Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
Марафоны лыжные.

В. Бобров

МАРАФОНЫ ЛЫЖНЫЕ
Андрей (andrey@vvv.ru)  13.04.2007 00:08




Каждое зимнее воскресенье любители беговых лыж всего мира собираются на старт лыжного марафона в одной из стран системы Worldloppet. Это грандиозное спортивное шоу-соревнование проводится в 14 странах: Чехия, Австрия, Италия, Германия, Эстония, Франция, Финляндия, Швеция, Швейцария, Норвегия, Канада, Америка, Япония и Австралия. На старт выходит от 5 000 до 20 000 человек со всех континентов земли. Только пингвины в Антарктиде не выходят на старт.


Я принял участие в 5 марафонах, прежде чем решился рассказать о своих впечатлениях. Если спортсмен успешно преодолеет 10 из 14 марафонов (один из них обязательно за океаном), то он становится мастером Worldloppet. Так что ждите банкет от будущего мастера.

Итак. Ленинградский вокзал. Группа россиян грузится в поезд Москва   Хельсинки. Вагон международного класса   это забытый вагон времен СССР, где все исправно и чисто, тепло и не дует, а проводница приветствует вас в пальто с каракулевым воротником.

Ночь в поезде, пограничный и таможенный контроль без задержек и придирок, и мы сходим на станции Лахти (поезд стоит 2 минуты, следующая станция Тиккурилла, стоянка 1 минута). В норматив по высадке мы уложились и через 10 минут (с помощью такси) регистрируемся, нет не регистрируемся, а просто получаем ключи от номеров в одноименной городку гостинице  Лахти .

Сам Лахти знаменит, как участник Турне 4 трамплинов и этапом Кубка мира по биатлону. А в последние выходные февраля городок принимает нас, любителей беговых лыж. Принимает очень радушно и гостеприимно до пресноты. Когда мы спросили, где прокат автомобилей, то работник рецепции по телефону вызвал представителя прокатной фирмы в отель, чтобы тот проводил нас в свой офис за углом гостиницы.

Но вернемся к главному, к марафону. В стартовом конверте мне выдали номер, чип для контроля прохождения трассы, талон на питание после финиша, мешок для теплой и сухой одежды. Номер на грудь, чип на лодыжку, мешок в гардероб и вперед на старт.

Стартовали группами по 500 человек с интервалом 10 минут, всего 5000 представителей человечества. Легкий финский морозец минус 14 градусов. Погода идеальная, лыжня подготовлена идеально. По всей трассе нарезано 3 лыжни. Просить уступить лыжню нельзя, но место для обгона справа или слева всегда есть. Трасса протяженностью 50 км проходит по живописнейшим местам: маленькие финские хуторки-деревушки, белоснежные снежные поля (истинно белые, истинно снежные), замерзшие озера, болота, лесные просеки с березками, украшенными утренним инеем, с елями и соснами в шапках и шубах из снега. Красота, мороз, солнце. И разноцветные лыжники, стремящиеся к финишу, к победе. Не к первому месту, а именно к победе над собой и серыми буднями.

Что мне нравится в марафонах (кроме ранее описанных нижних ланит), так это пункты питания (заправки). Там не надо упираться, как на подъеме, спокойно дышишь, ешь, пьешь, сколько захочешь, короче говоря, отдыхаешь. На трассе было запланировано 6 пунктов питания. В меню значились: энергетическое питье, черничный кисель, соленые огурчики, сухофрукты, бананы, бутерброды и прочее. На шестом пункте питания обещали пиво.
Итак, цель обозначена, вперед к заправке  6.

Трассу я уже описал, меню на пунктах питания описал, осталось вспомнить, что марафоны требуют определенной физической кондиции и связаны с некоторыми физическими нагрузками, при которых работают 97% мышц тела. После 35 км у меня начало сводить мышцы рук, заломило спину, ноги желали постоять. Но до шестого пункта питания всего 10 км. Финские болельщики, молчаливо хлопая варежками, поддерживают меня.

И вот долгожданная деревня Tapanila. Меня не обманули: beer! Первый стакан, второй, третий  Пиво теплое, пенистое, ароматное, все его вкусовые качества воспринимаются обостренно. Но тут я вспоминаю советы бывалых: может ударить в ноги. С сожалением одеваю палку на руку и плетусь к финишу.

