Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Моя Ушба.
ТекстВладимир Яночкин

Яночкин     Я, не задумываясь, поддержал идею Алексея Трубачева о проведении экспедиции в рамках программы "Спорт без границ" с целью совместного российско-грузинского восхождения на Ушбу. Эта акция давно назрела и стала необходимой, и нечего тут обсуждать.
    В первый раз я услышал об Ушбе еще в далеком 1971 году, когда мы, группа вновь испеченных значкистов отправилась через перевал Донгузорун к морю в Сухуми погреть кости. Тогда это было обычным делом. Не имея никакого снаряжения, кто в кедах, кто в цивильных ботинках, один, помню, был даже в галстуке и с чемоданом, мы глиссировали по снежникам перевала с костями крупного рогатого скота в руках вместо ледоруба, подобранными здесь же на перевале. Потом стучали зубами под дождем в лесу, схватив холодную ночевку, не имея ни плащей, ни фонарей. Зато когда, спустившись в Сванетию, мы назвались альпинистами, нас наперебой угощали вином и аракой сваны. И когда они узнали, что мы еще не были на вершине Ушбы и не были знакомы с Мишей Хергиани, они качали головами с сомнением, мы решили, что обязательно взойдем на Ушбу.
    Годы шли, иных уж нет, а те далече, но Ушба как будто не становилась ближе.
    В 1974 году выпускающий вычеркнул меня из группы, выходящей на Ушбу, сказав, что Ушба не должна быть первой четверкой - слишком сложно. В 1994 году я, уже мастер спорта международного класса, за спиной сложнейшие стенные первопрохождения и Эверест, наконец-то вплотную приблизился к осуществлению мечты взойти на Ушбу.
    Тогда мы снимались в профессиональном художественно- документальном фильме "Ушба" (кто не видел, советую посмотреть) и в процессе съемок, пройдя зеркала Ушбы (маршрут Манаенкова) уже вышли на гребень и поднялись по нему почти до вершины. Но надо было снимать фильм, пошли дубли один за другим, потом мои спутники, уже все имевшие раньше восхождения на Ушбу, заспешили вниз - вертолет бьёт крылом. Вася Елагин сказал: "Да, ладно, Яночкин, в следующий раз сходишь на вершину, гора никуда не денется". Ну что ж, действительно, куда ей деваться, и я пошел вниз вместе с другими. Зато успели выпить шампанского и погрузиться в вертолет, присевший прямо на Ушбинское плато.
    И вот, наконец, в следующем, 1995 году я вместе с тремя молодыми австрийцами, не ведавшими, что творят и не ощущавшими опасности восхождения в условиях плохой видимости, снегопада и лавинной опасности, взгромоздился на вершину Северной Ушбы.
    Теперь я "ушбист" и смело могу идти в Сванетию и называть себя там альпинистом.
    Сванетия же оставалась для меня "терра инкогнита", ведь я не был в Местии и не посетил могилу Михаила Хергини, зато наслушался рассказов "побывавших" о башнях Местии и Мазери и о чудесном гостеприимстве тамошнего народа. Да еще прочитал прекрасную книгу Александра Кузнецова "Внизу Сванетия" (изд. "Молодая Гвардия", 1971г.).
    Да, но как идти, ведь по Главному Кавказскому Хребту (ГКХ) проходит граница, введен визовый режим, все перевалы перекрыты пограничниками. Да еще рассказывают о каких-то "сванах", вооруженных "калашниковыми", и грабивших всех туристов и альпинистов до трусов, невзирая на спортивные звания и заслуги. Неужели перестройка и нужда так озверила гостеприимный православный народ, что он весь пошел на большую дорогу? Что-то не верилось. Наверное, это какие-то отморозки, вроде чеченских бандитов. Но всё равно, страшно.
    Вот почему я так обрадовался, узнав о поддержке нашей идеи Ассоциацией Альпинизма и Скалолазания Грузии в лице Бено Кашакашвили. Алексей взялся за организацию экспедиции и поиск спонсоров.
    Бюрократическую задачу о легальном пересечении ГКХ ему не удалось окончательно решить, несмотря на изрядное хождение по инстанциям с челобитными. Дело в том, что в этом месте (вершина Ушбы) нет официального пункта пересечения границы, где нам бы могли поставить штамп в паспорте, а организовывать его там ради нас руководству пограничных войск, понятно, не хотелось. Ну что ж, вместо траверса Ушбы в ход пошел запасной вариант с тренировочным восхождением на Казбек (мы там Тбилисские серные бани тоже до сих пор не были!) и совместным восхождением на вершину Южной Ушбы. Этот вариант нас вполне устраивал в сложившейся ситуации, а ситуация явно не тянула на траверс Ушбы российской командой, так как из собравшейся пятерки восходителей, двое (не буду называть их имена, чтобы не создавать им ненужной рекламы) отказались за день до отбытия поезда по непонятным причинам. Сережа Забродин по своей квалификации и опыту еще не готов к Ушбе ни формально, ни фактически. Мы еще немного рассчитывали на возможный приезд Василия Елагина, но он не смог оставить работу.
