Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
САЯНЫ 2004 р.Бий-Хем

Котегов Владимир, Вовченюк Оксана

Дневник САЯНЫ 2004 р.Бий-Хем
Андрей (andrey@vvv.ru)  12.07.2005 21:19

Дневник САЯНЫ 2004 р.Бий-Хем, В.Саяны, август 2004.
Авторы текста: Котегов Владимир, Вовченюк Оксана.

Вид Туризма - Водный;
Кат. сл. похода - Пятая;
Протяжен. Актив. части - 44 - пешком, 294 - сплав;
Продолжительность - Общая - 27, ходовых дней - 19;
Сроки Проведения - 07/08-02/09/04

Нить маршрута:

г.Уфа - г.Слюдянка - пос.Орлик - пер.Чойган Дабан - пер.Кок-Хем Дабан - р.Кок-Хем-оз.Устю-Кок-Холь - р.Кок-Хем - оз.Кок-Холь - р.Кок-Хем - оз.Кара-Балык - р.Бий-Хем - пос.Тоора-Хем - г.Кызыл - г.Абакан - г.Новокузнецк - г.Уфа

Состав:

Четверки попалаточно -
палатка светло-синяя - Костя Тарасов, руководитель похода; Рамиль Рахматуллин, завхоз; Саша Давыдов и Антон Камский; палатка зеленая - Володя Котегов, Алина Иванова, Женя Паролов(Джо), Оксана Вовченюк. Четверки поэкипажно - Оксану и Костю меняем местами, получаются экипажи Бегемота и Катера, Костя на Катере, Оксана - на Бегемоте (катамаранах, зовут их так :) ).

Слюдянка.

В Слюдянку наш поезд пришел ночью, а на станции нас уже ждали два местных "гималайца" и их совершенно нулячий УАЗик(буханка). Мы быстро погрузили рюкзаки, купили на станции копченого омуля и рванули, в прямом смысле слова, до поселения под гордым названием Орлик. Мечта некоторых из нас увидеть и искупаться в Байкале помахала нам на прощанье в виде отражения в черной воде огней улиц и домов Слюдянки. Я несколько расстроился, но потом решил, что будет повод еще раз сюда вернуться.

Местные парни - настоящие Шумахеры. Их не смущали крутые спуски и подъемы, повороты на горной дороге. Видно было, что гоняют они с детских лет и знают каждый камень на дороге, а посему педальку газа от полика за всю ночь оторвали только один раз, когда подъехали среди маршрута к одинокому домику в горах. Они вышли из машины, 15 минут стучали в дверь и быстро в ней растворились, как только ту открыли. Их не было минут 20-30, мы же воспользовались паузой в этой дикой гонке и перекусили омулем. Вскоре нарисовались наши водители, их провожали две местные девушки монголоидными лицами, мило улыбались и что-то лепетали на своем бурятском. Водители с новыми силами опять утопили педаль газа по самое "не хочу" и УАЗик "полетел" дальше.

С рассветом мы добрались до Орлика, нас перегрузили в бортовой ГАЗ и путешествие продолжилось с ветерочком. Водилы часто останавливались, подносили молоко своим богам, но под перевал Чойган доставили нас заветло. День был солнечный и теплый. Ничто не предвещало холодный ветер и дождь со снегом утром. Но все же пришлось вставать и разводить костер ведь быть дежурным - это настоящее счастье туриста. Потому как рюкзак дежурного становится легче на банку тушенки и некоторое количество макаронных изделий. И ради того, чтоб от моих 45 убудет так "дофига" я готов был на все.

Началась пешка...

Увеличить

Первый крутой взлет на перевале мне показался вполне терпимым, занятия BackCountry со сноубордом не прошли даром, усталость наступила уже потом. Вес половины катамарана, гидрокостюма со спасом, продуктов и постоянно болтающейся удочки в весле делали свое черное дело. Спуск с перевала был уже на полном автопилоте, который неустанно следил за корнями и камнями на тропе. На спуске нас обогнала группа пешников, идущих в припрыжку, веселых и жизнерадостных. Остановились, поболтали с нами, посочувствовали и побежали дальше. Вскоре мы дошли до горячих источников Чойгана. Немного отдохнув, я нашел в себе силы поставить палатку. После этого мне уже ничего не хотелось, но от горячих ванн отказаться было трудно.

Источники Чойгана(Жойгана).

