1100 км открытой акватории Японского моря, практически лишенной береговых укрытий. Команда из трех человек. Парусный надувной катамаран с минимальной обитаемостью на нем, кроме закрепленной прорезиненной палатки для снаряжения, ничего нет. Это парусный поход по Японскому морю.
Туристско-спортивный союз России классифицировал данную экспедицию как поход шестой категории сложности. Весь участок маршрута характеризуется сложными ветро-волновыми условиями, что связано с особым горным рельефом береговой линии. Кроме того, Японское море место аномальное по частоте прохождения через него тайфунов. Исходя из этого, компания BASK , предоставила Чембам специальную экипировку штормовые костюмы, с которой возможны ночные переходы в технически сложных условиях.
Большая протяженность маршрута и особенности побережья делают плавание в высшей степени экстремальным, с минимумом заходов на сушу и напряженным графиком движения.
Но эстремальность тайфунов и цунами компенсируется наблюдением (а то и дегустацией) за кальмарами, гребешками и трепангами на юге, крабами, кетой и горбушей на севере. В экспедиции нас ждут неземной красоты природа и Дальневосточные пограничники на всем протяжении.
Маршрут: Владивосток - Сов. Гавань (1100 км)
Старт 12 августа 2006 года.
Контрольные сроки 15 сентября
По спортивной классификации поход имеет максимальную категорию сложности (6)
Поскольку август на Японском море - время летних муссонов, в этом районе преобладают ветра южных и юго-восточных румбов, чем обусловлен выбор направления - с юга на север. Весь маршрут условно можно разделить на три этапа.
Участок 1. Владивосток - Уссурийский залив - пролив Аскольда - мыс Поворотный (около 100 км). Этот участок технически наиболее простой, так как он относится к акватории залива Петра Великого, относительно защищенного от внешних погодных влияний. Тем не менее, в Уссурийском заливе и в открытой части залива Петра Великого во время действия тайфунов могут фиксироваться волны, по классификации относящиеся к особо опасным , т.е. высотой до 6 м и более.
Участок 2. Мыс Поворотный - северная граница Приморского края (700 км).
За мысом поворотный начинается побережье Приморского края. Климат на этом участке формируется под влиянием теплого течения Куросио. Побережье представляет собой высокие отроги Сихотэ-Алиня. Береговая линия малоизрезанная и обычно представляет собой скальные сбросы высотой 100-200м без пляжей; защищенных мест для стоянки практически нет. Погоду во всем районе характеризуют как непредсказуемую, еще одно локальное явление - вечерние грозы со шквальным отжимным ветром.
Участок 3. Южная граница Приморского края - Сов. Гавань (300 км). Этот участок маршрута отличается от предыдущего в основном температурой. Теплое течение отворачивает на восток, в пролив Лаперуза, и начинается побережье Хабаровского края, более холодное и существенно менее населенное. На смену приморским лесам приходит тайга. Вся вышеописанная специфика, связанная с горным характером берега, сохраняется. Но становится значительно холоднее - сказывается близость Охотского моря. До порта Советская Гавань населенных пунктов очень мало.
Еще одна специфика маршрута - в Японское море приходят тайфуны. Летом это случается один-два раза в месяц. Во время тайфунов ветер может достигать ураганной силы, а волны высоты в 10 м и более. Но тайфуны - явление глобальное и потому прогнозируемое. По данным исследований, побережье залива Петра Великого подвержено воздействию цунами, возникающих от подводных землетрясений в Японском море. Всего у российского побережья Японского моря и в заливе Петра Великого известны четыре случая появления волн цунами, которые сопровождались разрушениями в 1907, 1940, 1983 и 1993 годах, но мы надеемся, что 2006 год не станет пятым...
Маршрут выбран не случайно навигация по нему практически отсутствует. Места мало изучены и не освещены. Это вызывает дополнительный интерес Чембов к экспедиции!
Организатор похода, состав команды
Организатором похода выступает Автономная Некоммерческая Организация Клуб приключений Чембы .
