Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
Экспедиция CAVEX - Veliko Sbrego 1241м.

Денис Провалов

Денис Провалов (Dprovalov@mail.ru)  17.01.2007 19:08

Экспедиция команды CAVEX в пещерную систему Cernelsko Brezno (Veliko Sbrego) -1241м. (Монте Канин, Юлианские Альпы, Словения)

Залепило плавутки  со словенского языка на русский переводится как  Склеить ласты .

Следуя традиции сообщать об удачном окончании экспедиции лишь после того, как все участники благополучно доберутся до дома, мы не спешили с отчётом о результатах экспедиции CAVEX в пещерную систему Cernelsko Brezno (Veliko Sbrego)  1241м. Monte Kanin, Юлианские Альпы, Словения-Италия. Вчера я получил SMS-ку от Валеры Акуленко, что он доехал до Междуреченска: у него всё в полном порядке.
Теперь со спокойной совестью можно сказать, что наша экспедиция завершена, все живы и здоровы, задуманная программа выполнена.
Из пещеры вынесен мусор, скопившийся в лагерях -600 и -1000. Те мешки с мусором, которые вытащить не успели (2 транспортника), ''захоронили'' в песочном пляже недалеко от лагеря -1000.

Из основного ствола пещеры (верхний вход) до глубины 600м вытащили на поверхность большую часть старых веревок.

Реставрирована навеска. Заменена вся верёвка: только на основной ствол потребовалось 2300 метров. Новая веревка добавила безопасности, но для полного успокоения в будущем не помешает забить десяток крючьев.

Разведан сифон на дне пещеры. Двое подводников, Олег Kлимчук и Юрий Базилевский, успешно прошли сифон (-20м / 80м) и вышли в новую часть. Это большая наклонная галерея с высоким потолком, шириной 30-40м и длиной не менее 300м. В конце галереи следующий сифон. Варианты обхода этого препятствия вроде бы есть.

У пещерной системы Cernelsko Brezno (Veliko Sbrego)  1241м четыре независимых входа разной протяженности и глубины, которые соединяются в районе лагеря -1000. Наиболее простой и легкий путь к сифону - через вход  Gulliver , который на 300 метров ниже основного, самого верхнего входа  Veliko Sbrego , и не имеет большого количества узостей и меандров, как два других    Korova  и  Bread for Fox .

Многолетние исследования Cernelsko Brezno (Veliko Sbrego) и большинства пещер этого района ведутся силами небольшой итальянской группы из Триеста под руководством Роберто Антонини (Roberto Antonini (Beкu)). Вход Gulliver был соединен с основной системой в августе этого года, до этого попадать на дно пещеры приходилось либо через сложные и узкие Korova и Bread for Fox, либо по длинному обводненному руслу основной ветки.

До 600 Veliko вполне обычная для Канина пещера: каскады колодцев разной глубины, разделенные несложными меандрами. В конце каскада впечатляющий отвес -180м. Потом пара небольших колодчиков и выход на хорошую реку с приличным водотоком. Дальше путь вниз идёт по каньону реки. Периодически приходится уходить от воды верхними - старыми - этажами на высоту 30   50 метров, затем снова спускаться и т.д. Большие залы с громкими водопадами сменяются тихими затопленными галереями. Здесь, на восхождениях и траверсах, разматывается большая часть веревок. Вся пещера превосходно обвешена, даже пластиковый комбинезон кажется лишним: можно спокойно работать в легкой кордуре.

После лагеря -1000 обводненные колодцы чередуются с большими обвальными залами (Ciclop s room), через которые найти дорогу к донному сифону не так-то просто. Завалы и узковатые переходы не позволяют быстро двигаться с мешками. Кстати, эти завалы производят достаточно неприятное впечатление. Именно сдвиг камней в одном из завалов, стал причиной гибели итальянского спелеолога зимой 1990 года.