Питьевые источники помечены белыми вязявочками, и как правило, рядом стоят кружки. Мы пили воду "от почек" и общеукрепляющую. На вкус - весьма неплохо, уж до чего я не люблю минералку, но эту пил с удовольствием. Принятие горячих ванн должно начинаться с бани. Небольшие домики, срубленные тувинцами, раскиданы в долине тут и там. Тот, что ниже к ручью Аржан-Хем - БАНЯ. Внутри необходимо расположиться на каменном стульчике и отмыть себя под едва тепленькой водой, льющейся из желобка сверху. Поскольку баня расположена рядом с самой горячей радоновой ванной, вытираться и одеваться не имеет смысла. Мы брали свое шмотье и быстренько рвали когти к горячему источнику, хоть на улице было уже достаточно прохладно - замерзнуть мы не успевали. Домики с горячими ваннами сделаны на совесть, внутри деревянные настилы и скамейка, большую часть домика занимает вырубленная в грунте ванная глубиной с полметра. Вылезти из этого рая мне совершенно не хотелось. Я просидел две нормы по 15 минут.

С утра болела поясница в области почек, больше я так долго в газированных ванночках не сидел. Помимо горячих были и холодные источники: "молодость" и белый как молоко - "кожный". Еще видели два стульчика, вроде геморрой лечить. Запах выходящего газа жудковато-едкий, а лежащая рядом пушистая пичуга навела меня на мысль, что лучше тут долго не задерживаться в созерцании булькающей грязи.

Зеленое озеро.

Увеличить

От источников добрались до Зеленого озера, поставили палатки, собрали дров для дежурных в близлежащих кустах. Подъем по курумнику был довольно веселый, солнце пригревало и всем хотелось искупаться. В результате искупались только мы с Оксанкой, остальные решили ограничиться частичным споласкиванием слоя соли и пота. Я смог проплыть "туда" метра два-три, как выскочил - не помню. Оксанка поныряла чуть подольше, но задерживаться ей тоже не захотелось, потому как водичка в озере - это то, что минут 5-10 назад было снегом и стекло с перевала Кок-Хем и прилегающих гор.

Перевал Кок-Хем Дабан.

Самый тяжелый подъем на нашем пути, но он же и самый красивый. Снег, озера, ледяная вода в ручьях. Вкус этой воды я не забуду никогда. СНЕЕЕЕЕГ!!!!! Мы с Алинкой катались по снегу на веслах. Пройти мимо было просто невозможно. Пока остальные отдыхали на своих рюкзаках, сумасшедшие бордеры катались и радовались как дети. В конце-концов добрались на вершину перевала.

Река Кок-хем.

Увеличить

Фоткнулись на фоне пика Топографов и побрели вниз, вдоль реки Кок-Хем, вдоль живописных озер в долине среди гор, по тропам проложенными туристами, а иногда и теряющимися звериными тропами, со множеством следов копытных и медведей. Копытных мы так ни разу и не увидели, за исключением найденного мной куска черепа с рогами молодого оленя, а вот медведя одного напугать успели. Ладно, не он нас. Бегает сей зверь - просто ураган, за считанные секунды он пересек всю долину реки Кок-Хем сквозь густорастущую карликовую березку и перебрался на другой берег. Метров двести отмахал за 10-15 сек и похоже не запыхался. Видеокамеру достать не успели, как он превратился в маленькую темную точку на другой стороне реки. Нас сильно радовало большое количество голубики на всем протяжении пути, крупная, сладкая ягода с небольшой кислинкой была в размер мелкого винограда. Однажды не удержались и не пожалев сахара приготовили сырое варенье к чаю. Просто "НЯМ" получилось.

Не обошлось, к сожалению, и без травм. Оксанка решила зафотить симпатичную каменную глыбу. Споткнулась и упала. В результате подвернула ногу в голеностопе и выбила руку в локтевом суставе. Кость вышла из сустава и расположилась рядом. Рука стала толще раза в два. Больно ей было просто дико. Хорошо, что аптека была собрана в полном объеме, хоть и весила прилично, но без баралгина было бы худо. Народ быстро начал действовать. Антон рванул за водой(довольно далеко), Костя занялся вырезанием деревянной шины, я накачал Оксанку баралгином внутримышечно. Боль вскоре притупилась, и мы с Joe стали готовиться вправлять сустав. Получилось удачно, врач в Уфимском травм-пункте, не поверил, что такое можно сделать в тайге. Короче, руку мы забинтовали на шине, вынули Оксанкин спальник, и оставив ее рюкзак ночевать на ветке двинулись дальше.

