Сегодня, 2-го июля, в 10.30 утра по времени Нью-Йорка – в 16.30 по Гринвичу, – океанский гребец Теодор Резвой выходит на лодке «Украина» в свой второй одиночный переход через Атлантику. Первый переход он совершил в 2001-ом году, от Канарских островов до Барбадоса, став первым представителем стран бывшего Советского Союза, пересекшим океан на вёслах. На сей раз маршрут его будет пролегать в куда более суровых условиях северной части океана, с запада на восток, от Нью-Йорка до Франции. В этих широтах ему уже не будут помогать тёплые пассаты и стабильное южно-экваториальное течение. Увы! – на помощь Гольфстрима особой надежды возлагать не приходится: здесь правят бал ветры, а они, как мы знаем, народ вольный.
Маршрут, выбранный Теодором – самый длинный из всех маршрутов Атлантики, по которому пока что проходили гребцы-одиночки в этом направлении, по прямой - 3352 мили (5394 км, 2913 морских миль). До сего дня из Нью-Йорка стартовала только одна лодка-двойка – «Фокс» первых в истории океанских гребцов Харбо и Сэмюэлсена в 1896-ом году. Именно их маршрут и планирует повторить Теодор Резвой. Поэтому и место старта выбрано максимально близко от их отправной точки в Бэттери-Парке – Теодор выходит из яхт-клуба «Манхэттен». Символично то, что его переход по статистике должен стать сотым успешным , как мы надеемся, пересечением океана на вёслах.
Трудно предположить, сколько дней может занять переход – всё будет зависеть от погоды; но ориентировочно – дней 80.
Ещё раз «увы!» – предсказания метеорологов на этот сезон не обнадёживающие: «год повышенной ураганной активности». Но – без веры в успех не стоит и выходить в океан. И мы – команда поддержки и штаб координации перехода, - верим, что всё будет хорошо, и Теодор благополучно дойдёт до Европейского берега, и станет третьим человеком в мире, пересекшим Атлантический океан в одиночку в обоих направлениях.
Удачи тебе, Теодор! Пусть Мать-Природа будет к тебе благосклонна!
Новости с маршрута и ежедневно обновляющиеся карты спутникового слежения, а также фотографии и полуминутные клиппы, которые будет посылать Теодор, - можно будет видеть на сайте Общества Океанских Гребцов www.oceanrowing.com ( языки - английский, русский и французский), и на личной Интернет странице Теодора
www.rezvoy.com
Часть команды поддержки, переехав на западный берег, решила следить за продвижением лодки из Либерти-парка. Но найти лодку было задачей нелёгкой, пока кто-то из команды не предложил воспользоваться установленными на набережной подзорными трубами. Ко всеобщему величайшему удивлению оказалось, что высматривали они её не в том месте - она уже прошла Статую Свободы и находилась намного южнее . Теодор стал набирать скорость.
За час до начала прилива он уже был в миле от моста Вэризана, за которым начинался океан. Южный ветер, снующие вокруг катера, яхты, паромы, - , усложняли ситуацию многократно. За один отлив, за шесть часов, не удалось сделать рывок, на который он рассчитывал. "Течение в Гудзоне на отливе настолько сильное, что за считанные часы доставит тебя как под парусом в Атлантик Хайлэндз" - говорили ему местные мариманы.
Там он планировал дождаться нового отлива. Теперь же нужно было думать о другом надёжном месте для остановки на шесть последующих часов. Идти поближе к берегу не хотелось - и так он понимал, что даже находясь между судоходными дорогами "в порт" и "из порта", он вносит изрядную сумятицу в движение больших и малых плав-средств. Пересекать же такой путь на скорости гребной лодки и при этом ветре, было бы безрассудно и небезопасно. Теодор избрал "вариант Б": бросить якорь недалеко от буя, на разделительной полосе, и ждать. Но бдительные американцы сочли такое поведение непонятным и подозрительным… - Шутка! Просто с проходящих мимо катеров лодка казалась потерявшей мачту яхтой, а значит - представлявшим угрозу безопасному плаванию объектом, о котором надлежало немедленно сообщить береговой охране. И посыпались звонки… Свидетелем одного из них был некий Брайан, поместивший сообщение о разговоре между судном "Linguine" и береговой охраной на Форум сайта Общества Океанских Гребцов. К счастью, сообщение тут же прочитал Кеннет Крачлоу и немедленно связался с береговой охраной. Ему пообещали, что катер, который они собираются посылать, только выяснит ситуацию и, если Теодору нужна будет какая-либо помощь, "сделает всё, что сможет". "Маленькая лодка может оставаться на какое-то время около буя - no problem!", добавили они. Об этом мнении береговой охраны Теодор не знал, но знал, что вообще-то буй, будучи самым безопасным местом для "перестоя", был совсем не лучшим для этого местом по правилам судовождения.
