Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
           Плато Путорана (стр.8)
7. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

    После проведенного в 1999 году похода на плато Путорана мы продолжали интересоваться этим районом. Результатом чего стала разработка нескольких очень интересных, на наш взгляд маршрутов. Один из них мы решили осуществить в этом году. Идея маршрута состояла в том, чтобы за месяц с небольшим осмотреть наиболее красивые и малопосещаемые уголки восточной части плато и выйти обратно в г. Норильск.

    Интерес для нас представляли Иркиндские водопады, водопадный цирк рек Ягтали и Дулисмар, сама река Дулисмар.

    С развалом Советского Союза значительная часть информации о прохождении этого была района утрачена или стала недоступной. Поэтому в нашу задачу входило и описание неизвестных рек. Хотелось найти более простые решения переходов от оз. Дюпкун к оз. Манумакли и от оз. Кутарамакан к оз. Кета. Найти волок из оз. Кета (Хета) в р. Тонель-Гагочар, с последующим выходом в оз. Накомякен и далее в оз. Собачье. Озеро Собачье нами было выбрано не случайно. С него есть возможность уехать до порта Валек катером. К тому же нас не прельщали «мертвые», сожженные выбросами Норильского комбината берега р. Рыбной.

    При проработке маршрута выяснилось, что:

    1. Район р. Дулисмар изучен слабо. Из доступных нам источников информации стало ясно, что туристы (пешеходники и лыжники) бывали здесь только транзитом, пересекая реку в районе слияния Правого и Левого Дулисмара. Непосредственно лоции данной реки нами не обнаружено. Хотя расплывчатая и неоднозначная информация о частичном прохождении р. Дулисмар туристами Украины и г. Коломны была.

    2. При проработке картографического материала и отчетов лыжников и пешеходников предположительно было выявлено:

    - три каньона р.Дулисмар;

    - возможность более простого перехода от оз. Дюпкун к оз. Манумакли, минуя заболоченные перевал долин рек Гагарьей 1-ой и 2-ой и долину реки Гагарьей 2-ой. Логичность данного решения напрашивается. В отчете МГЦТК № 4374 нашли ссылку на такую возможность, однако подтверждения прохождения мы не обнаружили;

    - возможность волока из оз. Кета в р. Тонель-Гагочар. Используя для этого перевальные озера. Сведений о такой переброски мы нигде не нашли и предполагаем, что это, возможно, является первопрохождением.

    Путешествие можно рекомендовать только туристам, имеющим опыт сплава по горным рекам 4-5 категории сложности и в то же время - опыт горных переходов.

    Мы пошли на то, чтобы включить в состав нашей команды седьмого участника – Андрея Салькова. Этим достигалась более оптимальная развесовка снаряжения при наших довольно протяженных и сложных пеших переходах. На низкокатегорийных участках рек и озерах он подменял членов основной команды катамарана 4-ки, чем достигалась более спокойная работа всего экипажа. При прохождении сложных участков рек с его помощью осуществлялась страховка с берега и фотовидеосъемка, в результате чего экономилась уйма времени.

    Особенно обращаем внимание руководителей групп на физическую выносливость и психологическую совместимость членов команды при длительных и тяжелых маршрутах.

    В этот раз мы привезли с собой дюралевые рамы для катамаранов, избежав тем самым ненужной порубки леса и существенно выиграв время на стапеле.

    Результатами нашего похода стали:

    1. Разведка подходов, описание и полное прохождение р. Дулисмар, одной из жемчужин плато Путорана. Ниже приводим схему реки, на которую нанесены пройденные нами каньоны.

    2. фотовидеосъемка одного из красивейших мест восточной части плато - водопадного цирка рек Ягтали и Дулисмар;

    3. разведка и прохождение перевала «Холодный», от оз. Дюпкун к оз. Манумакли, что является более простым и наиболее оптимальным путем;

    4. разведка и прохождение р. Орокан от выхода из каньона до оз. Кета;

    5. разведка и прохождение перевала «Озерный» (волоком) в долину р. Тонель-Гагочар.