Впервые работать в Veliko Sbrego - совместно с группой Роберто Антонини - нам довелось в августе 1996 года. С тех пор мы не раз мысленно возвращались в эту пещеру.
В сентябре 1997 года итальянцы осуществили экспедицию с целью погружения в донный сифон. Итальянский подводник Гиани Гуадоти (Gianni Guadotti) прошел перегиб на -43м и всплыл в галерее до -30м. Широкий подводный туннель просматривалась далеко вперед. Но разум у Гиани от глубины не помутился, он остановился и повернул назад. Вынырнул Гуадоти в плохом состоянии, на последних запасах воздуха, с маской в крови и сильно переохладившись. Пещера стала глубже на 43 метра.

Годом позже мы договорились с известным словенским подводником Тома Верховец о ещё одной попытке погружения в сифон. Наша команда должна была решить задачу заброски подводного снаряжения для Тома. Но трагическая весть о гибели нашего словенского друга в очередном сифоне не позволила сбыться этим планам.

Осенью 2005 года, в подземном лагере  Станция  пещеры Крубера Воронья, мы радовались прохождению сифонов и достижению новой глубины. Сделав по глоточку спирта, принялись обсуждать планы на будущее. В висках приятно шумело, весь мир казался добрым и отзывчивым, а самые бредовые и невероятные мысли настойчиво лезли в голову.  А почему бы не вернуться на Монте Канин и не поработать в Cernelsko Brezno (Veliko Sbrego)?  По Канину соскучились, да и Veliko, пожалуй, самый красивый  километр  в мире. Решено. Едем! На поверхность мы выходили, твёрдо зная, что будем делать в октябре 2006 года.
У пещеры, в которую мы собирались, так же как и у Крубера-Воронья, двойное название. Первое -Veliko Sbrego - было дано первопроходцами в 1989 году и состоит из словенского слова Veliko, что, как легко догадаться, означает  большой ,  великий , и Sbrego, по-моему, переводится с итальянского, как галерея, каньон. Современное название Cernelsko Brezno появилось позже и переводится со словенского языка как  Чернельская пропасть . Вход находиться под доминирующей вершиной этого района    Чернельская Шпица .

Итак, мы решились на еще одну попытку прохождения сифона в знаменитой пещере Монте Канина. Наши словенские и итальянские друзья с радостью и, в тоже время, с понятным скептицизмом и немалой долей иронии восприняли нашу идею. Прохождение сифона казалось мало реальным: слишком глубоко нырять и далеко от входа. В Европе после нескольких попыток на этом сифоне поставили жирный крест. Кроме этого, всех смущало выбранное нами время года. Обычно в этих районах Словении и северной Италии в октябре идут сильные дожди, и спелеологические исследования практически приостанавливаются.

Извините, но я еще раз заострю внимание знатоков географии на том, что Монте Канин - это Словения, а не Словакия, и вообще, и словенцам и словакам не очень приятно, когда их путают.

Состав для работы в пещере подобрался рабочий. Кроме 14-ти спелеологов, прибывших из Украины и России, была команда из четырех чехов (Kota1000, рук. O.Stos (Spider)), которая в первые экспедиционные дни помогала нам забрасывать на гору груз. На выходные к нам на помощь присоединялись cловенцы (Спелеоклуб Любляны) и две команды итальянцев: из Триеста (рук. R.Antonini) и Grupo Grottо Brecia (рук. M.Rivadossi (Pota)). Всё время с нами был русский чех Зденек Дворжек. Он уже давно и так ловко вписался в наш коллектив, что никто из итальянцев не догадался, что русский язык для него не родной. Обещал приехать Серхио, но серьезная работа его не пустила.

Нырять в сифон готовились трое подводников. Запасов необходимого снаряжения и продуктов было достаточно.

