Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
Лыжное путешествие по полуострову Ямал и Северной части Полярного Урала. ( Содержание )

Лыжное путешествие по полуострову Ямал, Байдарацкой губе, побережью Карского моря и Северной части Полярного Урала.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ

ОТЧЕТ о лыжном путешествии VI к/с, совершенном в марте - апреле 2001 г., по полуострову Ямал, Байдарацкой губе, побережью Карского моря и Северной части Полярного Урала.

Группа «СОЗВЕЗДИЕ»

Маршрутная книжка № 1\2-603.

Руководитель группы: Романенков А.И. тел. (095) 119-0211 (дом.) e-mail: svetalrom@mtu-net.ru

МКК МГЦТК рассмотрела отчет и считает, что маршрут группы может быть оценен шестой категорией сложности и засчитан всем участникам и руководителю.

АННОТАЦИЯ

Серия наших лыжных путешествий по районам Заполярья, относящимся к Северной части Полярного Урала, продолжилась в 2001 г.

Группой «Созвездие», в составе которой настоящие асы лыжного туризма, пройден интересный спортивный маршрут 6 к.с., связавший побережье Карского моря Северного Ледовитого океана, полуостров Ямал, Байдарацкую губу, обширные пространства «неогороженной тундры» с горными узлами северной оконечности Полярного Урала. Нитка маршрута, включающая прохождение арктических ледовых участков, полутора десятков перевалов и вершин, удачно сочетает элементы первопрохождений и преодоление «классического» для данного района набора естественных препятствий.

С точки зрения группы, путешествие дает полное представление о характере этой части российского Заполярья. Экзотика бескрайней тундры и арктического побережья, зимние ландшафты альпийского рельефа, торосы Карского моря, множество обзорных вершин, грандиозные цирки ледниковых каров, живописные каньоны и озера голубого льда оставляют у туристов-лыжников неизгладимо приятное впечатление.

В отчете представлено подробное описание маршрута, особенно в части первопроходов, а также рассказывается о действиях группы в сложных метеорологических условиях заполярной зимы. Техническое описание маршрута проиллюстрировано фотографиями и ссылками на картографические материалы. В отчет о путешествии включены: «Обзор истории туристского освоения» и «Перечень перевалов и вершин района СЧПУ», список «Источников информации» и подборка карт. Так же здесь собраны рекомендации по построению перспективных лыжных маршрутов.

В декабре 2001г. в МГЦТК демонстрировался видеофильм «МАРАФОН ЯМАЛ-УРАЛ».

Оглавление

  1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
  2. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО РАЙОНУ
  3. ТУРИСТСКОЕ ОСВОЕНИЕ РАЙОНА
  4. АНАЛИЗ МАРШРУТА И БЕЗОПАСНОСТЬ
  5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
  6. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

ВИД ТУРИЗМАЛыжный
РАЙОН2Полуостров Ямал, Байдарацкая губа Карского моря, Северная часть Полярного Урала
КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИШестая. Маршрутная книжка № 1\2-603 (Код МКК 177-00-66665555)
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯМарт – апрель 2001г., с 15.03 по 14.04.01

МАРШРУТ

Участок «МАЙАМИ»: ст.Обская - ст.«Майами» (247км трассы) – оз.Хэто(21.5) – р.М.Нганораяха – м.Рок - Байдарацкая губа Карского моря – м.Нгартисаля (Всего: 97 км, 5 дней)

Участок «БЕРЕГА»: м.Нгындерма - м.Тунгомасаля – Геологическая база – м.Няруйсаля – устье р.Талнтаяха – оз.Явнто (2.0) – о.Левдиев – устье р.Нгоюяха – пос.Пионерный (забр.) – абс.отм.37.5 (101 км, 4 дня)

Участок «ГОРЫ ТУНДРЫ»: р.Мядынголаваяха – р.Нгоюяха – абс.отм.113.0 – хр.Тумбапэ (164.6) – хр.Харапэмусюр (180.2)– р.Манясейяха – оз.Манясейто (158.7)- в.Б.Манясей (1Б, 643.5, с сев.) – в.Константинов Камень (н.к., 483.2) – в.М.Манясей (1А, 525.6, трав.) – р.Себтаяха – ист.р.Хэхэрияха (Всего: 125 км, 5 дней)

Участок «ТРАВЕРС»: р.Хойтальбэйяха (230) – пер.Балаклава (н.к., 380, п.п.) – р.Нэнадотарка (340) – в.Б.Худялахапэ (1А, 686.6, п.п.) – ист.р.Б.Хута – пер.Фантик (н.к., 510, п.п.) – р.Нгысыхыяха (420) – в.Нгысыхыпэ (н.к., 863.0, п.п.) – ист.р.Нгысыхыяха – пер.Коробейникова (н.к., 535, п.п.) – ист.р.Манянгаркашор (520)– пер.Маска (1А, 910, п.п.) – ист.р.Сангарэйяха (640) – траверс массива Хутасангарэй к пер.Спартак (1А, 980, рад.) - в.Хуута-Саурей (1Б, 1239.9) – пер.Дубль (1А, 710) – р.М.Хута – р.Нумгыяха (340) – пер.Саурей (н.к., 555) – в.794.1 – трав.сев.отрога (1А) – в.Байдарата (1Б, 1222.9) – пер.Культовый (1А, 610, п.п.) – лев.ист.р.Орангъеган – оз.Орангъеган (279) - пер.Мокрый (н.к., 285) – оз.Б.Щучье (190) – Баня Геобазы (нежил.) – р.Б.Щучья – р.Щучья – р.Нгодяяха – пер.Ворга (н.к., 390) – р.Воргашор – р.Б.Хадата – База Хадата (210) – оз.Б.Хадата-Юганлор – оз.М.Хадата-Юганлор – пер.Кузьты (н.к., 390) – оз.Б.Кузьты (280) – р.Б.Бадьяшор – р.Косрузьшор – абс.отм.240.3 – р.М.Уса – гряда Усвабердмусюр(257.1) – пос.Советский – г.Воркута (Всего: 282 км, 11 дней)