Минут через 40 хода спустились к реке Кок-Хем. Хоть путь наш лежал до озера Кара-Балык, а это еще 7-10 км, один катамаран решили собрать тут. День ушел на стапель, забрали Оксанкин рюкзак, перепаковались так, чтоб собрать один дополнительный рюкзак на четверку, которая пойдет по воде, вторая четверка пойдет пешком без водной снаряги, налегке (свое шмотье, палатка, продукты). Идти было легко и приятно. Однако не все коту масленица, туристы тут в основном идут уже по воде, тропы остались звериные, их было еле видно, постоянно то пропадали, то появлялись вновь. Мы прорывались сквозь живую стену карликовой березки, местами почва была заболочена, но все же дошли засветло и успели нарубить в лесу несколько лиственниц на каркас нашего катамарана. Уже поздно вечером, при свете фонарей ели и строгали продольны для "Катера"(название катамарана Joe) ножами. На следующий день после обеда, по реке пришел "Бегемот" (наш второй катамаран). На их пути было много обносов из за негабаритов в порогах или элементарного отсутствия воды в нужном количестве. За оставшийся день собрали Катер, Костя наловил здоровенных хариусов. Рыбу почистили, порезали кусками и обжарили в муке и со специями на противне. Такой рыбы я в жизни никогда не пробовал, наелись все до отвала. Засыпая в теплом спальнике, сытый и уставший я и подумать не мог, что рыба на этом сплаве будет еще вкуснее, чем та, которую только что ели.

Увеличить

далее привожу описание водной части из дневника-отчета Оксаны ...

20/08. Первый день на воде. Погода мрачновата, дождит и ветрит :) Кара-Балык нам рад, видимо, не сильно. Бегемот парусит сильнее, чем Катер, плюс я - балласт, т.е. грести почти совсем не могу, приходится проводить катамаран вдоль берега. Озеро взяло у нас не менее 4 часов. Теперь мы в Бий-Хеме, и это наша река. Небо разъяснилось. Через час увидели на левом берегу деревянную резную табличку - "Исток Большого Енисея", а на правом - Костю с удочкой. На обед уха. Первый раз в жизни наедаюсь ухой - отменная. Идем дальше, к вечеру становимся перед первым порогом. Начинает портиться погода. Сегодня я уже гребла, табанить пока не могу. Вечером на мой робкий вопрос - пустят ли меня в какой-нить порог - сказали - вот этот пройдешь, там посмотрим. Будем смотреть!

21/08 - пор. Огурец - Шивидский каскад. Нуууу, 2 порога пройдено -первый (неинтересный) и второй - 4-километровый каскад, категорируется как 4-я кат.сложности. Очень недурственно и интересно! Где-то на берегу сидит белочка, потом в камнях норка. Я уже почти не халявлю, гребу, только отдыхаю иногда или боюсь :) - стою на коленях и держусь за каркас. Однако, боялась я в самом начале, потом бояться перестала - захватывает всё ж таки это дело! Из неприятностей - порвался чехол на одном из баллонов Бегемота, пару часов стояли, шились. (Шов метра 1,5, чуть-чуть совсем :)) через пару-тройку поворотов обнаружился Катер, отличную стоянку нашли, у впадения ручья Одарым, Костя уже хариусов наловил, да и Вовчик чего-то поймал. Рамиль жарит рыбу и печет лепешки, штук 25. На утро с вечера варят уху. На этой стоянке куча дощечек от предыдущих групп, разных годов, начиная с 80-х. Погода была хорошая.

Увеличить

22/08 - Еще 2 порога - Водопадный и Сухой. 3 ступени Водопадного просвистели без разведки. И красиво! В Сухом пороге катамараны проводила светло-синяя палатка. Со скалы над порогом видно, как хариусы прыгают через порог вверх. Стоянка - перед порогом Сюрприз, на высоте 30м над рекой. Перед порогом очень неплохая шивера, особенно, если идешь без стремян :/ В этот порог меня завтра не пустят. Алинка печет блины, из 1 кг муки у нее вышло около 80 блинчиков.