    6. разведка и прохождение рек Тонель-Гагочар и Тонель.

    Практически вся наша экспедиция проходила в условиях дождевого паводка, за исключением верховьев р. Б.Хонна-Макит. Это где-то выручало нас, например в верховьях р. Дулисмар, но в других местах являлось причиной наших трудностей. К ним в первую очередь относится прохождение р. Иркинды, где на фоне большой воды наложился пик дождевого паводка. В результате простые препятствия превратились в нечто, слабо поддающееся описанию, напоминающее р. Катунь в большую воду.

    Безусловно, наиболее эмоциональный и красивый участок нашего маршрута приходится на р. Дулисмар. Чего только стоит вид на нижний каньон, водопад «Агатовый» и водопадный цирк в устье.

    Основываясь на наших наблюдениях, для прохождения этой реки, по нашему мнению, нужны более ранние сроки сплава. Ориентировочно где-то начало - середина июля, но тогда изменится характер и сложность (в сторону увеличения) препятствий.

Схема р. Дулисмар     Сравнивая два варианта пешего перехода от оз. Дюпкун к оз. Манумакли, можем с уверенностью сказать, что наш вариант, через перевал «Холодный», наиболее рационален и прост. Он предпочтителен всем остальным. Волок из оз. Кета в р. Тонель-Гагочар избавляет от прохождения р. Рыбной, которая такой уже не является. К тому же берега ее, из-за деятельности Норильского комбината навивают тоску. А отсутствие антистапеля и стапеля при переходе из озера Кета в долину реки Тонель-Гагочар в конце маршрута, при минимальных физических затратах просто радует.

    Техническая сложность маршрута определяется реками: Б. Хонна-Макит (3С-4А), Дулисмар (5А-5В, учитывая режим первопрохождения), Иркинда (4С-5А с учетом наложения пика дождевого паводка на высокую воду) и, несмотря на достаточно простое прохождение относительно коротких рек: Орокан, Тонель-Гагочар, Тонель (1С-2А к.с.), нами оценивается как 5А с элементами 5В.

    Учитывая наш опыт, мы считаем себя в праве, предложить Вам несколько советов:

    1. Продукты на это путешествие нужно закупать в городе Норильске. На оптовых рынках есть все, что необходимо. Цены - на уровне московских. При этом Вы сэкономите деньги за оплату перегруза, который у Вас, так или иначе, будет.

    2. От аэропорта Алыкель до города Норильска проще всего и дешевле, добираться рейсовым автобусом, как впрочем и дальше, от автостанции Норильска до автомоста через р. Норильскую.

    3. Необходимо заранее связаться с Таймырской окружной службой спасения, предоставив ей маршрут похода (основной и запасной), график прохождения, паспортные данные всех участников группы и гарантийное письмо об оплате возможных спасработ. Это дает хоть какую-то гарантию, что Вас будут искать на бескрайних просторах плато Путорана при невыходе в населенные пункты по истечению контрольных сроков.

    4. Адрес Таймырской окружной службы спасения, отдела аварийно- спасательных работ:

    647000, г. Дудинка Таймырского автономного округа, ул. Советская, д.12; телефон оперативного дежурного: (39111) 5-87-11, т/ф (39111) 2-24-60.

    5. Самый удачный, на наш взгляд, день недели для приезда в Норильск – пятница утром. За этот день Вы сможете закупить продукты в магазинах, уладить вопросы с ПСС, нанять катер или маломерное судно. Но для больших групп (больше 12 человек) наиболее оптимальным днем можно считать понедельник и среду. Дни, когда катера в большинстве своем не заняты.

    6. В этом году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» где сказано: «Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах". Где-то этот закон уже начал действовать, где-то еще нет. Полностью обезопасить себя от конфликтов с этой стороны, возможно лишь получив разрешение от Федеральной пограничной службы (которая в свою очередь отправляет запрос в конкретный погранотряд) на пребывание группы в указанном районе.

