Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Путешествие в районе Полярного Урала

| Содержание |

Московский Городской Центральный Клуб Туристов

ОТЧЕТ о водном туристском путешествии 4-ой категории сложности совершенном с 20. 07. по 22. 08. 2001 г. в районе Полярного Урала
по маршруту: г. Москва - ст. Обская - ф. Лаборовая - оз. Большое Щучье - р. Нярма-яха - г. Большой Манясей - г. Константинов Камень - р. Нярма-яха - р. Кара - п. Усть-Кара - г. Воркута - г. Москва

Руководитель группы: Щербаков И.А. тел. 586-72-20

6.Техническое описание маршрута

22. 07. День 1

Прибытие поезда Москва - Лабытнанги на станцию Обская в 20 часов 11 минут по московскому времени. Справа от железнодорожных путей находится вокзал, далее располагается поселок с магазином, почтой и телефоном. Слева от железной дороги есть несколько заброшенных бараков, где при желании можно заночевать. От станции Обская проложена трансъямальская магистраль на полуостровов Ямал до ст. Н. порт. Тепловоз по ней идет 15-го числа каждого месяца и в первых числах следующего месяца. Об остальных рейсах тепловоза точных данных нет, по мере надобности он периодически доставляет топливо и провизию на Ямал. Сразу после прибытия мы пошли на вокзал узнать, когда пойдет следующий поезд до Лаборовой (6й разъезд), но там нам ничего не сказали, велев подождать до завтра, т.к. было уже поздно (по местному времени 22 часа). У вокзала стояла машина "Урал", водитель которой отвезти до Лаборовой нас отказался, сославшись на плохую дорогу и большое расстояние, но подвез нас до 1го разъезда (3 км от станции) - пересечения автомобильной дороги с железной дорогой на Ямал и на Лабытнанги. От сюда по его словам легче будет поймать машину (фото 1). Приехав на место, недалеко от дороги поставили лагерь. С дровами проблемы не было, кругом росли небольшие пихты. Воду брали недалеко от лагеря в озерце.

23. 07. День 2

Подъем в 6 часов. Примерно с 8 часов на дороге начинают появляться грузовые машины. Останавливаются практически все, но бесполезно, - так далеко никто не едет. Сходили на вокзал, узнали, что поезд поедет сегодня после обеда. Около 20 часов (далее в тексте все время местное (московское + 2 часа)) приехал поезд, представляющий из себя тепловоз с двумя вагонами - пассажирским и товарный. Проезд по трансъямальской магистрали пока бесплатный. Ехали очень медленно, постоянно останавливаясь. Весь путь (130 км) занял 9 часов.

24. 07. День 3

На место прибыли в 5 часов утра. Нам посоветовали выйти на остановке 6ой разъезд. Остановка представляет кучу ржавых машин и заброшенных вагонов. Кругом голая тундра. Как только мы выгрузили вещи из поезда, подошел водитель водовозки и предложил довезти нас до Лаборовой за 1 литр спирта (от 6го разъезда до Лаборовой около 18 км). Мы согласились. Вообще машины на 6ом разъезде большая редкость, так что нам повезло. Если идти пешком, то лучше выйти на остановке 132 км, оттуда прямая дорога до Лаборовой. Около 6 часов приехали в поселок - это примерно 20 домов, вытянувшихся вдоль дороги - небольшие бараки и чумы, есть даже маленькая церковь. Оказалось, что техникой заведует Анна Павловна, которая просыпается примерно в 12 часов. Мы поставили палатки между бараков, недалеко от ее дома. Вскоре после длительных и нудных переговоров Анна Павловна наконец-то согласилась нас отвезти за 8000 рублей. За неимением других вариантов нам пришлось пойти на это. Весь оставшийся день водители ремонтировали вездеход. Отъезд пришлось отложить на завтра.

25. 07. День 4

В 15 часов 30 минут мы наконец-то выехали из Лаборовой. На южный берег Щучьего озера прибыли в 20 ч. 45 мин. - ехали практически без остановок. Дороги как таковой нет. Ехали по холмистой тундре (фото 4, 5). Когда мы высадились на берег озера дул сильный северный ветер, было холодно (около 12 град.), поэтому самое красивое озеро Полярного Урала показалось нам хмурым и неприветливым (фото 6, 7). Рядом с нами, на берегу озера, раньше была геологическая база. Сейчас часть ее сгорела, остался один балок и несколько непонятных построек. Говорят, там живет какой-то дед, но мы его видно не застали. Решили идти вдоль левого берега и, пройдя 200 метров, встали на стоянку. По берегам озера много больших кустов и нет проблем с дровами. Эти же кусты прекрасно защищают от сильного ветра (фото 8).

26. 07. День 5

Вышли в 11 часов. Светит солнце, температура 18 град., северный ветер. До обеда сделали 6 переходов по 20 минут. Идти тяжело - вес рюкзака с рамой составляет около 50 кг. Идем по галечному берегу (фото 9, 10). Ближе к обеду ветер намного усилился, чуть ли не сдувал с ног. Берег изменился: идти приходится по огромным камням, после обеда пошел дождь и камни стали скользкие, очень легко подвернуть ногу (фото 11). Сделали еще один переход и решили идти челноком (часть вещей и раму от катамарана оставить, а потом вернуться за ними). Через полчаса такого движения встретили туриста - одиночку. Он шел с северного берега нам на встречу и сказал, что мы находимся примерно на середине озера, и дальше хороших стоянок не будет. Поскольку в тот момент мы находились в месте, на котором можно встать и укрыться от ветра решили дальше не идти и ставить лагерь. Дождь не прекращался всю ночь.

