Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
"Экспедиция Сотый Мередиан"

Николай Рундквист

"Сотый Меридиан" - трансконтинентальная экспедиция
Андрей (andrey@vvv.ru)  22.01.2002 13:13




"Сотый Меридиан" - трансконтинентальная экспедиция, маршрут которой пройдет через всю Евразию от экватора до Северного Ледовитого Океана в самом широком месте материка - в районе сотого меридиана. Маршрут ее уникален по своей сложности и насыщености. Он пройдет через 7 стран, тропические леса Индокитая, вершины Гимлаев, заповедные храмы Тибета, пустыню Гоби, район падения Тунгусского метеорита, снега полуострова Таймыр. Впервые россияне взойдут на семитысячник Ньенчен-Тангла. На пути экспедиции окажутся одни из величайших рек планеты: Меконг, Брахмапутра, Янцзы, Хуанхэ, Лена.


Маршрут пролегает через 7 климатических поясов. Диапазон средних температур на разных этапах составит около 70°С, высотная амплитуда - около 7500 метров. Экспедиция включает переход через пустыню Гоби летом, а финиширует на мысе Челюскин в разгар полярной ночи. Это невероятное испытание физической и моральной выносливости человека.

Возглавляет экспедицию известный российский путешественник, Президент Российской Ассоциации Пешеходных Путешественников, Николай Рундквист. Команда состоит из опытных спортсменов, прошедших целый ряд специальных тренировок.

Команда:

Николай Рундквист
Михаил Семенов
Георгий Пахомов
Светлана Кулешова
Алексей Орленко
Александр Блинков
Борис Добровольский
Игорь Губернаторов

По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru

Экспедиция "Сотый Меридиан" прибыла на крайний юг Азии
Света (atn@sky.ru)  25.01.2002 17:11




Вечером 23 января 2002 года экспедиция "Сотый Меридиан" прибыла на крайний юг Азии в малайзийский город Джохор-Бару, что в 80 км. от мыса Пиай (самая крайняя южная точка Евразии). Основные задачи экспедиции на первые дни: акклиматизация, приобретение велосипедов, знакомство с особенностями быта провинциального малайзийского города. Как часто бывает, первые ожидания не вполне себя оправдали. Вместо дикого зноя пасмурная дождливая погода с температурой 26-27 градусов.

Экспедиция проживает в скромной китайской гостинице типа постоялого двора в тихой старой части города неподалеку от дворца местного султана . Хозяин гостиницы Чау кроме наших героев, приютил пару английских автомобилистов, 15 месяцев путешествующих по странам Евразии, и троих австралийцев, возвращающихся домой из Гималаев.

Весьма умеренная по здешним понятиям погода способствует акклиматизации. Приходится привыкать к левостороннему движению, почти полному отсутствию тротуаров в Джохор-Бару, бананам и кокосам, висящим за окном, и местной пище – абсолютно пресному рису со сверхострыми добавками в виде куриного мяса, овощей и рыбы и знакомиться с ощущениями людей, на которых постоянно показывают пальцами и при виде которых оборачиваются на улицах.

Попытка попасть в Сингапур окончилась полным провалом. Оказывается, для россиян предусмотрена виза даже на однодневное пребывание.

Гера Пахомов, Алексея Орленко и Саша Еременко были депортированы из Сингапура (их командировали выбирать вело в Сингапуре), остальные просто не присутствовали при этом международном скандале.

Сегодня, 25 января (пятница, местный выходной) участники экспедиции выкупают заказанные накануне велосипеды и завтра перебираются на мыс Пиай, откуда и стартует экспедиция, в воскресенье, 27 января.


21 января 9 участников трансконтинетальной экспедиции "Сотый Меридиан" вылетели из екатеринбургского аэропорта "Кольцово" по маршруту Екатеринбург - Ташкент - Куала-Лумпур - Джохор-Бару. Цель экспедиции пересечь Евразию, самый большой материк планеты от крайней южной точки до крайней северной по Сотому Меридиану Завтра они прибудут к месту старта экспедиции - мысу Пиай - крайней южной точке Евразии. Состав этой "девятки": руководитель экспедиции Николай Рундквист, Михаил Семенов, Георгий Пахомов, Светлана Кулешова, Алексей Орленко, Александр Еременко, Сергей Симаков, Петр Захаров и Вячеслав Малоярославцев. Домой участники основной группы вернуться только через 10 месяцев... Счастливого пути!


Экспедиция «Сотый меридиан» провела первые 5 дней на маршруте.
Андрей (andrey@vvv.ru)  04.02.2002 11:34




Экспедиция «Сотый меридиан» провела первые 5 дней на маршруте. 27 января состоялся официальный старт с мыса Пиай – крайней южной точки Евразии, лежащей на 1 градусе 16 минутах северной широты. Мыс представляет собой выдающийся в море выступ, покрытый густыми мангровыми зарослями, кишащими змеями и обезьянами. Непосредственно к мысу ведет деревянный тротуар на сваях, заканчивающийся небольшой беседкой. Ночью все это красиво освещено. Прямо по курсу километрах в 15 синеет небольшой островок индонезийского архипелага.

Первые километры экспедиция проехала по типично русской грунтовой проселочной дороге. Единственное отличие: она со всех сторон окружена пальмами. Вскоре пошел асфальт, который через 350 км пути привел нас в столицу Малайзии Куала-Лумпур.
Основные сложности первых дней состояли в привыкании к жаре, левостороннему движению и местной пище. После непрерывных дождей в Джохор-Бахру наступила солнечная погода с температурой днем 32-34 градуса и ночью 22-24.
Местное население, которое составляют главным образом малайцы, китайцы и выходцы из Индии, относится к нам чрезвычайно дружелюбно. Шоферы приветствуют нас гудками, люди в придорожных кафе машут руками, дети впадают в экстаз и преследуют нас на велосипедах.
В день экспедиция проходит в среднем по 70 км со скоростью 18-20 км в час. Ночуем на берегах рек и каналов. Днем питаемся местной пищей в кафе, утром и вечером готовим самостоятельно на примусах. На перекусах используются бананы, ананасы, кокосы и т.п. Очень много пьем – по 6-8 л воды каждый ежедневно. Водопроводная вода в Малайзии одна из наиболее чистых в мире и пригодна для питья.
Экспедиция пересекла территории султанатов Джохор, Малакка, Негри-Сембилан, Селангор и 31 января прибыла в Куала-Лумпур. Шокирующее впечатление произвели на нас здания Petronas Twin Towers – высочайшие в мире небоскребы, достигающие высоты 452 м при 88 этажах.

www.100meridian.ru

Акклиматизация прошла успешно: мы уже начали мерзнуть
Света (atn@sky.ru)  05.02.2002 11:49




Меньше суток ушло у участников трансконтинентальной экспедиции «Сотый Меридиан» на дорогу от Джахор-Бору (Малайзия) – города, где по замыслу Николая Рундквиста должна была проходить предстартовая акклиматизация экспедиционеров. Как ни странно, более чем 35-ти градусный перепад температуры дался достаточно легко: на духоту и ощущение бани жаловались только первые несколько часов. Сейчас, по прошествии трех дней в районе экватора мы научились даже мерзнуть. Способ достаточно простой: два часа непрерывного купания под шквалистым ветром и проливным дождем. Кстати, о дождях. Они здесь идут практически 50 процентов времени. И, по словам, аборигенов, такую погоду привезли именно мы. Из России. А до нас здесь было сухо. На данный момент состояние у всех участников экспедиции отличное. Велосипеды куплены. Завтра, 26.01.2002 мы отправляемся к официальному месту старта экспедиции – мысу Пиай.

