Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
П-ов Югорский ( Техничемкое описание маршрута )

Путешествие в район полуострова Югорский


Техническое описание маршрута.

15.07-19.07 (1-5 день)

15.07 в 21.36 сели в поезд Москва-Воркута. По нелепому стечению обстоятельств места у нас были только боковые, что как известно любому туристу не способствует полноценному ж/д передвижению и немного нас расстраивало, но дипломатические задатки некоторых участников группы не позволили весёлое времяпрепровождение превратить в скучный переезд и нам удалось выклянчить аж целое купе.

17.07 в 13.20 были в Воркуте где нас уже встречал Смирнов Александр – водитель вездехода. Нам тут же было объявлено, что вышеупомянутое средство передвижения в связи с техническими неисправностями не может в назначенный срок выйти на маршрут и предложено «уютное гнёздышко» в стенах ангара в непосредственной близости от виновника задержки, продлившейся два дня. За этот, по космическим меркам, недолгий срок нам удалось получить пропуска в погран. зону г. Амдерма, акклиматизироваться, купить продукты на вездеходную заброску и немного изучить город.

20.07 - 24.07 (6-10 день)

20.07 в 4.30 весёлый вой многосильного двигателя возвестил нам о начале вездеходной части маршрута. Резво разместившись в слегка тесном «чреве» вездехода, (примерно по 30 кубических сантиметра на человека с рюкзаком, но можно заказать вездеход и побольше, соответственно дороже) мы тронулись в путь, и уже через 25-30км (13.20) у нашего железного «коня» отвалилась левая гусеница, что явилось началом его постепенного, но неотвратимого разрушения, так беспощадно растянувшего сроки заброски. Даже подключив к делу всю сноровку и изобретательность водителя, непосильный вклад участников группы и бесконечный запас энтузиазма, безостановочный процесс довольно трудоёмкого ремонта удалось завершить лишь к 10.00 следующего дня. Как я уже упоминал раньше, эта гусеница была лишь первым напоминанием о неправильном обращении со сложной техникой на пол года до нас отданной в чужие и, по-видимому, не совсем заботливые руки. В процессе последующего пути нас ещё неоднократно преследовали разного рода технические напасти: из злополучных гусениц вылетали пальцы, рвались ремни, ломался вентилятор охлаждения, что один раз привело к интенсивному истечению из бака вскипающего топлива и другие более мелкие оказии. Надо отдать должное водителю Александру, который героически со всем этим боролся, отдавая всё время своему "Боливару", и уделяя сну лишь короткие промежутки времени. Таким ходом мы лишь 22.07 в 9.20 добрались до "малого паука" (68 км от Воркуты). Хлебнув на скорую руку чая у гостеприимных хозяев, продолжили своё путешествие, не упустив возможности поучаствовать в спасательных работах по вытаскиванию затонувшего в пойме реки вездехода, на чём потеряли ещё пол дня. Как ни жалко было времени, но суровая правда местного района даже не предполагает оставить на произвол судьбы попавших в беду людей. Таким образом, 23.07 (02.00) добрались до «Большого паука» – более облагороженный аналог «малого». Поспав в первый раз за три дня более четырёх часов, и, что радует ещё больше, не в позе «застрявшего по пути эмбриона» уже в 8.30 мы снова двинулись в путь.

От "Большого паука", переплыв Каратоиху, взяли курс на вершину 378 и поехали по ворге. Основной задачей было не сбиться с этой чудной трассы, так как в кустах она выражена ярко, но почти незаметна на лысых холмах. По ворге двигались примерно 60 км, потом она стала разветвляться, уходя на северо-восток. Нам пришлось продолжить движение по целине, с этого момента наше, и так не совсем гладкое, путешествие приобрело оттенок триала. Преодолевая глубокие овраги, болота, не растаявшие пласты спрессованного снега, и довольно глубокие ручьи, спрятанные в густых зарослях кустов, постоянно сверялись с показаниями GPS-ки, без которой здесь делать нечего, так как каких либо ориентиров нет, и даже отмеченные на карте триангулы найти не удалось. Проехав так около 20 км, выехали на воргу, которая, судя по карте, ведет на вершину 378.

Время два часа ночи, солнце светит прямо в глаза настолько ярко, что ехать невозможно и, опасаясь сбиться с ворги, решили подождать пару часов пока оно не уйдет в сторону. В 5.00 поехали дальше. Видно горную гряду. Примерно через 7 км встретили оленевода на упряжке оленей. Удалось понаблюдать довольно интересную картину диалога водителя с местным жителем - около двух слов в минуту. Довольно безучастно, не испытывая не малейшего любопытства по поводу странных людей в яркой одежде с головы до пят облепленных комарами, он посетовал на проказника медведя, беспардонно уничтожавшего его стадо и невозможность подстрелить последнего, т. к. начальство отняло их ружья, по так и оставшейся загадкой для нас причине.

С места первой встречи с коренным населением отчетливо видно нашу вершину. Еще через 5 км, непосредственно у подножия горы, увидели чум. Там нам любезно поведали что ворга, по которой мы едем, уходит на северо-восток, а нам нужно на север, северо-запад. Поехали прямо через вершину, хотя определить точно где она находится трудно, наверху три небольших холма и какой является вершиной непонятно, т. к. триангуляционные пункты, как уже упоминалось, здесь большая редкость по причине своего древесного происхождения (они бесславно погибли в топках жадных до тепла местных жителей).

На плато открылся вид с северного склона хребта Пай-Хой. Пейзаж чем-то напоминает фотографии луны. В отличие от южного склона, здесь нет ни одного кустика, очень много снежников и озер, трава желтая. Съехать сразу вниз нельзя, т. к. склон усеян множеством больших камней, по которым вездеход не проедет. Пришлось проехать по плато на запад примерно 1 км, там пологий спуск и нет камней. Сориентироваться, по крайней мере, по нашей карте не представлялось возможным, поэтому мы забили в GPS примерную точку начала сплава и поехали прямо на нее, объезжая многочисленные овраги и озерца. Проехав 6 км от вершины 378, 24.07 в 10.45, наконец-то, достигли точки начала сплава. Ширина реки в этом месте около 10 м. Расход составляет примерно 15 кубов, уклон до 3м. на километр.

24.07 (10 день)

Стапель. Сходили на разведку, примерно на 2 км ниже по течению, сплавляться можно, в начале 3 мелких переката, которые придется протащить, а дальше река довольно глубокая шириной 20 м. Стоянка на левом брегу, справа впадает глубокий и узкий (0.8 м.) ручей. Дров, по крайней мере, в радиусе 1 км. нет, все абсолютно голое. Попытались поймать рыбу, но безрезультатно. Зато на предоставленной водителем горелке сварили гуся не так давно подстреленного во время переезда. На той же горелке готовили и всё остальное, экономя наш газ.

25.07 (11 день)

Первый сплавной день. Вышли в 13.35. Протащив 3 мелких переката, прошли по довольно глубокой реке еще километра полтора, затем опять мелкий перекат и опять глубокая яма, протяженностью около 500 метров. На протяжении 10 км характер реки не меняется, глубокие ямы, практически без течения, чередуются с перекатами категории сложности не выше 1С, некоторые из которых приходиться протаскивать. Расход реки составляет около 15 кубов. Дно песчаное, на перекатах - острые камни. Берега сухие, песчаные поросшие травой, нет ни одного кустика, по берегам встречаются снежники. Ручьи, отмеченные на карте, практически все высохшие, зато много ручьев образованных таянием снега. Через 3 часа сплава :

Препятствие №1

Водопад "Лопа де Вега" . Непроходимый для катамаранов.


• Ориентир: Поворот реки налево, видны большие камни в русле, справа впадает ручей и лежит большой снежник (в наш год), слышен шум.
• Водопад представляет собой два вертикальных слива (высота первого - 1 м; второго - 2 м), следующих один за другим. Ширина сливов 1.5 м. За водопадом каньон протяженностью 100 м., ширина реки - 8 м. В каньоне, через 20 м после водопада, мощная шивера с острыми камнями в русле 2С к.с. протяженностью 80 м.
• Так как спустить катамараны на воду сразу за водопадом очень сложно, решили обнести весь каньон. Обнос по левому берегу (100 м.). Чалка за 20 м. до водопада на левый берег.

