Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

В У О К С А - 99
или экстрем нулевой категории.

"Для бешеной собаки
семь верст - не крюк"

ОТЧЕТ о походе
группы туристов из городов Дзержинска Нижегородской области,
Нижнего Новгорода и Москвы по рекам и озерам системы Вуокса.

Общие сведения о маршруте.

Категория сложности - н/к.
Нитка маршрута : г.Дзержинск - г.Санкт-Петербург - ст.Отрадное - оз.Отрадное - р.Пионерка - оз.Комсомольское - р.Веселая - р.Вуокса - оз.Вуокса - ст.Мюллюпельто - г.Санкт-Петербург - г.Дзержинск.
Средства сплава : байдарка "Таймень-2" - 1, каноэ "Скаут" - 1.
Число участников : 4 человека.
Сроки проведения : 23 сентября - 27 сентября 1999 года.

Состав группы.

Экипаж "Тайменя-2":
1. Курносов Илья (1968, Дзержинск) - капитан, мат(ерно)ответственное лицо, "Интендант".
2. Пронченко Андрей (1968, Дзержинск) - матрос, кок, "Инженер".
Экипаж "Скаута":
1. Иванчук Остап (1969, Москва) - капитан, "Фельдмаршал".
2. Карпович Сергей (1961, Н.Новгород) - матрос, штурман, "Карпыч".

График движения

23.09.99 - отъезд из Дзержинска в Санкт-Петербург;
24.09.99 - заезд на оз.Отрадное, сплав по р.Пионерка до оз.Комсомольского;
25.09.99 - сплав по оз.Комсомольское, р.Веселая, р.Вуокса;
26.09.99 - сплав по оз.Вуокса до пос.Коммунары, выезд в Санкт-Петербург, отъезд в Дзержинск;
27.09.99 - прибытие в Дзержинск.

Заброска - выброска

1. 23 сентября - 18.53 поезд №63 "Нижний Новгород - Санкт-Петербург". Прибытие в Санкт-Петербург 24.09.99 в 10.20.
2. 24 сентября - 15.00 электропоезд "Санкт-Петербург - Приозерск". Прибытие на ст.Отрадное в 17.20.
3. 26 сентября - 13.00 электропоезд "Приозерск - Санкт-Петербург". Прибытие в Санкт-Петербург в 15.20. Поезд №64 "Санкт-Петербург - Нижний Новгород". Прибытие в Дзержинск 27.09.99 в 8.05.
Время московское.

Выбор маршрута

Сначала было Слово. И было оно м... И было оно о Вечном: куда же мы пойдем в этот осенний поход. Копий было сломано много. Наиболее ортодоксальная часть экипажа предлагала традицию: ехать поближе, еды и выпивки взять побольше. Другая часть являла собой инертный народ: куда поведут - туда и пойдем, лишь бы к светлому времяпрепровождению. И только мятежная душа Карпыча жаждала новых приключений. В результате более чем годовых уговариваний (впервые я обмолвился о желании посетить Вуоксу в августе 1988 года) мы все-же пришли к некому консенсусу и решили - едем на Вуоксу! Так был, по крайней мере, определен регион. Однако Вуокса - Вуоксой, а маршрутов там можно спланировать десятки. Какой выбрать? Сразу оговорюсь, время нас поджимало, и на маршруте планировались всего 2 ночевки. В итоге из всех вариантов остались только два: катание в Лосево (с возможным последующим сплавом по Суходольскому) и безвылазное пьянство на одном из островов оз.Вуокса. Так бы тому и быть, но незадолго до отъезда максималист Фельдмаршал предложил сплавиться от оз.Отрадного до пос.Лосево и там покататься. Я ему возразил, что по имеющимся данным это ~80 км, однако в этот момент мне в руки весьма некстати попала карта-километровка Карельского перешейка. Посидев над ней вечерок, я намерял, что от оз.Отрадного до пос.Синево около 50 км (только по возвращении я заглянул в отчет на Мошковском сайте и обнаружил там, что это расстояние оценивается также в 80 км). Цифра показалась нам достаточно реальной, и мы сделали свой выбор. Некоторые сомнения, правда, оставались даже в поезде, но их удалось залить известной порцией самогона, настоянного на черносливе. Итак...

Дневник похода

23 сентября. Вечером, сидя в любимом дешевом вагоне любимого поезда "Волга" Н.Новгород - Санкт-Петербург, обсуждаем за стопкой-другой любимого напитка (самогон на черносливе) последние новости. Незадолго до отъезда, к сожалению, отвалился постоянный член экипажа Джон (другой, более мудрый, член экипажа Ёжик отказался сразу). К моменту посадки в Москве Фельдмаршала мы наобсуждались уже весьма изрядно, поэтому принесенное им пиво осталось в тот момент почти невостребованным. К слову сказать, после известных осенних событий в стране мы запаслись, на всякий случай, маршруткой, которая, к счастью, не понадобилась.

