Автомобили. Специально для этой великой цели в ООО "Северный Транспорт" разработаны и построены два опытных образца автомобилей-амфибий Емеля и Емельяныч .
Автомобили спроектированы под узкоспециальную задачу передвижение по плавучим льдам Северного Ледовитого океана. Для их полноценного испытания и с целью достижения на этих автомобилях Северного Полюса в феврале-мае 2008 года совместно с Межрегиональной Общественной Организацией Центральный Спортивный Клуб Альпинистов проводится Морская Ледовая Автомобильная Экспедиция (МЛАЭ-2008).
Маршрут
Салехард, Новый Порт, Мыс Каменный, Напалково, Тадыбеяха, Матюй-Сале, остров Олений, остров Сибирякова, Диксон, мыс Стерлегова, бухта Эклипс, мыс Челюскин, остров Большевик с востока, остров Октябрьской Революции с востока, остров Средний, пролив Красной Армии, Северный Полюс, остров Средний, Челюскин, Эклипс, Диксон.
Сроки
Старт экспедиции из Салехарда 1 марта 2008 года, достижение Северного Полюса 8-11 апреля, возвращение по тому же маршруту, финиш на Диксоне 14 мая 2008 года, отлёт участников с Диксона в Москву с 16 по 31 мая 2008 года.
Общая протяженность заявленного маршрута около семи тысяч километров по бездорожью, снежной целине, морскому льду и полыньям. Продолжительность более двух с половиной месяцев.
Организаторы
ООО Северный транспорт ,МОО Центральный спортивный клуб альпинистов (имени А.С.Демченко).
Руководитель экспедиции и главный конструктор Арктических автомобилей-амфибий Емеля и Емельяныч
Елагин Василий Игоревич.
Оргкомитет
Елагин Василий Игоревич
7-495-764-4029 dreamroad@mail.ru
Володин Виктор Геннадиевич
7-495-771-2067 volodin@straxy.net
Экспедиция проводится при поддержке
Государственной Думы Федерального собрания РФ,
Торгово-промышленной палаты РФ,
Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма,
Российской аутдор группы (Некоммерческой ассоциации поставщиков товаров и услуг для туризма и активного отдыха).
Генеральный спонсор экспедици
Газпромбанк.
Спонсоры экспедиции
Газпромэкспорт,
Ред Фокс,
СК Основа ,
Дубль В,
Альпайнтрейд,
Трасса.
"Меркурий+"
ОАО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат"
Информационные спонсоры
Телеканал НТВ плюс, канал Авто Плюс, передача Попутчик ,
Телеканал Звезда, передача Охотники за адреналином , Журнал Полный Привод , Журнал In Sport ,
В Морской Ледовой Автомобильной Экспедиции (МЛАЭ-2008) предполагается задействовать два автомобиля-амфибии с экипажами по четыре человека, всего восемь человек.
Люди
Все участники экспедиции известные российские спортсмены-путешественники и альпинисты-высотники, обладающие большим личным опытом выживания в зимних условиях и опытом длительных заполярных автомобильных экспедиций.
Елагин Василий Игоревич
Родился 22 февраля1953 г. в Москве.
Руководитель экспедиции МЛАЭ-2008. По образованию геолог. Заслуженный мастер спорта СССР, Мастер спорта международного класса по альпинизму, Снежный Барс .
В его активе:
Восхождения на Эверест, Лхоцзе, Чо-Ойю, траверс Канченджанги в Гималаях, восхождения на Аконкагуа в Южной Америке, Массив Винсон в Антарктиде. Морские парусные путешествия. Участие в ралли Париж-Дакар, организатор ралли Париж-Москва-Пекин. Полярные автомобильные экспедиции по Уралу, Ямалу, Таймыру, Якутии, Чукотке, Северной Земле. Конструирует автомобили-амфибии, а в свободное время занимается бизнесом.
Маковнев Афанасий Владимирович
Родился 24 марта 1962 г. в Москве.
Кинооператор экспедиции.
По образованию конструктор микроэлектронной аппаратуры (МАИ), а по призванию профессиональный гид-организатор этнографических путешествий на собаках и кожаных эскимосских байдарах на Чукотке и Аляске.
В его активе: восхождения, сплавы по рекам, спуски в пещеры, гонки на собачьих упряжках, морские путешествия на каяках и парусных байдарах через Берингов пролив и вокруг Берингова моря и в одиночку на лодке вокруг Чукотского полуострова. Полярные автомобильные экспедиции по Уралу, Ямалу, Таймыру, Якутии, Чукотке. В международной гонке на собаках John Beargrease SledDog Marathon выиграл кубок Hans Engelson Award.
На Чукотке возглавлял бригаду эскимосских охотников на моржей и китов. Провел несколько зимних сезонов охоты на плавучем льду Сиреникской Полыньи в Беринговом море.
Работает фотографом в книжном издательстве.
Никульшин Николай Владимирович
Родился 18 марта 1958 г. в станице Староминская Краснодарского Края.
По образованию техник-механик. Работал много лет механиком-водителем в геологической экспедиции на Чукотке. Совершил рекордный зимний автопробег в одиночку на УАЗ-469 с мыса Шмидта на побережье Чукотского моря, по льду реки Колыма до Магадана. Участник автопробега от Лондона до Нью-Йорка через Сибирь и Чукотку.
Водитель в экспедиции на вершину Эльбруса на автомашине Landrover Defender.
