3.1. Гидрологическая характеристика р.р.Большой Нарын и Нарын.
На маршруте от Караколки до Учтерека длиной 455 км перепад высот 2350м (начало сплава на высоте 3050м), т.е. средний уклон маршрута 5,2 м/км.
На первых 25 км ниже Караколки уклон Большого Нарына 6 м/км; в каньоне "Нарынские водопады" и вблизи него - 8 м/км. Уклон Нарына от устья Большого Нарына до устья р.Атбаши - 4,77 м/км, далее до каньона "Семёновские ворота" - 3 м/км, от начала каньона "Семёновские ворота" до п.Казарман - 4,83 м/км, от Казармана до устья Кекемерена - 5,75 м/км и далее до пос.Учтерек - 4,25 м/км.
Река Нарын образуется при слиянии рек Большой Нарын и Малый Нарын в 44 км выше города Нарын на высоте 2250м.
Нарын и Карадарья образуют Сырдарью. Среднегодовой расход Нарына в его устье (616 км от истоков) - 425 м3/сек.
Река Большой Нарын имеет длину 137 км. Её среднегодовой расход 60 м3/сек. Образуется из рек Тарагай и Карасай в 35 км выше Караколки. Река имеет ледниково-снеговое питание, небольшие изменения годового стока. Долина - узкая, стиснута хребтами Джетим (с севера) и Нарынтау (с юга). Расход воды (средний и максимальный-минимальный) (м3/сек)
май
июль
август
сентябрь
1. устье р.Большой Нарын
68(129-26)
117(211-67)
99,6(144-62,4)
43,3(67,7-25)
2. г.Нарын
117(213-50)
239(388-144)
201(289-113)
86(155-51)
3. устье р.Кекерим
294(487-147)
456(722-278)
360(564-252)
190(273-134)
4. устье р.Кекемерен
443
669
496
250
5. пос.Учтерек
540
820
583
316
В Нарыне - грязно-жёлтая мутная вода, малопригодная для питья. Мутность её возрастает вниз по течению. В устье р.Большой Нарын - 300 г/м3, у г.Нарын - 490 г/м3, в устье Кекемерена - 1400 г/м3. Поэтому рекомендуется делать стоянки возле устьев ручьев и притоков. Температура воды (0С):
В начальную точку сплава - посёлок Караколка - можно добраться на попутной машине из Барскауна, расположенного на южном побережье озера Иссык-Куль (от него до Караколки около 160 км, что соответствует 4-5 часам езды на автомашине; при этом дорога проходит через перевал Суек (4002м). А в Барскауне попутную машину нужно ловить в конце посёлка возле шлагбаума (это - 5 км от Иссык-Куля и от автотрассы Рыбачье-Пржевальск). В отличие от маленькой Караколки, Барскаун - достаточно большой посёлок с почтой, магазинами. Отсюда следует давать телеграмму о выходе на маршрут. Пропуска в погранзону очень тщательно проверяют на первой заставе (это примерно 50 км от Барскауна).
Барскаун находится на оживлённой автотрассе по южному побережью Иссык-Куля, и сюда можно попасть автобусом непосредственно из Фрунзе или сделав пересадку на другой автобус в Рыбачьем. Первый автобус из Фрунзе в Пржевальск через Барскаун выходит в 8 часов утра местного времени. От Фрунзе до Рыбачьего 3,5 часа езды, а от Рыбачьего до Барскауна - ещё 3 часа.
В г.Нарын легко доехать из Фрунзе на автобусе Фрунзе-Нарын. Из г.Нарын в совхоз им.Калинина в 8 часов утра ежедневно ходит автобус.
Из Учтерека во Фрунзе (туда примерно 320 км) (или сначала в Калининское или в Кара-Балту, а затем уже во Фрунзе) можно добраться либо на проходящих утром рейсовых автобусах (но с дюралевыми трубами и большими рюкзаками влезть в них сложно), либо на попутных машинах. При удачной "ловле" попутной автомашины вы будете во Фрунзе через 7 часов. Мы добрались из Учтерека до Фрунзе на попутных машинах за 9 часов.
6.1. Река Большой Нарын.
На первых 25 км сплава (до устья р.Курменты) затрачивается чистого ходового времени 3час. 20мин. На этом участке река теряет 150м высоты. Сначала на реке встречаются лишь перекаты и прижимы. Затем следуют первые два препятствия:
45-55 км - преп.1 - цепь шивер, порогов, жёсткий вал.
56 км - преп.2 - порог "Яма" длиной 400-450м. В пороге небольшой слив.
