Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

На лыжах через Гренландию

Матвей Шпаро (advclub@aha.ru)
24 МАЯ - ДЕНЬ СОРОК ТРЕТИЙ

     Команда путешественников Клуба "Приключение" ступила на твердую землю западного побережья Гренландии. Экспедиция "На лыжах через Гренландию" успешно завершена. Матвей Шпаро передает по телефону из поселка Кангерлуссуак:
     Сегодня в 13:00 по местному времени или в 18:00 МСК мы финишировали! Финишировали легко. Удачно вышли на маркированную укатанную дорогу, которая готовится здесь для испытаний “Фольксвагенов”, по этой дороге мы быстро добежали до земли. Эта трасса уходит на десяток километров вглубь ледника, она позволила нам обойти места с самыми страшными трещинами.
     Палатку установили на заснеженной морене (скопление камней, которое тащит перед собой ледник). Льда дальше нет.
     Я пошел в Кангерлуссуак за продуктами и топливом. Ребята остались на леднике обустраивать лагерь, в котором нам предстоит прожить еще несколько дней, ожидая летящий из Москвы “комитет по торжественной встрече”.
     Экспедиция успешно завершена. За 43 дня пройдено около 630 км с восточного побережья острова на западное. Команда чувствует себя отлично, хотя мы сильно похудели. Но все живы, здоровы и очень довольны.

23 МАЯ - ДЕНЬ СОРОК ВТОРОЙ

     Дела идут более или менее нормально. Ребята здоровы. Медленно приближаемся к финишу. Два последних дня погода стоит одинаковая: ветер северо-западный 3—5 м/с, видимость 2—4 км, небольшой снег, температура 0…-2°. За вчерашний день прошли 10 км. До финиша осталось еще 13. Днем тепло, снег подтаивает, сильно липнет на лыжи (подлип). Это затрудняет движение. А ночью холодно – снег смерзается, идти гораздо легче. Поэтому уже два дня идем ночами, а днем спим. Сильно устаем, все время хочется есть.
     Вчера вышли на ледник, который спускается непосредственно на землю. Странный это ледник, не похожий ни на один горный. Трещин, к которым мы привыкли в горах, нет. Есть огромные разломы, засыпанные снегом. Иногда, чтобы преодолеть такой разлом, надо сначала подняться на 15—20 метров вверх, а потом уже спускаться. В таких местах очень просто потерять равновесие и упасть. Особенно сложно здесь Игорю. Лыжи его снаряда без “камуса” и хорошо скользят как вперед, так и назад. Поэтому иногда он, взобравшись на очередной бугор, после неловкого движения соскальзывает вниз и ему приходится начинать сначала. Матвей, Борис, Игорь!

18 МАЯ - ДЕНЬ ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЙ

     Очень хороший день. Впервые за последнюю неделю мы смогли использовать парашюты. Ветер дул с юго-востока. Наше направление - строго на запад, поэтому ветер не очень попутный. Но мы решили использовать “UpSki” и двигаться, немного отклоняясь к северу. В результате прошли за день больше 60 км, при этом приблизились к точке финиша на 50 км.
     Осталось еще 60 км. По пути встретили большую трещину в леднике, шириной метра три. Она была хорошо видна, и почти везде закрыта снегом. Поэтому проблем с ее преодолением не возникло.
     Осталось только 3 полных - “стартовых” - продуктовых рациона. Это на 9-10 дней. Все зависит от того, что будет представлять собой ледник и спуск с него. Может быть удастся проскочить его за двое суток, а может на каждый километр потребуется один день.
     Наши координаты 67° 22' 53'' с.ш. 48° 49' 38'' з.д. Высота 1280 метров над уровнем моря. За день прошли 62,6 км. (Всего от места старта пройдено 514 км.)

17 МАЯ - ДЕНЬ ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ

     День прошел скучно. Обычная рутина, ничего интересного. Вновь весь день шли пешком. Направление – строго на запад. “UpSki” использовать невозможно: ветер дует то в правую, то в левую щеку. Каждый день побиваем собственные рекорды: позавчера прошли 19, вчера – 22, сегодня 23 км. Завтра постараемся пройти километров 25. До финиша, по нашим расчетам, осталось 107 км. Координаты: 67° 05' 50'' с.ш. 47° 34' 18'' з.д. Высота 1650 метров над уровнем моря. За день прошли 23 км. (Всего от места старта пройдено 452 км.)

16 МАЯ - ДЕНЬ ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ

     Погода сегодня стоит отличная. Ясно, морозно, ветра почти нет. Игорь постоянно обгоняет нас. На лыжах его снаряда нет “камуса” и они хорошо скользят под уже хорошо заметный уклон. Мы с Борисом не поспеваем за ним. Наши сани весят килограмм по 70. Конечно, это не 140 кг, как на старте, но все равно, разогнаться не дают. Завтра попытаемся уравнять шансы - побольше загрузим Игоря. За день было 12 ходовых часов. Шли без обеда, и целый день пешком. Очень устали. По нашим расчетам до финиша осталось 130 км. Координаты: 66° 05' 37'' с.ш. 47° 02' 04'' з.д. Высота 1850 метров над уровнем моря. За день прошли 22,2 км. (Всего от места старта пройдено 429 км.)

15 МАЯ - ДЕНЬ ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

     Координаты: 67° 05' 34'' с.ш. 46° 31' 54'' з.д. Высота 1980 метров над уровнем моря. За день прошли 19 км. (Всего от места старта пройдено 407 км.) Погода на острове отличная. Ребята надеятся сегодня пройти еще километров 20.

14 МАЯ - ДЕНЬ ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ

     День был совершенно обычный. Вышли в 9:30. Шли довольно трудно, делали большие привалы. Смогли сделать только 8 часовых ходок. По моему мнению, то, что мы отказались от горячего обеда, только добавило нам резвости. Это было верное решение. Но есть хочется. Сразу после ужина было ощущение, что трапеза у нас еще впереди. Еды осталось мало, но я не думаю, что за следующие 10—12 дней мы сильно отощаем. Остановились на ночлег в 20:00.
     У нас появился новый участник экспедиции – гренландский воробей. Бедный и холодный, он прилетел в наш вечерний лагерь. Птичка эта похожа на помесь воробья, снегиря и свиристели.
     Мы назвали его Чиж. Сначала он пытался согреться рядом с Бориным рюкзаком, потом перебрался к моим саням. Летает Чиж очень плохо, за раз на 2—3 метра, и все время стремился укрыться от ветра за нашими вещами.
     Может быть, здесь родина этой птахи, но в радиусе 170 км нет ни еды, ни камней, ничего, где бы он мог укрыться и согреться. Выглядит он совершенно не в своей тарелке: взъерошенный, крылья волочатся по снегу, весь дрожит.
     Нам стало очень жалко Чижа, было видно, что через некоторое время его покинут последние силы. Я предложил ребятам позвать его в нашу палатку. Чиж сразу согласился. Первое, что он сделал в палатке, сел к Игорьку на плечо и оставил большое пятно на его куртке.
     Когда мы ужинали, Чиж сидел в стороне на одной из Борькиных сумок и с интересом на все смотрел. Его присутствие придавало нашему ужину очень большое душевное тепло. Как сказал Игорек: “Жаль, что он не мурлыкает”.
     Когда мы ужинали, в палатку пытался забраться еще один воробей. Но мы этого не поняли и не пустили его. А когда, перед тем, как лечь спать, вышли на воздух, то рядом с лыжным снарядом нашли его, уже замерзшего.
     Наша видеокамера снимать Чижа отказалась (перестал работать фокус: и ручной, и автоматический; не работает кнопка “отъезд/наезд”). Очень обидно. Наш гость до утра не дожил -- замерз. Боюсь, что утром мы увидим вокруг нашей палатки трупики замерзших пташек.
     Напряжение и усталость последних дней накапливается. Вдумываться и писать дневник по вечерам совершенно нет сил. Очень хочется спать.
     Наши координаты 67° 05' 50'' с.ш. 46° 05' 05'' з.д. Высота 2070 метров над уровнем моря. Прошли 15 км. (Всего от места старта пройдено 388 км.)