27. 07. День 6

Вышли в 11ч. 30 мин. Решили идти челноком, пока не выйдем на нормальную почву. Температура 10 градусов, весь день моросит дождь. За один переход прошли 6 км и достигли конца озера, шли 2 часа. Оказалось, что стоянок на этом пути много и можно было вчера идти дальше. Вернулись за вещами, пообедали и в 19 часов пришли назад на северный берег. Там в высоких кустах заночевали (фото 12, 13, 14).

28. 07. День 7

Вышли в 10 ч. 30 мин., температура 17 градусов. Рано утром шел дождь, потом погода разгулялась, вышло солнце, температура поднялась до 20 градусов. За первый переход челноком прошли 3,5 км. Идем по слегка заросшей кустарником тундре. Яркое солнце осветило окресные горы, с макушек которых стекают многочисленные ручейки таящего снега. Периодически приходится переходить в брод протоки р.Пыря-яха-тоня, которая перед впадением в Щучье озеро сильно разливается. Броды неглубокие, но очень холодная вода (фото 15, 16, 17). Вещи оставили у ручья по которому нужно подниматься дальше на восток (фото 18, 19). К 16 часам перенесли вторую половину вещей. После обеда начали второй переход - приблизительно 2,5 км до второго левого ручья, по которому нужно подниматься на перевал. Во время пути пришлось делать 6 - 7 бродов, т.к. ручей течет практически в каньоне (фото 20). Дошли до впадения второго левого ручья и встали на небольшой полянке на стоянку. Вокруг вертикальные стены, наш приток по которому предстоит идти завтра, течет в узком каньоне, высота стен которого до 80 метров (фото 21, 22) Радом с полянкой растут небольшие кусты, которых хватает только чтобы приготовить ужин и завтрак.

29. 07. День 8

Вышли в 10 часов. В первую половину дня сгущаются тучи. Пока еще тепло, температура 15 градусов. Идем опять челноком. Во многих местах приходится идти прямо по ручью, т.к. стены там почти вертикальные и берегов нет. Ширина каньона от 3 до 10 метров. Глубина ручья в некоторых местах достигает 30 - 50 см. Протяженность каньона примерно 3 км, шли мы его 1,5 часа. В конце каньон поворачивает направо на 90 градусов и заканчивается. Отсюда виднен живописный цирк, лежащий напротив и начало подъема на перевал. Решили сразу пройти перевал, а потом вернуться за остальными вещами. За каньоном прошли еще 1 км вдоль ручья и начали подьем на перевал. Подъем практически незаметен, но происходит по "ущелью", выложенному огромными булыжниками. Где-то внизу, под камнями журчит ручей, кое-где встречается снег. Идти очень тяжело, т.к. прыгая по скользким камням очень легко упасть или подвернуть ногу. Прошли так еще около 1 км, затем начался резкий подъем вверх в левую и правую сторону. Лучше подниматься справа и через 15 минут мы оказались на самом перевале, четкой седловины у которого нет (фото 23, 24, 25). Далее прошли вниз на 1,5 км до стрелки 2х ручьев. Там решили оставить вещи и в 16 ч. пошли обратно. По дороге назад погода испортилась, пошел дождь. " Ущелье " длинной в 1 км преодолели за 40 минут (без вещей). Далее решили идти не внизу по каньону, а слева от него по плато наверху. Но этот путь не оказался быстрее, т.к. сверху приходилось продираться сквозь заросли кустов. До бывшего лагеря дошли за 3,5 часа. Выйдя со второй половиной вещей обратно решили идти по каньону. Погода испортилась окончательно: подул сильный встречный ветер и начался ливень, температура упала до 2 градусов. Пока дошли до конца каньона дождь сменился снегом, температура -1, очень холодно. Приходилось часто останавливаться и махать руками, чтобы хоть как-то согреться. При подьеме на сам перевал началась настоящая пурга, ветер сдувает с ног. С огромным трудом добрались до лагеря. Удалось поставить только 2 каркасные палатки, у 3ей сразу оторвало растяжки. Пурга продолжалась всю ночь и следующий день.

30. 07. День 9

Весь день идет пурга. Видимость менее 100 метров. Еду готовим на горелках прямо в палатках. Температура около 0, -1 градусов.

31. 07. День 10

Ближе к обеду погода стала налаживаться. Вышло солнце, снег стал таять. Подсушили вещи и вышли в 15 часов. Рюкзаки стали легче и челноком мы решили больше не идти. Сделали 6 переходов по 20 минут. Идем вдоль ручья Нярма-яха-тоня по каменистой, слегка болотистой тундре. Справа и слева живописные горы. К 20 часам дошли до озера Нярма-то, откуда вытекает река Нярма-яха. В месте впадения Нярма-яхи-тони озеро мелкое, много островов. Берега сильно заболоченные. Нашли небольшую сухую полянку на южном берегу озера и там встали (фото 28, 29). Дров практически нет - только маленькие кусты, с помощью которых нам удалось приготовить ужин. Дрова собирали в шестером около часа (фото 26, 27).

1. 08. День 11

Стапель. Изначально планировали собрать четверку и двойку, но для четверки из рамы не хватало одной поперечены и диагонали. Естественно здесь мы их не нашли. Пришлось раму от двойки использовать для четверки. Двойку мы решили собрать позже, когда доберемся до больших кустов. Положина из нас собирала катамаран, а половина дрова. Также сходили на разведку, узнать, сможем ли мы начать сплав от озера. От озера, при желании, легко можно сделать радиальный выход на г. Хуута-Саурей. Все говорят, что это очень красивая вершина.