Правда, мои ощущения были, что я не плетусь, а лечу к финишу. Мышцы не сводит, открылось второе пивное дыхание, я рассчитываю выйти из 4 часов, а это результат выше среднего. Преодолеваю подъем, разгоняюсь на спуске, еще подъем и вот он, финишный спуск. Крутой, достойный горнолыжного мастерства, а я им владею. Разгоняюсь так, что на повороте вылетаю с трассы, закладываю крутой вираж, болельщики благоразумно расступаются, и я снова на лыжне. Толкаюсь палками, делаю круг по знаменитому стадиону Лахти и, как чемпион, пересекаю финишную линию: 3 часа, 59 минут, 31 секунда (1213 место). Финки обступают меня плотным кольцом. Одна снимает с ноги дорогой чип, другая салфеткой вытирает морозные  сопли , а третья вешает на шею медаль на ленточке финского флага.

Потом меня организаторы напоили горячим морсом, накормили обедом и отправили в сауну. Но русские не могут без банкета в номерах. Водно-энергетический и витаминно-микроэлементный баланс мы восстанавливали в гостиничном номере водочкой под селедочку с красной рыбкой и салом.

А утром, взяв на прокат машину (Ford S max, выпуска января 2007 года), мы покинули ставший близким Лахти, и взяли направление на Турку, где нас ждал паром компании Viking Line  Isabella  ( Изабелла ).

Машину нам дали за наличные, взяв только ксерокопию депозитной карты и предупредив, чтобы мы вернули авто с полным баком.

Дорога чистая, ухоженная. Населенных пунктов вдоль дороги почти нет. Финские хуторки располагаются вдали от дороги, за полями, на опушках леса. Разрешенная скорость в Финляндии 80 км/час. Полицейских машин и постов нет. Везде стоят знаки  видеонаблюдения . Для российского водителя тащиться по финским дорогам, соблюдая скоростной режим, тяжелое испытание.

Паром мы нашли без особого труда. На въезде в Турку мы увидели указатели  кораблик на волнах , которые и привели нас к парому  Изабелла . Подъехав к контрольному пункту со шлагбаумом (check in), мы протянули в окошко листок бронирования, полученный в Москве по Интернету, и тут же получили пропуск на машину и электронные ключи от каюты. На паром мы въехали на своем авто без пограничного, таможенного, паспортного и прочего контроля. Шенген (или СССР), хотя в Швеции своя валюта   шведская крона.

Сказать, что наша  Изабелла  красивая, белая и большая, - ничего не сказать. Вы представляете ее одинадцатипалубную корму! Это многоквартирный дом, а точнее микрорайон. Здесь несколько гаражей для фур, автобусов и легковушек. Рестораны, кафе, бары, дансинг, дискотека, конференц-зал, казино, магазины беспошлинной торговли. Несколько палуб-домов с комфортабельными каютами-квартирами для пассажиров и отдельная палуба для капитана. Следует отметить, что жильцы этого микрорайона выселяются и заселяются за один час стоянки у причала, при этом команда уборщиков успевает вылизать до девственной чистоты все палубы, помещения и закоулки парома.

Стокгольм встретил пасмурной погодой. Совершив двухчасовую прогулку по центру (машина ждала на платной стоянке, других просто нет, и всегда выделяются места для инвалидов), мы выехали на связку магистралей, ведущую к нашему следующему пункту назначения Мора. В Швеции разрешенная скорость 90 км/час, и расстояние в 440 км по не знакомому маршруту мы ехали почти 6 часов. Ехали-ехали и приехали  в такое шведское захолустье, что легкий шок испытали все участники марафонной  авантюры . Нас поселили не в самой Море, а в 30 км от города на заброшенном хуторе Hornberga, состоящем из пяти домов. Да, дом двухэтажный, но первый этаж не пригоден для жилья. Отопление, горячая вода, три туалета, но сауна не работает, постельного белья нет (привезли с собой). А вокруг лес и тишина. Ни шопинга, ни дринкина.

От такой тоски я сбежал на два дня за 130 км на горнолыжный курорт Sälen. Курорт не заслуживает моих творческих усилий, но приняли меня там хорошо. Я впервые в этом сезоне катался по снегу и под снегом. Снег шел оба моих дня. Температура минус 4   6 градусов. Без ветра. Жил я в трехзвездочном отеле Bügelhof с двухразовым питанием. Русскую речь ни разу не слышал, а звонить кому-нибудь не было денег на мобильнике. В Швеции все и везде дорого (но об этом ниже)!

