25 июня В прошлом году мы прыгали большие водопады, теперь пришло время большой воды. Размявшись весною на паводковой воде Средней Азии мы решили попробовать большую воду Южной Африки. Проехав на автомобиле через всю Африку от побережья Атлантического океана до Индийского и, побывав за месяц в Намибии, Ботсване, Зимбабве, Мозамбик, ЮАР мы поняли что хороший каякинг нужно искать в Замбии. В других местах как например на водопадах реки Кунена в Намибии, кишащей крокодилами или на реке Лимпопо в заминированных джунглях Мозамбика возможность заняться каякингом сопряжена с большим риском для жизни не связанным с опасностями бурной воды.
Впрочем мы чтобы исследовать Африку по полной программе совершили небольшое путешествие на морских каяках вокруг острова Базаруто в Индийском океане.
В Замбии первой нашей целью стала большая вода реки Замбези, участок, начинающийся от водопада Виктория...
Большая вода это другое измерение, здесь многое нужно воспринимать и делать иначе.
Большая вода реки Замбези равняется сегодня 700куб метрам/сек. В new school ной техники сплава по такой воде используются либо игровые либо вообще фристальные лодки. Лодки с лучшими скоростными характеристиками предпочтительны. Мы используем спуды - фристальные лодки для аэр элементов.
Главное правило при сплаве по big volume это никогда не вылезать из лодки. Чтобы не происходило лучше оставаться в ней, поскольку объем человека в спасательном жилете не соизмеримо мал с размерами воронок, поганок и других подводных течений. Второе правило сплава по big volume - нужно агрессивно избегать уловов в пороге! Поскольку из таких уловов практически не возможно выйти они обладают мощной сбойкой с перепадом уровней до метра и выше (именно в таком улове погиб известный каякер Фонзи на реке Футалефу в Чили) .
Сегодня мы приходили в себя после последних разъездов и привыкали к большой воде в пороге номер 11 это практически единственное известное место в мире, где на реке образуется вал-труба. Труба существует всего пару недель в году, именно поэтому первой нашей рекой и стала Замбези.
Всего несколько лет назад центром каякерской и рафтерской жизни был город Виктория Фолс, на территории Зимбабве, но с тех пор как правительственным указом у белых зимбабвийцев была отобрана вся собственность политическая ситуация стала нестабильной. Центр активности на Виктория Фолс переместился на территорию соседней Замбии в город Ливингстон, где мы и забазировались на следующие несколько дней в Backpackers ком лодже Jolly Boys за 10$ с человека в небольшой соломенной хижине. Жизнь африканского города по своим порядкам напоминает жизнь привокзальной площади в Москве. Каждый пытается развести приезжего/белого на бабки по любому поводу. Так вчера меняя деньги на улице(что является абсолютно легальным!!!) нас попытались поймать на старый трюк с подменой 100$ купюры, на что проворным негритянским ребятам была сказана фраза на чиста русском Лиссэн ту ми бойз, нау ви ар ё руф! После чего конфликт был исчерпан.
Самоубийство будет нереально. Но мы свой шанс уже использовали+.
Go Big or Go Home! Во всей Южной Африке движение левостороннее, к этому быстро привыкаешь когда ездишь за рулем, но к этому сложно привыкнуть когда переходишь дорогу. Самое хорошее пиво в Замбии называется Mozi. На этикетки изображен водопад Виктория и стоит оно чуть меньше доллара за бутылку. В Ливингстоне можно найти не только пиво+ 9 -это не пиво Балтика, а еще более серьезная тема.
