27.07.-30.07.01 г. (День первый - день четвертый).
Г. Москва - г. Северобайкальск. Едем в вагоне с группами туристов. Это в основном горники. Одна группа идет на Кодар, вторая на Северо-Муйский хребет. Два парня и одна девушка с байдаркой "Щука" хотят походить по горам и сплавиться по р. Томпуде. Наши рассказы об этой реке их очень удивили. Они представляли ее как очень спокойную реку, текущую меж гор.
31.07.01 г. (День пятый).
Отстаем от расписания на два часа. Едем очень быстро. На этом участке колея железнодорожного полотна огибает отроги гор. В результате то тут, то там с полок "водопадами" низвергаются рюкзаки туристов. Пока без основательных ЧП, если не считать здоровеной шишки у девушки "водников".
В Северобайкальск прибыли с опозданием на 27 минут. Пасмурно, очень низкая облачность. Мы думали, что город погрузился в серо-багровую пелену тумана. На самом деле проходил дождевой фронт, с учетом 456 метрового расположения Байкала над уровнем моря. На платформе нас встретил Евгений Марьясов (один из руководителей Северобайкальского туристского клуба "Даван") и представитель ПСС. Последующие группы последние просят оставлять у них копии маршрутных книжек. Он предупредил нас о том, что после прошедшего циклона многие реки переполнены и выражал сомнение по поводу нашей простой заброски до р. Чая. С Евгением мы списались заранее и на автобусе ШТЭО (школы туристско-экологического образования) нас доставили к ниму на базу. По дороге, от вокзала до западного берега Байкала мы забросили группу туристов из 8 человек намеревающуюся пройти часть Байкала на байдарках. Для ориентировки даем порядок цен на 2001 год прибывания в школе туристско-экологического образования: на полу 30 руб./сутки, на кровати 80 руб./сутки. Есть кухня, душ. В школе имеется возможность связи через интнрнет. Хозяива и персонал очень гостиприимны и рады будут видеть Вас у себя. К ужину подошли наши старые знакомые. За разговорами время пролетело быстро. Переходим на местное время. Отбой в 1.00.
01.08.01 г. (День шестой).
Подъем в 6.30 (здесь и далее в тексте будет использоваться местное время, разница с г. Москвой - +5часов). Завтрак, сборы. Ясно, солнечно, безветренно, на небе редкие облачка. Ожидание машины заказанной заранее через ООО "Мотор" затянулось. В данной фирме возможна предварительная оплата по перечислению. Урал вахтовка пришел с солидным опозданием на 1,5 часа. Быстрая загрузка и выезд. Водитель Сергей на Перевале никогда не был. Так что нам вместе придется искать с определенного участка нужное направление.
По дороге мы заехали в контору ООО "Мотор" заплатили налом за заброску и оформили документы об оплате, в Нижнеангарске посетили отделение милиции (среди нас был военнослужащий) и лестничество, где оформили разрешение на посещение лесохозяйственного предприятия и документы об оплате. Без такого пропуска нельзя проехать действующие кордоны. Один день пребывания для нас обошелся в 10 руб. с человека. На каждого было уплачено за 5 дней. В последующем мы будем благодарить провиденье за столь правильный шаг.
Дорога на бывший пос. Перевал начинается сразу после моста через р. Холодная. По пути туда мы видели, как разбушевавшиеся весной реки сносили все на своем пути. В нескольких местах они смыли дорожное полотно и мосты. Начало лесной дороги хорошо видно с шоссе, нужно только не разгоняться после моста. Поворот налево в 40-50 метрах. Дорога, довольно хорошо укатанная "брусчатка", для Урала проходится без всякого напряга. Ее поддерживают в приличном состоянии, периодически разгребая наносы камней и деревьев после разгулявшейся стихии. Потихоньку, по мере нашего продвижения, дорога втягивается в ущелье р. Холодной. По краям ее Северобайкальская тайга - мир нетронутой природы, непуганных птиц и зверей. И это несмотря на то, что БАМ нещадно высасывал дары природы на протяжении последних десятилетий. Куропатки, абсолютно не боящиеся машин и людей, бурундуки, выбегающие из леса посмотреть на нас, красные шапочки молодых подосиновиков, приветливо приподнявших край своих "головных уборов", и, конечно же, всевозможные ягоды - костяника, голубика, жимолость, брусника.