Водитель-механик в нескольких полярных автомобильных экспедициях по Уралу, Ямалу, Таймыру, Якутии, Чукотке.
Конструктор собственных моделей арктических вездеходов.
Пензов Сергей Константинович
Родился 19 апреля 1950 г. в городе Калинин.
По образованию инженер-конструктор (МВТУ им.Баумана). Мастер спорта международного класса по альпинизму, тренер, Снежный Барс , серебряный призер чемпионата СССР.
Совершал восхождения на Эверест, восхождение на К-2 без кислорода.
Лауреат премии Золотой ледоруб России.
Награждён орденом Дружбы Народов .
Работает учителем информатики в Северодвинской городской гимназии.
Тимме Егор Анатольевич
Родился 12 мая 1963 г. в посёлке Хрустальное, город Красный Луч, Луганской области.
Мастер спорта СССР по альпинизму. Поднимался на вершины в бывшем СССР, Европе, Северной и Южной Америке, Африке и Гималаях. Организатор парашютного прыжка на пик Ленина. За участие в создании горного учебного центра для подготовки спецназа награжден почетным знаком ВВ МВД России За отличие в службе .
Работает исполнительным директором в ассоциации Российская аутдор группа и преподавателем в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма на кафедре прикладных видов спорта и экстремальной деятельности.
Володин Виктор Геннадиевич
Родился 11 октября 1962 г. в СССР.
Мастер спорта по альпинизму. Военный альпинист. Профессиональный альпинист. Неоднократный чемпион и призер чемпионатов СССР, России, Москвы, Вооруженных сил РФ.
Совершал восхождения на Эверест по Сев.стене, Лхоцзе Средняя, на К-2 без кислорода по Западной стене.
Лауреат премии Золотой ледоруб России.
Президент Межрегиональной Общественной Организации Центральный Спотивный Клуб Альпинистов горда Москвы.
Черный Николай Дмитриевич
Родился 5 декабря 1938 г. в Москве.
По образованию инженер-механик (МЭИ). Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР, Мастер спорта международного класса по альпинизму, Снежный Барс .
Совершал восхождения на Канчеджангу, Аннапурну (дважды, в том числе зимнее), Шиша-Пангму (без кислорода), Лхотзе, Чо-Ойю, Мак-Кинли, участник первой и второй советской Гималайской экспедиций на Эверест, взошел на Эверест в 2003 году в возрасте 66 лет.
Награждён медалью За Отвагу , орденом Дружбы Народов .
Работает плотником.
Обиход Владимир Николаевич
Родился 2 сентября 1955 г. в г.Коростень Житомирской области.
По образованию инженер-механик (МВТУ им. Баумана). Мастер спорта международного класса по альпинизму, дважды Снежный Барс .
Совершал восхождения на Хан-Тенгри по Северной стене, на Пик Коммунизма по Южной стене, на Аннапурну по Южной стене, Лхоцзе по Южной стене, на Эверест.
Награждён орденом За Личное Мужество .
Работает плотником.
Сериал
Во время экспедиции МЛАЭ-2008 будут проведены съёмки видеоматериала для создания 60-серийного телевизионного фильма (по 45 минут каждая серия), который будет показан на телеканале ВГТРК-Ямал. Каждому дню экспедиции будет соответствовать одна серия. Съёмки будут производиться на формат HDV со звуковым сопровождением.
В телесериале будут отражены реальные трудности преодоления ледового маршрута автомобилями в условиях красивой и суровой природы ледяной пустыни с торосами, полыньями, морозом, пургой, светом раннего утра, ярким закатом, ночным звездным небом.
В каждой новой серии будут постепенно раскрываться черты характеров участников экспедиции, их отношение к трудностям, к природе и друг к другу. Запись прямой речи в камеру позволит каждому из них стать желанным для зрителя героем ежевечернего теле-шоу. Зрителям будут также очень интересны подробности быта и приготовления пищи в экстремальных условиях, особенности технических решений и идей, применённых в конструкции автомобилей.
Освещение в СМИ
Подготовка к экспедиции освещается в журнале Полный Привод . Читайте статьи об октябрьских испытаниях автомобиля "Емеля" на Рдейском болоте в 11 за 2007 год (начало на стр.70) и продолжение в 12 за 2007 год (начало на стр.64).
Прямой эфир
17 января 2008 года (с 19.30 до 20.30) в телепередаче "Попутчик" (ведущий Павел Федоров) на канале "Авто Плюс" телеканала "НТВ Плюс" состоялся прямой эфир с организаторами экспедиции МЛАЭ-2008 Елагиным Василием Игоревичем и Маковневым Афанасием Владимировичем.
Связь
Во время экспедиции МЛАЭ-2008 ежедневное освещение событий будет обеспечиваться непосредственно с маршрута с помощью спутниковых телефонов Иридиум .
На сайтах
Репортажи и фотографии будут доступны в Интернете на нескольких порталах:
на сайте об автомобиле-амфибии Емеля www.emelya.ru
на сайте Центрального Клуба Альпинистов www.straxy.net
на сайте журнала Полный Привод www.4x4privod.ru
на сайте журнала Риск онсайт www.risk.ru
на экстремальном портале www.vvv.ru
на сайте телеканала "Авто Плюс" www.autoplustv.com
на сайте фотоагентства "Геофото" www.geophoto.ru
на сайте Российской аутдор групп www.r-o-g.ru
Для спонсоров
На бортах автомобилей-амфибий будут размещены названия компаний и логотипы Генерального Спонсора и Спонсоров-участников.
