Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
3. ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТА.

3.1. Гидрологическая характеристика р.р.Большой Нарын и Нарын.

    На маршруте от Караколки до Учтерека длиной 455 км перепад высот 2350м (начало сплава на высоте 3050м), т.е. средний уклон маршрута 5,2 м/км.
    На первых 25 км ниже Караколки уклон Большого Нарына 6 м/км; в каньоне "Нарынские водопады" и вблизи него - 8 м/км. Уклон Нарына от устья Большого Нарына до устья р.Атбаши - 4,77 м/км, далее до каньона "Семёновские ворота" - 3 м/км, от начала каньона "Семёновские ворота" до п.Казарман - 4,83 м/км, от Казармана до устья Кекемерена - 5,75 м/км и далее до пос.Учтерек - 4,25 м/км.
    Река Нарын образуется при слиянии рек Большой Нарын и Малый Нарын в 44 км выше города Нарын на высоте 2250м.
    Нарын и Карадарья образуют Сырдарью. Среднегодовой расход Нарына в его устье (616 км от истоков) - 425 м3/сек.
    Река Большой Нарын имеет длину 137 км. Её среднегодовой расход 60 м3/сек. Образуется из рек Тарагай и Карасай в 35 км выше Караколки. Река имеет ледниково-снеговое питание, небольшие изменения годового стока. Долина - узкая, стиснута хребтами Джетим (с севера) и Нарынтау (с юга).
    Расход воды (средний и максимальный-минимальный) (м3/сек)
майиюльавгустсентябрь
1. устье р.Большой Нарын68(129-26)117(211-67)99,6(144-62,4)43,3(67,7-25)
2. г.Нарын117(213-50)239(388-144)201(289-113)86(155-51)
3. устье р.Кекерим294(487-147)456(722-278)360(564-252)190(273-134)
4. устье р.Кекемерен443669496250
5. пос.Учтерек540820583316

    В Нарыне - грязно-жёлтая мутная вода, малопригодная для питья. Мутность её возрастает вниз по течению. В устье р.Большой Нарын - 300 г/м3, у г.Нарын - 490 г/м3, в устье Кекемерена - 1400 г/м3. Поэтому рекомендуется делать стоянки возле устьев ручьев и притоков.
    Температура воды (0С):
августсентябрь
1. устье р.Бол.Нарын9,77,3
2. г.Нарын11,18,8
3. устье р.Кекерим14,613,1
4. пос.Учтерек17,214,4


3.2. Сведения о заходе на маршрут и выходе с него.

    В начальную точку сплава - посёлок Караколка - можно добраться на попутной машине из Барскауна, расположенного на южном побережье озера Иссык-Куль (от него до Караколки около 160 км, что соответствует 4-5 часам езды на автомашине; при этом дорога проходит через перевал Суек (4002м). А в Барскауне попутную машину нужно ловить в конце посёлка возле шлагбаума (это - 5 км от Иссык-Куля и от автотрассы Рыбачье-Пржевальск). В отличие от маленькой Караколки, Барскаун - достаточно большой посёлок с почтой, магазинами. Отсюда следует давать телеграмму о выходе на маршрут. Пропуска в погранзону очень тщательно проверяют на первой заставе (это примерно 50 км от Барскауна).
    Барскаун находится на оживлённой автотрассе по южному побережью Иссык-Куля, и сюда можно попасть автобусом непосредственно из Фрунзе или сделав пересадку на другой автобус в Рыбачьем. Первый автобус из Фрунзе в Пржевальск через Барскаун выходит в 8 часов утра местного времени. От Фрунзе до Рыбачьего 3,5 часа езды, а от Рыбачьего до Барскауна - ещё 3 часа.
    В г.Нарын легко доехать из Фрунзе на автобусе Фрунзе-Нарын. Из г.Нарын в совхоз им.Калинина в 8 часов утра ежедневно ходит автобус.
    Из Учтерека во Фрунзе (туда примерно 320 км) (или сначала в Калининское или в Кара-Балту, а затем уже во Фрунзе) можно добраться либо на проходящих утром рейсовых автобусах (но с дюралевыми трубами и большими рюкзаками влезть в них сложно), либо на попутных машинах. При удачной "ловле" попутной автомашины вы будете во Фрунзе через 7 часов. Мы добрались из Учтерека до Фрунзе на попутных машинах за 9 часов.

