Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
Плато Путорана ( Содержание )

Плато Путорана

Федерация спортивного туризма – объединение туристов г. Москвы
Московский городской центральный клуб туристов

Отчет о водном туристском путешествии 5 к.с. по маршруту:
г.Москва –г. Норильск- порт Валек - оз. Лама – р. Геологическая – р. Б.Хонна-Макит – оз.Аян – р.Дулисмар – р.Ягтали - р.Курейка – оз.Дюпкун – р.Наледная – оз.Хантайское – пос. Хантайское озеро - г.Снежногорск – г.Норильск – г.Москва
совершенном с 11 июля по 26 августа 2002г.


Маршрутная книжка: № 1/4 - 503
Руководитель группы: Офицеров С.А.
121108, г. Москва, ул. Минская, д. 9, кв. 77
e-mail: offortis@mtu-net.ru


Маршрутно-квалификационная комиссия 177-00-66665555 рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет 5 (пятую) категорию сложности.
Отчет использовать в библиотеке МГЦКТ

Оглавление

  1. Паспорт маршрута
  2. Общая часть
    1. Состав группы
    2. Цели и организация экспедиции.
    3. Общая характеристика района путешествия.
  3. Подходы и сходы с маршрута
    1. Подъезд.
    2. Отъезд.
    3. Аварийные сходы с маршрута.
  4. Техническое описание маршрута
  5. Выводы и рекомендации
  6. Неизвестный север (статьи из газет и интернет изданий).
  7. О питании.
  8. Обеспечение группы.

1. Паспорт маршрута

Район проведения походаПлато Путорана
Сроки проведения10.07. – 26.08.2003 г.
Протяженность маршрута, км.:
Пешая часть 109
Водная часть 398
Итого 507
Количество дней на маршруте48
Количество участников4
Средства сплаваКатамараны 2-ки (1,6 м3) – 2 шт.
Категория сложностиПятая
Основные препятствия, характеризующие сложность маршрута
Р. Б. Хонна-Макит, средняя вода
Шиверы №4, 5, 6, 9 - 3А;
Шивера №7 - 3В;
Пороги №1, 8, 9 –3В;
Порог №5 – 4А.
Р.Дулисмар, вода ниже средней:
Пороги № 18, 22, 25, 29 – 4А;
Пороги № 24к, 27к, 28к – 5А;
Каскады порогов № 23к, 26к – 5А.
Р. Наледная, низкая вода
Каньон
Пороги 2А-2С.
КлиматКонтинентальный
Материальные затраты на период похода (на 1 человека).
Проезд 14 175-00
Продукты 1 872-00
Итого: 16 047-00

2. Общая часть

2.1 Состав группы

ФИО Год рожд. Подготовка, опыт Обязанности
1 Офицеров Сергей Альбертович 1961 СТП; Участник: р.Урик-5 с эл.6 к.с. Руководитель: р.р.Чая - Кутима-5 к.с. Руководитель, дневник, капитан катамарана К-2-1, фото, рыбак
2 Орловский Сергей Романович 1964 Участник: р.р.Чая - Кутима-5 к.с. Ремонтник, медбрат, матрос К-2-1, метеоролог
3 Федцов Валерий Владимирович 1973 СТП; Участник: р.р. Чая-Кутима – 5 к.с. Завхоз, капитан К-2-2.
4 Логин Сергей Владимирович 1982 Участник: Карагем-Аргут-Катунь - 6 к.с. Ремонтник, Матрос К-2-2, рыбак

2.2. Цели и организация экспедиции.

Путешествие проводилось силами клуба туристов «Фортис» Московского Государственного Технического Университета «МАМИ» при содействии Федерации спортивного туризма - объединения туристов г. Москвы.

2.2.1. Цели экспедиции.


- изучение возможности посещения юго-восточной части плато за месяц с выходом на г. Снежногорск;
- разведка более простого перехода от залива Капчуг к истокам р. Дулисмар;
- разведка подходов к интересующему нас району;
- описание р.Наледная;
- создание видео фильма для дирекции заповедника «Путоранский»;
- повышение спортивно-туристской квалификации;
- составление отчета для МГЦКТ.

2.2.2. Организация экспедиции.

Пройденный нами маршрут явился как бы продолжением экспедиций 1999 и 2003 годов. Так как невозможно было с уверенностью определить уровень воды в реках в период проведения экспедиции, были разработаны несколько вариантов равнозначных маршрутов.

Маршрут №4.1.

Г. Москва – г. Норильск – порт Валек – оз. Лама – устье р. Б.Хикиканмыгда – р. Геологическая – р. Б.Хонна-Макит – Большой Хонна-Макитский водопад – оз. Аян – залив Капчуг – р.Дулисмар – истоки р. Ягтали – р. Верх. Ноку-Бирая – р. Дулисмар – р. Нерал – р.Курейка – оз.Дюпкун – р.Наледная –оз.Хантайское – пос.Хантайское озеро – г.Снежногорск – г. Дудинка – г. Москва.

Маршрут №4.2.

Г. Москва – г. Норильск – порт Валек – оз. Лама – устье р. Б.Хикиканмыгда – р. Геологическая – р. Б.Хонна-Макит – Большой Хонна-Макитский водопад – оз. Аян – залив Капчуг – р.Дулисмар – истоки р. Ягтали – р. Верх. Ноку-Бирая – р. Дулисмар – р. Нерал – р.Курейка – оз.Дюпкун – р.Курейка – оз.Горбиачин – р.Горбиачин - вдх. Хантайское - г. Снежногорск – г. Дудинка – г. Москва.

Маршрут №4.3.

Г. Москва – г. Норильск – порт Валек – оз. Лама – устье р. Б.Хикиканмыгда – р. Геологическая – р. Б.Хонна-Макит – Большой Хонна-Макитский водопад – оз. Аян – залив Капчуг – р. Дулисмар – стрелка р.р Дулисмар и Ягтали – р.Нерал – р.Курейка – оз.Дюпкун – р.Наледная - оз.Хантайское – пос.Хантайское - г.Снежногорск – г. Дудинка – г. Москва.

Маршрут №4.4.

Г. Москва – г. Норильск – порт Валек – оз. Лама – устье р. Б.Хикиканмыгда – р. Геологическая – р. Б.Хонна-Макит – Большой Хонна-Макитский водопад – оз. Аян – залив Капчуг – оз.Мал.Аян – р.Нерал – р. Ягтали – р.Курейка - оз. Дюпкун – р.Курейка – оз.Горбиачин – р.Горбиачин - вдх.Хантайское - г.Снежногорск - г. Дудинка – г. Москва.

Маршрут №4.5.

Г. Москва – г. Норильск – порт Валек – оз. Лама – устье р. Б.Хикиканмыгда – р. Геологическая – р. Б.Хонна-Макит – Большой Хонна-Макитский водопад – оз. Аян – залив Капчуг – оз.Мал.Аян – р.Нерал – р. Ягтали – р.Курейка - оз. Дюпкун – р.Наледная – оз.Хантайское - пос.Хантайское озеро - г.Снежногорск - г. Дудинка – г. Москва.