    7. Если Ваш маршрут предполагает посещение государственного заповедника «Путоранский» необходимо получить разрешение у директора заповедника к.б.н. В.В. Ларина, предварительно обосновав свое пребывание в нем. Например, выполнение научной работы по заданию дирекции заповедника.

    Адрес государственного природного заповедника «Путоранский»:

    663302, г. Норильск, ул. Комсомольская, д. 1,

    E-mail: plato@norcom.ru, тел. 46-86-84, 46-86-82, факс 46-86-84.

    8. Можно конечно нанять катер самим, в пятницу вечером многие жители отправляются на рыбалку, в том числе, и на озеро Лама. Но лучше предварительно договориться о переброске группы с капитаном катера Вадимом Воронцовым, живущем в городе Норильске. Телефон: 37-45-11, код 3919.

    9. Целесообразность авиа заброски сомнительна не только по причине дороговизны, час работы вертолета Норильского авиаотряда стоит 36 тысяч рублей, но и из-за того, что Вы не получите эстетического наслаждения от осмотра водопадов по пути подъема на плато.

    10. На плато Путорана можно подняться со стороны озера Лама шестью способами: по рекам Бучарама, Геологическая, Б.Хикиканмыгда, Талая, Хойви и реки, от г.1241. Из них можно выделить три приемлемых варианта. Мы располагаем их, по степени трудности прохождения:

    1) подъем по реке Геологическая – пологий подъем вдоль реки с относительно плавным выходом на перевал.

    2) подъем по реке Б.Хикиканмыгда – до водопада относительно пологий подъем, дальше крутой взлет на плато (склон 1б), осмотр водопадов.

    3) подъем по реке Талая – самый сложный и эстетически запоминающийся. Здесь необходимо иметь горное снаряжение, кругом скалы и водопады. В устье р.Талой живет долган Юра считающий это место своим родовым «поместьем». Рассказывают, что с ним не просто договориться.

    11. Необходимости нести с собой дюралевую раму нет, однако элементы для вязки конструкции на которой Вы дойдете от верховьев реки до границы леса, взять с собой необходимо. Это могут быть деревянные шесты, взятые от границы леса. Для сплава по рекам плато больше всего подходят дюралевые весла, они прочнее всех остальных, и ими можно пользоваться в качестве дополнительной опоры при восхождениях.

    12. При сплаве с верховьев без рамы, необходимо остановиться для ее изготовления при первом появлении строевых деревьев.

    13. Характер порогов р.Б.Хонна-Макита очень изменчив год от года. Необходима разведка всех препятствий. Страховка обязательна.

    14. Необходимо соблюдать особое внимание при подходе к:

    1. Б. Хонна-Макитскому водопаду. В большую воду ориентиры стираются. Плесов перед водопадом нет;

    2. каньону №4 р. Дулисмар. Прохождение его без разведки, может привести к трагическим последствиям;

    3. водопадному цирку рек Дулисмар и Ягтали;

    4. Иркиндским водопадам.

    15. При передвижении группы в безлесной зоне желательно брать с собой дрова (это могут сухие шесты из расчета один на готовку), либо горелку. Необходим и кусок стеклоткани для защиты огня от ветра.

    16. В наборе НЗ иметь сухое горючее или плекс.

    17. Желательно иметь с собой радиостанции. Помогают при разведке, страховке и прохождении препятствий.

    18. В Путоранах много кровососущих, поэтому необходимо заранее предусмотреть все способы борьбы с ними.

    19. Оптимальной добавкой к рациону питания является рыба, В основном в реках плато водиться хариус. На озере Аян и реке Хете ловится: сиг, кумжа, пелядь, налим, голец, окунь, щука. Наиболее эффективной снастью является спиннинг с блесной серебристого цвета. удочка с мушкой. Хорошие результаты на быстринах дает удочка с мушкой и подсадка на крючок летающих насекомых.