Первое более или менее серьезное препятствие на дороге - это брод через реку Гасан-Дакит. Он расположен между двух гряд камней. Сама же река в этом месте имеет довольно крутое падение, примерно 30-35 м/км. Несмотря на предупреждение ПСС воды в ней было не много. Из этого мы сделали вывод о том, что дождевые паводки в этих местах непродолжительны по времени. В нашем случае в реке вода кристально чистая, видны стайки мальков. Максимальная глубина брода 0,5-0,7 м, ширина 10-12 м, на дне мелкий галечник. Поэтомы мы миновали его без осложнений. Через 1 км брод через р. Холодная. С правой стороны от нынешнего брода остатки бывшего моста. Максимальная глубина 0,8-1 м, ширина 20-25 м, дно песчанное с примесью галечника. Для проезда необходимо взять немного левее к перекату до выезда на противоположный берег. Дальше дорога идет по правому берегу реки, вдоль высокой гряды. Подъем увеличивается. Встречаются промоины и полурарушенные мостики не представляющие препятствий для нашей машины. Погода остается солнечной, 24-26 градусов. На исходе гряды резкий поворот дороги налево. Затем долгий и крутой тягун серпантином. Нам повезло, что в последние часы не было дождя. Сразу после окончания подъема первая развилка (ответвление направо). Как оказалось в дальнейшем, здесь мы и дали маху. По нашим сведениям нужная нам дорога находилась за грядой и начиналась от бывших изб метеослужбы, поэтому, проехав развилку, двинулись прямо. Через 50-70 м открывается вид на остатки бывшего поселка геологов Перевал. Сейчас - это несколько ближних изб (метеослужбы) старой постройки с права от дороги и несколько новых с левой стороны в долине р. Тыя, где работают старатели. В их распоряжении имеется Урал, Газ 66 и тралевочный трактор. Беда (для туристов) в том, что находится там эта техника не регулярно.
После долгих рассуждений и имеющейся в нашем распоряжении "лоции", мы направили нашу машину по третьему варианту. Где после 1000-1200 м наша укатанная дорога превратилась в склоновое болото. Машину решили отпустить. Она тут же села. Посланный нами гонец к старателям пришел ни с чем. Техники у них на данный момент не оказалось. С огромным трудом через пять часов мы все-таки вытащили вездеход до сухого участка дороги, практически вынеся его на руках. Как это у нас получилось, до сих пор не понимаем, ведь Урал "глухо" сидел на всех трех мостах. Выход на маршрут в 20.15. От места "аварийных" работ отошли на 200-300 метров и, найдя сухое место, справа от дороги встали на ночевку. Установка лагеря, ужин, отбой в 24.30.
02.08.01 г. Седьмой день.
Подъем в 9.00. Идет проливной дождь. Вокруг полатки половодье. С вечера не заготовили сухих дров. Сейчас их хоть выжимай, поэтому чтобы не тратить зря время устроили холодный завтрак. На будующее нужно это учесть. Выход на маршрут в 11.00. Дорога пролегает между склоновых болот. Через 250-300 м от места нашей ночевки она раздваивается. Мы выбрали ту, что забирается в гору, и не ошиблись. Идти стало гораздо легче, а главное суше. Постоянно идет мелкий дождь. Невольно приходит мысль о том, что это даже кстати. В жару было бы тяжелее. Обед решили не делать, а совместить его с ужином. К 14.00 вышли к мертвому озеру, лежащему слева от дороги.
Перед ним слева небольшой бугор и густые заросли кедрового стланика, из которого явственно слышали предупреждающий рык медведя. Приняв меры предосторожности, продолжаем движение. Комаров и мошки не много, однако, с рюкзаком на плечах отгонять их не съподручно, поэтому идем в накомарниках. Ветра почти нет. В 16.30 вышли на наезженную дорогу напротив двух озер. По всей видимости, это та дорога, которую мы не смогли найти после подъема на перевал. Несмотря на это, вобщем-то грусное открытие, настроение у группы приподнятое и боевое. Что же, пойдем так, как ходили этот маршрут 20-30 лет назад. В этом тоже есть своя романтика. Дождь как-то постепенно прекратился. Погода пасмурная, облака висят над окрестными горами. Дошли до правого притока ручья Космонавтов. Брод, несмотря на дождевой паводок, прошли легко. В 18.45 через 100 м справа от дороги на высоком и продуваемом месте встали на ночевку. Дров здесь много, к тому же на ветру они подсохли. Только стали разбивать лагерь, увидели Урал идущий с верховьев р. Чаи. Познакомились. Это Сергей и Дмитрий Уногаевы из Нижнеангарска. От них узнали, что сегодня они отвезли группу москвичей из 14 человек в верховья р. Чаи. Дорога в дальнейшем кое-где сложна даже для Урала. Соляры у них осталось мало, только-только впритык до поселка, и к тому же, мы окончательно решили пройти этот участок пешком.
По всем приметам завтра ожидается улутшение погоды. Ужин. Просушка одежды. Отбой в 22.30.
03.08.01 г. День восьмой.
Подъем в 7.00. Завтрак, выход в 9.45. Облачность, местами синее небо. Верхние части гор закрыты облаками, не теряем надежды их увидить. Дорога наезженная, местами подтоплена и даже сильно.