Была проведена организация заброски в начальную точку маршрута и получение разрешений на пребывание в этом районе. А именно:


- Разрешение от директора государственного заповедника «Путоранский» на право посещения территории заповедника участникам спортивно-туристской экспедиции для изучения природных и этнографических особенностей района плато Путорана;
- Разрешение от начальника управления по делам ГОЧС по Таймырскому АО на проведение экспедиции и обязательной постановки группы на учет.

Члены нашей группы давно знакомы друг с другом по совместным походам и экспедициям и поэтому в психологическом аспекте наша группа была идеальной.

Зная по опыту прошлых лет как тяжелы пешие переходы, особое внимание мы уделили физической подготовке. Зимой и в начале лета мы регулярно ходили в одно-двух дневные лыжные, а затем и пешие походы. Весной в Карелии испытали средства сплава.

Оптимальное распределение участников по катамаранам представилось следующее:

катамаран 2-ка ( 1,6 т) – 1 шт.
Экипаж:
Офицеров С.А. – капитан;
Орловский С.Р. – матрос.

Катамаран 2-ка ( 1,6 т) – 1 шт.
Экипаж:
Федцов В.В. – капитан
Логин С.В. – матрос

2.2.3. Новизна, уникальность, необычность экспедиции.

Из-за сложных метеорологических условий холодного лета экспедиция прошла маршрут № 4.3.

Впервые связав воедино реки Дулисмар и Наледная, мы тем самым доказали возможность посещения северо-восточной части плато за месяц при некоторой оптимизации пешеходных переходов.

Произведена разведка более простого перехода от оз.Аян (залив Капчуг) к истокам р.Дулисмар.

Составлена более полная лоция реки Наледная.

2.3. Общая характеристика района путешествия.

2.3.1. Общегеографическая характеристика.

Плато Путорана - наиболее приподнятый массив Среднесибирского плоскогорья, расположенный в верховьях рек Пясина, Хета и в бассейне правых притоков Нижней Тунгуски. С запада его ограничивает долина р. Енисей, с востока долина р. Котуй. Максимальные высоты гор плато находятся в верховьях рек. Котуй, Курейка и Хета – 1528 (г. Котуйская), 1664 (г. Камень), 1542 (г. Холокит), 1701 (г. в истоках р. Хусана), 1592 (г. Сотку-Иое), 1560 (в районе оз. Хибарба-Дыл). Отсюда водоразделы постепенно понижаются во все стороны. Плато расчленено глубокими (до 1280 м) речными долинами, имеющими крутые склоны с многочисленными уступами.

На плато много подпруженных моренных озер. Наиболее крупные из них – Лама, Большое Хантайское, Кета (Хета).

В рельефе преобладают плоские тундровые плато с невысокими вершинами. На западе, севере и востоке плато довольно круто падает к Приенисейской и Северо-Сибирской низменностям и Котуйскому плато.

Район располагается на территории Долгано-Ненецкого и Эвенкийского национальных округов.

2.3.2. Гидрография.

Реки района принадлежат к бассейну Нижней Тунгуски, непосредственно Енисею, а также Пясины, Хеты и Котуя. Реки пробивают себе дорогу в многослойных лавовых породах, то и дело, пересекая пласты более твердых пород. В этих местах образуются пороги и водопады.

Малоснежная зима и обычно резкое наступление тепла обусловливают мощное непродолжительное половодье. Кратковременность половодья связана и с тем, что в горах нет значительных снежников и ледников. Оптимальное время начала сплава 10-16 июля. В это время освобождаются ото льда крупные озера. но воды в реках еще много, дальше она будет падать.

Замерзают реки плато своеобразно: лед образуется здесь сначала не на поверхности воды, а на дне в виде донного льда и шуги, которые постепенно разрастаются, заполняя порой не только все речное русло, но и пойму. Небольшие речки – они преимущественно дождевого и ледникового питания – замерзают полностью.

На многих мелководных участках рек образуются характерные для областей вечной мерзлоты речные наледи. К концу зимы многие из них достигают в толщину 4 м и более. Часто они не успевают полностью растаять до новых холодов. Коренные жители - эвенки называют Путораны «страной озер с крутыми берегами». Здесь их великое множество. В основном озера имеют фиордовый тип. Реки, стекающие с плато по тектоническим разломам, так или иначе, заканчивают свой бег в Северном Ледовитом океане. Летом на реках, особенно бассейнов Хеты и Котуя, возможны сильные дождевые паводки с резким поднятием воды до 8-10 метров. Это обуславливается большой площадью водосбора и ущельевым характером рек.

Плато Путорана с полным основанием можно назвать страной водопадов. Их очень много. Наиболее интересные находятся в труднодоступной восточной части Путоран. Так на р. Канда расположен один из самых высоких в России водопадов – 108 метровый. Немало водопадов, падунов и на сплавных реках: Гулэми, Нерал, Дулисмар, Иркинда, Б. Хоннамакит, верхней Курейке, верхней Хибарбе. Это обстоятельство необходимо учитывать при прокладке маршрутов.

2.3.3. Климат.

Климат района суровый, резко континентальный. Весна, лето и осень укладываются в три месяца: июнь, июль, август. Свет и тепло в течении года поступают не равномерно. С середины мая до начала августа сумма инсоляции в Заполярье больше, чем на экваторе. Средняя температура января –32…-40 градусов. Средняя температура июля +8…+16 градусов, это самый теплый месяц. Кроме особенностей связанных с высокими широтами, район путешествия расположен в полосе попеременного влияния континентального и арктического воздуха. Особенно существенна циркуляция атмосферы летом. В связи с постоянным ледовым покровом над Северным Ледовитом океаном массы арктического воздуха часто вторгаются на прогретый континент. Они прогреваются и увлажняются. Это вызывает циклоническую деятельность.

Летом, в июле, на плато обычно преобладают ветры северных румбов. Среднее давление воздуха в это время 1006…1012 миллибар. Зимой, в январе, в направлении ветров наблюдается противоположная тенденция, преобладают ветры южных румбов, Среднее давление воздуха 1018…1030 миллибар. Плато Путорана имеет несколько повышенную норму осадков по сравнению с подходящим к нему с севера лесотундрой (500 – 800 мм в год). Несмотря на то, что холодный период в этих краях продолжительнее теплого, в течении теплого периода атмосферных осадков выпадает в 3-4 раза больше, чем в холодный.

Малое количество зимних осадков определяет небольшую высоту снежных покровов – от 30 до 80 см. Сильные морозы зачастую приходят до выпадения снега, что способствует сохранению многолетней мерзлоты грунтов. Климат западной части плато Путорана более влажный, чем восточной, континентальной, части, с прохладным летом. Особенностью этого района является неодинаковая освещенность и продолжительность дня по сезонам года. Полярный день летом постепенно сменяется на полярную ночь зимой.