Клуб занимается приключенческим туризмом, проведением захватывающих экспедиций в отдаленные уголки Земли. Клуб состоит из 20 экстремалов, образом жизни которых являются путешествия. Девиз всех членов Клуба Выжимай из жизни все! полностью передает дух осуществляемых экспедиций и путешествий. Направления деятельности: альпинизм, спелеология, сноуборд, яхтинг, виндсерфинг, горный туризм, сплавы по горным рекам. Ежегодно организовывается 2-3 экспедиции и проводится более 20 мероприятий.
Отчеты об экспедициях, состав клуба и другую информацию можно узнать на сайте www.chemb.ru
Состав команды похода по Японскому Морю:
Капитан, организатор: Олеся Ильина
Яхтенный рулевой 1 класса, член Международной ассоциации рулевых многокорпусных разборных и надувных парусных судов. Шести летний парусный опыт. Кандидат в мастера спорта по парусному туризму.
Старпом, штурман: Анатолий Казакевич
Универсальный турист-экстремал. Профессионально занимается сноубордом, альпинизмом, парусным спортом. Пятилетний парусный опыт.
Матрос, фотограф, видеооператор: Алексей Кузнецов
Четырех летний парусный опыт, увлекается горным туризмом, серьезно занимается пешим туризмом.
За более подробной информацией обращайтесь:
Анатолий Казакевич
Сот.тел.: 8 914 922 63 92
info@chemb.ru
Откровенно говоря, редкий россиянин точно знает, сколько в состав Японии входит островов. Разве что отличники по географии, коих во все времена было меньше, чем по любой другой дисциплине. И едва ли кто-то, кроме учителя по этому благородному предмету, может сказать, что и где есть Японское море И зря. Или не зря. Вернее, не удивительно, потому как столь малоисследованный район редкость в эпоху под названием нет на карте больше белых пятен . А информации о районе минимум: последняя выпущенная лоция датируется 1977 годом.
Но мы же не ищем легких путей: если уж плыть, то туда, где не ступала нога человека вернее, где не волновался парус на ветру. Плыть туда, где нужно волноваться самому от дух захватывающих панорам, внезапных тайфунов, непроглядных туманов и самого факта: возможно, именно в этом уголке ты первый.
Я ни минуты не колебался, когда после прошлогодней экспедиции клуба приключений Чембы на катамаране по Байкалу кто-то предложил кандидатуру Японского моря: Ребята, однозначно! Там куча бухт, больших и поменьше. И сам маршрут практически нехоженый: первый и до этого лета последний катамаранный поход по маршруту Владивосток Советская Гавань был совершен в 2003 году .
Тут бы самое время сказать, мол, выбор сделан, обратной дороги нет Но как бы не так: шанс не добраться до берегов залива предоставлялся раз сорок. Первое, что как-то смутило: мы попадали в тот самый период , период буйства тайфунов. Потом, само по себе Японское море по непредсказуемости даст фору, кажется, даже Карибскому: сочетание разных типов течений и сложного рельефа дает в одних участках сильные устойчивые течения, с перемешиванием поверхностных и донных вод, а в других круговороты. Но это все хорошо вот читать в путеводителе В реальности жесткий экстрим гарантирован.
Хотя, разве я не этого хотел? Да и все мы? Черт возьми: a la guerre comme a la guerre, так что если назвался Чембом полезай в лодку. Но и лодки-то у нас не было. Решено отправиться в трехнедельный поход на разборном парусном катамаране Гоблин . Когда наш капитан Олеся Ильина с нескрываем сарказмом поведала мне название судна, сразу вспомнился мультик про капитана Врунгеля и яхту (По)беда . Потом подумалось, что все лучше, чем Горлум , так что чего придираться.
Если вы когда-нибудь читали Волшебник Земноморья Урсулы ле Гуин, то наверняка помните некий народ, живший в открытом море на плотах и лишь раз в год сходивший на землю. Вот таким сыном океана я себя в очередной раз почувствовал, когда, прибыв в первых числах августа в Находку, увидел собранным наш Гоблин : 6,5 на 3 метра, баллоны в чуть больше полметра диаметром, и грузоподъемность в полтонны. В очередной раз что-то внутри заволновалось: все же на катамаране, да по морю Но дальше волноваться значит, позорить звание старпома. Зато парусов полный набор грот, стаксель, геннакер, еще штормовой стаксель и трисель. И площадь парусная получилась почти в полтора раза больше площади самого катамарана. Впрочем, перед спуском на воду катамаран мы все же слегка модернизировали: усилили стыки продольных и поперечных труб, заменили подмачтовый узел, коробку и транец руля, а на палубе поставили одноместную палатку.