2. 08. День 12

Первый день сплава. Проплыв озеро Нярма-то наконец идем по реке Нярма-яха. У истоков река очень мелкая, через каждые 50 метров приходится вылезать и тащить катамаран за собой. Ширина реки везде не больше 10 метров (фото 30). Пройдя примерно 7 км таким образом увидели протоку из озера Тизненза-то, впадающую слева. Протока довольно широкая, приблизительно 15 метров. Тот участок, который увидели мы представляет собой довольно глубокую шиверу с многочисленными камнями. В этом месте Нярма-яха разливается до 200 метров, при этом глубина везде не более 20 см. С правого берега лежит огромный снежник. Далее река течет одним довольно глубоким руслом. Встречаются мелкие перекаты и небольшие шиверы, не представляющие опасность. Долина реки широкая, берега невысокие, поросшие кустарником (фото 31, 32, 33). В течении 2х часов сплава после протоки характер реки не изменяется, но через 10 км берега повышаются, становятся обрывистыми, высота около 5-7 метров (песчаные). Река представляет собой шиверу с камнями вдоль берега. Проход чистый, протяженность примерно 2 км. Сразу за ней на левом повороте реки порог №1, 3 категории сложности. Протяженность около 300 метров. Высота валов около 1 метра. В русле много подводных камней. В конце порога гряда из больших камней, перегораживающих реку от центра до правого берега. Проходили сначала вдоль правого берега (там глубже), перед грядой ушли влево. Просмотр вели с воды. Порог технически не сложен и просмотра с берега не требует. Страховку можно организовать как с берега, так и с воды. За порогом река делает правый поворот и, пройдя еще несколько шивер, успокаивается. Берега снова понижаются, течение уменьшается до 5 км/ч. Примерно через 1 час 20 минут (около 7 км) горы совсем понижаются, река принимает справа приток р. Кызыгейяха. В этом месте река спокойно течет среди низких заболоченных берегов, ширина доходит до 50-70 метров. Примерно через 30 минут сплава река делает поворот направо и хорошо видно, как она уходит в каньон. Перед каньоном течение реки убыстряется, ширина 30-49 метров (фото 34, 35). Зачалились примерно в 250 метрах от входа в каньон на левом берегу. Вдоль правого берега очень быстрое течение и зачалится сложнее. Левый берег обрывистый, весь заросший довольно большими кустами (до 2х метров). С воды кажется, что на берегу нет стоянок, но как оказалось там довольно много полян, замечательно защищенных кустами от ветра. На одной из них мы и встали.

3. 08. День 13

Просмотр 1ой части каньона (4 км), фото 36, 37, 38. Первые 4 км каньона представляют собой вертикальные стены высотой до 100 метров (фото 39, 40). Ширина реки колеблется от 5до 20 метров. В одном месте река сужается до 2х метров. Просмотр можно осуществить только сверху, изредка можно спустится вниз. Сверху (с левого берега) можно просмотреть весь каньон за исключением одного участка протяженностью около 300 метров. Вся первая половина каньона представляет собой мощную шиверу с тремя водопадами и камнями. При просмотре сверху идти приходится в начале каньона по болоту, затем по ровной и сухой тундре (фото 41, 42, 43, 44). Начало каньона (фото 45, 46) представляет собой сужение реки до 7 метров со скалистыми, еще невысокими берегами. Далее на протяжении 300-400 метров скалы становятся выше, и примерно через 500 метров от начала каньона 1ый водопад: перепад 2,5 метра, ширина 10 метров. Непосредственно к самому водопаду спуститься нельзя. Как видно на фото 47 вдоль левого берега проход чистый, за водопадом большая бочка. Далее около 50 метров спокойная вода, затем опять мощная шивера с большими камнями в русле и сливами до 0,7 метров. Примерно через 400 метров от первого водопада водопад №2 - перепад 3 метра, ширина около 2х метров. Пройти невозможно, т.к. очень узко (фото 48, 49). В русле у левого берега лежит огромный кусок скалы, видимо когда-то отколовшийся, и таким образом вода падает частично под скалу. Ширина нашего катамарана не позволяла пройти этот водопад, не поломая рамы. При желании можно спустится к водопаду, но это очень опасно. Хотели начать сплав за водопадом, но тогда пришлось вставать на воду с высоты примерно 5 метров. Если же пройти 1ый водопад, то перед вторым вытащить его практически невозможно, отвесный склон весь осыпается. За водопадом №2 река уходит в слив высотой до 1 метра, шириной 7 метров. Далее продолжается шивера, ширина реки до 10 метров, резкие повороты, но сильных прижимов нет. Вниз спустится на протяжении 1,5 км очень сложно. Потом следует участок со спокойной водой протяженностью 300 метров, там же впадает приток, по которому легко можно спустится к реке (ширина его распадка 20 метров). После притока стены опять повышаются, река сужается и убыстряет течение. Через 800 метров спокойной воды река делает очередной поворот налево, а скалы нависают над рекой. Это место (примерно 300 метров) просмотреть с левого берега невозможно. Затем через 300 метров река резко поворачивает направо и становится видно конец первых 4х км каньона (фото 50). Также виден и последний водопад (перепад 5 метров). К водопаду можно спустится. Высота стен в этом месте 80 метров. Правый берег вертикальный. Ширина водопада 12 метров. За водопадом круглая яма (диаметром около 10 метров), (фото 51, 52, 53, 54), затем сужение до 4х метров и слив высотой около 1 метра с острым камнем ближе к левому берегу (фото 55, 56). Далее струя бьет прямо в большой камень (хорошо видно на фото), лежащий по середине реки, проход возможен только слева от камня, далее шивера около 50 метров, ширина 4-7 метров. За тем река успокаивается, ширина становится около 20 метров. Скалы резко понижаются. Становится возможно выйти на берег. Справа впадает приток. Первая часть каньона закончилась.

Изначально мы планировали пройти все 4 км каньона, но из-за непроходимого водопада №2 (непроходимого в нашем случае) и последнего водопада №3, представляющего большую опасность при прохождении мы решили обнести все 4 км по верху каньона (т.к. вытаскивать катамараны наверх, а потом спускать и вниз очень трудоемко, обнести же третий водопад по дну каньона в принципе можно, но очень трудно и опасно).