Но до катера береговой охраны дело не дошло - вместо него вдруг из ниоткуда появился тот самый буксир, который пару дней назад привёл "Украину" в Манхэттен. Команда, прежде всего, была рада увидеть Теда ещё раз; а во-вторых, сообщила ему , что неожиданный шквал с юга - происки разметавшихся хвостов тропического шторма Билл, после его прохода над Мексиканским заливом. "Дотянулся-таки и до нас…" Тед знал об этом шторме, но синоптики не обещали большого его влияния в этих местах. Потому-то, устав ожидать идеальной погоды, и решил выйти в океан в наилучший из предлагаемых прогнозом дней. Увы! - наилучший день длился не более получаса после его старта.
На идею Теда переждать прилив около буя прореагировали однозначно : "Нельзя!" "Если не хочешь иметь неприятности с береговой охраной - лучше поскорее убраться отсюда". Буксировщики предложили провести лодку через узкое гирло. "Даже с началом отлива ты не сможешь пройти под мостом и выйти в океан сам - при южном-то ветре !" Говорили профессионалы, и говорили по делу. Тед принял буксировку, и его доставили к Atlantic Highlands, где он бросил якорь и теперь может уже спокойно дожидаться изменения направления ветра, чтобы уйти в открытый океан.
5 июля Сегодня Теодор опять опустил вёсла в воду и, выйдя из Марины Atlantic Highlands, двинулся дальше - наверх, к северному мысу Сэнди Хук. Как только лодка вышла из-под прикрытия мыса, её тут же подхватил западный ветер - умеренный бриз в 10-15 узлов! - и, подгоняемая отливом, она легко заскользила на восток.
Вот те действительно идеальные условия, которые столько времени ждал Теодор! Если в океанской гребле считается, что 2 узла - это нормальная скорость для гребной лодки, то представьте себе, какое ощущение должно быть у гребца, когда лодка набирает скорость до 3-х - 4-х узлов! А быстрое продвижение на юго-восток сейчас, в эти первые дни, - стратегическая задача, которую Теодору просто необходимо выполнить.
Во-первых, ему нужно поскорее пройти остающийся на севере Лонг-Айленд. Пока остров не пройден, он будет оставаться потенциально опасным в случае изменения ветра, т.к. при южном ветре лодке по-прежнему угрожает быть вынесенной на его берег.
Во-вторых, Теодору нужно поскорее уйти на юг от судоходной линии - главной магистрали судов, подходящих к Нью-Йорку со стороны Европы.
Активный отражатель радара работает отлично - настолько, что в эти первые дни решено было… отключить его. Дело в том, что он улавливает сигналы, посылаемые локаторами судов, находящихся в радиусе 16-ти миль; но воды, в которых идёт сейчас "Украина", буквально кишат судами всех калибров!
И "SeaMe", у которого вместо сигнала тревоги установили музыкальный сигнал, буквально не выключается ни на минуту. Такое решение ( на время отключить прибор) было принято не из-за того, что в конце-концов он мог бы начать раздражать Теодора, а для того, чтобы не притуплять его бдительность. Сейчас - в независимости от сигнала,- Теду необходимо всё время быть настороже. По плану, он даже не будет заходить на время сна в кабину, а будет грести день и ночь, с короткими перерывами на сон прямо на палубе. Это тяжело, но именно рывок в первые дни решает очень многое. А для этого нужно использовать каждый миг благоприятных условий, а главное - западный ветер!
Прогноз на воскресенье:
Ветер западный -10-15 узлов, переходящий в переменный - менее 10-ти узлов. Высота волн - 2 - 4 фута.