Трех участников экспедиции «Сотый Меридиан» были депортированы из Сингапура
Георгий Пахомов, Алексей Орленко и Александр Еременко под конвоем были препровождены с въезда в Сингапур в автобус, идущий обратно в Малайзию. Оказалось, что гражданам России безвизовый въезд в островное государство Сингапур заказан. Между тем, немцам, французам, англичанам, жителям Австралии, Новой Зеландии не говоря уж о Малайзии, Таиланде и многих других государств достаточно заплатить 1 $ и предъявить при пересечении границы загранпаспорт.
Участники экспедиции «Сотый меридиан» этого не знали, за что и подверглись депортации. Более того, их занесли в специальную базу данных, как опасных нарушителей, которые пытались пересечь границу незаконно. Кстати, Алексей Орленко попал в такую базу данных уже вторично. Первый раз он проштрафился, забыв убрать из ручной клади нож при перелете Куала-Лумпур-Бжахор-Бору.

Сумасшедших в мире гораздо больше, чем мы думали

Большое впечатление на участников экспедиции «Сотый Меридиан» произвели английские путешественники, с которыми мы остановились в Джахор-Бору в одном и том же месте: домашней гостиннице, которая в путеводителе Петит футе отмечена словами «для любителей экстремального туризма».
Сандра и Энтони выехали из Лондона 14 месяцев назад. Они путешествуют на машине, которая больше всего напоминает «горбатый запорожец», да еще и раскрашена горохами четырех разных цветов. Молодые люди пересекли всю Европу, Турцию, Иран, Пакистан, Индию, Лаос, Таиланд и Малайзию. В понравившихся местах они живут по несколько месяцев. Например, в Пакистане прожили целых четыре. Но самые теплые воспоминания у них оставил Лаос: оченоь мало людей, все очень дешево, хорошие дороги и тигров видно прямо с обочины.
После Малайзии они собираются кораблем добраться до Владивостока и пересечь Россию, отчего мы их усиленно отговаривали. Потому что их драндулет российских дорог не выдержит, совершенно точно. Но сами путешественники пока предпочитают не загадывать где и когда закончиться их путешествие.
Очень интересным оказался и владелец гостиницы китаец Чао. Водку он называет «русским ядом», но пьет с удовольствием. Из постояльцев не любит только немцев и американцев. Мол, «нет у них полета души». Три раза в неделю преподает в местной школе маркетинг, а у него дома помимо дворняжки Ину, живут четыре кошки и утка.

Дешево – не значит хорошо
Света (atn@sky.ru)  05.02.2002 15:18




Приобретенные за 70-75 долларов штука велосипеды показали себя далеко не лучшим образом: стали сыпаться на первых же километрах экспедиции «Сотый Меридиан». Отваливаются педали, рвутся цепи, гнутся оси, расшатываются колеса и так далее. Впрочем, со всеми этими поломками механик экспедиции Георгий Пахомов справляется легко. Правда, для этого ему постоянно приходится возить с собой несколько килограммов инструментов и запчастей, а на каждом привале заниматься исключительно ремонтом наших двухколесных друзей. Зато, благодаря этому, еще километров через 700 велосипеды, скорее всего, перестанут трещать и сыпаться, потому что будут буквально по болтику перебраны заботливыми русскими руками. Напомним, все купленные в Джахор-Бору для экспедиции велосипеды относятся к категории «no name», то есть, их фирма-производитель установлению не поддается. На рамах 5ти велосипедов красуется гордая надпись «Yobike», а на женском написано «Nevest».
Малайзия щедро поила нас кокосовым соком

Отношения к местным фруктам и овощам у участников экспедиции «Сотый Меридиан» прошло через несколько стадий. Сначала был ничем не омраченный восторг: бананы гроздьями свисают с придорожных пальм, кокосы валяются под ногами, ананасы возят целыми грузовиками, на неизвестных деревьях растут неизвестные плоды, которые при обнюхивании запросто могут оказаться плодами манго или папайи. Мы восхищались и ели все, до чего можно дотянуться.
На втором этапе стали определяться личные предпочтения участников экспедиции. Алексей Орленко заявил, что кокосовое молоко лучше не только чая, но и пива. И теперь он самый главный специалист по кокосам: за считанные секунды он способен обработать и вскрыть орех так, чтобы не пролить ни капли молока и в то же время не насыпать внутрь опилок. В то же время, попробовав гуаву, завхоз экспедиции Михаил Семенов сказал, что наша русская репа гораздо вкуснее. У Светланы Кулешовой открылась необоримая ностальгия по помидорам, а руководитель экспедиции Николай Рундквист объявил газават бананам. Это произошло после того, как выяснилось, что и в них живут червяки.
Кстати, появление отвращения - это уже последняя стадия. К ней мы перешли, съев 1,5 килограмма мороженного с запахом фрукта «дуриан» (тухлое яйцо с чем-то еще плохо определимым, но таким же противным).

А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо…..

За первые 5 дней экспедиции «Сотый Меридиан» пройдено около трехсот пятидесяти километров. Позади самая южная точка Евразии мыс Пиай, оплот христианства город Малакка и несколько десятков более мелких населенных пунктов. Сейчас участники экспедиции находятся в столице Малайзии городе Куала-Лумпур. Путешествие проходит практически без ЧП, конечно, если не считать двух мелочей.
Примерно 15 процентов поверхности Светланы Кулешовой сейчас окрашены в синий цвет. На четвертый день пути, на крутом спуске и высокой скорости она выехала на заросшую травой обочину и не справилась с управлением. Велосипед пострадал незначительно.
Другому велосипеду повезло гораздо меньше. Сегодня ночью неизвестные злоумышленники похитили средство передвижения Георгия Пахомова. Во время прогулки по китайским кварталам Куала-Лумпура он неосмотрительно оставил велосипед без присмотра буквально на несколько минут.

В целом же, путешествие проходит в полном соответствии с ранее заявленным графиком.

news@radio.ur.ru; atn@sky.ru; gorodok@utksu.uralnet.ru; yef@ucourier.ru;
amj@ufacom.ru; lva@ucourier.ru; ng@apress.ru; nastja@apiural.ru; mscrimson@iname.com; e.oreshin@burda.ru; kundrukova@sport-express.ru; pr@ogonyok.ru

Пройдено около 2000 километров. Участники на велосипедах пересекли Малайзию и Сингапур.
Андрей (andrey@vvv.ru)  25.02.2002 14:57




27 февраля экспедиция прибывает в столицу Тайланда – Бангкок. Здесь исполнится ровно месяц пути экспедиции "Сотый Меридиан". ( 27 января экспедиция стартовала с самой южной точки материка Евразии – мыс Пиай) Пройдено около 2000 километров. Подведем итоги.
В среднем в день экспедиция проезжает от 70 до 95ти километров. Раз в 4-5 дней руководитель экспедиции Николай Рундквист устраивает "выходные". Участники останавливаются в дешевых местных гостиницах и приводят себя в порядок. Распорядок дня у участников экспедиции «Сотый Меридиан» выглядит следующим образом: 6.00 – подъем дежурных.
Они разводят примуса, готовят легкий завтрак и будят остальных. Примерно в 7.00 пьется чай или кофе и даже сладкий молочный суп. Дальше – сборы. В этот момент, обычно, обнаруживаются разные мелкие и не очень неисправности транспортных средств, и начинается ремонт на скорую руку. Время – самое начало девятого. Впереди пять переходов по 30 минут с 15-ти минутным отдыхом после каждого. Первые два-три, обычно, даются очень легко: после ночного отдыха еще много сил, солнце печет не так уж и сильно. Дальше – хуже. Жара становиться невыносимой. Время и километры тянутся все медленнее.