13 МАЯ - ДЕНЬ ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ

     Температура -3...-5° С. Облачно. Ветер южный 5—7 м/с.
     Утром вышли в 8:20. Боря на привалах снова проверяет и выкидывает испорченные продукты. А я, как орлица над орленком, кружусь над солнечными батареями и аккумуляторами. Воюю с ними целый день. Меня эта электроника уже достала.
     Обеспечение экспедиции электричеством продумано все-таки плохо. Как и вопрос видеосъемки. Камера работает с большими перебоями и только тогда, когда хочет. Надо было брать две видеокамеры меньшего размера.
     Сегодня у всех “сгорели” носы. Причем, уже раз в пятнадцатый за экспедицию. Солнце, снег и ветер в течение 30 дней – хорошая причина для этого. Начали снова использовать “Актовегин”. Но кожа все равно сходит. Я удивляюсь, сколько кожи на наших носах. Казалось бы, от периодических ожогов она должна была давно кончиться и открыться носовые хрящи.
     Во время последней ходки наблюдал Бориса и Игоря со стороны. Они были похожи на Дон-Кихота и Санчо Панса. Борис – худой и высокий, а Игорь –выглядит издалека кругленьким, ростом по пояс Борису. Они шли на заходящее солнце. В этом “испанском” пейзаже не хватало лишь ветряных мельниц…
     Вчера договорились идти 9 часов чистого времени. Этот план выполнили, но последняя ходка далась мне с большим трудом. Сильно отстал от ребят, и еле дошел до палатки. Был уставший и злой. В течение часа ни с кем не разговаривал. Остановились на ночлег в 20:10. Спать легли поздно, в 23:30.
     Наши координаты: 67° 50' 56'' сш. 45° 44' 15'' з.д. Высота 2140 метров над уровнем моря. За день прошли 18 км. (Всего от места старта пройдено 373 км.)

12 МАЯ - ДЕНЬ ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ

     Утром разговаривал с доктором Анатолием Соболевым из Москвы. Хотел узнать, как продукты, пропитанные гептаном, влияют на организм. Но все свелось к полному радостных эмоций разговору, а важный вопрос я забыл задать.
     Как и все остальные “земляне”, которым мы иногда звоним отсюда, доктор был приятно шокирован нашим звонком. Мы все - Игорь, Боря и я - очень любим нашего доктора Соболева, нашего “старика Хенкса”. Сейчас он должен был делить с нами все прелести нашего путешествия: жить в нашей палатке, тащить такие тяжелые сани... Только большая стоимость страховки, объявленная “Датским полярным центром” заставила меня исключить его из команды. А жаль. Мне его не хватает!
     В обед наелись продуктов, пропитанных гептаном, и настроение ухудшилось. Кажется, что запах постепенно выветривается, но после того, как разжуешь и проглотишь, наступает понимание, что подзаправился горючим. Скоро мы все станем похожими на факиров. Начали шутить, что теперь у нас есть три запасных примуса: по одному в каждом участнике. Можно подносить спичку ко рту и будет факел.
     После этого обеда вновь начали выкидывать испорченные продукты. Осталось 9 пригодных суточных рационов, которые нам надо растянуть на 20 дней. С завтрашнего дня отменяем горячий обед – экономим гептан. Еще не едим, а откладываем в резерв для экстренного случая весь сублимированный творог. Также с завтрашнего дня ужин урезаем в два раза.
     Кроме того, решили изменить график движения. Теперь будем 60 мин. идти и 10 мин. отдыхать. До обеда – 5 ходок, после обеда еще 4. Эти изменения в рационе и распорядке дня, конечно, усложняют нашу жизнь, но при этом ускоряют и финиш экспедиции.
     Вечером координаты были 67° 06' 04'' с.ш. 45° 19' 16'' з.д. Высота 2260 метров над уровнем моря. За день прошли 15,6 км. (Всего от места старта пройдено 355 км.)

11 МАЯ - ДЕНЬ ТРИДЦАТЫЙ

     Сегодня никуда не идем: погода плохая, ветер по-прежнему сильный. Это наша уже третья полноценная дневка. Вчера поставили палатку в 11 часов утра, получается, что мы отдыхаем уже вторые сутки.
     Такое сидение на месте - тоже определенное испытание. За это время многие уже успели бы надоесть друг другу. Мы не из таких. Еще спасает то, что каждый может найти сам себе занятие.
     Вечером и ночью погода особенно свирепствовала. Думаю, что порывы ветра достигали 35 м/с (около 130 км/ч). Палатка раскачивалась из стороны в сторону словно маятник, но все же устояла на месте. Перед тем, как заснуть, обсудил с ребятами действия на случай, если у палатки сломаются стойки и ее прижмет ветром ко льду. Скорее всего, такой катастрофы не произойдет, но морально надо быть готовым ко всему.
     Во время связи с Москвой Дмитрий Игоревич прочитал нам стихотворение “Сероглазый король”. Я и забыл, что это его любимое стихотворение! Ребятам оно очень понравилось. Я включил у телефона “громкую связь” и записал стихотворение на диктофон. (Так я поступаю с прогнозами погоды, которые мы каждый день получаем из Москвы.) А потом мы втроем расшифровывали запись.

10 МАЯ - ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ

     Утром ветер юго-восточный 7—10 м/с (36 км/ч). Температура -15°, поземок, облачно. Получив из Москвы прогноз погоды, мы обрадовались: гидрометеоцентр обещал непогоду. Все предыдущее время непогода для нас означала попутный ветер, а, следовательно, возможность использовать “UpSki”. Сразу начинаем строить планы: сегодня пройдем 30, 40, 50, 60 км…
     Вышли в 8:30. За последние два часа видимость ухудшилась, а ветер усилился. Мы отметили закономерность: чаще всего к обеду погода ухудшается, а к вечеру или портится окончательно, или становится заметно лучше.

     Я стоял впереди Бориса и распаковывал свой парашют. Не успел наполнить его воздухом, как Борис промчался мимо меня. Его бешеный старт при, казалось бы, не сильном ветре ошеломляет. Скажу снова: Борис стал профессионалом лыжно-парашютных гонок. И с каждым днем он повышает свое мастерство.
     Ветер дует с юго-востока на северо-запад. Нам же надо ехать строго на запад, но это плохо получается. Ветер слишком сильный. Максимум возможного - отклонение от направления ветра на 10—15°. Напряжение ног настолько велико, что каждые 10 минут приходится останавливаться и отдыхать.
     На ходу достаю GPS и начинаю определяться. По прибору выходит, что наша скорость колеблется от 20 до 30 км/ч. В этот момент налетает сильный порыв и на экране появляются цифры: “Максимальная скорость 47 км/ч”. А мимо меня проносится Борис с еще большей скоростью.
     За Борисом едет его багаж: большие грузовые сани и еще маленькие сани, которые в остальное время тянет Игорь. Эти легкие саночки буквально летят за Борисом в полуметре от поверхности снега. В таком бешеном темпе Борис проезжает еще метров 30 и ныряет в сугроб. Сразу после его падения мы решаем остановиться. Продолжение пути становится опасным.
     Видимость упала до 50 метров. Поставив палатку, мы ощущаем, что погода снова ухудшилась. Ветер дул и до этого со скоростью 20 м/с (72 км/ч), густая поземка тоже была, мороз был… Что может быть хуже, не знаю, но вот это “хуже” у нас и наступило.
     Все отметили, что каждый раз мы ставим палатку очень вовремя. Еще не было случая, чтобы решение ставить лагерь было неоправданным. Наверное, у меня развилось какое-то шестое чувство. Это хорошо!
     Чем ближе мы к финишу, тем наша жизнь становится все более и более динамичной, напряженной и опасной.
     Координаты вечером: 67° 05' 44'' с.ш. 44° 57' 18'' з.д. Высота 2270 метров над уровнем моря. За день прошли 14,6 км. (Всего от места старта пройдено 340 км.)