За каньоном берег понижается, правый остается скальным (высота 25 м.)

На левом берегу, после обноса, встали на стоянку. В двухстах метрах ниже по течению видны маленькие кустики, высотой не более 20 см. Мы решили не тратить время на их сбор и готовить на дровах привезенных с собой. За водопадом хорошо берет хариус, правда, не большой (0.4 кг).

26.07 (12 день)

Проснулись в 8.30. Вокруг густая пелена тумана с миллионными вкраплениями жаждущих свежей крови комаров. После обильно прокамаренного (до 25-30 комаров на миску) завтрака вышли в 11 часов. Через 200 метров сплава от стоянки - перекат, за ним

Препятствие №2

Порог к.с. 2В.


• ориентир: через 80 метров после переката на правом повороте реки
• страховка и просмотр с левого берега
• сложный заход из-за большого количества камней, поворот на право - слив 0,3 метра. Через 8 метров еще один пологий слив 0,5 метров. Далее река сужается до 10 метров. Протяженность препятствия 150 метров. Чалка на левый берег сразу за порогом. Проходили по основной струе.

Во время прохождения порога катамаран №2 прорвал метровую дыру в шкуре и внутреннем баллоне. Пришлось разгружаться и заниматься ремонтом. На ремонт ушло 4 часа. За это время наловили около 15 кг хариуса и приготовили обед. Комары, кстати, куда-то пропали, и удалось пообедать без их надоедливого вмешательства.

За порогом начинается спокойный каньон протяженностью 200 метров. Через 15 минут сплава после каньона начинается следующий каньонный участок. Высота стен достигает 80 метров. Протяженность 200 метров. В каньоне 2 переката категории сложности не выше 1В. Ширина реки - 30 м., расход около 20 кубов, уклон до 3 м. на км.

Далее каньон резко понижается и видно препятствие №3.

Препятствие № 3:

Порог "Мотолиб" к.с. 4А


• ориентир: через 100 метров после конца предыдущего каньона. На правом берегу огромный снежник. С воды видно начало каньона и большой обломок скалы высотой 15 метров по середине русла.
• Порог представляет собой череду пологих сливов высотой до 1 метра с камнями на протяжении 80 метров. Далее большой камень разбивает реку на 2 части. Справа узко (ширина 1,8 метров), слева шире около 2,5 метров. Затем река выходит из каньона, разливаясь до 80 метров. Очень много камней в русле на протяжении 100 метров. Чалка на правый берег. Проход обоими катамаранами по основной струе, камень обходили слева.
• Страховка возможна только после порога, как с левого, так и с правого берега. Также можно спуститься к воде с правого берега у большого камня. Просмотр одинаков как с левого, так и с правого берега. Общая протяженность порога 200 метров. Высота стен примерно 80 метров.

Далее река успокаивается. Часто встречаются перекаты, некоторые из которых приходиться протаскивать. По берегам попадаются кусты, но они очень маленькие (высотой не больше 20 см).

Через 2 часа сплава на правом берегу было замечено нехарактерное для этой местности поблёскивание. Зачалились для изучения чужеродного объекта в последствии оказавшегося ракетоносителем. Наслышанные о пагубном действии на человека ракетного топлива и возможной радиации покорёженную болванку оставили в покое, сохранив координаты в памяти GPS. Через 20 минут после ракеты встали на стоянку у озера, сочленённого с рекой на левом берегу. На озере то и дело плещется рыба, но на блесну не берёт – сильно зажралась комарами, попадавшими в воду, которых здесь огромное количество.

Кустов нет. Готовим на привезенных с собою дровах.

Отбой в 23.00

27. 07. (13 день).

Выход в 11.00. Характер реки не меняется. Перекаты через каждые 200 метров. Между перекатами глубокие ямы без течения. Ширина реки около 50 метров, категория участка не превышает 1А. То и дело встречаются большие снежники, некоторые из которых нависают над рекой угрожая обрушиться на нас. Стараемся обходить эти места подальше. В 13.00 катамаран № 2 посадил очередную дыру длиной около 0,5 метров. Пришлось останавливаться на ремонт и пообедать пока есть время.

После ремонта сплавлялись еще 2,5 часа и встали лагерем на левом берегу. Стоянка слегка заболочена. Потоптавшись на одном месте в течение 10 минут, обнаруживаешь, что находишься в луже, и приходится передислоцироваться на другое место. Зато много больших (0,5 метра в высоту) кустов и у нас появилась редкая возможность посидеть у костра.

28. 07. (14 день).

Вышли в 10.30. На протяжении 2х часов сплава перекаты категории сложности до 1С. Через 2 часа пропороли сразу оба катамарана на одном и том же перекате. Катамаран № 1 отделался дырой только в шкуре. Катамаран № 2 порвал и шкуру, и внутренний баллон. На ремонт ушло 4 часа. За это время приготовили обед на довольно больших кустах (0,7 метра), которые росли рядом. Далее характер реки не меняется. По берегам все чаще встречаются кусты и много снежников высотой до 4 метров.

Через 15 минут сплава от впадения реки Мюсертаяхи препятствие № 4.

Препятствие № 4:

Порог "Стоун Хренч" к.с. 2С


• ориентир: река разливается до 100 метров. Впереди видны камни. Кажется, как будто река заканчивается.
• Чалка и просмотр с левого берега, правая стена вертикальна. Страховка с воды и морковками с левого берега.
• Порог представляет собой узкий слив высотой 0,3 метра и шириной 2,5 метра. Далее струя бьет в камень. Нужно резко уйти налево. Справа от камня проход менее 2х метров. Протяженность порога 30 метров. Проход: в слив по центру. Далее на лево.

Через 20 минут сплава справа впадает один из самых крупных притоков Великой (она же Большая Ою) - река Мыкамзъяха (отметка 133, см. карту), которая оказалась наполовину высохшая. Перед впадением мелкий перекат. За впадением река разливается до 100 метров. Расход составляет около 40 кубов. Через 40 минут сплава препятствие №5.

Препятствие №5:

Порог к.с.2А


• ориентир: через 8 минут сплава от впадения правого ручья. Видно падение, слышно шум.
• Представляет собой слив высотой 30 см через всю реку. В сливе острые камни.
• Просмотр с любого берега. Проход ближе к правому берегу.

Через 15 минут сплава препятствие № 6.

Препятствие №6:

Порог к.с. 3А


• ориентир: сужение реки до 20 метров. Обломки скал в русле. За 10 метров до порога перекат.
• Чалка до переката на правый берег. Просмотр и страховка по правому берегу.
• Представляет собой слив высотой 1,5 метра. Ближе к правому берегу - вертикальный с камнями. У левого берега - более пологий с мощной бочкой. Проходили обоими катамаранами ближе к левому берегу.

Проходить решили на следующий день. На правом берегу до водопада отличная стоянка и много кустов. Там и встали. На ужин рыба и подстреленные сегодня днем 2 гуся. Самые яркие и легкодоступные представители флоры и фауны Югорского полуострова - рыба и птица в изобилии сопровождавшие нас всю водную часть маршрута. Хариус если правильно подобранно место, а их здесь предостаточно, кидается на блесну сразу и с охотой, а дичь (утки, нырки, гуси) даёт подпустить к себе на такое расстояние что охотник даже с минимальным навыком стрельбы промахнётся едва ли.

29.07 (15 день).

Встали в 8.00. Пока перекусывали оставшимся с ужина гусем, удалось поймать довольно крупного представителя рыбного мира – хариуса весом около 1,5 килограмм.

Прошли порог ближе к левому берегу по более пологому сливу. Страховку организовали по правому берегу. Далее река разливается до 150 метров. Часто встречаются перекаты и снежные стены по берегам до 8 метров. Через 2 часа 20 минут сплава препятствие № 7

Препятствие № 7:

Шивера к.с. 2А


• ориентир: поворот реки налево. Издалека видно большие камни в русле.
• Протяженность препятствия 150 метров. Проход сходу. Траектория движения сложная из-за большого количества камней.

