Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

МАЛЕНЬКАЯ СЕНСАЦИЯ

Новый практический взгляд на проблему экстрима.
e-mail: andrey_nerehta@yahoo.com

В июле-августе 2001 г. состоялось беспрецедентное восхождение на Эльбрус по классическому маршруту. На фоне штурма Лхоцзе-Средней, совершенного в этом же году российскими альпинистами, данный факт, с точки зрения высотного и технического альпинизма, не представляет ни какого интереса. Однако впервые за историю, это восхождение было совершено группой детей, - воспитанников Ковалевского детского дома из г. Нерехта, Костромской области. Ковалевский детский дом был открыт в 1996 г. и существует, в основном, на средства благотворителей. Государство также является соучредителем и финансирует питание детей. В Доме воспитываются только мальчики в возрасте от 5-ти лет. В настоящее время их насчитывается 35 человек, которые разделены на пять групп по семь человек. Каждая группа - разновозрастная и проживает в отдельной квартире вместе с педагогами "мамой" и "папой" как отдельная семья на своем бюджете. Коллективом детского дома разработаны уникальная концепция и методики работы с детьми так называемой "группы риска", которая объединяет детей с задержкой психического развития, с временными, а также стойкими нервно-психическими расстройствами (астения, невротические состояния, психопатия, шизофрения и др.), педагогически запущенных детей. С 2001 г. наш Дом стал экспериментальной площадкой Министерства образования РФ. В подходе к проблеме работы с такими детьми наблюдаются две крайности, которые можно обозначить так: с одной стороны, существует представление, что дети из детских домов совершенно обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях; с другой стороны, распространена точка зрения, что сейчас в этих учреждениях практически нет здоровых детей. В определённом смысле и то и другое правильно. Однако, исследования, проведённые во многих странах мира, и реально полученный опыт свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребёнка, - они просто другие. По одним параметрам они находятся на уровне своих сверстников из семей или даже несколько опережают их, по другим же резко отстают не только от своих однолеток, но и от детей меньшего возраста. К сожалению, подобная специфика оказывается стабильной на протяжении всего школьного детства. Это объясняется тем, что определённые зоны отставания возникают достаточно рано, ещё в дошкольном детстве, и в силу отсутствия постоянной работы по их преодолению, не только, как правило, не исчезают, но и усугубляются. В частности, интеллектуальное развитие детей, растущих вне семьи, отличается дисгармоничностью. Это объясняется, в первую очередь, тем, что эти дети в младенческом и раннем возрасте испытывают т. н. "сенсорный голод": не получают достаточного количества стимулов - зрительных, слуховых, осязательных и др. Для описания подобных жизненных условий пользуются понятием "обеднённая среда". Такая среда вредна для человека в любом возрасте, а для ребёнка она особенно губительна, т. к. необходимым условием для нормального формирования психики на раннем этапе развития является достаточное количество внешних впечатлений. Те же участки мозга ребёнка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Это в свою очередь, приводит к тому, что происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития. Ограниченность конкретно-чувственного опыта ребёнка отрицательно сказывается на формировании наглядно-образного мышления и восприятия, что проявляется в недоразвитии невербального интеллекта. Формируясь в деятельности, любая форма мышления требует для своего развития практики решения задач, проблемных ситуаций. Создать такие ситуации в стенах детского дома крайне сложно, т. к. привычная, знакомая обстановка не может выступить в роли стимулирующей среды. Как показывает опыт, обогатить конкретно-чувственный опыт ребёнка без расширения "пространства обитания" практически невозможно. Кроме этого, начиная с самого раннего возраста, у воспитанников детских домов развитие всех аспектов "я" не просто отстаёт, но имеет качественно иную форму, развивается по другому типу. У них складывается, в частности, устойчивая заниженная самооценка. А из-за большого дефицита родительской любви - отсутствие чувства элементарной уверенности в себе. Можно предположить, что именно поэтому для наших детей характерна ограниченность мотивации, её однообразие и привязанность к непосредственной жизненной ситуации, которая сохраняется на протяжении всего периода пребывания в детском доме. Мотивы отдалённой перспективы оказываются практически невыраженными, что может неблагоприятно сказаться на всём ходе становления личности. В повседневной жизни каждый человек, практически ежесекундно, вынужден анализировать и синтезировать огромное количество информации всех уровней, на основании которых он мотивирует и совершает свои поступки. Если у ребенка имеется задержка психического развития той или иной степени сложности (как у всех наших детей без