Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
    315 км - пр.41 - пор."ФКТ". Его длина 200-250м. На входе - пенная яма у правого берега, в середине порога - левосторонний прижим. На выходе - скала-остров. Порог разведывается заранее по тропе левого берега. Но после разведки при прохождении порога в левой половине русла (где препятствия просты) острой необходимости ставить страховку с берега нет - достаточно прохождение судов в кильватерной колонне.
    320-322 км - пр.42, 43 - каньон "Басмач" ("Малый каньон") (фото 39-50).
    Порог "Басмач-1" , пр.42 (схема 6, фото 39-44) расположен перед входом в каньон. Ориентир: после правого поворота виден вход в "Малый" каньон, над которым автомост. Подпора воды практически нет, поэтому может втянуть в порог. Его длина 100м. После входного слива вал 1,5м. Разведка - левым берегом по валунам. Страховка - с левого берега. Через 150м быстротока - собственно каньон.
    Порог "Басмач-2", пр.43, расположен под мостом. Осмотр по левому берегу. Узкий крутой слив. Высота стен 50-60м. После порога "Басмач-2" каньон тянется ещё примерно на 1,5 км. И если препятствия 42 и 43 (собственно слив) не очень сложны для прохождения (хотя это хорошие пороги V к.с.), то затем в каньоне (после моста) стоит хаотичный вал (причем, косой) высотой 2м, что очень усложняет сплав. Оценили весь каньон VI категорией сложности. На выходе из каньона улов и песчаный пляж на левом берегу.
    326-333 км - пр.44, 45, 46 - "Большой каньон" (фото 52-56). Его длина около 7 км. Большой уклон. Труднодоступен. Представляет собой скальный коридор шириной 5-15м и высотой 300-400м. Состоит из двух участков: первый заканчивается через 3 км, когда стены немного расступаются, а ещё через 300-400м река опять втискивается в узкую щель. Мощные сливы, высокий вал, водовороты. "Большой каньон" - очень серьёзное препятствие, особенно первая его половина. Без сомнения, VI к.с. И, пожалуй, первая половина каньона - самое опасное препятствие на всём маршруте. На протяжении всей первой половины каньона хаотичный вал 2-2,5м (а иногда и 3м). Очень тяжело идти. Вторая половина каньона проще. Начальный участок 200м хорошо просматривается с бывшего (он уже сломан) скотопрогонного мостика на входе в каньон. До порога "Киргизия" осмотр нужно провести по высокому правому берегу. Проходить каньон нужно с обязательной взаимоподстраховкой при движении в кильватерной колонне (с отдельными остановками в тени камней).
    Порог "Входной" - пр.44 (его начало на фото 53-54) - начинается в каменных воротах под мостом на резком правом повороте (перед ним Нарын заметно подпружен). На входе в левой части русла - крупный камень. Затем слив, через 20-30м ещё один слив. Заходили у правого берега, порог проходили по центру. Через 800-1000м бурного течения - порог "Киргизия".
    Порог "Киргизия" - пр.45 (схема 7) - имеет длину около 150м. Расположен после левого поворота реки. Перед порогом течение несколько замедляется. Есть время осмотреть с хода порог. На входе у правого берега - крупные камни, в центре - слив с последующим тугим валом до 3-3,5м. Лишь у самого левого берега есть возможность чистого прохождения. После слива - водовороты. В порог заходили немного левее центра. Основной слив проходили по левому краю.
    После порога очень сложный участок ещё 1 км, вода мечется. Скалы расступаются, однако ещё через 400м опять сходятся. Снова хаотичный вал, но более умеренный, чем ранее.
    Порог "Жёлоб" - пр.46. В конце каньона река входит в сужение шириной 7-10м и длиной 30-40м. Беспорядочный вал. Камней нет. После "Жёлоба" - конец каньона. Для разведки "Жёлоба" можно пристать к валунам правого берега.
    После каньона на протяжении 15-20 км Нарын имеет характер шиверы.