2.3.4. Растительность.

Плато Путорана расположено в субарктическом поясе, в зоне тундр, лесотундр и редколесий. На западе распространены густые темнохвойные леса, главным образом из ели и пихты. На востоке редкостойные леса из даурской лиственницы, наиболее устойчивой к промерзанию грунта. Примесь березы имеется только в долине р. Котуй. Граница редколесий поднимается до высоты 750-800 м на юге и 450-500 м на севере. Выше редколесий следует зона ернико-ивняковых кустарников. Выше 850-900 м на юге и 550-600 м на севере начинаются горные тундры. Наиболее высокая часть Путоран, от 1200-1350 м, представляет собой горную арктическую пустыню.

Восточная часть плато Путорана отличается от западной. До высоты 400 м горы заняты лиственничными лесами, далее следует простирающаяся до высоты 500 м зона лиственничных редколесий. Выше проходит подгольцовая зона, представленная ольхой, ивой, ерником. Выше 800 м. расположены глинистые болота. Они глубоко оттаивают во время дождей, становясь трудно преодолимой преградой для пешеходов. Ранним летом (в июне и начале июля) тундра покрывается ковром из цветов: синие колокольчики, незабудка альпийская, горечавки, полярные, желтые и белые маки, оранжевые жарки. На болотах и впадинах большое количество пушицы. Ко второй половине июля большая часть цветов отцветает и лишь у снежников и ледников продолжает бушевать огонь красок. Здесь весна задерживается. Среди тундровых растений преобладают различные мхи и лишайники, низкорослые кустарники, многолетние травы, главным образом осоки и злаки.

По речным долинам, защищенным от ветра, располагаются заросли тундровых кустарников: карликовой березки, северной ольхи, полярной ивы. У подножия плато и по широким, лесистым долинам рек можно встретить бруснику, чернику, шикшу, голубику, а на заболоченных участках клюкву и морошку.

2.3.5. Животный мир.

Самым многочисленным представителем животного мира Путоран является дикий северный олень. Летом стада оленей откочевывают в тундру, на север, спасаясь от гнуса. Не редки встречи с ними и в пригольцовой зоне. Начиная с конца августа, начинается миграция оленей на юг, в Эвенкию. За оленями следуют волки, росомахи, песцы. Бурого медведя можно увидеть не только в долинах рек, но и мышкующим в горных зонах арктической пустыни.

Здесь обитают зайцы лисицы, белка, горностай, соболь, лемминг. На широких, лесистых излучинах рек можно встретить лося. Уникальный представитель животного мира Путоран - занесенный в Красную книгу. снежный баран. Сохранился в небольших количествах в бассейне рек Аян и Хибарба.

Из птиц в зонах тундры и лесотундры водятся: гуси, различные виды уток, белые и северные куропатки, чайки, трясогузки, полярные воробьи, белозобые и краснозобые казарки, гагары, кулики. Встречается орлан-белохвост. Эту могучую птицу с размахом крыльев до 2,5 метров можно назвать вестником весны. Еще в мае эти птицы возвращаются на просторы Таймыра. Из-за малочисленности вид занесен в Красную книгу. Можно увидеть полярную сову. Для горных рек наиболее типичен хариус.

В озерах хорошо ловиться голец, кумжа, сиг, валек. В нижнем течении горных рек можно встретить пелядь, муксун еще ниже чир, налим, окунь, щука, ряпушка.

2.3.6. История.

Первое упоминает о гряде гор к востоку от Енисея, встречается у Миддендорфа. В конце прошлого века (1844 год) он кочевал с ненцами по южной части северо-таймырской низменности и в 40 км к югу увидел вроде бы отроги горного хребта, который назвал Северный. Эта ошибка сохранялась на картах довольно долго. В 1905 году в составе академической экспедиции проникшей в глубь Путоран побывали русские исследователи О.О.Баклунд и А.И.Толмачев. Но и они не сумели сделать правильных выводов кочевав с эвенками от стойбища к стойбищу. Однако дали довольно точные описания зимней природы Путоран. И только в Советское время при разработке медно-никелевых месторождений в районе г.Норильска экспедицией под руководством Н.Н.Урванцева в 20-е и 30-е годы разведка Путоран продолжилась. Вслед за этим был разведан и нанесен на карту западный склон плато Путорана. Восточная и Центральная часть плато было нанесено на карту лишь в послевоенное время, с помощью аэрофотосъемки. Но до сих пор здесь есть места, где не ступала нога человека. Поэтому каждое туристское путешествие в этот первозданный мир может принести радость настоящих географический открытий.

2.3.7. Население и населенные пункты.

Основным городом, через который происходит заброска на плато Путорана, является Норильск. Он был основан в середине 30-х годов при создании горно-металлургического комбината, в 122 км к востоку от Дудинки. Первые дома поселка поставлены в 1935 году. В последствии этот поселок стал Норильском, по названию протекающей в окрестности реки Норилки. В 1937 году для снабжения города и комбината была проложена узкоколейка Дудинка – Норильск. В 1953 году она была переделана на широкую колею. До сегодняшнего дня она остается самой северной в мире железной дорогой. В 1939 году горняки Норильска дали первый уголь для судов Енисея и арктического флота.

Норильск расположен в широкой котловине. Вокруг него на склонах гор расположились шахты, разрезы, обогатительные фабрики. У подножия корпуса заводов. В окружении Норильска выросло несколько поселков при шахтах и рудниках: Кайеркан, Талнах. Наиболее интересна для осмотра часть Норильска времен Сталинской постройки. Проживают в городе в основном русские и украинцы.

На всем протяжении маршрутов по плато Путорана населенных пунктов нет.

Выброска этого маршрута проходит через поселок Хантайское озеро и г.Снежногорск.

Поселок Хантайское озеро образовался в результате переселения населения из пос.Камень на р.Хете (в 100 км выше пос.Волочанка)

Город (поселок городского типа) Снежногорск построен как спутник Норильского комбината. Здесь живут в основном бывшие строители, а ныне обслуживающий персонал самой северной в России ГЭС. Недавно город отпраздновал свое 30-летие.

ГЭС построена на месте большого Хантайского порога, в месте пересечения рекой мощного стометрового пластообразного изверженного тела диабаза, наклонно залегающего среди толщи древних известняков.

Из коренных жителей Таймыра, относящихся к малочисленным северным народам, по данным статистики на 01.01.1999 г. проживало долган – 4863 человека, ненцев – 2481, нганасан – 814, эвенков – 294, энцев – 122 человека.

Долгане живут в основном в Хатангском районе и бывшем Авамском районе, в басейнах рек Хатанги и Кеты. Ненцы расселились в низовьях Енисея и по берегам его притоков (Усть-Енисейский район). Нганасаны – на реках Авам, Дудыпта, Хета, в поселках Усть-Авам, Волочанка, Новая и Новорыбное. Энцы живут в поселке Потапово и в низовьях Енисея. Эвенки – на Хантайском озере.