    20. Как бы Вы не подготавливали свою обувь, по опыту нашей группы и предыдущих, она все равно не выдерживает этих диких нагрузок. Обычно у отечественной обуви начинает отлетать подошва. Прочно приклеить ее в походных условиях не представляется возможным. Чтобы не задерживать движение группы и сэкономить свое время и силы, советуем взять с собой в ремнабор нихромовую или стальную отожженную проволоку d 2-3 мм. Скреплять подошву с кожаным рантом ботинка скобками из проволоки. Или прошить их проволокой заранее. На какое-то время хватит.

    21. Желательно иметь с собой компактный бинокль или монокуляр, помогает отыскивать направление движения при пеших переходах.

    22. Если Вы останавливаетесь на ночлег в избе, относитесь с уважением к жилищу, если у Вас есть чем поделиться с хозяевами, даже если их в настоящее время и нет, оставьте на видном месте.

    Встречающиеся на карте района плато Путорана названия гор, рек, озер в основном эвенкийского происхождения. Вот некоторые из них:
  • Аян - разлив реки, залив.
  • Амнундакта - амнун - наледь, вынос камней.
  • Гулэми - повесить жертву, провожать душу умершего.
  • Дакит - близкое место.
  • Делогучи - каменная россыпь.
  • Дюпкун - впадина.
  • Икен - перевал.
  • Каталмы - навес для оленей.
  • Микчанда - микчан - кабарга, микчанми - перепрыгнуть.
  • Оран - олень, вершина, конец всему.
  • Хонна-Макит - хоннами - пускать кровь, место, где пускают кровь.
  • Хикелче - обмелевший от зноя ручей, река.
  • Холокит - перевальное место.
  • Худякит - худяна - лосось, лососевое место.
  • Суффикс "кит" в эвенском языке обозначает место действия.

       
    8.2 Условные обозначения.

    Скальная стенка
    Навал, сильный навал
    Сбойка, сильная сбойка
    Водоворот
    Улов, уводь
    Стоячие, косые валы
    Бочка
    Обливник
    Открытый, полуобливной камни
    Подводная плита
    Место чалки
    Линия движения судна
    Крупнокаменные навалы по берегам

    8.3. О питании.


        Из отчета в отчет переносятся справочные данные о питании в походе, которые не всегда соответствуют действительности. Мы же предлагаем Вам несколько справочных данных о нашей раскладке в этом походе:

        - Энергетическая ценность основной (заложенной изначально) раскладки 1800 Ккал/чел при весе 417 г/чел.день.

        - Дополнительно рыба, ягоды, грибы без ограничения.

        - Тушенку для облегчения веса заменили на сублимированное мясо в вакумной упаковке.

        - На случай безягодного лета повышенное внимание уделялось поливитаминам.

       


    N Название участка пути Способы передвижения Расходы на 1 человека Кол-во участников Всего
    1. Г.Москва - аэропорт Алыкель Самолет 2939+440 (перевес) 6 20 274
    2. Аэропорт Алыкель – порт Валек Автомобиль. --- 7 ---
    4. Автомост – восточная оконечность озера Лама. Теплоход Заря 1 000 7 7 000
      Оз. Собачье – порт Валек катер 1 000 7 7 000
    7. Порт Валек – аэропорт Алыкель Газель 183-30 7 1 100
    8. Аэропорт Алыкель – г.Москва Самолет 2552+183-30 (перевес) 6 16 412
      И Т О Г О:  8 297-60  51 786
          
      Продукты  1 000  7 000
      Всего  9 297-60  58 786

       
    10.Обеспечение группы.


        Для обеспечения данного маршрута сознательно выбиралось снаряжение по следующим требованиям:

        - Минимально допустимые параметры.

        - Минимальный вес.

        - Минимальный объём.

        - Максимальная устойчивость к механическим воздействиям.

