Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

конкурсная статья
Внетрассовые спуски Домбая (Зяки-зяки Snow Team)
ТекстМихаил Бочаров, г. Москва
E-mail : mb2@km.ru


Введение
    Гостиницы, кафе, трассы Домбая хорошо известны - информацию по ним можно почерпнуть на сайте www.dombai.ru. В период с 1 по 10 февраля наша команда пыталась как можно меньше кататься по трассам и быть подальше от ухоженных (в меру) склонов.
    Внимание! Данное описание не является руководством к действию. Мы не являемся профессиональными райдерами или альпинистами, однако небольшой опыт катания в горах у нас есть. Район Домбая зимой является очень и очень лавиноопасным. Если вы еще не разорились на лавинное снаряжение (лопаты, щупы, трансиверы, рации) или не умеете всем этим пользоваться, не жадничайте - заплатите профессиональным инструкторам, иначе возможны варианты…

    Все наши спуски проходили только после получения информации от местных спасателей. От себя добавлю - никто из них не испытывал большой радости от наших идей. За 10 дней нашего пребывания на Домбае не было ни одного снегопада, мы не видели ни одной лавины, хотя следов схода наблюдалось множество. Только эти факторы позволили нам сделать выбор в пользу внетрассового катания.

    Разминка
    Попав на гору, проехали по трассе - скучно, "огромный "Волен"". Начали искать что-нибудь поинтересней. В результате наиболее интересным оказался участок горы ниже верхней станции фуникулера. На "внетрассовое" катание не тянет, но вполне спортивно.
    1. Прямо под тросом фуникулера. Лес засоренный, ехать неприятно. Выход в "лягушатник". Для мазохистов.
    2. Под 3-ей очередью креселки. Ехать можно и справа и слева и под тросами. Кое-где валяются старые опоры, внизу стоит бетонный забор, занесенный снегом. Трасса вполне спортивная, не понятно, почему никто там не любит кататься.
    3. Общеизвестная трасса. Вниз-влево от кафе "Пик Инэ", далее через бугры в лесу, после - направо обычная лесная дорога, выход в "лягушатник". Для тех, кто не любит ехать вниз на фуникулере. Технически не сложная и вполне приятная трасса. В плане повышения квалификации для начинающих очень познавательна и безопасна. Заблудиться невозможно.
    4. От верхней станции 4-ой очереди траверс направо 100-150 м и далее вниз-влево к пушкам. Трасса проходит по "полям" с нормальным (25-30 градусов) уклоном. Малопопулярная - поэтому можно найти там снег, когда кругом уже все раскатано.

    Вне трасс
    Для тех, кто уверен в себе и своих друзьях, можно предложить следующие варианты.

    Основное катание вне трасс начинается от верхней станции 5-ой очереди кресельного подъемника (в дальнейшем 5). В основном все спуски происходят по северному склону хребта Мусса-Ачитара (Мусат-Чери) и заканчиваются выходом в ущелье Гоначхир или на Домбайскую трассу (7-8 км ниже поселка). Практически со всех точек гребня внизу видна большая поляна, окруженная редкими зарослями березняка. "Спортивная" часть спуска обычно заканчивается там. Нумерация в описаниях идет с запада на восток.