Основным видом деятельности у коренного населения является оленеводство, пушной промысел, звероводство, рыболовство и промысел дикого оленя.

Долгане – самая многочисленная народность Таймыра. Ее считают и самой молодой, так как образовалась она в течение XVIII и первой половины XIX веков в результате смешения тунгусов, якутов, русских и представителей самодийских народов. Говорят на диалекте якутского языка. Кочевали в районе норильских озер и в бассейне реки Попигай в полосе лесотундры. Одежда долган по силуэту напоминает русский кафтан, изготовлялась из оленьих шкур или сукна, украшалась бисером. Женщины носили также длинные песцовые или заячьи шубы.

Хотя долганы считались христианами и соблюдали внешнюю обрядовую сторону православия, они сохраняли традиционные языческие религиозные верования, был развит шаманизм.

По лингвистическому признаку коренные народы Таймыра принадлежат к различным языковым группам: нганасаны, ненцы, энцы – к самодийской языковой группе, долганы – к тюрской.

Самыми древними жителями Таймыра считаются нганасаны (учеными была найдена стоянка, возраст которой определяется в 3-4 тысячи лет). Издревле основным занятием нганасан была охота на дикого оленя, которая вплоть до середины XIX века велась с помощью луков и стрел. С этим видом деятельности были связаны и сезонные перекочевки. Весной кочевали следом за диким оленем в глубь полуострова. Летом часть охотников отправлялась на плато Бырранга. Другие занимались рыболовством, охотой на гусей. Одежда нганасан по своему внешнему виду сильно отличается от одежды других народностей. Вся она шилась из оленьих шкур: зимняя – из зимних шкур, летняя – из летних. Одежду раскрашивали, украшали кантами и аппликациями.

2.3.8. Экскурсионные объекты.


- г. Норильск;
- музей г. Норильска (Ленинский пр-кт, д. 14);
- домик Урванцева (Ленинский пр-кт, д. 45, за кафе);
- водопады реки Б.Хонна-Макита;
- озеро Аян;
- нижний каньон р. Дулисмар, водопад «Агатовый», водопадный цирк рек Дулисмар и Яктали;
- озеро Дюпкун;
- водопады на реке Наледная;
- каньон реки Наледная;
- Хантайское озеро;
- Г. Снежногорск: ГЭС, музей (в здании детсада).

3. Подходы и сходы с маршрута

3.1.Подъезд.

Заброска на плато Путорана возможна из Туры, Снежногорска, но проще её осуществить из Норильска. До Норильска быстрее долететь самолетом. В день из г. Москвы до г. Норильска вылетают три прямых рейса. Типы самолетов: Ил 86, Ту 154, Ил 62. Следует отметить, что с субботы по понедельник включительно аэропорт Алыкель не работает в связи с работами по замене покрытия взлетно-посадочной полосы. Окончание работ планировалось на конец октября этого года.

Стоит отметить, что цены на транзитные рейсы значительно дешевле. В первую очередь к ним относятся рейсы авиакомпании «Черноморавиа». Существуют и другие варианты заброски, однако все они имеют ряд негативных аспектов, в частности, довольно продолжительные.


1. Проезд ж/д транспортом от г. Москвы до г. Лабытнанги, далее из г. Салехарда до г. Норильска самолетом.
2. Проезд ж/д транспортом от г. Москвы до г. Красноярск, далее на теплоходе по реке Енисей до г. Дудинка. О наличии рейсов и наличии мест, числах и времени выхода следует узнавать в речном порту г.Красноярска. От Дудинки до Норильска ходит микроавтобус.

От аэропорта Алыкель до автостанции г. Норильска можно доехать автобусом N 33. Время в пути 40 минут. На автостанции пересесть на автобусы N 22 или N 29 сообщением до г. Талнаха. Разница между ними в том, что N 22 останавливается около моста через р. Норильская (бывший гидропорт Валек), а N 29 за 500 метров до моста.

Справа от моста на ближнем берегу находится порт. К нему ведет грунтовая дорога. Здесь же стоят катера, которые, обычно в пятницу, вывозят на рыбалку и отдых рабочих комбината. Или можно попробовать договориться о заброске на противоположном берегу у капитанов маломерных катеров и моторных лодок.

Заброска в восточную оконечность оз. Лама в 2003 году обошлась нам на катере КС в 12 тыс. рублей (160 км). Время в пути от порта до восточной оконечности оз. Лама колеблется от 2.40 до 6 часов в зависимости от типа судна.

Возможна заброска с помощью авиации. Для этого необходимо заранее связаться с авиакомпанией «Таймыр», порт базирования Валек. Контактные телефоны: Ген.Директор ОАО авиакомпании «Таймыр» Олег Шпагин (3919) 42-88-75, 48-02-01; диспетчер (3919) 41-27-74, 47-05-55. Один час работы вертолета Норильского авиаотряда стоит ориентировочно 36 тысяч рублей.

3.2. Отъезд.

Выброска с нашего маршрута возможна из поселка Хантайское озеро. В нем необходимо посетить главу местной администрации Туманова Эдуарда Анатольевича и договориться о переброске в Снежногорск. Отметим, что лучше и комфортнее идти на буксире с баржей, чем на моторных лодках, даже, несмотря на то, что баржи ходят не каждый день. Из порта Снежногорска до жилых домов около 4 км по грунтовке. Обычно в порту возможно договориться об автотранспорте. Ехать сразу в аэропорт (находится в 8 км от Снежногорска), особенно на ночь глядя, не стоит, так как возможно, что он будет закрыт. В Снежногорске есть гостиница и общежитие (бывшее общежитие МИСИ). Оно, по нашему мнению, выгодно отличается от гостиницы: созданной в ней какой-то домашней обстановкой и дешевизной проживания (по 20 руб. в сутки с человека). Из неё можно позвонить в аэропорт, узнать о наличии рейсов, билетов на них и погоды на маршруте. До аэропорта Снежногорска проще и удобнее добираться автобусом, отходящим в 10.00 от ! первого дома (около детсада). В 2003 году рейсы из Снежногорска в Валек совершались по понедельникам, средам и пятницам. Перевозчиком является авиакомпания «Заполярье», аэродром базирования – Валек, тип самолетов Ан-3т, вмещающий 11 человек (либо, как в нашем случае 9 человек и груз). Из аэропорта Валек до Норильска ходит автобус, подается под рейс. До аэропорта Алыкель можно доехать на автобусе №29 отходящем от городского рынка. До г. Москвы в день вылетают 3 прямых рейса и 1-2 транзитные (в наше время с субботы по понедельник аэропорт не работал по техническим причинам). Местное время их вылета с 6.50 до 11.00. Существуют и другие варианты отъезда аналогично предложенным вариантам в п.4.1. При использовании речного транспорта до Красноярска, время в пути до 6 дней (в зависимости от типа судна). О наличии рейсов и билетов можно узнать в Дудинке на речном вокзале (ул. 30-летия ВЛКСМ, 20), тел. (391-11) 2-18-04. Время работы касс: с 9.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00. С! уббота и воскресенье – выходные, однако, если в эти дни отплывают суда , касса города работает. В Норильске продажа билетов по адресу: ул. Орджоникидзе, 6а, каб. 113. Выходные – суббота, воскресенье. Телефона для справок, к сожалению, нет.