Во время экспедиции машины будут нести флаг Российской Федерации и Андреевский стяг, как символ приверженности к морским традициям России. В ключевых точках маршрута автомобили-амфибии с экипажами будут сфотографированы под флагом Генерального Спонсора Экспедиции.
Генеральный Спонсор Экспедиции и Спонсоры-участники будут упоминаться в каждой публикации в СМИ об Экспедиции МЛАЭ-2008. Информация в интернете будет со ссылкой на сайты.
Логотипы Генерального Спонсора ов будут размещены на одежде участников Экспедиции.
Есть такое понятие, как Лицо телеканала . Мы предлагаем использовать подобное понятие в рекламе Генерального Спонсора Экспедиции.
Лицом Генерального Спонсора является Руководитель Морской Ледовой Экспедиции, конструктор уникального рекордного автомобиля-амфибии, Заслуженный Мастер Спорта Елагин Василий Игоревич.
Лицами Спонсоров-участников могут являться конкретные участники Экспедиции.
Снаряженная масса, кг - 1500
Полная масса, кг - 2100
Полезная нагрузка, кг - 600
Масса буксируемого прицепа, кг - 800
Среднее удельное давление на грунт с полной нагрузкой, кПа (кгс/см2) - 10 (0,10)
Максимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием, км/ч - 50
Минимальная скорость движения на низшей передаче, км/ч - 2,5
Скорость движения на плаву, км/ч - 2-3
Емкость бензобака, л 90
База, мм 3600
Колея, мм 1950
Дорожный просвет, мм 600
Длина, мм 5200
Ширина, мм 2450
Высота, мм 2700
2. Двигатель Автомобиль-амфибия ЕМЕЛЯ
Дизельный TOYOTA
Объём, см куб. 2000
Мощность, лс (кВт) 75 (55,2) при 4700 об/мин
Крутящий момент, Нм 132,4 при 2600 об/мин
3. Трансмиссия Автомобиль-амфибия ЕМЕЛЯ
Сцепление Однодисковое, сухое с гидроприводом.
Коробка передач Механическая, 5-ти ступенчатая
Главная передача переднего моста Коническая, с гипоидальным зубом, с дифференциалом повышенного трения
Главная передача среднего моста Коническая, с гипоидальным зубом, с заблокированным дифференциалом
Главная передача заднего моста Коническая, с гипоидальным зубом, с заблокированным дифференциалом
Колесные приводы ШРУС
Муфты свободного хода ( хабы ) Механические, ручные, на среднем и заднем мостах
Механизм поворота передних колес Рулевое колесо, винт-гайка
Механизм поворота задних колес Рычажно-тросовый, одновременно с поворотом передних колес
Тормоза Дисковые, трансмиссионные, на переднем и заднем мостах
Лебедка Механическая с многодисковым сцеплением
Трос Кевларовый, длина на катушке 100 м
4. Ходовая часть Автомобиль-амфибия ЕМЕЛЯ
Колесная формула 6х6
Тип движителя Колесный, шина-оболочка ОШ-1 1300х530
Давление в шинах, кПа (кг/см²) 5 (0,05)
Подвеска Независимая, пружинная с амортизаторами, двухрычажная на поперечных рычагах, на каждое колесо
Управление Рулевое, одновременным поворотом передних и задних колес
Управление задними колесами отключаемое
Радиус поворота по колее переднего наружного колеса, м 7,25
5. Корпус Автомобиль-амфибия ЕМЕЛЯ
Водоизмещение корпуса вместе с погруженными колесами, тонн 2,1
Рама Трехмерная, интегрированная в кузов, легкосплавная, сварная
Кузов Вагонной компоновки, легкосплавный, клепаный, утепленный листовым пенополиуретаном с теплоотражателем
Количество посадочных мест (с водительским) 3
Количество спальных мест 6
24 марта автомобильная экспедиция к Северному полюсу в составе Елагина В.И. (рук.), Володина В.Г., Кужеливского И.И., Маковнева А.В., Никульшина Н.В., Обихода В.Н., Пензова С.К., Тимме Е.А. стартовала из Салехарда. После Горно-Князевска автомобили экспедиции съехали на лед Оби и отправились вниз по течению. Скорость движения автомобилей Емеля по ледовому покрову 15 км/ч. К 0 часов 25 марта экспедиция прошла поселок Харсаим. Координаты 66 39'N, 67 24'E.
Сайт экспедиции www.yemelya.ru
Начальник штаба МЛАЭ-2008
Нина Самсонадзе
тел. 8 926 6130845
Маршрут экспедиции:
Салехард, Новый Порт, Мыс Каменный, Напалково, Тадыбеяха, Матюй-Сале, остров Олений, остров Сибирякова, Диксон, мыс Стерлегова, бухта Эклипс, мыс Челюскин, остров Большевик с востока, остров Октябрьской Революции с востока, остров Средний, пролив Красной Армии, Северный Полюс, остров Средний, Челюскин, Эклипс, Диксон.
Общая протяженность заявленного маршрута около семи тысяч километров по бездорожью, снежной целине, морскому льду и полыньям.
Сроки экспедиции:
старт экспедиции из Салехарда 25 марта 2008 года;
достижение Северного Полюса конец апреля;
возвращение по тому же маршруту;
финиш на Диксоне конец мая - начало июня 2008 года
Продолжительность экспедиции более двух с половиной месяцев.