9 МАЯ - ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ

     У нас отличная погода: ветер южный 5—7 м/с, ясно, температура -15…-18°.
     Утром разговаривал со своим братом Никитой. Думаю, он был сильно удивлен и очень рад. В обычной жизни нас разделяет океан: он последние два года работает в США. И мы очень редко видимся. Сейчас же он единственный близкий мне человек, к которому я реально приближаюсь. Во время разговора вспомнились два норвежца, которых мы встретили. Они тоже братья. Я им немножко завидую, т.к. хотел бы сходить вместе с Никитой куда-нибудь, например, в Гренландию. Все-таки провести два месяца вместе это здорово.
     Вспомнил наш с братом поход по Полярному Уралу, когда мы готовились к переходу через Берингов пролив. Эта тренировка была самой неудачной в моей жизни, но в то же время и самой запоминающейся. Мы прилетели в Воркуту, где нас очень хорошо “встретил” мэр города: ночь перед походом мы провели в шикарной бане. Поэтому за 7 дней путешествия смогли пройти лишь 15 км. Правда, были еще и сложные погодные условия…
     После разговора с Никитой настроение у меня лирическое и немного грустное. Иду и разговариваю с Борей, одновременно вспоминая стихи. Жалею, что не взял какой-нибудь маленький томик поэзии, а то мы бы выучили много стихотворений. В память приходит грустное стихотворение “Сероглазый король”. Ребята не знают его, а я помню только отдельные строчки. Жаль. Очень хочется вспомнить стихотворение полностью.
     Первую половину дня было все хорошо. Остановившись на обед, обнаружили, что дно саней покрыто ровным слоем топлива: протекла канистра с горючим. Продуктовые рационы на 12 дней оказались пропитаны гептаном, на вкус еще более противным, чем бензин. Сначала продукты хотели утилизировать, но потом передумали. Выкинули только сублиматы, галеты и часть сухофруктов. А шоколад, каши, бекон и все, что не впитывает влагу, решили есть, предварительно хорошо проветривая.
     После подсчета убытков, постановили, что пора прекращать расслабляться. Нужно сконцентрироваться, собрать все силы и быстрее, пока еще остались резервы, закончить путешествие.
     Наши координаты: 67° 01' 11'' с.ш. 44° 40' 45'' з.д. Высота 2300 метров над уровнем моря. За день прошли 16,8 км. (Всего от места старта пройдено 326 км.)

8 МАЯ - ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ

     Погода отвратительная. Ветер встречный, северо-западный: утром 5—7 м/с, вечером 15—20 м/с (до 72 км/ч). Температура -15…-18°. Ты идешь, волочишь за собой тяжелые сани, а в это время в Москве народ гуляет и отдыхает…

     К обеду ветер усиливается, поэтому, чтобы покушать, решили поставить палатку. Но думаю, в глубине души все понимают, что на сегодня уже хватит шагать. Для того, чтобы выйти днем из тихой, теплой палатки на маршрут, должно произойти что-то невероятное.
     Пока мы с Борей ставили палатку, Игорь слегка замерз. Спрашиваю у него:
     -- Ты как?
     -- Нормально.
     -- У тебя нос немного побелел.
     -- Нормально…
     Аналогично Игорек ответил еще на два-три моих вопроса, и лишь попав в палатку, он пришел в себя.
     Посчитали наши продукты. С суточными рационами все в порядке, их еще ровно на 23 дня. Что касается остального, то соли, сахара и чая осталось на 10 дней. С завтрашнего дня входим в начальную стадию экономии.
     Наши координаты: 66° 59' 49'' с.ш. 44° 17' 51'' з.д. Высота 2380 метров над уровнем моря. Прошли 7,2 км. (Всего от места старта пройдено 309 км.)

7 МАЯ - ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ

     Утром вышли в 10:00. Прогноз погоды не совсем оправдался. Целый день переменная облачность, светит солнце, температура -10…-12°, ветер юго-восточный 5—7 м/с. Хорошо, что у нас три парашюта, когда ветер слабый это нас спасает.
     Игорь движется самостоятельно, управляя своим куполом. Мы тоже можем ехать. Остановились в 13:00. Ветер почти стих, с юго-запада надвигалась какая-то подозрительная облачность, поэтому я предложил поставить палатку.
     После обеда решили в этот день уже никуда не ходить. Все стали заниматься “домашними” делами. Борис с Игорьком взялись за изготовление планшета для компаса. Они вырезали угол пустой пластмассовой канистры из-под топлива и прикрепили на него компас. Если это сооружение повесить на шею, то стрелка компаса всегда находится перед глазами, стоит лишь опустить взгляд на планшет. Имея такое приспособление, гораздо удобней ориентироваться и выдерживать направление движения при плохой видимости.
     Я же сел на свой любимый коврик-стул фирмы “Cascad Design” и начал писать дневник за последние несколько дней. В Москве меня одолевали сомнения: брать или не брать дополнительный коврик, который может превращаться в стул, ведь это лишний вес. Теперь же я очень доволен: когда я сижу, ем, пишу, моя спина может расслабиться и отдыхать.
Вечером наши координаты были: 66° 59' 24'' с.ш. 44° 08' 28'' з.д. Высота 2370 метров над уровнем моря. За день прошли 16,9 км. (Всего от места старта пройдено 302 км.)

6 МАЯ - ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ

     Погода стоит отличная: солнце, тихо. Идти очень приятно. Игорь впереди, он прокладывает путь. Мы с Борисом чуть сзади.
     На привалах разговариваем на разные темы. Борис переживает: найдутся люди, которые скажут, что за 50 дней можно пройти гораздо более сложный маршрут. Я же уверен: если наше путешествие закончится успешно, то повторить его смогут еще не скоро. Уж очень это необычно – человек, у которого поврежден позвоночник и не двигаются ноги, смог пройти 600 км по ледяной пустыне.
     Игорек говорит, что если ему потренироваться 2—3 года, набраться опыта, то он сможет пересечь Гренландию по этому маршруту в одиночку. Мы с Борисом тоже придумываем различные варианты дальнейших путешествий. В чем мы втроем солидарны, так это в том, что наша нынешняя команда полностью готова совершить поход к Южному полюсу, были бы деньги.
     Днем Боря признался, что сегодня чуть не сжег нашу палатку. Он, когда заканчивал готовить завтрак, перекачал примус и струя бензина под давлением выстрелила из-под ручки насоса. На конфорке в этот момент горел огонь…
     Я ничего не видел, наверное, разговаривал в это время по телефону. Хорошо, что горючее, попавшее на палатку, не загорелось, а то бы мы стали бездомными посреди ледяной пустыни.
     Вообще, наша горелка модели MFS-3288 всемирно-известной шведской фирмы “Primus”, восхитительная машинка. Ее можно считать самой совершенной в своем классе. Работает без сбоев и требует минимального внимания. В бачок мы заливаем гептан - жидкое топливо, которым нас снабдил Роберт Перони. Горючее чистое, поэтому примус не приходится очищать от нагара. Борис заботится о примусе, как о женщине. Всегда, когда я или Игорь начинаем его разжигать, Борис оставляет все свои дела и забирает у нас примус со словами: “Вы опять его перекачаете, или что-нибудь свернете”.
В этот день шли 11 часов. Прошли середину маршрута. Ура! Вечером наши координаты были: 66° 55' 33'' с.ш. 43° 47' 23'' з.д. Высота 2440 метров над уровнем моря. Прошли 13,6 км. (Всего от места старта пройдено 285 км.)

4 МАЯ - ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ

     Особых новостей нет. У нас все хорошо, погода удовлетворительная. Утром температура была -12…-15, ветер северо-западный 5-7 м/с, поземка, ясно. Вечером: ветер восточный 10—15 м/с, температура -7…-10, облачно.
     Этим днем все остались очень довольны. Основную часть пути прошли за последние три часа под парашютами. Сначала использовали все три парашюта, каждый управлял своим куполом. Но потом ветер усилился, и Игорь убрал свой парашют и прицепился ко мне. На ночевку остановились около 21:00, вместо 19 часов по плану.
     Наши координаты: 66° 53' 15'' с.ш. 43° 02' 33'' з.д. Высота 2520 метров над уровнем моря. За день прошли 31,4 км. (Всего от места старта пройдено 252 км.)