23/08 - Сюрприз - обносили рюкзаки, Бегемот шел четверкой с Костей вместо меня, а катер с Сашей вместо Алинки - второй или третий по сложности на этой реке. После Сюрприза я перевязала стремена на себя, и мы пошли дальше. Только не далеко. Был там один неплохой порожек, по сложности - двоечка. Меня честно предупредили: "Щас прыгать будем, держись!" Но я же смелая. И гоордая - как та ворона из анекдота. Никогда больше не хочу слышать звук лопнувшего стремени - первый раз за всю свою сплавскую карьеру ушла за борт! Весло не потопила, из воды достали - висела в правом стремени, головой в воде. Не знаю что подумали ребята на борту, но сказали мало - "Тебя же предупредили". В это же время сломалась продолина с левого борта. Чалимся рядом с Катером, на наш вопрос "Без происшествий?" - "Ага" - "А у нас два", Женя выдает бесценную, на мой взгляд фразу:"Оксана сама по себе происшествие". ПлАчу в глубине души. Еще больше там же смеюсь - в этот день я одела купальник под гидру :))) Чему быть - к тому готовишься, вот и искупалась. Вскоре подходим к Кайфасу. Здесь обед и ужин. На ужин пеку блины, зарекаясь слушать чьи-либо советы тесто вышло жидкое. Их у меня в итоге получается больше 150 штук - забодалась их печь в дыму. Меня пробовали пересадить - отказывалась. Слишком много народу на той стороне костра, все норовят за любимый локоть задеть :) Начинается дождь.

24/08. Порог Кайфас - Бегемот идет четверкой с Костей. Катер - двойкой - Антон и Костя. Должно быть отличное видео, фото с Женькиного цифровика- очень неплохие. Сам порог производит незабываемое впечатление, даже с моего места - со скалы над нижним сливом. Оттуда он просматривается почти весь. Это один из самых сложных порогов на этой реке. 4 ступени, проходится и справа и слева (не в начале, там только справа), а потом уже один узкий слив - на завершение. Перед ним сходится вода из трех сливов, все три кипят, почти по центру здоровый камень и за ним уже тот главный поток,
Увеличить
хотя и не самый тяжелый, но мощный. Порог категорируется где 5, где 6 категорией. Так и выглядит :) На обеде, деля 77 оставшихся блинов на 8 человек, Рамиль шутит вот утопили бы кого-нить вчера - делить было бы легче! Спасибо, Рамиль! Кажется, в этот вечер была стоянка на каком-то охотничье-разделочном месте. Там был каркас для сушки шкурок или копчения рыбы, скорее, первое, так как на деревьях и самом каркасе висели гроздья капканов.
Кругом разбросаны (или лежат) прочие полезные вещи - лом, лопата, санки, висит пила и торчит топор в колоде. Видели даже огнетушитель. Место оставляет гнетущее ощущение. Самое обидное- если бы прошли на полчаса больше - остановились бы в зимовье, где была еще и баня.

25/08. Только мы отошли от этой стоянки - на Бегемоте снова лопнул боковой шов на том же чехле, только внутренний. На этот раз ушло метра три, так что шили его вдвоем с Антоном, с разных сторон. Руку в шитье я набила - строчки уже лучше машинных :) Позже грелись, потом обедали в зимовье, до которого не дошли вчера. Погода была премерзкая - дождь, причем временами со снегом. Снег к обеду уже не шел, и к порогам вышли почти без дождя. Пороги Узкий и Элен. Перед Узким чалимся и народ идет на разведку. Мне почему-то страшно, видимо, после Кайфасовских видов. Они возвращаются и берут меня с собой на прохождение со словами "идем, там слив прямой, держаться будешь". Я-то держусь, только там за прямым сливом обнаружился камень, который нужно было очень активно обходить, а за ним еще пара сливов... Сверху он наверно смотрится как дорожный знак "извилистая дорога", только с крупными камнями по всему руслу. Настоящий водный аттракцион! Только это все достаточно серьезно. Разведку-то до конца порога надо делать, а то всё это очень уж неожиданно получилось.
Увеличить
К Элену я подходила с мыслями, что если сейчас после разведки меня снова оставят на борту, я буду активно нырять за борт. Ребята пришли с шуткой "Слив прямой!". Костя, улыбаясь - "что сидишь - слезай". Он сделал меня счастливой!!! Слив действительно оказался прямой. Но как это выглядело!!! Стоять рядом с этим сливом, с фотоаппаратом, среди водяных капель, висящих в воздухе - буквально дышишь порогом.
На выходе мощная бочка, катамараны с гребцами уходили в нее с головой. Жаль, я еще не проявила своих пленок, надеюсь они не вымокли, там тоже должны быть неплохие кадры. Элен проходился двумя четверками - Бегемот: Костя, Рамиль, Саша и Антон, Катер - Костя, Саша, Антон и Вовчик. Катер разгруженный, Бегемот с рюкзаками. Под Эленом обедали. Вечерняя стоянка где-то, как-то. До водопада еще копать и копать.