3 июля
"Наутро я едва поднялся с постели - каждый шаг заставлял кровь приливать к горящим икрам ног и они, казалось, были готовы взорваться. Вчера на отходе по просьбе репортёров мне то и дело приходилось снимать кепку, дабы они могли "запечатлеть моё лицо", а в результате сегодня лица у меня уже и нет: обгорел до отёка:…Ну и, соответственно, в свою "робу" я смог переодеться только когда отгрёб на приличное расстояние от набережной, а заняло это у меня намного больше времени, чем я предполагал…Так что сегодня я весь день мажу себя всевозможными кремами и мазями, которые могут облегчить 'участь обгоревшего" :)
07 Jul 2003
Сегодня воздушных шаров было меньше :-) Но были.
По-прежнему много водорослей.
Моя лодка покрашена специальной краской от такого обрастания. Но именно по-этому я ей сегодня легко вымазался. Краска как "побелка", она не однослойна, просто как известь, молюск как приростет так сразу с куском краски и отваливается. Так вот, пришлось сегодня ремонтировать руль., а для этого лезть в воду. Естественно касался днища и самого руля, вот и вымазался синей краской.
Кстати в воду лезть было крайне не приятно, я бы сказал страшно. Видел каких-то обитателей океана похожих на акул (до и после ремонта руля). Возможно это были Марлины.
6 июля
День отхода опишу позже. Сегодня меня повеселило то, что на протяжении всего дня я вижу огромное колличество воздушных шаров. Их унесло с земли и теперь они плавают по воде.
Я даже подобрал целую связку. Некоторые из них уже сдулись, и я их выкинул. А с одним я на фото. Вспомнился фильм с Томом Хэнксом. Премия за лучшую роль второго плана - получил мячик фирмы wilson :-).
Сегодня утром подниматься с постели было чуть сложнее…
8 июля «Сегодня утром подниматься с постели было чуть сложнее… Но спать на сей раз ( по сравнению с первым переходом, когда на палубе был только тонкий лист каремата) куда комфортнее»: теперь под Тэдом – достаточно толстый и мягкий поли-винил-уретановый матрац и спальный мешок, в который посреди ночи, когда становится довольно свежо, он может забраться.
«С утра есть как-то не хотелось, так что позавтракал и пообедал одновременно уже днём, и плотно. В моих припасах оказалось новое блюдо – свинина в кисло-сладком соусе с овощами и рисом. Там - и побеги бамбука, и даже кусочки ананаса – очень вкусно!» Ну что ж, либо это – свойство «наших» не слишком избалованных жизнью людей, способных находить хорошую сторону в любой ситуации, либо Тэду просто повезло – похоже, ему искренне нравятся эти высушенные криогенным способом обеды, которые некоторые гребцы «на дух не переваривают». В гонках 2001-го года один их гребцов французской команды, - из-за того, что ему настолько не нравились эти продукты, что он просто отказался их есть, - пришёл на Барбадос в состоянии действительно полного истощения…Страшно было на него смотреть – кожа да кости…
А ведь приём пищи в подобном переходе – момент очень серьёзный. И психологи советуют уделять особое внимание тому, чтобы он доставлял удовольствие. Ведь в небогатом (по разнообразию действий) режиме на борту, учитывая продолжительность перехода в несколько месяцев, каждый приём пищи можно обставить как ритуал, позволяющий отдохнуть и душой, и телом…
«С утра погода была «никакая» – ветер слабый, так что грести пришлось много. Во второй половине дня ветер усилился, но я уже опять действую по принципу: если гребля прибавляет хоть что-нибудь к продвижению лодки, я гребу. Устал…поспал...и снова за вёсла»
Прогноз погоды на среду: ветер юго-западный, около 15-ти узлов; высота волн - 2 - 3 фута; после обеда возможна гроза.
7 июля.
Теодор пересёк судоходные линии, и теперь может немного расслабиться и даже поспать :)
Новый сеанс связи нас порадовал - голос у Тэда бодрый, спал он, хоть и урывками, но нормально; на завтрак съел банку какой-то уже готовой вьетнамской лапши с наполнителем, выпил чаю и закусил мороженным [ брикет высушенного криогенным способом мороженного очень отдалённо можно назвать действительно "мороженным", но Тэду оно понравилось ещё по первому переходу].