25 марта Проехали 200 километров практически без остановок. Участники ведут машины и днем и ночью, сменяя друг друга. Вокруг равнинная местность, из растительности кустарник по берегам Оби. В поселке Панаевск общались с местными жителями. Координаты местонахождения на 15 часов 25 марта - 66 45'N, 70 14'E.
27 марта День провели в поселке Мыс - Каменный. Производили плановый техосмотр после первых пятисот километров пробега. Устранили небольшую поломку колеса. Утром 28 марта планируется переехать на правый берег Обской губы и двигаться на север. Координаты местонахождения на 12 часов 27 марта - 68 29'N, 73 33'E.
Идем по правому берегу Оби в районе мыса Хонарасаль.
28-30 марта Технический осмотр занял время больше запланированного, посвятили ему больше одного дня. Не доехав до поселка Сеаха несколько километров, мы встали. Одной из машин пришлось возвращаться в поселок мыс Каменный, решать техническую проблему. Но это была вполне ожидаемая ситуация, с ней справились. Зато появилась возможность походить, обратить внимание на природу: кругом ледяная пустыня, равнина. Кое-где в тундре показываются бугорки без снега. Днем припекает так, что ходим во флисовых куртках.
К вечеру холодает до -25,30 градусов. И тогда куртки Redfox оказываются очень кстати. Мы ворчали, что они узковаты, а оказалось, что такое облегание дает возможность быстро согреться и удерживает тепло. Единственный недостаток внешние карманы маловаты, теплые рукавицы не помещаются. Зато обилие внутренних карманов дает возможность разместить в тепле и сухости целое хозяйство: телефоны, фотоаппараты, запасные батарейки и прочие жизненно важные мелочи. Фотоаппараты Nicon оказались вполне боевыми выдерживают эксплуатацию в мороз и ветер, мы ведем фотохронику каждого дня. К сожалению, не можем поделиться с вами фотографиями передать по спутниковой связи почту пока не удается.
31 марта
Идем по правому берегу Оби в районе мыса Хонарасаль. Идем по льду вдоль берега на север.
Координаты местонахождения на 12 часов 31 марта - 71 23,755' ,N, 73 00, 140'E.
1 апреля Всю ночь была сильная пурга, поэтому простояли на месте. Сейчас идем по правому берегу Обской губы. Рассчитываем сегодня пересечь по земле полуостров и Гыданскую губу и выйти к Матюйcале.
Координаты местонахождения на 8 часов 1 апреля: 71 50' 565" N, 73 40'034" E.
2 апреля К утру вышли на лед между островом Олений и островом Сибирякова, движемся через пролив Овцына к южной части острова Сибирякова. Яркое солнце и сильный мороз утром было -30. Едем и днем и ночью, когда позволяет погода. Вчера весь день был сильный ветер и поземка: мы видели только верхушки сопок и с трудом различали идущую впереди машину. Емели ведут себя хорошо, средняя скорость движения получается 12-15 километров в час.
Координаты местонахождения на 8 часов 2 апреля: 72 28' 321" N, 78 30'708" E.
3 апреля Ночью ушли под лед. Переезжали Енисейский залив между островом Сибирякова и мысом Макарова попали в фарватер ледоколов. Заметить в темноте слегка затянутое льдом разводье было невозможно. Под лед одновременно ушли обе машины вместе с прицепами. К нештатной ситуации были готовы: машины воду не набирают, хорошо держатся на плаву. Лебедками вытащили сначала одну, потом другую. Одна машина побыла в воде минут сорок, другая минут двадцать приноровились. Просочившуюся воду удалили яхтенными помпами, у нас есть два небольшие помпы. Долго приводили оборудование в порядок.
Продолжили движение в полдень. До Диксона остается 60 километров, планируем быть там к вечеру.
Координаты местонахождения на 12.00 московского времени 72 58,097' N, 80 12, 292'E.
9 апреля Вышли на маршрут. Двигаемся в сторону мыса Челюскин. Едем по пологому берегу, изрезанному оврагами, вдоль кромки моря. На море торосистый лед и видны острые очертания крутых скал. Поэтому решили экономить время и не идти по льду. Емели ведут себя после ремонта отлично.
10 апреля Движемся по морскому льду, пересекая Пятинский залив между островами Зверобой и Плавниковыми островами практически прямо на север. Это территория Большого Арктического заповедника. Идем в сторону полуострова Минина, который будем объезжать.
Координаты местонахождения на 8.00 московского времени 73 51,340' N, 85 19, 796'E.
11 апреля. Набираем темп движения. Обогнули полуостров Рыбный по льду, прошли озеро Перевальное. Находимся возле острова Нерпичий. Директор "Большого Арктического заповедника" проявил беспокойство по прошлому опыту помнит, что некоторые экспедиции все-таки заходили на территорию заповедника без разрешения. Но мы тщательно соблюдали экологические принципы двигались по акватории, а не по территории.
Координаты местонахождения на 8.00 московского времени 74 47'231'' N, 86 57' 355'' E.
12 апреля Посетили полярную станцию на мысе Стерлегова. Пять полярников встретили нас как редких гостей. Погода последние два дня поспокойней, ветер есть, но не такой сильный как несколько дней назад, когда мы вообще не могли двигаться. Температура -15-20 градусов. Выглядывает солнце. Идем по мелким ледяным торосам.
Движемся дальше в сторону Эклипса.
Координаты местонахождения на 9 часов 12 апреля: 75 26' 520" N, 89 02'710" E.