За два дня я удостоил своим вниманием три зоны катания в Sälenе: Lindvallen), Hundfjället и Tandädalen. Абсолютно одинаковы: с плоского пригорка высотой 900 м спускается десяток трасс по лесу (широкие, пологие, короткие, скучные). Подъем 4 минуты, спуск 1 - 1,5 минуты. Накатался на подъемниках вместо лыж. Шведов много, большинство с детьми. На курорте 1   2 гостиницы, а в лесу масса одноэтажных домиков на семью или небольшую компанию. Снега много, очень красиво и уютно. Да есть несколько черных трасс, но они ко-рот-ки-е. Ночной жизни практически нет, апрески слабое и не каждый день. Не езжайте люди в Швецию на горных лыжах кататься!

А поезжайте на марафон Vasaloppet. Это самая престижная гонка Worldloppet. По легенде путь в 90 км между Сэленом и Морой прошел король Швеции Васа, чтобы объявить войну норвежцам. Этот лыжный переход на допотопных лыжах по занесенным снегом лесам и полям шведы посчитали подвигом и почитают своего Васу до сих пор. С 1922 без перерыва на Вторую мировую войну тысячи шведских и нешведских лыжников повторяют его маршрут под названием Vasaloppet или просто Васа.

В Море проводится целая неделя Васы, целая неделя лыжного праздника. Марафоны на 30 и 45 км проводятся каждый день с понедельника по пятницу. Когда гуляешь по городку, непрерывно кто-нибудь финиширует. Косяки лыжников бродят по городку, готовясь к главному старту на 90 км в первое воскресенье марта.

Я так восторженно пишу о Васе до своего старта, наслушавшись рассказов от очевидцев. А теперь поехали на старт.

Подъем в 3 часа ночи, чтобы в 5 часов утра сесть в автобус, который отвезет нас к месту старта за 90 км от Моры. Старт общий, готовая к бою рать составила 13400 человек. Я в девятой тысяче. Со старта крутой подъем длиной 3 км прошли за 1 час 2 минуты. Шли в плотной толпе, культурно наступая друг другу на лыжи и палки. Когда вышли на равнину, оказалось, что   лыжни нет. Организаторы забыли подготовить трассу. Хваленные шведы, хваленная шведская Васа, а лыжня хуже, чем на Лыжне России. Температура 0   плюс 3 градуса, для смазки очень сложная. Лыжи не держат и вихляют в разные стороны. Люди падают на ровном месте, теряя равновесие. Силы тают. Шведам достается от меня. На приветствия болельщиков:  Хейя-хейя! , я отвечаю на чистом русском:  Трассу готовить надо, а не лясы точить  (литературная трактовка моей речи). Два раза упал сам. Злоба на организаторов накаляется во мне. Достается всему Шведскому королевству. Дороговизна их жизни уже достала. Любая мелочь стоит дорого: стакан чая 80 рублей, хлеб 80 рублей, бананы 80 рублей. На старт привезли в автобусе за 160 крон (640 рублей), а денег на подготовку трассы пожалели. Местные жители ездят по этому маршруту за 120 крон.

Первый пункт питания, 10 км позади. В меню только питье: энергетический напиток и черничный кисель. Второй пункт питания: кисель и булочки. Марафонцы всего мира и я возмущены: так скупо нас еще не кормили! Ну, шведы погодите! Я к вам больше не ездок.

Руки устали еще на первом дурацком подъеме в толпе, лыжи не держат, спина хочет финалгона. На третьем пункте питания добавил в кисель припасенной соли и российского порошка  Энергия . Жрать нечего, а хочется. Прикидываю время, до ночи к финишу не успеваю. Четыре раза перемазывался, но потом понял, что тестировать лыжные мази надо на тренировках.
Что такое дистанция 90 км? Это, когда после разминки в 40 км, остается пробежать марафон в 50 км.

Проехали 35 км, начинаю замечать красивый сосновый лес, нижние ланиты, хилый горнолыжный склон. Оказывается я еду по лыжне. Лыжи начинают держать, проходит боль в плечах и спине. Я начинаю  мощно  толкаться палками и быстро поправляю свое турнирное положение. Извините, шведы, был резок. Но расслабуха длилась только 30 км. За 25 км до финиша трасса снова стала разбитой. Из 90 км трассы 60 км не подготовленной, разбитой лыжни.
Как мне потом рассказали русские болельщицы, для спортсменов элиты впереди шел буран и резал лыжню. Никто из элиты не шел по безлыжью. И им за это еще давали медали. А нам  Ну, шведы  Даже за Нобелевской премией к вам не поеду (все равно не дадите).

Но спасибо местным жителям. Они вышли на трассу не ради элиты, а чтобы поддержать простых мирных лыжников. Кормили нас бананами, шоколадками, вафлями, дополнительно поили. Танцевали, пели, играли музыку и морально поддерживали нас своим  Хейя! .