Рекордная скорость передвижения была зарегистрирована 30 января. 63 километра в час – именно с такой скоростью мчался с горы, испугавшись малазийский коров, предводитель экспедиции Николай Рундквист. Самый длинный по километражу день – 10 февраля. За это день было пройдено 110 километров. Самая низкая температура 12 февраля – днем было всего 27 градусов цельсия.
Не считая украденного у Георгия Пахомова велосипеда – все идет по плану.
На сегодняшний день количество участников экспедиции сократилось до 7 человек. Их покинули Светалана Кулешова и Вячеслав Малоярославцев.
Желаем им удачи.
Городские легенды

Жители Малайзии бесконечно потчуют участников экспедиции «Сотый Меридиан» «страшилками» собственного производства. Происходит это обычно вечером, во время установки лагеря. Аборигены приходят посмотреть на пришельцев и, заодно, рассказать пару-тройку историй. Среди прочего звучало: не ставьте здесь лагерь – ночью придут дурные люди, и все у вас украдут. После долгих расспросов выяснилось, что «дурные люди» - это наркоманы и этот пальмовый лес их исконная вотчина. Кстати, в этом же лесу нам пообещали дикое количество змей. Молодые люди даже порывались принести нам мешок соли, чтобы мы обсыпали со всех сторон палатки. Малазийцы утверждали, что это единственное, что может нас спасти. А на вежливый вопрос, что делать, если змея все-таки укусила, ответили коротко и исчерпывающе – «умирать».

Возможно, именно по этому мы довольно скептически отнеслись к сообщению малазийских армейцев о том, что в реке, куда только что уехали купаться Георгий Пахомов и Алексей Орленко, водятся крокодилы и купаться там чрезвычайно опасно. Кстати, про армейцев – отдельная история: они весь вечер и полночи ездили и ходили мимо нас, потому, что мы стояли на пальмовом поле, где на следующий день должны были начаться учения малазийских вооруженных сил. Вояки оказались на редкость компанейскими ребятами…

А про крокодилов они сказали чистую правду.
Вообще-то, если в Малайзии спрашивать у местных про крокодилов, реакция получается примерно, как если в Екатеринбурге спросить про медведей. Это кажется смешным. Мест, где водятся крокодилы не так уж и много. Аллигаторы водятся по большей части там, где крупные реки встречаются с приливом.
На Геру и Леху прилив на реке произвел неизгладимое впечатление. Еще бы: у них на глазах река поменяла направление и в огромной скоростью устремилась в обратную сторону. А про крокодилов мы им рассказали уже потом….

Экспедиционная жизнь

Распорядок дня у участников экспедиции «Сотый Меридиан» выглядит следующим образом: 6.00 – подъем дежурных. Они разводят примуса, готовят легкий завтрак и будят остальных. Примерно в 7.00 мы пьем чай или кофе, едим сладкий молочный суп. Дальше – сборы. Нужно свернуть палатки, уложить все вещи в велорюкзаки, навьючить их на велосипеды. В этот момент, обычно, обнаруживаются разные мелкие и не очень неисправности наших транспортных средств, и начинается ремонт на скорую руку. Но вот мы готовы к выезду. Время – самое начало девятого. Впереди пять переходов по 30 минут с 15-ти минутным отдыхом после каждого. Первые два-три, обычно, даются очень легко: после ночного отдыха еще много сил, солнце печет не так уж и сильно. Едем со средней скоростью 19 километров в час. Дальше – хуже. Жара становиться невыносимой. Время и километры тянутся все медленнее. Приветливость местных людей, детей, а в особенности водителей большегрузных машин начинает казаться неуместной и вызывающей. Еще бы! Едешь себе тихонечко в гору, по узкой дороге с напряженным движением, все мысли в голове только о том, как бы не угодить под колеса проносящихся мимо машин и вдруг сзади истерическое бибиканье! С трудом сдерживаешься, чтобы с перепугу не вылететь на обочину, а мимо проносится нестерпимо доброжелательный лори (грузовик), водитель чуть не по пояс высунулся в окно, машет обеими руками, улыбается во весь рот. Не знаешь, радоваться или злиться.
С грехом по полам добираемся до обеда. То есть до какой-нибудь местной едальни. Там накладывают тарелку абсолютно пресного риса, а дальше полная свобода действий. Можно положить себе к рису практически что угодно: мясо, рыбу, морепродукты, овощи, жаренные ананасы и т.д. С диким количеством местных специй. Потом отдых минут 30-40. И пять послеобеденных ходок.
В день мы проезжаем от 73х до 95ти километров.
А раз в 4-5 дней руководитель экспедиции Николай Рундквист устраивает «выходные». Мы останавливаемся в дешевых местных гостиницах, и 1-2 дня даются на разграбление города. Сегодня заканчивается наша дневка в городе Баттерворс. Всего два дня осталось до границы с Таиландом.

Завершился первый этап экспедиции «Сотый меридиан».
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  19.04.2002 11:21




Дали, Китай, 13.04.02 Завершился первый этап экспедиции «Сотый меридиан». Позади осталась вся Юго-Восточная Азия, включающая Малайзию, Таиланд, Лаос и провинцию Юньнань Китая. За 77 ходовых дней, включающих дни отдыха, экспедиция преодолела 4400 км, затратив на это свыше 250 часов непрерывной езды на велосипеде. www.100meridian.ru


На последнем участке первого этапа между китайскими городами Цзинггу и Дали перевалы превышали 2000 метров над уровнем моря (наибольший – 2214 м из долины реки Фыншэхэ к озеру Эрхай), а горы достигли 4122 м (вершина Дянчаньшань возле Дали).

Первый сюрприз не заставил себя долго ждать. В трех километрах за городом Цзинггу, где была предыдущая дневка, кончился асфальт. Некоторое время дорога имела мощеное покрытие, а вскоре выродилась в узкую пыльную грунтовку. До этого мы хвалили китайские дороги, теперь остается только восхищаться искусством строителей закладывать невероятные серпантины. Дорога до 6-8 раз проходит по одному склону, весьма гуманно набирая высоту. Удается подниматься на перевал, ни разу не слезая с велосипеда. При этом скорость движения достигает 8-10 км в час, а скорость набора высоты составляет 3-4 м в минуту.

11 апреля резко ухудшилась погода. Температура упала до 10 градусов, поднялся ветер, и пошел дождь. Дорога за городом Цзиндуном превратилась в грязевой желоб, в котором в месте с нами барахтались грузовики, трактора и даже легковые автомобили с двухэтажными междугородными автобусами!

Населенность этого района, пожалуй, еще выше. У нас возникли некоторые сложности с выбором места для стоянки, поскольку вдоль дороги непрерывной чередой тянутся либо постройки, либо сырые рисовые поля. Если нет ни того, ни другого, это означает, что дорога идет по краю пропасти. Коллекция экспедиционных ночевок пополнилась стоянками на вершине лысой горы рядом с китайским кладбищем и под мостом в центре небольшого поселка.

Несколько новых наблюдений за местным населением.

Китайцы очень трепетно и нежно относятся к детям. Они всегда при них. Можно видеть картину, как молодая мама с ребенком за спиной орудует тяпкой на крутом склоне, или как отец с двумя-тремя детьми едет по своим делам на велосипеде.

Китай совершенно лишен благовоний, отличающих китайские кварталы всех городов Малайзии и Таиланда от других районов.

Портрет китайца примерно таков: пиджак и брюки, на поясном ремне болтаются ключи, телефоны, ручки, зажигалки. Штанины брюк закатаны сантиметров на 10-15. Шлепанцы надеты на босые ноги. На мизинцах китайцы отращивают длиннющие ногти. Жители Китая мастерски плюют и сморкаются прямо под ноги. Носовые платки в Китае не используются.

У китаянок, в большинстве обладающих очень хорошими фигурами, в моде красные пиджаки и джинсы голубого цвета, расшитые цветочками. Однако, на мой взгляд, короткие юбки, особенно у велосипедисток, делают их еще привлекательнее.