14 августа последние приготовления: до вечера занимались закупками. В Находке нашлась также одна газовая заправка, где можно заправить баллон. Так что бросили всем смс-ки, мол, на низком старте, и легли спать. Назавтра в 4 часа дня наш экипаж, наконец, вышел из бухты Врангеля. Дул зюйд-вест, силой балла в 3. Спустя некоторое время заштилело, пришлось включить мотор. Тут случился первый сюрприз: сломалась одна из двух стоек трубы, к которой крепится транец. Выровняли мотор и временно зафиксировали с использованием репшнура и закрутки. Второй сюрприз первого дня нас обрадовал уже на закате: поймали кальмара. Ночью небо затянуло облаками. Переменный ветер южных направлений был слишком слабым. Никаких ориентиров нет, Олеся рулила по компасу, иногда сверяясь с GPS. Ближе к утру низкие облака начали рваться, задул слабый ост. На рассвете подошли к бухте Успения: опять низкая облачность, накрапывает дождик, ветер слабый полосами. В районе обеда появилось солнце, штиль крепчает. Под мотором мы обошли мыс Островной и встали на пляже в бухте Соколовская. Народу немало, тем более что в глубине находится поселок Преображение. Довольно быстро отремонтировались и решили на ночь остаться в бухте. Ночью пошел сильный дождь: доложу я вам, это не материковые осадки
Дождь шел всю ночь и утром не прекратился. Отчалили от места ночевки: в море дул норд-ост, нагоняя волны до полутора метров. Но к полудню, когда мы дошли до мыса Туманный, ветер скис и едва дотягивал до 2 баллов. День прошел без особых приключений, к ночи дошли до бухты Валентина. Потрясающее ночное небо лишило нас сна: любоваться звездами, которым не мешает сиять свет больших городов , и вправду, можно бесконечно. Особенно под плеск волн
Однако назавтра, 18 августа, лирическое настроение уступило место прагматическим заботам: где зять бензин, который был уже на исходе? Пройдя устье реки Милоградовки (какие все-таки названия!), оказались в бухте Моряк-Рыболов (тоже не хуже). Поселок маленький, топлива нет, ближайшая заправка в селении залива Ольга Когда мы отъезжали из Моряка-Рыболова, приблизились пограничники и впервые проверили документы. Крамолы не нашли, отпустили. Мы на радостях (все, конечно, в порядке, но это ж еще ничего не значит ) попали прямо во встречный штиль. Шли под мотором некоторое время. К 8-ми вечера были на траверзе западного входного мыса залива Ольга. Оттуда поддувало: 3-4 балла. Вошли в залив уже по темноте: место закрытое, никакого волнения. Но впервые за поход ночь выдалась довольно холодная. Палатку поставили на берегу.
Утром довольно быстро потеплело. Я скорым темпом съездил в поселок за топливом, по счастью, успешно, и мы на попутном 4-балльном выскочили из залива. Вышли из залива в полдень, попали под хороший 5-балльный норд и пошли в лавировке. Встречное судно поделилось прогнозом антициклон, ветер до 5 м/c. Все остальные сухогрузы, шедшие навстречу, говорили то же самое. Но прогноз оказался не самым точным: к вечеру прошли залив Владимира, ветер поменялся на норд-ост. За заливом побережье представляет собой череду маленьких бухточек с песчаными пляжами. Эти места популярны, издалека видны палаточные городки возле самой воды. Прямо как у нас на Байкале в разгар сезона Вечером при немного усилившемся 4-балльном норд-осте с юго-востока пришла высокая зыбь. По темноте в лавировку зашли в бухточку восточнее мыса Южный, встали на ночевку на воде. Ночь пожалуй, впервые, прошла неспокойно: до утра дул горный ветер, мы по очереди просыпались, дабы проверить, не ползет ли якорь. Тьфу-тьфу, обошлось.
