Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

"High tension"
Талай Сагар, диретиссима северной стены

Михаил Дэви

31 мая 1999 года. Вот уже шесть часов я тащусь с тяжеленным рюкзаком, полным железа и мокрых вещей, по морене в направлении базового лагеря на озере Кедар Тал. Мы не были здесь две недели, и это заметно - на озере, на котором мы по утрам делали лунки во льду, чтобы набрать воды, сейчас ни одной льдинки. А то, что за эти две недели у нас не было ни дня отдыха, видно по состоянию моих ног - малейший подъем заставляет резко снижать темп и останавливаться на пару минут, опираясь на лыжные палки. Уже смеркается, начался сильный снегопад со встречным ветром, и без того едва заметная тропа становится почти неразличима. И вдруг я замечаю, что мое настроение резко контрастирует со всеми этими трудностями, я совершенно безмятежен и счастлив - мы сделали это и спустились!

Началось все года два назад, когда к нам в руки попал журнал "GHM", где был обзор горного района Гарвал в Индийских Гималаях. Уже по фотографиям стало видно, что это очень интересный район с монолитными гранитными пиками, напоминающими пики Памиро-Алайских районов Каравшина и Ак-Су, но гораздо более высокие и зачастую проблемные в верхней части из-за перехода прочных гранитов в разрушенные и опасные сланцы. Крутизной и протяженностью выделялись две стены: западная стена Бхагиратхи - III и северная стена Талай Сагара. Однако на Бхагиратхи уже были пройдены скальные маршруты и к тому же туда собирались наши друзья - соперники: Саня Одинцов, Юра Кошеленко и Игорь Потанькин. На северной стене Талай Сагара же был пройден только ледовый кулуар в центральной части стены, а по скальным бастионам не было даже попыток восхождений.

Первоначально экспедиция была запланирована на сентябрь 1998 года, 16 августа была переведена оплата за пермит в Индию по курсу 6,30 рубля за доллар, а на следующий день началось… Денег не хватило и сроки экспедиции пришлось перенести на весну 99 года. В феврале в Шамони мы стали свидетелями того, что "Золотой ледоруб", неожиданно для многих, получила двойка австралийцев за прохождение той самой северной стены Талай Сагара. Это еще больше укрепило нас в мысли, что выбранный нами объект того стоит, хотя, с другой стороны, стало ясно, что "Золотой ледоруб" нам не видать, так как две награды подряд за одну стену не дадут.

Март - апрель прошли в суматохе и сборах: поиск денег и спонсоров, подготовка снаряжения.… Наконец все позади и наша маленькая экспедиция в составе: Виктор Останин, в прошлом неоднократный чемпион СССР, а ныне директор детско-юношеской спортивной школы - руководитель экспедиции, Александр Кленов, один из сильнейших "лазунов" в российском альпинизме, - капитан команды, Алексей Болотов - сильный высотник, прошедший западную стену Макалу, а также Эверест, Хан-Тенгри и Победу, Михаил Першин - только что реализовавший собственный проект - зимой в двойке промолотивший северную стену Ак-Су по сложнейшему маршруту и автор этих строк вылетаем в Дели через Ташкент рейсом "Узбекских авиалиний".

Ташкент, как всегда, тепл и приветлив: радушная встреча друзей, свежая клубника по смешным ценам…. Два дня расслабляемся и в ночь на 1 мая летим дальше. В Дели уже слишком тепло - в 6 утра температура зашкаливает за 40. Весь день отсыпаемся в прохладном номере гостиницы, предоставив Останину и Кленову посетить официальные мероприятия в федерации альпинизма, и уже на следующий день рано утром выезжаем в направлении Гималаев. Три дня не слишком утомительного пути на небольшом автобусе с ночлегами в городах Ришикеш и Уттаркаши пролетели незаметно: новая страна, новые впечатления. Основное впечатление от страны - "большая помойка", кучи мусора на улицах, даже в Дели, антисанитария в придорожных забегаловках, все стены исписаны старой выцветшой рекламой, типа "Soni" или "Pepsi". Кухня оставляет желать много лучшего - совершенно нет мяса, и все очень острое. На третий день пути въезжаем в последний населенный пункт - городок Ганготри, место паломничества и религиозного поклонения индусов. Ежедневно сотни людей на переполненных автобусах и машинах стремятся сюда. Городок, находящийся на высоте более 3000 метров, состоит исключительно из отельчиков и постоялых дворов, вся центральная улица - это сплошные лавки по продаже религиозной утвари. Отсюда до Талай Сагара всего 18 километров по горизонтали, но, тем не менее, первое восхождение на эту вершину было совершено только в 1979 году, настолько круты и неприступны стены, окружающие вершину.

