Почему ты улетаешь от меня, Сделанная Мной Птица, почему ты оставляешь меня - своего создателя, ты - Моё Совершенство? Разве не вложил в
тебя я разум свой, знания свои, чтобы утверждать - каким будет твой полёт, разве дрогнула рука моя, когда я вытачивал тело твоё из древа Вечной Природы? Или, может, ты забыла уже тепло моей души, едва выпорхнула
из рук моих, но разве Ветер Непостоянства - обманывающий, тебе милее,
чем я сущий? А может, скрытые во мне сомнения в твоей верности, заставили вздрогнуть мою руку и неверно направить твой полёт? Вернись!
Молитва Человека Бросающего Бумеранг не похожа ни на какую другую:
если ловец птиц, налюбовавшись пением соловья, решает выпустить его на
волю, то он и не полагает, что соловей вернётся вновь к нему сам - разве глупец предположит такое! - но выпускающий бумеранг уверен, что его
РУКОТВОРНАЯ ПТИЦА обязательно прилетит к нему в руки. Нет такого другого создания в Этой Вселенной, которое бы обладало философией бумеранга;
если конструктор самолёта вкладывает в своё детище надёжность возвращения, посадки, то предполагает это под неусыпным контролем человека, а
здесь - самостоятельность разумно выпущенного творения: оно вернётся к
тебе само.
Это парадоксально для того, кто не знаком с бумерангом, но об этом
скажет тот, кто знает это чудесное создание: выпуская его, ты должен
полностью отдать свой импульс полёта, которым каждый человек бредит с
детства, всю жизнь; ты должен обладать этой способностью отдавать, не
жалея, быть бескорыстным - только тогда бумеранг вернётся к тебе, только тогда ты постигнешь мастерство управления бумерангом, но не иначе.
Навязшая "на зубах", в обывательщине, а на самом деле - заповеданная
веками предков истина - "чем больше отдаёшь ты, тем более приобретаешь!" - это самая суть искусства управления бумерангом: не отдавши ему
всего себя, в каждом броске, в каждом полёте, не вернёшь обратно. Будешь биться в неудовольствии и в неведении - почему он не подчиняется
тебе, не возвращается как у твоего товарища, стоящего рядом и делающего, казалось бы, то же самое, но пойми же этот секрет: движение твоей
руки - это веление твоего сердца, не оставляй ничего скрытым, выпуская
в полёт Рукотворную Птицу, и познаешь таинство прилёта её обратно.
Философы утверждают, что в древности бумеранг был более доступен
людям, наверное потому, что меньше было тогда у людей соблазнов быть
скрытными. И сейчас по пальцам можно перечесть тех, кому это чудо цивилизации совершенно подчиняется. Им дано утверждать окончательно становящееся незыблемым после их испытания знание: способен ли возвращаться
к хозяину тот или иной предмет, пусть даже очень похожий на бумеранг!
Да и, собственно, только им дано само право наименовывать предмет БУМЕРАНГОМ, ибо велик соблазн обманщика - выпустить нечто на продажу, приукрасить рекламами, упаковать в яркую пустышку, и набить карманы деньгами обманутых - но тот предмет никогда не вернётся к вам, выпущенный.
С такого откровения начался наш визит в мастерскую Аркадия Немова -
одного из немногих, допущенных к таинству "летающего дерева". Среди
стендов, которыми увешаны все стены, мы нашли особенный, подписанный
"Опасные и невозвращающиеся". На вид не имеющий никаких отличий от настоящего бумеранга и просящийся в руку своей традиционной формой, на самом деле такой снаряд вызовет лишь ваше раздражение и приведёт к травмам; Аркадий указывает нам на признаки, которые неспециалисту неведомы:
"видите - у него нет чёткого аэродинамического профиля, он просто не
читается, и никакими усилиями при запуске вы не вернёте этот псевдобумеранг обратно, несмотря на заверения рекламных надписей! А непонятно
зачем сделанные острые кромки этого предмета серьёзно поранят вам руки!" Интересно, что продаётся такая "игрушка" в магазине "Охотник" и
стоит достаточно прилично, чтобы при покупке ещё и сомневаться в её
подлинности.
Может быть кто-то задаст вопрос - "а не является ли эта штука орудием охоты или оружием, ведь известно, что древние широко использовали
свойства окружающих материалов для добывания пищи, а то и для поражения
противника?" Но НЕвозвращающееся "брошенное дерево" не может именоваться бумерангом, даже если похоже на него формами.