3 МАЯ - ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ

     У нас все хорошо. Особых новостей нет. Прогноз погоды, который нам передали накануне, не оправдался. Это не страшно, но когда получаешь не то, к чему готовишься, это расстраивает. Днем дул сильный западный северо-западный ветер, была метель. Температура около -7°С. Вечером ветер стал северо-западным и усилился до 20 м/с (72 км/ч), с порывами до 25 м/с. Температура опустилась до -10°С.
     Вообще, западный или северо-западный ветры для нас неблагоприятны. Они дуют нам в лицо, и идти становится очень сложно. В прогнозах этих ветров не было. К тому же вчера шли по глубокому снегу. Поэтому я предложил не надрываться и после обеда уже никуда не ходить. В 13:00 мы уже ставили палатку для ночлега.
     Координаты были 66° 45' 54'' с.ш. 42° 23' 56'' з.д. За день прошли лишь 4 км. (Всего от места старта пройдено 221 км.)

29 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ

     Погода.
     Утро: видимость 100--500 м. Ветер восточный, северо-восточный 7--10 м/с, поземка. Температура -3…-5°.
     День: видимость 1200 м, ветер северо-восточный 3--5 м/с (18 км/ч), температура -3…-5°.
     Вечер: видимость хорошая, ветра нет, похолодание до -7…-10°.
     Вышли на маршрут около 10:30. Вновь пытались идти под парашютами, но из-за слабого ветра это плохо получалось. Скорость была маленькая, приходилось иногда идти на юго-запад. Это раздражало.
     Около 12:30 повстречали двух норвежцев, которые шли от Кангерлуссуака (место нашего финиша) в сторону Изортока (место нашего старта). Поговорили с ними, обменялись впечатлениями, сфотографировались. Как всегда, когда нужно, моя видеокамера не функционировала - отсырела. Норвежцы планировали пройти маршрут за 28 дней, но если мы правильно поняли, то это был уже их 30 день. Выглядят они хорошо: сильные с легкими санями. Но какие бы ни были сани, неделя пути до финиша им еще гарантирована.
     Погода улучшилась на один день раньше, чем предсказывал С.Т.Соколов. Удалось зарядить один аккумулятор, хотя это не решило проблемы электричества.
     Остановились на ночевку в точке 66° 22' 48'' с.ш. 41° 18' 50'' з.д. Высота 2130 метров над уровнем моря. Прошли всего 5,7 км. (Всего от места старта пройдено 155 км.)

28 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ СЕМНАДЦАТЫЙ

     Погода. Утром и днем ветер восточный 10--15 м/с, температура -3…-5°. Вечером ветер восточный 20 м/с (72 км/ч), с порывами до 25 м/с, температура -3…-5°.
     В этот день шли без обеда. Сухофрукты, шоколад и бекон каждый взял утром к себе в карман. При таких погодных условиях никакой обед, в принципе, невозможен.
     Одному против ветра еще стоять можно, но стоит собраться группой или построить стенку, то ветер начинает безжалостно дуть с разных направлений, и от него уже не спрячешься. Единственное, что мы себе позволили, это выпить вместе чашку чая, даже не чая, а кипятка с сахаром.
     Опять двигались при помощи «UpSki». На сей раз у меня получилось крайне плохо. Я не мог настроить парашют так, чтобы тяга была умеренной, чтобы ехать не очень быстро. Как только я начинал двигаться, то сразу развивалась скорость до 30 км/ч и первый или второй заструг сваливали меня с ног. Дело осложнял Игорь, он часто выпадал из своего снаряда. Так или иначе, но когда к тебе, помимо грузовых саней, пристегнут человек, то сразу становишься более осторожным. Но иногда мне становилось страшно. Например, я еду с парашютом, тащу свои сани и Игоря. Вдруг сильный порыв ветра придает мне дополнительную скорость. Это я выдерживаю. Но тут меня выносит из глубокого снега на фирн с застругами, и я падаю. Игорь тоже. Обладая хорошей инерцией, мои сани и его снаряд продолжают очень быстро скользить вперед. Снаряд пролетает в трех сантиметрах от моего левого уха, а сани в трех сантиметрах от уха справа. После трех таких падений было принято решение, что ради моей безопасности, Игорь будет сегодня ехать позади Бориса в своих маленьких грузовых пластиковых саночках. А его снаряд я прикреплю к себе на сани.
     Каждый день нашей экспедиции - это проверка и нас, и нашего снаряжения. Каждый день происходят какие-то мелкие поломки. Некоторые удается устранить «на ходу», некоторые только вечером в палатке. Сегодня, например, порвалась упряжь, за которую я тащу сани. Теперь я надеваю маленький рюкзачок от парашюта и уже к нему цепляю груз.
     Когда плохо получается идти под парашютом или сани часто переворачиваются, возникает бешеная злость. В этот момент мне абсолютно необходимо, чтобы что-то сломалось. Краткая остановка для починки хорошо успокаивает. Но поломки в такие моменты происходят редко, и приходится успокаиваться другими способами.
     Остаток дня прошел без происшествий. Борис с Игорем продвигались хорошо. Часам к пяти погода начала портиться. Порывы ветра достигали уже 25 м/с (90 км/ч). Борис развил бешеную скорость, и Игорь снова вылетел из саней. Причем в них остались только его бахилы с валенками, а сам Игорь оказался в сугробе метров за 20. Он немного промок и намочил носки. Поэтому было принято решение на сегодня гонки на выживание закончить и ставить лагерь. Из-за ветра это удалось сделать с большим трудом, но так или иначе ночь переночевали.
     Наши координаты: 66° 21' 43'' с.ш. 41° 11' 42'' з.д. За день прошли 7,6 км (Всего от места страта пройдено 150 км). Высота 2120 метров над уровнем моря.

27 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ

     Мой день рождения. Думаю, что теперь я буду их любить. Утром, еще не успев вылезти из спального мешка, получил поздравления от ребят. Все-таки команда у нас отличная. Решили вместо праздничного ужина устроить торжественный завтрак. Боря зажег свечку, Игорек начал разводить сублимированный творог с клюквой.

     Я достал блинную муку, которую купил еще в Рейкьявике, и мы с Борисом начали жарить блины. Все это происходило в палатке. Результат получился великолепный, вся палатка пропахла жареными блинами.
     Погода ухудшилась. Стало тепло, ветер усилился до 20 м/с (72 км/ч), иногда его порывы достигают 25 м/с. Тем не менее, после завтрака мы решили выйти на маршрут. Смогли собраться только в 11:40. За шесть часов нам удалось пройти больше 11 км. Думаю, что это случилось только благодаря использованию парашютов. В противном случае, мы бы не прошли и 4 км. Очень глубокий снег, при ходьбе на лыжах (!) проваливаешься на 50—60 см, иногда его высота достигала пояса. Если в таком снегу застреваешь, то вновь стартовать приходилось, используя технику водных лыж: приседая и выезжая из ямы.