4. 08. День 14

Обнос каньона. Весь обнос занял 4 часа. Сначала обнесли катамаран, затем вещи. Спуск к реке за водопадом №3 довольно крутой и опасный, но все же спустить катамаран возможно. Обедали на берегу за водопадом. Погода с утра хорошая, светит солнце, температура 25 градусов. После обеда опустился туман с мелким дождем. Видимость около 150 метров. К тому времени как встали на воду, туман стал рассеиваться.

Прохождение второй 4х километровой части каньона. Река широкая, от 15 метров и больше, в каньоне сильно петляет, течение около 5 км/ч. Практически везде можно зачалиться. Каньон чередуется - то отвесные скалы, то котловины. Примерно через 30 минут сплава (2 км) порог №2, 3 категории сложности. Опасаясь водопадов вышли для просмотра, хотя порог просматривается с воды. Протяженность 70 метров, по правому берегу можно пройти вдоль порога. Порог несложный, представляет собой гряду обливняков через всю реку. Идем сначала по центру между обливняками, потом резко налево, т.к. в центре еще один обливняк, в который бьет струя. Порог расположен на левом берегу реки, ориентиров нет, но с воды слышен шум и видно его издалека. За порогом река разливается до 70 метров и через 300 метров видно, что река поворачивает направо на 90 градусов и резко сужается, слышен сильный шум. Зачалились на левом берегу для просмотра (правый берег отвесный). Дойдя пешком до поворота увидели водопад №4, расположенный прямо на повороте реки направо. Перепад 3,5 метра, ширина 12 метров, вертикальный сброс воды, слева мелкий, вдоль правого берега идет основная струя. Ближе к правому берегу торчит острый зуб. За водопадом №4 бочки практически нет, вода спокойная. Через 70 метров водопад №5. Подойти к нему по дну каньона невозможно (с левого берега). Для просмотра водопада пришлось вылезать наверх по довольно крутому склону.

Обойдя скалу спустились за водопад №5. Подойти к нему близко нельзя. Издалека видно (приблизительно с 40 метров): перепад 2 метра, вертикальный, ширина 8 метров, вдоль правого берега просматривается проносная струя, левее очень мощная бочка. Мы решили пройти водопад №4, затем зачалится на правом берегу для дальнейшего просмотра (на правом берегу удобная чалка и подход к 5му водопаду). Страховку 4го водопада организовали с левого берега сразу за ним. Страховка осложнена тем, что найти место для привязки морковки очень сложно, а стоять приходится на небольших уступах вертикальной стены. На правый берег, с которого страховка лучше, попасть можно только после прохождения водопада. Проходили вдоль правого берега и непосредственно перед водопадом повернули на 90 градусов, чтобы пройти впритирку к правой скале (т.к. левее торчит острый зуб). Во время прохождения чиркнули рамой о скалу, в результате чего у нас вырвало одну из диагоналей и слегка погнуло раму. Далее зачалились на правом берегу, как и планировали. Страховку водопада №5 организовали с левого берега через 40 метров после водопада. Страховку с воды целесообразно осуществлять там же. Чтобы не попасть в бочку водопад прошли вдоль правого берега, зачалились на левом берегу через 10 метров после водопада. Отсюда начинается шивера длиной 10 метров с большими камнями в русле. Проход по центру. Далее порог №3, 3 категории сложности, представляющий собой слив высотой 1 метр, слева вертикальный и мелкий, в центре навал на камень. Основная струя уходит вправо, проход вдоль правого берега. Страховку вели с левого берега двумя морковками. Затем река разливается до 50 метров, течение спокойное (около 5 км/ч), скалы раздвигаются, можно выйти на любой берег. Через 150 метров короткая шивера длиной 50 метров, через 100 метров такая же шивера. Далее через 200 метров плеса опять сужение русла. Зачалились на левом берегу для просмотра двух следующих водопадов. Ориентиром может служить сужение реки и камни, которые видно издалека. Водопад №6 представляет собой слив шириной около 4х метров, перепад составляет 2 метра (фото 57, 58, 59). Водопад №7 расположен на расстоянии 70 метров от шестого. Это слив с перепадом 1,5 метра. Основная струя течет вдоль правого берега, слева большие камни (фото 60, 61), за сливом не очень мощная бочка, сразу за ней струя бьет в скалу на левом берегу, образуя таким образом прижим, через 10 метров порога сильный навал на огромный камень, расположенный в центре русла, ближе к левому берегу (фото 62, 63). Далее быстроток, река поворачивает направо и через 50 метров слив высотой 0,5 метров с камнями вдоль правого берега. Левый берег становится отвесный, а правый пологий.Далее река сужается до 10 метров, течение около 15 км/ч, в русле встречаются камни, основная струя идет вдоль левого берега (фото 64). Через 100 метров порог, представляющий собой сужение реки до 4-5 метров.

Река разделяется скальным островом (фото 65, 66). В сужении слив высотой 1 метр, за ним бочка, далее прижим к левому берегу, поворот направо и еще один слив высотой 1 метр, косой, с навалом на правый берег (фото 67), за ним большая бочка, затем мощный прижим к правому берегу и через 15 метров водопад №8, самый красивый из ранее из виденных нами. Перепад составляет примерно 8 метров на 10 метров длины. Ширина водопада 3-3,5 метра. Расположен в узком скальном коридоре (фото 68, 69, 70). За водопадом бочки нет, пенная река течет уже относительно спокойно в каньоне шириной от 4 до 7 метров (фото 71, 72). Через 100 метров скалы понижаются, река разливается, слева впадает приток - это конец большого каньона. Проходить все эти препятствия решили завтра и встали на стоянку на левом берегу у водопадов №6 и 7.