    Итак, после акклиматизационного восхождения на вершину Казбека вместе с грузинскими товарищами (это восхождение является темой отдельного рассказа) мы выехали в Тбилиси, где нас встретил и устроил Гиви Картвелишвили, вице-президент грузинской ассоциации.
    Дорога в Сванетию была длинной и нудной, изношенные колеса микроавтобусов типа Мерседес, на которых сейчас путешествуют по Грузии, то и дело лопаются на истрепанных дорогах, нуждающихся в срочном ремонте. Люди злобно ругают своё правительство и президента и с тоской и нежностью вспоминают старые добрые советские времена. Несмотря на старания правящей кучки мерзавцев посеять вражду между русскими и грузинскими народами, русских здесь любят и относятся неизменно приветливо и внимательно. А уж в Сванетии русских и грузинских альпинистов встречают просто как богов. Мы убедились в том, что в Сванетии существует и укрепляется настоящий культ Михаила Хергиани. К нему относятся не просто как к национальному герою, но как к человеку- полубогу. В музее с любовью сохраняются реликвии, связанные с жизнью, спортивной деятельностью и гибелью Михаила Хергиани, у его могилы рядом с церковью Святого Георгия собираются старики, чтобы вспомнить былые времена и выпить несколько чашек араки, и молодежь, чтобы потусоваться. А при встрече с нами много раз вспоминали и отмечали, что именно с русскими альпинистами бок о бок работали и совершали восхождения Миша Хергиани и другие славные сванские альпинисты. После славных восхождений сванских альпинистов на Ушбу и другие вершины альпинизм становится поистине национальным видом спорта, а альпинисты - наиболее уважаемыми людьми. Хороший альпинист в представлении свана - это настоящий мужчина. Поэтому альпинистская дружба наряду с единой православной религией - очень сильный фактор, связывающий русский, сванский и грузинский народы, укрепляющий нашу дружбу вопреки политическим интригам.
    В предстоящем восхождении нам всем предстояло это подтвердить.
    В базовый лагерь на Гульских площадках приходим большой группой, с нами даже две девушки - скалолазки из Тбилиси, Софи и Лика и журналистка-альпинистка Тамара. Позже туда подходят и другие - целая альпиниада. Но не все пойдут на Ушбу. Наша группа включает пока 8 человек, из них трое - сваны, Афи Гигани, Идрис Хергиани и Нугзар Нигуриани, три грузина: Лев Саркисов, Давид Чапладзе и Гела Отарошвили, двое русских - это мы с Алексеем. Потом нас догнали еще двое сванов: Коба Гурчиани и Тенгиз Вездени. Вначале шли с так называемой "сванской страховкой: веревка в рюкзаке, все идут один за другим в пределах видимости. Принцип такой "Ты меня видишь?" - "Вижу!", - "Ну пошли дальше". Потом старики взмолились: рюкзаки тяжелые, а троечные скалы ненадежные. Развернули веревку.
Гребень     Сваны шли впереди и довольно быстро прокладывали путь. Маршрут они знают хорошо - много раз его проходили, так что ориентируются в тумане четко. А погода нас не балует, - дождь, туман. Я, как мог, разъяснял им, что одного старого крюка на веревку перил маловато будет. И перила лучше блокировать между собой. И тут, как бы в иллюстрацию, Алексей вырывает перильный крюк, и мы все чуть не улетаем. К счастью, он сам задержался на некрутом склоне. В следующий раз он вырывает на себя уже целый блок камней, который, разбившись, устремляется на меня целым градом камней. Успеваю заметить, что два из них весьма приличные, вполне достаточные. Каким-то чудом уворачиваюсь. Леша с гордостью демонстрирует окровавленную кисть руки и перебитую, висящую на нескольких уцелевших силовых нитях, новую самостраховку (стоит в фирме "Альпайн-трейд" баксов двадцать). К счастью, "Альпайн-трейд" - наш спонсор, и предоставила нам оборудование и снаряжение таких известных производителей как: TREZETA, LOWE ALPINE, CAMP, EDELWEISS, PETZL, CHARLET MOSER частью бесплатно, а частью с хорошей скидкой, так что сомостраховка, спасшая жизнь Алексею, - спонсорская.