4. СОСТАВ ГРУППЫ.

    1. Лысенко Владимир Иванович (руководитель, капитан катамарана), максим. турист. опыт: Vусл(VI)-У(Мажойский каскад Чуи и т.д.),V-Р(Иолдо,Н.Кураган,Катунь),V-Р(Серлиг,Ожу, Бий-Хем),V-Р(Сандалаш,Чаткал).
    2. Мушарапов Рустам Зинатулович (зам. руководителя, капитан плота): V-Р(Чуя,Урсул,Катунь), Vусл(VI)-У(Мажойский каскад Чуи и т.д.), Vусл(VI)-У(Моткины Щёки,Китой)
    3. Овинников В.И. 4. Кузьминых Б.Н. 5. Корнюш Е.П. 6. Касдорф В.Я. 7. Горб А.И. Примечание: на катамаране шли Лысенко и Кузьминых, остальные - на плоту.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

6.1. Река Большой Нарын.

    На первых 25 км сплава (до устья р.Курменты) затрачивается чистого ходового времени 3час. 20мин. На этом участке река теряет 150м высоты. Сначала на реке встречаются лишь перекаты и прижимы. Затем следуют первые два препятствия:
    45-55 км - преп.1 - цепь шивер, порогов, жёсткий вал.
    56 км - преп.2 - порог "Яма" длиной 400-450м. В пороге небольшой слив.
    Оба препятствия несложны и проходятся с ходу. На этом участке реки дров по берегам практически нет. К сожалению, вблизи устья р.Курменты мы вынуждены были временно прервать сплав по Большому Нарыну, т.к. этого очень захотел майор П. - начальник Иссык-Кульского погранотряда. Во время его зависания на вертолете на десятиметровой высоте над нами, майору что-то в нас не понравилось, и без объяснения причин (многократно проверенные пограничниками и КГБистами наши пропуска в погранзону были в полном порядке) нам было предложено продолжить сплав по Большому Нарыну уже вне погранзоны, т.е. ориентировочно после препятствия 28 каньона "Спокойствие". Так мы и поступили. Правда, для этого пришлось сделать большой "крюк" на маршруте через Караколку, Барскаун, Рыбачье, г.Нарын и совхоз им.Калинина. И повторный сплав по Большому Нарыну мы начали с препятствия 29 - каньона "Нарынские водопады", который из-за водопадов в самом его начале (первые 150м) и из-за трудности спуска судов на воду в самом каньоне оставался до нас никем не пройденным.
    Очень сложной оказалась и разведка всего каньона, на которую потребовалось 1,5 дня. Дорога идёт примерно в двух километрах от реки (по левому берегу), но между рекой и дорогой крайне сильно пересечённая местность, так же, как и по берегам вдоль реки в каньоне. Базовый лагерь поставили в конце каньона (там же оставался и один страховщик), а к началу каньона заходили через совхоз им.Калинина., т.к. горы на левом берегу Большого Нарына выполаживаются только возле этого совхоза. И хотя до начала каньона от совхоза идет дорога, пригодная для движения автотранспорта, попутных машин не было, и нам пришлось идти пешком сначала 10 км до устья р.Караташ, а затем ещё 3 км до начала сплава - мы спустились к воде за резким левым поворотом реки в полукилометре ниже начала каньона. Но для этого нам сначала пришлось преодолеть тяжелейший крутой "тягун" (с перепадом высот не менее 0,5 км), а затем такой же тяжелый спуск через осыпи, скалы и густые заросли деревьев и кустарников. Правда, вокруг было много шиповника, жимолости, встречались чёрная смородина и другие ягоды, что поднимало настроение.
    Сам каньон представляет собой достаточно сложное препятствие (даже без начального 3хкаскадного водопада), однако вполне по силам опытной группе - пороги и шиверы в каньоне не превышают стандартную V к.с.
    Итак, 128-135 км - преп.29 - каньон "Нарынские водопады". Вход в каньон в виде каменных ворот, возле них несложный порог, и далее 3хкаскадный водопад (схема 1). Высота 1-ой ступени около 3м при ширине реки 6м. Так как Г.В.Кузнецов дал следующую категоричную оценку водопада: "абсолютно непроходим в любую воду для любых судов", а для осмотра водопада нам нужно было спускаться по крутому склону вниз, а затем лезть обратно вверх, на что ушло бы несколько часов и много сил, то мы сначала приняли как аксиому эту оценку Кузнецова и о возможности прохождения водопада даже мысли не возникало, но впоследствии, увидев определённое завышение Кузнецовым сложности некоторых препятствий, мы усомнились и в абсолютной непроходимости 3хступенчатого водопада, но сами ничего конкретного утверждать не можем. Сразу за водопадом сложный порог с большим валуном посреди русла. Т.к. нанести все камни и валы в семикилометровом каньоне возможности не представлялось (да и не имело смысла это делать), то на рабочей схеме 2 первой половины каньона (без начальных 0,5 км) указаны лишь наиболее крупные камни и валы, являющиеся хорошими ориентирами при сплаве. Такой же характер река носит до самого конца каньона. В середине каньона, например, мощный слив 1,5м через всю реку (она в этом месте сужена скалами). Необходима постоянная работа вёслами. Но камней мало. В основном сливы 1-1,5м и валы 1,5-1,7м. Страховку ставили в четырёх местах - перед устьем р.Ардакты, в середине каньона, за устьем р.Чал и в конце каньона. Фрагменты каньона и отдельных участков сплава изображены на фото 5-14. Прохождение каньона "Нарынские водопады" длиной 7 км заняло 52 минуты, т.е. скорость реки в каньоне около 8 км/час. Сплавлялись одним катамараном.
    Сразу за каньоном Большой Нарын проскакивает под автомобильным мостом и, сливаясь с Малым Нарыном, образует реку Нарын.

