Не все знают, где находятся Каторовы острова и чем они отличаются от Канарских,
но где Северный полюс - знают все. И еще известно, что там очень холодно.
И что добраться туда можно только многодневным переходом на лыжах
и собачьих упряжках. Все читали и слышали про отважных полярниках,
которые, испытывая невероятные трудности и проявляя чудеса героизма,
достигали точки Северного полюса.
Но то, что в наше время существуют гораздо более простые способы побывать
на "макушке планеты", знают немногие.
Участники Девятой международной парашютной экспедиции на Северный полюс
собрались в Москве в апреле. Вообще, вторая половина апреля - единственное
время, когда на полюсе можно проводить подобные акции. Неделей раньше еще
очень холодно, мороз до минус сорока, с начала мая - много открытой воды и
туман, осложняющий полеты авиации. Перелет к месту старта в заполярный городок
Хатанга занимает 5-6 часов. Кроме того, что в окрестностях Хатанги растет
самое северное на планете дерево, она известна тем, что местный аэропорт
открыт 350 дней в году. Для нас это очень важно, так как запасных аэродромов
для возвращающегося с полюса самолета мало. Группа обеспечения, сильно
увеличенная журналистами, на специальном "арктическом" самолете "Ан-74"
вылетает на ледовый аэродром, построенный к нашему прилету на огромной льдине,
всего в ста километрах от полюса. На этой же льдине палаточный лагерь, где
можно безопасно и небезынтересно переждать любую непогоду. Основная группа не
тратит время попусту. Всего час на вертолете, и мы в стойбище оленеводов. В
обмен на "огненную воду" - искреннее радушие встречающих, сувениры, катание на
оленьих упряжках. И при этом наша большая радость, что нам выпало жить не
здесь.
Вернулись в Хатангу, ждем от ледовой группы команды на взлет. Самая большая
проблема с иностранцами - их интересует точное время вылета. С русскими много
проще. Они проводят время в баре, твердо зная - без них не улетят.
Ледовая группа выходит на связь. Их информация: погода для выполнения
парашютных прыжков критическая. То есть - прыгать можно, но лучше подождать. В
метеобюро узнаем прогноз: через сутки погода ухудшится. Запрашиваем ледовую
обстановку в районе полюса. Ледяные поля большие, торошение незначительное,
открытой воды мало. Принимаем решение: лететь! В баре тост за счастливую
дорогу - и в самолет. Не забыть бы приготовленные парашютные контейнеры с
ананасами, бананами, апельсинами. Без них праздничный банкет на полюсе не
будет таким экзотическим. Шампанское в этом году брали в специальной упаковке:
бутылка покрыта слоем пенопласта. Хитро, но не помогло. Пока произносится
тост, оно все равно замерзает. Выхода два - или пить сразу, или "разбавлять"
водкой. Но это уже потом, на льдине. А пока две тысячи километров полета над
совершенно белым пространством.
Примерно за час до прыжка начинается подготовка, то есть облачение в
костюмы. Кто прыгает на полюс не первый раз, стараются оттянуть этот момент на
попозже. В теплом самолете в арктическом костюме будет слишком жарко. Самолет
пролетает точно над полюсом. В открытую рампу видны два вертолета группы
обеспечения и маленькие точки людей. Но прыгать рано. Ветер очень сильный, и
километра два нужно еще постоять в самолете. Команда выпускающего - и, как в
хорошем боевике, парашютисты один за другим посыпались за борт. Руководитель
прыжков внимательно считает раскрывшиеся купола. После приземления проследить
за спустившимися с неба будет невозможно. Толкотня возле земной оси,
фотографирование с флагами спонсоров, снимки на память, кругосветное
путешествие. Хорошо, что здесь полярный день и никто не торопит улетать. Но,
вдоволь наморозившись, мы сами залезаем в вертолеты и летим в лагерь. В теплых
палатках уже не чувствуешь себя так далеко от цивилизации, и шутка о том, что
продуктов у нас - на два месяца автономного существования, напоминает, что уже
в понедельник многим нужно быть на работе.
Вернувшись домой, вы находите несколько минут, чтобы научиться небрежным
тоном произносить фразу (она понадобится при встрече с друзьями) : "В прошлую
пятницу был на Северном полюсе..."