3.3.Аварийные сходы с маршрута.

В восточной части плато по причине полной автономности невозможен. При наличии в группе радиостанций и предварительной договоренности (в частности, с ПСС г. Норильска) возможен прилет санрейса.

На озере Дюпкун в 3-4 км ниже по течению от 1-ой Гагарьей на левом берегу расположен кордон заповедника Путоранский (егерь – Владимир Кожемякин).

На Хантайском озере:


- на мысу (начало гор Богарыче; слева от устья р. Кутарамакан) расположено хозяйство лесника Протасова Владимира Михайловича;
- справа от устья р. Кутарамакан расположена недостроенная база отдыха Газпрома (круглогодично живет сторож);
- в устье р. Эдындэ жилое зимовье охотников.

В этих местах есть радиостанции и, при наличии там людей, возможно связаться с поисково-спасательной службой. Сеансы радиосвязи в 10.00 и в 16.00 по местному времени.

4.Техническое описание маршрута

Техническое описание маршрута

5.Выводы и рекомендации

После проведенных в 1999 и в 2003 годах экспедиций на плато Путорана, мы продолжали интересоваться этим районом. Результатом чего стала разработка нескольких очень интересных на наш взгляд маршрутов. Один из них мы решили осуществить в этом году. Идея маршрута состояла в том, чтобы за месяц с небольшим осмотреть наиболее красивые и малопосещаемые уголки восточной части плато, произвести разведку подходов к новым для нас районам и выйти обратно в г. Норильск. Интерес для нас представляли каньон ДМБ на р.Дулисмар, водопадный цирк рек Ягтали и Дулисмар, р. Наледная. Кроме того хотелось лично поговорить с егерем безвыездно живущим на кордоне оз.Дюпкун и хорошо знающим его окрестности. С развалом Советского Союза значительная часть информации о прохождении этого была района утрачена или стала недоступной. Поэтому в нашу задачу входило и описание «неизвестных» рек. Хотелось найти более простые решения переходов от залива Капчуг (оз. Аян) к истокам р. Дулисмар и от оз. Дюпкун д! о р. Наледная. Проверить возможность сплава в августе по р. Наледной в качестве быстрого выхода к людям минуя сплав по р. Курейке (Люме). Хантайское озеро нами было выбрано не случайно. Из поселка Хантайское озеро есть возможность уехать до порта г.Снежногорска буксиром, либо маломерными судами. При проработке маршрута выяснилось, что:


• Несмотря на то, что туристы и бывали в долине р.Наледной хорошей лоции данной реки мы найти не смогли. Одни из немногих сведений о пребывании туристов в этих краях содержаться в отчетах: № 5131 руководитель (водный); №5174 руководитель Саввичев А.С. (лыжный); №2350 руководитель Авдеев А.В. (горно-пеший); №3439 руководитель Соколовский (пешеходный).
• При проработке картографического материала и отчетов лыжников, водников и пешеходников предположительно было выявлено:
- каньон на р.Наледной представляющий для нас определенный интерес;
- возможность более простого перехода от оз. Аян (залив Капчуг) к истокам р.Дулисмар.
- возможность простого волока из оз. Дюпкун в р. Наледная.

Путешествие можно рекомендовать только туристам, имеющим опыт сплава по горным рекам 4-5 категории сложности и в то же время опыт горных переходов.

В этот год наша экспедиция проходила при минимальном численном составе группы, что допускается Правилами проведения туристско-спортивных походов. Из-за этого мы не смогли достичь оптимального веса рюкзаков, но не в ущерб организации страховки и фото, видео съемки.

Особенно обращаем внимание руководителей групп на физическую выносливость и психологическую совместимость членов команды при длительных и тяжелых маршрутах.

Так же как и в прошлый год мы привезли с собой дюралевые рамы для катамаранов, избежав тем самым ненужной порубки леса и выиграв время на стапеле. Считаем, что положительными результатами нашего похода стали:


- разведка более простого перехода от залива Капчуг (оз.Аян) к истокам р.Дулисмар;
- прохождение и более полное описание р. Наледная;
- разведка и описание Хантайского озера на предмет использования баз и зимовий в туристских целях;
- разведка возможности выхода в современных условиях через г. Снежногорск и пос.Хантайское озеро из восточной и юго-восточной части плато Путорана;
- выполнение задания дирекции заповедника «Путоранский» по фото, видео съемке восточной части плато;

Практически почти вся наша экспедиция проходила в условиях холодного, мало дождливого лета. Средняя температура колебалась в пределах 4-8?С, за исключением солнечных дней на подходе и прохождении р. Б.Хонна-Макит и выхода через Хантайское озеро. Нередки были выпадения осадков в виде снега. Результатом такой погоды стало некоторое уменьшение уровня воды в реках, что в свою очередь вынудило нас отказаться от более выигрышных вариантов и идти маршрут №4.3. Безусловно, как и в прошлом году самый эмоциональный и красивый участок нашего маршрута приходится на р. Дулисмар. Однако ничуть не менее интересным оказался участок р.Наледной от водопадов до Хантайского озера. Как показывают наши наблюдения, усложняется прохождение участка р.Б.Хонна-Макит с уровня шиверы №7 до пор.№3, из-за намывания высоких гряд камней в русле (аналогично шивере №7). Каньон реки Наледной не представлял особой сложности в нашу воду, однако с повышением уровня воды таким являться уже не будет из-за сильны! х навалов на скальные стены которые сродни «терке». Интерес будут представлять, прохождение обоих водопадов и второй части каньона начиная, ориентировочно, с порога «Зуб».

Для прохождения данной реки, по нашему мнению, нужны более ранние сроки сплава. Ориентировочно где-то в середине июля. В этот раз мы безоговорочно заменили в нашей раскладке горячо любимый госпожой С.Цветковой сублимат на вяленую оленину, возможно в некоторый ущерб весу самой раскладки. Закрыв с его помощью «голодные» разговоры в течении всей экспедиции и всех пеших переходов в частности.