С караваном носильщиков за два дня достигаем базового лагеря на озере Кедар Тал. Чуть раньше нас сюда пришла индийская экспедиция и заняла лучшие площадки, нам приходится ставить лагерь на глинистой почве на берегу озера. Днем светит жаркое солнце, от которого приходится укрывать все части тела, чтобы не получить ожоги, а под вечер обычно начинается снегопад, заметающий лагерь толстым слоем снега, который с утра опять тает, образуя с глиной замечательную желтую замазку, покрывающую обувь толстым слоем. В общем, базовый лагерь не самое лучшее место для жизни, но наши мысли уже не здесь, а на прекрасной и грандиозной стене, замыкающей ущелье, которая постоянно меняется в зависимости от погоды и освещенности: то она белоснежная, то желто-красная, то укутана облаками, то одиноко и гордо возвышается над ними.

У нас не так много времени, поэтому в темпе проводим акклиматизационные выходы, ночуем на высоте 6000 м на ближайшей к лагерю вершине, пару дней отдыхаем и 15 мая выходим на подход под стену. Мы собираемся пройти маршрут в альпийском стиле, то есть не обрабатывая значительных участков, поэтому у нас только пять веревок - по одной на участника и одна запасная. Тем не менее, рюкзаки неподъемные, хотя нам помогает Останин и раньше мы уже сделали заброску. На маршруте, когда большая часть снаряжения надета и развешена по стене, кажется, что вес меньше, чем когда несешь это все в рюкзаке.

16 мая. Леха с Мишкой пошли повесить веревки на снег и пересечь бергшрунд, а мы с Шурой собираем платформу. После обеда подтаскиваем ее и остальное снаряжение к бергшрунду. Весь день глаза то и дело повoрачиваются на стоящую прямо перед нами стену. Как там будет, пока можно только предполагать. Но, как мы знаем по своему опыту, главное - начать, а там уже видно будет. Завтра с утра отрыв.

17 мая. Погода безоблачная, настроение вроде тоже. Проходим провешенные веревки и лезем дальше, к полудню мы уже выходим на скалы. Меняемся с Шурой и он скрывается за углом. Скалы - монолитные белые граниты, но встречаются и "живые" блоки. Стена хотя и северная, но сказывается близость экватора, после обеда прямо над головой показывается солнце. После 15 часов начинается портиться погода, сначала легкий пушистый снежок, вскоре переходящий в мощный снегопад. Вертикальную стену в течении нескольких минут залепляет снегом, начинают идти лавины, собирающиеся выше на стене. Спешно вешаем наш дом - платформу, сшитую по нашему проекту фирмой "Манарага" и, облепленные с ног до головы снегом, залазим внутрь. Несколько минут переводим дух, чуть-чуть обтаиваем под грохот лавин по крыше палатки. Начинаем готовить ужин, но примус работать не хочет. Решили, что это из-за почти стопроцентной влажности, но в дальнейшем оказалось, что причина - в очень плохом бензине, который при сгорании образует смолистые отложения, забивающие все внутри. С топливом вообще вышло неважно. Первоначально нам сообщили, что мы сможем купить газ в Дели, но когда приехали, оказалось, что газа есть только 4 баллона, причем по 15 "баксов" за штуку. Хорошо, что мы взяли на всякий случай примус. В итоге нам пришлось все восхождение два раза в день полностью разбирать примус, прочищать все от смолы и собирать вновь.

18 мая. С утра снег не идет, но скалы все залеплены. Скорость передвижения очень низкая, проходим с Кленовым до 15 часов только 90 метров, как вчерашний спектакль повторяется. Хорошо, что Леха с Мишкой еще не сняли платформу, быстро дюльферяем в нее и сидим сохнем, слушая обрушивающиеся на крышу лавины. В пять вечера все закончилось, выглянуло солнце, может завтра погода улучшится?