Через 20 минут препятствие № 8:

Препятствие № 8:

Перекат и прижим к скале правого берега. Категория сложности 2А.


• ориентир: видно падение и скалу правого берега.
• Проход сходу. За перекатам сразу налево чтобы уйти от прижима.

Далее прямой участок примерно 1 км.

Препятствие № 9:

Шивера и прижим к скале левого берега. К.с. 2А


• ориентир: поворот реки направо. Видно падение и скалу левого берега.
• Шивера протяженностью 50 метров с крутым падением. Ширина русла 10 метров. Затем струя бьет в скалу левого берега. От прижима уйти сложно, так как река в этом месте шириной около 6 метров.
• Проходили сходу. Просмотр и страховку можно организовать с правого берега.

Через 20 минут сплава справа впадает крупный приток река Вынгыяха. Как и все предыдущие реки она практически высохшая. Расход в устье не превышает 5 кубов.

Далее перекаты чередуются с длинными прогонными участками. По берегам часто встречаются кусты, множество дичи. После отметки 110 начинается живописное ущелье. За исключением перекатов - спокойное. В 20.30 встали, не доходя 700 метров до впадения справа реки Ламбейяха, которую видно со стоянки.

Стоянка на левом берегу с невиданным доселе количеством аномально больших (до 1 метра) кустов. Нашли сухие оленеводческие заготовки достигающих размера мелких сосновых сучьев – сегодня у нас праздник огня. За рекордный срок сварили рис (по плану макароны, но готовить решили самое трудно варимое, пока есть возможность).

30.07. (16 день)

Вышли в 11 00. После впадения реки Ламбейяха ущелье кончается. Через 20 минут сплава начинается каньон протяженностью 1,5 км. Высота стен в каньоне достигает 70 метров. Ширина реки 50 метров. В каньоне:

Препятствие № 10:

каскад из 2х шивер, расположенных через 30 метров друг от друга. К. с. 2В


• ориентир: сразу в начале каньона первая шивера. Сужение русла, шум, камни.
• Общая протяженность препятствия 500 метров. Валы до 0,5 метров, острые камни. Проходим сходу по основной струе.

После каньона берега понижаются, река разливается до 150 метров. Попадаются галечные острова. Через 35 минут сплава от каньона впадает правый приток река Идпюрнанаяха - практически высохшая. Через 300 метров после притока начинается каньон. Протяженность 2 км. Каньон спокойный в плане водных препятствий, но поднялся сильный встречный ветер. На прохождение этого каньона потратили около одного часа. Местами приходилось тащить катамаран за морковку с берега ввиду невозможности передвижения по воде. Образованная стенами каньона аэродинамическая труба, вопреки всем нашим усилиям задувает нас вверх по течению.

Далее перекаты через каждые 500 метров. Ветер усилился. От переката до переката продолжаем тащить катамараны вдоль берега, так как против ветра идти невозможно. Через 2,5 часа такого сплава препятствие № 11.

Препятствие № 11:

Каньон «Зоопарк», на наш взгляд непроходимый.


• Ориентиры: за 700 метров до каскада впадает приток слева. После впадения прямой участок реки 600 метров, затем поворот налево на 90 градусов. На повороте видно скальный остров и падение. Слышно шум. Видно начало каньона.
• Первый водопад: река разбивается скальным островом на два рукава. Слева высота 1,5 метра, ширина 2,5 метра. Справа высота 2 метра, ширина 3. Через 10 метров еще один скальный остров разбивает реку на две части: слева водопад высотой 2 метра, шириной 2 метра; справа водопад высотой 2,5 метра, шириной 3,5. Через 10 метров сужение русла до 4 метров и третий водопад высотой 3 метра. Через 15 метров четвертый водопад "Черепаховый" высотой 8 метров. Основной поток воды идет слева. Далее через 10 метров узкий проход шириной 1,5 метра между скалой левого берега и скалой правого. Если обойти водопад и посмотреть на скалу правого берега сзади, то она очень похожа на большую черепаху. Через 50 метров водопад № 5 высотой 3 метра. расположен у левого берега. Ширина 6 метров.
• Чалка на левый берег за 10 метров до первого водопада. Обнос и просмотр по левому берегу. Протяженность обноса 600 метров. Спуск вещей по крутому (около 45 градусов) скальному и снежному склону высотой 40 метров.

Зрелище воистину восхитительное. Грохот воды, низвергающийся с высоты 8 метрового водопада, усиливаемый стенами каньона, водяная пыль, хаотично клубящаяся, словно вода вскипает в этом огромном котле, образованном выглаженными стенами каньона, и мгновенно остывая, проходя через узкую щель, утекает из него по широкому коридору, отделанному чёрным гранитом скальных стен.

Обнос у нас занял около 2х часов. Через 200 метров сплава каньон заканчивается. Река спокойная шириной около 100 метров. Расход 50-60 кубов. Очень сильный встречный ветер и некоторые участки проводим катамаран вдоль берега. Через 1 час 15 минут сплава препятствие № 12.

Препятствие № 12:

Шивера к.с. 2 В


• ориентир: сразу за впадением левого притока. Видно падение.
• Протяженность 250 метров. Вначале камни примерно 100 метров. Затем сужение русла до 8 метров на протяжении 50 метров. Далее валы до 1 метра, много камней.
• Просмотр с воды, проход по основной струе.

Через 35 минут сплава перекат к.с. 1С и слева каньоном впадает ручей. Около впадения ручья встретили оленевода, ловившего рыбу.

Предложили поменять спирт на оленину. Долго аборигена уговаривать не пришлось и экипаж катамарана №1, отправив остальных искать место и разбивать лагерь, двинулся вслед за ним к чуму. На вопрос «Далеко ли его чум» местный неопределённо махнул рукой со словами «Здесь на берегу» и скрылся за поворотом. Поднялись на берег, долго всматривались в даль. После тщательного осмотра горизонта удалось разглядеть чум, находящийся в 8км от нас (оленевода разглядеть не удалось). Поскольку было уже поздно, решили не тратить время и плыть дальше.

Перед впадением ручья на левом берегу очень много кустов и следы недавнего пребывания скупщиков пантов (маленький экскурс в фармакологию: панты – рога оленя, из которых производится вещество пантокрин широко использующееся в фармацевтике).

После впадения ручья начинается ущелье с высокими крутыми берегами. Пройдя 3.5 км по ущелью, встали на правом берегу на длинной каменистой отмели. Стоим с кустами, но их величина и обилие пошли на спад. Приходится мешать сухие кусты с зелёными. Процесс приготовления сильно усложнился и приходится, не дожидаясь кипения запаривать гречку, изменяя тем самым очерёдность раскладки.

Спустился туман, и опять появились комары.

31.07. (17 день)

Выход в 10.00.

Через 800 метров от стоянки начинается каньон протяженностью 2 км. Его начало видно со стоянки. В начале каньона препятствие № 13.

Препятствие № 13:

Порог к.с. 2С.


• ориентир: начало каньона, видно падение, камни, поворот реки направо.
• До порога мелкая заходная шивера, протяженностью 100 м. далее слив высотой 0,3 м. слева большой острый камень. Затем струя бьет в камень, расположенный у правого берега.
• Проход сходу. В слив по центру, далее налево, чтобы уйти от камня.

Далее каньон спокойный. За ним река снова разливается до 120 м. Дует сильный встречный ветер. Через 35 мин. сплава река опять уходит в каньон. Каньон спокойный, широкий (150 м.), протяженность 2.5 км.

Потом река сильно разливается, часто встречаются мелкие перекаты. Иногда один из берегов становится скальным. Огромное количество уток, гусей и нырков. Они, подпустив на 10-13 метров, начинают в панике бежать от наших катамаранов вниз по течению. В это время у них меняется оперение и многие особи не могут летать. Некоторые в «спортивном» задоре лезут на крутые стены, но скатываясь, прячут головы за камнями, выставив на всеобщее обозрение зад. Мы не хотели терять времени, но таких индивидов можно попробовать ловить руками. Шансов много.

К 16.00 дошли до места, с которого начинается пешая часть нашего маршрута. Встали у поворота реки налево перед началом каньона, отвесные стены которого, смыкаясь внизу, создают причудливые узоры ясно видимые сквозь прозрачную воду.

