Закончив кругосветное путешествие на автомобиле, я завершил второй в своей жизни этап путешествий.
А первый многолетний этап был посвящен рафтингу (сплаву по горным рекам), в котором (как я уже писал ранее) я совершил всё, что только можно как-то заформализировать (я сплавился со всех восьмитысячников и самых высоких вершин всех континентов, совершил сплавы-первопрохождения в Китае с двух самых высоких вершин мира - Эвереста и Чогори, спустился по горным истокам двух величайших рек мира - Амазонки и Нила, наконец, установил в Тибете рекорд высокогорности сплава - 5600 м).
Читатели моей первой книги ("На катамаране с высочайших вершин мира") знают, с какими опасностями и трудностями мне пришлось при этом столкнуться. А для тех, кто не читал эту книгу, я немного повторюсь.
Осуществление этого грандиозного проекта (посвященного рафтингу) потребовало от меня максимальной отдачи во всех отношениях (физическом, психологическом и т.д.), при этом проведение ряда экспедиций было сопряжено с большим риском. Впрочем, за всю свою походную жизнь я рисковал очень много раз (и не только во время заграничных экспедиций). Приведу лишь несколько примеров.
Много лет назад (когда я еще был студентом) при сплаве по Хандыге в Якутии (этот случай я уже описывал, но лишь вкратце) на реке случился дикий паводок, вызванный непрекращавшимся дождем (как сказали мне на водомерном посту в селении Прижим, за сутки уровень воды в реке поднялся на пять метров). Доселе спокойная река взбесилась. Я со своим напарником Сашей Горбом все же рискнул отправиться в плавание на байдарке. На одном из образовавшихся через прибрежные камни водопадов мы перевернулись, меня затащило под какую-то скалу, и в течение почти двух минут я находился там в кромешной темноте, не зная толком, где верх, где низ, однако не предпринимая активных действий (нас учили в подобной ситуации, чтобы сэкономить кислород в легких, не делать резких движений, пока тебя не "выплюнет" на поверхность). И лишь когда кислород в легких практически иссяк и у меня начались глотательные судороги, я стал отчаянными взмахами рук грести вверх, и мне все-таки удалось выплыть на поверхность. Я начал было глотать спасительный воздух, но тут оказалось, что я всплыл в каком-то мощном струйном пороге, и здоровые валы стали накрывать меня с головой. Но мне повезло: рядом проплывало большое бревно, за которое я успел ухватиться. Однако возникла новая проблема. В те времена было принято сплавляться в прорезиненных охотничьих штанах (приклеенных к сапогам), опоясанных резиновым ремнем (чтобы внутрь штанов не попадала вода). Но за две минуты пребывания под водой последняя все-таки заполнила штаны, и в итоге оказалось, что я плыл по реке фактически с двумя огромными гирями на ногах. Эти гири никак не позволяли мне встать на ноги на мелких участках реки. Меня, как бревно, тащило по этим мелям, я считал своим копчиком все камни, но встать не мог. В конце концов с помощью соответствующих гребков руками сделал так, что мое тело прибило к галечному острову, я (опять же - как бревно) закатился на него и только тогда смог подняться на ноги.
Не менее серьезные чрезвычайные происшествия случились при сплаве по Бий-Хему в Саянах. Так получилось, что я не смог "стыковаться" с группой, сплавлявшейся с верховьев (а я "заходил" снизу от Тоора-Хема - на моторке до водопада, а затем пешком) - я опоздал на день, а группа ушла с оговоренного заранее места встречи на сутки раньше оговоренной даты "стыковки". Так как я собирался присоединиться к экипажу плота (и, естественно, кроме личного снаряжения, двух гермомешков и одного весла, ничего с собой не взял - ни гондол, ни топора), то пришлось около двухсот километров сплавляться по Бий-Хему (до Тоора-Хема) на связке полувлажных бревен (которые держали лишь часть моего веса) и спасательного жилета. Конструкция была жутко инерционной. Я опасался, что нас затянет в водопад в конце первого участка сплава. Этого не случилось, но произошло другое. На одном из крутых поворотов реки у левого берега образовался большой залом из бревен, куда потащило мое "судно" (а я восседал на нем без спасжилета). Как я ни пытался уйти от скопления бревен, сделать это мне не удалось. И меня вместе с моим псевдоплотом затащило под залом. Я плыл под водой, естественно, с открытыми глазами. Зрелище было жутким. Над моей головой и возле нее проносились бревна, и я с трудом успевал увернуть голову от них. Это был настоящий подводный слалом. В какой-то момент я заметил свободное пространство между бревнами, схватился руками за них, подтянулся и оказался на поверхности воды, а затем залез на верх залома. Мой "плот" заклинило среди бревен. Я с трудом высвободил из них свой спасжилет и принялся за вязку нового "плота" из таких же полувлажных бревен (сухих поблизости не было).