5.08. День 15

Вышли в 12 часов. Водопады №6 и 7 проходили без вещей. Шестой водопад прошли по центру слива, седьмой - вдоль правого берега по основной струе. Зачалились на левом берегу через 50 метров после седьмого водопада. Водопад №8 решили не проходить, т.к. он течет в очень узком скальном коридоре. При его прохождении грести было бы практически невозможно и мощные сбойные струи легко бросали бы катамаран с одной скалы на другую и мы могли бы остаться без рамы. Обнос по левому берегу можно начать только в 50 метрах ниже водопада №7, т.к. далее берег становится обрывистым и поднять катамаран наверх не удастся. Поэтому же нам пришлось обнести и все препятствия, предшествующие восьмому водопаду. Поднимать катамаран наверх приходится по довольно крутому склону, затем обнос осуществляется по ровной голой тундре около 350 метров, далее спуск по вертикальной стене высотой 2 метра в устье впадающего слева ручья и около 70 метров по ручью до Нярма-яхи.

В целом первые 4 км каньона проходимы, за исключением водопада №2, который при желании можно обнести (при этом лучше использовать веревку) по левому берегу. На вторых 4 км каньона имеются препятствия 4 категории сложности (водопады 6 и 7) и 5 категории сложности (водопады 4, 5 и 8). Первые 4 км нужно просмотреть сразу, вторые 4 км - можно ограничится местными просмотрами. Обнос водопадов 4 и 5 можно осуществить по левому берегу, но подъем наверх очень крутой. Обнос всего 8ми километрового каньона лучше производить по левому берегу, срезая таким образом все повороты реки. Обнос завершается у впадающего слева ручья (там где мы завершили обнос водопада №8).

За каньоном река расширяется до 30-50 метров, берега становятся пологими, попадаются мелкие перекаты и несложные шиверы. Примерно после часа сплава на правом берегу увидели оленеводов, причалили и заодно сделали обед. Оленеводы предложили нам купить тушу оленя за 200 рублей и 0,5 спирта. Пообедав, купив оленя и попрощавшись с оленеводами мы пошли дальше. Через 15 минут сплава увидели порог №4. В этом месте река поворачивает налево и сужается до 12 метров. Появляются скалы высотой около 20 метров. С воды видно нагромождение камней через всю реку. Порог представляет собой узкий слив высотой 1 метр между 2х огромных обливняков, за ними по центру слива еще один обливняк. Проход по сливу невозможен, т.к. ширина его около 1 метра. Вдоль правого берега узкая и мелкая протока, по которой мы провели катамаран. Далее река течет спокойно, ширина около 30 метров, течение 5 км/ч. Берега в большинстве своем обрывистые и песчаные, гор позади уже не видно. Вскоре вдалеке появились последние вершины Уральского хребта - Большой и Малый Манясей, Константинов Камень (фото 73, 74). Река спокойная, иногда встречаются перекаты, мели и шиверы. Несколько рез приходилось тащить катамаран за собой. Сегодня мы планировали дойти до реки Сябта-яха, но в районе впадения реки

Нярма-яха разливается, образуя множество проток и заводей, также с правого берега впадает много ручьев и определить впадение Сябта-яхи очень сложно. Через 3 часа сплава после обеда решили встать на стоянку у очередного впадения ручья. Стоянка оказалась очень хорошая - много плавняка и больших кустов, которые хорошо защищают от ветра.

6.08. День 16

Решили сделать дневку, т.к. место для стоянки хорошее и к то муже нужно было сушить оленя, которого мы купили вчера. Продавец объяснил нам как правильно его сушить и что хранить его можно потом хоть целый год. Погода стоит жаркая, светит солнце, целый день сушим и разделываем тушу. Также попробовали половить рыбу, но ничего не поймали. Местные говорят, что из-за большой воды рыбы нет. Разобрали вещи и подготавливались к завтрашнему выходу на горы Б. Манясей и Константинов камень.

7.08. День 17

Радиальный выход. Вышли в 11.30, с собой взяли продукты на 2 дня, а все остальное оставили в лагере. Первой вершиной по плану была гора Б. Манясей. Путь к ней представляет собой заболоченную тундру. Под ногами постоянно хлюпает вода, идем в сплавной обуви, кустов нет (фото 75). Постоянно попадаются ручейки, которые приходиться проходить в брод, также очень часто попадаются живописные озера с большим количеством уток. Через 2,5 часа чистого ходового времени дошли до реки Сябта-яха. Мы планировали сначала совершить восхождение, а потом встать на стоянку у озера Манясей-то. Но по пути решили идти напрямую к озеру, поставить лагерь, а затем совершить восхождение. После перехода Сябта-яхи (глубина около 20 см) характер пути изменился. Местность стала намного суше, идем по небольшим холмам, в низинах располагаются маленькие озерца и болотца. На холмах стоят причудливые скалы, образовавшиеся в процессе выветривания горных пород (фото 76). Через 1,5 часа дошли до озера Манясей-то. Озеро красиво вытянулось с запада на восток между Большим и Малым Манясеем (фото 77). На озере дул сильный ветер и не оказалось не одного куста. Мы решили вернуться обратно, примерно на 500 метров. Там, за холмами спрятались от ветра и поставили лагерь. Кругом большое количество озер и ручейков и с водой нет проблем. Но вот с дровами сложнее - кругом только маленькие кустики. Восхождение на Большой Манясей начали в 18 часов. Подъем очень крутой - 40-45 градусов, по камням, которые осыпаются под ногами. Поднимались по западному склону траверсом с севера на юг. Вылезли на ровное каменное плато южнее вершины примерно на 200 метров. С триангулы сняли записку Романенкова А. из Москвы, побывавшего там зимой 2000 года. Подъем на вершину занял 1 ч. 50 мин. Спустились по тому же пути за 1 ч. 10 мин. (фото 78, 79).