Город Дали, в котором завершился первый этап экспедиции, очень популярен среди туристов благодаря очаровательному пейзажу, мягкому климату и гостеприимству народности бай. Дали, с населением в 300 тысяч жителей, расположен на высоте 1965 м над уровнем моря на берегу озера Эрхай, вытянувшегося вдоль хребта Цаньшанских гор почти на 50 км.

На дневке решаются проблемы дальнейшего продвижения экспедиции на территорию Тибета.


По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru

Экспедиция «Сотый меридиан» находится в Куньмине, откуда 18 апреля вылетает в Бангкок.
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  19.04.2002 11:35




Куньмин, Китай, 15.04.02 Ввиду ухудшившейся, по мнению руководства КНР, политической обстановки в Тибете, являющимся автономным районом Китая, его границы закрыты для пересечения на неопределенный срок как для жителей Китая, так и для иностранцев.


Напомню, что до настоящего времени Тибет борется за независимость вплоть до отделения от Китая. Автономный район представляет собой для КНР занозу в теле, примерно такую же, как Чечня для России. До 1950 года труднодоступный Тибет во главе с далай-ламой был де-факто независимым государством (формально под юрисдикцией Китая). В 1950 году Народно-освободительная армия Китая беспрепятственно вступила в Тибет, поскольку его жители надеялись на демократические свободы при китайском правлении. Однако со временем надежды улетучились, и в 1959 году в Тибете вспыхнуло восстание, которое было жестоко подавлено. В результате физического уничтожения и массовой эмиграции население Тибета сократилось с 6 до 2 миллионов жителей. Далай-лама эмигрировал в Индию.

Предпринятые нами попытки получить официальное разрешение китайских властей на въезд в Тибет успеха не имели. Впрочем, одно из туристских ведомств Китая объявило о своей готовности организовать наш въезд в Тибет, но запросило при этом 6000 долларов США. Экспедиция, с самого начала испытывающая финансовые затруднения, такими средствами не располагает.

В сложившейся ситуации попасть на территорию Тибета можно только из Непала, граничащего с ним на юге. При этом у экспедиции возникают проблемы с получением новых китайских виз. Ближайший к месту нашего дислоцирования населенный пункт, имеющий посольство Китая, – Бангкок. В связи с этим, экспедиции для ее продолжения не остается ничего иного, как совершить перелет по маршруту Куньмин (административный центр провинции Юньнань) – Бангкок (столица Таиланда) – Катманду (столица Непала).

В настоящий момент экспедиция «Сотый меридиан» находится в Куньмине, откуда 18 апреля вылетает в Бангкок.
По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru

Катманду, Непал, 30.04.02
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  14.05.2002 11:39




После того, как выяснилось, что граница между Тибетом и Китаем закрыта, экспедиция «Сотый меридиан» предприняла попытку проникнуть на территорию загадочной и недоступной страны из Непала, граничащего с ней на юге. Для этого был совершен перелет по маршруту Куньмин (Китай) – Бангкок (Таиланд) – Катманду (Непал), осложненный многочисленными пересечениями границ. На этот вояж и решение многочисленных формальностей (от покупки билетов до оформления виз и прочих разрешений) ушли две недели.
Огромную помощь экспедиции оказала таиландская туристическая компания «AsiaWorld Travel», контакты с которой были установлены в октябре 2001 года, когда эта крупная бангкокская фирма принимала участие в туристических выставках в России (Москва, Екатеринбург).

В еще большей степени экспедиция благодарна за возможность своего продолжения генеральному спонсору ООО «Издательство БАСКО» и фирме «Очки для вас», выделившим дополнительные средства в тот момент, когда финансовое положение «Сотого меридиана» было критическим. Команда, в целях экономии средств, жила на пляже в пригороде Бангкока и перешла исключительно на двухразовое питание растворимой лапшой.

И вот, после вынужденных «каникул» экспедиция прибыла в столицу Непала Катманду. Город, с окрестных склонов которого, открывается шикарная панорама заснеженных Гималаев, весьма необычен. Его узенькие и кривые улицы, сплошь забиты торговцами и многочисленными иностранными туристами. Ощущаешь себя окунувшимся в средневековье. Кажется, Катманду был таким же 100, 200 и 500 лет назад. И здесь есть новые постройки, но все они выдержаны в традиционном стиле, характерном для архитектуры Индии. Почему-то полностью отсутствуют филиалы крупнейших банков, обитающие обычно в высотных зданиях из стекла и бетона, и имеющиеся в любом захолустном райцентре Китая.

Индустрия туризма здесь также совершенно неповторима. Наряду с традиционными посещениями храмов, музеев и т.п., заплатив 75 рупий (30 рублей) любой желающий может присутствовать на традиционной церемонии сжигания усопших. На берегу реки на высокой каменной тумбе укладываются дрова, поверх них располагается труп. После завершения кремации все остатки от данной процедуры сбрасываются в реку, где ими живо интересуются многочисленные обезьяны. Прямо напротив расположена школа, а по набережной в ходе мероприятия совершенно спокойно расхаживают молодые мамы с детьми.

Навязчивость торговцев сувенирами беспредельна. Они могут идти за вами, хватая за руки, целый час. При этом цена на товар уменьшается, не поверите, в 15-20 раз. На них не действует ни вежливость, ни грубость, ни просьба о пощаде, ни попытка спасаться бегством. Цыгане на площади 1905 года в Екатеринбурге отдыхают…

Политическая обстановка в стране после убийства королевской семьи Непала в прошлом году весьма сложна. Фактическая власть принадлежит парламенту. Агрессивно ведет себя прокоммунистическая организация, ответственная за регулярные взрывы, забастовки и аналогичные акции. Улицы Катманду наводнены вооруженными до зубов солдатами правительственных войск. К иностранцам они, впрочем, относятся весьма положительно. Это естественно, поскольку туризм – главная статья дохода небогатого Непала.

Второй (Тибетский) этап экспедиции «Сотый меридиан» сразу берет с места в карьер. Уже на второй день начинается самый длинный в мире непрерывный подъем автодороги от непальского поселка Долалгата (540 метров над уровнем моря) на перевал Тангла (5050 м) через главный Гималайский хребет. На протяжении 156 км дорога набирает свыше четырех с половиной километров высоты! Здесь экспедиционеров поджидают пропасти, ущелья, отвесные скалы, тоннели и многое другое. Здесь же между поселками Кодари и Цзангму расположена непальско-китайская граница.

Далее путь экспедиции «Сотый меридиан» лежит вдоль северных склонов Эвереста в долину Брахмапутры и тибетскую столицу Лхасу. Постараюсь при первой возможности информировать о ходе путешествия, хотя в высокогорье неизбежны проблемы со связью и сомнительно, чтобы тибетские деревеньки имели выход в Интернет.


По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru

[20 мая 2002] Лхаса, Тибет, Китай
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  22.05.2002 18:26




Путь экспедиции «Сотый меридиан» из второго по величине города Тибета Шигадзе в его столицу Лхасу вел по долине великой Брахмапутры. Впервые в Тибете дорогу можно назвать хорошей за исключением примерно 80-километрового участка в середине пути. На нем Брахмапутра уходит в глубокое ущелье, шоссе сужается, асфальтовое покрытие заменяется щебнем, а в нескольких местах сошедшие сели вообще ликвидируют дорогу. Вход в ущелье ознаменовался важным для экспедиции событием – мы преодолели 5000 км на велосипедах от мыса Пиай!
На первом отрезке пути Брахмапутра течет в широчайшей долине, разливаясь на множество рукавов. Здесь она напоминает многие восточно-сибирские реки. Ниже, в ущелье грохочет неистовая горная река, способная привлечь любителей остросюжетного сплава. Выйдя из каньона, Брахмапутра снова успокаивается и опять растекается на множество рукавов. Здесь же появляются первые деревья: вековые ивы и молодые насаждения тополей. Пейзажи, если абстрагироваться от снежных гор на горизонте, типично уральские, а тополиный запах возвращает нас на Родину. К сожалению, почти обязательным ежедневным атрибутом являются пыльные бури и смерчи. К счастью, не продолжительные.