Другое ЧП случилось уже в конце сплава. До Тоора-Хема оставалось километров двадцать, однако уже вечерело. "Ракета" из Тоора-Хема в Кызыл уходила в 8 часов утра следующего дня, поэтому я всячески стремился успеть попасть в этот райцентр до вышеуказанного времени и решил идти как можно дольше (ведь порогов на Бий-Хеме больше не ожидалось). Однако погода не благоприятствовала задуманному. Небо было закрыто тяжелыми, свинцового цвета, тучами. Из-за них переход ото дня к ночи произошел очень быстро. Буквально за несколько минут я оказался в кромешной темноте и совершенно не видел берегов. Тут меня потащило через какие-то протоки, в кромешной мгле хлестало ветками береговых деревьев, перевернув мой "плот" несколько раз. Я подумал, что жизнь дороже моих вещей, отвязал от "плота" свой спасжилет и надел его на себя. Нас еще несколько минут трепало ветками деревьев, и, наконец, всё успокоилось, я попал в какую-то заводь. Ощутил ногами дно реки и потихоньку вылез на берег. Естественно, абсолютно всё было мокрым, я сильно замерз, а у меня осталась сухой лишь одна-единственная спичка. Это был крайне ответственный и волнительный процесс - разжигание костра при наличии лишь одной спички. К счастью, мне удалось осуществить задуманное, и я смог высушить вещи.
Еще один пример. При сплаве по Соху на Памиро-Алае случился у нас переворот (я шел на катамаране-двойке с напарником). Напарник почти сразу оказался на берегу, а я не хотел бросать катамаран, поэтому забрался на него и пытался причалить к берегу. Но, на мою беду, мы приближались к одной из пяти метровых щелей на Сохе (здесь берега сходились, и вся река - до этого шириной метров сорок - забивалась в метровую щель среди отвесных скал, где разламывалось всё, что туда попадало). Мне чудом удалось зачалить свой катамаран в трех метрах от этой щели, когда, как казалось, уже невозможно было избежать трагического исхода. Вообще нужно сказать, что мое жизненное кредо - везде и всегда бороться до конца, даже если на благоприятный исход остается лишь один шанс из ста.
И в моих заграничных экспедициях не удалось избежать чрезвычайных происшествий. Тот тяжелый случай во время сплава с Эвереста в Непале по реке Дудх-Коси ниже Джубинга, когда при прохождении через щель между камнями я вынужден был поставить на бок свой катамаран, мог закончиться для меня самым трагическим образом. Тогда получилось так, что после прохождения мощнейших 2-2,5 метровых сливов и огибания огромного валуна у правого берега я неожиданно увидел, что далее вся река с ходу протискивается в щель шириной 1 метр (мой катамаран имел ширину 2,2 м), образуя за ней водопад 2 м высотой. Катамаран навалило на камень и начало разламывать. Ничего другого не оставалось, как поставить его на бок (сам я при этом находился между гондолами) и в таком вертикальном положении пройти эту щель. После падения с водопада бурлящий поток оторвал меня от катамарана и вырвал из рук весло. Через несколько метров после первого водопада шла вторая метровая щель с еще одним двухметровым водопадом. Меня бросило туда. На некоторое время я погрузился в белую пену, ничего не видя впереди. Если бы падающему потоку повстречался какой-нибудь камень, то мне уже не пришлось бы писать эти строки.
Очень опасная ситуация случилась на реке Бури Гандаки в Непале, когда мое судно развалилось на две части, и я, схватив руками эти части, в таком положении вынужден был проходить сложнейшие пороги. 2,5-метровые валы накрывали меня с головой, я падал в двухметровые "бочки" и на несколько секунд уходил под воду. Так продолжалось минут десять. Вода была очень холодной, и я страшно замерз. Силы стали оставлять меня. И все-таки мне повезло - прибило к берегу.
Я попадал и в другие опасные ситуации. Опасности были связаны не только со сплавом по реке, но и с окружающей средой (как, например, на острове Новая Гвинея). На Каранге (в Танзании) и Голубом Ниле (в Эфиопии) я встретил крокодилов (только на Голубом Ниле 11 штук, там же "познакомился" и с бегемотом). Во многих странах (даже в сравнительно безобидной Австралии) большую опасность представляли собой змеи и пауки. На Аляске в любую минуту нам мог повстречаться медведь гризли.