24 сентября. Утром прибыли в Питер. Переехали на Финляндский вокзал. Здесь первая неприятность: запланированная электричка около 14.00 следует только до Сосново, следующая - в 15.00. Значит, теряем еще час. Надо отметить, что в будни на Приозерском направлении поездов не слишком много, а в выходные проблем нет. Мы были в курсе, но предпочли более удобную выброску, чем заезд.

Время тянулось медленно. Пили пиво. В 14.00 сидеть окончательно надоело, поэтому загрузились в Сосновскую электричку и поехали. По дороге открыли бутылку коньяка и начали моральную подготовку к сплаву. Прикончить ее не успели - прибыли в Сосново. Попытка поиска попутного транспорта ни к чему не привела, поэтому несколько позже пересели в следующую электричку и поехали дальше. В этот момент последний раз прозвучала и окончательно угасла, будучи утопленной в коньячных парах, мысль осесть на островах озера Вуокса. В Отрадном кратчайшим путем вышли на берег озера и начали сборы.

Забыл сказать, что по поводу выбора судов был в свое время целый диспут. Инженер с Интендантом предлагали Таймень, я - Скаут. Фельдмаршал при разговоре по межгороду поддержал меня, подразумевая, как позже оказалось, что в Скаут сядет не он. По этой причине на берегу озера он выражал свое удивление весьма нетривиальными фразами. Интендант с Инженером быстро подготовили свое судно и багаж и обратили взгляд на нас, горемычных. Мы же продолжали воодушевленно тр... со своим резинотехническим изделием, подгоняемые иронично-язвительными репликами представителей другого класса судов, которые для для ускорения процесса грозились допить коньяк без нас.

Наконец, в 19.30 (!!!) (нормальные люди в это время уже стоят на оборудованной стоянке и расслабляются) все было готово к отчаливанию. По отходной стопке - и мы на воде. Сегодня в плане - пройти речку Пионерку и выйти в озеро Комсомольское. Мы с Фельдмаршалом начали движение под презрительно-превосходящими взглядами экипажа гордого Тайменя, естественно "делающего" наш презерватив по скорости. Наконец появились камыши, в которых скрывается исток Пионерки. Зашли. Плывем и радуемся: небольшая живописная речка, быстро текущая в песчаных берегах. Завалов и препятствий нет. Однако, это продолжалось недолго. Около 21.30 подошли к разрушенной плотине - обнос. Начало темнеть, а небо стали заволакивать тучи. Перенесли суда и пошли дальше. Начался сущий кошмар - через каждые 30-40 м завал. Попутно выяснилось, что при обносе экипаж доблестного Тайменя опрокинул в байдарку недопитый коньяк. Им хоть запах остался, а нам?! В начале 11-го стало совсем темно, а вставать на стоянку нельзя: то справа, то слева сияли огни, слышался лай собак и голоса. Посовещавшись, мы решили продолжать движение. Тут-то в полной мере ощутилось преимущество нашего судна: ни камни, ни коряги нам не страшны. Представляете, каково в таких условиях на Таймене! Сначала мы их периодически окликали, но после очередного лаского замечания ("какого ... орете, только отвлекаете") бросили это занятие. В итоге Скаут пошел в отрыв. Мне пришлось стать впередсмотрящим, а скорее впередугадывающим, потому что видимость была близка к нулю, только отдельные более светлые пятна проплывали мимо, словно привидения. Единственное, о чем я сожалел, что на голове нет каски! Ведь бревна и сучья периодически пролетали мимо в опасной близости. Время, казалось, остановилось. А мы шли, словно по анизотропной реке (помните анизотропное шоссе у Стругацких), медленно текущей из ниоткуда в никуда. Сколько так продолжалось - не знаю. Неожиданно послышался шум бурлящей воды - порог! Это звучало весьма романтично, хотя по прочитанному описанию ничего подобного быть не должно. Мы стали обсуждать, насколько возрастает категорийность препятствия при движении в полной темноте, после чего подошли к берегу, и я включил фонарь. Включать его при движении я избегал, потому что он больше ослеплял, чем светил, а после его выключения глаза адаптировались к темноте не менее 5 мин. Порог при детальном просмотре оказался десятком камней по берегам, правда с довольно узким проходом между ними и суммарным перепадом сантиметров пять. Вобщем, шивера длиной в корпус судна. Мы подождали джентльменов и помогли им сделать проводку, после чего продолжили движение прежним порядком. Речка, казалось, никогда не кончится. Завалов меньше не становилось. Пошел мелкий дождь. Наконец, мы почувствовали свежий встречный ветер и увидели постепенное расширение русла. Устье! Остановились и стали ждать наш гвардейский экипаж. Где-то справа, в глубине леса виднелся костер и доносился собачий лай. Нам уже очень хотелось хотя бы минимума комфорта, но дождь усиливался, а Таймень не появлялся. Становилось холодно. Неожиданно с берега донесся отборный мат. Ура! Это появился Интендант, таким способом выражавший свое негодование по поводу того, что мы их бросили. Мы воспользовались методом обращения волнового фронта, и ответ ушел назад стереотипным. Оказалось, они не смогли найти в темноте проход в одном из завалов, показавшимся им глухим. Фельдмаршал взял фонарик, и вскоре экипажи воссоединились.