ПРОТЯЖЕННОСТЬ605 км (активным способом), в том числе, 276 км, 12 дней по тундре, 329 км, 13 дней в горах Северной части Полярного Урала
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ25 дней, в том числе, 1 дневка (по метеоусловиям) и 3 полудневки (2 – по метеоусловиям). Всего на маршруте: 159 ходовых часа
ВСЕГО ПРОЙДЕНО12 перевалов(*), в том числе, 3 - 1А, 4 – первопрохождения (1 - 1А, 3 - н.к.), 8 - вершин и траверсов, в том числе, 3 - 1Б и 3 – 1А. Полный траверс массива вершин массива в.Хуута-Саурей пройден впервые зимой
ГРУППА6 чел., все с опытом сложных лыжных и горных походов (см.Табл.1)
ПРОДУКТОВАЯ РАСКЛАДКАСочетающая личное и групповое питание из расчета 750 г на человека в день. Начальный вес груза на участника мужчину 50кг

СОСТАВ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ «СОЗВЕЗДИЕ-2001»

ФИО Год рождения Место работы, должность Телефон Тур. опыт: Л-лыж., Г-гор. Обязанности
1 Романенков Алексей Игоревич 1960«НТЦ ТРАНСПРОЕКТ», Зам. ген. директора 119-0211. 6Р Л, Г в разных районах, МСМК Руководитель
2 Громовой Владимир Николаевич 1959ООО «ГЕОСТРОЙ», Начальник участка 213-0208.5У Л в разных районах, 3У Г в разных районахПримусист
3 Землянников Максим Викторович 1973ЗАО «РОНОВА», Менеджер 129-3256 5У Л, Г в разных районах, 3Р Л, Г в разных районах Реммастер
4 Колпаков Алексей Александрович1972АВТОСЕРВИС «КАМЕЯ», Мастер. 994-1170 6У Л Полярный Урал, 3У Г Ц. Кавказ Разливающий
5Никитин Петр Михайлович 1965СУ «ДисАльп», Прораб 497-5616.5У Л, Г в разных районахМетеоролог
6 Офицерова Светлана Александровна 1974«Союз художников России»119-0211.5У Л, В в разных районах, 4Р Л, П в разных районах Фотограф, Видеооператор, Завхоз

2. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО РАЙОНУ

Уважаемый, спортивный турист! Знакомясь с нашим кратким географическим очерком об этом уникальном лыжном районе, следует иметь в виду, что объем информации всего 1 (одна) стр. Здесь – только самое главное, сразу бросающееся в глаза. За подробностями посылаем тебя к серьезным лит. источникам (см.Гл.8). На следующих страницах помещена специальная подборка информации по району. Частично использованы материалы из наших отчетов 1991 г. (№ 5355 в Библиотеке МГЦТК) и 2000 г. (в рукописи).

Относительно долины р.Собь и ж\д ветки Сейда – Лабытнанги Полярный Урал (ПУ) делится на Южную часть (ЮЧПУ) с высшей точкой в.Пай-Ер (1499) и Северную (СЧПУ) с в.Нетем-Пэ (1363). ЮЧПУ ограничена с юга истоками р.Хулга. Горная область СЧПУ имеет ширину от 150 на «юге» до 10 км на «севере» и располагаются по условной границе частей света Европы и Азии. Водоразделы (перевалы) широтного направления часто носят название «Европа-Азия» и группы, путешествующие по этому району, считают сколько раз они ходили «туда - обратно». Считается, что Северный Полярный круг (68гр.с.ш.) проходит через славный, богатый традициями шахтерский г.Воркута и пересекает СЧПУ в районе озера Б.Хадата (правильное название – оз.Б.Хадата-Юганлор), «воспетое» Ариком Круппом.

В полосе гор СЧПУ весьма условно, больше для удобства ориентирования, различают короткие хребты, узлы, отдельные вершины, возвышенности и районы, разделенные между собой долинами рек или участками тундры. Например, хребет Оче-Нырд со своими 10-15 перевалами, хр.Хуута-Саурей с в.Хуута-Саурей (1345), хребты Ханмей и Харбей с одноименными вершинами (1334, 1157), хребты Б. и М.Пайпудынский, Енгане-Пэ, в.Харнаурды-Кеу (1246), г.Борзова (1037), в.Константинов Камень (492), в.Б.Манясей (635), район в.Байдарата (1243), район Щучьих озер с перевалами Щучий, Крутой, Трех, Снежный и другие.

Карское море (КМ) и Байдарацкая губа (БГ) ограничивают район СЧПУ с севера. КМ оказывает большое влияние на климат всего региона. Зимой часты метели (больше всего в январе), преобладающее направление ветров с северо-востока на юго-запад (вдоль БГ). Средняя температура января –20-28 гр., минимальные значения до 40–45 гр. Зимой вдоль побережья КМ образуется припай, за ним находятся дрейфующие льды (полынья). Мелкие заливы и проливы замерзают полностью, но в наиболее крупных из них незамерзающие участки сохраняются на протяжении всей зимы. Длина БГ около 180 км, ширина у входа 70 км. Подвижки льда в центральной части БГ происходят в основном во время сильных ветров и в приливы (амплитуда последних в среднем составляет 0.5-1.0 м.). Сгонно-нагонные колебания воды в заливах могут достигать 2-х метров. Кроме того, шторма КМ поднимают волну в глубокой части губы и, как результат, могут взламывать лед в ее северной части и по центру при относительном безветрии. Граница устойчивого припая и состояние льдов изменяется в зависимости от конкретных метеоусловий.