Последние километры пути экспедиция поднимается вверх по долине реки Лхаса до одноименного города, основанного в VII в. тибетским царем Сронцзангамбо. В переводе с тибетского – «Святая земля». Лхаса до настоящего времени является религиозным центром ламаизма. Улицы наполнены монахами в бордовых одеждах и толпами разноязычных паломников, для которых посещение святого места является целью жизни.

Главная и всемирно известная достопримечательность тибетской столицы – дворец-монастырь Потала, бывшая резиденция далай-ламы. В состав дворца, расположенного на склонах холма, входят храмы, монастыри, укрепления. Отдельные постройки достигают тринадцати этажей. Это особенно впечатляет, поскольку начало строительства Поталы относится к VII в.

В целом же Лхаса типично китайский город, изобилующий магазинами, ресторанчиками, уличными торговцами и попрошайками. Многие ветхие тибетские постройки ликвидируются и заменяются современными бетонно-стеклянными зданиями офисов и банков. Трудно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, город утрачивает тибетский колорит, но, с другой, совершенно очевидно, что руководство Китая вкладывает значительные средства в развитие города и региона. До появления китайцев в середине ХХ в. у тибетцев не было дорог, промышленности, они даже не знали колеса! Последний суперпроект КНР – строительство самой высокогорной железной дороги, взбирающейся на высоты свыше 5200 метров над уровнем моря и призванной связать Лхасу с остальной территорией Китая.

О тибетцах. Они достаточно суеверны. Например, чтобы не отпугнуть удачу они всюду привязывают в дар ламам белые шарфы – кхаты. Их можно видеть на автомобилях, автобусах, монастырях, перевалах и даже почти на каждом мало-мальски опасном повороте дороги. Это напоминает российскую традицию привязывать всякие тряпочки в местах паломничества. Распространены и несколько диковато выглядящие для нас свастики – тибетские символы благополучия. Каждая вторая машина напоминает своей символикой фашистский транспорт времен Второй мировой войны. Тибетцы не столь просты, как может показаться при первом знакомстве. Классический местный прикол: продажа туристам осла или мула для переноски тяжестей. Умное животное через пару дней бросает новых хозяев и благополучно возвращается домой.

Несколько слов об участниках экспедиции. Акклиматизация завершена, недостаток кислорода не ощущается. Мы уже способны проезжать на велосипедах свыше 80 км в день на высоте 4000 м. Однако сухой воздух, пыльные дороги и огромные перепады температур от минус 10 до плюс 30 градусов сделали свое дело: большинство участников экспедиции страдает болезнями горла.

Участники «экспедиции посещения» А. Блинков, Б. Добровольский и Т. Миронова 21 мая отправляются на Родину. Остальные пятеро участников (Н. Рундквист, Г. Пахомов, М. Семенов, А. Орленко и П. Захаров) продолжают путь в сторону высшей вершины тибетского нагорья горы Ньенчентанглы, городов Намчу, Амдо и далее в сторону границы Тибета с провинцией Цинхай.

Николай Рундквист, руководитель экспедиции «Сотый меридиан».


По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru

Покорение опасной горы
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  24.05.2002 12:31




На востоке гор Гандисышань Ньенчен-Тангла является самой высокой в одноименном хребте. Хребет Ньенчентанглха разделяет бассейны рек Цангпо (Брахмапутры) на юге и Наг-Чу (верховья Салуина) и озера Намцо на севере. Сложен гранитами, известняками, песчаниками. Осевая линия хребта представляет собой непрерывную цепь снежных гор с относительно ровным гребнем. На всем своем 600-километровом протяжении хребет не имеет ни одного перевала ниже 5000 м. Склоны скалисты, много осыпей. Хребет характерен чрезвычайно высокой снеговой линией, лежащей в интервале от 5400 до 5800 м. Это обстоятельство связано с сухостью климата. С юга к хребту подступают высокогорные степи и полупустыни, на северных склонах преобладают ландшафты холодных пустынь.
Восхождение на вершину планируется в альпийском стиле без организации промежуточных лагерей. Предварительная акклиматизация заключается в последовательных тренировочных подъемах на высоты 5400-5600 м с последующими спусками на отдых и пешеходным кольцевым походом с прохождением перевала 6100-6200 м.

Анализ карты масштаба 1:500000 показывает, что гора относительна полога и предположительно проста технически. Опасность таят недостаток кислорода и возможные на большой высоте понижения температуры до –20-25°С, а также связанные со значительными суточными колебаниями температуры сильные местные ветра с частыми пыльными бурями. На восхождение планируется 14 дней.
Буквально в 20 км от Ньенчентанглхи расположено одно из крупнейших высокогорных озер мира – Намцо (по-монгольски Тенгри-Нур, «Небесное озеро», площадь 2000 км, вытянуто с запада на восток на 80 км, ширина 113 км, высота над уровнем моря 4627-4718 м). Озеро бессточное и соленое. Покрыто льдом с ноября по май. Богато рыбой. Второе место среди соленых высокогорных озер Тибета после Кукунора. К западу от озера заповедник перелетных птиц. Окружающий ландшафт – травянистая степь с редкими палатками кочевых пастухов.


По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru

"Экспедиция посещения" возвратилась назад
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  27.05.2002 11:00




После трех с половиной месяцев непрерывного движения Экспедиция “Сотый Меридиан” отметила важное событие. От мыса Пиай (старт экспедиции) члены команды преодолели на велосипедах 5000 км. Радость этого события вместе с экспедиционерами разделила “группа поддержки” команды “Сотый Меридиан”. 25 апреля из “Кольцово” на встречу с основным составом экспедиции отправилось четыре человека. Цель их поездки – поддержать “Сотый Меридиан” на самом трудном этапе. Сегодня же участники «экспедиции посещения» - А. Блинков, Б. Добровольский и Т. Миронова - прилетают обратно в Екатеринбург. А участник «группы поддержки» – П. Захаров – примкнул к основному составу экспедиции, чтобы совершить восхождение на гималайский семитысячник Ньенчен-Тангла.
Фильм "Сотый Меридиан" едет на фестиваль С 20 по 23 июня в «сердце» Европы - в Праге – пройдет Фестиваль Приключенческого и Экстремального кино. Проводится это грандиозное мероприятие впервые, но уже сейчас о своем участии в фестивале заявило более 100 производителей экстремального кино со всего мира. В состав жюри, среди всех прочих, будут входить двукратный номинант на Оскар - оператор Мирослав Ондришек. А также сын прославленного исследователя, друг Стивена Спилберга и Джеймса Кэмерона - Жан-Мишель Кусто. На этот фестиваль был приглашен и фильм об экспедиции «Сотый Меридиан». Сегодня первые три серии приключенческого сериала о российских экстремалах отправились в Прагу для участия в конкурсе.

Нагчу, Тибет, Китай, 01.06.02
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  04.06.2002 13:35




За два дня экспедиция «Сотый меридиан» добралась от столицы Тибета Лхасы до маленького поселка Доцзе, ближайшего населенного пункта к Ньенчентангле. В этой деревеньке мы оставили велосипеды и пешком отправились к основанию горы по долине ручья. Это заняло еще один день. 24 мая экспедиция начала непосредственное восхождение на Ньенчентанглу Южную. Каменные осыпи постепенно перешли в скальные выходы, чередующиеся с языками ледников.
К концу дня восходители поднялись до высоты 6000 метров и организовали лагерь на крутом ледовом склоне, вырубив горизонтальную полку. Двойка П. Захаров и М. Семенов в тот же день достигла вершины горы (6183 м), где также установила лагерь. Остальные участники экспедиции А. Орленко, Г. Пахомов и Н. Рундквист достигли вершины в 9 часов утра следующего дня. К этому времени резко ухудшилась погода: полностью пропала видимость, усилился ветер и пошел снег. Вероятно, это связано с сильным муссоном, пришедшим с юга. Обычно они останавливаются главным Гималайским хребтом и не достигают внутренних областей Тибета. Однако этот муссон оказался чрезвычайно мощным и преодолел Гималаи.