Справа впадает мелкий ручей. В 100м ниже по течению, от места стоянки, перекат с большим падением. Стоянка хорошая. В 100 м. от берега много кустов, разбираем катамараны и сбрасываем лишний груз: еду сэкономленную за время вездехода и лишние патроны, готовим рюкзаки согласно рассчитанного в Москве веса. На ужин пара жирных гусей, подстреленных сегодня днем.

Вечером опустился туман. Картина воистину сказочная. Алое солнце, медленно скатывающееся за горизонт, подкрашивает туман, который крадучись стекает небольшими ручейками к реке с отвесных скал каньона. Опустившись на идеальную гладь, он призрачной пеленой растекается по воде и ползет, причудливо изгибаясь и растягиваясь.

1.08 (18 день)

Выход в 11.30. Идти решили каждый своим темпом, но с учётом прямой видимости впереди идущих. Идти тяжело из-за заболоченности грунта и мелких, но густых кустов. Вес рюкзака на каждого мужчину составляет 48 кг. Через полтора часа водораздел между рекой Большая Ою и безымянным ручьем. До водораздела много озер. В 3 км. севернее нашего пути, около отметки 175 стоит много чумов. Во время перекуса к нам подошли оленеводы и пригласили в гости, но из-за нехватки времени мы отказались. За водоразделом на холме стоял еще один чум.

К ручью спустились к 18.00, от нагрузки иногда темнеет в глазах, прилично утомились, но время ещё мало и надо идти дальше. За часовой переход удаётся пройти около 2,5км. Пошли вверх по впадающему слева ручью. Кусты встречаются реже и стали совсем маленькие. Пройдя 3 км. по ручью, встали на стоянку. Дальше идти нет смысла т. к. ручей кончается, а до следующей воды примерно 4 часа ходу и нет кустов. Рядом с нашей стоянкой есть маленькие, зеленые кустики. Ужин пришлось готовить на них. Этот процесс довольно длительный, занимает около 2-х часов: два человека непрерывно махают, один постоянно подкидывает веточки. Завтрак дабы не терять время решили готовить на газу.

2.08 (19 день)

С утра видимость менее 50м. Приходится идти всем вместе, после первого перехода туман рассеялся. Поднимаемся на второй водораздел (между безымянным ручьем и р. Себетаяха). Подъем не крутой (около 10 градусов.), по не глубокому болоту, но поставить рюкзак и отдохнуть негде. Через 1 час 20 мин. ходу дошли до водораздела. С него хорошо видно стрелку 3-х ручьев, куда мы и наметили идти, примерно 4км. Идти легче (кустов нет, сухо и всё время вниз). Переход занял около 2 часов. На стрелке решили сделать перекус. После перекуса начали подъем на третий водораздел. Подъем практически не ощущается. На вершине водораздела видимость ухудшилась до 150 м. через 1 час 20 мин. дошли до ручья, который через 4 км. впадает в р. Талотаяха. Местность слегка заболочена, кустов нет. На привале у ручья встретили оленевода, который пас стадо неподалеку от нас. Немногословный как и все «тундряни» он в двух словах поведал нам о «Дне оленевода», который вот-вот должен начаться с прилётом вертолёта, на борту которого должно быть то, что является спутником любого праздника. Тем самым день празднования не регламентирован и определённой даты нет. Опять приглашал в гости, но времени в обрез, т. к. решили дойти до конца, да и сил на такую "радиалку" уже нет. По левому берегу ручья пошли к нашей реке. Берег сухой, холмистый. Переход до стрелки ориентировочно 1,5 часа, двое участников пошли «челноком». Встали на левом берегу Талотояхи у впадения ручья, вдоль которого шли.

Сплав можно начинать в 100 м ниже по течению, минуя мелкий перекат. Расход у места стоянки составляет около 15 кубов. Ширина реки 10 -15 м. В пределах видимости нет ни одного кустика, готовим на газу.

3.08 (20 день)

Стапель. Вместо запланированных трех дней пешки дошли за два, в связи с чем, решили сделать дневку и не спеша собрать катамараны. Конечно, сэкономленный день можно было бы оставить как запасной, но динамика хода слишком велика, т. к. за пройденную часть маршрута не делали даже полуднёвок, почти все обеды заменили перекусами, навёрстывая потерянное на починках катамаранов, протаскивание мелей и ветре, время, плюс довольно тяжелая пешка. Решили, что разгрузка от морального и физического напряжения нам не помешает. Пробовали ловить рыбу, но безрезультатно. К вечеру опустился сильный туман, видимость упала до 30 м. Комары практически пропали, т. к. в последние дни значительно похолодало.

4.08 (21 день)

Выход в 12.20. Начало сплава. Река шириной около 15 м. петляет между холмистых песчаных берегов. Расход около 15 кубов. То и дело встречаются перекаты, большинство из которых приходиться протаскивать. Через 2 часа сплава у второго впадающего слева ручья чалка для радиалки на г. Море - Из. Самого ручья практически не видно, т. к. он высох, видно распадок, в котором он должен течь.

До подъема на гору дошли за 50 мин, по ровной слегка заболоченной тундре, кустов нигде нет. Подъем не сложный (около 40 градусов), по большим камням. Время подъема составило у нас 25 мин. На верху плато, чуть правее от нас виден тур, сложенный из камней, но это еще не вершина. До вершины еще 1 км. еле заметного подъема. На вершине стоит железная триангула, рядом с ней еще один сложенный из камней тур. В нем оставили записку. Мы поднимались в не совсем ясную погоду, поэтому в той стороне где должно быть море - серая дымка, но виды всё равно поражают.

Вокруг зелёная изрезанная каньонами и реками тундра, подсвеченная солнцем через фильтр облачности. Словно капли росы на зелёном ковре травы расшитым узорами кустов уютно расположились сотни озёр. Солнечные лучи, прорвавшись сквозь оранжевую пелену неба, золотыми монетами рассыпались на безмятежной глади. Вокруг на сколько хватает глаз изумрудное море, колыхаемое пологими волнами холмов, утопающее в дымке горизонта. Прохладный лёгкий ветерок бодрит и успокаивает стремительно нагоняя свинцовую пелену со стороны океана – это льды подошли к берегу и принесли с собой сырой и холодный туман. Как только спустились ветер сделал своё дело и туман дошёл до нас окутав всё вокруг. Видимость упала до 50 м. Через 1 час дошли до катамаранов.

Сплавлялись еще полтора часа и встали на стоянку на левом берегу, здесь маленькие и зеленые кустики. Приготовление пищи на зеленых кустах заняло около 2,5 часов. В сравнении с Ою на Талотаяхе с кустами совсем плохо. Забегая вперёд скажу, что до океана даже небольшие кусты редкость, и стоянки выбирались, опираясь на этот фактор, как на основной, а на разбоях (20км до океана) их нет вообще, но можно найти вымытые из почвы корни, а ближе к океану древесные плоды цивилизации.

5.08 (22 день)

Выход в 11 часов. Река около 25 кубов, уклон - 4м. на км., ширина 10 м., часто перекаты (категория участка 1А). Через 1 час сплава справа (отметка 163) впадает приток и, за ним, начинается каньон № 1 "Вальс". Стены высотой около 50 м. В нашу воду очень много камней, катамараны приходиться тащить. Через 500 м. видно падение и сужение русла до 10 м. По большой воде это препятствие может быть мощным порогом, мы же протаскиваем и это. Протяженность препятствия 300 м. Далее поворот реки на право и мелкая каменистая шивера протяженностью 200м., которую нам тоже приходиться тащить. Затем стены понижаются, река разливается до 50 м. Из препятствий, только перекаты следующие через каждые 100 м. Через полтора часа сплава от конца каньона препятствие № 1.

Препятствие № 1:

Шивера к. с. 2А


• Ориентиры: видно падение и сужение русла до 10 м. Река разбивается на 3 рукава галечными островами.
• Левый и правый рукава мелкие. Проход по центру, сходу.

За шиверой разлив реки до 80 м. и глубокая яма. В ней отлично берет довольно крупный хариус.