Здесь и пены побольше и по мозгам бьет сильнее. Порог Коммерческое Самоубийство (Commercial Suicide), известный так же как препятствие 9, на реке Замбези прошло не больше 10 человек в мире, а в такую воду тех, кто прошел это препятствие можно сосчитать на пальцах одной руки. Сегодня мы сделали это+ День начался рано. За нами приехал Свен на своем полноприводном пикапе с прицепом, груженном лодками и мы отправились на точку старта к подножию водопада Виктория. Свен- англичанин он живет Викфоле уже семь лет. На два месяца в году он уезжает в Австрию поработать гидом в Альпах, на три дня залетает в Лондон повидать маму, а все остальное время проводит в Африке. Он один из тех немногих, кто может назвать себя профессиональным каякером. Его работа -помогать приехавшим на Замбези с одной единственной целью -попробовать самую известную бурную воду в мире на каяке. Все что у него есть это старая TOYOTA с прицепом, с десяток разнокалиберных лодок и самое главное -знание воды Замбези+ - Девятый стал жестче, еще неделю назад воды было достаточно, чтобы видеть заход в порог. Теперь вода падает и увидеть, куда ты идешь можно только тогда, когда изменить что-либо будет уже невозможно. Если все-таки решите идти его, будьте очень осторожны Мы решили. В Девятке есть Две Большие Проблемы, все остальные гораздо меньше. Первая это левый огромный улов-капкан, куда сбоку основного потока валится дико разогнанная вода Замбези, создавая ужасающее варево вертикальных потоков утягивающих на дно все, что оказывается на поверхности. Попадать туда не стоит не при каких обстоятельствах, в противном случае шансы невелики+ Что бы этого не случилось нужно решить проблему номер Два правильно зайти в порог. Ошибка в метр может стоить очень дорого. Мы все сделали правильно, если не считать по перевороту у каждого на заходе, что было неизбежно. Прохождение сильно напоминало прогулку между двух несущихся на скорости тепловозов на расстоянии около 2 метров друг от друга. Также мощно и так же тяжело для восприятия. Вода на Замбези падает уже две недели, каждый день меняя характер препятствий. Возможно, завтра пройти Коммерческое Самоубийство будет нереально. Но мы свой шанс уже использовали+.
Сегодня мы целый день проторчали на одном из порогов Замбези
29 июля Одна из коренных народностей Южной Африки - Бушмены. Во времена колонизации за их отстрел платили хорошие деньги, тем не менее даже сейчас в дикой местности можно встретить бушменские племена, которые живут также как и сотню лет назад.
Одним из основных источников дохода Южно-Африканских стран является экологический туризм. Практически все пространство поделено на множество концессий. В одних можно охотиться, в других только фотографировать.
В самых уникальных по природному и животному миру местах построены небольшие люксовые гостиницы с проживанием за ночь от 400$ до 1500$. Рядом с такими гостиницами расположены небольшие аэродромы для посадки 2-6 местных самолетов или вертолетов, которых в Африке множество.
Пилотом на одном из таких вертолетов работает Джек бывший пилот военного вертолета вооруженных сил США во Вьетнаме.
Сегодня мы целый день проторчали на одном из порогов Замбези, наслаждаясь солнцем и хорошими игровыми валами и бочками.
Вечером Свен рассказал нам о главном притоке реки Замбези река Кафуа 15км, 200куб, 50м/км+..
А бегимоты только в детских книжках милые создания
Завтра рано утром мы выдвигаемся на р.Кафуа. По плану на ее прохождение у нас должно уйти около 3-ех дней, так что это будет небольшая автономная экспедиция на реку с расходом в 200куб и падением в 50м/км (эдакий big volum Гоначхир). Честно говоря по такой воде мы еще не плавали...
Тем не менее мы пойдем на маленьких лодках и берем с собой минимум вещей и еды (пугает только то, что сейчас в Африке зима и если днем температура держится 25-30 градусов то ночью она опускается до 5, а несколько раз уже был 0!!! и это в Африке).
Пока мы собираемся сплавляться втроем вместе со Свеном, может быть сегодня вечером к нам присоеденится еще один англичанин - все-таки Кафуа это очень сильная штука.
У реки есть две основные сложности - первая это дикое сочетание падения и объема, и вторая - до выхода к цивилизации необходимо 15км проплыть по гладкой воде, кишашей бегемотами. А бегимоты только в детских книжках милые создания, в реальности это самые агресивные животные в Африке, от которых погибло больше всего народу!
Успакаивает только то, что со слов местных рыбаков бегемоты не воспринимают мелкие лодки типа каяка, как опастность и не бросаются на них как например на рафты, нo насколько об этом осведомлены бегемоты на Кафуа остаеться гадать...
Мини экспедиция на Кафуа закончилась более менее удачно.
Спецкор. 04.08.2004 12:42
Каякинг в самом сердце Черного Континента
Мини экспедиция на Кафуа закончилась более менее удачно. К сожалению из-за административных проблем нам удалось пройти только нижнюю Кафуа. Но мы надеемся вернуться туда в ноябре. К счастью крокодилы и бегемоты плавали не в каждом улове и сохраняя сторожность нам удалось избежать прямого контакта с ними.
Подобности сообщим позднее. End!