13 апреля Простояли почти сутки на месте в Таймырском проливе. Всю ночь крутились вокруг машин ведем ремонт. По поводу причин поломки не сходимся во мнениях, но без вмешательства странных сил не обошлось. Когда проезжали острова Наблюдения, нашли странный артефакт сложенную из камней арку, а рядом лежал капкан. Один из участников экспедиции в порыве археологического любопытства капкан взял и решил оставить себе как находку. Попробовали переубедить не получилось. Поехали и тут начались странности кто охрип, кто закашлялся. А потом случилась поломка. Отбросили суеверия и стали чинить. В этом творческом времяпрепровождении провели ночь.
С утра тронулись вперед. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени 76 07'913'' N, 96 00' 793'' E.
12 апреля.
День космонавтики встретили в проливе Фрам. Историческое место здесь Нансен проходил на своем легендарном корабле Фрам . Стоит тихая ясная погода, потеплело - -7-5 градусов. Небо голубое, затянутое легкой дымкой прозрачных облаков, создается интересное освещение, которое трудно передать на фотографиях. Машины идут легко, полдня шли со скоростью 24-26 километров в час.
Интересно пообщались с зимующими на мысе Стерлегова полярниками: начальник метеостанции и двое метеорологов, с ними за компанию зимовали начальник и инженер радиолокационной станции, расположенной в паре километров. Она была много лет заброшена. А этим летом будут восстанавливать и запускать для поддержания системы ГЛОНАСС. Ждут навигации на судне должны доставить оборудование. Так что жизнь здесь кипит.
Сами мы живы-здоровы. Совместную трапезу устраиваем один раз в день, вечером в одной из машин. Едим строганину, варим суп. Воду топим из снега. Когда на берегу удобно, снег пресный. А на льду смерзшийся снег пропитан солью вода не вкусная, приходится искать свежее наметенные пласты на торосах. Мусор честно собираем в пакетики и сжигаем по вечерам. А в дороге пьем чай, кофе из термосов, закусываем сухарями, колбасой. Главное двигаться, не прерываться на долгую стоянку.
Координаты местонахождения на 8.00 московского времени 76 09'772'' N, 94 48' 801'' E.
15-16 апреля: Мы на мысе Челюскин. Стоим возле тура, сложенного руками Амудсена. Рядом пограничный столб и стоит ржавый пулемет. Двигались вдоль побережья. Подойти к берегу мешал торошенный лед - высота торосов была от 2 до 4 метров. Пытаться пробиться было невозможно. И только вблизи мыса Челюскин торосы исчезли и появилась гладкая дорога. На заставе проведем, видимо, целые сутки. Хочется отдохнуть, провести очередной ремонт. Несмотря на холод и нагрузки все участники чувствуют себя хорошо.
Координаты местонахождения на 8.00 московского времени 77o 43'317'' N, 104o 15' 286'' E.
14 апреля: Находимся в заливе Толля. Стоим вдалеке от берега, вокруг ровная поверхность. Твердая, что немаловажно. Ветер и солнце, температура комфортная всего -25 градусов. Ночью застряли в рыхлом снегу. Пытались сдвинуться с места и на рывке сломали вал. Пришлось менять. Проходили остров Колчака. С этими местами связана интересная история. Здесь пропала экспедиция барона Толля. Колчак, найдя необходимую сумму на организацию поисков, отправился на поиски на собачьих упряжках. Все что он сумел обнаружить - смерзшиеся документы и какие-то вещи.
Координаты местонахождения на 8.00 московского времени 76o 41'963'' N, 100o 30' 149'' E.
17-18 апреля Вышли с мыса Челюскин, пересекаем пролив Вилькицкого и движемся по направлению к мысу Вайгач на Северной Земле, обходим ее с восточной стороны. Если бы двигались на запад, вышли бы к бухте Солнечной, месту, где летом старатели моют золото. По торосам машины идут со скоростью 3-4 километра в час. Торосы приходится преодолевать с помощью топора и пешни (рукоятки с набалдашником) - идем перед машиной и рубим лед.
Среди нагромождения торосов встречаются ровные поля, где скорость доходит до 25 километров в час. Мороз -20 гр с ветром. С мыса Челюскин с нами идут три собаки, которые нас охраняют и отгоняют белых медведей. Одну зовут Пират, другую Цезарь, третья пока осталась безымянной. Подкармливаем их мороженой рыбой.
Координаты местонахождения на 8.00 московского времени 78гр17'563''N, 104гр44'935''E
20 апреля Прошли остров Найденыша. Не обошлось без происшествий: ночевали на льду, и один из прицепов провалился в воду, пришлось чинить поломавшееся колесо. Движемся по восточному побережью острова Октябрьской революции. На быстром ходу собак забираем в машину, когда идем медленно по торосам - выпускаем. Праздновали день рождения Сергея Пензова - по его словам - двойной. Когда он вел машину, заехал на заступ под большим углом и машина стала заваливаться на бок. И так медленно, но неотвратимо легла плотно на левый бок. Пришлось повозиться, подкопали снег и поставили ее вертикально. Все обошлось.
Координаты местонахождения на 8 часов 20 апреля: 79гр 45' 531" N, 100гр 07'592" E.
19 апреля Находимся в пролив Шокальского, идем от мыса Песчаного. Покинули остров Большевик, идем в сторону острова Октябрьской революции. Много торосов, приходится петлять, скорость получается 10-12 километров в час. На Северной земле, которую назвали в начале ХХ века землей Николая II, встречаются следы активного освоения полярных широт в тридцатые годы. На мысе Песчаный нашли заброшенную полярную станцию: медведи выбили стекла, в комнатах намело высокие сугробы. На столе лежал брошенный томик Ленина, а под потолком висела чудом уцелевшая лампочка Ильича.