Далее спокойные участки реки чередуются с перекатами. Через 0.5 часа сплава впадение р. Эбета. Река очень мелкая. Вместе впадения Талотаяхя разливается до 100 м. За впадением поворот на право и видно начало Каньона № 2. В начале каньона препятствие №2.

Препятствие № 2

Порог к.с. 3А


• Ориентиры: Через 30 м. после начала каньона. Видно падение.
• Сужение реки до 20 м. 2 слива по 0.5 м. каждый. Расположены через 8 м. друг от друга. Очень острые камни в русле.
• Просмотр и страховка с правого берега, левый берег скальный. Проход по центру, чалка на правом берегу.

За ним

Препятствие № 3.

Две шиверы к.с. 2А


• Ориентиры: Через 700 м. после препятствия № 2
• Камни в русле. Валы до 0.5 м. 1-ая шивера протяженностью 150 м., через 70 м. 2-ая, протяженностью 200 м.
• Просмотр с воды. Проход сходу по основной струе.

Далее в течении 20 мин. сплава каньон спокойный. Высота стен достигает 70 м., но при желании наверх можно вылезти практически везде.

За тем препятствие № 4

Препятствие № 4.

Порог к. с. 2С


• Ориентиры: Через 20 мин сплава от предыдущего препятствия. Сужение русла, левый берег скальный, видно падение.
• Протяженность 80 м. Ширина реки 15 м. Вначале слив вдоль левой скалы ( правый берег пологий) высотой 0.5 м., через 30м. еще один слив высотой 0.3 м. и через 40 м. навал на скалу левого берега.
• Просмотр и страховка с правого берега. Чалка сразу за порогом на правый берег. Проходили обоими катамаранами по основной струе.

Здесь на высоком правом берегу встали на стоянку. Кусты чуть больше чем на предыдущей стоянке, но сухих очень мало. Мешаем сухие кусты с зелеными. За порогом хорошо берет хариус.

6.08(23 день)

Вышли в 12.30. Через 200 м. препятствие №5.

Препятствие № 5.

Шивера к.с. 2В


• Ориентиры: Через 200 м. после препятствия № 4. Видно падение, скальные берега.
• Протяженность 150 м. камни в русле, валы до 0.5 м.
• Просмотр с воды. Проход сходу по основной струе.

Далее 15 мин. сплава по спокойному участку каньона. Ширина реки 50 м., течение около 3 км/ч., расход до 40 кубов.

Затем:

Препятствие №7

Шивера к.с. 2А


• Ориентиры: Крутое падение реки, поворот на право, сужение.
• Просмотр с воды. Проход по основной струе. Валы до 0.8 м., много камней. Протяженность 80 м.

За шиверой 3 переката, следующие один за другим и далее препятствие №8.

Препятствие №8.

Порог к.с. 2В.


• Ориентиры: Через 300 м. от препятствия № 7, видно падение.
• Пологий слив высотой 1 м. и прижим к скале левого берега. Ширина реки 6м.
• Просмотр и страховка с левого берега. От прижима уйти сложно, из-за того, что река узкая. Для катамарана 4-ка прижим опасности не представляет (за исключением шкуры.).

Далее 20 мин. сплава по перекатам, следующим через каждые 100 м. Высота стен достигает 60 - 80 м., ширина реки около 30 м. Видно препятствие № 9.

Препятствие № 9.

Перекат с прижимом к левому берегу. К.с. 2А


• Ориентиры: Поворот реки на право. Видно падение.
• Проход сходу. Просмотр с воды. Прижим слабый.

Через 20 мин. сплава впадает приток слева, за ним впадает еще один приток с правого берега и через 200 м. препятствие № 10.

Препятствие № 10

Порог к.с. 3А.


• Ориентиры: Поворот реки налево. Видно падение и скалу по середине русла реки.
• Река разбивается на 2-е части скалой. Справа крутой слив высотой 1 м. бьет прямо в острую скалу. Ширина слива 3 м. Слева более мелкий и пологий слив высотой 1 м., камни. Сложный заход, т. к. основная масса воды идет на право.
• Чалка за 8 м. до порога на левый берег. Просмотр и страховка с левого берега. Проходили слева от скалы. При прохождении наваливает на острые камни скалы (образованные слоистой породой как лезвия ножей торчащей из скал)

Надо упомянуть, что вышеупомянутая порода случай отнюдь не единичный и встречается на протяжении всего маршрута не только в стенах скал, но и в русле реки. Учитывая пагубное влияние острых поверхностей на днище судна, (в чем мы не однократно имели возможность убедиться) и частые его соприкосновения с дном, при протаскиваниях мелей надо быть предельно внимательным.

Через 80 м. препятствие № 11.

Препятствие № 11

Порог к. с. 3А


• Ориентиры: Видно от препятствия № 10
• Порог схож с предыдущим. Русло разбивается на 2 части большим камнем. Справа слив высотой 1 м, слева пологий но очень мелкий слив.
• Чалка на левый берег за 10 м до порога. Просмотр и страховка с левого берега. Проходим справа от камня.

Через 40 м. препятствие № 12.

Препятствие № 12.

Порог. К. с. 2С.


• Видно от препятствия № 11
• Слив высотой 0.8 м., шириной 3 м. левый берег пологий, правый - скальный. За сливом мощна бочка.
• Чалка на левый берег за 8 м. до порога. Просмотр и страховка с левого берега. Проход по центру.

Далее поворот на лево и препятствие № 13

Препятствие № 13:

Каскад порогов к.с. 3С


• Через 70 м. после препятствия № 12.
• 1-ый слив высотой 1м., шириной 3м., сильно наваливает на правый берег. Через 10 м. пологий слив 0.8 м., острые камни.
• Чалка на галечную отмель левого берега за 10 м. до 1-ого слива. Просмотр и страховка с левого берега. Проход: 1-ый слив слева на право, стараясь уйти от прижима, второй слив по центру.

Затем через 50 м. поворот на право и препятствие № 14.

Препятствие № 14.

Порог к.с. 4 В


• через 50 м. после препятствия № 13.
• Протяженность 130 м. Вначале струя петляет между большим количеством камней, сливы 0.5 м. И бочки за ними. Далее река перегорожена тремя обломками скалы. Между ними 2 прохода: слева - мелкий и туда трудно попасть и по центру, куда уходит основная струя и бьет в скалу. Затем через 30 м. еще один каменистый слив высотой 0.5 м.
• Просмотр с правого берега. Страховка с правого берега в конце порога. Проходили, обходя камни, по основной струе, далее по центру и резко налево, чтобы уйти от прижима, затем по основной струе. Чалка на правом брегу.

Через 30 м. препятствие № 15.

Препятствие № 15.

Порог к.с. 3С


• Видно от конца предыдущего препятствия.
• Первая ступень: Река разделяется скальным островом на 2 рукава. Слева слив 0.8 м. шириной 3м., справа - уже, менее 2-х м. Сразу за ним поворот на право и вторая ступень: скальный остров по середине реки. Слева шире, около 2.5 м.
• Просмотр и страховка с правого берега. Проходили все время слева. Чалка на правом берегу за порогом.

Через 50 м. препятствие № 16

Препятствие № 16.

Порог к.с. 2С


• Видно с препятствия № 15.
• Сужение русла до 4-х м. Справа камни, далее скальные ворота шириной 3 м. и слив 0.8 м.
• Проход: сначала слева, обходя камни, далее на право в скальные ворота. Просмотр и страховка с правого берега.

Затем на протяжении 15 мин. сплава перекаты. Высота стен в каньоне достигает 50 м., стоянок нет. Скорость течения около 5 км/ч., ширина реки до 40 м. Потом река поворачивает на лево и видно препятствие № 17.

Препятствие №17

Две шиверы к.с. 2А.


• Ориентиры: 15 мин. сплава от препятствия № 16, поворот на лево, видно падение.
• Протяженность первой шиверы 100 м., второй - 150 м. Камни в русле, валы до 0.5 м.
• Проход сходу по основной струе.