Полуостров Ямал (ПЯ) протянулся на 700 км с севера на юг и имеет ширину с запада на восток до 240 км. Берега Я большей частью низменные, поверхность суши равнинная с высотами до 90 м. над уровнем моря. Средняя температура января составляет от –20 гр. на западе до –26 гр. на востоке.

СЧПУ считается кустарниково-тундровым районом со всеми вытекающими отсюда последствиями в смысле тактических решений, личного и общественного снаряжения и, в частности, организации бивака и приготовления пищи. В горной части ПУ скоплений кустов и даже отдельных «лесных» рощиц - вполне достаточно для «готовки и обогрева», но, конечно, места их расположения нужно знать… Снежный покров по всему району держится с середины октября до середины мая. Продолжительность дня в апреле 13-15 часов. Лето держится с 30 июня по 17 августа (первая метель).

Животный мир разнообразен. В первую очередь туристу лыжнику попадаются: рыба, куропатка, заяц, северный олень, полярный волк. На побережье БГ, Я и на льдах могут встретиться: песец, лемминг (обской и копытный), лахтах (морской заяц), нерпа, лысун (гренландский тюлень), морж, белуха, нарвал и даже белый медведь. С последним связываться не рекомендуется… К туристам, застрявшим в районе СЧПУ до весны, обязательно прилетят гуси-лебеди…

3. ТУРИСТСКОЕ ОСВОЕНИЕ РАЙОНА

Район СЧПУ, так называемые «заполярные окраины Уральского хребта», в числе которых, побережье Карского моря (КМ) и Баренцева моря (БМ), Байдарацкой губы (БГ), полуостров Ямал (ПЯ), остров Вайгач (ОВ) и Югорский полуостров (ЮП) и, собственно, горы Полярного Урала начали активно осваиваться туристами-лыжниками с конца 50-х годов. В настоящее время здесь путешествуют от 10 до 50 групп в сезон. Попытки пересечения БГ и посещения ПЯ и ЮП на лыжах предпринимались многократно, не смотря даже на ограничения и организационные сложности в оформлении путешествий по районам, прилегающим к Государственной границе на побережье Северного Ледовитого океана (СЛО) в не столь давние времена (СССР).

Достаточно полные обзоры общегеографической характеристики района представлены в отчетах туристских библиотек МГЦТК и ТСС (см.Гл.8).

Особенности района и организации туристских мероприятий:

1. Доступность любой информации, в том числе, картографических материалов. Все основные перевалы хорошо известны.

Мало возможностей для первопрохождений, но они по прежнему есть. (см.Гл.7 «Выводы и рекомендации» и Прил.10.3 «Список перевалов и вершин района СЧПУ»).

2.Высокая популярность, транспортная и финансовая доступность района.

Комментарии, как говорится, излишни !!!

3.Основные сложности района, представляющие серьезную угрозу для жизни и здоровья туристов – это сильные постоянные ветра, большая влажность и холода, а так же - лавинная опасность. Кроме того, опасны подвижки морского льда, крошение и отход ледовых полей от берега.

На побережье КМ и ПЯ - белые медведи. Сложности рельефа, отсутствие растительности и трудности ориентирования здесь отходят на второй план. Как правило, целесообразно вместо планирования «жесткой нитки» маршрута предусматривать «широкий коридор» с возможностью выбора из нескольких запасных вариантов без потери категории сложности похода в целом. Дневки оптимально устраивать только в случае «нелетной» погоды.

4.Сезон длительных лыжных походов: март – апрель.

В районы прилегающие к ж\д ветке Сейда – Лабытнанги с юга (Пайерский массив, Рай-Из, Ханмей, Харбей и др.) ходят в апреле - мае и на ноябрьские праздники. Следует планировать большой запас времени, так как погода в это время может быть особенно неустойчивой.

5.Учитывая суровые условия, подавляющее большинство маршрутов по району оценивается 4-6 к.с. Особенно популярны путешествия по горной области СЧПУ.

Здесь туристов привлекает альпийский рельеф, разнообразные по сложности перевалы и вершины. Основная масса групп не заходят севернее хребта Оче-Нырд (в.Нетем-Пэ) и базируются на железнодорожную ветку Сейда – Лабытнанги или на заполярную Воркуту с ее пригородными шахтерскими поселками Северный, Октябрьский, Советский, Сыр-Яга и др. Некогда популярный пункт начала многих маршрутов – поселок Хальмер-Ю (78 км к северу от Воркуты) канул в лету в 1995-96 гг. вместе с ведущей туда ведомственной ж\д. Сейчас, правда, уже поговаривают о его возможном восстановлении в связи с «подъемом» в горнорудной промышленности и необходимостью захоронения радиоактивных отходов в отечественных угольных шахтах.

Вот примеры некоторых интересных и по-прежнему «современных» маршрутов, показывающих динамику развития лыжного туризма в районе:

Весной 1975г. классический маршрут 5 к.с. (320км, 16 дней) в горных районах СЧПУ прошла группа Сергея Кекишева (Архангельский ТК «Двина»). Совершены прохождения перевалов и траверс в хр.Оче-Нырд. Пройдены перевалы: Широкий, Щучий, Крутой, Неожиданный, Изьяхой, Пайпудынский. При наличие нескольких восхождений подобный маршрут мог быть оценен 6 к.с.

Весна 1980г. настоящий исторический прорыв в лыжном туризме. Группа Виктора Буяльского (5 к.с., г.Москва) без каких либо особых разрешений стартует на Полярном Урале, а заканчивает маршрут транс - ямальским переходом с Байдарацкой на Обскую губу. Ребята удачно выбираются отсюда местными авиарейсами.