    335 км - пр.47 - несложный порог с правосторонним прижимом на выходе.
    338 км - пр.48 - порог длиной 300м. Расположен после крутого левого поворота ниже устья р.Зындансай. Валы до 2-2,5м. У левого берега - камни. Заход по центру, далее нужно смещаться к левому берегу, оставляя основные валы справа.
    339-343 км - пр.49 - цепь мощных шивер (фото 58-59). Вал 2м. На выходе мощный слив - это и есть пр.50.
    Далее - Торуз-Тороусская котловина. Слева - Казарман. Удобно сделать ночёвку на левом берегу сразу за устьем р.Кекерим (в ней значительно более чистая, чем в Нарыне, вода). Отсюда до устья р.Кекемерен около 35 км при среднем уклоне реки 5,8 м/км. Чистое ходовое время 4 часа. Пороги, каньоны, водовороты. Труднодоступное глухое ущелье. Троп вдоль ущелья нет. Это как раз тот участок, описание которого в "Водных маршрутах СССР. Азиатская часть" ещё с 1975г. манило нас: "Ниже Казармана Нарын уходит в труднодоступное, никем не пройденное и не разведанное ущелье. Вдоль ущелья нет троп, разведка его с берега, видимо, невозможна. Длина каньона около 30 км". До нас это ущелье было пройдено лишь одной группой - Кузнецова Г.В. в 1981г. В этом ущелье (фото 62-66) быстроток, валы, средние шиверы. Пороги в основном на входе или выходе из каньонов. Три каньонных участка. Нужно опасаться камнепадов.
    377 км - пр.51 - шивера "Входная" на входе в ущелье. Её длина 400м. В начале шиверы слева группа небольших камней, на выходе левосторонний прижим и косые валы 1,5м. Осмотр по левому берегу. Заход по центру, на выходе идти между валом и правым берегом.
    Далее река (в отличие от изображения её на лоции) сильно петляет.
    386-388 км - пр.52 - цепь шивер за устьем правого ручья. Вал 1,5м, прижимы.
    396-398 км - пр.53, 54 - каньон "Два ручья" (фото 65). Начинается порогом после правого поворота. Слева и справа впадают ручьи.
    Порог "Два ручья" - пр.53 (схема 8). Порог начинается перед каньоном, а заканчивается уже в нем самом. Вход в каньон сужен валунами до 12-15м. В сужении слив с последующим валом 1,5м, затем через 25-30м ещё один слив, крутой, с косым двухметровым валом за ним. Дальше подсос воды под скалы правого берега. Отсюда стенки высотой 10-15м по обоим берегам на протяжении 2 км. Длина порога 150-200м. В каньоне - водовороты. Осмотр - с левого берега. Страховка - с левого берега. Первый слив проходили по центру, смещаясь влево. Второй = по левому краю, ближе к скалам левого берега.
    Порог - пр.54: на выходе из каньона сужение 6-8м. Правый берег - бом, левый - крупные камни. В сужении слив 1,5м. За каньоном 3-4 км относительно спокойно.
    402-403 км - пр.55 - несложный каньон. На входе левосторонний прижим без отбойного вала. В каньоне - перемещение струй, вал до 1,5м в нижней части. Частичный осмотр каньона с левого берега. Высота стен 15-20м.
    406-408 км - пр.56, 57 - каньон "Кекемеренский". Начинается и заканчивается ступенями-порогами. Длина каньона 2 км. Перемешивание струй. Осмотр - по правому берегу. Вход в каньон - два прямых слива шириной 6-8м, образованных в сужении между бомом левого берега и крутой осыпью правого - пр.56. В каньоне высота стен 20-30м. К концу каньона она понижается до 5-10м.
    Порог "Кекемеренский-2" - пр.57 (схема 9) - в сужении до 5-7м на выходе из каньона. Струя ударяется о выступ левого берега, образуя крутой узкий слив с последующим прижимом к скале правого берега. Проходили порог 57 так же, как и весь каньон, по центру.