20-го утром, не слишком выспавшиеся, мы на попутном ветре вышли из бухты. На юге с неудовольствием наблюдали широкий облачный фронт. За мысом Выступ примерно в 10 километрах от берега попали в зону беспорядочных стоячих валов, возникших, как предположила Олеся, из-за наложения основной волновой системы и течения, идущего из долины реки Зеркальная. Высота валов не превышала 2 метров, но гребни обрушивались сразу в двух направлениях. На постоянной скорости около 10 км/ч обходили наиболее высокие водяные горы. Уже на подходах к бухте Рудная пристань ветер, укрепившийся до 6 баллов, раздувает волнение; море покрылось белыми полосами барашков. В самой бухте волнение меньше, но на берегу внушительный прибой. Мы влетели в устье одноименной реки на попутной прибойной волне почти в режиме серфинга. От местных узнали, что на побережье ожидается тайфун, на следующий день объявлено штормовое предупреждение. Не обманули: к вечеру все небо затянуло, пошел мелкий дождь. К ночи следующих суток получили интернет-прогноз тайфун ушел на материк и там распался: бурная радость под разъяснившимся небом
Утром 22-го августа на берегу разведка обнаружила базу МЧС, где мы и пополнили запасы пресной воды из колодца. Вода из реки, увы, для питья не годится выше по течению есть промышленные предприятия. Попричитав над ужасной экологией , мы в полдень благополучно миновали прибойную зону. Мыс Сигнальный обогнули под мотором. Там нас вызвал по рации береговой пограничный пост. Спросили начальный и конечный пункты перехода, количество человек на борту. И удовлетворился.
Пара дней прошла без особых событий. Разве что видели играющих касаток. 26го подошли к поселку Светлая, перед ним на мысе Сосунова стоит маяк. По иронии судьбы за оконечностью мыса обнаружили много остовов разбившихся судов: и маяк им не помог. Но потом стало ясно почему: во время шторма на мысу поднимается большое волнение, а вход в реку, расположенный рядом, окружен мелями. Войдя в реку, снова обнаружили ржавые остовы кораблей. Вечером нас опять посетили пограничники, чем существенно повысили мнение об обороноспособности рубежей нашей родины. Назавтра узнали, что по прогнозу ожидается приход сильного циклона, так что решили не рисковать. Тем паче, было нужно кое-что подремонтировать. Перемежая вздохи по поводу погоды с клацаньем инструментов, провели так пару дней. 28-го вечером устроили прощальный банкет, в котором приняли участие местные жители. Данила Голубев, еще один член нашего экипажа (по совместительству работник компании МТС, что существенно облегчало связь с миром) весьма кстати напоследок спел Все идет по плану . 29-го вышли, в три пополудни под мотором миновали прибойную зону. Норд-вест дул не самый сильный около 3-х баллов, но двухметровая зыбь существенно затрудняла лавировку.
30-го облачность была прежней. На выходе из бухты Плитняк попали в 6-балльный шквал со скалистого северного мыса. В 15 часов задул ост, через час он усилился до 5 баллов и зашел на север. Короткая встречная волна до полутора метров, все море в барашках. Ночевать мы решили на берегу, выбросились на пляж при довольно сильном прибое в районе озера Бурное. Катамаран полностью разгрузили и вытащили за прибойный вал. Но ночью пришлось вытаскивать еще раз подмыло прибоем, катамаран начал сползать.
В последний день августа от берега отходили по якорному концу. После обеда миновали поселок Единка. Маленькая деревня на совершенно открытом берегу, выглядит заброшенной Во второй половине дня ветер стал крепчать и заходить на север, раздуло до 6 баллов, пошла крутая встречная волна. В районе поселка Самарга столкнулись с высокими стоячими валами: не самый приятный момент путешествия. Волна очень короткая, сильно гасит скорость. На ночевку встали в бухте Адими (на карте Золотая). Там расположен лесозаготовительный участок: на рейде стоит сухогруз, а к нему круглосуточно подходят морские буксиры с лесом.