В ожидании улучшения погоды экспедиция провела на вершине горы свыше суток и только в первой половине дня 26 мая предприняла попытку спуска, который осложнялся значительной лавинной опасностью и по-прежнему ограниченной видимостью. Не обошлось и без спуска небольшой лавины. К счастью, никто не пострадал, и восходителям удалось спуститься до скал и каменных россыпей, которые требовали повышенной аккуратности. К концу дня экспедиционеры спустились в долину ручья.

В условиях яркого высокогорного солнца, снежной бури и тумана незаменимую помощь оказали комплекты очков, предоставленных екатеринбургской фирмой «Очки для вас» – одним из спонсоров экспедиции.

Всю ночь с 26 на 27 мая непрерывно шел снег, осложнивший спуск по долине ручья в Доцзе. Неприятности поджидали нас и в самом поселке. Местные тибетские жители использовали наши велосипеды в качестве развлечения по полной программе: вырванные спицы и тормоза, «восьмерки» на колесах, поломанные багажники…

С 28 по 31 мая экспедиция «Сотый меридиан» преодолела несколько перевалов между поселком Доцзе и районным центром Нагчу. Муссон продолжал бушевать: каждый день сопровождался сильным ветром, осадками, грозами. В ночь на 30 мая опять выпал снег до 15 см глубиной. Снегопадом встретил нас 31 мая и город Нагчу, расположенный на высоте 4440 метров над уровнем моря.

Параллельно трассе, по которой путешествует экспедиция, идет гигантская стройка железной дороги, призванной связать Тибет с остальным Китаем. Строители возводят мосты, строят станции, прокладывают тоннели. Китайцы (именно они составляют большинство строителей) исключительно доброжелательны вплоть до угощения нас бесплатными обедами в своих временных рабочих поселках.

Ландшафт в последние дни довольно скучен. Высокие горы уступили место пологим унылым холмам, лишенным древесной растительности. До горизонта тянется то ли степь, то ли тундра, заполненная стадами овец и яков. В самых неожиданных местах можно наблюдать небольшие тибетские поселения, характерные невысокими постройками с плоскими крышами.

Второго июня экспедиция продолжает движение из Нагчу на север. Впереди граница Тибетского автономного округа с провинцией Цинхай. Дорога пересекает этот рубеж на перевале Тангла (5180 м). Возможны осложнения со связью, поскольку в провинции Цинхай практически отсутствуют населенные пункты вплоть до города Голмуд, которого экспедиция достигнет не ранее 16-18 июня.

Николай Рундквист, руководитель экспедиции «Сотый меридиан».


По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru

Голмуд, провинция Цинхай, Китай, 17 июня 2002 г.
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  24.06.2002 14:59




Завершен второй (Тибетский) этап экспедиции «Сотый меридиан». В двух словах его можно назвать путешествием в стратосферу или подъемом в ад. С момента последнего выхода на связь из тибетского городка Нагчу экспедиция «Сотый меридиан» проехала на велосипедах свыше 800 км по дорогам поднебесного Китая. Мы пересекли границу Тибетского автономного округа и оказались в провинции Цинхай. Это событие, впрочем, совершенно не сказалось ни на рельефе местности, ни на содержании кислорода в воздухе. Тибетское нагорье распространяется и на территории Цинхая.


Последний отрезок пути был сложнейшим на всем протяжении экспедиции. Во-первых, мы преодолели свыше десятка перевалов, три из которых превышают 5000 метров над уровнем моря (наибольший – Тангла, 5231). Во-вторых, мы познали прелесть чудовищного тибетского лета: ни в один из первых четырнадцати дней июня не обошлось без снега, сопровождаемого порой ураганным ветром. И, наконец, кислородное голодание, к которому нельзя привыкнуть. Со 2 мая по 15 июня экспедиция ни разу не опускалась ниже 3650 метров над уровнем моря, находясь большую часть времени выше 4500 м. Даже Всекитайская велосипедная экспедиция Пекин – Лхаса, попавшаяся нам навстречу, при подъемах на перевалы, в отличие от нас, пользуется кислородными баллонами. Мы же после рывков и ускорений задыхаемся как астматики.

Тибетские пейзажи в последние дни стали весьма унылыми: тундра, напоминающая нашу Чукотку и редкие горные хребты, слегка радующие глаз снежными вершинами. Даже пересеченная нами великая река Янцзы не произвела никакого впечатления.
Плотность населения в горных районах Цинхая намного меньше, чем в Тибете. Любопытствующие аборигены со всегда открытыми ртами исчезли. Им на смену пришли люди в белых тюбетейках (не китайцы). Они проповедуют ислам и не кормят свининой.

В Цинхае в полный рост идет строительство тысячекилометровой железной дороги Голмуд – Лхаса. Грандиозность этого замысла сродни Великой Китайской стене. Сотни тысяч людей строят мосты, путепроводы, тоннели, насыпи в горах на высотах свыше 4500-5000 метров. Инженерная смелость проекта потрясает! Китайцы – великие труженики, рано утром при любой погоде они приступают к работе. Бесчисленные флаги и транспаранты напоминают нам времена славного социализма. Не сомневайтесь: очередное китайское чудо будет готово в срок!

Китайские железнодорожники – спонсоры экспедиции «Сотый меридиан». Множество раз они совершенно бесплатно кормили экспедиционеров шикарными обедами, проявляя к нам неподдельный интерес. Помощь китайцев очень актуальна, поскольку юани у нас давно кончились, а обменных пунктов в Тибетском нагорье нет. Приходилось ходить с протянутой рукой, в которой зажата долларовая купюра, никому не нужная в этих суровых краях.

На последнем отрезке пути было и очаровательное событие – спуск в Голмуд. Уже на 3500 метрах мы были близки к кислородному отравлению. Мы пили, пили и пили теплые воздушные потоки, наполняющие легкие кислородом! А как здорово валяться в траве, наслаждаясь ее ароматом, слушать птиц и любоваться цветочками! Чтобы познать такие простые радости надо месяц слоняться по горным тундрам.

После непродолжительного отдыха экспедиция продолжит путешествие. Третий этап – Гоби, Хангай, Байкал.


По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru

Экспедиция «Сотый меридиан» едва не погибла в пустыне Гоби от… наводнения!
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  09.07.2002 16:36




Экспедиция «Сотый меридиан» едва не погибла в пустыне Гоби от… наводнения! Это произошло 24 июня. Неожиданно разыгралась гроза. Участники экспедиции спрятались от сильнейшего дождя с градом под небольшим мостом. Сухое русло ручья постепенно стало наполняться водой. Вдруг Петя Захаров кричит: «Смываемся отсюда!». Прямо по руслу ручья несся вал воды с камнями и песком высотой метра три. Только мы выскочили из-под нашего укрытия, как мощнейший поток воды, сметая все на своем пути, полностью занял пространство под опорами моста. Заяц, который пережидал непогоду по соседству с нами, оказался не столь проворен. Его смел поток и он погиб.