В 1981г. московской группой Михаила Топорова (СТК «Спартак») пройден маршрут 4 к.с. Из долины р.Б.Кара группа перешла на оз.Б.Щучье, сделала перевалы: Щучий, Трех и далее вышли к р.Воргашор на р.Б.Хадата и руч.Ласковый к перевалу на р.Гена-Хадата, затем на перевал к р.Немуръеган. Отсюда прошли пер.Заячий, перевал на р.Б.Харбей и перевал к р.Б.Пайпудына. Отчет интересен прохождением двух последних малопосещаемых участков и четкими черно-белыми фотографиями.

В 1989г. в горах СЧПУ прошла маршрут (301км, 16 дней) группа Сергея Красильникова* из г.Петрозаводска. Совершены восх. на вершины: Нетем-Пэ, Хуута-Саурей, пройдены перевалы: Кривой, Вездеходный, Вост.Байдарата и др.

В 1990г. Сергей Берлин (г.Москва) провел поход 5 к.с. по Югу СЧПУ. Группа прошла перевалы: Обручева, Ураганный, Евразия, Крутой и другие. Совершены несколько восхождений, в том числе на в.1134 к Северо-востоку от пер.Неожиданный, в.Ханмей (1324) и г.Понпэльиз (1072).

В 1990г. лыжный маршрут 5 к.с. по СЧПУ прошла группа Виктора Евдокимова из города Волжский Волгоградской области. Сделаны восхождения на в.Борзова, пройдены перевалы: Щучий, Крутой (последний пройден по скалам).

В 1991г. лыжный маршрут 5-6 к.с. (413км, 20 дней) прошла группа Алексея Романенкова (г.Москва). Маршрут охватывает все основные горные узлы района. Путешествие включает в себя прохождение 26 водоразделов и перевалов (Межозерный, Снежный, Широкий, Кривой, Дубль, Саурей, Сюрприз, Ледниковый, Опасный, Борзова-2, Щель, Крутой, МГУ, Неожиданный, Анучина, ИГАН, Обручева и др.), восхождения на обзорные вершины: Нетем-Пэ, Байдарата, Хуута-Саурей, Спутник, Анучина, пик Харнаурды-Кеу и др. В нитку маршрута включены некоторые новые элементы повышенной сложности, а именно, траверсы участков гребней хребтов и прохождение неописанных ранее седловин.

В 1992г. группа Вологодских туристов под рук. Николая Ваточкина прошла 250км, 15 дней по СЧПУ от пос.Хальмер-Ю до пос.Полярный. Совершены восхождения на вершины: Нетем-Пэ, Харнаурды-Кеу, пройдены перевалы: Широкий, Боковой, Щучий, Крутой, Глетчерный, Неожиданный, ИГАН. Сделаны попытки восхождений на в.Нетем-Пэ по Ю-З ребру (до жандармов) и на в.Хуута-Саурей.

В 1994г. в составе лыжной школы (МГЦТК, рук. школы ВТП М.Ю.Васильев) прошла красивый 18 дневный «классический» маршрут (302км) группа Алексея Супруненко: пос.Хальмер-Ю – р.Б.Кара – руч.Водопадный – пер.Боча – пер.Долгушина – траверс северо-западных отрогов хр.Оче-Нырд – пер.Нетем-Пэ-1 – в.1223 – в.Нетем-Пэ (1363) – оз.Отче-Ты – пер.Лымбато-Яга – р.Б.Кара – руч.Ледянка – пер.Лысый – руч.Пырь-Яга-Тоня – оз.Б.Щучье – пер.Щучий – руч.Приозерный - пер.Крутой – оз.М.Щучье – руч.Глетчерный – в.1031 – пер.МГУ – руч.Спутник – р.М.Уса – пер.Неожиданный – оз.Б.Хадата-Юганлор – пер.Обручева – руч.Чан-Шор – оз.Плаун-Ты – пос.Хальмер-Ю.

Весной 1994г. в хорошем темпе прошла интересный маршрут по «горной части» СЧПУ (356км, 19 дней) группа Ильгизара Хайруллина (Казань, ПТК «ТРАВЕРС»).

6.Некоторые маршруты построены таким образом, что захватывают одновременно Северную и Южную части ПУ.

Это или, так называемые, «кольцевые» походы с осью в одном из пристанционных поселков ж\д ветки Сейда – Лабытнанги или протяженные линейные «шестерки».

В 1989г. группа Геннадия Стахурлова из г.Владимира построила маршрут в виде «восьмерки» с заходом в массив Рай-Из, а также в Б.Пайпудынский и Харбейский хребты.

В 1996г. спортивная группа Василия Новикова (г.Воронеж) прошла поход 6 к.с. (620км, 28 дней) с началом на ст.Сивая Маска, сделала траверс главного Уральского хребта в ЮЧПУ с перевалами: Шер-Шор, Скальный, Каньонный, Среднелагортинский, Грубаю, Правопайерский, Пайты, Левопайерский, Кечпельский, Южно-Пайерский, Северо-Пайерский, Блюхера, Каровый, Грандиозный, Водопадный, совершила восх. на вершины: 1107, Сомнемпай, Зап.Пайер, Пай-Ер (1472), в.1122, Рай-Из. После всего этого роскошного многообразия воронежцы «перешли» в район СЧПУ и прошли здесь второй, совсем немаленький «кусочек»: руч.Мрачный – пер. на р.Б.Ханмей – пер.Б.Ханмей – р.Б.Харбей – пер. на р.Лонготъеган – р.Лонготъеган – пер.Заячий – р.Немур-Юган – р.Седа-Яха – руч.Гена-Хадата – р.Б.Хадата – руч.Ворга-Шор – р.Надья-Яха – оз.Б.Щучье – пер.Щучий – пер.Трех – оз.М.Щучье – пер.Глетчерный – ист.р.М.Кара – пер.Ураганный – р.М.Уса - пер.Неожиданный – р.Б.Хадата – пер.ИГАН – р.Б.Уса – р.Б.Пайпудына – пос.Полярный (110 км). Приятно отметить, что в составе команды наш участник по походу 6 к.с. на Приполярном Урале (1992 г.) – Валентин Языков.