    Алексей молодой, непривычный еще к таким маршрутам, ходит слишком резко, вот и вываливает на себя и на других все, что попало. В третий раз он вывалил перильной веревкой камень себе точно на голову. Я, к сожалению, слишком поздно заметил, что после прохождения очередного участника, веревка легла через "живой" камень, только успел закричать: "Камень!", но Леша не мог видеть сложную траекторию камня и получил по голове. К счастью, фирменная спонсорская каска PETZL с честью выдержала удар, слегка проломившись, а Леша отделался легким сотрясением башки, что впрочем, ему нимало не повредило. Как сказал один герой мултфильма (кажется, Кролик): чтобы получить сотрясение мозга, надо, как минимум, его иметь.
    Сколько таких ошибок мы делали и продолжаем делать в своей альпинистской жизни, и бог нам до поры до времени прощает. Любая из таких ошибок может стать роковой. Судьба случайным образом наказывает кого-то, может, самого невинного.

К ночевке под стеной подходили поздним вечером, проваливаясь в снег по промежность, чтоб не сказать хуже. Все были промокшими до нитки, но спали в мокрых спальниках неплохо.
    На другой день погода выделила нам несколько часов для обработки самой крутой части маршрута - стены, и для просушки шмоток.
    Зато штурмовой день выдался на славу - только снег да туман - беспросветно. Нормальные люди в такую погоду не ходят. Но ждать было бесполезно, следующий день обещал быть еще хуже, - новолуние.
    Наша несхоженность и языковый барьер сыграли тут свою зловредную роль. Мы постоянно делали ошибки при работе с веревкой и организации перил. В результате на гребень вышли с двумя только веревками, а нас было 8 человек - целый паровоз.
    Двигались слишком медленно, к вершине подошли только к 19 часам. Здесь я мужественно продолбил две шлямбурные дырки, диаметром 10 мм и глубиной 6 см и укрепил памятную табличку. А Лев Саркисов это мужественно снимал на мужественно принесенную им огромную видеокамеру Сони. Эти мужественные кадры и обессмертили моё имя в программе политических новостей на канале НТВ (слегка, правда, исказили фамилию).
    Спуск прошел в основном, в темноте, к палаткам спустились в 2 часа ночи. Выручили новые фонарики на светодиодах типа PETZL, приобретенные по льготной цене в том же Альпайн-трейде. От намокания и ветра нас спасали спонсорские куртки LOWE ALPINE.
Непогода     На следующий день погода окончательно испортилась. Мы долго не могли выйти. Надо было снимать сверху оставленные накануне веревки. Организация дюльферов занимала у нас довольно много времени, все-таки 10 человек спускались. В результате мы опять чуть не заночевали, зато на леднике нас встречали участники сванской альпиниады горячим чаем, а Назо Хергиани (родная сестра Михаила Хергиани) с цветами. Спустились на Гульские ночевки ночью. На другой день все, кто был в лагере на Гульских ночевках пошли с нами вниз: никаких восхождений, кроме нашего, не было - погода была неходовая. На тропе встречаем двух грузинских альпинистов, везущих к подножию Ушбы мемориальную доску погибшим на Ушбе грузинским альпинистам и, между прочим, канистру кахетинского. В беседе за стаканом вина выясняется, что один из встреченных - Шалва Лежава, участвовал в знаменитом траверсе Ушбы командой Закавказского военного округа в 1973 году. Об этом восхождении мне тогда рассказывал известный московский альпинист Анатолий Боровский, служивший на этом восхождении рядовым Советской Армии. Я с удовольствием передаю ему горячий привет от Шалвы!
    Жители Гюли и Мазери встречали нас и угощали самым лучшим, что есть в их скромных домах. Слава богу, что сванская арака не очень крепкая.
    В Местии посетили любовно сохраняемый музей Миши Хергиани, встречались с жителями Местии, представителями администрации, власти, общественности, родственниками семьи Хергиани, говорили и слушали тосты. Имя Миши многократно повторяется в каждом тосте.
    А вечером состоялся концерт, посвященный 70-летию Михаила Хергиани и нашему восхождению на Ушбу. Были выступления Местийского хора и ансамбля песни и пляски и солистов, и, конечно, речи, речи на грузинском и на русском. Русский язык изучается в сванских школах. Нас вызвали на сцену, представили и наградили медалями имени Михаила Хергиани.
    После ночного банкета с множеством тостов и обильными возлияниями кахетинского хорошо спалось на сеновале.

Морена Музей Хергиани В музее М. Хергиани
Экспонат 5 Экспонат 3 Экспонат
Мышак Экспонат 14 Могила Хергиани Яночкин

Спонсором экспедиции является компания "Альпайн-трейд", предоставившая нам оборудование и снаряжение таких известных производителей, как: TREZETA, LOWE ALPINE, CAMP, EDELWEISS, PETZL, CHARLET MOSER.