Кстати, зарубежные аналитики чётко разделяют эти термины - "брошенное дерево" и "бумеранг", когда первый относится к невозвращающимся
предметам, с какой бы целью они не были брошены, а второй вполне понятен своим послушным поведением и используется как спортивный снаряд,
как средство развлечения и игры. Может быть неразвитостью наших отечественных публикаций на эту тему объясняется некоторое смешение понятий у нас, но тому и служим - пусть бумеранг станет широко распространённым в России для досуга и спорта, и тогда сама собой снимется проб-
лема расплывчатости понятий.
Археологические находки подтверждают устойчивое отличие формы тех
боевых и охотничьих предметов, которые использовались нашими предками:
невозвращающееся "брошенное дерево" имеет форму булавы, и поражает объект массивной толстой частью, тогда как симметричные бумеранги, даже
если предназначались для охоты, имели заострённые концы и именно ими
поражали цели, - но, ведь, уже не возвращались - разве можно тогда им
придавать то особенное имя "бумеранг"!?
Считается, что изобрели бумеранг австралийцы - есть такое общепринятое мнение, и мы удивились, когда в гостях у Аркадия Немова услышали
о поисках специалистов в Индии, на Древнем Востоке, и что уж самое неожиданное - в Европе. Найденные записи Изодора Испанского, епископа Севильского, относятся к 7 веку, он озаглавил их как "Происхождения", и
пишет: "это называлось "clava", попросту "палка", а видом подобно Геркулесовому оружию - с двумя железными булавами с обеих сторон, только
была одна половина. Была ещё "брошенная булава", которая называлась
"cateia" (или "caia") видом как Галльская ракета - состоящая из гибкого
материала с прикреплённой к ней массивной частью, и прилетала она точно
- куда надо. Только бросать её нужно было с очень большой силой. А брошенная мастером, который её изготовил, она возвращалась к владельцу(!).
Философ Вергилий напоминает нам: "некоторые имели обыкновение пользоваться "брошенными булавами" подобно тевтонцам". С тех пор испанцы и
немцы называют "это" "тевтонским".
Может нам помогут исследователи оружия рыцарей тевтонского ордена -
откликнитесь!
А вообще, конечно же, исследования далеки ещё до завершения, ответов слишком мало, оставим также этимологам право пользоваться так или
иначе историческими терминами. Только, заметьте, что например, герои
древних мифов любых народов обязательно имели оружие, которое имело
свойство возвращаться к ним после использования - очевидно, это преломлённое в народном творчестве свойство бумерангов. Представляете - какие
глубины истории и культуры нужно вскрывать!
Как ни странно, но древнейшая находка на планете - как раз в Европе, в Польских Карпатах, в пещере Олазова - около 2500 тысяч лет до нашей эры. Конечно, это не окончательная дата - надо принять во внимание,
что такие археологические образцы, если они из дерева, могут оставаться
нетленными лишь в "случайно" идеальных условиях - обычно дерево столько
тысячелетий "не живёт". Других материалов у древних не было: бумеранг
невозможно сделать из камня, кости, и тем более, из металлов.
Современная жизнь бумеранга уже не так связана с древесиной, с поиском тех особых изгибов веток и корней, которые легли бы в тело "рукотворной птицы", сейчас правят лёгкие и прочные пластмассы. Изготовление "летающего чуда" стало простым делом - штампуй хоть миллионами, оно
удалилось от таинства ручного мастерства, да только оживают и летают,
после бездушного штампа, если только единичные образцы, остальные - как
та "игрушка" в магазине "Охотник". В противовес им, как утверждает Аркадий Немов, "мне как специалисту стыдно было бы выпускать в свет "обманку", мои бумеранги обязательно возвращаются, только нужно научиться
первым основным приёмам их запуска!" И чтобы пройти этот начальный курс
обучения, хозяин удивительной мастерской приглашает нас в ближайший
парк.
Во время этого необычного урока мы услышали ещё и метеорологические
инструкции: "лучше всего запускать бумеранг в полный штиль - так проще
начинать, тогда вы увидите истинную картину полёта, не искажённую невидимыми дуновениями ветра. А бумеранг очень чувствителен даже к малейшим
колебаниям воздуха - подождите, пока освоите первые шаги, и тогда поймёте как учитывать ветер при запуске бумеранга."
Правило 1: Если бумеранг вам даст специалист, то он скажет, и покажет - односторонний он или двухсторонний, то есть, важно ли отслеживать
- где у него верх - где низ и, соответственно - как его запускать.
Но Аркадий Немов специально для начинающих изобрёл совершенно симметричный бумеранг, который - как бы ты его не взял! - всё одно, служит
тебе верой и правдой - возвращается - только отправь его верно в полёт!
