Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Эльбрус - Русский Фавор .

Андрей Рычковский

Эльбрус  -  Русский Фавор .
Андрей (andrey@vvv.ru)  23.02.2007 21:51

Благословение Патриарха получено, и мы, команда, состоящая из детей сирот и взрослых, встречаемся на московском вокзале, чтобы начать весьма дерзкое мероприятие. Цель нашей экспедиции настолько необычна, что не укладывается в сознание большинства людей и по сию пору. Дело в том, что мы желаем отслужить Праздничную Божественную Литургию, и не где-то, а на самом высоком Престоле Европы, на вершине Эльбруса, высота которого около 5600 м. над уровнем моря. Необычность еще и в том, что мы туда должны взойти именно 19 августа, на Православный Праздник Преображения Господня, хотя как мы знаем, всякое восхождение, как правило, привязывается к благоприятным погодным условиям, а не под конкретную дату. И поэтому мы молим Бога, чтобы Он подсобил нам на пути к достижению поставленной цели.
Следующая тонкость момента заключается в необычном составе альпинистов-восходителей. Более половины команды состоит из детей сирот, воспитанников Ковалевского Детского Дома, из Костромской области, возраст которых от 11 до 15 лет. Любой альпинист будет весьма шокирован, узнав о возрасте. Я тоже не исключение, но команду ведет батюшка, а я привык батюшкам доверять. Значит, будем молиться и верить, а что еще остается то, не отступать же от намеченного. Тем более, храм уже в рюкзаке, всё, что необходимо для службы тоже. Общий вес всей утвари с походным храмом-палаткой составил около 100 кг чистого веса, и это всё надо будет поднимать на вершину. Да уж. Попотеть по видимому придется изрядно, но другого пути нет. Если хочешь служить, то будь добр преодолевай суровые испытания. Бог терпел. Вот такая наша дислокация на момент посадки на поезд.

Первое знакомство с мальчишками меня, если быть честным, не впечатлило. Ребята мелкие, хотя рюкзаков на каждого по три, а то и более, это весь наш экспедиционный груз. Почти все из них словно набиты кирпичами, но паники не наблюдается, даже тогда, когда наш вагон оказался в противоположном конце платформы и мы активно разминались, лавируя между движущимися пассажирами. Перекидав не одну тонну груза из быстро  таящей  кучи, распихали всё, что было куда придется, и, наконец, то перевели дух. Первое испытание меня удовлетворило. Дети работали дружно, никто не отлынивал и это добрый признак.

Итак, в команде 12 ребят и 9 взрослых. Батюшка Андрей Воронин, рассчитал, план нашего восхождения и более детально ознакомил с ним за время движения в Ставрополь. В команде, помимо него, на Эльбрусе из взрослых были четверо, из детей трое, Саша Ковригин в 10 лет. Опыт, между прочим, в мировой практике небывалый. Есть над, чем подумать... Думаем.

По команде из штаба авиации ФСБ нам обещали выделить вертолет. Прибыли на аэродром Нальчика, к нам вышел боевой генерал, и, опешил. Так же, как и я при первом своем знакомстве с детьми на вокзале. Наверное, ему сказали, что будет команда альпинистов, а то, что он увидел, спутало все его планы. Перед ним стояли дети, и некоторые из них на самом деле ростом не более метр с кепкой. Правда, надо отметить, что они не выдавали и тени сомнения. Несколько подумав, генерал принял следующее решение. Заброской заниматься буду я лично. И еще, посажу взвод солдат на Приюте, чтобы они прикрыли вас в случае чего. Дело в том, что в предгорьях с севера беспокойно, там находят себе убежище бандиты. Вот такой расклад, однако. Мы принимаем все условия, ведь это единственный способ забросить несколько тонн груза вместе со всеми нами в Базовый Лагерь с северной части Эльбруса, а время уже поджимает и нам надо уложиться в график работ.

Вот мы и на месте. Начинаем движение к вершине с высоты 2500м. Базовый Лагерь установили на 3500 м. Только разместились, поднялся шквалистый ветер с дождем и завалил наши большие палатки. Пришлось под стук капели, переносить всё барахло под прикрытие марены. Несколько часов работы и мы готовим ужин и сушим промокшую одежду, распределившись по палаткам. Ничего, лиха беда начало. Как и следовало ожидать, кое у кого слегка побаливает голова. Это дает о себе знать высота. Организм к ней способен привыкнуть, только путем постепенной акклиматизации. На самом деле все живы и относительно здоровы, дети в том числе. Теперь спать, завтра подъем, заброска и установка следующего лагеря на 3900м.