Наши новые члены экспедиции уже освоились и приступили к своим обязанностям, так как они это понимают: вчера подняли белую медведицу с двумя медвежатами. Отогнали от машин на приличное расстояние и вернулись. Медведица видимо спрятала где-то детенышей и утром вернулась. "Емели" тронулись, а она бежала впереди, отводя страшные существа подальше от детенышей. И так минут сорок, пока не поняла, что до нее нет никому дела. Собаки в основном крутятся вокруг машин. Ночью, когда мы набрали скорость, они видимо уже устали. И пришлось пригласить в салон: Цезарь с подругой Клеопатрой и третьей пока безымянной просто собакой отсыпались и отдыхали.
Координаты местонахождения на 8 часов 19 апреля: 79гр 25' 984" N, 102гр 26'212" E.
22 апреля: Находимся в проливе Красной Армии. Встречаются участки чистой воды в перемешку со льдом, покрытые мокрым снегом, под которым ничего не видно. Ночью утонули прицепы, пришлось вытягивать. Сейчас погода плохая, пурга, видимость плохая. Очень трудно идти, ставим вешки. Возвращаемся к мысу Гусиный Нос на полуострове Гусиный, будем искать возможность проехать по берегу.
Координаты местонахождения на 7.00 московского времени: 80гр 06'N, 95гр 02'E.
По всему проливу из-под снега видны треугольные обломки айсбергов.
Все еще находимся в проливе Красной Армии на острове Потерянный. Вчера вернулись к мысу Гусиный Нос на полуострове Гусиный. Прошли по перешейку полуострова Гусиный к бухте Тихой и мысу Медвежий и по льду к острову Круглый. От него добрались до острова Потеряный. Сегодня погода хорошая, светит солнце. Но вода, покрытая снегом, по-прежнему создает трудности. По всему проливу из-под снега видны треугольные обломки айсбергов. Наши собаки на них бросаются, лают, отгоняют их и гордые возвращаются назад. Эту ночь они провели в машинах, отдохнули, у них высохла шерсть. Теперь они радостны и полны отваги.
Координаты местонахождения на 11.00 московского времени: 79гр56'131''N, 94гр19'463''E.
24 апреля Находимся на погранзаставе острова Средний. Прибыли туда в 4 утра по местному времени. Координаты не раскрываем из-за режима секретности. Прошли пролив Красной Армии, до мыса Фурманова ехали вдоль побережья. Погодя солнечная, довольно тепло. Поэтому двигались быстро. Наши собачьи друзья неожиданно встретили односельчанина - на Средний с заставы на мысе Челюскин на вертолете привезли пса. А наши добрались на машине встреча была радостной.
21 апреля Стоим на середине пролива Красной Армии. Двигались по большой дуге от мыса Берга -обходили торосы. Видели чаек - приятный сюрприз после многочисленных белых медведей.
Координаты местонахождения на 8 часов 80гр07' 191" N, 95гр35'537" E.
Находимся на полярной станции на острове Голомянный. Василий Елагин и Иван Кружелевский уже были здесь в 2004 году, поэтому нас встретили как старых друзей. На станции сейчас остались Светлана и Анатолий Омельченко, остальные в отпусках. Анатолий потрясающий механик: у него вся техника в порядке, мастерская в идеальном состоянии. Мы и решили у него на базе заняться текущим ремонтом. Планируем двигаться дальше, но после того, как Иван проведет с авиаторами разведку ледовой обстановки.
Полярники ходят к своим метеоприборам по проложенным деревянным настилам и обязательно с ракетницей в руках - от полярных медведей. Иногда приходится ездить на уралах и с подножки снимать показания приборов. Вдоль побережья высоченные торосы - метров шесть-семь. А в проливе полыньи, вокруг которых собираются медведи.
Клеопатру в отсутствие Цезаря зовем просто собакой.
30 апреля 2008 г. Двигаемся на север. Прошли пролив Красной Армии, находимся в районе острова Мачтовый. В проливе было сложно - много свободной воды. Поэтому полуостров Гусиный не стали обходить, а пересекли по суше. Выйдя из пролива, обнаружили хороший надежный лед. Едем и днем и ночью, различие только в погоде. Днем обычно облачно, небо заволакивается и рельефа не видно. А ночью солнце висит точно на севере, свет вокруг желтовато-сиреневый, красиво. Клеопатру в отсутствие Цезаря зовем просто собакой. Ей не обидно - пока кормим мороженой рыбой. Сейчас наша цель - разведать ледовую обстановку, продвинуться вперед километров на 200-250, как получится.
Координаты местонахождения на 14.00 московского времени: 80гр15'313 N, 97гр26'167 E.
29 апреля Несколько дней провели на полярной станции на острове Голомянный, отремонтировали машины и в ноль часов вышли на остров Средний. Пока были на станции, приходил белый медведь, гулял совершенно спокойно, ни на кого не обращал внимания. Собаки для него как комары. На острове Средний хотели забрать собак, которые там остались, но взяли только одну Клеопатру. Пока нас не было, прилетел вертолет, привез работников старательской артели. Там был хозяин Джульетты, он ее и забрал домой. А на Цезаря напали местные собаки. Он пытался стать у них предводителем, но они объединились против него и за все отомстили. Подрали очень сильно. Пограничники положили Цезаря отлеживаться. Через 2 недели прибудет вертолет и его вернут на Диксон.