исключения), то ребенок не успевает адекватно реагировать в быстро изменяющейся ситуации, результатом чего становится пассивность, апатия, а порой - агрессия на сверстников. С возрастом наступает еще большая деградация. Когда мы начали водить детей в походы, то основной целью во-первых, было создание неформальной обстановки в общении, а во-вторых, - преодоление "потребительства" и обучение основным навыкам самообслуживания. В сложных походах мы неожиданно для себя обратили внимание на один существенный факт: самый "тяжелые" дети удивительным образом адаптировались к непростым, в плане комфорта и выживания, ситуациям. Оказывается, в экстремальных ситуациях число жизненно-важных задач сводится к минимуму, они становятся для них понятными. Наши "тяжелые" дети начинали на глазах раскрепощаться и удивительно уверенно вливаться в коллектив. Мы смогли по-новому посмотреть на некоторых наших воспитанников и пересмотреть наши педагогические методики и подходы ко многим из них. Теперь поход превратился из пусть трудного, но все же - отдыха, в кропотливую работу, где ставятся и решаются конкретные педагогические задачи. Результаты нас удивили. За 10 дней трудного похода (при слаженном и высококвалифицированном персонале, как у нас) мы добивались таких же результатов, как за 10 месяцев! В духовном плане ситуация также очень благоприятная: в экстремальной ситуации человек чаще задумывается на темы окружающего мира, своего места в нем, о взаимоотношении с ближним, о самоотдаче и подвиге, о чести и мужестве. Таких результатов можно добиться лишь в реальной экстремальной ситуации (высокогорье, пещеры, вода, Арктика, глубокая тайга и пустыня, походы зимой). Многие наши дети прекрасно владеют альпинистскими навыками, спускались в суровые пещеры, проходили горные перевалы, совершают регулярные многодневные зимние походы на лыжах даже в 20-градусный мороз, с ночевками в палатках (не было даже насморка), походы под парусом и на веслах. Таким образом, задача из чисто практической области приобрела и научную специфику. Мы ее назвали "психофизиологическая коррекция детей группы риска в экстремальных условиях природной среды". В этом году ставилась задача попытаться простимулировать психофизиологическую деятельность наших детей на фоне их полового созревания в условиях высокогорья, т.е. попытаться использовать "атом" (пубертат) в мирных целях. В качестве "опытной площадки" был выбран Эльбрус с северной стороны. Как поведет себя детский организм на такой высоте, - можно было только гадать. Подготовка к экспедиции началась с сентября 2000 г. и также была построена из элементов экстрима. К середине учебного года результаты не просто обнадежили нас, - они нас удивили. Дети перестали болеть. Резко возросла успеваемость, дисциплина и работоспособность (5 детей были переведены на учебу в элитную гимназию). В мае была сформирована команда из 14-ти детей и 5-ти взрослых участников. Младшим детям - 9 лет. 25 августа экспедиция прибыла в Кисловодск, однако, из-за воинской спец. операции на севере, пришлось резко изменить маршрут и идти с юга, со стороны Терскола. Поскольку в группе присутствовали маленькие дети, было принято решение идти по гималайскому типу, с промежуточными лагерями на высотах 3900, 4100 (скальная гряда над Приютом-11) и 4760 (скалы Пастухова). На акклиматизацию предполагалось затратить от 10 до 14 дней. Во время подъема и на стоянках постоянно велось наблюдение за самочувствием каждого участника (измерялось давление, частота пульса, ритмика сердцебиения), а также постоянно проводилась система тестирования детей на предмет их самооценки, оценки окружающей обстановки и своего места, взаимоотношений внутри коллектива. Погода нас не баловала: каждую ночь бушевала гроза, лил дождь, валил снег, сильный штормовой ветер дул, практически, не переставая. Стоит особо отметить отличное качество палаток "Hobbit-Spase-1", которые использовались нами. Скорость акклиматизации детей была очень хорошей. Серьезных отклонений не наблюдалось. После нескольких дней занятий на снежно-ледовых склонах, 30 июля базовый лагерь был установлен на высоте 4100 м.. 1-го августа, в 12-00, флаг детского дома был поднят на Западной вершине 1-й группой восходителей, в состав которой вошли: Анатолий Пилин (11 лет), Илья Лебедев (11 лет), Олег Горохов (14 лет), Максим Смирнов (15 лет). На следующий день, 2-го августа, наш флаг развевался над Восточной вершиной. Туда он был поднят второй группой, в состав которой вошли братья-двойняшки Антон и Саша Ковригины (10 лет) и Анатолий Кочкин (11 лет). Наше путешествие спонсировалось фирмами "ОТЕМ" и "Kami-Станкоагрегат" Не говоря об интересном спортивном достижении, научные и практические результаты экспедиции уникальны. Мы обязательно будем продолжать подобные экспедиции и в будущем. Уже появилась куча планов и интересных предложений. Мы очень рады будем сотрудничать с : детскими коллективами, медиками, педагогами, спортсменами, предпринимателями, и т.д., - со всеми, кого заинтересует наш практический взгляд на экстрим.