Утро выдалось хмурое, но надо включаться в работу. Во-первых, так легче адаптироваться к высоте, и, во-вторых, график работ надо выполнять четко. Вышли почти все. К вечеру первый лагерь был поставлен и уже кое-где в нём затеплилась жизнь. Слава Богу, пока всё идет по плану, и мы намерены после завтра, поставить лагерь два, на высоте 4600м, под скалами Ленца. Посмотрим, что будет с погодой и нашим здоровьем завтра.

Назавтра, занимались хозяйственными работами по лагерю один и подносили грузы из базового. Кое кому не сладко, высота, но в целом все пока в норме. По мере включения в работу, происходит ожидаемый отсев. Не все одинаково готовы и не у каждого из ребят одинаковая реакция на высоту, впрочем, как и у взрослых тоже. Естественный отбор показал, кто остается дежурить и поддерживать связь в базовом и первом лагерях, а кто пойдет заносить грузы и ставить лагерь два. Ужинаем, и пораньше ложимся спать. Завтра ранний подъем, в 4 утра.

Встали рано, еще темно и холодно. Зачерпываем снег в котелки, зажигаем газовые горелки и готовим кашу и чай. Бутерброды с салом, довершают наш завтрак. Собираем палатки, пакуем в рюкзаки модули с продуктами, газ и прочий скарб. В это время вершина Эльбруса окрашивается в нежно розовый цвет. Невероятно красивое зрелище, Бог желает нам доброго утра. Мы молимся и начинаем восхождение по белому твердому насту на место нашего следующего лагеря. Пока все идет по плану, и мы рады этому.

Подъем на высоту требует больших усилий. Все-таки носить тяжелые рюкзаки на высоте около 4000м не совсем легкое занятие. Санька Ковригин и Серёга Петров, идут первыми, и, значит, нам тоже не стоит расслабляться. Выход под скалы встретил нас натечным льдом и приличным ветром с вершины. Находим место под скалой, и прямо на льду ставим две палатки. Мы с батюшкой решаем остаться здесь, остальных отправляем вниз. В зоне лагеря навешиваем веревку, чтобы не улететь вниз по склону, когда кто-то пойдет до ветру. Ветер же дует не слабо, и наш  дом  прогибается под его натиском. Оказывается, мы стоим прямо в аэродинамической трубе. Забрались в палатку, готовим супчик и посылаем сообщение по спутниковому телефону на экстремальный Интернет портал. Спешим всех успокоить, ведь нас ждут, и за нас молится много людей во всем мире. Отсылаем сообщение, что мы живы, здоровы и всё идёт по плану. Конец связи. Болит голова, хочется спать. Отрубаюсь на пару часов. Вечером обсуждаем план дальнейших действий. Батюшка настаивает на установке лагеря три на высоте 5100 м. Говорит там, где-то есть трещины и в них можно поставить палатку. Этот лагерь должен позволить нам получить лучшую позицию перед решающим штурмом. Ладно, посмотрим. Утро вечера мудреней.

Следующее утро не задалось. Ветер усилился, внизу под нами на высоте около 2500м. встали плотные облака. Только со второй попытки удалось пробиться в наш лагерь некоторым из взрослых и ребят. Установили еще две палатки и заселили их  насельниками . Груз почти весь поднят, можно уходить в лагерь три, была бы погода. Но на сегодня пока шансов никаких. Что же скажет завтрашний день. Пока же налаживаем быт. Ребята в соседней палатке поют, заглянул в гости, уж не  горняшка  ли началась (состояние гипоксии, связанное с недостаточным обогащением головного мозга кислородом). Приятно удивлен, варят суп и умудряются играть в шахматы. У этих точно все о кей.

Наутро, проснулись и выглянули из палатки. Всё также дует с горы, но гору видно. Видна и группа соседей-альпинистов медленно поднимающихся в районе 4900 м. Мы всё-таки решаем остаться, борясь с искушением, тем более ребятам еще надо пожить на этой высоте. Впереди у нас еще есть три дня в запасе, до намеченной даты. Завтра будем делать заброску, а сегодня надо крепко подумать, стоит ли идти на седловину и не лучше ли пойти сразу на гору. День прошел в вялотекущем ожидании. Ближе к закату, на склоне показался необычный  силуэт . Мы не ждали его на такой высоте да в столь позднее время.  Силуэт  перемещался очень неуверенно, но с каждым шагом сбрасывал высоту. Вот он и поравнялся с нашим лагерем. Вид его вернул нас лет на 30 назад, судя по его  незатейливой  экипировке. Выпив чая, он подсказал нам верное направление движения, чем, как выяснится позже, помог нам и весьма. Говорил он еле-еле, осипшим от холода голосом, но оставаться у нас не захотел и пошел вниз. Мы расценили это явление, как равноангельское, ибо нам очень нужна была подобного рода информация и наше ожидание не осталось не замеченным.