6.2. Река Нарын.

    На следующем участке до устья р.Атбаши длиной 88 км "высотность" Нарына понижается на 420м. Чистое ходовое время около 10,5 час. Река входит в Нарынскую котловину. Лес по берегам исчезает. До г.Нарын (около 40 км) река представляет собой сплошную шиверу. Всё время вал 1.5-2м, сливы 1м.
    137-141 км - пр.30 - цепь шивер.
    142-145 км - пр.30а - шиверы, прижимы.
    147 км - пр.31 - пор."Жандарм". Расположен на крутом левом повороте. Струя разбивается о "жандарм", на входе - небольшой остров в русле. В правой протоке - мощный слив и вал сразу за ним (фото 15). Основная струя слева от "жандарма". Большой улов. Однако в левой протоке кроме переката и небольшого прижима препятствий нет. Мы хотя и разведывали (по рекомендации Кузнецова) порог с левого берега, но в этом он не нуждается, если его проходить левой протокой. Правую же протоку (при желании идти там) разведывать нужно. Шли левой протокой.
    150-153 км - пр.32 - шиверы, прижимы. Жёсткий вал до 2,5м.
    157-159 км - пр.33 - мощные шиверы.
    169 км - пр.34 - порог на правом повороте. Свал к левому берегу. где вал 2.5м. Осмотр - с левого берега, который резко повышается перед порогом. Однако порог можно проходить и с ходу, т.к. он не явно выражен и не выделяется среди шивер.
    Чтобы попасть в г.Нарын на почту, удобнее пристать к берегу не возле автомоста в начале города, а километра через 2-3.
    190 км - пр.35 - порог. Прижим к левому берегу. Осмотр - с левого берега.
    205-211 км - пр.36 - цепь мощных шивер.
    От устья р.Атбаши до каньона "Семёновские ворота" 90 км, перепад высот 270м. Чистое ходовое время - 11 часов. Препятствия - перекаты, мели, простые прижимы. Много мелких проток. Вода становится мутно-бордового цвета. Много облепихи.
    Перед каньоном "Семёновские ворота" на левом берегу - оборудованный горячий родоновый источник (фото 18). Здесь установлены две ванны, через которые протекает тёплая вода. Все участники нашей группы не отказали себе в удовольствии искупаться в этих ваннах.
    От начала каньона "Семёновские ворота" до пос.Казарман 60 км, перепад высот 290 км. Чистое ходовое время - 6,5 часов. Мощные пороги, каньоны. Наиболее сложный участок маршрута.
    308-311 км - пр.37, 38, 39 - каньон "Семёновские ворота". Его длина 3-4 км. Начинается тремя каскадами порогов, образовавшихся при попытке строительства дороги в Казарман по левому берегу Нарына (убедившись в осыпном характере пород, эту попытку прекратили). Правый берег - скальный, обрывист; левый - крутые осыпи. Разведка по левому берегу как с верхней террасы (на высоте 60-70м), так и вблизи воды. Страховку устанавливали на левом берегу в трёх местах - после первой ступени (при ёё прохождении нужно подстраховаться, чтобы не "влететь" во вторую ступень неготовыми), а также после второй ступени и в конце каньона (после острова) (при дальнейшем прохождении каньона). После первой ступени приставали к отмели правого берега.
    Первая ступень, пр.37 (схема 3, фото 19-23), сильно подпружена, у левого берега - противоток. В левой части слив 2-2,5м. Заходили в левой половине русла (но правее слива) и за сливом резко смещались влево, уходя от вала. Через 100м быстротока расположена вторая ступень порога.
    Вторая ступень, пр.38 (схема 4, фото 24-25) имеет длину 100-150м. Наиболее опасная. Порог VI категории сложности. Начинается за плавным левым поворотом в сужении русла до 15-18м. Два мощных слива. Косые валы 3-3,5м. Вода кипит. На выходе - огромный пульсирующий стоячий вал в центре, образованный сливом через валун. За ним - глубокий пенный котёл. Заход - несколько правее от центра русла, по входному сливу, с последующим максимальным смещением вправо перед пенным котлом.
    Третья ступень, пр.39, имеет длину 350-400м. Расположена через 400-500м после второй ступени. Менее мощная, чем первые две. Вал 2м, но есть чистые проходы (в частности, у левого берега). Дальше в каньоне серьёзных препятствий нет.
    313-314 км - пр.40 - пор."Гудимовский" (схема 5, фото 28-37). Длина сложного участка 0,5 км. Расположен после крутого правого поворота. Течение перед ним замедляется. Разведка - левым берегом. Страховка - с левого берега. На входе слева - ручей. Большие валуны. Левый берег - невысокая терраса. На начальном участке основной слив - у правого берега. В сливе - крупный камень с пульсирующим валом. Очень опасное место. Однако у самого левого берега есть значительно менее опасный проход, которым мы и воспользовались. Если идти этим путем, то на первых 50м порога (которые группа Кузнецова обносила) вам встретятся сливы и валы максимум 1,5м. Тем не мене, линию движения нужно соблюдать строго. Порог серьёзный, VI категории сложности.