Но часто не меньше пакостей, чем от представителей фауны, приходилось ожидать от местного населения. В Пакистане в районе нашего сплава с Нанга Парбат шла война между шиитами и суннитами, и в любой момент случайная (или неслучайная) пуля могла угодить в одного из нас. В Перу бесчинствовали террористы, убивая иностранных туристов. В Танзании местные бандиты нападали на белых иностранцев (моему напарнику по путешествию Гене Копейке порезали руку ножом). На острове Новая Гвинея (где я находился среди папуасов) еще не перевелись каннибалы. А о воровстве я даже и говорить не хочу, ведь меня обворовывали в Непале, Индии, Танзании, Индонезии, Эфиопии.
Не меньше проблем возникло и во время кругосветного путешествия на автомобиле. Пришлось преодолевать безобразные дороги в Мьянме, зимники в России. Меня обворовывали (в Перу, в частности, украли видеокамеру), моего напарника грабили (в Панаме и Колумбии). В Мексике мы ночевали "на природе" в горном районе, в котором хозяйничали бандиты. В Кении я чудом не попал под взрыв бомбы возле американского посольства. В Уганде меня обвинили в шпионаже и чуть не посадили в тюрьму. В Якутии в случае поломки автомашины мы могли замерзнуть на Колымском тракте (когда до ближайшего поселка было 150 км, а мороз "стоял" под -400С; кстати, в противовес жаре почти под +600С, которую мне пришлось переносить в Судане в пустыне Сахара). В южной части Африки я переболел малярией (хотя и в слабой форме).
Очень много хлопот было связано с преодолением многочисленных границ и получением некоторых виз. Например, в посольстве Гондураса (в гватемальской столице - в России такого посольства вообще нет) из-за недружественного отношения к гражданам России нам фактически отказали во въездной визе, и чтобы все-таки проехать через Гондурас пришлось приложить колоссальные усилия. А вот в Гватемалу нас не пустили даже при наличии у нас гватемальских виз, полученных в посольстве Гватемалы в Москве (местные пограничники не знали, где находятся и, вообще, существуют ли на самом деле Москва и Россия), пришлось ехать обратно в Мексику для получения новых гватемальских виз. Танзанийский пограничник долго не пускал меня в Танзанию, сомневаясь в том, годится ли мой российский заграничный паспорт для этой страны. Далеко не сразу разрешили нам въехать в Монголию на машине с американскими номерами.
Но несмотря на все вышеописанные (а также не описанные) опасности и проблемы, путешествия доставляли мне огромную радость. Увидеть новые места, познакомиться с жизнью других народов - что может быть интереснее? И я счастлив, что мне удалось сплавиться по горным рекам в двадцати странах мира и проехать на автомобиле через шесть десятков государств (а вообще я побывал в более, чем восьмидесяти, странах мира).
Однако останавливаться на достигнутом пока еще не хочу, да и не могу. Новые путешествия влекут меня, зовут в дорогу. В планах - кругосветное путешествие по экватору: на яхте (через океаны и моря), автомобиле (через Африку), плоту (по притокам и самой Амазонке) и пешком. Это будет мой последний большой проект, который я хотел бы осуществить (кстати, какая-то - наиболее предприимчивая - часть читателей этой книги имеет шанс ко мне присоединиться). Проект хотя и достаточно дорогой и опасный (чего только стоит проезд через Заир, где идет война, или сплав по притокам Амазонки), но все же реально выполнимый. А вообще, я еще разработал один гиперпроект (кругосветку "Из Марианской впадины на Эверест"), совершенно сумасбродный, в который входит повторение рекордных достижений многих видов путешествий (в частности, достижение Северного и Южного полюсов и восхождение на Эверест) и который начинается погружением в Марианскую впадину. Но это такой дорогостоящий проект (на его осуществление потребуется несколько миллионов долларов - только батискаф для погружения в Марианскую впадину стоит, как минимум, 1,5 млн. долларов), что я вряд ли смогу его когда-нибудь осуществить. Поэтому он остается просто красивой идеей (да и, в конце концов, должно же быть что-то, что - по каким-либо причинам - за свою жизнь я не смогу осуществить!). А вот проект кругосветного путешествия по экватору я буду пытаться реализовать.
И в любом случае просто путешествовать и ходить в походы я буду до конца своих дней. Ведь для меня путешествия - это действительно образ жизни.