Учитывая наш опыт, мы считаем себя в праве, предложить Вам несколько советов:


- Продукты на это путешествие нужно закупать в городе Норильске. На оптовых рынках есть все, что необходимо. Цены - на уровне московских. При этом Вы сэкономите деньги за оплату перегруза, который у Вас, так или иначе, возможно будет.
- От аэропорта Алыкель до города Норильска проще всего и дешевле, добираться рейсовым автобусом, как впрочем и дальше от автостанции Норильска до авто моста через р.Норильскую.
- Необходимо заранее связаться с Таймырской окружной службой спасения, предоставив ей маршрут похода (основной и запасной), график прохождения, паспортные данные всех участников группы. Это дает хоть какую-то гарантию, что Вас будут искать на бескрайних просторах плато Путорана при не выходе в населенные пункты по истечению контрольных сроков.

Адрес Таймырской окружной службы спасения, отдела аварийно- спасательных работ:

647000, г. Дудинка Таймырского автономного округа, ул. Советская, д. !2; телефон оперативного дежурного: (39111) 5-87-11, т\ф (39111) 2-24-60.


- Самый удачный на наш взгляд день недели для приезда в Норильск – пятница утром. За этот день Вы сможете закупить продукты в магазинах, уладить вопросы с ПСС, нанять катер или маломерное судно. Для больших групп (больше 12 человек) наиболее оптимальным днем можно считать понедельник и среду. Дни, когда катера в большинстве своем не заняты.
- Норильск является закрытым для иностранцев городом. Поэтому если в вашей группе есть иностранцы (даже из ближнего зарубежья; за исключением граждан Белоруссии) необходимо побеспокоиться о разрешении на въезд заранее.
- В 2001 году в Российской Федерации были приняты несколько законодательных актов и иных документов прямо или косвенно затрагивающих права, обязанности и ответственность владельцев и водителей малых спортивных и прогулочных судов. На данное время отношение к нему в этом регионе резко отрицательное и возможно, поэтому он нигде не работает.
- Если Ваш маршрут предполагает посещение государственного заповедника «Путоранский» необходимо получить разрешение у директора заповедника к.б.н. В.В.Ларина, предварительно обосновав свое пребывание в нем. Например, выполнение научной работы по заданию дирекции заповедника. Адрес государственного природного заповедника «Путоранский»: 663302, г. Норильск, ул. Комсомольская, д. 1, E-mail: plato@norcom.ru, тел. 46-86-84, 46-86-82, факс 46-86-84.
- Можно конечно нанять катер самим, в пятницу вечером многие жители отправляются на рыбалку, в том числе, и на озеро Лама. Но лучше предварительно договориться о переброске группы с капитаном катера Вадимом Воронцовым, живущем в городе Норильске. Телефон: 37-45-11, код 3919.
- Целесообразность авиа заброски сомнительна не только по причине дороговизны, час работы вертолета Норильского авиаотряда стоит 36 тысяч рублей, но и из-за того, что Вы не получите эстетического наслаждения от осмотра водопадов по пути подъема на плато; Но если Вы все же решите зафрактовать вертолет (Ми-2, Ми-8, Ми-24), то необходимо связаться с руководством авиакомпании «Таймыр», аэропорт базирования – Валек.

Контактные телефоны: Ген.Директор ОАО авиакомпании «Таймыр» Олег Шпагин (3919) 42-88-75, 48-02-01; диспетчер (3919) 41-27-74, 47-05-55.


- На плато Путорана можно подняться со стороны озера Лама шестью способами: по рекам Бучарама, Геологическая, Б.Хикиканмыгда, Талая, Хойви и реки, от г.1241. Из них можно выделить три приемлемых варианта. Мы располагаем их, по степени трудности прохождения: 1) подъем по реке Геологическая – пологий подъем вдоль реки с относительно плавным выходом на перевал (как под вариант: подъем по р.Бучарама с последующим выходом на перевальное седло рек Микчанда и Б.Хонна-Макит; более пологий подъем, но увеличение пешей части). 2) подъем по реке Б.Хикиканмыгда – до водопада относительно пологий подъем, дальше крутой взлет на плато (склон 1б), осмотр водопадов. 3) подъем по реке Талая – самый сложный и эстетически запоминающийся. Здесь необходимо иметь горное снаряжение, кругом скалы и водопады. В устье р.Талой живет долган Юра считающий это место своим родовым «поместьем». Рассказывают, что с ним не просто договориться.
- Необходимости нести с собой дюралевую раму нет, однако элементы для вязки конструкции на которой Вы дойдете от верховьев реки до границы леса, взять с собой необходимо. Это могут быть деревянные шесты, взятые от границы леса. Для сплава по рекам плато больше всего подходят дюралевые весла, они прочнее всех остальных, и ими можно пользоваться в качестве дополнительной опоры при восхождениях.
- При сплаве с верховьев без рамы, необходимо остановиться для ее изготовления при первом появлении строевых деревьев.
- Характер порогов р.Б.Хонна-Макита очень изменчив год от года. Необходима разведка всех препятствий. Страховка обязательна.
- Необходимо соблюдать особое внимание при подходе к:


а) Б.Хонна-Макитскому водопаду. В большую воду ориентиры стираются. Плесов перед водопадом нет;
б) каньону №4 р. Дулисмар. Прохождение его без разведки, может привести к трагическим последствиям;
в) водопадному цирку рек Дулисмар и Яктали;
г) водопадам р.Наледная.


- При передвижении группы в безлесной зоне желательно брать с собой дрова (это может быть один сухой шест на готовку), либо горелку. Необходим и кусок стеклоткани для защиты огня от ветра.
- В наборе НЗ иметь сухое горючее.
- Желательно иметь с собой радиостанции. Помогают при разведке, страховке и прохождении препятствий.
- В Путоранах много кровососущих, поэтому необходимо заранее предусмотреть все способы борьбы с ними.
- Оптимальной добавкой к рациону питания является рыба, В основном в реках плато водиться хариус. На озере Аян и реке Хете ловится: сиг, кумжа, пелядь, налим, голец, окунь, щука. Наиболее эффективной снастью является спиннинг с блесной серебристого цвета либо удочка с мушкой. Хорошие результаты на быстринах дает удочка с мушкой и подсадка на крючок летающих насекомых.
- Как бы Вы не подготавливали свою обувь, по опыту нашей группы и предыдущих, она все равно не выдерживает этих диких нагрузок. Обычно у отечественной обуви начинает отлетать подошва. Прочно приклеить ее в походных условиях не представляется возможным. Чтобы не тормозить движение группы и сэкономить свое время и силы, советуем взять с собой в ремнабор нихромовую или стальную отожженную проволоку d 2-3 мм. Скреплять подошву с кожаным рантом ботинка скобками из проволоки. Или прошить их проволокой заранее. На какое-то время хватит.
- Желательно иметь с собой компактный бинокль или монокуляр, помогает отыскивать направление движения при пеших переходах.
- Если Вы останавливаетесь на ночлег в избе, относитесь с уважением к жилищу, если у Вас есть чем поделиться с хозяевами, даже если их в настоящее время и нет, оставьте на видном месте.

6.Неизвестный север (статьи из газет и интернет изданий).