25 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ

     Утро: температура -5°…-8°, ветра нет, видимость 100--200 м.
     День: температура -5°…-8°, ветер восточный10 м/с, видимость 200--500 м.
     Вечер: температура -5°…-8°, ветер 20 м/с (72 км/ч), поземок, видимость отсутствует.
     Утром вышли в 8:30. Кругом “молоко”, видимость около 200 метров. Вообще, понятие “видимость” здесь довольно-таки расплывчатое: заструги и неровности на снегу различимы всего лишь с 2-3 метров. А в наших красных куртках “Нelly Нansen” можно хорошо увидеть друг друга с расстояния 200--300 метров.
     Первые 30 мин. шествие возглавлял Игорек. Больше он не выдержал: сильно заболели глаза, начала кружиться голова и теряться координация. После этого колонну возглавил Борис. У него гораздо лучше это получилось, и мы беспроблемно прошли еще полтора часа. Хотя, конечно, со стороны, наш поход был похож на шествие каких-то слепых. В какой-то момент я отстал и увидел, что Борис каждые 50 метров смотрит на компас, а в промежутках его заносит влево. Наш след напоминал петляющую змею.
     На привале заметили, что попутный ветер усилился до 5—7 м/с, и мы опять решили воспользоваться парашютом. Я переложил в маленькие пластмассовые саночки Игоря около 50 кг груза и отдал их Борису. К своим же саням на веревке прикрепил снаряд Игоря. Как только мы развернули парашюты, стало ясно, что это оптимальное решение. Ветер позволял везти на буксире Борису двое груженых саней (большие и маленькие), а мне свои сани и Игоря на его снаряде. Примерно час мы довольно хорошо и без проблем ехали. Скорость была около 7 км/ч.
     Довольно сложно описать наши ощущения. С одной стороны, тебя тащит вперед парашют, с другой тормозит груз весом около 200 кг. А ты - прокладка между этими разнонаправленными силами. Особенно в момент начала движения. Не улучшает настроения плохая видимость и ужасная, отвратительная поверхность: свежий снег вперемежку с высокими застругами. Иногда лыжи застревают в них, и ты падаешь. Кроме того, нагрузка при использовании парашюта распределяется на новые группы мышц, которые с непривычки сразу начинают болеть. Правда, необходимо возникает необычайный азарт и желание двигаться вперед, боясь потерять драгоценный попутный ветер. Для людей, владеющих горнолыжной техникой, наше состояние можно описать так: неограниченный спуск с очень длинной горы. Можно катиться и час, и два, и три. Единственное, что ты видишь перед собой – это твои лыжи. После двух часов езды ветер усилился до 18—20 м/с (72 км/ч). Мы устали и стали часто падать, особенно Борис, который не мог проехать и двухсот метров. Иногда, во время движения, я слышал его возгласы в моменты падений. Кажется, трудно остаться невредимым после таких ударов, но Борис все время вставал и упорно наполнял свой парашют воздухом.
     Был момент, когда лыжи на снаряде Игоря въехали в заструг. Я вез его и от неожиданного толчка упал, а парашют продолжал меня тянуть с большой скоростью. С необычайным трудом мне удалось “погасить” купол. В этой аварии пострадал снаряд Игоря: вырвало металлическое ребро жесткости, к которому привязывался буксир. Надеемся завтра все починить.
     После поломки лыжного снаряда мы в очередной раз перераспределили багаж. Груз из маленьких саночек взял Борис. В саночки сел Игорь и снова прицепился ко мне. А поломанный снаряд был водружен на мои большие сани.
     Вечером Борис, войдя в палатку и сняв свои замороженные шапку и куртку, от усталости сказал: “Такое впечатление, что побывал в борцовском зале, где со мной провели минимум 20 бросков, причем очень старались”.
     Завтра устроим дневку. Будем чинить снаряд Игоря и набираться сил, чтобы послезавтра не упускать попутный ветер и пройти как можно больше с парашютами.
     Наши координаты: 66° 17' 46'' с.ш. и 40° 48' 10'' з.д. Высота 2030 метров над уровнем моря. За день прошли 17,2 км. (Всего от старта пройдено 130 км.)

     Сегодня подробных новостей из Гренландии нет. У команды все хорошо, все живы-здоровы, чего и вам желают. За вчерашний ходовой день -- 24.04.2000, день 13 - пройдено 8 км. (Всего от старта пройдено 113 км.) Ночевали в точке с координатыми 66° 13' 56'' с.ш. 40° 27' 15'' з.д. Поднялись до высоты 1930 метров над уровнем моря. Погода хорошая, ветра почти нет, температура -12°. Однако, по прогнозам Гидрометцентра, она будет портиться: надвигается облачность, снег, сильный ветер. Улучшение ожидается к 1 мая.
     Утром было, как обычно холодно, поэтому до обеда шли, пытаясь согреться. После обеда Игорь заметил, что ветер изменил направление. И действительно, ветер стал для нас попутным, но был слабый, не более 5 м/с (17 км/ч). После продолжительных совещаний решили попробовать использовать “UpSki” - это парашюты, которые мы получили из Норвегии, предназначенные для транспортировки лыжников.

24 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ

     Утро: мороз -20°, ветер северный 10 м/с (36 км/ч).
     День: температура -10°, ветер восточный 2--3 м/с (8 км/ч).
     Вечер: температура -12°, ветра нет.
     ...Я отнесся к нашему решению как к малоэффективной затее, больше как к тренировке. Было понятно, что далеко мы не уедем, очень мало опыта использования парашютов.

     Решили раскрыть все три парашюта, в том числе и Игоря, который должен был попробовать самостоятельно управлять куполом. Интересно, но у него неплохо получалось. Основные проблемы для него – это наполнить парашют воздухом, поднять его и управлять санями. И с тем, и с другим он справлялся с трудом. Чтобы поднять парашют, ему приходилось подползать к нему и расправлять, а потом, когда купол уже наполнится воздухом и начнет двигаться, на ходу запрыгивать в свой снаряд. Я думаю, что в следующий раз при использовании “UpSki” лучше попробовать цеплять снаряд Игоря или к моим саням, или к саням Бориса. Вечером выяснилось, что после обеда с парашютами мы прошли всего лишь 2 км.
     К вечеру видимость стала снижаться. К нам пришел циклон. Мы даже подумали, что, наверное, где-то рядом с нами сидит С.Т.Соколов из Гидрометеоцентра -- невозможно же так точно предсказывать нашу погоду из Москвы!
     За день прошли 8 км. (Всего от старта пройдено 113 км.)
     Координаты 66° 13' 56'' с.ш. 40° 27' 15'' з.д. Высота 1930 метров над уровнем моря.

23 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ

     Утром еще холоднее, еще ветренее, чем вчера. По общему мнению, температура за -20, ветер около 15 м/с. Первые два часа шел последним. Ужасно злился на все мелкие веревочки, которыми я увешан. На веревочке висит компас, на веревочке висит ножик, на веревочке висят очки и много чего еще. Злился на то, что никак не мог согреться, руки и ноги были ледяными. Но через два часа полегчало.
     К обеду потеплело. Мы довольно быстро поставили ветрозащитную стенку и приготовили воду и обед. Обеденная стенка от ветра у нас очень простая: против ветра ставятся сани, рядом с ними с подветренной стороны втыкаются лыжи, между которыми пропускаются два или три коврика. Быстро и надежно.
     С обеда вышли на полчаса позже - около 15:30. (Все заснули и проспали время выхода.) Чувствуется накопление усталости и голода. Меня преследуют мелкие неудачи и поломки. Сегодня сломались оглобли саней. Борис объяснил, что это легко исправить, но я решил заменить их веревками. Кажется, что это легче - тащить сани за веревки. Борис решил последовать моему примеру, ему тоже понравилось.
     Наши координаты: 66° 13' 21'' с.ш. 40° 17' 27'' з.д. Высота 1850 метров над уровнем моря. Прошли 11,5 км. (Всего от старта пройдено 105 км.)

22 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ

     Сегодня, как и предсказывал С.Т.Соколов из Гидрометцентра, над Гренландией антициклон. Утром температура -15 градусов, ветер 10 м/с (32 км/ч).
     На первой остановке после полутора часов ходьбы обнаружили, что потерялась солнечная батарея. Пришлось мне бежать за ней обратно. Удивительно - это была моя первая прогулка на лыжах без саней и рюкзака за последние два года. Испытал большое удовольствие, хотя при этом и не отдохнул. Ребята же, пока меня ждали, сильно замерзли.