Оба препятствия несложны и проходятся с ходу. На этом участке реки дров по берегам практически нет. К сожалению, вблизи устья р.Курменты мы вынуждены были временно прервать сплав по Большому Нарыну, т.к. этого очень захотел майор П. - начальник Иссык-Кульского погранотряда. Во время его зависания на вертолете на десятиметровой высоте над нами, майору что-то в нас не понравилось, и без объяснения причин (многократно проверенные пограничниками и КГБистами наши пропуска в погранзону были в полном порядке) нам было предложено продолжить сплав по Большому Нарыну уже вне погранзоны, т.е. ориентировочно после препятствия 28 каньона "Спокойствие". Так мы и поступили. Правда, для этого пришлось сделать большой "крюк" на маршруте через Караколку, Барскаун, Рыбачье, г.Нарын и совхоз им.Калинина. И повторный сплав по Большому Нарыну мы начали с препятствия 29 - каньона "Нарынские водопады", который из-за водопадов в самом его начале (первые 150м) и из-за трудности спуска судов на воду в самом каньоне оставался до нас никем не пройденным.
Очень сложной оказалась и разведка всего каньона, на которую потребовалось 1,5 дня. Дорога идёт примерно в двух километрах от реки (по левому берегу), но между рекой и дорогой крайне сильно пересечённая местность, так же, как и по берегам вдоль реки в каньоне. Базовый лагерь поставили в конце каньона (там же оставался и один страховщик), а к началу каньона заходили через совхоз им.Калинина., т.к. горы на левом берегу Большого Нарына выполаживаются только возле этого совхоза. И хотя до начала каньона от совхоза идет дорога, пригодная для движения автотранспорта, попутных машин не было, и нам пришлось идти пешком сначала 10 км до устья р.Караташ, а затем ещё 3 км до начала сплава - мы спустились к воде за резким левым поворотом реки в полукилометре ниже начала каньона. Но для этого нам сначала пришлось преодолеть тяжелейший крутой "тягун" (с перепадом высот не менее 0,5 км), а затем такой же тяжелый спуск через осыпи, скалы и густые заросли деревьев и кустарников. Правда, вокруг было много шиповника, жимолости, встречались чёрная смородина и другие ягоды, что поднимало настроение.
Сам каньон представляет собой достаточно сложное препятствие (даже без начального 3хкаскадного водопада), однако вполне по силам опытной группе - пороги и шиверы в каньоне не превышают стандартную V к.с.
Итак, 128-135 км - преп.29 - каньон "Нарынские водопады". Вход в каньон в виде каменных ворот, возле них несложный порог, и далее 3хкаскадный водопад (схема 1). Высота 1-ой ступени около 3м при ширине реки 6м. Так как Г.В.Кузнецов дал следующую категоричную оценку водопада: "абсолютно непроходим в любую воду для любых судов", а для осмотра водопада нам нужно было спускаться по крутому склону вниз, а затем лезть обратно вверх, на что ушло бы несколько часов и много сил, то мы сначала приняли как аксиому эту оценку Кузнецова и о возможности прохождения водопада даже мысли не возникало, но впоследствии, увидев определённое завышение Кузнецовым сложности некоторых препятствий, мы усомнились и в абсолютной непроходимости 3хступенчатого водопада, но сами ничего конкретного утверждать не можем. Сразу за водопадом сложный порог с большим валуном посреди русла. Т.к. нанести все камни и валы в семикилометровом каньоне возможности не представлялось (да и не имело смысла это делать), то на рабочей схеме 2 первой половины каньона (без начальных 0,5 км) указаны лишь наиболее крупные камни и валы, являющиеся хорошими ориентирами при сплаве. Такой же характер река носит до самого конца каньона. В середине каньона, например, мощный слив 1,5м через всю реку (она в этом месте сужена скалами). Необходима постоянная работа вёслами. Но камней мало. В основном сливы 1-1,5м и валы 1,5-1,7м. Страховку ставили в четырёх местах - перед устьем р.Ардакты, в середине каньона, за устьем р.Чал и в конце каньона. Фрагменты каньона и отдельных участков сплава изображены на фото 5-14. Прохождение каньона "Нарынские водопады" длиной 7 км заняло 52 минуты, т.е. скорость реки в каньоне около 8 км/час. Сплавлялись одним катамараном.
Сразу за каньоном Большой Нарын проскакивает под автомобильным мостом и, сливаясь с Малым Нарыном, образует реку Нарын.
На следующем участке до устья р.Атбаши длиной 88 км "высотность" Нарына понижается на 420м. Чистое ходовое время около 10,5 час. Река входит в Нарынскую котловину. Лес по берегам исчезает. До г.Нарын (около 40 км) река представляет собой сплошную шиверу. Всё время вал 1.5-2м, сливы 1м.