    1. С 5 налево по ходу траверс гребня до выступающего скального зуба (хорошо заметного с трассы и с креселки). Прямо перед ним - вход в кулуар. Начальная крутизна 35-40 градусов. Кулуар в форме изогнутой вправо "трубы", слева ограничен скальной стенкой, справа - каменные осыпи. Выкат достаточно широкий и пологий, заканчивается на поляне. Длина спуска 700-800м.
    2. С 5 налево по ходу траверс гребня до понижения в средней части (400-500м). Оттуда вниз ведут два хорошо просматриваемых кулуара. Начальная крутизна 30-35 градусов. Технической сложности спуск не представляет. Внимание - высокая лавиноопасность! Выкат на поляну. Длина спуска 700-800м.
    3. С 5 прямо по ходу вниз и налево. Спуск начинается из неглубокой "чаши" между 5 и вершиной М.-А. Небольшой снежный склон (30-35 градусов) с пологим выкатом на поляну. Внимание - возможны скальные выходы! Длина спуска 500-600м.
    4. Спуск с вершины М.-А. в сторону 5. Вершина хорошо видна с 5 по ходу вправо на 450. Подъем на вершину вправо от 5 по гребню и налево-вверх до вершины по пологой каменной осыпи (30-40 мин).
    В хорошую погоду с вершины открывается чудесная панорама. Спуск в направлении центра "чаши" (к канатке) сложности не представляет. Рекомендуется для акклиматизации и разминки перед остальным катанием. Длина спуска 400-500м.
    5. С вершины М.-А. прямо по ходу (восток/юго-восток) виден скальный зуб с характерным снежным карнизом на гребне ("снежный нож"). До него от вершины можно дойти за 15-20 мин. Спуск с "зуба" в сторону вершины М.-А. до разделяющей их гладкой долины, далее - по долине направо вниз до начала скальных выходов (возможен вариант спуска в эту долину с вершины М.-А. через снежный карниз).
    После перегиба склон становится круче (55-60 градусов), появляются скальные сбросы (внимание - высокая лавиноопасность!). Однозначного пути нет, спускаться необходимо очень внимательно ("no fall zone") в направлении поляны. Внизу становится положе, появляется возможность разогнаться "от души". Длина спуска 1300-1500м.
    6. С вершины М.-А. есть еще один вариант спуска по этой долине до перегиба с выходом на правый (орографически) гребень и далее направо-вниз по широкой снежной полке к началу глубокого "каньона", по нему вниз до озера на самом правом краю поляны (озеро обходится справа) и выход на скальные сбросы у границы леса.
    Сбросы обходятся слева: косой траверс влево по лесу (100-150м) с выходом в неширокий "пайп", который приводит на небольшую поляну у кордона "Гоначхир". Там есть мост через ручей и дорога, по которой можно легко прокатиться до кафешки у шлагбаума на въезде в заповедник (3-4 км).
    7. Еще один спуск к этому же озеру начинается с перевала (классическое "седло"), который виден со скального зуба (маршрут №5) в направлении уходящего на восток скального гребня. Огромные широкие снежные поля доставят немало радости тем, кто не поленится прогуляться (1-1,5 ч. с вершины зуба). Лавиноопасность низкая, но есть возможность "зарыться" в глубокий снег почти с головой.

    Выход с поляны можно осуществить в трех (основных) направлениях:
    1) С левого (по ходу) края поляны вдоль ручья в направлении Тебердинского ущелья. Протяженность - 4-5км. Последние 1,5-2 км ехать тяжело (крутой уклон и засоренный лес) - мы шли ногами.
    2) Прямо через центр поляны и вниз (осторожно - скальные сбросы!) - 1,5-2 км спуск по неширокому кулуару через лес к Гоначхиру. Возможная трудность - переправа через ручей (мы переходили по снежному мосту). Далее по дороге на правом берегу - к шлагбауму на въезде в заповедник.
    3) С правого (по ходу) края поляны (от небольшого озера) подход к скальным сбросам, оттуда - траверс налево 100-150 м по лесу до 2-х параллельных кулуаров, выводящих к мосту через Гоначхир. Далее вниз по дороге к Домбайской трассе (3-4 км).
    8. Для истинных ценителей backcountry можно рекомендовать катание с вершины Семенов-баши (3602м) по целинным полям и лавинным прочесам. Она хорошо видна с 4-ой очереди креселки перпендикулярно направлению движения с левой стороны. Подъем на гору начинается с дороги к а/л "Алибек" по тропе или прямо в лоб до выхода из леса, далее по юго-восточному гребню под вершинную башню. Спуск прямо на юг к дороге по огромному заснеженному цирку (осторожно! Внизу - скальные сбросы). Подъем требует некоторых альпинистских навыков (1Б к/тр) и большого запаса светового времени (6-8ч), иначе спускаться придется уже в темноте. Длина спуска 3000-4000м.


    Список специального снаряжения для катания вне трасс, которое мы брали с собой:
    1. Рации с гарнитурой
    2. Снегоступы
    3. Треккинговые палки
    4. Лавинные лопаты
    5. Лавинные щупы
    6. Бипперы (трансиверы)
    7. Аптечка (сильное обезболивающее, йод, бинт, жгут)
    8. Сотовый телефон (в Домбае связь есть практически везде)
    9. Карта района
    (Во время катания через лес очень хотелось иметь еще шлем и защиту)