     Игорек ехал все время впереди, довольно точно выдерживая курс. Я думаю, тот факт, что теперь он все время ждет нас (а не мы его), повышает нашу скорость движения. В один прекрасный момент Игорь отклонился от курса градусов на 5. Борис тут же заметил это. Произошел забавный спор. Игорь ориентировался по компасу, а Борис по солнцу. Почему-то их мнения разошлись, видимо, все немного устали и обоюдно ошиблись. Но, поспорив, разошлись с миром. Решили, что даже если мы отклонимся на 5 градусов влево или вправо, то беды не будет, ибо все настоящие путешественники немножко отклоняются от курса.
     Оставшееся время первым шел Борис. Видимо, Игорь слегка обиделся и демонстративно решил стать вторым. У Бориса тоже получается хорошо - выбирать курс. Вообще здесь это дело очень трудное - идти первым и прокладывать маршрут. В Гренландии редко удается найти что-нибудь, к чему можно "привязаться" глазом. Иногда это большой ледяной заструг, иногда облако, которое движется медленно. А сегодня вечером шли на "третье солнце". Мы наблюдали эффект трех солнц и направление нашего движения точно совпадало с направлением на крайнее правое светило.
     Вечером в палатке, когда я чистил от снега свои лыжные ботинки, то обнаружил, что на подошвах двух ботинок, в том месте, где они взаимодействуют с лыжными креплениям, появились трещины. Стало немного не по себе, т.к. это может стать одной из причин досрочного завершения экспедиции.
     Наши координаты вечером были: 66° 09' 52'' с.ш. 40° 03' 26'' з.д. Высота 1800 метров над уровнем моря. Прошли 12 км. (Всего от старта пройдено 93 км.)

21 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

     Утром долго собирались. Вчера решили, что Игорь может попробовать идти без саней, поэтому утром переупаковывали багаж. Игорь уложил в рюкзак на санях и на полку под сидением все свои личные вещи. Парашют, который он вез, взял я, а два термоса и его маленькие саночки - Борис. В результате задержались с выходом на час, стартовали в 9:00.
     Вообще, если говорить о нашем распорядке то он такой:
     Подъем в 5:00-5:30. До 6:30 приготовление завтрака и связь с Москвой. 8:00 - выход на маршрут. До обеда останавливаемся для отдыха на 10-15 минут, через каждые 1,5 часа хода. А иногда и того реже. Обед с 13:00 до 15:00. Во время обеда успеваем приготовить запас горячей воды и минут 10-15 поспать. С 15:00 до 19:00 снова идем по полтора часа с 10-15-минутными перерывами. С 19:00 до 20:00 устанавливаем лагерь, ужинаем. Укладываемся спать не позже 22:00.
     Сегодня после обеда у Бориса разболелась нога. Несколько лет назад он отморозил на ноге большой палец, и сейчас начинает сходить ноготь. Неприятное зрелище, мне очень жалко Бориса. Для его лечения остановились в 18:00. Доктор Игорь, как всегда, был на высоте. Даже хотел прооперировать, но Борис не дался.
     Учитывая, что вышли мы утром позже, а закончили раньше, я был удивлен: за день прошли больше 14 км. (Всего от старта пройдено 81 км). Наши координаты: 66° 07' 04'' с.ш. 39° 48' 41'' з.д. Высота 1700 метров над уровнем моря.

20 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ

     Борис разбудил всех в 5:20, испугался, что мы проспали.
     С утра сильный ветер: палатку трясет, ощущаются сильные порывы. Благодаря приобретенному опыту, мы оцениваем силу ветра, не выходя на улицу -- больше 20 м/с (больше 72 км/ч). Посоветовавшись друг с другом, приняли решение устроить день отдыха. На то было несколько причин: во-первых, конечно же, сильный ветер. Идти при таком ветре вперед еще можно, но затрачивается на это слишком много сил, а продвижение очень маленькое. Во-вторых, все мы, особенно Игорь, устали за 8 дней. В-третьих, накопилось много дел, которые невозможно делать во время движения.
     Утром позвонил в Москву и выяснил, что ветер, который все время дует, скорее всего, стоковый: он имеет суточную цикличность, его скорость может достигать 20 м/с. Но все равно непонятно, почему дует с севера. Если ветер с ледника, то направление должно быть с запада. Мы долго думали, но так и не смогли понять, почему это так.
     Все начали заниматься своими делами. Игорь устроил стирку. Я писал дневник и производил небольшой опрос.
     Было три вопроса: 1 – что понравилось за прошедшие восемь дней; 2 – что не понравилось; 3 – о чем вы думаете, когда идете.
     Игорь ответил, что ему понравились айсберги: «Это что-то огромное, безумно красивого цвета. Жалко, что это не могут видеть все люди». Еще приятно осознавать, что все, что мы делаем, полезно и важно. Не понравилось то, что в его санях выявляется много мелочей, которые нужно переделать: всякие полочки, ремни, пряжки… Когда идет, он думает о семье. Иногда, в особенно тяжелые моменты, чтобы отвлечься, он поет песни. Самые разные, например, «В лесу родилась елочка».
     Дальше отвечал я. Нравится то, что мы движемся. Это означает то, что какие бы сюрпризы нам не приготовила Гренландия, мы успешно закончим экспедицию. Не нравится то, что мы мало разговариваем между собой. Это, наверно, от усталости. (Но сегодняшний день все исправил! Было много разных разговоров.) Еще не понравилось то, что по моей вине сломался компьютер. Сильно себя виню за это. Думаю о том, что осталось в Москве: о делах, о родных. Жалею о том, что с нами нет Дмитрия Игоревича.
     Борису понравилось то, что экспедиция закончила первую фазу: мы повернули с севера на запад. Ему нравится хороший темп движения. Мы стабильно проходим больше 11 км в день. Что ему не понравилось, Борис не знает. Когда идет, он думает о прошлом, анализирует. Например, что было, если бы в детстве удалось осуществить мечту и стать океанологом, а не инженером-химиком. Думает о детях и жене.
     Днем прочитал несколько образовательных лекций для Бориса и Игоря. О том, как пользоваться видеокамерой. Раньше, когда мы вносили камеру в палатку, она сразу отсыревала. А вчера, после долгих приготовлений, мы наконец-то смогли устроить съемки внутри палатки.

     Рассказал о различных дополнительных функциях часов «Суунто», которые есть у всех нас. Часы всем очень нравятся. Можно пользоваться и компасом, и барометром, и альтиметром. Не хватает в часах, по нашему мнению, только определения скорости ветра и измерителя пульса. Пожелания для фирмы «Суунто» (Шутка!).
     Услышал мнения о нашем снаряжении. Лыжи, например, очень хорошие: гибкие, прочные. Но мешает слабый загиб носка лыжи. Иногда он врезается в заструги, можно сильно упасть. Сейчас мы как раз пересекаем большие поля застругов. Пару дней назад так и случилось: Борис упал и немного повредил себе локоть. Но Игорь, как истинный доктор, быстро привел его в норму.
     Вообще, Игорь справляется с обязанностями врачевателя отлично. У нас иногда появляются медицинские проблемы, которые пока, к большой радости всех, не вызывают у Игоря затруднений.
     Вечером, когда стих ветер, Игорь занялся утилизацией накопившегося за 8 дней мусора. Процесс представляет собой обычное сжигание. Но без остатка сжечь все наши бумажки и пакетики не удалось. Но его осталось гораздо меньше, и он стал гораздо легче. Лично мне интересно, сколько килограммов мусора мы привезем из экспедиции.
     Легли спать раньше, чем обычно -- в 21:30, что бы завтра встать тоже пораньше.

19 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ВОСЬМОЙ

     Дует ветер, очень стабильный, до 10 м/с (36 км/ч) температура -5…-7 градусов. В прошедшую ночь я очень сильно почувствовал отсутствие снежной стенки. Спал с наветренной стороны и чувствовал ветер внутри палатки, даже внутри спальника. После сильного ветра «питерака», который мы испытывали на второй день, все наши ночевки были на очень твердом снегу. Его невозможно пилить на кирпичи для стенки, и в нем невозможно выкопать яму. А вчера возможность построить стенку была, но мы поленились.
     Мы выбрали реперную точку - 66° 40' 00'' с.ш. и 43° 00' 00'' з.д. По нашим оценкам, это середина маршрута - не по расстоянию, а по трудности. Это самая высокая точка нашего маршрута, до нее 180 км. Пройдя эту точку, мы пойдем вниз, под горку. Это будет легче. Теперь всегда мы будем мерить расстояние, оставшееся до этой точки.
     В первой половине дня из-за ветра идти было трудно. На обеде я позвонил в Москву и поинтересовался прогнозом погоды. Боялся, что вновь может начаться шторм. Даже появилась мысль о том, что лучше поставить палатку и переждать. Но после звонка в Москву погода, как ни странно, улучшилась и ветер стих. Хорошо, что не стали пережидать. В результате прошли 11,2 км. (Всего от старта пройдено 67 км.) Это хороший результат! Наши координаты: 66° 03' 59'' с.ш. 39° 31' 39'' з.д.
     Вечером сварили нашу фирменную похлебку. Смешали в кастрюле сублимированные овощи и сублимированное мясо, грибной суп и кашу «кус-кус». Ужин получился великолепный. Я раньше никогда не ел «кус-кус». Эта каша похожа на пшено, но, тем не менее, это не пшено.