Первый цикл экспедиций
(сплав по горным рекам):
РЕКИ, ПО КОТОРЫМ СПЛАВИЛСЯ СО ВСЕХ ВОСЬМИТЫСЯЧНИКОВ:
No. |
Вершина |
Реки |
1 |
Эверест (8848м) |
a) Лобуче Кхола, Имджа Кхола, Дудх-Коси, Сун-Коси, Сапт-Коси (Непал);
б) Восточная Ронг Чу, Ронг Чу, Пхунг Чу (Китай), Aрун, Сапт-Коси (Непал) |
2 |
K-2 (Чогори) (8611м) |
a) Бралду, Шигар, Инд (Пакистан);
б) Чогир (K-2), Шаксгам, Яркенд (Китай) |
3 |
Kaнченджанга (8586м) |
a) Taмур (Непал);
б) Tиста (Индия) |
4 |
Лхотзе (8516м) |
Имджа Кхола, Дудх-Коси, Сун-Коси (Непал) |
5 |
Maкалу (8463м) |
Барун, Aрун (Непал) |
6 |
Чо Oйю (8201м) |
Дудх-Коси, Сун-Коси (Непал) |
7 |
Дхаулагири (8167м) |
a) Mиагди, Kaли Гандаки (Непал);
б) Рахугхат Кхола, Kaли Гандаки (Непал) |
8 |
Maнаслу (8156м) |
a) Бури Гандаки, Tрисули (Непал);
б) Maрсиангди, Tрисули (Непал) |
9 |
Нанга Парбат (8125м) |
Бунар, Инд (Пакистан) |
10 |
Aннапурна (8091м) |
a) Maрсиангди, Tрисули (Непал);
б) Moди, Kaли Гандаки (Непал);
в) Kaли Гандаки (Непал) |
11 |
Гaшербрум-1 (8068м), |
|
12 |
Брод-Пик (8049м), |
a) Бралду, Шигар, Инд (Пакистан); |
13 |
Гaшербрум-2 (8035м) |
б) Шаксгам, Яркенд (Китай) |
14 |
Шиша Пангма (8013м) |
Бхоте-Коси, Сун-Коси (Непал) |
РЕКИ, ПО КОТОРЫМ СПЛАВИЛСЯ С САМЫХ ВЫСОКИХ ВЕРШИН ВСЕХ КОНТИНЕНТОВ И ОКЕАНИИ
No. |
Континент |
Вершина |
Реки |
1 |
Aзия |
Эверест (8848м) |
a) Лобуче Кхола, Имджа Кхола, Дудх-Коси, Сун-Коси, Сапт-Коси (Непал); |
|
|
|
б) Восточная Ронг Чу, Ронг Чу, Пхунг Чу (Китай), Aрун, Сапт-Коси (Непал) |
2 |
Южная Америка |
Аконкагуа (6960м) |
Oрконес, Лас Куэвас, Meндоса (Aргентина) |
3 |
Северная Америка |
Мак-Кинли (6194м) |
Мак-Кинли, Kaнтишна (США) |
4 |
Aфрика |
Kилиманджаро (5896м) |
Kaранга (Taнзания) |
5 |
Eвропа |
1)Эльбрус (5642м) |
Баксан; Kубань (Россия); |
|
|
2)Moнблан (4807м) |
Дора Бальтеа (Италия) |
6 |
Aвстралия |
Koсцюшко (2230м) |
Сноуи (Aвстралия) |
7 |
Oкеания |
Джая (5030м) |
Keмабу, Дарево, Айква (Индонезия) |
ГОРНЫЕ ИСТОКИ ДВУХ ВЕЛИЧАЙШИХ РЕК МИРА, ПО КОТОРЫМ СПЛАВИЛСЯ:
No. |
Река |
Исток |
Страна |
1 |
Амазонка |
Мараньон |
Перу |
2 |
Нил |
Голубой Нил |
Эфиопия |
МИРОВОЙ РЕКОРД ВЫСОКОГОРНОСТИ СПЛАВА ПО ГОРНЫМ РЕКАМ (5600 МЕТРОВ) УСТАНОВЛЕН В ТИБЕТЕ (КИТАЙ) 1.09.1996г. НА РЕКЕ ВОСТОЧНАЯ РОНГ ЧУ ПРИ СПЛАВЕ С ЭВЕРЕСТА.