26/08. Дошли до водопада. По совершенно отвратительной погоде. Мордодуй с дождем и градом, как правило на плесах. Крутой подъем и крутой спуск на ДОРОГЕ (иначе не скажешь) для обноса. В эту погоду водопад смотреть мне не захотелось, да и устали сильно. Хотя ребята ходили. Там на камнях табличка. Видимо, неосторожный исследователь, потому что водникам в этом водопаде делать нечего, у него слив немногим более 2-х метров шириной. Хотя перепад высоты - метров 10. Вечером снова дождь. В принципе, он больше чем на полчаса весь день не прекращался.

27/08. С утра погода не менее мерзкая. Фото и видеосъемка водопада с воды. Далее - гребной день. После обеда распогодилось. Отличная стоянка, по дороге команда Катера рыбачила (они на воде постоянно рыбу ловили, кормильцы, и отставали от нас на 1-1,5 ходовых часа). Поэтому (наше с Джо дежурство) я жарю рыбу и пеку, нееет, не блинчики!!!, 4 здоровых лепешки. К счастью, Рамиль с его чутким руководством был у другого, "сушильного" костра(который на время жарки превращался во второй для готовки) и праздник мне не портил (ох, язва я). Зарабатываю самый дорогой мне на этом сплаве комплимент - Оксан, рыба лучше, чем у Рамиля! В душе мурлычу. После ужина пеку еще одну большую лепешку на завтра. У другого костра Рамиль между делом говорит, что завтра день будет, как сегодняшний вечер, имея в виду погоду. Тормозная после готовки, спрашиваю - что, опять мы с Женей дежурим? Почти так и вышло :) Первый день, когда видим еще каких-то людей кроме нас самих.

28/08. Гребной день. Погода отличная! Идем не до какой-то реки из чьего-то описания, а до упора, т.е. до 20:30. Находим стоянку, встаем, ждем синих, т.е. Катер. Как обычно, мальчишки разводят костер, я успеваю замесить тесто :) Моторка, идущая сверху, чалится к нам. Там трое красноярских ребят, видимо, какие-то ученые, судя по вопросам, которые они задавали. Их в Кызыле будет ждать машина, а на "Заре", скорее всего, поедем вместе. Вскоре после отхода красноярцев подходят наши. У меня уже испечена 1 большая лепешка, теперь жарю рыбу :), таки дежурство продолжается. Настроение у всех бодрое, видимо погда и близость обратной дороги сказывается. Я уезжать не хочу.

29/08. Еще один, крайний, гребной день. Жара. На обеде, пока ждем Катер, успеваю искупаться, досушиться, зашить чего надо. После, на ходу, Антон и Саша купаются, причем Антон просто ныряет с борта. Тут я по-настоящему скулила, тоже хочу, а обратно сама бы не вылезла. Эххх.. Около 6 часов вечера приходим в Тоора-Хем. Там уже стоит "Заря", покупаем последние билеты, сушимся прямо возле пристани. Сегодня вечером удается купить настоящий хлеб!!! И пиво!!! Местный предлагает нам помыться в бане. На вопрос, сколько денег это будет стоить, говорит, что он христианин, и ничего с нас не возьмет. Мы потом ему продукты оставили. А баня была - класс, жаль не было времени попариться, потому что договорились ночевать на "Заре" и моторист не спал, ждал нас. При свете полной луны взвешиваются наши рюкзаки и грузятся на крышу ентого корабля. Про спальники вспоминается только внутри и минут через 15. Никогда не ночуйте в "Заре" в конце августа при ясной погоде без одеяла или спальника!!! Укрывались чехлами с кресел. У меня их два было, помогало слабо :)

30/08. Рано утром "Заря" стартует в Кызыл. По дороге проходит еще один порог - высокие валы захлестывают левый борт, моют стекла. Костя снимал этот порог на видео из капитанской рубки. В пути были около 8 часов, комфортнее чем в автобусе. Кызыл и тувинцы мне не понравились, недобрые они какие-то, хорошо подумают, стоит ли отвечать тебе на заданный вопрос. Ощущение, что как в Прибалтике - на русский язык у местных аллергия. Вечером из Кызыла на такси, на двух машинах в Абакан, оттуда сразу же на поезде в Новокузнецк. Дорогу в Абакан хочу проехать снова! Очень красиво. Граница между Тывой и Красноярским краем очень отчетлива - заканчивается степной горный пейзаж и начинается лесной горный. Видели хребет Спящий Саян (заснять жаль не вышло), проезжали место гибели генерала Лебедя.

31/08. До поезда на Уфу 10 часов. Каждый развлекается как может.
Анапинским поездом едем домой.