Сражение за Арктику в годы Великой Отечественной Войны. Операция «Вундерланд».

После оккупации Европы, после начала Великой Отечественной войны, когда под пятою фашизма оказалась колоссальная территория, самым больным и острым стал вопрос транспортировки военных грузов, продовольствия техники и т.д. К этому времени и возник пристальный интерес к Северному Морскому пути, по которому можно было доставлять грузы транспорты, шедшие как по внутренним коммуникациям, так и из-за рубежа – Англии и США. Первые конвои с техникой от союзников поступили уже в августе 1941 года, они обещали быть постоянными, и значит постоянно нуждались в охране и сопровождении. По договоренности, союзники взяли на себя обязательства сопровождать свои транспорты от берегов Англии, Исландии, Шотландии и т.д., до наших морских Заполярных границ, где их встречал советский конвой и сопровождал до Мурманска, Архангельска и других портов назначения. Не сумев договориться о тесном союзе против Гитлера из-за своих политических амбиций до войны, правительство СССР, США и Англии договори! лись-таки о взаимопомощи и совместных действиях в Москве. И караваны пошли.

Наше руководство Северным флотом к середине 1941 года видимо еще не до конца уяснило себе важность укрепления Заполярных рубежей – надеялись, что Германский флот не сунется во льды Арктики так стремительно. Поэтому военное обеспечение маршрутов было более достаточно, нежели оснащенность военных баз на островах побережья. Например, тот же Диксон был недостаточно оснащен артиллерией и серьезным морским прикрытием. Как вспоминал контр-адмирал Константин Иванович Степин, участник событий на Диксоне, не острове в первые дни войны даже царило благодушие, потому что уже прошли из Белого моря 3 каравана без проблем. да и была уверенность, что немцы дальше Новой Земли не сунуться. Еще посмеивались, дескать, для фашистов страшнее «генерал тумана», да и «адмирала льда» ничего нет. Доходило до того, что на острове не получали информацию о проходящих транспортах, так что их и не ожидали, и не встречали, и не охраняли. Бог миловал пока… Но беспечность чуть не закончилась трагедией, пр! ичем эту трагедию даже готовили – демонтировали 3 артбатареи и приготовил их к вывозу на Новую Землю (чудом не успели!). А в это время 16 августа 1942 года из Северной Норвегии, с военно-морской базы из Скоменфьорда вышел крейсер «Адмирал Шеер» для операции «Вундерланд»(командовал крейсером капитан первого ранга Вильгельм Меедсен-Болькен). Перед ним были поставлены новые задачи:


1. Уничтожить транспорты и караваны союзников, встреченные на пути к Таймыру;
2. Высадить десант на Диксон в количестве 180 автоматчиков, захватить остров, базу, гидрометцентр и радиостанцию, добыть климатические карты и карты прохода коммуникаций и форватеров;
3. Уничтожить рыболовецкий флот и «закупорить» Карские ворота.

«Шеера» сопровождают 5 подлодок и эсминцы, которые рыщут в поисках транспортов и караванов. Однако плотный туман не приносит желаемых результатов – противника не видно. Уже 17 числа подлодки фашистов блокировали все подступы Карского моря. 18 августа чуть было не столкнулся «Шеер» с пароходом «Ф.Энгельс», что шел из Шотландии на Диксон. Но туман уберег обоих – разошлись мирно. Капитан раздражен, команда нервничала – руки чесались победить! 19 августа с немецкой подлодки пришло сообщение, что море чисто, но русских транспортов нет. Отправив на разведку гидросамолет «Ардо», капитан, наконец, радостно узнает, что ближе к Таймыру обнаружены 2 транспорта, которые «Шеер» тут же стремиться прихватить у пролива Вилькицкого. На «Шеер» сообщения приходят из Норвегии – ждите крупный русский караван у пролива Вилькицкого. Но «Шееру» не повезло – караванов много, но льды и туманы не дали встрече осуществиться.

К тому же, при очередной разведке, пропорол поплавок и затонул гидросамолет «Ардо». Крейсер остался без «глаз». Но 25 августа с «Шеера» заметили пароход и приняли его одним из транспортов западного направления – это был «Сибиряков», который вез полярную экспедицию на Диксон. Предвкушая желание поживиться партиями форватеров и получить информацию о ледовой обстановке. Приказав судну остановиться, Болькен потребовал сдачи. А с «Сибирякова» неслась морзянка на Диксон, предупреждая об опасности присутствия крупных немецких военно-морских сил. Корабль не подчинялся и в ответ на обстрел главным немецким калибром ответил огнем. Но нет достаточной огневой мощи у «Сибирякова» - его пушки с 45 и 76 мм снарядами «Шеера» не достигают. Огонь врага сделал свое дело – «Сибиряков» пылал, но отстреливался. Механик «Сибирякова», посчитавший, что капитан Качарова убит, открыл кингстоны и потопил неуправляемый корабль (Качарова чудом выжил). Немцы стали вылавливать сибиряковцев, но из 128 м! ужчин и 3-х женщин извлекли из воды лишь 28 человек, кто не принял немецкую помощь – был расстрелян. «Подвиг» «Шеера» после расправы над «Сибиряковым» не принес ни информации, ни карт и обозленный «Адмирал» двинулся на штурм Диксона – раздолбить базу, уничтожить радиостанцию, высадить десант, взять!

А на Диксоне готовились: срочно 26 августа (поступил приказ)восстановить демонтированные арт. установки, приготовиться к бою! Не было тогда на Диксоне ни крупных военных соединений, ни крутых десантников, а просто горстка моряков, портовых рабочих, артиллеристов. И они сделали все возможное, чтобы укрепить оборону. В наличии имелось: 45 мм зенитная батарея (командир батареи, лейтенант Кубышкин), 130 мм пушки были уже погружены на баржи (для Новой Земли) и доставить их на берег было трудно из-за погоды, а две 152 мм, которые находились на берегу притулили к скалам, направив на море, использовали как временную огневую позицию. Привели себя в боевую готовность и сторожевой катер «СКР-19», пароход «Революционер». А силы-то неравны. У «Шеера» вес одного залпа – 2300 кг, а вес всех орудий защитников Диксона – 122,5 кг. Но защитники все учли, расчитали, действовали по плану. К тому же им на помощь пришел комиссар северного отряда Балтийского Флота Бабинцев, организовал и воору! жил 2 отряда ополченцев (пулеметы, винтовки, ручные гранаты). Он же и руководил боем.

Начав вести огонь из всех орудий по побережью Диксона, Болькен хотел выявить огневые точки обороны и мощь наших калибров. Ему отвечали пушки сторожевого катера СК-19 и батарея Корнякова. По плану, взяв огонь на себя, ведя обстрел СК-19 пошел на сближение с крейсером, готовый затопить себя в форватере, чтобы преградить путь врагу. Так действовал арктический «Варяг-Сибиряков», так должен был бы поступить СК-19. И он принял весь огонь на себя. Но и «Шеер» получил приличный удар береговой батареи, так что начал маневр для отхода. Ведет пушки (на корабле пожар!), СК-19, так же ведя обстрел, уходит к Самолетной бухте, выпуская дымовую завесу «Шеер» получил еще один тяжелый снаряд и ретировался, так же пуская дым. «Адмирал» покинул зону огня!