Директор Ковалевского детского дома и руководитель всех его экспедиций, протоиерей о.Андрей Воронин

На главную страницу   Вверх



Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2024
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru

Барахолка:

1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
[Пейнтбол/Продажа]
Евгений, 18.06.22, 21:00
2. 
Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 07:08
3. 
Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 04:45
4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
[Охота - охотничье оружие/Покупка]
Юрий, 18.04.22, 22:39
5. 
Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
[Прочее/Продажа]
Александр, 09.03.22, 16:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1521


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Шавла. Четверть века спустя. [21614], Водный спорт, Евгений Горбик, 09.03.07
2.  B.A.S.E. jumping [19495], B.A.S.E., Константин Яблоков, 12.06.07
3.  Экспедиция ТИБЕТ 2006 [20655], Путешествия, Серпак Олег , 13.04.06
4.  Горная экспедиция москвичей в районе Конгура. [20530], Горный туризм, Андрей Лебедев, 19.04.01
5.  Студенческая спортивно-экологическая программа Верхняя Волга 2000 [19513], Прочее, Пресс-релиз, 16.04.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Евгений: Уважаемый Александр Анатольевич! Просьба - рас ... 22.09.2017, 10:40
2.  Евгений: Уважаемая Наталья Олеговна! Прошу вас - пришлите ... 09.05.2017, 20:17
3.  Евгений: Сергей! Ваша грамота от фестиваля "Золотой компас ... 24.04.2017, 00:55
4.  марат: Такой душечка!!! 08.04.2017, 09:29
5.  Евгений: Коллега Tolibanich! Ваш снимок в призёрах - откли ... 31.03.2017, 14:46

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 60


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Ирина Гордийчук, статей: 1, просмотров: 23396
2.  mr_mozg@yahoo.com, статей: 1, просмотров: 20306
3.  Кирилл Колосов, статей: 1, просмотров: 22702
4.  Луканова Юлия, статей: 1, просмотров: 21868
5.  Олег Демьяненко, статей: 3, просмотров: 63736

1, 2, 3, 4, 5, 6