А если вы купили где-то неизвестный спортивный снаряд, похожий на бумеранг, то для начала рассмотрите и прощупайте сечение его тела: одна
сторона может быть плоской, а вторая округлая, выпуклая - так вот эта
выпуклость и есть верх бумеранга, его спинка, она должна будет в полёте
смотреть в небо. Теперь отработайте - как верно его держать!
А вот для этого
Правило 2: Сожмите ладонь в кулак, только не напрягайтесь до дрожи,
свободнее. Держать бумеранг нужно за кончик между большим пальцем и
указательным, при этом ни в коем случае не разжимайте кулака - чтобы
указательный палец не распрямился. Зажимать нужно не более 3-х сантиметров тела бумеранга (самый кончик), и при этом - если бумеранг односторонний, то выпуклая сторона прижата к большому пальцу руки. Правша ли
вы или левша - всё равно, выпуклость - к большому пальцу.
Теперь угол запуска.
Правило 3: Большинство типов бумерангов запускается в вертикальной
плоскости. Это нужно будет чётко отработать для себя - если вы "завалите" бумеранг, то вместо траектории возвращения он вначале уйдёт в небо,
а затем катастрофически упадёт вниз. Не мучьте его, постарайтесь выдержать вертикаль при запуске!
А сейчас почувствуйте - если вы не в закрытом помещении, вокруг вас
дует ветер.
Правило 4: Если стоит полный штиль, тогда не имеет значения, в какую сторону запускать бумеранг, только учитывайте возможные препятствия
и опасности для окружающих. Но если дует ветер - и не более 2 метров в
секунду - то запуск надо делать в направлении примерно 60 градусов к
вектору ветра (для правшей - вправо 60, для левшей - влево!). Вряд ли
вы справитесь с ветром большей силы, поэтому - если вы не специалист
высочайшего класса, не расстраивайте бумеранг и себя - лучше перейдите
к запуску воздушных змеев!
А куда целиться-то?
Правило 5: В самом деле - бумеранг ведь вернётся, как выбрать цель
на его старте? Некая условная цель находится чуть выше того уровня, на
котором расположена ваша запускающая рука, выберите, например, дальние
деревья и стремитесь туда забросить бумеранг - он с удовольствием посмеётся над вами, исправно опишет заложенную в его конструкции траекторию полёта (это может быть - "окружность", "эллипс", "восьмёрка", "спираль") и вернётся к вам в руки.
Если вы вздумали запускать свою Рукотворную Птицу из сидячего положения или со скамеечки-возвышения, то значит и ловить вам придётся её
также сидя или на том же возвышении.
Готовы - приберегите силы!
Правило 6: Вовсе не требуется Геркулесовой мощи, чтобы хорошо запустить бумеранг - мы уже писали выше, он запускается больше импульсом
души, отдачей внутренней энергии, чем грубой физической силой. Другого
здесь быть не может! Так что и дети, и немощные старики справляются с
полётами приличных радиусов - метров 10-20. Приходите в спорт, приходите к специалистам на тренировки, тогда вы научитесь пользоваться и силой своих мышц, чтобы побить, хотя бы, тот же рекорд мира - для этого
надо запустить бумеранг за 100 метров от себя! А сейчас пока - не сила
требуется, а отработка особого движения, которое начинается всем корпусом, когда бумеранг находится за вашим плечом, и заканчивается хлёстким
сгибанием запястья, словно в руке у вас плёточка. Бумеранг пошёл! Только не прищемите его перед самым отрывом, он свободно скользит по коже
пальцев, не зажимается, только согревается ими.
Ловите!
Правило 7: Если вы запускаете "случайный" бумеранг (купленный
где-то) без консультаций специалиста, то лучше не ловите его в первые
запуски - пусть приземляется сам. Во-первых, как мы уже говорили, вам
может попасться подделка - опасный, острый предмет. Во-вторых, вряд ли
в первых запусках вы увидите прилетающим его в свои руки вообще, так
что не спешите. В-третьих, вам вполне могут продать подделку в форме
бумеранга, но возвращаться он не будет никогда.
Наш учитель - Аркадий Немов, на первом нашем уроке бумеранга, в
московском парке, "раскрыл" нам глаза на особенности полёта и ловли Рукотворных Птиц. Бумеранг после запуска имеет ось вращения, и она совсем
не обязательно находится в его теле: возьмите хотя бы самый привычный
вид - в форме русской буквы "С", при вращении ось находится в воздухе,
в пустом пространстве, внутри "буквы". А человек, когда стремится поймать такую вращающуюся систему, интуитивно хватается за центр её тяжести, за центр (ось) вращения - а в ней-то как раз и ничего и нет!!!