Заброска к базовому лагерю экспедиции (Бункер 1955м над уровнем моря), как мы и предполагали, осуществлялась в дождливую погоду. Носить приходилось от станции  В , набор высоты более километра. Дорога хоть и крутая, но хорошо промаркирована. В тумане теряли тропу и долго блуждали почему-то только наши чешские друзья, хотя для них Канин - дом родной: бывают они там гораздо чаще, чем мы. Наверное, это их и подвело. Спайдер и его товарищи с тяжелыми рюкзаками вышли наверх первыми рано утром, а пришли в Бункер уже в темноте, совершенно мокрые.

Честно говоря, на погоду жаловаться было бы несправедливо, дожди шли сильные, но вскоре неожиданно кончились. Иногда даже выглядывало приятное, но чуть теплое и очень короткое, солнышко. Было два урагана. В одном мы гордо выстояли, в другом сильный ветер в смешные лохмотья изорвал кухонный тент и унес в сторону Италии нашу самую настоящую альпинистскую палатку. В палатке было снаряжение троих несчастных, ничего не подозревающих спелеологов, в этот момент находившихся под землей. Ураган разметал их одежду и спальники в разных направлениях. К счастью, большинство вещей, а главное - документы, удалось найти по горячим следам. Остальное собиралось позже, а то, что осталось от палатки, нашли совершенно случайно и не там, где искали.

Надо признаться, что в подготовке экспедиции у нас были ляпы и проколы. Мы долго и мучительно получали визы, были накладки с подводными баллонами, травили вентиля, не было полной информации о пещере, о новом ходе Gulliver мы узнали в последние дни перед самым отъездом. Дополнительные 800 метров веревки, которые мы отправили в Словению со Зденеком ещё летом, нам удалось забрать у Рока Стопара в последний момент, когда стало понятно, что нам просто нечего вешать. В последние годы, исследуя Крубера-Воронья, мы отвыкли работать в глубоких пещерах без подземной связи. Мы остро ощутили это на Канине. В какой-то момент мы чуть было, не остались без карбида на дне. Недостатки организации чувствовались в ходе всей экспедиции. Может быть, мы слишком везучие, может быть, дружный и в меру беззаботный коллектив, но каким-то образом нам всегда удавалось решать возникающие проблемы без потерь.

Ещё не до конца забросив снаряжение на гору, мы приступили к навеске пещеры с верхнего входа. Это было несложно. Мы просто меняли веревку, добавляя в стрёмных местах крючья. Роберто показал нам вход  Gulliver , но просил им пользоваться только в экстренной ситуации, т.к. там висели веревки диаметром 8 миллиметров. Итальянцы Пота и Лилу, отлично поработав, навесили непростую часть от 600 до 840. Вдобавок они притащили кислород для погружения, которого у нас не было. Потихоньку всё двигалось, но мы понимали, что времени в обрез и расслабляться нельзя.

В ходе экспедиции мы постоянно чувствовали заботу наших европейских коллег, особенно Грегора Пинтара, с самого первого дня помогавшего нам. Грегор не только решал все возникающие вопросы в Словении, но и затаскивал на гору тяжелые баллоны поднимал из пещеры мешки со старой веревкой.

Когда мы добрались до сифона, то увидели большое круглое зеленое озеро. Прозрачность - фантастическая. Наклонная широкая труба уходит под свод. Можно бросить камень и долго смотреть, как он валится в бездну. Я никогда в жизни не видел таких красивых сифонов с идеальными формами настоящего колодца, ведущего на 50 метровую глубину. Нырнуть в такой сифон мечта любого спелеоподводника. Над сифоном натянут троллей из старенького эдельрида, ведущий к каким-то неприятным щелям. Что там? Конечно же, Роберто пытался обойти сифон, вот и осталась веревка. В тот момент я был больше озабочен поисками подводных грузов прошлых экспедиций, которые должны были валяться где-нибудь поблизости, и даже не проверил, куда ведёт троллей. Груза я не нашел, зато в лагере -1000, отогреваясь в спальниках, Роберто рассказал нам о веревке над озером, натянутой 16 лет назад. Оказывается, она приводит к маленькому сифончику?! Отлично! Может быть это, как раз то, что нам нужно?!