7.Не часто туристы посещают массивы гор Константинов Камень, Манясей, побережье БГ и КМ.

Те же, кто побывал здесь однажды, приходят сюда еще и еще раз.

Первым из известных (нам лично) туристов-лыжников «вышел из Урала» на Ямал Виктор Буяльский (г.Москва) в 1980 г.

В 1983г. группа из Вологды под рук. Владимира Батенева прошла маршрут по «неогороженной» тундре: ст.Хальмер-Ю – р.М.Кара – оз.Б.Щучье – р.Байдарата – фактория Усть-Юрибей – пос.Яптиксале.

В 1989г. «марафонское» лыжное путешествие 5 к.с. (780км активным способом, 25 дней) по трем «разнохарактерным» районам: ПУ, БГ и ПЯ совершила группа Дмитрия Тиунова из Свердловского гарнизона УВО. Стартовав на ст.Харута, группа прошла маршрут: р.Ния-Ю - р.Б.Уса – р.Пач-Рузь-Нор – база «Хадата» – р.Ворга-Шор – оз.Б.Щучье – р.Пырь-Яга-Тоня – р.Нярма-Яха – оз.Емын-Лор – восх. на в.Б.Манясей – р.Сянгур-Яха – побережье Байдарацкой губы – мыс Нундерма – мыс Рок – залив Юрибей – ГМС «Виктория» – о.Литке – залив Мутный берег Карского моря –полярная станция «Марре-Сале» – мыс Белужий Нос – фактория Морды-Яха – залив Крузенштерна – буровая №58 – пос.Харасавэй. Все перевалы маршрута выбраны из условия возможности их прохождения на лыжах с нартами без применения специального снаряжения. В отчете о путешествии представлен обзор по туристским группам, достигавшим морское побережье ПУ когда-либо ранее.

В 1989г. лыжную пятерку по Югорскому полуострову и Полярному Уралу прошла группа Сергея Никитина (Мурманск, 370км, 18 дней). Нитка маршрута: пос.Амдерма –оз.Б.Тоинта – г.Мореиз – г.Хуптпэ – г.Сопчамыльк – р.Сибирчатаяха – г.272 – г.Едуней – хр.Оче-Нырд – р.Лымбато-Яга – р.Б.Кара – г.Борзова – р.М.Кара – р.М.Уса – г.Воркута.

В 1990г. по СЧПУ проложила маршрут (593км) группа Вологодских лыжников под рук. Алексея Колобова. Стартовав в пос.Хальмер-Ю, ребята прошли: р.Кара – р.Нярма-Яха – оз.Енмынлор – в.Б.Манясей – г.Константинов Камень – р.Сянгурь-Яха – о.Левдиев – Байдарацкая губа – м.Няру-Сале – устье р.Нганораха-Яха – устье р.Юмбе-Яха – устье р.Яро-Яха – о.Болотный – о.Литке – залив Мутный – м.Белужий Нос – фактория Мордыяха – залив Шарапов Шар – пос.Харасавэй. Остался хороший отчет при почти полном отсутствии картографического материала…

В 1996г. прошла интересный, сложный маршрут (633км, 26 дней) группа Ильгизара Хайруллина (Казань, ПТК «ТРАВЕРС»). Поход прошел с четким соблюдением запланированного графика движения. Это путешествие в 1997 г. получило I место на Чемпионате России.

В 2000г. группа «СОЗВЕЗДИЕ» (рук. Алексей Романенков, г.Москва) прошла маршрут 6 к.с., 670км активным способом, в том числе 320км по тундре и 350км в горах СЧПУ: ст.«Майами» (249км трассы «Обская - Ямал») – р.Юрибей – Байдарацкая губа Карского моря - мыс Тунгомысаля – р.Нгындермаяха – в.Тангы – р.Нюдюкотарка – р.Южн.Паравыяха – р.Сев.Паравыяха – р.Талвтаяха – пер.Байдарацкие ворота – р.Нярдътнайяха – пер.Кундалини – р.Себтаяха – в.Б.Манясей (трав.) – в.Константинов Камень – в.М.Манясей – каньон р.Хэхэрияха – каньон р.Нярмаяха - р.Нярмаяха – пер.Ошибка – оз.Тисьнензато – пер.Прямой - пер.б\н – р.Б.Кара – пер.Карниз - оз.Очеты – трав.хр.Оченырд: - в.900 – в.1223 – в.Нетэм-Пэ - р.Очетывис – руч.Трехозерный – пер.Широкий – р.Тисьнезашор – пер.Кривой – оз.Нярмото – в.Хуута-Саурей – пер.Дубль - р.М.Хута – пер.Вездеходный – пер.Зигзаг – руч.Нелюдимый – руч.Нярмототанс – пер.Боковой – руч.Сауришор – оз.Б.Щучье р.Щучья – р.Нгодяяха – пер.Ворга – р.Воргашор – р.Б.Хадата – пер.Ласковый – трав. хр.Марцигев – плато Гидрологов в.Харнаурды-Кеу – в.Пик Харнаурды-Кеу – р.Б.Уса – р.Б.Пайпудына - пос.Полярный. Часть перевалов пройдена впервые. Путешествие заняло I место на Чемпионате Москвы 2000г.