18 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

     Ночью было -8…-9 градусов. Под утро температура поднялась до -6…-7, ветер северный -- 5,7 м/с. Утром решили, что мы уже достаточно отклонились к северу. И теперь держим курс гораздо западнее, точно на Сондер Стромфьорд. Подъем очень пологий. В этих условиях Игорь сильно выигрывает у нас. Его лыжи без камуса, хорошо скользят, а сани весом 30 кг совершенно не задерживают движение. Раньше Игоря ждали мы, теперь ситуация изменилась – он довольно часто ждет нас. Поскольку Игорь теперь возглавляет наше шествие, то встает вопрос о навигации или о человеке, который будет называться штурманом.
     Раньше все это входило в мои обязанности. Я ориентировался по солнцу и компасу и, в меру возможности, объяснял основы ориентирования и Игорю, и Борису. Они довольно быстро все усваивали и хорошо отвечают на вопросы типа: «Насколько и куда от своей тени надо отклониться, если нам надо идти на северо-запад и сейчас 15.00».
     Солнце над нами светит постоянно, и ориентироваться таким способом очень легко. Но Игорю из-за низкой посадки в санях таким способом определять направление движения слишком трудно. Он с трудом видит тень, которую отбрасывает. Поэтому мы завтра постараемся закрепить у него на снаряде компас, прямо перед глазами, чтобы он мог ехать и указывать нам дорогу.
     У вечеру ветер стих до 2 м/с, его почти нет. Температура опустилась до -10 градусов. Координаты: 66° 01' 07'' с.ш. 39° 18' 33'' з.д. Как и вчера, за день прошли 11,6 км. (Всего от старта пройдено 56 км.) Высота 1520 метров над уровнем моря.

17 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ШЕСТОЙ

     Ночью было около -10… -13. Ветра нет. Погода ясная. Утром потеплело. День прошел как обычно. Поднялись до высоты 1300 м над уровнем моря. Температура днем: -6…-7 градусов, ветер северный 5-6 м/с.
     Холодновато, но если ветер стихает и светит солнце, становится даже жарко.

     Борис устроил стирку, выглядит это забавно. Он бросил свои носки и белье на снег, и начал прыгать и ходить по ним, потом взял все в руки и тер. Эту процедуру он повторил несколько раз.
     Мое здоровье улучшилось, до обеда идти было очень приятно и легко, я словно летел. В обед по моей вине вышел из строя компьютер. Я оказался настолько подавлен, что дальше шел плохо и очень вяло.
     Компьютер здесь -- вещь очень полезная. Возможность посылать и получать письма по электронной почте очень скрашивает нашу жизнь. Обидно и жалко всего этого лишиться.
     К вечеру наши координаты были 65° 58' 13'' с.ш. и 39° 04' 56'' з.д. За день прошли 11,7 км. За день прошли 11,7 км, поднялись до высоты 1400 м. (Всего от старта пройдено 44 км.)

16 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ПЯТЫЙ

     Сейчас 5:30 утра 17.04. Вчера были бурные дебаты когда лучше вставать в 5, 5:30, или в 6. В основном дебатировал Борис сам с собой, может быть при небольшом участие Игоря. В результате Игорь поставил будильник на 5:30, а Борис всех разбудил в 5:00.
     Интересно, но с каждым днем нашего продвижения в центр Ледника, становится все холоднее и холоднее. Причем каждый день мы продолжаем идти в рубашках, если нет ветра, но как только солнце начинает садится, то сразу чувствуется приближение холода и надеваешь все, что есть теплое. Наши координаты 65 гр 52 мин 31 сек СЕВЕРА и 38 гр 58 мин 22 сек ЗАПАДА. Ночью было около -10 -13. Ветра нет. Погода ясная. Прошли вчера 7,5 км. Как-то было тяжело идти, особенно левую половину дня до обеда. Основная причина - мое плохое самочувствие. Да Игорь тоже не фонтан. Он сильно жаловался на руки - с утра они какие-то ватные. Кроме всего произошли два события, которые немного нас задержали и замедлили наше продвижение.
     Несколько раз ломались сани Игоря, точнее место крепления лыжного снаряда с маленькими грузовыми санками. В санках едет "всего 30 кг", но все равно нагрузка на этот узел приходится очень большая, и болты, которые мы ставили, просто срезались.
     Второй случай - Борис потерял зарядное устройство и аккумулятор от спутникового телефона. Последние два дня одна солнечная батарея стоит у меня на санях, другая у Бориса и каждый из нас следит за своей. Причем интересно, что одной батареи хватает для того, чтобы заряжать любой из наших аккумуляторов. После обеда Борис, видимо, плохо прикрепил все это хозяйство к саням. Спустя 1:30, когда мы решили остановится, чтобы попить воды, он с удивлением говорит: "Что-то зарядное устройство не пищит". Подходит поближе и видит, что устройства просто нет. Пришлось возвращаться ему назад, около 1,5 км. Все нашлось.
     Вчера весь день шли по высоте более 1000 метров. И интересно, вроде как и совсем немного, но облака (под нами) просматривались очень четко.

15 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

     Доброе утро. У нас сейчас 16 апреля 6:00 утра. Только что встали и готовим завтрак.
Наши координаты 65 гр 48 мин 36 сек СЕВЕРА и 38 гр 55 мин 53 сек ЗАПАДА. Погода хорошая, светит солнце. Ясно. Небольшой ветер с севера.
     Вчерашний день прошел в целом хорошо. Прошли чуть более 10 км и пересекли отметку 1000 метров. Все продвигается хорошо. У нас отличная команда.
     Попытались съесть полностью весь наш ужин - и суп, и второе. Почти получилось, но вообще это тяжело. Борис хоть и начал распускать идеи о том, что есть на ночь так много вредно, тем не менее съел все.
     По общему мнению - вчерашний день идеальный. Единственное, что омрачает - мое плохое самочувствие (сильный кашель, насморк). Но вроде Игорь меня начал лечить и, я надеюсь, что сегодня все пройдет.

14 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ТРЕТИЙ

     Привет всем. У нас сейчас 5:10 утра 15 апреля. Пока удается писать и отправлять каждый день. Интересно надолго ли хватит?
     Все ночь грел в спальнике всевозможные батареи и компьютер. Боялись что ночью может быть холодно. Вечером было -5-6 и ветер. Но утром опять тепло. Итак, я печатаю, Борис готовит завтрак, Игорь возится с аптечкой.
     Наши координаты 65 гр 40 мин 13 сек СЕВЕРА и 38 гр 47 мин 35 сек ЗАПАДА. Вчера был ударный день. Ну, по крайне мере, мы его считаем таковым - прошли 9,3 км. То есть почти 10. И это при том, что вышли в районе 11 часов, а не в 8:00 (как по графику).