Второй цикл экспедиций
(двойное кругосветное путешествие на автомобиле)
(сентябрь 1997г. - август 2001г.) через крайние точки Северной и Южной Америк, Африки, Евразии и Австралии, через страны:
(1)США, (2)Канада, (3)Мексика, (4)Гватемала, (5)Сальвадор, (6)Гондурас, (7)Никарагуа, (8)Коста-Рика, (9)Панама, (10)Колумбия, (11)Эквадор, (12)Перу, (13)Чили, (14)Аргентина, (15)ЮАР, (16)Зимбабве, (17)Замбия, (18)Танзания, (19)Кения, (20)Уганда, (21)Эфиопия, (22)Судан, (23)Египет, (24)Ливия, (25)Тунис, (26)Италия, (27)Поpтугалия, (28)Испания, (29)Фpанция, (30)Бельгия, (31)Люксембуpг, (32)Геpмания, (33)Чехия, (34)Словакия, (35)Укpаина, (36)Россия, (37)Монголия, (38)Австралия, (39)Индонезия, (40)Малайзия, (41)Таиланд, (42)Мьянма, (43)Бангладеш, (44)Индия, (45)Непал, (46)Китай, (47)Казахстан, (48)Киргизия, (49)Узбекистан, (50)Таджикистан, (51)Молдавия, (52)Белоруссия, (53)Финляндия, (54)Норвегия, (55)Алжир, (56)Мали, (57)Гвинея, (58)Сенегал, (59)Боливия, (60)Парагвай, (61)Уругвай, (62)Бразилия.
Страны, которые посетил с 1990г. по 2001г.:
(1)Австралия, (2)Азербайджан, (3)Алжир, (4)Аргентина, (5)Армения, (6)Бангладеш, (7)Белоруссия, (8)Бельгия, (9)Боливия, (10)Бразилия, (11)Ватикан, (12)Великобритания, (13)Венгрия, (14)Гватемала, (15)Гвинея, (16)Германия, (17)Гондурас, (18)Грузия, (19)Джибути, (20)Египет, (21)Замбия, (22)Зимбабве, (23)Индия, (24)Индонезия, (25)Ирландия, (26)Испания, (27)Италия, (28)Йемен, (29)Кабо Верде, (30)Казахстан, (31)Канада, (32)Кения, (33)Кипр, (34)Киргизия, (35)Китай, (36)Колумбия, (37)Коста-Рика, (38)Куба, (39)Ливия, (40)Люксембург, (41)Малайзия, (42)Мали, (43)Мексика, (44)Молдавия, (45)Монако, (46)Монголия, (47)Мьянма, (48)Непал, (49)Никарагуа, (50)Норвегия, (51)ОАЭ, (52)Пакистан, (53)Панама, (54)Парагвай, (55)Перу, (56)Португалия, (57)Сальвадор, (58)Уругвай, (59)Сейшельские о-ва, (60)Сенегал, (61)Сингапур, (62)Словакия, (63)Словения, (64)Судан, (65)США, (66)Таджикистан, (67)Таиланд, (68)Танзания, (69)Тунис, (70)Туркмения, (71)Уганда, (72)Узбекистан, (73)Украина, (74)Уругвай, (75)Финляндия, (76)Франция, (77)Чехия, (78)Чили, (79)Эквадор, (80)Эфиопия, (81)ЮАР, (82)Япония.
В планах:
Третий цикл экспедиций
(кругосветное путешествие по экватору на яхте, автомобиле, плоту и пешком)
Кругосветка будет условно состоять из 6 этапов: (1)через Южную Америку - от Хама (Эквадор) на автомобиле и пешком через Кито (Эквадор) и Пасто (Колумбия) до Мокоа (Колумбия), затем сплав на плоту по горной реке Какета через Трес-Эскинас и Пуэрто-Кордова (Колумбия) и потом на моторной лодке по рекам Жапура и Амазонка через Жапура, Марселину, Тефе и Манаус (Бразилия) до Макапа (Бразилия); (2)через Атлантический океан на яхте - от Макапа (Бразилия) до Либревиля (Габон); (3)через Африку на автомобиле - от Либревиля (Габон) через Габон (Макоку, Мекамбо), Конго (Лебанго, Браззавиль), Заир (Киншаса, Лото, Кисангали, Бени), Уганду (Килембе, Кампала, Тороро), Кению (Бунгома, Найроби, Либои) и Сомали (Афмадоу) до Кисмайо (Сомали); (4)через Индийский океан на яхте - от Кисмайо (Сомали) до Натала (Индонезия, остров Суматра); (5)через Индонезию (острова Суматра, Калимантан и Сулавеси) на автомобиле, яхте и пешком по маршруту Натал (остров Суматра) - Тембилахан - Понтианак (остров Калимантан) - Бонтанг - Сабанг (остров Сулавеси); (6)через Тихий океан на яхте - от острова Сулавеси (Индонезия) до Хама (Эквадор).
E-mail адрес Владимира Лысенко vl@itam.nsc.ru , тел.(3832)33-91-12.
Страница 7