8.08. День 18

Из-за нехватки времени на Малый Манясей решили не идти. Пошли сразу на Константинов Камень. С Большого Манясея определили наиболее удобный путь движения: идти нужно между 2х холмов. У правого из них расположено озеро, откуда вытекает ручей, впадающий в Манясей-то. Путь представляет собой в начале небольшой подъем по ровной тундре, затем поверхность становится более каменистой. За 2 ходовых часа дошли до подъема на вершину. Он довольно крутой - около 30 градусов. Оставили рюкзаки и за 1 час совершили восхождение (фото 80 - 88). После этого спустились вниз к кустам и сделали обед. После обеда за 2 ч. 10 мин. по азимуту (восточное склонение +24 градуса) дошли до лагеря. Обратно опять пришлось идти по сильно заболоченной тундре, проваливаясь по колено в некоторых местах.

9. 08. День 19

Вышли в 11 ч. 30 мин. За 40 минут доплыли до впадения Сябта-яхи, откуда планировали начать радиальный выход. Здесь стоянка оказалась гораздо хуже, чем та, на которой мы стояли. Здесь меньше кустов, место более открытое и обрывистый берег. Характер реки на всем протяжении до Малого каньона одинаков: скорость 5 км/ч, ширина реки 30-50 метров, часто попадаются мелкие перекаты, шиверы, разбои. Берега в основном низкие, заболоченные. Через 5 ч. 40 мин. ходового времени достигли начала Малого каньона. Издалека появление высоких скалистых берегов и сужение русла до 10 метров. Перед началом каньона слева впадает приток, на котором мы и встали на стоянку. Дров в этом месте немного, плавняка нет, вдоль ручья растут небольшие кустики.

10. 08. День 20

Вышли в 11 ч. 30 мин. Каньон начинается высокими отвесными скалами высотой до 40 метров (фото 89 - 92). Течение спокойное, скорость 5 км/ч, ширина 10-15 метров. На протяжении одного часа сплава скалы то повышаются, то понижаются. Иногда встречаются слабые прижимы. Затем река поворачивает направо и на правом берегу видно гору, похожую на горб верблюда. При повороте реки налево прижим к левому берегу (фото 93, 94). Просмотр вели с воды. Прижим довольно сильный, слева отвесная скала. Проход вдоль правого берега, далее в улов, там же чалка. Страховка с правого берега, обнос там же. Далее стены опять понижаются, но через 20 минут сплава опять начинается каньон с отвесными стенами до 50 метров (фото 95 - 100). Ширина реки везде 7-15 метров. Каньон очень живописен, вода в основном спокойная, течение 5-6 км/ч, часто встречаются перекаты, слабые прижимы (фото 101 - 104). Протяженность всего каньона примерно 10 км. Дошли до его конца за 3 ходовых часа и встали на обед. За каньоном река разливается до 120 метров. Берега низкие, холмистые, течение около 4 км/ч. Через 1 час сплава после каньона дошли до впадения в Кару (фото 105). В этом месте Кара шириной 70 метров, течение в ней быстрое - 7-8 км/ч. Пройдя по Каре примерно полчаса на левом берегу увидели заброшенный сарай, возле которого и встали на стоянку. В этом месте очень много больших кустов и плавняка.

11. 08. День 21

Выход в 11 ч. 30 мин. Сегодня мы решили дойти до водопада Буредан. До этого места шли ровно 6 ходовых часов. На этом участке препятствий нет. Кара быстро течет одним руслом меж живописных берегов. Течение около 6 км/ч. Река на этом участке принимает множество притоков. Особенно красиво впадает Нерусовей-яха. В этом месте Кара течет в каньоне, течение очень спокойное. Высота стен 30-40 метров, ширина реки 15-20 метров. Нерусовей-яха впадает справа таким же каньоном. За каньоном Кара продолжает также спокойно течь, но уже в ущелье. Ущелье продолжается до главного поворота реки на север. На всем течении реки часто попадаются сети и рыбацкие домики. Примерно за 1 км до Буредана на правом берегу виден большой крест. До ухода в каньон участок реки прямой. Далее на левом берегу видны избы, которые расположены за ручьем Выяшор. Дойдя до изб видно, что река делает правый поворот и уходит в каньон. В избе живет сторож, у которого мы и переночевали. Весь этот день погода была хорошая, светило солнце, температура 20 градусов, но к вечеру температура упала до 2х градусов, и просматривать каньон с водопадом мы решили завтра.