Группу Клима, я встретил в районе пятисот. Они уныло брели с тяжелыми мешками вниз, я почти налегке бежал наверх. Что-то у них не складывалось, было уже поздно, а до лагеря им далеко.
Мне не хотелось, что отец троих детей с размаху плюхнется в 50-метровую глубину манящей трубы красивейшего сифона, и сразу рассказал Олегу о маленьком сифончике за троллеем.
- Шанс не большой, но он есть. Попробуйте!
Новость понравилась. Глаза у Клима заблестели.

План был прост. Юрий Базилевский, как наиболее опытный технодайвер, готовится к погружению в большое озеро. Собирает снаряжение, одевается и ждёт. Ждет он до тех пор, пока Олег Климчук не проверит маленькое озеро и не даст информацию. Баллонов с воздухом достаточно для нескольких погружений, можно экспериментировать. Ассистируют героям подводникам  волки   бармалеи : Федотов, Викорчук, Хохрин, Илингин и феодосийская тигрица Юлья Савенко.

Пусть плачет вся Европа. Олег Климчук блестяще выполнил поставленную задачу, правильно сориентировался, нашел проход и выплыл на том берегу сифона.
Как и следовало ожидать, маленький сифон на 20-метровой глубине выпадал в основную галерею уже за перегибом. Подводный туннель плавно поднимается. В прозрачной воде отлично видно зеркало всплытия. Сифон пройден! За ним большая пещера! Напряженность снята. Бармалеи ликуют и поют песни, на радостях ставят чай. БЗ, расстроенный тем, что ему не дали поплескаться в настоящем сифоне, тихонько ругаясь и стуча от холода зубами, стаскивает с себя гидрокостюм. Ничего БЗ, не переживай, завтра сходите вдвоём в ту часть пещеры, где ещё никто не бывал.

На следующий день, уже в паре, совершенно не замутив кристальную прозрачность, два подводника сплавали в новую часть. Длина сифона 80 метров, по готовому шнурку проходится быстро. На той стороне отличный пляж, можно гулять в ластах, за ним   большой круто наклонный зал. Среди камней одиноко валяется старый поржавевший баллон итальянского подводника, снесенный паводком. Свет фонарей теряется в потолке. Река уходит в завал. Есть притоки. Метров через 300 по горизонтали следующий сифон. Набранную в новой части глубину оценить сложно, метров 40-50, да это пока и неважно. Главное - легендарная пещера снова продолжается! Ну что ещё можно пожелать удачливому спелеологу?!

За короткую экспедицию мы видели три времени года: бархатное лето, мокрая осень и начало альпийской зимы. Концовка экспедиции прошла в хорошем настроении, под выпавший снежок и на пустой желудок. Для переноски груза вниз организму нужны углеводы. Когда нет гречки, а макароны закончились три дня назад, отлично помогают старая пачка сухого молока и сладкие таблетки от кашля. Сизиков и Мазур великолепно акклиматизировались и показывают лучшее время на сброске. У Акуленко болит колено и, пока он не спустится, все томятся в ожидании ночного завтрака. Холодает. В крынице (это такой маленький пастуший домик, спасавший нас ещё в зимней экспедиции на Чеки-2), дверь которой мы бессовестно вскрыли, есть газ и печка. Валера всех накормит, а Олег Лущевский натрет его больное колено восточными мазями.
Экспедиция подходит к концу. Двое просрочили визы. Ничего, в аэропорту договорятся. Может быть, офицер пограничник пожалеет и не поставит ужасный штамп, надолго запрещающий въезд в страны Шенгена. Пора разъезжаться. Шесть человек летят самолётом, а большинство до Ужгорода на автобусе, затем поездами. Кому-то относительно близко, а кому-то ещё так далеко. Надо суметь добраться до родных мест. Ведь экспедиция заканчивается дома в ванной, а не в плацкартном вагоне.