8.Особенностью большинства туристских маршрутов, выходящих к побережью СЛО, является практически полное исключение серьезных технических участков в «горной части» ПУ.

Основным приоритетом при планировании протяженных маршрутов - возможность максимально использовать движение на лыжах. Прямым следствием этого часто является исключение прохождения технически сложных альпийских горных участков и каньонов, требующих «крючьевой» страховки, работы с веревкой, что, естественно, занимает много времени и, в результате, укорачивает маршрут.

Приятное исключение здесь составляют группы: И.Хайруллина (Казань) и московских туристов-лыжников.

9.Другой особенностью последних лет является ярко выраженное стремление части спортивных групп пройти в горной части района альпинистские, нетрадиционные» для лыжников технические препятствия, в том числе траверсы скальных гребней хребтов, восхождения на вершины по сложному пути и т.п.

Так в 1990г. группа Алексея Разумовского (г.Рязань) «жила и гуляла» на в.1223 хр.Оче-Нырд, а затем занялась альпинистскими траверсами скальных перемычек в истоке руч.Приозерный к северо-западу от седловины пер.Крутой. Встреча группы Алексея Харченко (Москва, Красногвардейский РТК, Лыжная школа ВТП) с рязанцами произошла на седловине пер.Снежный (первопрохождение).

В том же году группа Алексея Романенкова сделала попытку траверса хр.Оче-Нырд на участке от пер.Геркулесовый (2А) до пер.Долгушина (2А) над цирком одноименного ледника. Техническая сложность намеченного участка как минимум 2Б. На том же маршруте был совершен протяженный траверс четырех юго-западных отрогов хр.Оче-Нырд с восхождением на в.Нетем-Пэ (все вместе 1Б).

В 1994г. этот траверс был успешно повторен уже несколькими группами Лыжной школы ВТП (М.Васильев, МГЦТК, г.Москва).

В 1992г. группа Н.Ваточкина (г.Вологда) сделала попытку восхождения на в. Нетем-Пэ по Ю-З ребру (до жандармов), прошла пер.Крутой (к оз.М.Щучье) по скальным сбросам с навешиванием более 200 метров перил. Даже на пер.Щучий ребята использовали одну перильную веревку при обходе карниза слева под склоном в.881 (со стороны оз.Б.Щучье).

10.Группы выходящие на лед БГ сталкиваются здесь с особыми специфическими трудностями. Это, например, обход или преодоление полыньи и зон торошения, тактика преодоления участков нилоса – молодого льда, выбор безопасных мест для ночевок, добыча пресного льда и снега.

У северного побережья полуострова Ямал высока вероятность «интересной» встречи с Белым медведем. В отчетах отдельных туристских групп можно встретить карты ледовой обстановки. Местоположение кромки неподвижного припоя и полыньи Байдарацкой губы непостоянно.

4. АНАЛИЗ МАРШРУТА И БЕЗОПАСНОСТЬ

При подготовке маршрута учтен, изучен и обобщен доступный опыт туристских групп, путешествовавших в СЧПУ, в том числе, на маршрутах с выходом к океану. Разработка и планирование нашего маршрута была тесно увязано с информацией о нитках и сроках путешествия других туристских групп, находящихся в районе.

Изучена имеющаяся туристская и общегеографическая литература по району путешествия, получены необходимые консультации у побывавших в районе путешествия лыжников и пешеходников. Критически оценен опыт собственных лыжных походов 90, 91, 94 и 2000 годов в этих районах: Подобраны комплекты лучших обзорных карт, а также весной 2000 г. приобретены на рынке отсутствовавшие ранее листы топографической карты масштаба 1км.

Перед выходом на маршрут все участники группы были ознакомлены под роспись с «Памяткой по безопасности для участников лыжной группы» (см. Прил.10.7), а также с «Памяткой лыжнику по прохождению лавиноопасных склонов» и другой специальной литературой (см. Гл.8, 11-14).

По результатам предшествующих туристских мероприятий установлено, что район по-прежнему является перспективным для дальнейшего исследования мобильными спортивными туристскими группами. К началу нашего путешествия накопилось достаточно информации для эффективного планирования и проведения нового туристского путешествия группы москвичей в этом регионе.

Предполагалось гармоничное сочетание на маршруте уже изученных участков, имеющих достаточно подробные объективные описания и некоторых очень интересных зон первопрохождений – «белых пятен». Заявленный основной вариант маршрута, предусматривал начало маршрута от поселка «Майами» на 247км – «головы» строящейся ямальской трассы ведомственной ж\д «пос.Обской – п-ов Ямал».

Поход планировался полностью автономным, без использования забросок и пополнения в пути продуктами и снаряжением. Также пришлось свести к минимуму радиальные выходы, но при этом не пропускать интересные объекты поблизости.

На маршруте было определено несколько особенно приоритетных участков:

1. Выход на побережье п-ова Ямал.

2. Пересечение Байдарацкой губы.

3. Экскурсия по Уральскому побережью Карского моря к о.Левдиев.

4. Выход в район вершин Константинов Камень и Б. и М.Манясей.

5. Совершить восхождение на обзорные вершины СЧПУ, в том числе, Б.Худялахапэ, Нгысыхыпэ, Хуута-Саурей и Байдарата.

6. Побывать на красивейших озерах Полярного Урала: Б.Щучьем и Хадата-Юганлор.

Предварительно было намечено три варианта окончания маршрута: в г.Воркута, пос.Полярный (110км) или на ст.Обской (г.Лабытнанги). Окончательное решение принималось по обстановке ближе к концу похода. По ходу запланированной нитки путешествия нами предполагалось необходимое число запасных вариантов, возможное сокращение маршрута и варианты аварийных выходов.