Многое невольно сравниваешь с предыдущим переходом: в тот раз он минимум две недели почти не спал, и при той физической нагрузке -отсутствие сна и невозможность восстановить силы ни сном, ни нормальным питанием - сказывались на нём удручающим образом… Несколько дней организм не принимал не только пищу, но даже воду. Тогда, помнится, оставалось поражаться, откуда он черпает силы не только просто держаться, но ещё и грести…
"На сей раз я адаптировался удивительно быстро, сейчас я уже в порядке и физическом, и психологическом. Ну, говоря о физическом - каждый день начинаю с ноля, пока не разомнутся мышцы…Но потом уже легче.
А вот, честно говоря, на выходе из Нью-Йорка я был совсем не в лучшей форме. Сказывалась усталость, накопившаяся от почти двухмесячной авральной работы над лодкой, да и в ночь перед отходом я спал всего часа четыре. А здесь ещё журналисты просили не одевать кепку, чтобы на фотографиях и в телекамерах можно было видеть, что я - это я:, так что солнце нажарило голову основательно, не прибавив бодрости…Чувствовал себя от всего этого комплекта просто вываренным. От этого, наверное, и психологически момент старта оказался довольно-таки трудным для меня.
Но, к моей радости и удивлению, несмотря на о-о-очень физически тяжёлый первый день ( из-за полного отсутствия помощи со стороны отлива, на который я так рассчитывал), уже через пару часов я чувствовал себя полностью в своей тарелке - вернулось привычное для рук ощущение весла, да и вообще состояние перехода. А вот остановка на ожидание перемены ветра опять выбила меня из колеи, и возвращение на маршрут 5-го было почти настолько же психологически сложно, как и начало.
Но - сейчас я в порядке. Хороший ветерок, лодка идёт легко, водичка - прелесть! М-да…если бы вот так продолжалось весь переход! Понятно, что не будет, но сейчас я просто получаю удовольствие, и мне это нравится! Вот заварил чаёк.. Попью, и - за вёсла. Можно, конечно, было бы и не грести : : лодка делает по 1.5 - 1.7 узла. Но, поскольку я здесь - я гребу, и мы делаем по 2 узла с хорошим лишком. Грех не использовать попутный ветер по максимуму…"
Прогноз погоды на вторник: ветер западный, от 10-ти до 15-ти узлов, волны - от 2-х до 3-х футов, к вечеру возможна гроза.
Я беру на себя полную ответственность за все свои действия в море на борту моей океанской гребной лодки
Теодор у Explorersweb.com в Нью-Йорке >>> 14 июля 2003 Общество Океанских Гребцов
13 июля 2003, Лондон Завтра, 14-го июля, Теодор намерен встретиться с Генеральным Консулом Украины в Нью-Йорке и предоставить ему отчёт обо всех событиях, повлекших за собой потерю лодки и окончание перехода на борту военного корабля, доставившего Теодора в Салем, Массачусетс. После этого отчёт будет помещён на наш вебсайт.
Далее Теодор посетит штаб-квартиру Explorersweb.com в Нью-Йорке и даст детальное интервью о недавних событиях в океане.
Теодор Резвой Салем, Массачусетс, 11 июля 2003
Я - океанский гребец.Я беру на себя полную ответственность за все свои действия в море на борту моей океанской гребной лодки. Вчера, 10-го июля, корабль военно-морского флота США "Дойл", находясь на патрулировании 200-мильной прибрежной зоны, подошёл ко мне, когда я связался с ним по VHF, и это повлекло за собой целый ряд событий, которые вылились для меня в потерю лодки и окончание моего путешествия в Салеме штата Массачусетс.
Вы можете понять отчаяние, в которое повергла меня эта ситуация.
Тем не менее, это не сломило мой дух и я полон решимости достичь своей цели и стартовать вновь из Нью-Йорка 6 июня 2004-го года.
Общество Океанских Гребцов
Вчера, 10-го июля, в условленное время ( 18.00GMT) Теодор на связь не вышел.
Обычно мы ( Общество Океанских Гребцов, его координационный центр) звоним ему точно в договорённое время, в которое он включает спутниковый телефон. По этому телефону Теодор может только получать звонки, но пока что не может звонить сам.
Контрольные звонки в начале каждого последующего часа не дали результата.
В 00.01 (по Гринвичу) должен был состояться следующий сеанс связи, но Теодор на связь опять не вышел. В 00.05 раздался звонок - говорил наш близкий друг из Нью Джерси, Михаил Калитиевский, принимавший огромное участие в подготовке Теодора и его лодки к переходу, - и сообщил следующее: только что ему позвонили и сказали, что с ним будет говорить Теодор Резвой, после чего заговорил сам Теодор и сказал: "Пожалуйста, позвоните маме и скажите, что со мной всё в порядке, я нахожусь на военном корабле и завтра позвоню из Массачусетса."
