Основная часть группы приехала в Приэльбрусье 28 декабря. Поселились в
небольшой симпатичной гостинице "Коммунальщик" на окраине поселка
Эльбрус. На следующий день мы катались на лыжах и могли наблюдать
атмосферное явление, которое считается явным признаком приближающейся
непогоды. Большая часть неба была свободна от туч, но над вершиной
Эльбруса висело огромное чечевицеобразное облако, закрывавшее две
трети горы. Подтверждался неблагоприятный прогноз, согласно которому
все дни с 30 по 6-е будут идти осадки. Все дни, за исключением одного,
2-го января, дня, на который было запланировано наше восхождение.
30 декабря мы выехали из гостиницы довольно рано. Нам хотелось быть
первыми на канатной дороге Эльбрус, чтобы избежать нервотрепки в
неизбежной очереди. Груза было достаточно много. Кроме огромного
личного рюкзака на каждого участника приходилось как минимум по одной
коробке с продуктами и кухонным оборудованием, а еще были баулы с
общественным снаряжением и канистра с бензином, которую забыли на
станции Мир. Словом пришлось освоить погрузочно-разгрузочные работы,
ведь подъем до вершины Гарабаши, где располагался наш лагерь,
происходил с двумя пересадками. Итак, приют Бочки, наш базовый лагерь,
встречает нас зарядами холодного ветра со снегом. Заведующий
размещением, симпатичный, улыбчивый Саша откопал уже входы во все
отдельно стоящие сооружения, созданные когда-то для обживания северных
регионов. Мы занимаем 4 бочки и оккупируем столовую, в которую уже
непросто будет попасть не членам Команды. Предстоит растопить довольно
много снега, так как на группу уходят сотни литров воды в день. Первый
выход казался тренировкой. Прямо в лицо били заряды снега, видимость -
минимальная. В таких условиях на восхождение не ходят, а для
акклиматизации сложности очень даже полезны. К тому же каждому
необходимо испытать, как ему идется на высоте четырех тысяч метров.
31 декабря ситуация повторилась, поднялись правда значительно выше, но
снег в лицо бил беспрерывно, и была лишь одна надежда, что это не
может продолжаться вечно. Так высоко Новый Год никто из нас еще не
встречал. 3780 метров, по официальным данным. Все так же шел снег и
метель засыпала дорожки, а мы сидели за праздничным столом и
радовались преодолению очередного рубежа в жизни. Тосты, фейерверки,
Дед Мороз и Снегурочка :. И где-то на второй план ушла проблема, когда
и как выходить на решающий штурм.
1 января мы отдыхали. Выход был запланирован на следующую ночь. Открыв дверь, я увидел прямо
над
головой звезду надежды. Дай Бог, метеорологи окажутся правы, и мы
получим шанс прорваться к вершине. 2-го января в 3:30, как и планировали, выходим
вчетвером, остальные 12 догонят нас на ратраке. Это максимальная
вместимость заграничной машины, созданной для поддержания в порядке
горнолыжных трасс. К моменту выхода звезды уже спрятались, но мы были
уверены в реальности восхождения. Хотя все было так же, как и в
предыдущие выходы. Ветер в лицо, очень ограниченная видимость. Да еще
и ночь:. Приют Дизельная мы нашли, впрочем, без больших проблем. В это
время, героическими усилиями был запущен двигатель ратрака. Это было
фантастическое зрелище, по снежному склону уверенно шла мощная
гусеничная машина, мощным прожектором разбивавшая мглу метельного
снега. Основная группа проехала чуть выше нас и только к 7 часам вся
Команда соединилась и выстроилась в шеренгу. Так подошли к самому
крутому участку маршрута - скалам Пастухова. Никакого улучшения погоды
не наблюдалось: ветер усилился и с силой прогонял через группу заряды
снега. В этом месте два явно отстававших участника пошли вниз вместе с
инструктором Сергеем Романовым. Темп движения получался рваным, все
время кто-то останавливался, разбираясь со своей амуницией. Особенно
плохо это сказывалось на моем ритме движения, я был замыкающим. То
стоишь, мерзнешь, то ускоряешься, догоняя группу. Не очень быстро, но
достаточно уверенно, группа ползет вверх, находя одну вешку за другой.
Тем временем, стало явно светлее. Но это привело к обратному эффекту,
видимость уменьшилась. Стало по-настоящему опасно. На 10-часовой связи
я задержался у вешки минут на пять. Группа ушла вперед, и я успел
только запомнить направление. Упорно вглядываюсь в склон, увы, никаких
следов. Иду, не зная куда. Чувствую, что не туда. Кричу, но это явно
бесполезно. К счастью, через несколько минут слева от себя, метров в
30 вижу шевелящиеся силуэты. Подхожу с сильной одышкой, пристраиваюсь
в хвост. Группа стоит, опять возвращаемся к той же теме, кому идти
вниз. Ясно, что самые слабые должны уже повернуть. Впрочем, по
реальным погодным условиям нужно бы повернуть половину группы. А
готовность и желание выражает пока только один. Как быть? Разделяться
на несколько идущих вниз самостоятельно групп в таких условиях очень
опасно. Имеем ли мы право подвергать риску людей ? Капитан Команды
Александр Абрамов принимает решение быстро, решение это выдерживает
любую критику, потому что оно было верным. Идти вниз всей группой.
Спускаемся вниз 12 человек на одной веревке, это не страховка, а чтобы
никого не потерять. Серега Ларин колдует с GPS, помогает это или
просто хватает видимости и памяти, но дорогу до окончания скал
Пастухова находим без проблем. Вероятно, эта легкость приводит к тому,
что ниже мы легко уходим вправо от правильного направления. Вскоре
попадаем в скопление каких-то гряд, которых на Эльбрусе оказалось не
две, а явно больше. Аппарат показывает нужное направление и мы,
преодолев несколько барьеров, видим перед собой "обелиск" и внизу
характерные скалы над приютом. В 12:30 мы возле Дизельной, пьем чай,
настроение убитое. Еще идти и идти вниз, но думать ни о чем не
хочется.
На следующий день, 3 января, опять метет. В 13 часов, собравши вещи,
начинаем спуск. Обедаем уже в кафе Толи Карлова. Внизу влажно и сыро,
трое из нашей компании ловят такси и уезжают домой. Мы еще надеемся на
вторую попытку, но только по хорошей погоде:.. Люди разъезжались,
погода не улучшалась. Встречи и переговоры по туристическому бизнесу,
посещения гостиниц, катание на склонах Чегета. Так проходили дни: 4-е,
5-е :.
6-го, несмотря ничего хорошего не сулящее падение давления и
кружащийся снег, поднимаемся на Бочки.