        Мы приводим краткий перечень на нашу группу:

       
    N На именование Кол-во на группу Размеры
    1 2 3 4
    1. Катамаран 4-ка
    Катамаран 2-ка
    1
    1
    1 800 л,
    1 700 л.
    2. Палатка с тентом, двухскатная 1
    1
    3-х местная
    4-х местная
    3. Набор канов 1 7 л, 6 л, 5 л.
    4. Весла дюралевые 10 9 кг
    5. Рации «Пилот» –101м 3 2,5 кг
    6. Веревка d 10 мм 1 40 м
    7. Карабин «Ирбис» 7 Стандарт
    8. Жумар «PETZL» 1 Стандарт
    9. «Морковка» 2 16 м


    11. Литература и источники информации, использованные при подготовке путешествия.


        1. Отчеты о походах содержащихся в библиотеке МГЦКТ N 2643, 3278, 5084, 4073,4374, 4570.

        2. Водный туризм. Москва, «Профиздат», 1990 г.

        3. Тундролесье. Пармузин Ю.П. СССР, «Мысль», 1975 г.

        4. Волочаны – земля мореходов. В.Галенко. «Вокруг света», N7, 1981 г.

        5. Как были стерты «белые пятна» с карты СССР. Гвоздецкий Н.А. «География», Москва, 1953 г.

        6. Энциклопедия туриста. Москва, Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1993 г.

        7. В просторах Таймыра. Орлов В.К. «Гидрометиздат», Ленинград, 1980 г.

        8. Географический атлас (издание 4). «Картография» ГУГК, 1979 г.

        9. Целебное питание. Г.Шаталова. «ЕЛЕН и К», Москва, 1997 г.

        10. Таймыр незабываемый «Зеленогорская типография», 2000 г.

        11. Сведения от геологов Норильского геологоуправления.

        12. Российская Арктика, справочник для государственных служащих, Москва, Дрофа, 2001 г.

        13. Изучение географических названий. Вопросы географии. Выпуск 70, «Мысль», 1966 г.

        14. Краткий топонимический словарь. «Мысль», Москва, 1966 г.

        15. Эвенкийско-русский словарь. «Просвещение», Ленинград, 1955 г.

        По итогам путешествия были созданы:

        - Слайд-фильм

        - Видеофильм

        - Фотоальбомы

       

  • На главную страницу   Предыдущая страница   Вверх



    Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
    Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
    © Vinchi Group 1999-2023
    Команда VVV.RU

    Экстремальный портал vvv.ru

    Барахолка:

    1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
    [Пейнтбол/Продажа]
    Евгений, 18.06.22, 21:00
    2. 
    Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
    [Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
    Сергей Черников, 11.06.22, 07:08
    3. 
    Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
    [Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
    Сергей Черников, 11.06.22, 04:45
    4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
    [Охота - охотничье оружие/Покупка]
    Юрий, 18.04.22, 22:39
    5. 
    Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
    [Прочее/Продажа]
    Александр, 09.03.22, 16:27

    1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1021


    Новые фотографии:


    1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1620


    Популярные статьи:

    1.  Физическая подготовка в скалолазании [47253], Скалолазание, Алексей Лутцев, 18.04.01
    2.  Внедорожная экспедиция памяти А.П.Маресьева [22380], Прочее, 2001, 14.09.06
    3.  Международная экспедиция на К2/Чогори [21776], Альпинизм, Максут Жумаев, 22.11.11
    4.  Чемпионат мира по парашютному спорту 2003 [20676], Парашютизм, Олег Малых, 09.09.03
    5.  "Лыжня России - Северный полюс!" [21704], Лыжи, Матвей Шпаро, 21.04.08

    1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


    Галереи, свежие комментарии:

    1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
    2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
    3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
    4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
    5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

    1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


    Фотографии, свежие комментарии:

    1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
    2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
    3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
    4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
    5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




    Авторы статей:

    1.  Николай Захаров, статей: 2, просмотров: 42203
    2.  Сергей Паршуткин, статей: 1, просмотров: 20563
    3.  Николай Александров, статей: 5, просмотров: 107028
    4.  Чеснов Роман, статей: 1, просмотров: 19881
    5.  Братья Синельники, статей: 12, просмотров: 304157

    1, 2, 3, 4, 5, 6