Так что
Во-первых, наденьте перчатки - поменьше опасность травм от неудачных попыток поимки. Во-вторых - выберите, если есть возможность (а у
специалиста она всегда есть!) такой формы бумеранг, у которого ось вращения проходит в его теле - к примеру, полностью симметричный, или форма его настолько компактна, чтобы интуитивные чувства не обманывали вас
при ловле. Например, современные спортивные бумеранги напоминают греческие буквы "ламбда" или "дельта" - таких "Птичек" ловить проще.
А ловят их обычно прихлопывающим движением рук - горизонтально одна
по другой: ваша радость, когда вы впервые встретите послушного летуна
не сходя с места старта, запомнится на всю жизнь. Вряд ли с чем её можно сравнить - исполнится ваша Молитва Человека Бросающего Бумеранг, вы
вложили в Рукотворную Птицу столько своей доброй энергии, что она -
сделанная из неживого - вдруг ожила, вдруг обрела некую связь с вами -
и подчинилась вашему желанию! Ну, кто там говорит, что чудес на свете
не бывает!?
Посмотрите на ссылке зарубежную информацию - весьма будет полезно:
www.boomerang2002.com/index.php?5,5
Вряд ли сейчас какие народы, может только в самых глухих уголках
планеты - да что нам известно про них!? - пользуются бумерангами для
охоты или в качестве боевого оружия, - конструкторская мысль сосредоточена сейчас вокруг спортивных состязаний любителей бумеранга. В этом
году состоялся уже 13-й Чемпионат мира, он прошёл в Германии, в Киле,
на удивительном треугольном поле, специально приспособленном для этого
красивого вида спорта. Основа разметки поля - это концентрические круги
диаметрами 2,4,6,8,10,20,30,40 и 50 метров. Центральный круг - диаметром 2 метра, называется "бычий глаз" - может быть это исторически пошло
от охотничьих корней бумеранга? Как раз в "бычьем глазу" происходит самое главное таинство - встречи с возвращающимся бумерангом, точнее -
должно происходить, в том и состоит мастерство бросальщика, чтобы постараться поймать свою рукотворную птицу не выходя за пределы 2-метрового круга. Конечно, или порыв ветра помешал - снёс чувствительный бумеранг в сторону, или в последний момент дрогнула рука - придётся ловить
его в пределах других круговых зон, естественно, тогда очков вы получите меньше.
24 команды из 8 стран мира, плюс интернациональные коллективы, а
также спортсмены, выступающие только в личном зачёте, спорили в искусстве душевной отдачи - кто лучше управляет самим собой, а потом уже,
вслед, бумерангом.
Предыдущие три мировых турнира - 1996, 1998 и 2000 годов - породили
легенду в истории этого спорта - трёхкратных победителей чемпионатов:
команда из Германии "Молодые стрелки" (Young Guns - www.youngguns.de) с
небольшими коррекциями состава стала недосягаемой. Ребята решили в нынешнем сезоне не волновать конкурентов и болельщиков и не выступали в
основном зачёте, поэтому теперешние чемпионы - команда "Доги бумеранга"
(Dogs of Boom) из Соединённых Штатов и швейцарский легендарный мастер
Мануэль Шютц (Manuel Schuetz) в личном зачёте (www.boomerang2002.com).
Состязания в бумеранге включают 8 командных упражнений, и 7 в личном зачёте, притом в каждом из них отдельно фиксируются мировые рекорды. К примеру, показатель в самом популярном разделе - броски на дальность, держится с 1999 года - именно тогда тот самый Мануэль Шютц показал удивительный результат 238 метров ("туда-вылет и обратно-возвращение" - расстояние суммарное).
Упражнение на выносливость (Endurance) заключается в том, чтобы
сделать за 300 секунд наибольшее количество удачных бросков, с поимкой
бумеранга: здесь рекорд - 80 поимок - держится с 1998 года, он за французским атлетом Ивом Кейзом (Yves Caze).
Существует рекорд наименьшего времени на поимку бумеранга: в 1996
году на состязаниях в Крайсчёче, в Новой Зеландии, всего 14,6 секунды
затратил американский бросальщик Адам Раф (Adam Ruhf), чтобы поймать в
двух попытках свою рукотворную птицу в пределах кольцевой 20-метровой
зоны на поле. При этом бумеранг здесь используется с радиусом полёта 20
метров - трудно представить, как можно сэкономить его конструктивное
полётное время!?