Сейчас идем по проливу Красной Армии севернее острова Потеряный. Постоянно встречаем большие участки воды, покрытые снегом. Хорошо, что наши Емели выдерживают все испытания. Они большие, удобные, пока одни члены экспедиции ведут машины, другие отдыхают - такая конструкция позволяет в них жить. Едем почти круглосуточно с небольшими остановками. Емели не тонут, плавают и не промокают. Внутри сухо. Есть лебедка, с помощью которой мы вытягиваем машины. Передаточное число в трансмиссии у Емели ниже, чем у других машин, поэтому используем 5 скоростей передач, на первой выползаем, на второй трогаемся.
Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 79гр57'031 N, 94гр20'153 E.
10 мая 2008 г. Идем по морю. Прошли мыс Эклипс. Движение не прерываем. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени 75 гр39'873'' N, 90 гр53' 834'' E.
9 мая С праздником победы!
Движемся без происшествий и долгих остановок. Прошли пролив Паландера. Хотим заехать на остров Нансена, поискать стоянку яхты Заря . Исторические места привлекают, без подпитываемого находками интереса трудно продолжать движение. Вокруг все однообразно, теряешь ощущение времени и пространства, надо как-то себя стимулировать.
В плоской ледяной пустыне глаз хватается за любые движущиеся объекты. Поэтому мы радуемся, когда кого-то живого видим. Первый раз за все время поездки видели полярную сову. Наблюдали за медведицей с медвежатами возле лунки, мать учила малышей ловить нерпу. На стоянке, когда мы заправлялись соляркой, подошел метров на 70 большой белый медведь, матерый, с прокусанным носом как добыча мы его не привлекли, ближе подходить не стал.
Координаты местонахождения на 8.00 московского времени 76 гр 10'655'' N, 95 гр35'078'' E.
8 мая 2008 г.
Выехали с мыса Челюскин в 4 утра и за четыре часа прошли 116 километров. Погода солнечная, весенняя, всего -15 градусов. Долго ехали вдоль линии высоких торосов, которая шла в двух-трех километрах от берега. Даже страшно было бы предположить по ним передвигаться. А мы ехали параллельно торосам по идеально-гладкому свежему льду. Рано утром навстречу вышел медведь толстый, косолапый. Он валялся на снегу, купался. Заметив нас, припустил назад. Мы ехали за ним со скоростью 10 километров в час. Потом он видимо привык, перешел со своей косолапой рыси на шаг. Но маршрут свой все-таки изменил шел на север, повернул вместе с нами на юг. Движемся в сторону залива Толля. Планируем заехать к знакомым на станцию на мысе Стерлегова. Емелю первого ведем в две смены, каждая пара по 12 часов. А вот водители Емели второго сменяются каждые три часа их трое, им непросто.
Координаты местонахождения на 8.00 московского времени 77 гр 03'582'' N, 101 гр 16' 090'' E.
7 мая
Рано утром приехали на погранзаставу на мысе Челюскин. Пролив прошли за 8 часов, дорога туда заняла два дня. Солнце, видимость хорошая. Да и навык вождения по торосам уже появился, научились проезжать их сходу. Заметили, что лед в проливе движется, возле заставы появились торосы, которых там не было. На заставе останемся на сутки-двое: проверяем ходовую часть. Собака Клеопатра добежала до родного дома, где ее в штыки встретили собственные подросшие щенки: а нечего было бросать. Тут-то и оказалось, что зовут ее Гильза. Хозяин обрадовался будет защита от медведя, небольшой белый медведь бродит вокруг заставы, шарит по свалкам.
Координаты местонахождения на 4.00 московского времени 77 гр43'317'' N, 104 гр15' 286'' E.
6 апреля 2008 г.
Сегодня выпал белый пушистый снег. Он все закрыл ровным слоем. Рельеф не виден совсем. Вокруг абсолютно белая мгла. Ехали ближе к сопкам по берегу реки Подъемная. Там ледяные карнизы, обрывы. Ничего не видно в 5 метрах. Скорость среди льдов и троросов 4-12 километров. В час ночи ужинали. К нам вышел белый медведь. Почуял рыбу, которую мы положили собаке и всю съел. Собака лаяла, отгоняла его, но медведь не обращал на нее никакого внимания. Погода теплая: -5-7 градусов. Вокруг мокрый лед. Торопимся назад, нам еще предстоит пройти самое тредное реки, забитые подтаявшим льдом.
Привет всем тем, кто за нас болеет!
Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 78 гр 34'260"N, 105 гр 29'628"E.
5 мая
Находимся на полярной станции Мыс Песчаный . Ее давно покинули полярники. Стоит ветряк, пять домиков, библиотека. Мы были здесь 19 апреля. Сегодня рано утром появилось солнце. Наконец виден рельеф и стало легче вести машину. Но это длилось не долго, опять все заволокло, наступила мгла, но не белая, как в предыдущие дни, а светло-серая. Холодно, -25 градусов. Идем на юг. Когда выбирали курс, долго совещались и решили: курс домой.