Я поздравляю всех спелеологов постсоветского пространства с первым прохождением сифона глубокой европейской пещеры, желаю здоровья, счастья и безопасных исследований.
В следующий раз мы попробуем нырнуть в , ой, чуть не проговорился, это пока тайна. Нырнём, расскажем.

Большое спасибо тем, кто нам помогал, переживал и радовался. Большое спасибо Року Стопору и всем нашим друзьям в Словении и Италии. Спасибо Кате Яцуценко за помощь в оформлении документов и получении словенской визы.

Будущий август Cavex планирует работать в Юлианских Альпах. Поживём - увидим.

В экспедиции использовалось железо Kong.
Фотосъёмка велась аппаратурой Canon.

Хотел быстренько написать сухой отчет, но не получилось
Извините, в другой раз.

16 ноября 2006
Провалов Денис

Участники экспедиции команды CAVEX в пещерную систему Cernelsko Brezno (Veliko Sbrego) -1241м. (Монте Канин, Юлианские Альпы, Словения)

Климчук Олег   Киев /Руководитель/
Nono (Grand father) - Италия
Roberto Antonini (Beкu) - Италия
Marina Pintar - Словения
Matteo Rivadossi (Pota)   Италия и пять человек из G.G.B.
Lilu   Италия

С 19 октября по 5 ноября 2006 команда CAVEX проводит экспедицию в пещерную систему Cernelsko Brezno (Veliko Sbrego) -1241м. (Монте Канин, Юлианские Альпы, Словения)

Хроника экспедиции: (от Дениса Провалова)

19.10.2006 Спелеологи и снаряжение добрались до Любляны.

20.10.2006 Приехали в Бовец и заночевали в домике неподалеку от станции В (1000м). Во всем очень помогает наш друг Gregor Pintar.

21.10.2006 Начали пешую заброску к базовому лагерю "Бункер" (1966м). Погода осенняя, дождь, туман, но вчера полдня светило солнце.

23.10.2006 Вчера при заброске снаряжения нам здорово помогли спелеологи из Триеста во главе с Roberto Antonini. Половина груза иже в базовом лагере "Бункер" на 1966м.

24.10.2006 Ночью был хороший ураган. Сейчас ливень. К нам присоединилась команда чехов в главе с нашим большим другом Спайдером (Oldrich Stos) из группы "KOTA 1000"

25.10.2006 Ураган заканчился. Сломало несколько палаток. Вчера начали работу в пещере. Двойки навешивают. Носим грузы. Никто не болеет.

29.10.2006 Продолжается работа экспедиции CAVEX в пещеру Cernelsko Brezno (Veliko Sbrego) -1241м.(Монте Канин. Словения). Сейчас 7 человек находятся на глубине -1000 м. На завтра, 31 октября, подводниками Олегом Климчуком и Юрой Базилевским запланированно погружение в сифон на дне пещеры. В этой экспедиции планируется только разведка сифона. В пещеру занесено достаточно большое количество балонов с воздухом и несколько балонов с кислородом.

Остальные участники экспедиции работают в разных частях пещеры. Выносят мусор и старую веревку, оставшуюся после спасработ.

Приходили помогать работать в пещере Грегор и Марина Пинтер, лидер спелеогруппы из Триеста Роберто Антонини. Очень помогли итальянцы, наши друзья из GGB (Gruppo Groto Brecia) во главе с Маттео Ривадосси (Пото). В лагере на 1000 метров произошло примерение Пото и Роберто, которые несколько лет не общались друг с другом.

На поверхности до сегодняшнего дня была очень плохая погода. Дождь и ураганный ветер. Ночью сорвало и унесло модную палатку Клима, но после долгих поисков, палатку и вещи удалось найти. Разорвало кухню. Сегодня стало очень холодно и установилась безветренная погода. В Италии горы в снегу.

Всем большой привет! Поздравляем москвичей с первым снегом!