Следующее утро и последующие два дня перед штурмом прошли в пассивном ожидании. Мы уже крепко засели по палаткам, под нами растаял лёд и спасало нас только то, что основная часть спальников была сделана не из пуха. Пуховые превратились в мокрую и холодную массу, и их пришлось убрать куда подальше. Аккумуляторы на ноутбуке тоже окончательно сели, и я теперь мог передавать сообщения об экспедиции только по спутниковому телефону голосом, что было необходимо делать, так как после последней встречи со странным альпинистом спасатели закрыли гору для восхождений, и к нам уже никто не поднимался. На вершине все эти три дня лежало облако и с неё, в довершение ко всему, дул пронизывающий ветер со снегом. Ходить в такую погоду и в лесу опасно, не то, что в горах. Вот мы и сидели в затворе. Отмаливали свои грехи и надеялись на день 19 августа. День в который мы должны стоять на вершине. Помоги нам Отче, Христа ради!

Два часа ночи 19 августа, общий подъем по лагерю. В палатках началось неуверенное движение, и затеплилась жизнь. Натягиваю на себя куртку и ботинки, выхожу из палатки и наблюдаю всё туже неутешительную картину. Вот и батюшка тоже вышел посмотреть на погоду. Вывод однозначен, идти нельзя. Небо покрыто облаком, видимость минимальная, да ещё в довершение ко всему дует и метет поземка. В нашей  трубе  разумеется, прямо в лицо. Звучит команда отбой. В полудреме пьем чай и ждем, ждем и надеемся. А время стремительно тает, и тает не в нашу пользу. Неужели вся наша затея пойдет насмарку. Каждый про себя за эти долгие часы, под завывание ветра, наверное смог много о чем передумать, но ближе к семи утра, стало ясно одно, что если не выйти сейчас, то можно смело сворачивать экспедицию, ибо поставленная задача не выполнена. Вновь выходим с батюшкой на улицу, погода не изменилась, только слегка посветлело. Слова приходят неожиданно. Надо идти, как пойдется. Если будет невозможно двигаться к цели однозначное решение повернуть назад. Господи благослови!

Берем рюкзаки, надеваем кошки, и вытягиваясь в цепочку начинаем движение вверх. Первые метры приходится бороться с неприятным напором снежной крошки. Под наметенным слоем снега кошки скребут натечный лёд. Стекла на очках запотевают и мешают движению. Рюкзаки не настолько тяжелы, чтобы поворачивать обратно и мы медленно, но уверенно поднимаемся все выше и выше. Задаю темп на молитву  Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного . Заметил, что с молитвой дорога проходится быстрей, кстати, на привале, который мы устроили, чтобы попить чай, оказалось, что мы уже на высоте почти 5000м., так показал наш GPS-навигатор. Мы поднимались в довольно глубоком местами снегу под прикрытием гряды скал, и даже не заметили, что почти, что половина пути по высоте пройдена. Все чувствуют себя в пределах нормы, во всяком случае, я не наблюдаю никакой паники, и группа идет плотно, не отставая друг от друга.

Горы не видно, она за плотным облаком, из которого идет небольшой снег. Скалы, по которым мы ориентировались, закончились и теперь перед нами открылось белое поле с видимостью приблизительно 20-30 метров не более. Пытаемся брать точки на GPSе, но он катастрофически разряжается на влажном ветру. Заменили батарейки, которые бросаем в снег. В голове промелькнула мысль, вот единственный ориентир в окружающем нас мире. Вокруг мгла. Уже давно держу курс по компасу где-то на 10-20 градусов к юго-востоку и стараюсь выбирать наибольшую крутизну подъема. Это всё, что дает мне некоторую уверенность, что мы движемся прямо к цели. Вернее, надо сказать, что рациональное мышление в данной ситуации скорее даже вторично, так как по всем здравым раскладам, мы должны сидеть дома и пить чай с пряниками, а не  париться  в неизвестности под оттягивающими плечи рюкзаками. Что же помогает нам не отступать? Тщеславие? Да нет, я не помню у себя таких мотивов. Достичь победы любой ценой и кому-то что-то доказать, довольно глупая затея. Мне Бог играть со смертью не велит, а я Его стараюсь слушать. Что же тогда? Я назову это Божиим Промыслом, а вы как хотите, соглашайтесь или нет. Я знаю, что мало кто согласится, но твердо верю, что в тот момент только Дух Святой мог вести нас к вершине, ведь мы же шли туда прославить Бога. Мы же Его дети и Он понял, что нам лучше помочь, чем мешать, видя нашу решимость во время шестидневной  отсидки в затворе  на 4600м.