12. 08. День 22

С утра просмотрели каньон до водопада Буредан, который расположен в центре 2х километрового каньона. За водопадом река спокойная. Начало каньона показано на фото 106. Просмотр мы вели с левого берега, хотя с правого берега это тоже возможно. Каньон начинается шиверой без камней с валами до 1 метра, которая продолжается 700 метров. Ширина русла в этом месте от 15 до 20 метров. Зачалиться можно на правом берегу, т.к. он пологий. Далее плес 100 метров, за которым сужение русла до 7-8 метров и порог №5, 3 категории сложности, представляющий слив высотой 1 метр с мощной бочкой за ним. Вдоль левого берега бочка немного меньше (фото 107). Следом идет плес длиной 50 метров и непосредственно сам водопад Буредан - порог из 2х ступеней 4 категории сложности. Первая ступень выглядит как слив с левого берега высотой 1,5 метра и последующая за ним бочка. К правому берегу высота слива уменьшается и на расстоянии 5 метров от берега течет просто мощная струя с валами до 0,7 метров, шириной 5 метров (фото 108, 109). Через 20 метров основная масса воды устремляется в скалу левого берега, образуя очень мощный прижим с карманом - это 2ая ступень порога (фото 110 - 114). Правый берег пологий и напротив прижима постепенно спускается в река, образуя улов. Далее 50 метров быстротока и спокойная вода. Страховку порога перед Буреданом и самого Буредана лучше всего организовать с правого берега - он пологий на протяжении всех препятствий, с воды - в улове за Буреданом. Мы пройдя шиверу зачалились на правом берегу для более детального просмотра, затем пройдя порог №5 вдоль левого берега зачалились перед Буреданом также на правом берегу, с которого можно ближе увидеть водопад (фото 115). Водопад проходили вдоль правого берега и зачалились в улове на правом берегу. Далее на протяжении 2х часов сплава река спокойно течет в ущелье, скорость течения 6-7 км/ч, ширина не больше 50 метров. В дальнейшем ущелье чередуется с отвесными скалами, на поворотах слабые прижимы, встречаются перекаты (фото 116, 117). Через 3 часа сплава после Буредана порог №6, 3 категории сложности. Ориентиром может служить огромное количество камней в русле, которые видно с воды издалека. Чалка на левом берегу для просмотра. Длина порога 150 метров. Порог представляет собой сужение русла реки до 15 метров, хаотическое нагромождение камней в русле. Проход вдоль левого берега (вдоль правого берега проход невозможен из-за большого количества камней), затем ушли вправо, т.к. слева сильный навал на камень. Высота валов в пороге около 1 метра. За порогом спокойная вода. Страховку лучше осуществлять с левого берега. Через 20 минут сплава левый поворот реки и шивера. В этом месте сужение реки до 7 метров. Слева и справа сплошные камни. Шивера без камней и относительно глубокая, валы до 1 метра, протяженность 800 метров. Далее 50 метров плеса и порог №7, 4 категории сложности. Зачалились на правом берегу перед порогом. С воды кажется, как будто вся река перегорожена камнями и непонятно, куда плыть дальше. Просмотр вели с правого берега. Протяженность порога 200 метров. Заход сложный, вдоль правого берега между камней, ширина в огромный камень правого берега, затем проход вдоль левого берега по струе, ширина в этом месте 6 метров, валы высотой до 2х метров. На выходе из порога слева большой обливняк, следует прижаться к правому берега, затем плес. Страховку удобнее организовать с правого берега в конце порога, обнос там же. После порога река опять разливается до 50 метров, через 100 метров поворачивает направо и на двухсот метровом, прямом участке видно, что камни опять перегородили всю реку - это порог №8, 4 категории сложности.

Ориентиром может служить необычная каменная гряда правильной формы, перегородившая половину реки за 100 метров до порога. Зачалились на левом берегу для просмотра. Характер порога такой же, как и предыдущий. Заход ближе к левому берегу, ширина 5 метров. Далее струя бьет в камни левого берега и поворачивает направо, затем узкий коридор шириной 4 метра с валами до 2х метров. По берегам камни. После этого река разделяется на 3 протоки огромными камнями: левая протока мелкая, средняя, в которую прошли мы заканчивается сливом высотой 0,7 метров и бочкой за ним, в правой протоке большой обливняк, за ним мощная бочка. Ширина проток одинаковая - примерно 4 метра. Длина всего порога составляет 250 метров. За порогом спокойная вода. Наилучший берег для просмотра, страховки и обноса - правый. Далее река успокаивается, разливается до 70 метров, течение 6-7 км/ч (фото 118). Примерно на протяжении одного часа сплава препятствий нет, затем река делает правый поворот и становится видно последний порог на Каре - Карские ворота (фото 119, 120). В нашу воду (к моменту прохождения она упала примерно на 1,5 метра порог ничего из себя не представлял - шивера 50 метров длиной, валы до 0,7 метров. После шиверы спокойная вода и через 20 метров огромная скала посередине русла. Слева проход закрыт камнями. Справа можно легко пройти, ширина примерно 8 метров. За Карскими воротами река продолжает течь в ущелье, ширина около 70 метров (фото 121). Примерно через 1,5 км за Карскими воротами на левом берегу стоит рыбацкая изба и вездеходная дорога пересекает реку - это вездеходная трасса Воркута - Усть-Кара. Примерно через 1,5 часа сплава с левого берега увидели крупный приток - Силова-яху, впадающую красивым каньоном шириной около 30 метров. За впадением встали на стоянку на левом берегу. Здесь много высоких кустов и с дровами у нас проблем не было.

13. 08. День 23

Как и планировали ранее устроили дневку. Почти весь день льет дождь, температура 13 градусов. Наловили много рыбы. Клюет практически всегда только хариус.

14. 08. День 24

Погода улучшилась, светит солнце. Вышли в 11 часов. Характер реки не изменился, она по прежнему течет в живописном ущелье, скорость течения 6 км/ч. Один из берегов практически всегда отвесный, высота доходит до 50 метров. Река сильно петляет, ширина около 70 метров. Увидев чум на правом берегу мы решили причалить и заодно сделать обед. В чуме живут 2 рыбака. Один из них разговаривает только на ненецком. Они дали нам целое ведро гольца и рассказали, что уехать из Усть-Кары не составляет большого труда. В это время там много рыбацких вездеходов. Пообедав пошли дальше, и через 4,5 часа от начала сплава достигни главного поворота реки на север. Что это именно он ясно сразу, т.к. этому предшествует довольно прямой 5ти километровый участок (видно на карте). На самом повороте слева впадает приток, дальше опять идет прямой участок. Здесь река сильно изменяется: разливается до 150 метров, берега понижаются, но иногда еще попадаются обрывистые и скальные берега. Скорость течения 2-3 км/ч (фото 122-126). Примерно через 1 ч . 20 мин. на правом берегу у впадения ручья увидели заброшенный балок, на левом берегу напротив него стоянка чумов. Пройдя еще 20 минут, встали на стоянку не левом берегу в кустах.