Второго сентября за несколько часов до рассвета в 5 километрах от мыса Аварийный в третий раз сломался моторный транец, чуть не порвали работающим двигателем баллон. Вот блин, Курская аномалия какая-то в этом месте! Пытаемся идти под парусом при слабом встречном ветре примерно в 5 км от берега. По ощущениям скорость относительно воды должна быть около 4 км/ч, но GPS показывает 1.5 км/ч в обратном направлении! Очевидно, существует сильное встречное течение. Потом и вовсе наступил штиль. С трудом добрались до обрывистого берега, пристали в устье речки Нелов на галечном пляже. До вечера занимались ремонтом (согнули стальные уголки и зафиксировали на них транец), потом пришла гроза. Пока гремело и лило, жарили на гриле пойманную в реке рыбу. Тут в очередной раз порадовались предусмотрительному отношению к экипировке: все-таки при отсутствии полноценной палатки костюмы Bask это спасение.
Мотор висит несколько криво, пришлось связать для него авоську . Выходили в сильный дождь, позже разъяснилось, появились звезды. Еще до рассвета дошли до бухты Гроссевичи, где есть крупная река и поселок. Огней от поселка ночью не видно, но на мысу Крестовоздвиженский есть маяк.
После рассвета зашли в поселок за хлебом И узнали, что ближайшая булочная находится в Советской Гавани, до которой около 200 километров. Мы все же отправились на поиски хлеба, заглянули к егерю, а в это время Олеся боролась с прибоем: ветер внезапно усилился до 6 баллов, понадобилась помощь местных, чтобы вытащить катамаран. Какой уж тут выход в море? Стартовали в сильном прибое под парусами и на веслах, чтобы дойти до реки Иха. Устье окружено мелями, но фарватер под левым берегом хорошо заметен. В реке оказалось довольно сильное течение, пока майнали паруса, собрали несколько коряг. А шестибалльный ост так и дул до следующего рассвета.
Вот уже и близко завершение пути. Наверное, именно поэтому напоследок Японское море преподнесло нам шикарный сюрприз: при переходе пятого сентября из бухты Андрея задул семибалльный норд-вест. После шести вечера ветер ослаб до 4 баллов. До темноты обходили мыс Красный партизан в лавировку, причем нас вели по рации из берегового наблюдательного поста: в этом районе встречаются два течения, которые, со слов местных яхтсменов, образуют валы до 4 метров высотой. Ночью при встречном ветре вошли в залив Советская гавань и встали на якорь в маленькой бухте его южной части. Там и заночевали. Утром наша команда нашла яхт-клуб, где мы и разобрались на пляже. На суше нас снова ждали удивительные приключения: грузобагаж с некоторых пор принимали только на вокзале в Ванино. Разумеется, пришлось везти трехсоткилограммового Гоблина туда. Уставшие, но таки радостные от того, что под ногами уже твердая суша, а не километры воды , мы плюнули на неудобства: в конце-то концов, ну, это ж мелочи жизни Ну, и что, что они весят три центнера?...
АНО Клуб приключений Чембы занимается продвижением брендов в рамках парусных проектов. Ближайшие проекты Клуба:
первый в истории трансатлантический переход на надувном парусном судне. Сроки экспедиции сентябрь-декабрь 2008г. Протяженность маршрута около 10 000 км. Заключение договоров с партнерами и спонсорами до мая 2008г.
Кругосветная экспедиция на 50 футовой яхте через красивейшие места планеты, со сменой самых эффектных видов активностей.
Уникальные экспедиции будут широко освещаться в прессе благодаря многочисленным информационным спонсорам. Запросить подробную информацию, и обсудить сотрудничество можно с директором Клуба Анатолием Казакевичем (info@chemb.ru)
Тут бы подвести итоги Но какие именно могут быть итоги у первой серьезной морской экспедиции Чембов ? Ну, да, по оценке Туристко-спортивного союза России, наш поход имеет шестую категорию сложности. Ну, да, маршрут пройден с опережением графика на 4 дня. Ну, да, пограничники нас называли надувным матрасом Ну, да, в Светлой, поднимаясь по речке в поисках стоянки, влетели мачтой в провода: 380 вольт. Поселок чуть не остался без света, экипаж без капитана; сожгли две ванты и поплавили паруса. Ну, да, мы видели в десятке метров от себя десятиметровых касаток
Главный итог мы прожили все эти приключения, мы доказали, что да, можем! И можем дальше. Теперь планируется серьезная парусная кругосветку, но такая, чтоб заехать по пути в самые интересные места мира от скалистых гор Таиланда до невероятных пустынь Африки сменяя различные виды экстремальных видов спорта. От невозмутимых пейзажей Новой Зеландии до неразгаданных предгорий Анд. От и до
А на обратном пути обязательно заедем в Японское море!