Вообще, третий, пустынный этап начался весьма оригинально. В городе Хухохоте – столице провинции Внутренняя Монголия (есть такая в Китае), отличающейся крайней засушливостью климата, мы в течение суток пережидали тропический ливень, который принес примерно тридцатилетнюю норму осадков. В результате стихийного бедствия в провинции погибло свыше 200 жителей. Последующие дни также не обошлись без осадков, что по большому счету предпочтительнее 45-градусной жары. Таким образом, пустыня не предъявила нам своих главных козырей.

29 июня экспедиция «Сотый меридиан» пересекла китайско-монгольскую границу.

Пейзажи Монгольской пустыни Гоби весьма скучны. Наше путешествие скрашивает только гостеприимство и внимательность монголов, а также встреча с автомобилем поддержки во главе с Сергеем Симаковым.

Завтра утром покидаем столицу Монголии и продолжаем путь на север. До российской границы осталось менее 400 км.

Николай Рундквист, руководитель экспедиции


По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru

Турбаза «Щучье озеро», Гусиноозерск, Бурятия, Россия, 9 июля 2002 г.
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  12.07.2002 16:09




Ура! Экспедиция «Сотый меридиан» после пяти с половиной месяцев скитания по чужбине вернулась на Родину. Это случилось на 167-й день путешествия, вечером 6 июля.
Из столицы Монголии Улан-Батора выехали третьего июля. Сама столица напоминает средний российский областной центр. Большинство населения понимает и говорит по-русски. Практически все товары российского производства. Удивительно, но Китай представлен очень скупо. Сами монголы объясняют это историческим антагонизмом со своим южным соседом. Вообще жители Монголии негативно относятся и к другим азиатам – корейцам и японцам. Непонятно почему, но все монголы истошно болели за турецких футболистов в их матче против Кореи. Столь же непонятна мне любовь монголов к россиянам. «Россия и Монголия – дружба на века!» – самый популярный тост.


Природа Монголии вдоль дороги Улан-Батор – Улан-Удэ довольно скудна: бесконечные лысые холмы, по склонам которых пасутся лошади и коровы. Лишь изредка на макушках гор и вдоль рек можно встретить островки березовых, сосновых и ивовых лесов. Самым красивым местом является, пожалуй, река Ерее (бассейн Селенги). О стоянке в лесу на берегу реки мы мечтали последние два месяца, поэтому, увидев нечто подобное, сразу встали на ночевку, не дойдя двух с половиной запланированных переходов. В тот же день 5 июля была зафиксирована максимальная за последнее время температура воздуха: 35 градусов в тени и 56 на солнце.

Через час после выезда из города Сухэ-Батора мы увидели вдали купол церкви и высокую колокольню. Это была Россия. Злобность монгольских и российских пограничников явно преувеличена в дорожных легендах. Миновав последнюю нейтральную полосу, я сообщаю, что ни на одной из многочисленных пересеченных нами границ мы не подвергались никакому(!) таможенному досмотру. Нигде!
Пограничный бурятский городок Кяхта больше, чем можно было предположить. Мужики с бутылками пива что-то кричат нам. Первая мысль: откуда здесь русские? Вторая: откуда они знают, что мы русские?

Субботний вечер: Россия гуляет. Все кафе, ресторанчики и бары забиты выпивающим населением. Нас встречают с интересом и по-доброму. Сыплются классические русские вопросы: «Сколько вам платят? Как вы без баб? Зачем все это нужно?». А мы уплетаем позы – большие и вкусные бурятские пельмени, напоминающие казахские манты.

Государственный рубеж России совпадает с некоей географической границей. Лысая Монголия внезапно сменяется русскими лесами. Становится очень красиво и как-то сразу по-домашнему (похоже на Южный Урал). Правда, есть и негатив: Россия встречает нас дождем и комарами!

В следующие два дня мы углубились на территорию России на 140 км и остановились на дневку в исключительно красивом месте на берегу Щучьего озера у подножья хребта Хамар-Дабан (в 10 км к северу от города Гусиноозерска). 10 июля путешествие будет продолжено. Впереди столица Бурятии – город Улан-Удэ, устье Селенги, озеро Байкал.

Николай Рундквист, руководитель экспедиции

По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru

Славное море, священный Байкал
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  22.07.2002 15:21




Экспедиция «Сотый меридиан» прибыла в город Иркутск, здесь мы встречаем группу поддержки, которая доставит нам снаряжение необходимое для длительного сплава по сибирским рекам. Экспедицию покидает (надеемся не надолго) Петр Захаров, но к нам присоединятся новые участники.
На пути к Байкалу нам пришлось преодолеть множество больших и малых хребтов, но и самые крутые перевалы не могли избавить нас от радостно-восторженного ощущения: да это Россия! Ничего монгольского уже не осталось. Радикально изменился ландшафт, погода, архитектура, состояние дорог. Несколько огорчает, что после китайских «щадящих» подъемов на самые крутые перевалы, наши дороги оказались не в пример хуже, и даже не в плане покрытия (хотя оно оставляет желать лучшего), дороги проложены очень прямолинейно, чтобы подняться на перевал, приходиться преодолевать десяток спусков-подъемов.

Однако Байкал встречал нас не очень радостно. Хмурое небо, асфальт в лужах, штормовой встречный ветер, постоянные спуски-подъемы, холодно, греешься, когда на трассе, стоит остановиться, как пробирает дрожь – всего 10 градусов при сильнейшем ветре – не очень гостеприимно нас встречает Байкал. Байкал вылетел из-за горы, как чайка на штормовом порыве. Мы, разрезая плотный встречный ветер, летели с очередной горки.

Выезд на «священное море» оказался непростым, путь преграждала железная дорога, нашли место не с первого раза, то машина не могла проехать, то место не нравилось, но уже все были в предвкушении дневки, дальше медлить нельзя! Трехдневная хмарь начала покидать небо, ветер перестал быть штормовым. Дневка! – Как много в этом слове…

Байкал – это море! Штормовой прибой, галечный пляж, безграничная ширь, да и запах! Да, этот запах всегда сопутствует морю. Мне довелось повидать берега множества морей, они очень разные, но запах, запах то одинаковый! Я ошибался, когда говорил в Бангкоке, что до Северного Ледовитого океана нам не увидеть моря.

У нас постоянно спрашивают – «Откуда едете?». На ответ – «Из Сингапура», качают головами со словами – «Да знаем и мы географию, заливать то!». Ни в одной из семи предыдущих стран не ставили под сомнение наши слова о маршруте экспедиции, несколько обидно, что соотечественники нам не верят. Быть может, за доверчивость россияне уже слишком дорого заплатили. Сейчас трудно судить почему, мы еще не чувствуем себя вполне дома.

Николай Рундквист, руководитель экспедиции


По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru

Завершился третий этап экспедиции «Сотый меридиан».
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  16.08.2002 12:59




Усть-Кут, 2 августа 2002 г. 21 июля 2002 года в поселке городского типа Качуг завершился третий этап экспедиции «Сотый меридиан». В общей сложности участники основной группы за полгода путешествия преодолели свыше 8000 км по азиатским дорогам. В предпоследний день был установлен суточный рекорд – 124 км! В Качуге состоялось воссоединение участников этапа №4. На этот раз группа поддержки превосходила численностью основной состав экспедиции и отличалась значительным разнообразием – половозрастным и географическим: младшему участнику Василию Орленко – 15 лет, старшему Владимиру Юрину – 49. Кроме участников из Екатеринбурга в группе поддержки путешественники из Краснодарского края, Курганской области и Нижнего Тагила.


Таким образом, численность команды составила одиннадцать человек, в том числе четыре женщины. Двенадцатым участником стал двухмесячный котенок мужского пола черно-белого окраса, подобранный в пивной Качуга, и названный Сингапуром.
Этап №4 характеризуется многими изменениями. Прежде всего, изменился способ передвижения: сплав по одной из крупнейших рек Сибири Лене. Велосипедные этапы более динамичны и пыльны, сплав более стабилен и отличается чистым воздухом, водой и ощущением необъятного простора.