У катамарана № 2 обнаружили дыру в левом баллоне. Поскольку время было уже 18.00, решили искать стоянку. Со стоянками плохо, точнее их нет. Правый берег высокий, скальный. По левому берегу, кое - где, можно вылезти наверх, но делать это с вещами очень тяжело. Через 1.5 км сплава от препятствия № 17, наконец - то, на левом берегу нашли стоянку. Выход на берег относительно пологий. За 100 м. до стоянки, слева, четырехметровым водопадом впадает ручей.

Кустов не много, но они есть, и мы готовим на сухих веточках, учитывая дефицит последних, обобрали всю округу (благо из-за ставших обыденными «пропоров» время было достаточно) и даже смогли заготовить дрова на будущее. Из – за холода и сильной влажности, которая часто бывает под вечер, ремонт ката №2 пришлось отложить до утра.

Приходил в лагерь песец – пушной зверь. Без лишней скромности гость обнюхал палатки, прогуливаясь, обошел лагерь и, не обращая на нас никакого внимания, степенно удалился.

Вообще звери здесь не шибко шарахаются от человека, но слишком близко к себе не подпускают. Песцы и дикие олени попадавшиеся на пути не спешили с нами расставаться, любопытно наблюдая за необычным явлением в виде нас.

7.08 (24 день)

С подъёма принялись чинить катамаран. Вышли в 12.30. Каньон продолжается еще 1.5 км., но уже с более пологими стенами и спокойный. Через 1 час 10 мин. сплава впадение р. Лакар-яга - мелкая и практически высохшая река. Талотаяха спокойная, перекаты чередуются с разливами до 80 м. Расход около 45 кубов. За впадением река поворачивает на право видно прямой километровый участок и начало каньона № 3. Каньон начинается поворотом налево. Первая часть каньона, скорее похожа на ущелье: невысокие и довольно пологие стены. Ширина реки до 60 м., расход не более 50 кубов, уклон до 5 м на км. Через 20 мин. сплава после начала каньона препятствие №18.

Препятствие №18

Шивера к.с. 2А


• Видно падение и камни в русле.
• Просмотр с воды проход по основной струе.

Далее перекаты через каждые 200 м. к.с. не выше 1С. Через 25 мин. сплава от предыдущего препятствия, препятствие №19.

Препятствие № 19

Шивера к.с. 2А


• Ориентиры схожи с предыдущим препятствием
• Проход сходу по основной струе.

Через 15 мин. сплава от шиверы впадает приток справа. За 50 м. до его впадения, приток выходит из каньона, стены которого видно издалека. За впадением Талотаяха поворачивает налево на 90 градусов. Стены каньона повышаются до 100 - 120 м. и начинается, наверное, самый красивый каньон на реке.

Красоту и величие не описать. Не передаст её и фотография. Становится немного не по себе т. к. чувствуешь себя беспомощным муравьём среди этих природных небоскрёбов, нависающих над тобой угрожая сомкнуться и раздавить. Огромные чёрные монолиты скал уходящие к небу, словно лезвия гигантских ножей, перегораживают реку, петляющую между ними. На заходе в каньон создаётся впечатление, что попали в тупик, что русло поглотили эти чёрные исполины, на утёсах которых будто снежинки гнездятся чайки – первые вестники приближающегося океана. Защищая своих птенцов, они с криками летают над катамаранами, сбрасывая "мины".

На протяжении 4-х км. река петляет, делая повороты на 140 градусов, причем с воды видно скалы на несколько поворотов вперед.

Через 20 мин. сплава от впадения правого притока препятствие №20.

Препятствие №20

Шивера к.с. 2В


• Поворот реки на право на 120 градусов. Видно камни.
• Протяженность 50 м., в большую воду возможен мощный прижим к левому берегу.
• Просмотр с воды, проход сходу по основной струе.

Через 15 мин. прямого участка препятствие №21

Препятствие №21.

Порог к.с. 2В.


• Поворот реки налево на 100 градусов.
• Протяженность 60 м. Вначале камни в русле, далее 2 слива 0.3 м у правого берега и прижим к скале правого берега.
• Просмотр и страховка с левого берега. Проход сходу.

Через 10 мин. прямого участка препятствие №22

Препятствие №22

Порог к.с.2В


• Поворот реки на право на 100 градусов.
• Порог - зеркальное отображение препятствия №21
• Просмотр и страховка с правого берега. Проход сходу.

Далее 15 мин. прямой участок. Стены каньона становятся ниже (80 - 100 м.). Ширина реки до 50 м. Через 15 мин. препятствие №23.

Препятствие №23.

Шивера к.с. 2С


• Поворот реки налево на 90 градусов. Падение, камни в русле.
• Протяженность 150 м. сложная траектория движения из-за большого количества камней.
• Просмотр с правого берега. Проход по основной струе.

Затем прямой участок 1 км. Стены становятся все ниже и каньон заканчивается. Начинаются разливы реки. Ширина достигает 100 м. Скорость течения- около 3 км/ч. через 25 мин. сплава начинается каньон № 4. Начало видно из далека. Каньон начинается препятствием №24.

Препятствие № 24.

Порог к.с. 3А


• Ориентиры: Начало каньона, видно падение.
• Протяженность 50 м. 2 слива через каждые 15 м. Высота до 1 м. Первый слив ближе к левому берегу, ширина 4 м, второй у правого берега шириной 5 м. Далее камни, валы до 0.5 м.
• Просмотр и страховка с правого берега. Проход: 1-ый слив у левого берега, далее на право, 2ой слив по центру. Чалка за порогом на правый берег.

Затем на протяжении одного километра каньон спокойный. Стены не высокие, довольно пологие. Через 20 мин. сплава препятствие № 25.

Препятствие № 25.

Каскад водопадов к.с. 4А "Щель"


• Ориентиры: поворот реки на право. Левый берег скальный, правый - пологий. Кажется, что река заканчивается. Видно падение.
• Протяженность 200 м. Вначале каменистая шивера длинной 80 м. - усложняет заход в водопад. Далее водопад № 1: река каменной глыбой разбивается на 2 рукава. Слева слив 1.5 м. шириной 4 м., справа узко (2 м.) и мелко. Через 6 м. за ним водопад №2: река также разбивается каменной глыбой. Справа пологий слив 1 м., слева узкий (менее 2-х м.) слив. Через 20 м. водопад №3: узкий слив высотой 2 м., ширина 3 м. в сливе острые камни, навал на левый берег. Через 15 м. узкая щель (1,5 м.) между скалами левого и правого берегов. Вся река уходит в эту щель.
• Чалка на правый берег до шиверы. Просмотр с правого берега. Проход: в шивере, прижимаясь к скале левого берега, водопад № 1 слева, затем резко направо и водопад №2 справа, затем чалка на правый берег и страховка катамарана №2. Далее водопад №3 таким же образом. За третьим водопадом принудительная чалка на правый берег (чтобы не уйти в щель.).

После удачного прохождения обнос щели. Обнос осуществляется по правому берегу, протяженность обноса 200 м. Затраченное время - около 1 часа. Во время обноса, с холма увидели отличную стоянку на левом берегу. Перечалили каты и встали. Много небольших (0,5) кустов. За щелью разлив реки до 80 м. и огромное количество рыбы в нём. За 2 часа - 10 кг хариуса на блесну, пока варилась, вошедшая в наш обычный рацион, дичь. С утра 20 кг сняли с сети. Но снимать можно было непосредственно после постановки т. к. только за время растягивания попалось около 10 штук.

Кстати комары совсем пропали т. к. неумолимо холодало, и не появлялись до конца маршрута.

8.08. (25 день)

Решили устроить полудневку. Тем более что наловили очень много рыбы, нужно было ее чистить и солить, такой дополнительный приток калорий не должен был пропасть.

Вышли в 14.00. В течение 2,5 часов сплава река спокойная. Часто встречаются перекаты. Ширина реки до 100 метров. Расход составляет около 60 кубов. Дует сильный северо-восточный ветер, но грести можно. Через 2,5 часа сплава после разлива с островом на правом повороте реки начинается каньон № 5 более скромный по красоте, но всё же не уступающий предыдущему.