При прохождении маршрута соблюдались все необходимые меры лавинобезопасности. Это и выбор оптимального времени прохождения лавиноопасных склонов и выбор безопасного направления движения, наблюдение за склонами, дистанция, накопление участников на безопасных участках, страховка, использование определенных технических средств контроля. Особое внимание обращалось на то, чтобы на потенциально опасных участках не находилось одновременно более 2-3 участников, действовал запрет на движение в опасных местах в условиях недостаточной видимости, а также на максимально возможную безопасность расположения бивака и мест подхода к нему.

В целом, при предварительном рассмотрении, с учетом протяженности, продолжительности, запланированном наборе естественных препятствий, в том числе серии намеченных первопрохождений, заявленный маршрут был предварительно оценен шестой категорией сложности.

С целью более полного использования светового дня в группе планировалось ввести декретное время: +2 часов к московскому времени. В результате световой день проходил с 8 до 20 в начале похода, и с 6 до 22 часов декретного времени в конце.

Безопасность на маршруте обеспечивалась как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Групповой уровень состоял в хорошей схоженности большинства участников группы, а также в соблюде¬нии известных, традиционных мероприятий по лавинобезопасности, включая как тактические построения, так и соответствующее лавин¬ное снаряжение. Кроме того, использовалось проверенное и надежное спе¬циальное снаряжение, призванное обеспечить известный комфорт всей группе в безлесной зоне. Например, горное снаряжение фирмы «Гривель», в том числе, ледорубы и кошки, газовая кухня на трех горелках, ветроустойчивая шатровая палатка (рассчитанная Георгием Обиденым, Москва) и прочее. Ремнабор предусматривал восстановление сломанных лыжи. На маршруте применялись пластиковые санки разных моделей, позволяющие в случае необходимости собрать транспортировочную платформу и обеспечить эвакуацию пострадавшего.

Для решения специальных тактических задач, в том числе, для мобильных разведок и «тропежки по направлениям» внутри спортивной группы были созданы «малые» группы в составе 2 человек во главе с опытными звеньевыми, а также специальный «штаб» медицинской и психологической поддержки. Возможность разбиения группы на части, запланированные «заслуженные» дневки, определенное время для «оттяжки» - должны были сыграть свою положительную роль в преодолении холодовой и физической усталости. Последней цели служил запас питьевого спирта.

Уровень подготовки группы практически исключал авторитарные методы руководства, что должно было благотворно сказаться на психологическом комфорте всех участников спортивного путешествия. Часть участников группы имели за плечами специальные курсы ОКСО, практику медицинской подготовки при НИИ СП им. Н.В.Склифасовского, лыжные школы ВТП, сборы в альплагерях.

Индивидуальная безопасность базировалась, в первую очередь, на отличной практической и теоретической подготовленности всех чле¬нов группы (достойный лыжный и перевальный опыт, как минимум до 2Б включительно), на хорошем личном и специальном снаряжении (радиомаячок типа «Сурок», лавинный шнур, лавинная лопата, НЗ, сигнальный комплект, индивидуальная медаптечка, компас и комплект карт). Это позволило на всех участках, не требующих группо¬вого взаимодействия, отказаться, например, от практики назначения замыкаю¬щего. Некоторое личное снаряжение, в том числе, продукты питания повышенной готовности, в случае необходимос¬ти, могли поддержать отдельных участников до подхода аварийно-поисковой команды. Групповое снаряжение (газ и газовые горелки, радиоприемники, радиостанции среднего радиуса действия в 5-10 км и т.п.), распределенное соответствую¬щим образом, также служило выполнению задач индивидуальной безо¬пасности.

Выход из лагеря по мере готовности, практика тропления, базирующаяся на индивидуальном контроле своего самочувствия, отработанная в походах слаженность преодоления технических препятствий и в установке лагеря, индивидуальное питание в допол¬нение к групповой кухне были призваны послужить общей благой цели - пройти интересный спортивный маршрут без сбоев и, одновременно, хорошо отдохнуть.

Питание группы осуществлялось разнообразной качественной калорийной пищей в трех-четырех разовом режиме. Использовался лично-групповой метод организации продуктовой раскладки (см. Прил.10.8 Организация питания). Участники предусмотрели и подкормку витаминами, микроэлементами, что позволило сохранить силы до конца маршрута.

5.Техническое описание маршрута

Техническое описание маршрута

6. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Группой пройден интересный спортивный маршрут шестой к.с., связавший побережье Карского моря (Северный Ледовитый океан), полуостров Ямал, Байдарацкую губу, обширные пространства тундры с горными узлами северной оконечности Полярного Урала. Нитка маршрута, включающая прохождение арктических ледовых участков, полутора десятков перевалов и вершин горных районов Полярного Урала, удачно сочетает элементы первопрохождений и классические препятствия.

Всего за 25 дней пройдено 605км пешком и на лыжах, в том числе, 276км (12 дней по тундре), 329км (13 дней в горах СЧПУ), 12 перевалов, в том числе, 3 х 1А, 4- первопрохождения (1 х 1А, 3 х н.к), 8 – обзорных вершин и траверсов, в том числе, 3 х 1Б и 3 х 1А. Район среднегорья восточнее долины р.Нярмаяха, а также, траверс массива Хутасангарэй (в.Хуута-Саурей) пройдены впервые. Основные характеристики для расчета и оценки категории сложности похода согласно «Методике категорирования лыжных маршрутов» (см. Сборник «Русский турист» Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004гг., ТСС и ФСТ России, М., 2001, 44-46):
Зачетный путь

П=605км, в том числе,

276км (12 дней) по тундре, ТС = 0,

329км (13 дней – 1 дневка) в горной области (ТС 0)