p.s. Подробный технический отчет о данной экспедиции можно найти на сайте Клуба www.chemb.ru
Анатолий Казакевич
АНО Клуб приключений Чембы
www.chemb.ru
(Материал подготовлен для журнала Катера и Яхты . Март)
Автор: Анатолий Казакевич, г.Иркутск, АНО Клуб приключений Чембы (www.chemb.ru)
Успешно завершен парусный поход 6-ой категории сложности по Японскому морю
Клуб приключений Чемберлены успешно завершил парусный поход 6-ой категории сложности по Японскому морю. Общая протяженность маршрута 1 100 км. Общая продолжительность похода 25 дней, из них 14 ходовых. По оценкам Туристко-Спортивного Союза России, поход имеет 6-ую (максимальную) категорию сложности. Маршрут Владивосток-Советская Гавань пройден с опережением графика на 4 дня. 5-го сентября надувной парусный катамаран финишировал в яхт клубе г.Советская Гавань. Сейчас команда уже прибыла в Иркутск, катамаран разобран и отправлен по железной дороге.
За всю историю, это второй успешный поход по данному маршруту на парусном надувном катамаране. Первый был совершен в 2003 г. командой Москвичей на тримаране Попандопола . Непопулярность парусного спорта в Приморье обуславливается и труднодоступностью мест, и сложной метеорологической обстановкой (2-3 тайфуна каждый месяц, следовательно, шквальные ветра, волна до 3х метров), и малым количеством закрытых бухт, где возможны стоянки (преимущественно обрывистые скалистые берега, бухты находятся в 30-50 км друг от друга). Набор всех сложностей приближает плавание по Японскому морю и Татарскому проливу к действительно экстремальному испытанию.
Стоит подробней рассказать о судне. Название, в дух катамарана Гоблин . Это небольшой парусный надувной катамаран, 7х3 м., гондолы скреплены рамой, на ней натянута палуба. На палубе также пришита небольшая водонепроницаемая палатка (хватает для одного человека, и небольшого количества вещей). От постоянной влаги, ветров и холода спасали специальные костюмы - Баск OFFSHORE SUIT. Есть два постоянных паруса (грот и стаксель), и два сменных (штормовой стаксель и генакер). На всякий случай есть и небольшой подвесной двигатель. При этом по вооружению, такелажу, катамаран не уступает средней парусной яхте. Дальневосточные моряки, пограничники судно встречали с большим удивлением, и иногда даже называли надувным матрасом!
Команда состояла из трех человек. Капитан Олеся Ильина (г.Новосибирск), старпом Анатолий Казакевич (г.Иркутск), матрос Алексей Кузнецов дошел только до г.Находка. В самом начале маршрута он пробил ногу, и нам срочно пришлось искать замену. Через четыре дня нас догнал Даниил Голубев (г. Иркутск), пришлось срочно продлевать отпуск, практически на месяц и лететь на Дальний Восток. Благо, руководство компании МТС (и лично технический директор Овсянников В.И.), где он работает пошло на встречу и Даниилу удалось заменить Алексея!
Возникает резонный вопрос все ли было хорошо, все ли живы, здоровы?! Скажем так, не без приключений :). Но на то и Клуб приключений! Подробно о приключениях на Японском море будет изложено ближайшее время в детальном отчете, он будет опубликован на сайте www.chemb.ru. Пока можно упомянуть о том, что были и тайфуны, три раза случались поломки. Водный мир тоже не отставал касатки до 12 метров, и акулы встречались довольно часто. Но об этом несколько позже, в детальном отчете о походе!
Анатолий Казакевич
АНО Клуб приключений Чембы
Почта: info@chemb.ru
г.Иркутск