19 мая. Сегодня я лезу первым, это всегда интереснее, чем стоять на страховке, и время идет быстрее. Погода аналогичная, с 13 часов периодически снегопад, под снегом прохожу в ИТО до конца щель по монолитной плите и спускаюсь в палатку, которую перенесли выше и уже установили мои друзья. Завтра придется прошлямбурить кусок скалы и потом уйти маятником вправо - там виднеется разлом.

20 мая. Сегодня "дятлом" работает Першин, Леха его страхует. Мы с Кленовым пока сидим в палатке, так как шансы, что парни сумеют использовать все свободные веревки невелики, а значит и перетаскивать платформу нет необходимости. После обеда, как по графику, снегопад, через пару часов приезжают парни, Мишка мокрый и злой, так как к этому моменту снег уже закончился, и выглянуло солнце. Я с Лехой выхожу во "вторую смену", прохожу еще метров 30, сначала по плите на скай-хуках, потом по "миксту". Дальше идет внутренний угол, по которому, вроде бы, можно лезть лазанием. Заворачиваю последний ледобур с последними лучами солнца и уже в сумерках съезжаю к платформе.

21 мая. Темп движения немного ускоряется, прошли обработанные веревки и еще три веревки выше. Рельеф становится не таким монолитным, но зато более заснеженным. У Мишки какие-то проблемы с глазами, он не видит прямо перед собой, а только периферийным зрением. Позднее врачи решили, что это солнечный ожог, хотя он почти все время работал в очках. Обсуждается вопрос о возвращении, но Мишка рвется вверх и решаем продолжать восхождение, только Першин сейчас всегда идет третьим.

22 мая. Прохожу первым 4 веревки по заснеженным скалам, послеобеденный снегопад уже воспринимается как обычное дело и не заставляет прекращать движение вверх. В конце дня прохожу нависание из смороженных между собой "живых" камней. Чувствуется, что высота растет - снег уже не налипает на скалы, а ссыпается непрерывными пылевидными лавинами.

23 мая. Сегодня снегопад уже с утра, видимость метров тридцать. Однако ждать хорошей погоды нельзя - сожгли уже половину бензина, а до вершины еще идти и идти. Поэтому сворачиваем лагерь и лезем вверх в неизвестность. В конце дня выходим в верхнюю часть ледового кулуара, по которому шли все предыдущие группы, пытающиеся пройти северную стену. Впервые увидели следы пребывания людей - слева на выступе висит небольшой мешок. Когда снимаю веревки, подхожу к нему, там оказывается почти новая штурмовая палатка "Hella sport", возможно это осталось от неудачной французской экспедиции, где участвовал нынешний президент французской федерации альпинизма и скалолазания Жан-Клод Мармье. Вечером чуть развиднелось, но вид вперед не радует: вверху грандиозными черными карнизами нависает пояс черных сланцев. Хорошего пути прямо вверх не видно. Понятно, почему с этого места многие команды поворачивали назад, а те, что прошли до вершины, обошли это место справа и слева.

24 мая. Опять с утра и до вечера снег. Все больше одолевает беспокойство, сумеем ли дойти до вершины. Запасы тают, и если без еды еще можно лезть несколько дней, то без топлива, и, соответственно, воды на высоте делать нечего. Крутизна впереди растет, а погода не улучшается. Но пока идется, надо идти. Проходим кулуар до конца и к вечеру ставим лагерь на одну веревку выше конца кулуара.

25 мая. Провешиваем с Кленовым три веревки по ярко красным гранитам и в конце дня доходим до черных скал. Прямо над головой нависания с выносом более 20 метров! Правее вроде бы первый карниз можно пройти, а дальше за перегибом ничего не видно. Здесь будет последний лагерь на пути к вершине, так как осталось не больше 4 веревок скал, но сумеем ли мы их пройти - еще вопрос.