страница 2

На главную страницу   Предыдущая страница   Вверх   Следующая страница




Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2017
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
Моторно-свободный параплан HUNTER., Моторно-свободный параплан HUNTER. Производитель A...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:40
2. 
Моторный параплан ACROBAT., Моторный параплан ACROBAT. Производитель PARAAVIS...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:39
3. 
Прогрессивный параплан для полетов вдвоем RIO 42., Прогрессивный параплан для полетов вдвоем RIO 42. ...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:29
4. 
Самый надежный учебный параплан для обучения Танго, Самый надежный учебный параплан для обучения Танго...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:26
5. 
Лучший палаплан для легкого пилота Тайран производ, Лучший палаплан для легкого пилота Тайран производ...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:25

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 563


Новые фотографии:


Путь
23.03.17, 01:01

Команда
22.03.17, 00:43

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Путешествие по Приполярному Уралу [7719], Путешествия, Ольга Приходько, 16.04.01
2.  100 лет русскому горному обществу (часть 5) [7682], Альпинизм, Александръ, 29.03.01
3.  По Скандинавии под Новый 2006 год [7623], Горные лыжи, Владимир Городзейский, 23.02.07
4.  ОТЧЕТ о горном туристском путешествии шестой категории сложности по Северному Памиру (стр.4) [7628], Горный туризм, Андрей Лебедев, 03.11.01
5.  Вокруг света на велосипеде. [10172], Велотуризм, Владимир Лысенко, 18.01.12

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Кирилл Колосов, статей: 1, просмотров: 7983
2.  Александр Болотов , статей: 2, просмотров: 15482
3.  2001, статей: 10, просмотров: 77747
4.  Андрей Лебедев, статей: 30, просмотров: 234646
5.  Николай Вихтюк., статей: 1, просмотров: 7884

1, 2, 3, 4, 5, 6