22 июля к обеду катамаран-гигант размером 7 на 2,2 метра и водоизмещением 6,5 тонн был торжественно спущен на воды Лены, которая приняла его весьма благосклонно. Первые три дня сплава были очень жаркими. Впрочем, основные участники, прошедшие Малайзию и Гоби, кажется, этого не замечали. Томимые 35-градусной жарой экспедиционеры купались прямо с катамарана в кристальной Ленской воде.
Ключевой фразой участка от Качуга до Усть-Кута была «Мы никуда не спешим…». Сказывалась усталость участников от перемены мест. Берега Лены, ее неторопливое плавное течение настраивало на возвышенно-философские мысли.

Правый берег Лены очень высокий, скалистый, левый более пологий, вода совершенно прозрачна, на дне колыхались длинные зеленые водоросли, напоминающие волосы русалок, а между ними ходили большие рыбы. Над рекой часто пролетали большие птицы. Кажется, это были коршуны и соколы.

Лена становилась все шире и шире, то справа, то слева в нее с громким журчанием вливались большие и маленькие притоки. Деревни по берегам производили благоприятное впечатление – сенокосы, пасущиеся стада, лодки-моторки по берегам. Однако, следуя далее, мы видели и умирающие деревни, где количество жителей не превышало десятка человек, живущих практически натуральным хозяйством. В деревнях мы пополняли свои продуктовые запасы, но далеко не всегда это можно было сделать. Так мы с нетерпением ждали Сурово, обозначенное на карте как поселок городского типа, надеясь прикупить там хлеб и сгущенное молоко. Но Сурово встретило нас заброшенной небольшой, но очень красивой церковью на берегу и полной тишиной. Оказывается, в нем проживает всего три человека…

Сплавляясь, мы все же убедились, что Сибирь – суровый край. Даже летом – три дня сильнейшей жары внезапно сменились пасмурными, серыми днями. Очень досаждали комары и особенно мошкара, которая постоянно вилась перед глазами, облепляла все открытые участки тела, кусаясь болезненно и с последующим долгим зудом. Недаром местные жители даже в магазин выходят в накомарнике.

Так шел день за днем и, несмотря на статичность пейзажа и движения, время проходило быстро. Гребли по очереди, обед и ужин готовили на катамаране, двигались по 10 часов в сутки. Попробовали мы и ухи из Ленской рыбы, которая весьма высоко была оценена участниками экспедиции.

Известный кубанский путешественник Константин Мержоев, присоединившийся к экспедиции с четвертого этапа, привез с собой губную гармошку и самоучитель к ней. Алексей Орленко очень быстро и успешно освоил музицирование на ней. Долина реки оглашалась звуками «Там, вдали за рекой…» и «Миленький ты мой…». Вслед за Лехой это искусство освоили и некоторые другие участники экспедиции.
30 июля экспедиционеры прибыли в Усть-Кут. Группа поддержки отправляется домой, а основные участники продолжают сплав по Лене до Киренска.

Ольга ХАЛЯЕВА, участник группы поддержки экспедиции «Сотый меридиан»


По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru

«Сотый меридиан», затарившись продуктами покинула город Усть-Кут
Сотый Меридиан (100meridian@100meridian.ru)  16.08.2002 13:06




5 августа 2002 г. Киренск, Иркутская область, Россия. 2 августа экспедиция «Сотый меридиан», затарившись продуктами на ближайший месяц, покинула город Усть-Кут (62,4 тыс. чел.). Это старинный город. Усть-Кутский острог основан в 1631 г. В настоящее время – крупный перевалочный пункт. У речников Усть-Кут известен под названием порт Осетрово, у железнодорожников – станция Лена.
Ниже Усть-Кута Лена пересекает Лено-Ангарское плато – холмистую (до 1000-1500 м), поросшую лесом местность. На этом отрезке могучая сибирская река несет воды в глубоко врезанной долине, скалистые крутые берега поднимаются над рекой нередко на 300 метров. То тут то там берега реки украшают знаменитые Ленские столбы. Ширина долины изменяется от 1 до 10 км, местами имеются сужения, так называемые «щеки», например, «Пьяный бык», где струя реки зажата в 200-метровом каньоне. Соответственно, на разных участках различна и скорость течения реки.

Ниже Усть-Кута Лена поражает интенсивностью судоходства. В сутки нам встречается 20 и более больших судов. Примерно через 100 км встретились с баржой «Яков Сидельников» – одним из участников недавнего трагического столкновения на Лене, унесшего шесть человеческих жизней. Из беседы с экипажем выяснилось, что столкновение произошло по вине танкера. Баржа в настоящее время направляется в Киренск для ремонта.

В Усть-Куте, Киренске и даже во многих деревнях люди слышали по радио или из газет об экспедиции «Сотый меридиан».
5 августа экспедиционеры прибыли в Киренск (16,2 тыс. чел.). Город основан как зимовье в 1630 г. под названием Никольский погост, затем Киренский острог. В 1639 г. Ерофей Хабаров построил здесь соляную варницу. Центральная часть города расположена на острове, образованном Леной, Киренгой и ее протокой. Каждую весну здесь случаются наводнения. Имеются судоремонтный, деревообрабатывающий и ликероводочный заводы. Краеведческий музей. И – Интернет!!!

6 августа «Сотый меридиан» достигнет поселка Чешуйска, от которого планируется 25-километровый волок до деревни Подволошино, расположенной уже на Нижней Тунгуске.

Алексей Орленко, Георгий Пахомов, участники основной группы экспедиции «Сотый меридиан»


По всем вопросам обращайтесь 100meridian@100meridian.ru




Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2017
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1.  Продажа параплана,подвески,запаски, рюкзак, Продам пароплан EDEL VISION. OF FUTURE, control M...
[Парапланеризм/Продажа]
Татьяна, 15.10.17, 17:50
2. 
ПРОДАМ Fabarm   S.A.T. 8 Pro Telescopic 60000 т.р, Классификация: Назначение - Спорт (IPSC) Тип кан...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Сергей, 14.10.17, 13:48
3. 
Доска фристайл Скайт LE, Идеальное состояние
[Виндсерфинг/Продажа]
Аркадий, 12.10.17, 17:27
4. 
Продам ИЖ - 27ЕМ 12 кал., Продам ИЖ-27ЕМ 12 кал. 2005 г.в. Состояние отлично...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Алексей, 11.10.17, 10:59
5.  Stoeger 2000A, Ружье Stoeger 2000A 12 калибр 5-зарядка. Цвет ...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Владимир, 10.10.17, 23:16

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 558


Новые фотографии:


Путь
23.03.17, 01:01

Команда
22.03.17, 00:43

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Новогодний выезд в Крым Школы альпинизма [7288], Скалолазание, Алексей Трубачёв, 01.02.05
2.  Стихи о походе по Приполярному Уралу [7393], Путешествия, Ольга Приходько, 16.04.01
3.  Юношеский рейтинг скалолазов России.Юниоры. [7339], Скалолазание, Автор неизвестен, 18.04.01
4.  ОТЧЕТ о горном туристском путешествии шестой категории сложности по Северному Памиру (стр.2) [7115], Горный туризм, Андрей Лебедев, 03.11.01
5.  В ЛАБИРИНТАХ ГИМАЛАЕВ Часть II [7146], Альпинизм, Автор неизвестен, 29.10.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Юрий Линник, статей: 1, просмотров: 7687
2.  Захаров Николай, статей: 3, просмотров: 22271
3.  Екатерина Рерих, статей: 1, просмотров: 7270
4.  Олег Кунгуров, статей: 1, просмотров: 7641
5.  Виктор Языков, статей: 1, просмотров: 7327

1, 2, 3, 4, 5, 6