26 мая. Перенесли лагерь на конец вчера повешенных веревок и Кленов к обеду проходит первый карниз. Скалы очень разрушенные, трудно найти точки для страховки, в основном Саня страхуется через "френды", часто заклиненные среди "живых" камней. Подхожу к Сане и вижу, что край карниза представляет собой огромную глыбу в несколько тонн весом, отошедшую от скалы и чудом чуть заклинившуюся. Прямо под ней висит наша платформа. Благодаря продуманной конструкции и прочному скату небольшие камни от нее отскакивают, но если упадет такая глыба, то, как мрачно мы шутим, "раненых не будет". Прямо вверх идет примерно такой же рельеф. Решаем сделать траверс вправо по небольшим полочкам, чтобы обезопасить идущих позади и свой лагерь. До этого мы лезли в сплошном тумане, но вдруг облачность опускается и открывается фантастическая картина - мы оказываемся под ярким закатным солнцем над несущейся под нами снежно-белой равниной, все ближайшие вершины скрыты под ней, лишь вдалеке виднеются несколько вершин, наверное, уже в Китае. Впервые появляется уверенность, что мы достигнем вершины, и это должно случится завтра!

27 мая. С утра безоблачное небо и сильный мороз. Оставляем платформу и выходим на штурм с последней свободной веревкой. В рюкзаках только фото и видеокамера, рация и теплые вещи, хотя нет, к этому времени уже все теплые вещи надеты на себе. Сегодня нам надо быть на вершине, так как бензин уже кончился, и газа не больше, чем на две ночевки, а нам предстоит еще длинный спуск вниз. Проходим провешенные вчера веревки, еще одну прямо вверх и мы на гребне! Нас встречает сильнейший ветер, но не упрощение маршрута. Думали, что за гребнем снежный склон, но это оказалось не так, надо обходить жандарм по сложному камину слева, снова по нашей стене. Впервые попался чужой крюк, возможно первовосходителей, они шли по этому гребню. Наконец впереди показался снежный купол вершины. Невозможно определить расстояние до нее, одни считают, что 30 метров, другие - что 300. На самом деле оказалось метров 70, но и эти метры идутся не быстро, как никак высота почти 7000 метров, и позади 10 дней работы на стене, где ни разу не удалось постоять на горизонтальной поверхности. Но любой путь рано или поздно кончается, и мы наконец на вершине! Далеко внизу видно наш базовый лагерь на берегу заметно подтаявшего озера, откуда за нами наблюдают Останин, офицер связи Шерма и повара-индийцы. Выходим на связь, принимаем поздравления, но особой радости пока не чуствуется, ведь надо еще пройти такой же путь вниз. В сумерках съезжаем к палатке, последние две веревки снять сил уже нет, оставляем на завтра.

28 мая. Пока снимаем веревки и лагерь, проходит несколько часов. Делаем несколько дюльферов до кулуара и дальше по нему, а не по нашему пути подъема, так будет проще спуститься. Платформу вешаем на краю кулуара, не очень безопасное место, но кулуар очень крутой, сильно лететь не должно. Однако один камень мы все же словили. Все, кроме меня уже залезли в платформу, как вдруг раздался грохот и со стены, отогревшись закатным солнцем, оторвалась глыба размером с письменный стол. Заорав во всю глотку "камень", я весь сжался в комок, прячась под каску и рюкзак. К счастью, глыба ударилась о скалу, взорвалась осколками и к нам прилетел только один камень на пару килограммов, ударивший Леху по ноге через скат палатки. Еще раз поблагодарили хорошую палатку и фирму "Манарага", сшившую ее нам. Если бы такой камень прилетел по ноге напрямую, то раздробленное колено было бы гарантировано, а так он даже не пробил палатку и остался на скате. Решили не скидывать снег с крыши для дополнительной защиты от камней, но больше камни, к счастью, не летели.