Белое поле и ограниченная видимость обострили ощущения до такой степени, что маленькие камешки на снегу были сразу же замечены и сказали о многом. А сказали они, что мы приближаемся к зоне выветривания какой-то открытой скалы, и возможно даже на самой вершине, да и по времени она уже должны была появиться, если конечно мы не обошли ее слева. Если мы промахнулись, то кончится всё весьма печально и вероятно даже смертельно. Но это я сейчас так фантазирую, тогда подобные мысли не посещали, и я ускорил шаг, в направлении осколочков лавы.

Наконец-то кошки заскрежетали по камням, и мы поняли, что это именно то место куда мы и должны были придти. Чудо конечно, но так тоже бывает. Мы об этом знаем из истории. Высунулся на гребень скального выхода, по-видимому, являющегося границей кратера. За ним поле из снега и метет, как из снежной пушки. Спустился на два метра вниз и предложил ставить храм прямо здесь. Так и порешили. Пока батюшка переоблачался, а это означает не много не мало следующее. Он на ледяном ветру снимает с себя промокшую куртку и одевает праздничное облачение. После чего соскребает с бороды килограмм льда и залазит на коленях в уже установленную и оборудованную под храм двухместную палатку, причем вместе с еще тремя ребятами (Лешей Ахметшиным и Витей Коробовым, которые будут петь во время Праздничной службы и Сашей Ковригиным, который будет заниматься видеосъемкой этого события). Задача остальных, по возможности не замерзнуть во время двухчасового ожидания и придерживать палатку от возможных неприятностей.

За время Литургии, дважды выглядывало солнышко. Первый раз на возглас  Благословенно Царство , второй раз на слова  миром Господу помолимся . Мы это расценили правильно, Бог с нами и рад за нас. Слава Тебе Отче!

Во время причастия, мы приобщились Святых даров, которые с огромной осторожностью доставили на гору. Причастились все 11 человек, 6 детей и 5 взрослых членов команды, так как не было среди нас ни одного неверующего в Господа нашего Иисуса Христа,

Обратные сборы были несколько замедленны, но выполнены с полной тщательностью. Здесь уже в работу включились Илюха Лебедев и Антон Тихонов, наши надежные носильщики, и просто крепкие парни. Вот мы и на обратном пути. Надо отметить, что время на часах уже начало пятого и видимость нисколько не улучшилась, а надвигающиеся сумерки ничего доброго не сулили. В какой-то момент у нас с батюшкой возникли незначительные разногласия, относительно направления дальнейшего движения. Однако, пройдя еще некоторое время в заданном ранее направлении, мы через несколько сотен метров наткнулись на, чтобы вы думали? Батарейку, несколькими часами ранее выброшенную на склоне, и чудесным образом не заметенную до сих пор снегом. Вы скажете, что такого не может быть. Я, пожалуй, с вами соглашусь. Но факты упрямая вещь и придется поверить. Вскоре после этого ориентира, мы едва, едва различили в снежном тумане долгожданные скалы. Что означало лишь одно, теперь дорога в лагерь нам известна.

В палатку я завалился в начале одиннадцатого и сразу же поставил чай. В душе была тихая радость, а в ногах приятная ломота и сырость. Чуть позже откинулся полог, это батюшка, сияющий, несмотря на заметную усталость. Он замыкал наш детский  пелетон . Всё, мы в лагере, дело сделано, завтра вниз, а сейчас пить чай и спать.

Назавтра, мы благополучно спустились в Базовый Лагерь, и нашли там полный порядок. Состояние, несмотря на усталость, сразу после спуска с вершины приподнято радостное. Еще бы, мы совершили то, во что было трудно даже поверить! Однако, с Богом и верой всё возможно. На вершину взошло 5 взрослых и 6 детей сирот. Палатка, в которой вчера проходила Божественная служба, и которую поставили на просушку, вдруг, как пушинку подняло в воздух от непонятно откуда налетевшего порыва ветра (ведь только что был штиль), и понесло вдоль марены на восток. Я мысленно распрощался с нашим чудо храмом, но, пролетев несколько сотен метров, он плавно опустился на землю. Вот такое необычное вознесение произошло вдруг на наших глазах и этот добрый знак о многом говорит человеку мыслящему духовными категориями. Ночью вершина Эльбруса полыхала вспышками молний. Мы хоть салюта и не заказывали, но гора решила торжественно проводить наших мальчишек.

Вот они наши герои: Ахметшин Алексей 15 лет, Петров Сергей 13 лет, Коробов Виктор 14 лет, Лебедев Илья 14 лет, Ковригин Александр 12 лет, Тихонов Антон 14 лет, Воронин Иван 14 лет, Воронцов Иван 13 лет, Смирнов Артем 12 лет, Лебедев Андрей 11 лет, Воронин Дмитрий 12 лет, Федорин Владимир 14 лет.