Высота стен в каньоне достигает 80 метров. В каньоне перекаты через каждые 100 метров. К.с. не выше 1С. Ветер усиливается, особой остроты добавляет аэродинамика каньона, то спереди, то сзади налетают сбивающие с ног шквалы. Именно с ног, т. к. плыть на спокойных участках между перекатами невозможно ни при каких обстоятельствах и приходится тащиться. Только изредка, откуда ни возьмись, появляются тихие места, где для разнообразия удавалось погрести. На преодоление первых 3х км каньона ушло 1,5 часа. Стоянок нет. Еще через 1 км такого сплава на левом берегу увидели невысокую песчаную полку, там и решили встать, тем более что ветер становился все сильнее.

Дров очень мало. Готовим на сухих кустах вперемешку с сырыми. У одной из палаток, не выдержав напора безжалостного ветра, сломался каркас. Порывы, поднимают вихри прибрежного песка и обрушивают на нас, засыпая глаза и волосы.

Выбравшись из каньона с ближайшего холма отчетливо видно море и огромные льдины недалеко от берега.

9.08. (26 день)

Выход в 10 00. Ветер стал тише. Через 150 метров после стоянки препятствие № 26.

Препятствие №26:

Порог к.с. 2С.


• ориентир: видно падение, камни. До поворота слева полка, на которой стояли мы.
• Порог представляет собой слив высотой 1 м. Слева большой камень.
• Просмотр и страховка с левого берега. Проход обоими катамаранами по центру.

Далее.

Препятствие №27:

Порог к.с. 3А.


• ориентир: через 250 м после препятствия №26.
• Река разбивается на 2 русла камнем. В начале, слева узкий (1м) слив высотой 0,5 м, справа слив шириной 3м, высотой 0,5 м, за ним бочка; через 8 м еще один слив у правого берега шириной 4 м, высотой 1 м.
• Проход вдоль правого берега. Просмотр возможен только сверху каньона. Наверх каньона можно вылезти до препятствия № 26 слева. Для осуществления страховки с берега нужно также вылезать до препятствия №26 и спускаться за порогом. Спуск очень сложный: высота 80 м, уклон 50 градусов. Мы осуществляли страховку только с воды катамараном №1.

Далее поворот направо на 90 градусов. Каньон сужается до 4х м. Правая стена с отрицательным уклоном, левая отвесная (на протяжении 400 м). Затем поворот налево на 90 градусов, и начинается препятствие № 28.

Препятствие № 28:

Порог к.с. 4В.


• ориентир: через 450 м после препятствия №27. Поворот реки налево, видно начало шиверы.
• Протяженность 150 метров. В начале шивера с острыми камнями. Валы до 0,8 м, далее поворот направо и вертикальный слив высотой 2,5 м, шириной 4 м; под ним мощная бочка. Далее разлив реки до 40 м и галечный остров посередине.
• В нашу воду чалка была возможна в начале шиверы на левый берег. Правый берег скальный. От места чалки видно сужение и поворот направо. Страховку организовали со скалы левого берега для катамарана №1, и за порогом для катамарана № 2 с острова. У порога можно вылезти наверх каньона с левого берега, но лезть придется по сыпухе с уклоном 50-60 градусов высотой 70 м. Проход по центру слива, чалка за порогом на острове.

Со скалы левого берега под ногами в спокойной воде разлива как в аквариуме видно больших рыб. Мы специально остановились на острове покидать спиннинг. Хариус берет один за другим (1,5 кг). За время получасового перекуса поймали около 15кг, больше брать не стали, учитывая предыдущий запас. Поймали даже одного гольца.

Далее на протяжении 3х км каньон спокойный, ветер усилился. В тех местах где это возможно, тащим катамараны вдоль берега, там где скалы пытаемся преодолеть на веслах. Затем каньон заканчивается, река разливается до 100-150 м., расход около 70 кубов. В нашу воду было только одно русло, хотя заметны высохшие протоки. Берега становятся низкими, песчаными. На открытом пространстве ветер стал настолько сильным, что за весла браться смысла не было. Тащим катамараны вдоль берега. Через 2 часа такого сплава набрали все имеющиеся емкости водой, пока она еще пресная, так как анализ показал, что наваливающееся море с каждым километром придаёт ей солоны. Тащить катамараны приходиться по песчаным отмелям. Часто проваливаются ноги, т. к. песок по структуре как зыбучий. Скорость передвижения таким способом не больше 2 км/ч. Примерно в 2 км от реки слева отчетливо видно чумы. По берегам нет ни одного кустика, зато стал появляться плавняк: доски, ветки и даже бревна. Собираем по пути дрова.

В 20.00 встали на стоянку за песчаным холмом на левом берегу. Это единственный холм в округе. Он очень хорошо закрывает от ветра постоянно дующего со стороны океана. Вода реки в этом месте уже соленая. С вершины холма видно устье Талотаяхи и выход её в океан (4-5 км)

За холмом есть много небольших пресных озер, из которых можно набрать воду.

10.08 (27 день).

Выход в 10 30. Дует сильный восточный ветер. Ширина реки в месте стоянки около 150 м. За 3 км до выхода в море река разливается до 500 м. Сам выход узкий, около 100 м. Перед выходом налево уходит залив примерно на 1 км. Тащим катамараны вдоль правого берега и к 13.00 выходим в море. Левый берег реки представляет собой песчаную косу (длинную, узкую - 100 м). На косе в 300 метров от выхода в море стоит изба Марченка. Изба маленькая, рассчитана на 2х человек. На берегу моря огромное количество плавника: бревна, пни, доски. В избе лежали продукты, рыба, икра. Скорее всего, из нее ушли совсем недавно. Так же у избы свежие следы вездехода. Пресной воды у выхода в море нет. Перекусили внутри упомянутого сооружения в относительном комфорте давно забытой цивилизации.

После обеда к нам подъехал местный ненец - яркий представитель арктического края. Будто с картинки из учебника географии. Подъехав к нам на оленьей упряжке, с ног до головы обвешенный шкурами того же животного, маленький и круглолицый, он не замечая нас, долго всматривался в море, прикрывая раскосые глаза ладонью, от воображаемого солнца. Абориген долго отказывался отвечать на вопросы, не замечая нас. По прошествии каких-то минут он всё же обратил на нас внимание. Постоянно «сякая» и «сюкая» на ужасном русском, он поведал нам о чем-то, что так и не удалось расшифровать и, словно потеряв нас из виду, не спеша, отправился по своим делам.

Волна на море до 1го метра. Ветер стал значительно тише, (закон подлости действует безукоризненно; видимо за последние дни он себя исчерпал, не давая нам выйти к морю) но попутный - восточный. По словам местных, восточное направление ветра наиболее частое явление в это время года. Идем под парусом в 20 метрах от берега, дабы не утащило в нейтральные воды, что опять же, по словам местных, случалось с зазевавшимися рыбаками. Ещё пугали безумными приливами, которых мы, если честно, так и не заметили, хотя уровень воды замеряли неоднократно. Вода около 0 градусов. Пронизывающий ветер и волна, которая иногда захлестывает катамаран - очень холодно. Утеплились по полной программе: у кого не было перчаток, на руки надевали носки. Льдов, которые мы видели с верха каньона, уже нет. Наверно их унесло обратно на север к белым медведям. Хотя видели один небольшой кусок льдины (размером с небольшой грузовичок) в 50-ти метрах от берега.

Скорость движения под парусом около 5 км/ч. Через каждые 40 минут сплава выходим на берег, чтобы согреться. Ноги так онемевают, что при сходе на сушу невозможно разогнуть. Через 2,5 часа сплава дошли до избы Шпиндлер. Так же как и на любом другом пологом берегу, там огромное количество плавняка.

Шпиндлер – это бытовка на полозьях, по всей видимости, их завозят сюда по снегу зимой - большая и довольно благоустроенная (примерно на 12 человек), с печкой. В ней очень чисто. Видно, что давно никого не было. Решили остановиться в ней на ночь. Рядом с избой есть небольшая, но довольно приличная баня, сколоченная из плавняка. В 100 м пресное озеро.