В 7.30 утра (по Гринвичу) офицер Береговой Охраны США Padley подтвердил, что Теодор находится на судне береговой охраны "U.S.S.Doyle",* которое прибудет в Массачусетс сегодня. Лодка оставлена на плаву.
Будем ждать связи - только Теодор сможет пролить свет на события в океане, произошедшие 10-го июля после последнего разговора с ним в 12.20 (по Гринвичу).
*Как выяснилось позже, информация офицера береговой охраны оказалась неверной: "U.S.S.Doyle" - ракетоносец военно-морских сил США.
10 июля
"Почти целый день я наслаждался вчера отличной погодой - и ветер, и течение были мне в помощь, солнце сияло, и всё было тихо и мирно. Но к вечеру ситуация резко изменилась, и теперь и ветер, и течение толкают меня на запад.
Сегодня весь день я пытался сражаться за свои позиции, но меня отнесло сначала на юг, что куда ни шло, а потом появился восточный ветер и понёс меня на запад - а это уж совсем не по делу. Выставил весь имеющийся на борту запас морских якорей, но они что-то слабо помогают. Придётся навёрстывать потерянные мили, как только вернётся нормальный западный ветер".
По прогнозу данная ситуация не должна продлиться долго - уже завтра, 11-го, можно ожидать перемены ветра на западный, который продержится пару дней и перейдёт в юго-западный, который будет стабильно держаться минимум до 14-го июля ( до этого числа распространяется доступный прогноз погоды). По плану Теодор планировал идти на юго-восток - в этом направлении он быстрее всего смог бы войти в Гольфстрим. Но поскольку природа вносит свои коррективы, Теодор изменит курс и последует за ветром - здесь до Гольфстрима расстояние несколько больше, но при попутном ветре его можно преодолеть быстрее и легче.
Несмотря на эту не заказанную остановку в его замечательно быстром продвижении ( в последние дни средняя суточная скорость "Украины" была 52 мили!), настроение у Теодора отличное и дух вполне боевой. Может быть ещё и потому, что сегодня он смог вдоволь наговориться со своей женой и сыном ( спасибо Б.Д.!); так что завтра с новыми силами - вдохновенно! - за вёсла, навёрстывать упущенные мили.
Погода на пятницу:ветер юго-восточный, от 15-ти до 20-ти узлов, переходящий в западный, от 10-ти до 15-ти узлов. Усиление волнения до 4-х - 6-ти футов. Возможна гроза.
9 июля
"Подплывали небольшие киты, но, к сожалению, близко не подходили. А группа дельфинов оказалась совсем рядом, и я бросился в кабину за фотоаппаратом; успел поймать их в объектив и щёлкнуть…с закрытой крышкой. Второго шанса они мне не дали - нырнули под лодку и ушли…А вообще-то больше никому до нас дела и нет…
Днём меня перепугал пушечный выстрел дуплетом - это в тишине-то океана, с нулевым присутствием какого-либо Человека-Разумного ( кроме меня, естественно :)) до обозримого горизонта! И такое впечатление, что источник выстрела - метрах в 200-ах у меня за спиной. Осмотрел небо и увидел виновника - Конкорд! В считанные секунды он, прочертив небо, скрылся из вида…Господи, на какой же скорости он покрыл расстояние, для преодоления которого мне потребуются дни и дни…
Ко мне на палубу продолжают прилетать и присаживаться на отдых всяческие насекомые, среди которых есть и мухи ( ещё и кусаются беспардонно больно).
А вот сегодня залетела бабочка. Было видно, как она, бедная, устала - долго дрожала, а потом, отыскав укромное место, просто замерла и даже никак не реагирует на мои движения. Что же ждёт её впереди? До Франции она, конечно, не дотянет, но и до берега, я боюсь, тоже…"
Вечер того же дня
"Ветер сегодня усилился и задул c севера, но мне удаётся не дрейфовать на юг, и я, подруливая, даже понемногу продвигаюсь на восток."
Прогноз погоды на четверг: Ветер северный, 10 узлов, переходящий в юго-восточный,10 - 15 узлов. Волны - 1-2 фута