Продолжительностьt = 25 дней, в том числе, 1 дневка и 3 полудневки
Перепад высотВ = 9.8км
Число КП на горной части с ТС 0Категорированных перевалов: 3 х 1А, вершин и траверсов: 3 х 1Б и 3 х 1А

Т = 11. (Без учета первопрохождений)

Работа, затраченная на преодоление КП

Т = 20.8 (На горной части маршрута)
Эквивалентная протяженностьЭП=709км

Пройденный маршрут, в сравнении с мероприятием 2000г.( VI к.с.) – еще более интересный и сложный. В отличие от прошлогоднего сезона, «свежая группа» (из прежнего состава только двое: руковод и участник А.Колпаков) прошла все участки района абсолютно новыми маршрутами. Единственное, что мы повторили, так это восхождения на три вершины полярной группы: Б. и М.Манясей, Константинов Камень. Место уж очень душевное… Обойти стороной просто невозможно. На Северо-востоке гор СЧПУ группа открыла обширную, свежую для туристов область с новыми интересными формами рельефа. Здесь встречаются отдельно стоящие горы, хребты которых напоминают причудливых гигантских рыб, плывущих над тундрой.

С точки зрения группы, путешествие дает полное представление о характере этой части российского Заполярья. Экзотика бескрайней тундры и арктического побережья, зимние ландшафты альпийского рельефа, торосы Карского моря, множество нехоженых обзорных вершин, грандиозные цирки ледниковых каров, мощные пласты многолетних снегов, живописные каньоны и озера зелено-голубого льда оставляют у туриста-лыжника неизгладимо приятное впечатление.

Местного населения и туристских групп на маршруте не встретили. Путешествие прошло полностью автономно и в заявленные сроки. Отклонений от графика движения нет (см.Прил.10.4).

Успешное прохождение маршрута подтвердило качество пред походной подготовки всех участников и снаряжения. В очередной раз отмечены положительные стороны сочетания групповой и индивидуаль¬ной продуктовых раскладок (см. Прил.10.8). Проведена дальнейшая отработка такой системы организации питания. Все участники туристского путешест¬вия, несмотря на сложные погодные условия (см.Прил.10.2 Метеодневник), показали высокую психологическую и физическую подготовку, что благоприятно сказалось на прохождении маршрута в целом. Все дневки и полудневки на маршруте по причине непогоды.

Проделана серьезная работа с различными источниками информации, в результате чего подготовлены: «Обзор истории туристского освоения района» (Гл.3), «Список источников информации» (Гл.8), Подборка картографического материала (Гл.9), а также, «Перечень перевалов и вершин района СЧПУ» (см.Прил.10.3.). Последний, содержит сведения о 138 технических препятствиях, известных здесь лыжникам на конец 2001 года. С точки зрения современных представлений уточнены категории сложности некоторых перевальных седловин. В «Техническом описании» (Гл.6) представлены рекомендации по построению перспективных лыжных маршрутов по району СЧПУ. Пригодится и новая информация о транспортном обеспечении (см. Прил.10.5) - ключ к «достижению» Ямала и Арктического побережья…

Собранные в отчете сведения будут полезны при ор¬ганизации здесь различных туристских мероприятий. В частности, позволят спортивным группам с большей на¬дежностью планировать интересные маршруты. Некоторые из материалов отчета уже активно используются туристскими группами Москвы.

Настоящий отчет содержит 70с. текстового материала, 154 фотографии, две обзорные карты масштаба 1см:10км, комплект карт масштаба 1см:1км (16 листов), полезные таблицы и схемы.

О маршруте группы доложено на вечере туристов-лыжников, запланированном на конец декабря 2001г. в МГЦТК и посвященном наступлению Нового 2002 года. Подготовлен видеофильм «МАРАФОН ЯМАЛ-УРАЛ».

На главную страницу   Вверх   Следующая страница



Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2023
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru

Барахолка:

1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
[Пейнтбол/Продажа]
Евгений, 18.06.22, 21:00
2. 
Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 07:08
3. 
Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 04:45
4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
[Охота - охотничье оружие/Покупка]
Юрий, 18.04.22, 22:39
5. 
Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
[Прочее/Продажа]
Александр, 09.03.22, 16:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1344


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Экологическая акция "Сохраним горы в чистоте" [20927], Альпинизм, Журнал "Новый Акрополь" , 12.08.02
2.  Драма на Эльбрусе [19634], Альпинизм, Ильдар Марданов, 12.11.03
3.  Первые впечатления о лыжах будущего года. [20590], Горные лыжи, Георгий Дубенецкий, 19.11.02
4.  Сплав Малая Лаба 94 [23967], Сплав, Алексей Демидов, 13.07.01
5.  Русские на Стене Троллей в Норвегии 2002 [20224], Альпинизм, Из разный источников, 14.02.02

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Евгений: Уважаемый Александр Анатольевич! Просьба - рас ... 22.09.2017, 10:40
2.  Евгений: Уважаемая Наталья Олеговна! Прошу вас - пришлите ... 09.05.2017, 20:17
3.  Евгений: Сергей! Ваша грамота от фестиваля "Золотой компас ... 24.04.2017, 00:55
4.  марат: Такой душечка!!! 08.04.2017, 09:29
5.  Евгений: Коллега Tolibanich! Ваш снимок в призёрах - откли ... 31.03.2017, 14:46

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 60


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Алексей Романенков, статей: 3, просмотров: 69150
2.  Сергей Шестов, статей: 1, просмотров: 20265
3.  Джек Ковалевский, статей: 1, просмотров: 20665
4.  Александр Кузмицкий, статей: 3, просмотров: 68297
5.  Алексей Казаченко, статей: 1, просмотров: 22396

1, 2, 3, 4, 5, 6