137-141 км - пр.30 - цепь шивер.
142-145 км - пр.30а - шиверы, прижимы.
147 км - пр.31 - пор."Жандарм". Расположен на крутом левом повороте. Струя разбивается о "жандарм", на входе - небольшой остров в русле. В правой протоке - мощный слив и вал сразу за ним (фото 15). Основная струя слева от "жандарма". Большой улов. Однако в левой протоке кроме переката и небольшого прижима препятствий нет. Мы хотя и разведывали (по рекомендации Кузнецова) порог с левого берега, но в этом он не нуждается, если его проходить левой протокой. Правую же протоку (при желании идти там) разведывать нужно. Шли левой протокой.
150-153 км - пр.32 - шиверы, прижимы. Жёсткий вал до 2,5м.
157-159 км - пр.33 - мощные шиверы.
169 км - пр.34 - порог на правом повороте. Свал к левому берегу. где вал 2.5м. Осмотр - с левого берега, который резко повышается перед порогом. Однако порог можно проходить и с ходу, т.к. он не явно выражен и не выделяется среди шивер.
Чтобы попасть в г.Нарын на почту, удобнее пристать к берегу не возле автомоста в начале города, а километра через 2-3.
190 км - пр.35 - порог. Прижим к левому берегу. Осмотр - с левого берега.
205-211 км - пр.36 - цепь мощных шивер.
От устья р.Атбаши до каньона "Семёновские ворота" 90 км, перепад высот 270м. Чистое ходовое время - 11 часов. Препятствия - перекаты, мели, простые прижимы. Много мелких проток. Вода становится мутно-бордового цвета. Много облепихи.
Перед каньоном "Семёновские ворота" на левом берегу - оборудованный горячий родоновый источник (фото 18). Здесь установлены две ванны, через которые протекает тёплая вода. Все участники нашей группы не отказали себе в удовольствии искупаться в этих ваннах.
От начала каньона "Семёновские ворота" до пос.Казарман 60 км, перепад высот 290 км. Чистое ходовое время - 6,5 часов. Мощные пороги, каньоны. Наиболее сложный участок маршрута.
308-311 км - пр.37, 38, 39 - каньон "Семёновские ворота". Его длина 3-4 км. Начинается тремя каскадами порогов, образовавшихся при попытке строительства дороги в Казарман по левому берегу Нарына (убедившись в осыпном характере пород, эту попытку прекратили). Правый берег - скальный, обрывист; левый - крутые осыпи. Разведка по левому берегу как с верхней террасы (на высоте 60-70м), так и вблизи воды. Страховку устанавливали на левом берегу в трёх местах - после первой ступени (при ёё прохождении нужно подстраховаться, чтобы не "влететь" во вторую ступень неготовыми), а также после второй ступени и в конце каньона (после острова) (при дальнейшем прохождении каньона). После первой ступени приставали к отмели правого берега.
Первая ступень, пр.37 (схема 3, фото 19-23), сильно подпружена, у левого берега - противоток. В левой части слив 2-2,5м. Заходили в левой половине русла (но правее слива) и за сливом резко смещались влево, уходя от вала. Через 100м быстротока расположена вторая ступень порога.
Вторая ступень, пр.38 (схема 4, фото 24-25) имеет длину 100-150м. Наиболее опасная. Порог VI категории сложности. Начинается за плавным левым поворотом в сужении русла до 15-18м. Два мощных слива. Косые валы 3-3,5м. Вода кипит. На выходе - огромный пульсирующий стоячий вал в центре, образованный сливом через валун. За ним - глубокий пенный котёл. Заход - несколько правее от центра русла, по входному сливу, с последующим максимальным смещением вправо перед пенным котлом.
Третья ступень, пр.39, имеет длину 350-400м. Расположена через 400-500м после второй ступени. Менее мощная, чем первые две. Вал 2м, но есть чистые проходы (в частности, у левого берега). Дальше в каньоне серьёзных препятствий нет.
313-314 км - пр.40 - пор."Гудимовский" (схема 5, фото 28-37). Длина сложного участка 0,5 км. Расположен после крутого правого поворота. Течение перед ним замедляется. Разведка - левым берегом. Страховка - с левого берега. На входе слева - ручей. Большие валуны. Левый берег - невысокая терраса. На начальном участке основной слив - у правого берега. В сливе - крупный камень с пульсирующим валом. Очень опасное место. Однако у самого левого берега есть значительно менее опасный проход, которым мы и воспользовались. Если идти этим путем, то на первых 50м порога (которые группа Кузнецова обносила) вам встретятся сливы и валы максимум 1,5м. Тем не мене, линию движения нужно соблюдать строго. Порог серьёзный, VI категории сложности.