    Перед самым устьем Кекемерена на правом берегу расположен пост гидрологов (палатки и флагшток с красным флагом хорошо видны с воды). Вода в Кекемерене чистая, питьевая. После устья Кекемерена Нарын снова поворачивает на запад. Его скорость здесь около 10-11 км/час. До посёлка Учтерек остается 80 км. Перепад высот на этом участке 340м. Чистое ходовое время 7,5 часов. Первые 15 км - это сплошная цепь шивер. Постоянные прижимы, вал. Встречаются несколько каньонов. Вал в шиверах 2-2,5м. Поэтому выделение из этой цепи шивер препятствий 58-61 довольно условно. До Камбаратинского каньона (до него от устья Кекемерена 5 часов чистого ходового времени) почти все препятствия (кроме пр.60) можно проходить с ходу, но нужно быть очень внимательными.
    415-417 км - пр.58 - шивера с валом до 2м.
    421-424 км - пр.59 - цепь шивер. Бочки.
    429 км - пр.60 - мощный порог (фото 71-72). Русло сужается, и в сужении слив. За ним прямые валы до 2-2.5м, однако они - пологие. Осмотр - по правому берегу.
    Далее долина расширяется.
    431-434 км - пр.61 - цепь шивер с валами 2,5м. Придерживаться левого берега.
    439-441 км - пр.62 - шиверы. Пологие валы до 2-2,5м.
    446-448 км - пр.63 - шиверы, прижимы, вал до 2м.
    До каньона "Камбаратинский" дальше серьёзных препятствий нет.
    469-473 км - пр.64, 65 - каньон "Камбаратинский" (фото 73-75). Очень мощные препятствия. Вал до 3-3,5м, есть сливы до 1,5-2м (правда, пологие). Особенно сложны пороги 64, 65 и 65а. Каньон VI к.с. Начинается резким сужением после островков ниже устья р.Толук на левом повороте. Ориентир - сужение долины, резкий уклон русла. На высокой террасе правого берега небольшое деревянное строение. Вокруг него остатки активной в прошлом деятельности человека - трубы, проволока и пр. Как мы поняли, это следствие неудачной попытки строительства в этом месте Камбаратинской ГЭС (несмотря на всевозможные сообщения, что она строится). Сложность препятствий в каньоне нарастает постепенно. На входе валы до 1,5м, водовороты. Затем уклон возрастает, растёт скорость течения. Обилие воронок, прижимов. Вода внезапно вскипает буграми до 1,5м и более. Много уловов, где можно легко причалить к берегу и надёжно подстраховать с воды. Нижний участок каньона несколько проще. Длина каньона 4 км, ширина часто 7-10м, высота стен 10-15м. Осмотр каньона по тропе правого берега. Прохождение каньона - с обязательной взаимоподстраховкой судов. Береговая страховка на правом берегу после пр.64 и в конце каньона.
    Порог "Камбаратинский-1" - пр.64 (схема 10). Расположен в 600м от начала каньона. Длина порога 100м. Очень серьёзное место. Перед порогом вода успокаивается. В пороге - крутой слив 2,5м. За сливом через всё русло огромный вал 3,5м, но без пенного гребня. Далее идут также высокие валы. Затем на протяжении 150-200м вода мечется между стенками. Воронки. Страховка - с правого берега ниже порога, а также с воды. Проходили по центру.
    После порога спокойный участок 500м, но имеются водовороты.
    Порог "Камбаратинский-2" - пр.65. Начинается на правом повороте за останками подвесного моста. На входе в правой части русла - пенная яма. В центре слив с последующими валами 2,5м. Затем на протяжении 100м - ямы, бочки. В конце порога - сужение русла бомом левого берега. И большой улов. А затем каньон кончается. Заходили в порог по центру слива, затем смещались к правому берегу, уходя от валов в центр. Страховка с воды и береговая в конце каньона на правом берегу.
    473 км - порог 65а. Начинается на левом повороте. Хаотичный вал до 3-3,5м. Перед порогом на правом берегу дом. Разведка и страховка - с правого берега. Проходили по центру.
    До пос.Учтерек остаётся 2 часа сплава.
    474-477 км - пр.66 - мощные шиверы. Жёсткий вал до 2м, в русле отдельные камни. Проходили по основной струе.
    478-481 км - пр.67 - шиверы.
    Затем Нарын выходит в Кетмень-Тюбинскую котловину, но бежит до пос.Учтерек достаточно быстро. В Учтереке всего несколько домиков, почты нет. Сплав закончили сразу же за автомостом дороги Фрунзе-Ош, причалив к правому берегу.

9. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

    1. Впервые пройден семикилометровый каньон "Нарынские водопады" (без начального полукилометрового участка). Также пройден входной участок Гудимовского порога.
    2. Таким образом, на р.р.Большой Нарын и Нарын остался непройденным лишь 3хкаскадный водопад в самом начале каньона "Нарынские водопады". Как утверждали наши предшественники (в частности, Г.В.Кузнецов), "водопад абсолютно непроходим в любую воду для любых судов". Мы с самого начала приняли за аксиому эту оценку Кузнецова, поэтому о возможности прохождения водопада у нас даже мысли не возникало. Мы рассматривали водопад с большой высоты (около 300м), откуда в принципе нельзя было судить о его проходимости или непроходимости. Однако возможно, что на очень хорошем судне и при очень большом желании пройти водопад удастся.
    3. Наиболее сложные препятствия Нарына - (1)вторая ступень порога "Семёновские ворота", (2)Гудимовский порог, (3)Малый каньон, (4)Большой каньон, (5)Камбаратинский каньон - относятся к VI категории сложности. Самое большое впечатление на группу произвело прохождение первой половины Большого каньона.
    4. В связи с очень сложными (даже при наличии правильно оформленных пропусков в погранзону) взаимоотношениями туристов с представителями погранотряда, всем последующим группам рекомендуется начинать сплав вне погранзоны - с каньона "Нарынские водопады" на Большом Нарыне.

Нынешние координаты В.Лысенко:
т.(3832)339112,
vl@itam.nsc.ru


страница 3

На главную страницу   Вверх   Предыдущая страница




Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2023
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru

Барахолка:

1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
[Пейнтбол/Продажа]
Евгений, 18.06.22, 21:00
2. 
Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 07:08
3. 
Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 04:45
4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
[Охота - охотничье оружие/Покупка]
Юрий, 18.04.22, 22:39
5. 
Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
[Прочее/Продажа]
Александр, 09.03.22, 16:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1347


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Экспедиция в Западный Тибет. [21698], Путешествия, Андрей Чернышев, 31.08.04
2.  "Русич" - "Из Варяг - в персы!" [20783], Путешествия, Братья Синельники, 12.06.06
3.  Путешествие в район полуострова Югорский 2 [24870], Туризм, Сергей Офицеров, 03.11.04
4.  Гашербрум II, первое зимнее восхождение. [21934], Альпинизм, Денис Урубко, 22.11.11
5.  ОТЧЕТ о сплаве на катамаранах по рекам Чая и Кутима в Северном Забайкалье, стр.8. [21193], Сплав, Сергей Офицеров, 10.12.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Евгений: Уважаемый Александр Анатольевич! Просьба - рас ... 22.09.2017, 10:40
2.  Евгений: Уважаемая Наталья Олеговна! Прошу вас - пришлите ... 09.05.2017, 20:17
3.  Евгений: Сергей! Ваша грамота от фестиваля "Золотой компас ... 24.04.2017, 00:55
4.  марат: Такой душечка!!! 08.04.2017, 09:29
5.  Евгений: Коллега Tolibanich! Ваш снимок в призёрах - откли ... 31.03.2017, 14:46

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 60


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Андрей Винтер, статей: 1, просмотров: 21249
2.  Марк Лавриченко, статей: 1, просмотров: 21357
3.  Борис Малахов, статей: 3, просмотров: 60812
4.  Олег Бонарь, статей: 1, просмотров: 22153
5.  Геннадий Шубный, статей: 1, просмотров: 20794

1, 2, 3, 4, 5, 6