     Весь день вчера шли на северо-запад. Под самый конец начали отклоняться севернее, так как увидели, что впереди идет большое понижение и выступают каменные породы. Было похоже на фильм "СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" в Антарктиде, тем более, что утром, когда пили кофе, Игорь сказал: "Истина где-то рядом".
     Так вот, вышли вчера в 11 часов. В 13:20 решили остановится на перекус. Так как ужасно хочется пить и погода хорошая, то решили позволить себе разжечь примус и растопить дополнительную воду. Видимо, сейчас организм переходит на новый водо-солевой режим и постоянно хочется пить. Видно, что мало взяли сублимированной клюквы. Это просто какое-то кисло-сладкое чудо.
     Не хотел писать, но Борис "заставил".
     Как я писал вчера, мы несколько часов откапывали лагерь. По своей глупости мы положили лыжи и палки перед снежной стенкой. Во время ночи ветер и снег сделали большой надув со стороны стенки, при этом он сильно спрессовался и заледенел. Для того, чтобы откопать, пришлось все это раздалбливать концом запасной лыжи, так как лопата в данном случае была бесполезной. Во время этого Борис сильно поранил себе руку о кант лыжи, и потребовалась помощь Игорька, который выполнил свои медицинские обязанности на 5 с плюсом.
     Ну вот, вроде это все.

13 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ВТОРОЙ

     Дует сильный ветер. Проснулись сегодня в 5.15. В 7.45 были уже в пути. Нормально удалось пройти только 1-30. Но все равно удалось пройти около 2 км. Около 10 остановились, позвонили Роберту и Дмитрию. Поговорил с Сашей Блиновым, он сказал, что в Аммасалике сейчас двое норвежцев, которые собираются завтра вылетать на вертолете в Изорток и тоже пересекать Гренландию. Ветр крепчал. Попытались идти еще 30 минут, но КПД был близок к нулю и поэтому решили остановится. Довольно трудно было выбрать место, так как лед подходит очень близко к поверхности и надувы снега неглубокие.
     В течение 2-х часов ставили стенку. При этом первую, которую удалось поставить, снесло ветром. Хотя стенка высотой 1 метр, но палатка все равно стоит очень неуверенно и сильно бьется по ветру. В какой-то момент к ветру прибавилась поземка из снежной крупы. Очень неприятное ощущение - крупа настолько острая и большая, что на лице остаются царапины.
     Слава богу, ветер теплый, если бы было -5 и такой ветер, то обморожения не миновать.
Сейчас сидим в палатке, уже поспали и готовим ужин. В процессе обсуждаем, бывал ли кто-то в таком ветре. Борис говорит о пустынных ветрах в Каракумах, но там было слабее. Мне вспомнился ветер, который унес нас в Беринговом проливе в 1996 году - он тоже был слабее.
     Сейчас мы находимся уже на высоте около 300 метров и довольно хорошо виден океан. Почти весь береговой лед оторвало. Вообще иногда наступает желание включить GPS и посмотреть, насколько далеко нас отнес ветер и в какую сторону (такое ощущение, что мы находимся на дрейфующем льду). Немножко страшно, а вдруг этот ветер не прекратится?
     Это письмо пишу уже от подзаряженных аккумуляторов. Солнечные батареи работают, хотя и слабо.
Наши потери - коврик, который выдуло у Игоря, чехол от палатки и чехол от солнечных батарей. Только что ходили укреплять стенку. Ветер сбивает с ног. Уверен, что завтра "норвеги" не прилетят, такой ветер около 34-40 метров.
     Пока все, отправлять буду позже.
     Это сообщение отправляю в 11.00 3 дня. Последние пять часов ветер слабел и мы собираемся выходить. Все это время откапывали лагерь, который замело по самый верх.
     Матвей, Игорь, Борис.

12 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

     Стартовала экспедиция 12 апреля 2000. Маршрут протяженностью 650 км пересекает Гренландию от Аммассалика до Сондер Стромфьорда.
     "...Вертолет, который доставил нас на ледник к месту старта прилетел в 14 часов. Немного опоздал, но это дало всем возможность поспать. Координаты нашего первого лагеря 65 гр 37 мин 14 сек СЕВЕРА и 38 гр 40 мин 06 сек ЗАПАДА..."

     В 15.30 начали движение. Еще утром перед выходом обсуждали, как лучше устроить движение -- сколько идти и сколько отдыхать. Решили: 50 мин ходьбы + 10 мин отдыха. На практике немного по-другому. Тяжело тащить сани весом 150 кг без остановок 50 минут. Поэтому короткие остановки приходится делать каждые 5 минут. Сани настолько тяжелые, что даже в отсутствие встречного ветра приходится наклоняться вперед, идти так, чтобы твой нос был на расстоянии 40-50 см ото льда.
     Вместе с вертолетом прилетел Роберт Перони (известный путешественник, живет в Гренландии - прим. В.В.). Он привез два запасных камуса. Помимо этого он сделал мне очередной подарок -- свой компас. Очень приятно и трогательно. Не знаю, насколько он удобнее, но все равно. А еще он привез 2 термоса и 2 кекса, которые мы с удовольствием съели за ужином. Вообще за ужином решили доесть все, что набрали у журналистов -- сливочное масло, печеночный паштет, рыбу и т.д. Следующий день должен быть такой как все будущие 50 дней. Хотя непонятно будет ли их 50. Вечером посмотрел координаты - 65° 38' 20'' СЕВЕРА и 38° 43'' 17'' ЗАПАДА. Мы продвинулись чуть более чем на 3 км, а шли при этом 3.30.

СТАРТ

     По результатам 4-х отборочных этапов, медицинских обследований, в том числе психологических, сформирована команда из 3 человек:
     Матвей Шпаро, 1975 г.p., заместитель директора Клуба «Приключение», студент 5 курса Московского института электроники и математики. В 1995 году М.Шпаро был соруководителем восхождения пяти инвалидов, пользующихся колясками по леднику на Казбек (5047 м), Кавказ, Грузия; в 1997 году он возглавил экспедицию инвалидов на Килиманджаро (5985 м), Танзания; в марте 1998 года вместе с отцом Д.Шпаро впервые в истории пересек на лыжах Берингов пролив.
     Борис Смолин, 1961 г.р., окончил Томский политехнический институт, оператор «Агригазполимер», г. Обнинск Калужской области, в 1982-1994 г.г. участвовал в горных и пеших походах, зимних альпиниадах. В 1987 г. в составе команды автономно пересек с севера на юг пустыню Каракумы.
     Игорь Кузнецов, 1971 г.р., г. Барнаул, инвалид 1 группы, травму получил в 1994 г., имеет среднее специальное образование. Чемпион Барнаула по лыжным гонкам для инвалидов-колясочников, бронзовый призер чемпионата России среди инвалидов по жиму штанги лежа в весе до 60 кг, член алтайской краевой организации инвалидов-колясочников «Преодоление».



Информация предоставлена клубом «Приключение»
www.shparo.ru




Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2017
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
Моторно-свободный параплан HUNTER., Моторно-свободный параплан HUNTER. Производитель A...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:40
2. 
Моторный параплан ACROBAT., Моторный параплан ACROBAT. Производитель PARAAVIS...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:39
3. 
Прогрессивный параплан для полетов вдвоем RIO 42., Прогрессивный параплан для полетов вдвоем RIO 42. ...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:29
4. 
Самый надежный учебный параплан для обучения Танго, Самый надежный учебный параплан для обучения Танго...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:26
5. 
Лучший палаплан для легкого пилота Тайран производ, Лучший палаплан для легкого пилота Тайран производ...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:25

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 563


Новые фотографии:


Путь
23.03.17, 01:01

Команда
22.03.17, 00:43

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Памирский марафон-99 . Отчёт (стр.6) [7860], Горный туризм, Андрей Лебедев, 19.04.01
2.  Хели-ски на Байкале? [7751], Горные лыжи, Анатолий Казакевич, 30.11.07
3.  Экспедиция "Золотой Юбилей ЧоОйю". [7913], Альпинизм, Ирина Вяленкова, 16.09.04
4.  Афганистан. По ту сторону зеркала. [7933], Путешествия, Иванов Александр, 14.06.08
5.  "От берега до берега" на велосипеде. [7763], Велотуризм, Борис Беркут, 04.06.02

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Чепурной Алексей., статей: 2, просмотров: 15617
2.  Сергей Богомолов, статей: 4, просмотров: 32753
3.  Федор Конюхов, статей: 9, просмотров: 75615
4.  Луканова Юлия, статей: 1, просмотров: 8150
5.  Александр Одинцов, статей: 6, просмотров: 47337

1, 2, 3, 4, 5, 6