Наша собака Клепа повеселела, распушилась, бегает, лает. Вокруг очень много медвежьих следов, до шестидесяти на одном поле. Медведи ходят как по тропе. Троп много, они пересекаются между собой тропа для больших медведей, тропки для маленьких. Когда ищем путь для машин среди торосов, то часто идем по следам медведей. Они торосы тоже обходят. Идти сложно. Около айсбергов образуются озера, покрытые снегом. Их невозможно отличить ото льда и можно легко провалиться. Но в таком случае нас выручает кеварова веревка фирмы Liros . Она легкая и очень прочная.
Фотографии пересылать трудно. У телефонов Иридиум очень низкая скорость передачи информации 358 бит в секунду. Нужно несколько часов для передачи 30 изображений. При безостановочной езде и сложной ледовой обстановке это делать трудно. А фотографии у нас интересные. Все члены экспедиции получили камеры Nikon COOLPIX. Они маленькие, удобные, но положишь в карман, чуть придавишь ломаются. Осталось целыми только две. Жалко, ими сделаны самые живые снимки. Пейзажи снимаем камерой Nikon D2X, формат NEF. Хорошая камера в -30 градусов работает без чехла. Сегодня была съемка на фоне айсбергов с флагами спонсоров.
Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 79гр 26'449"N, 102 гр 20'770"E.
12 мая Вошли в устье реки Убойная. Двигались по прямой мимо острова Моржово. До Диксона остается 60 километров. Поищем зимник и пойдем через сопки, километрах в 10 от моря.
Координаты местонахождения на 9.00 московского времени 73 гр38'875'' N, 82гр24' 920
'' E.
11 мая Прошли пролив Ленинградцев, находимся на острове Нерпичий. Двигаться стало тяжелее: выпал свежий снег. Серый лежалый зимний снег плотный, по нему машины идут легко. Но намело свежие белые сугробы, снег по-весеннему рыхлый, и машины буксуют. Тепло, с крыш машин струями течет вода.
Координаты местонахождения на 9.00 московского времени 74гр 45'036'' N, 86гр 50' 513'' E.
13 мая Вчера вечером были на Диксоне, заправились. Задерживаться не стали и уже в 4 утра выехали. Три часа перебирались через полынью от ледокола, движемся в строну острова Сибирякова.
Координаты местонахождения на 9.00 московского времени 73гр00'134'' N, 80гр35'132'' E.
14 мая 2008 г. Вышли на Обскую губу и движемся к Ямбургу. От мыса Арктический на Северной Земле мы спустились на 4гр на юг, прошли расстояние как от Москвы до Сочи. И по погоде такая же разница - сейчас 0 гр С. Снег мокрый, тяжелый, под ним вода. Скорость 15 километров в час. Идем намного быстрее, чем в сторону Северной Земли. Приобрели опыт, отладили машины, все отремонтировали. На острове Голомянный оставили до следующего года один прицеп с продуктами, сейчас идем с тремя.
Один экипаж у нас состоит из трех человек, что тоже создает определенные проблемы. Николай Никульшин не смог участвовать в эспедиции, остался как запасной. Он занят в другом проекте создание и производство серийного вездехода - Проект "Z". С ним можно ознакомится на сайте www.z-project.ru и сравнить с нашим.
Координаты местонахождения на 7.00 московского времени 71гр59'598''N, 74гр29'732''E.
16 мая Мы в Ямбурге. Добрались удачно. Успели до активного ледохода. Теперь дело за малым - разобрать Емель и отправиться на грузовиках в Москву.
15 мая Проехали поселок Тадебяяха. Впечатление как в Сталкере брошенные дома, которые разбирают на топливо две ненецкие семьи. Они где-то поодаль пасут оленей. Хлопают двери, разбитые окна. Кругом глубокой снег, поэтому двигаемся медленно.
Старт Морской Ледовой Автомобильной Экспедиции (МЛАЭ-2009) дан.
Морская Ледовая Автомобильная Экспедиция (МЛАЭ-2009) утром 10 марта, погрузив оба автомобиля-амфибии "Емеля 1" и "Емеля 2" с прицепами и всем экспедиционным грузом на грузовые фуры, выехала с территории Завода экспериментального транспорта в Новозавидово и направилась в аэропорт Шереметьево, куда этим же утром уже прилетели два грузовых самолёта Ан-72 Управления авиации ФСБ. На них нам и предстояло погрузить оба автомобиля и весь груз. Мы рассчитывали управиться за шесть часов, но техническая задача по загрузке "Емели" в грузовой отсек самолёта оказалась очень сложной.
Размеры "Емели" такие: длина 5200 мм, ширина 2450 мм, высота 2050 мм. Размеры грузового отсека самолёта немного больше по всем измерениям, но всё равно двенадцать офицеров обоих экипажей, семеро участников экспедиции и все провожающие и сочувствующие с помощью домкратов, полиспастов, блоков, тросов и нескольких ласковых слов два полных рабочих дня решали эту задачу. Решили! Одновременно мы решали не менее сложную бюрократическую проблему как выпустить экспедицию с острова Средний за морскую границу России в нейтральные воды Северного Ледовитого океана и не нарушить при этом ни одного Закона и ни одной должностной инструкции Пограничной службы и Таможни. Решили! Вам интересно как? Звоните утром 12го марта мне по телефону 8-910-401-2211, желайте удачного полёта и задавайте вопросы. Я с удовольствием буду отвечать до самого отлёта. А потом когда мы будем на маршруте, посылайте эсэмэски с вопросами: скопируйте 881631619149 и пошлите мне личное сообщение латинскими буквами с сайта www.iridium.com . Самые интересные вопросы мы разместим на нашем сайте www.yemelya.ru .