Финишировал я в сумерках. В деревнях люди вдоль трассы зажигали плошки со свечами, Мора приветствовала первыми огоньками, финишные трибуны были заполнены. На часах 17 часов 51 минута. Мой результат 9 часов 51 минута 10 секунд, 8273 место. В душе двоякие чувства: результат плохой, не по моим силам, но Васа пройдена! За мной финишировало еще 2752 человека. Результат замыкающего 11 часов 53 минуты 23 секунды (я не пишу последнего, потому что каждый дошедший до финиша такого изнурительного марафона   победитель). И его ждали судьи, ждали болельщики, ждал обслуживающий персонал, чтобы предоставить теплую раздевалку, душ, напоить и накормить. Сошло с дистанции 275 участников, менее 3%.

В России есть марафоны, где организаторы кичатся большим процентом схода участников, например: гонка МВТУ до 40%. Кому нужны такие марафоны? Для элиты? Кроме трудности трассы, там устанавливают жесткий лимит времени, чтобы скорее закрыть трассу и приступить к дележу спонсорских денег. Галочку в расписание поставили и за стол. А что делать тысячам простых любителей беговых лыж? Ведь большинство из нас способны пройти любой марафон, но в своей пульсовой зоне (моя теория). И ничего, кроме пользы для здоровья не будет. И не нужно никаких медицинских справок, модных в России и покупаемых за деньги.

Банкет был скромным. Утром мы тронулись в обратный путь из неприветливой Швеции. Я не скрываю свои неприятные впечатления от Швеции. Неужели все дело в подготовке трассы? Нигде не было надписей на английском языке, хотя соревнования международные. Все очень дорого, деньги дерут за каждый чих. Такое впечатление, что их абсолютно не волнует, приедут к ним туристы или нет. Они самодостаточная закрытая нация, хотя по-английски говорят многие. Васа для них культовая национальная гонка, в которой приняло участие 88% мужского населения страны. Уровень жизни, действительно, очень высокий. На озере около Моры мы видели, как одновременно катались, на лыжах, коньках, буранах, картах и буерах. Но это уже не уровень, а образ жизни.

Дорога домой была быстрой и короткой. Великолепный концерт эстрадного оркестра на пароме. Машину приняли с улыбкой и без проверки. Бросили ключи на конторку. Все ОК? Good lack! И на поезд в Россию. Теперь мне Финляндии ближе Украины и Белоруссии.
А на последок я скажу: был я в финской бане в Финляндии и за шведским столом в Швеции. И то, и другое лучше   в Турции 


В. Бобров 07.03.2007




Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2017
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1.  Маркер BT-4 полный комплект, В связи с тем что, давно играю с электроникой про...
[Пейнтбол/Продажа]
Александр, 14.07.17, 12:42
2. 
Альпинистские ботинки мужские Boreal G-1, Продам мужские альпинистские ботинки Boreal G-1. Н...
[Альпинизм/Продажа]
Ирина, 12.07.17, 15:37
3. 
Продам комплект для начинающих, Продам комплект для начинающих недорого Швертовая...
[Виндсерфинг/Продажа]
Ирина, 12.07.17, 13:31
4.  купол Радар, совсем раритетная вещьчь, применений 300-400, 2...
[Парашютизм/Продажа]
Татьяна, 11.07.17, 22:46
5.  ПЗ-81, парашют запасной, нет ни одного применения 2004 г...
[Парашютизм/Продажа]
Татьяна, 11.07.17, 22:41

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 553


Новые фотографии:


Путь
23.03.17, 01:01

Команда
22.03.17, 00:43

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Три самых длинных дня моей жизни [6573], Виндсерфинг, Сергей Найдич, 17.12.02
2.  На вёслах - через Индийский океан-2008 [6672], Океанская гребля, Братья Синельники, 12.06.08
3.  Богомолов С.Г. идёт на Аннапурну 8091м [6767], Альпинизм, Богомолов С.Г., 27.03.07
4.  Озеро Белое [6748], Дайвинг, Игорь Галайда, 31.07.02
5.  По Скандинавии под Новый 2006 год [6840], Горные лыжи, Владимир Городзейский, 23.02.07

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Сергей Ананьев, статей: 1, просмотров: 6723
2.  Надежда Дранищева., статей: 1, просмотров: 6637
3.  Гайнуллин Тимур, статей: 1, просмотров: 6834
4.  Там Турс, статей: 1, просмотров: 6753
5.  Алексей Болотов, статей: 2, просмотров: 13613

1, 2, 3, 4, 5, 6