Сегодня очень ясный вечер. Через окно бытовки видно песчаный берег и океан, от заходящего солнца превратившийся в огромную чашу, полную жидкого золота. Штиль. От растопленной печки тянет жаром и кажется будто находишься на теплом берегу чёрного моря, но стоит только открыть дверь и ледяной воздух возвращает с небес на землю. Отбой в 23.00

11.08 (28 день).

Вышли в 11 00. Ветер (попутный) стал ещё тише, но под парусом идти еще можно. Берега песчаные, обрывистые. При необходимости зачалиться можно везде. Нет ни одного кустика, зато очень много ромашек – целые поляны. Отнюдь не карликовых, а настоящих полевых ромашек! На обрывистых берегах дров нет, они скапливаются в распадках, которые встречаются довольно часто. Также по берегам иногда лежит снег. Во время сплава рядом с катамараном выныривают смешные черные мордочки морских котиков (нерпа), и некоторое время сопровождают нас взглядом, замерев в приступе любопытства.

Через 2 часа сплава встретили рыбака, как ни странно очень разговорчивого, который по приказу мэра посёлка ловил рыбу для детского садика в Амдерме. Ловят на сети. В это время года идет только омуль. Рыбак рассказал, что дальше в одном из распадков поселился белый медведь, но маленький и трусливый. Мы его, слава Богу, так и не встретили, а вот товарищ ловец омулей (как он нам рассказал) встретил, в связи с чем простоял в ледяной воде моря полчаса, т. к. почему-то мишка боится воды (вообще информация странная, так что хотите верьте а хотите нет). Рыбак живет в избе, расположенной на высоком берегу. Изба небольшая, рядом впадает пресный ручеек. Ветер стал стихать и дальше нам пришлось идти на веслах. Избы стали попадаться примерно через каждые 3-4 км. Большинство из них нежилые. Практически у каждой есть ручеек, где можно набрать пресной воды.

К 17.00, когда солнце стало садиться, очень похолодало, усилился ветер. Пройдя еще 2 часа, встали на стоянку у «3-ей песчаной» избы. Изба разрушена, но зато есть пресное озеро и, как всегда на берегу, очень много дров. Ночуем в палатках. От стоянки видно первый мыс, а за ним и мыс Ливанова, на котором и расположена Амдерма. На втором мысе отчетливо видно радар.

12.08 (29 день).

Вышли в 10 00. Ветер слабый, попутный, идем на веслах. У первого мыса вдоль берега много больших камней и скальные стены. Волна небольшая, до 1 метра. Идем в 20 метрах от берега, стараясь не налететь на подводные камни. Нас опять сопровождает морской котик, то там, то тут выныривающий из пучины, что бы посмотреть на двух невиданных доселе странных водоплавающих. Метрах в трёхстах от берега видели стаю белых китов. Конечно, до того как нам о них рассказали, мы не имели представления, чего видели – ну рыбы какие-то и Бог с ними.

За мысом на берегу стоят 2 избы. Ветер стал сильнее, и мы поставили парус. Скорость движения под парусом около 6 км/ч. До мыса Ливанова дошли за 1,5 часа. У мыса скальные берега и большие камни вдоль них под водой. Стараемся быть аккуратнее. Обогнув мыс, увидели Амдерму. К 14.00 зачалились в 700 метрах от первых домов.

Часть группы пошла на "разведку", а часть осталась разбирать катамараны. Как потом оказалось первые дома, которые мы увидели - это полярная станция. Поселок в 1-ом км от нее, четкой границы между поселком и станцией нет. Дом Мэрии расположен в самом центре поселка. Вокруг этого дома сосредоточены практически все магазины.

В Мэрии у нас первым делом спросили разрешение на пребывание в пограничной зоне и попросили зарегистрироваться до 17.00. По поводу жилья порекомендовали обратиться к начальнику полярной станции, поскольку гостиница поселка занята. Начальник станции угостил нас рыбой и поселил в жилом доме в одной из квартир с ванной, газовой плитой и одной кроватью. Из-за заселения мы опоздали на регистрацию, чем очень расстроили Мэра поселка. Придется регистрироваться завтра.

Из слов местных жителей стало ясно, что уехать из Амдермы можно только через неделю на рейсовом самолете. Остается надеяться на пограничников.

13.08-16.08 (30-33 день).

Ожидание в Амдерме. 13.08 зарегистрировались в Мэрии и у пограничников.

Погранзастава расположена в 30 мин ходьбы от поселка. Регистрация у пограничников заняла около 2х часов. Нас расспросили о маршруте, а также, не видели ли мы в тундре нарушителей границы. По поводу выброски договориться не удалось, т.к. военный вертолет должен быть только через две недели и чтоб на него сесть, нужно просить разрешение в Воркуте.

У местных жителей есть вездеходы, но везти они отказываются, так как скоро начнется сезон рыбалки, и нужно будет ехать за рыбой, а убивать технику на таком долгом переезде нецелесообразно.

Пришлось ждать самолет. Все эти дни мы гуляли и бездельничали - отдыхали от нашего путешествия.

17.08 (34 день).

Сегодня улетает рейсовый самолет. До аэропорта пешком идти около 40 минут. Мы заранее договорились с машиной, чтобы нас довезли. В 12.00 сели в машину. В аэропорту сразу же прошли взвешивание груза. Надо сказать, что с перегрузом составлявшим у нас около 100кг, проблем не возникло. Самое тяжёлое и необъёмное распихали по компрессионным мешкам и, дабы не переплатить, спрятали за лавку. После взвешивания рюкзаков набитых до отказа спальниками, носками и воздухом спрятанные компрессионники так же незаметно убрали, чем сэкономили около 4000 тысяч.

16.00 - сели в самолет и в 20.00 были в Архангельске. От аэропорта до вокзала ходит автобус, но мы его так и не дождались. Поймали машину всего за 100 рублей. На вокзал приехали в 21.00. Все поезда на Москву уже ушли. Ближайший поезд в 9.00 с утра. Ночуем прямо на вокзале. Вокзал на ночь закрывается. Туда никого не впускают и не выпускают.

18.08-19.08 (35-36 день)

В 9.00 сели в поезд. Билеты только верхние боковые, а одно место в соседнем вагоне. Никакая дипломатия не помогла нам поменять столь неудобные места. Хорошо, что ехать не долго.

19.08 в 6.00 прибыли в Москву на Ярославский вокзал.

На главную страницу   Вверх   Следующая страница



Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2023
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru

Барахолка:

1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
[Пейнтбол/Продажа]
Евгений, 18.06.22, 21:00
2. 
Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 07:08
3. 
Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 04:45
4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
[Охота - охотничье оружие/Покупка]
Юрий, 18.04.22, 22:39
5. 
Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
[Прочее/Продажа]
Александр, 09.03.22, 16:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1353


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Экспедиция CAVEX - Veliko Sbrego 1241м. [19645], Спелеология, Денис Провалов, 17.01.07
2.  Плато Путорана (стр.4) [20989], Туризм, Сергей Офицеров, 11.06.03
3.  Кичик-Алай 2000. Описание маршрута по дням. [19693], Горный туризм, Борис Малахов, 13.03.02
4.  Юношеский рейтинг скалолазов России.Подростки мальчики. [19725], Скалолазание, Автор неизвестен, 18.04.01
5.  Сплав Жом-Болок 96 [27899], Сплав, Александр Овчинников , 13.07.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Евгений: Уважаемый Александр Анатольевич! Просьба - рас ... 22.09.2017, 10:40
2.  Евгений: Уважаемая Наталья Олеговна! Прошу вас - пришлите ... 09.05.2017, 20:17
3.  Евгений: Сергей! Ваша грамота от фестиваля "Золотой компас ... 24.04.2017, 00:55
4.  марат: Такой душечка!!! 08.04.2017, 09:29
5.  Евгений: Коллега Tolibanich! Ваш снимок в призёрах - откли ... 31.03.2017, 14:46

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 60


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Васильева Юлия, статей: 1, просмотров: 21342
2.  Василий Ковалев, статей: 2, просмотров: 44071
3.  Тихон Ворогушин, статей: 2, просмотров: 44769
4.  Василий Ковалев, статей: 2, просмотров: 44071
5.  Геннадий Фурсов , статей: 1, просмотров: 22934

1, 2, 3, 4, 5, 6