29 мая. С утра на последнем газе кипятим чай и начинаем дюльферять дальше. Хотелось бы сегодня уже ночевать на ровном месте, но нам еще до низу веревок двадцать. Останин должен подойти в АВС и принести нам воды и еды, но бензина и газа у него тоже нет, мы забрали весь. На спуске стали попадаться петли, ледобуры, застрявшие и вмороженные в лед веревки. На одном из пунктов висит старый мешок и в нем, о чудо!, несколько баллонов с газом, правда, все это залито льдом. Першин начинает вырубать баллоны изо льда, и случайно пробивает почти все, но один все же удалось достать целым. Ура, вечером горячая пища! В полдень замечаем Останина, ему осталось не больше часа до АВС. Делаем дюльфер, другой, третий, а он все там же. Последний дюльфер по скале оказывается очень длинным - веревки внатяг, ничего не слышно за перегибом. Кое как спускаемся на снег и выходим на связь с Останиным, оказывается он попал в зону трещин, снег на мостах раскис и не держит и он не может двинуться ни вверх, ни вниз. Придется идти его выручать. Последние сотни метров до АВС тащим баулы волоком на самостраховках, они катятся перед нами и два почти одновременно выстегиваются и укатываются, один прямо вперед, а второй влево и скрывается в трещинах. Сегодня его уже не найти, из последних сил дотаскиваем рюкзаки до палатки и с непередаваемым наслаждением скидываем с себя страховочные системы, которые мы не снимали ни на минуту почти две недели. Как хорошо было бы увидеть здесь Останина с вареной картошечкой и свежими лепешками, но делать нечего: связываемся с Саней куском веревки и идем дальше вниз, оставив Леху с Мишкой готовить чай и еду. За полчаса, пару раз провалившись до пояса, спускаемся к Вите, он уже замерз как собака, стоя полдня на одном месте. Объятия и поздравления немного улучшают наше самочуствие, но надо еще идти вверх. Обратный путь занимает у нас часа полтора, ноги совершенно не идут, уже стемнело, когда мы, наконец, завалились в палатку. И только здесь всем нам становиться ясно, что можно, наконец, поздравить друг друга: дело, к которому мы стремились все это время, сделано - на Северной стене Талай Сагара появился новый, русский маршрут - "Высокое напряжение" или "High tension". Потом было еще много событий - трудное возвращение в базовый лагерь, веселая вечеринка с интернациональными песнями (хором и без гитары), танцами и, конечно, большим количеством виски, потом спуск в Ганготри, обратное путешествие в Дели, беспокойства и хлопоты в аэропортах, но все это прошло уже под знаком возвращения домой и мыслях о новых планах и вершинах…

Технические подробности:

Район: Гарвал, Индийские Гималаи.

Новый маршрут: "High tension", Северная стена Талай Сагара (6904 м), ABO, 7в, А3е, 1400 м, 17-27 мая 1999 года, Александр Кленов, Алексей Болотов, Михаил Дэви, Михаил Першин.




Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2017
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
ИЖ 54., Продам ИЖ-54. Сужения 0, 5 и 1 мм, длина стволов ...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Владимир, 25.09.17, 10:03
2. 
Продам маркер, Продаю маркер от компании Smart Parts Sp-1 в хорош...
[Пейнтбол/Продажа]
Сергей, 24.09.17, 12:41
3.  Паралет, Паралет 2х местный "Патриот" с двигателем РМЗ-50...
[Парапланеризм/Продажа]
Сергей, 23.09.17, 11:47
4. 
ИЖ 54 . Отличное состояние, Продам ИЖ-54. Сужения 0, 5 и 1 мм, длина стволов ...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Владимир, 23.09.17, 08:40
5. 
Скальные туфли Triop. 39 р-р, Новые скальные туфли марки Triop. Размер 39. Цвет ...
[Скалолазание/Продажа]
Анастасия, 22.09.17, 21:00

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 557


Новые фотографии:


Путь
23.03.17, 01:01

Команда
22.03.17, 00:43

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Путешествие на автомобиле из Москвы в Москву (окончание) [7313], Путешествия, Олег Продан, 16.04.01
2.  Путешествие в районе Кичик-Алая(стр.5) [7159], Горный туризм, Петр Рыкалов, 19.04.01
3.  Эльбрус. Вчера. Сегодня. Завтра? [7086], Альпинизм, Алексей Трубачёв, 29.11.07
4.  Cape to Cape: через Сибирь и Берингов [7213], Путешествия, Владимир Богданов, 04.04.08
5.  Вокруг света на автомобиле (стр.5) [8010], Путешествия, Владимир Лысенко, 19.03.03

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Николай Литау, статей: 1, просмотров: 9884
2.  Корольков Владимир, статей: 1, просмотров: 7184
3.  Василий Ковалев, статей: 2, просмотров: 15198
4.  Гришин Д.И., статей: 4, просмотров: 28772
5.  иеромонах Сергий., статей: 1, просмотров: 7293

1, 2, 3, 4, 5, 6