Другие упражнения состоят в том, чтобы набрать наибольшее количество очков, притом есть такие - как, например, "австралийский раунд"
(Australian Round) или "трюковая ловля за 100 секунд" (Trickcatch 100),
так в них и вовсе суммируются и показатели за точность приёма, и за
дальность, и за качество приёма - коснётся ли ваш бумеранг земли или вы
успеете не допустить этого! А ещё вам даётся возможность показать свой
спортивный артистизм - ловить разными руками, ловить ногами, подбрасывать бумеранг ступней и принимать его за спиной, ловить после пролёта
под ногой, за спиной - все эти чудесные умения, свободой показа которых
удивляешься у мастера, позволяют добыть победу в спорте.
А теперь представьте себе - каким же острым взглядом должны обладать судьи, оценивающие это многообразное мастерство, да и вообще, могущие уследить за мимолётным волнением вращающегося бумеранга?! Невероятно человеческому естеству сравниться по скорости с "летающим деревом", хоть и сам человек его создал, но - такова уж наша природа: поэтому судят соревнования по бумерангу сразу несколько судей, глядят со
всех сторон - лишь бы не пропустить, не ошибиться.
Потому и слишком трудны пути развития этого вида спорта на новом
месте - хотя бы в нашей стране. Мы сидим в мастерской Аркадия Немова,
любуемся сотнями видов бумерангов, и горюем о возможных судьбах появления российской национальной сборной, и признаём с сожалением, что если
более или менее крепкую команду подготовить ещё можно, то вот вырастить
своих судей, которые смогут обслужить спортивный турнир - пока, невозможно. А какое там приглашать их из-за рубежа?!
В этой ситуации, конечно же, хуже всего - лишь любоваться зарубежными турнирами, нет - нужно обязательно ездить на них, участвовать, набираться опыта. А на перспективу принимаем проект Аркадия Немова - постепенное, постоянное взращивание интереса к бумерангу среди людей, чтобы он стал таким же необходимым спутником досуга, отдыха, каким предполагается мяч или теннисная ракетка. Но в дополнение - вспомните Молитву
Бросающего Бумеранг - какой глубокой философией вы будете обладать
вместе с этим причудливым предметом, такой нет и не может быть у слепого мяча либо у пассивной ракетки!
Доступный любому человеку, бумеранг в руках мастера многолик, многогранен - он не только спортивный снаряд, или средство развлечения, но
он и произведение искусства, и поле научной деятельности. Аркадий Немов
показал расписанные художниками летающие изгибы - а побывав на его выставке, могу биться об заклад, вы сами захотите расписать свои бумеранги.
А ещё уникальные находки-разработки Аркадия Немова - это комнатные
бумеранги, с радиусами полёта 2-3 метра. Они выполнены из высококачественного финского картона, такие яркие, и уж конечно, безопасные. Пусть
они появятся в каждой квартире, но главное - они идеально вписываются в
программу физической подготовки для людей проходящих реабилитацию после
операций, для людей с ограниченными физическими возможностями, прикованными к инвалидной коляске. Как-то само собой выходит, что в игре с
красавцами-комнатными бумерангами оживают усталые взоры людей, считающих себя "неполноценными".
Научные поиски в области аэродинамики бумеранга бесконечны - хоть
защищайте диссертацию. Аркадий Немов открыл и доказал практическими
разработками, что летать в виде бумеранга может ВСЁ! Возьмите стилизованное изображение любого предмета, выполните его плоским и - в полёт!
У Немова летают пароходы и бутерброды, паровозы и топоры, яхты и цветы,
ножи и фрукты, любые самые причудливые фирменные логотипы - летают как
миленькие! Шедевры живописи и скульптуры, прикладного и народного творчества в руках мастера запросто описывают свои полётные траектории и
уверенно ложатся ему в руки. Портреты любых политических деятелей, описав положенные им "круги" или "восьмёрки", послушно возвращаются в руки
их создателя.
Приятно, что эти открытия Аркадия Немова в искусстве дизайна бумеранга принадлежат России - никто в мире не может похвастаться тем же;
вот вам и отставание: мы не имеем национальной спортивной команды, мы
не можем в магазинах купить настоящий хороший бумеранг, а идём далеко
впереди в научно-практическом поиске в этой экзотической области человеческой деятельности. Может этим и удобрится почва, на которой взойдут
новые поколения неугомонных искателей философии Рукотворных Птиц?
Обо всём не напишешь о чём расскажешь, и наоборот, - так что слушаем нашего гостя - Аркадия Немова, и главное - дослушайте до конца, и
тогда узнаете - как попасть на занятия, чтобы попробовать самим запустить эту волшебную птицу!