На что прежде всего надеялся Болькен, так это на внезапность, а утратив и инициативу, да и такая оборона – идущий на таран катер против крейсера – вывели фашистов из равновесия. А ведь у батареи Корнякова тяжелых снарядов было мало, в основном осколочно-фугасные, а то бы вовсе не поздоровилось «Шееру». Обойдя Диксон с запада немецкий крейсер обстрелял порт, радиостанцию на Новом Диксоне, поджег угольный склад на острове Конус. Но и здесь его накрыла наша береговая батарея, на палубе начался пожар и «морской волк» вынужден был отправиться восвояси . Даже не верилось, что такие крупные силы немцев отказались быстро от своей затеи. Был еще момент из-за которого «Шеер» вынужден был отступить. С острова состоялись переговоры с советским самолетом, находящимся на подлете к Диксону. Открытым текстом с острова запрашивали эскадру самолетов, а летчик ответил, что через 30 минут они прибудут. Самолетов не было, и летчик и остров блефовали. Но «Шеер» принял игру всерьез. Так или ин! аче, но оборона Диксона показала мощь и героизм, самоотверженность и решительность защитников. В результате надводные суда врага у Диксона не появлялись, а операция «Вундерланд-2» 1943 года также закончилась поражением. Защитники Диксона потеряли 7 человек убитыми, их именами названы острова в Северном океане. Более 30 раненых долечивались в Норильске. А память вечная защитникам Диксона увековечена в израненных осколками снарядов скалах, в памятниках и в людской благодарной памяти.

Трагедии в Диксоне не произошло, но летом, в июне 1942 года спланированная трагедия произошла с караваном «PQ-17». Какие бы цели не преследовали политики – расплачиваются люди.

Отправляя транспорты из Англии а СССР многим политикам хотелось, чтобы помощь эта не была слишком значительна, и по возможности хотелось, видимо найти повод, чтобы прекратить ее вообще. 27 июня 1942 года из Исландии с грузом для Красной Армии (готовилась Сталинградская битва) вышел караван в 34 судна в сопровождении охраны ВМФ Британии. Не доведя караван до охраны Северного Флота, конвой был повернут назад (поступил приказ Британского Адмиралтейства отозвать корабли охранения, а транспорт обязать добираться до портов назначения врассыпную, на свой страх и риск). Советскому командованию ни сообщения, ни известия об этом не было. До Мурманска и Архангельска судам без охраны предстояло пройти 600-800 миль. Самолеты, подлодки и крейсеры фашистов разгромили караван. Из 34 судов 23 было потоплено. Ссылаясь на различные обстоятельства, Лондон так и не сумел вразумительно объяснить причину предательства и гибель каравана, жуткая и напрасная смерть людей лежит на правительстве Че! рчилля. Таким образом, ссылаясь на трудности поставок в СССР, на опасность и риск, западные политики несколько раз в течение войны приостанавливали поставки транспортов, но военно-морской флот СССР высоко оценил мужество, профессионализм английских моряков и всегда был им очень благодарен.

«Ни у кого… нет оснований сомневаться в храбрости, стойкости и неустрашимости моряков английских кораблей… Личные качества моряков и политика английского правительства – вещи разные». Адмирал А.Г.Головко, «Вместе с флотом».

7.О питании.

Из отчета в отчет переносятся справочные данные о питании в походе, которые не всегда соответствуют действительности. Мы же предлагаем Вам несколько вариантов типовой раскладки используемых в нашем походе:

- Энергетическая ценность основной (заложенной изначально) раскладки 1600-1800 Ккал/чел при весе 428 г/чел.день.
- Дополнительно рыба, ягоды, грибы без ограничения.
- Тушенку для облегчения веса заменили, на вяленую оленину.
- На случай без ягодного лета повышенное внимание уделялось поливитаминам.

8.Обеспечение группы.

Для обеспечения данного маршрута сознательно выбиралось снаряжение по следующим требованиям:


- минимально допустимые параметры.
- минимальный вес.
- минимальный объем.
- максимальная устойчивость к механическим воздействиям.


Мы приводим краткий перечень на нашу группу:



Наименование Кол-во на группу Размеры
1 Катамаран 2-ка 2 1 600 л.
2
Палатка с тентом, двухскатная
Палатка полусфера

1
1

3-х местная
2-х местная
3 Набор канов 1 7 л, 6 л, 5 л.
4 Весла дюралевые 8 6,4 кг
5 «Морковка» 2 20 м
6 Веревка d 10 мм 1 40 м
7 Жумар «PETZL» 1 Стандарт
8 Карабин «Ирбис» 1 Стандарт
9 Кроль 1 Стандарт
10 Ролики 2 Стандарт
11 Система 1 Венто


На главную страницу   Вверх   Следующая страница



Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2017
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
Моторно-свободный параплан HUNTER., Моторно-свободный параплан HUNTER. Производитель A...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:40
2. 
Моторный параплан ACROBAT., Моторный параплан ACROBAT. Производитель PARAAVIS...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:39
3. 
Прогрессивный параплан для полетов вдвоем RIO 42., Прогрессивный параплан для полетов вдвоем RIO 42. ...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:29
4. 
Самый надежный учебный параплан для обучения Танго, Самый надежный учебный параплан для обучения Танго...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:26
5. 
Лучший палаплан для легкого пилота Тайран производ, Лучший палаплан для легкого пилота Тайран производ...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:25

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 563


Новые фотографии:


Путь
23.03.17, 01:01

Команда
22.03.17, 00:43

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  II экспедиция МАКа на Памир 2004 [7454], Альпинизм, Юрий Байковский, 28.07.04
2.  Нижний Кураган - Катунь 99 [7928], Сплав, Евгений Абрамов , 13.07.01
3.  Детский фестиваль скалолазания "Я выбираю спорт". [7995], Скалолазание, Катерина Юницкая, 07.12.07
4.  Он падал из стратосферы со скоростью реактивного самолета [8006], Парашютизм, Наталья Ячменникова, 14.05.01
5.  Итоги XVII открытого чемпионата России по альпинизму. Класс высотных восхождений. [7383], Альпинизм, Федерация альпинизма России, 04.04.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Елена Сухорукова, статей: 1, просмотров: 7836
2.  Timur Akhmetov , статей: 1, просмотров: 7978
3.  Яков Гольдин, статей: 1, просмотров: 7782
4.  Андрей Рычковский, статей: 9, просмотров: 72099
5.  Dice-K Maru, статей: 1, просмотров: 7721

1, 2, 3, 4, 5, 6