    Резюме
    Район лавиноопасен - если вас засыпало и никто об этом не знает, все равно найдут, но случайно и весной. Поэтому "сванская" страховка сверху (где это возможно) - обязательна! Удобней, если вы пользуетесь рациями с гарнитурой (наушник должен быть в ухе, а не в кармане). Ваши друзья (из тех, кого вы не взяли с собой) должны четко представлять - куда, как и в каком составе вы отправились и когда вас ждать обратно. Если страдаете топографическим кретинизмом - возьмите инструктора, иначе придется долго выбираться из леса. Побольше общайтесь со спасателями - пообещают дать по шее, но хотя бы точно скажут, чего делать категорически нельзя. Если вы круто прыгаете с трамплина в Парамоново - это совсем не значит, что в горах вы будете также круты. Проехать технически можно везде, но правильно сориентироваться в лавинной обстановке и не улететь со скал задача не менее важная. Рассчитывайте свои силы, один из выходов на дорогу через лес занял у нас 2,5 часа, мало не показалось. В случае серьезной травмы (а головой в дерево может убраться каждый), транспортировка пострадавшего до дороги может занять 5-7 часов.
    Остается добавить, что вполне вероятно, мы выбирали не самые логичные и интересные трассы из возможных. К сожалению, для более полного изучения района времени было недостаточно. Никаких проблем с местным населением у нас не возникало. Атмосфера в поселке показалась очень доброжелательной. В кафе "Золотой Мустанг" (где мы обычно ужинали) очень радушная атмосфера и хорошая кухня. Найдя там одного из хозяев этого заведения - Хаджибека, можно договориться о верховой прогулке к альплагерю "Алибек". Остальные заведения общепита Домбая не произвели на нас никакого впечатления.

    ЗЯКИ-ЗЯКИ Snow Team:
   
1. Миха - доска Never Summer Legacy, 174 , менеджер м-на "Активный отдых"
    2. Плюша (Катерина) - доска Nidecker Axis, 145, менеджер по продажам НПФ БАСК
    3. Леха - доска Never Summer Decade, 164, менеджер м-на "Активный отдых"
    4. Маха - лыжи K2 Mod 7/8, продавец-консультант магазина "Кант"
    5. Зема (Саня) - доска Rad Air WW, 165, конструктор рюкзаков и одежды НПФ БАСК

    Все участники выражают благодарность фирме "Alpex" за предоставленное снаряжение: лавинные лопаты, щупы и трансиверы "Ortovox", снегоступы "TSL", треккинговые палки "Leki". Особая благодарность Баранову Михаилу за поддержку и любезно предоставленные фотоматериалы.

    Удачи и хорошей погоды!




Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2018
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
Карабин охотничий КО-91/30М, Продам Карабин охотничий КО-91/30М, калибр 7, 62 ...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Николай, 12.07.18, 10:19
2. 
sabatti sirio 12/76, продам в связи с переездом, состояние отличное, на...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Игорь, 11.07.18, 17:05
3.  Куплю комплект для виндсерфинга, Куплю комплект виндсерфинга. Доска для фрирайда от...
[Серфинг/Покупка]
Алексей, 10.07.18, 11:46
4.  Купол Paraavis Zorro 2 + трайк Скат-2 (РМЗ-550), Продам купол Paraavis Zorro 2 42м2, телега Скат-2...
[Парапланеризм/Продажа]
Никита Рыбаков, 10.07.18, 09:18
5. 
Таймень-3, Продам Таймень-3 в хорошем состоянии, оболочка из...
[Туризм и отдых/Продажа]
Dmitriy, 08.07.18, 15:44

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 584


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Вокруг света на автомобиле (стр.2) [9450], Путешествия, Владимир Лысенко, 16.04.01
2.  Гребная лодка "УРАЛАЗ" спущена на воду [11015], Водный спорт, Оскар Конюхов, 08.08.02
3.  Экспедиция "Мирное Небо". [10009], Путешествия, Иванов Александр, 12.06.08
4.  Порядок формирования юношеской сборной команды г. Москвы [9389], Скалолазание, ФАиС Москвы, 18.04.01
5.  Самый быстрый спорт в мире! [10124], Скайсерфинг, Валерий Розов, 18.04.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Александр Бычков, статей: 1, просмотров: 9451
2.  Завражный Юрий, статей: 1, просмотров: 9889
3.  Сергей Фазлуллин, статей: 3, просмотров: 29647
4.  Тихон Ворогушин, статей: 2, просмотров: 20835
5.  Чеснов Роман, статей: 1, просмотров: 9611

1, 2, 3, 4, 5, 6