмотров: 123518
2.  Николай Рундквист, статей: 1, просмотров: 20982
3.  Николай Литау, статей: 1, просмотров: 34017
4.  Александр Ельков, статей: 4, просмотров: 84217
5.  Константин Яблоков, статей: 5, просмотров: 100604

1, 2, 3, 4, 5, 6