Дальнейшее было просто: вышли в озеро, повернули направо и вскоре встали на отличную стоянку в сосновом лесу. Даже дождь, видя такое упрямство, начал утихать. Я посмотрел на часы: 23.30. Быстро взялись за обустройство лагеря. Уже через полчаса стояли палатки и ярко горел костер. Пока готовился хавчик - по 50 граммов с салом. И стало так хорошо, что общение продолжилось далеко за полночь.

25 сентября. Хмурое утро постепенно вступало в свои права. К счастью, было сухо, но ветер, естественно, дул с того направления, в котором предстояло двигаться дальше, и был довольно свежим. Наконец, мы смогли осмотреться и оценить красоту тех мест, в которых пребывали. От реки Пионерки осталось единственное впечатление - завалы, хотя, двигайся мы по ней в более подходящее время, она бы показалась, я думаю, достаточно живописной. Озеро Комсомольское оказалось весьма комфортным: много скальных выходов и уютных стоянок.

Сборы не затянулись, и в начале одиннадцатого мы встали на воду. Во время движения периодически останавливались, чтобы полюбоваться природой и принять тонизирующие капли, служащие хорошим подспорьем в борьбе с ветром. В районе 13.30 озеро закончилось, и мы зашли в речку Веселую. После Пионерки она приятно поразила нас своей относительной шириной, почти полным отсутствием завалов и красивыми берегами. Здесь Таймень пошел в отрыв и скрылся из вида. Через 40 минут сплава мы уже начали беспокоиться, но после очередного изгиба открылась совершенно идиллическая картина: высокий берег на крутом повороте с небольшим заливом и на нем костер с котелками. Ветер донес вкуснейший запах инженерова супчика. Молодцы, джентльмены, подсуетились с едой. После обеда с самогоном плыть стало еще комфортнее. Только в одном месте попалось бревно через реку, под которым все же удалось протиснуться. При этом, вольно или невольно, Фельдмаршал умудрился выпасть в реку, благодаря чему получил внеочередную пайку живительной влаги. Через некоторое время подошли к препятствию - разрушенной плотине. Я помог обнести Таймень, а Фельдмаршал в одиночку прошел слив, но потом, все равно, был вынужден заниматься проводкой среди камней. Надо заметить, Веселая оказалась очень комфортной рекой, совершенно не оправдывая своего ироничного названия. Наконец, в 16.30 впали в Вуоксу. Налево - в Лосево, направо - в Синево. Знай мы истинное расстояние до Вуоксы и трудности, через которые придется пройти, думаю, что мы повернули бы налево. Судьба, однако, распорядилась иначе. После Веселой Вуокса казалась нам небольшим озером, тем более, что течение практически отсутствовало. Вскоре, справа по ходу движения появились совершенно шикарные "бараньи лбы", где, не поджимай нас время, можно было бы славно оттянуться. В Васильево осмотрели расположенную на маленьком каменистом островке недостроенную церковь. Возник забавный вопрос: как прихожане смогут ее посещать? Только на лодке или вплавь. Подошли к развилке: основная протока - налево, более короткая - направо, куда мы и свернули. На карте она изображена широкой голубой полоской, но при ближайшем рассмотрении оказалась цепочкой плесов с неочевидным выходом (на поиски некоторых уходило 20 мин), соединенных практически безводным каменистым руслом (ручей шириной 20 и глубиной 5 см) длиной до 100 метров. После очередного такого волока, поскакав по скользким камням с Тайменем на плече, наши байдарочники отчетливо поняли, что с выбором судна они все-таки прощелкали. Вслух даже прозвучало, что коварный Карпыч здесь уже когда-то был (что совершенно не так), обо всем знал и поэтому выбрал Скаут, а непосвященный экипаж по незнанию был подвергнут групповому изнасилованию. Подавить "волюнтаристские" настроения помог только очередной стакан. Любопытно, что периодически на черных камнях виднелись хорошо различимые светло-зеленые остатки тайменевой шкуры. Видимо, не только мы так вляпались. Наконец, волоки закончились, и мы вышли в разлив. Ориентироваться в нем стало трудно - световой день неумолимо подходил к концу. Вспоминалась предыдущая ночь. Пару раз для ориентирования пришлось прибегнуть к помощи рыбаков. Около 22.00 пересекли мост на дороге Мельниково-Коммунары и стали искать стоянку. Это оказалось не очень простым занятием. Оба берега были заселены, справа оказалась какая-то турбаза, вся территория которой была обвешана табличками "Не чалиться", "Ночлег запрещен" и т.п. Наконец, нашли довольно большой заросший остров, на котором и обосновались. Дров мало, кругом моторки шастают, по берегам лают собаки, сияют фонари. Одним словом -"хрень". В довершение, полил конкретный дождь. Чтобы отвадить потенциальных визитеров, мы постреляли из ружья и пьяными голосами поматерились. Все чувствовали себя настолько глубоко отдохнувшими, что сразу после ужина завалились спать. Шутка сказать - 12 часов с веслом в руке. К тому же, предстоял ранний подъем.