15. 08. День 25

Вышли в 11 ч. 30 мин. Погода солнечная, безветренная. Скалистых берегов совсем не стало. Берега низкие, заболоченные, кругом много плавняка. Река разливается до 400 метров, течения практически нет. Река практически всегда течет одним руслом. Только один раз видели большую протоку, уходящую налево. Справа попадаются протоки, но они очень мелкие. Примерно через 4 часа сплава стало казаться, что река течет обратно - скорее всего уже чувствуются отливы и приливы. Затем еще через 2 часа дошли до впадения Большой Вануйты. В месте впадения Вануйта довольно узкая, ширина около 15 метров, течение незаметно. Вдалеке на Большой Вануйте в 1 км от впадения в Кару стоит дом, а рядом растет дерево высотой около 5 метров - довольно непривычное зрелище после кустов. Пока вода в реке еще пресная мы решили встать на стоянку на правом берегу. Из дров есть только небольшое количество плавняка. Река в этом месте разливается до одного км и соединяется с Сибирчата-яхой (фото 127 ,128).

16. 08. День 26

Выход в 11 часов. Кругом очень сильный туман. Взяли азимут на Усть-Кару и пошли по компасу. Через 2 часа сплава туман рассеялся, вышло солнце. Мы увидели, что справа от нас находится остров Заячий, слева какие-то маленькие острова. Ветра нет. Мы попали в отлив и Карская губа сильно мелела. Примерно через 3 часа увидели постройки на правом берегу Карской губы. Как оказалось потом это были локаторы, оставшиеся от военной части. Сама же Усть-Кара находится в 4 км севернее и расположена за мысом (фото 129, 130). Губа стала настолько мелкая, что мы решили дождаться прилива и заодно перекусить на одной из отмелей (фото 131, 132). По нашим расчетам прилив должен начаться в 2 часа. Вместе с приливом поднялся северо-восточный ветер и мы с большим трудом за 2 часа добрались до берега. В поселке выяснили, что вертолет будет только 22 августа, но и на него все места уже заняты. Правда в сельсовете нас успокоили, сказав что из Воркуты вышли вездеходы с продуктами и должны быть здесь сегодня или завтра. В поселке только одно пресное озеро и несколько колодцев. По близости пресной воды больше нет. Озеро расположено в центре поселка. На нем мы и решили встать, чтобы не пропустить вездеходы и быть поближе к воде. Сразу к нам подошли два пограничника и спросили документы и разрешение на пребывание в пограничной зоне, которого у нас не было. За это они хотели нас оштрафовать, но потом передумали. Также они предложили нам ночевать в бараке, расположенном недалеко от озера. Мы отказались, о чем потом пожалели, т.к. все оставшееся время к нам ходили местные жители, желающие познакомится и продать рыбу. Этим же вечером приехали вездеходы с продуктами, но поскольку они были заняты разгрузкой, то разговаривать с нами не стали, сказали подождать до завтра.

17.08. День 27

Целый день ждем, когда поедут вездеходы. С утра подходили к начальнику, он сказал, что они нас возьмут, но когда поедут не сказал. Мы собрали все палатки, оставили только одну, в которой ночевали вшестером. Вездеходы всю ночь куда-то ездили, и мы боялись, как бы они не уехали без нас.

18.08-20.08 День 28-30

В 10 часов утра наконец-то за нами заехали вездеходы. Мы быстро погрузили вещи и поехали. Доехали до бывшей воинской части (Фото 133,134),там половину дня что-то грузили, затем двинулись дальше. Первая ночевка была как раз у брода через Кару, не вдалеке от порога Карские ворота. Водители спали примерно 4 часа, затем поехали дальше. Ехали целый день, останавливались только перекусить и вскипятить чай. Варить кашу времени не хватало. Воду кипятили на горелках. Ночевали у Хальмер-Ю около 3-х часов до рассвета. Когда расцвело, стало видно, что Халмер-Ю действительно давно нежилой поселок. Все дома 4х этажные, нигде нет ни одного стекла. Судя по дороге на машине из Воркуты сюда добраться нельзя - она очень разбитая. От железной дороги осталась одна насыпь. Примерно в 12 часов 20 августа мы приехали в пригород Воркуты. Там нас высадили на автобусной остановке. Мы добрались до вокзала, без проблем купили билеты на Москву и 22 августа были дома.

На главную страницу   Содержание   Вверх



Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2023
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru

Барахолка:

1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
[Пейнтбол/Продажа]
Евгений, 18.06.22, 21:00
2. 
Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 07:08
3. 
Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 04:45
4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
[Охота - охотничье оружие/Покупка]
Юрий, 18.04.22, 22:39
5. 
Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
[Прочее/Продажа]
Александр, 09.03.22, 16:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1116


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1620


Популярные статьи:

1.  Вокруг света на автомобиле (стр.8) [20091], Путешествия, Владимир Лысенко, 15.12.01
2.  Джереми Джонс [20167], Сноуборд, Mark Sullivan, 08.06.01
3.  Плато Путорана (часть 1) [22984], Путешествия, Сергей Офицеров, 16.04.01
4.  Лунный поход. [21003], Горный туризм, Андрей Лебедев, 19.04.01
5.  Открытый чемпионат Москвы по альпинизму "Малые горы". Протокол 1. [19796], Альпинизм, ФАиС Москвы, 04.04.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Болдырев Аресений, статей: 3, просмотров: 62775
2.  Наталья Мошкова, статей: 1, просмотров: 21233
3.  Николай Захаров, статей: 2, просмотров: 42332
4.  Ириков Игорь, статей: 1, просмотров: 20825

1, 2, 3, 4, 5, 6