26 сентября. Утром пришло сознание того, что поход близится к финишу. Так и не удалось по-хорошему, не торопясь, оттянуться. Мы с Фельдмаршалом вышли минут на 30 раньше, но все это время растратили на поиски выхода из залива: он оказался по правому берегу, пришлось даже немного вернуться назад. Наконец, вышли на просторы озера Вуокса. Дождя нет, волнение и ветер слабый. Но приходилось поторапливаться. Рыбаки подсказали, что ближе плыть в Коммунары, чем в Синево, что мы и сделали. Берег в поселке - сплошная болотина, поэтому пришлось проявить известную изворотливость, чтобы не испачкать суда и снарягу. Упаковались. Дальше - минут 30 пешком по шоссе до станции Мюллюпельто (забавное название), игра в кости и пиво в электричке и наш любимый поезд. Ночью в Москве высадили традиционно грустного Фельдмаршала.

27 сентября. Утро. Дзержинск. Прибыли... КАК ЖЕ СЛАВНО МЫ ОТДОХНУЛИ !!!

Выводы и рекомендации

1. Момент первый и самый главный - не доверяйте картам, даже крупномасштабным. Без дополнительных источников информации можно сильно промахнуться и по километражу, и по характеру реки (озера).
2. Нужна ли каска в некатегорийном походе? Вопрос риторический!
3. На сколько повышается категорийность препятствия (в том числе некатегорийного) при прохождении его в полной темноте? Вопрос тоже риторический!

Карпович Сергей
alfa@nts.nnov.ru




Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2024
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru

Барахолка:

1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
[Пейнтбол/Продажа]
Евгений, 18.06.22, 21:00
2. 
Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 07:08
3. 
Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 04:45
4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
[Охота - охотничье оружие/Покупка]
Юрий, 18.04.22, 22:39
5. 
Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
[Прочее/Продажа]
Александр, 09.03.22, 16:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1521


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Шавла. Четверть века спустя. [21614], Водный спорт, Евгений Горбик, 09.03.07
2.  B.A.S.E. jumping [19495], B.A.S.E., Константин Яблоков, 12.06.07
3.  Экспедиция ТИБЕТ 2006 [20655], Путешествия, Серпак Олег , 13.04.06
4.  Горная экспедиция москвичей в районе Конгура. [20530], Горный туризм, Андрей Лебедев, 19.04.01
5.  Студенческая спортивно-экологическая программа Верхняя Волга 2000 [19513], Прочее, Пресс-релиз, 16.04.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Евгений: Уважаемый Александр Анатольевич! Просьба - рас ... 22.09.2017, 10:40
2.  Евгений: Уважаемая Наталья Олеговна! Прошу вас - пришлите ... 09.05.2017, 20:17
3.  Евгений: Сергей! Ваша грамота от фестиваля "Золотой компас ... 24.04.2017, 00:55
4.  марат: Такой душечка!!! 08.04.2017, 09:29
5.  Евгений: Коллега Tolibanich! Ваш снимок в призёрах - откли ... 31.03.2017, 14:46

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 60


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Ирина Гордийчук, статей: 1, просмотров: 23396
2.  mr_mozg@yahoo.com, статей: 1, просмотров: 20306
3.  Кирилл Колосов, статей: 1, просмотров: 22702
4.  Луканова Юлия, статей: 1, просмотров: 21868
5.  Олег Демьяненко, статей: 3, просмотров: 63736

1, 2, 3, 4, 5, 6