На нашем Урале ехать было-бы довольно гнусно. Вывод: при заказе вездехода необходимо выяснить, чтобы у него обязательно имелась бы лебедка и работающий регулятор давления шин. Нашли на дороге два места, где и этот Урал крепко сидел. Вдоль дороги очень много голубики. Сине-сизые поля ее практически повсюду. Броды через речки и ручьи не представляют никакой проблеммы даже для пешего. Подходим к устью р. Асектомур (реки вытекающей из одноименного озера), ее слиянию с р. Холодной. Здесь дорога идет по новой колее. Она пересекает речку, не доходя до Холодной, и уходит налево, идя по сухой полке правого берега реки.
Брод сложный, в нашу воду выше колен, сильная струя старается сбить с ног даже при использовании дополнительной опоры в виде связки весел. На подъеме установлена табличка "Хозяйство Улуки, охраняется законом". Не совсем понятно, что это такое, в лестничестве про это ничего
не говорили. Через 1,5 км новый брод, на этот раз уже через р. Холодную. Даже при первом взгляде видно, что вброд перейти невозможно. Глубина порядка 1,4 - 1,6 м, мощная струя. Время поджимает, 18.40. Решено встать на ночевку на сухой полочке нашего берега. До ужина Сергей Игнатов произвел разведку заболоченной вездеходной дороги идущей в нужном для нас направлении. Его сведения упрощают дальнейшее движение. Проход есть. Таким образом, мы избегаем два опасных (или хотя-бы таких, на которые необходимо затратить вкупе больше полудня) брода. Установка лагеря, ужин, отбой в 23.00.
04.08.01 г. День девятый.
Подъем в 7.00. Завтрак, выход в 9.40. Дорога сначала сильно подболочена, через 300 м поднимается на прибрежную гряду и становиться вполне пригодной. Через 2-2,5 км сливается с уже известной дорогой, проходящей через два брода, и через ~1 км выходит к избе - старой базе геологов. Изба полуразрушена, осталась крыша и стены. Внутри импровизированный стол. Вокруг нее остатки технологического оборудования и "трубки" породы (вероятно, здесь или невдалеке находилась буровая), в основном, зеленого с прожилками гранита. Внизу в ущелье р. Холодная срывается в каскаде порогов. На вид этот участок можно оценить в 4-5 категорию сложности. Через ~ 1,5 км слева от дороги кто-то положил три нижних венца избы, но забросил строительство. Здесь сутки назад пошел здоровенный медведь. Да и немудрено ему здесь появиться. Вдоль дороги сиренево-лиловые поля осыпающейся ежевики. Дальнейшее движение осуществляем с повышенными мерами предосторожности. Дорога, пересекая покрытые ягодами пригорки и топкие низины, незаметно выводит нас к спуску с перевала - это водораздел рек Холодной и Чаи. Где-то там впереди конечный пункт нашего перехода. Это придает силы. Все стекающие ручьи принадлежат уже другому водоразделу. Слева сначала открывается вид на высоту 2501. В цирках ее еще лежат ледники. Чуть впереди уже видна долина р. Чаи, точнее ее левых притоков рек - Инявтук и Номамы. Дорога выходит из леса и идет по лугам. Незаметно подошли к броду через ручей от выс 1895. Здесь решено устроить обед и набраться сил для дальнейшего движения. В 1,5 км по ходу движения очередной брод, на этот раз через р. Номама. Прошли его на грани фола. Глубина, выше колен. Мощная струя. Страховка с берега. Сразу за бродом слева хорошее место для стоянки с оборудованным очагом. Здесь в 18.40 встали на ночевку.
В 20.30 к нашему лагерю подошел молодой бурят. Оказывается их зимовье стоит выше нашего лагеря метрах в восьмистах. Здесь расположена оленья ферма. Руководит этим хозяйством тетя Валя (так она себя сама назвала). В 21.00 подошел второй. Сильно интересовались, зайдем ли мы завтра утром к ним. После нашего неопределенного ответа они ушли, но скоро вернулись и потребовали посетить тетю Валю сегодня на предмет уплаты мзды в размере 1 тыс. рублей за нахождение группы на территории хозяйства "Улуки". И никак не хотели перенести наше посещение на утро. Пришлось нанести визит "вежливости" в 23.30.
Хозяйство "Улуки" представляет собой несколько изб, хозяйственных построек и загонов для оленей с левой стороны от дороги. Тетя Валя - колоритная бурятка. По манере поведения создается впечатление, что раньше она занимала один из ответственных постов в местной администрации. Грамотная и очень смышленная. На вид лет 40-45. Пробовали всеми возможными способами уйти от оплаты или хотя-бы снизить размер дани, но она непоколебимо стояла на своем - 1 тыс. рублей с группы. Взамен нам была выдана справка об уплате хозяйству искомой суммы. Правда, ниже по течению стоят четверо ее сыновей охотников. Будем надеятся, что ее заверения о нашем дальнейшем безпрепятственном передвижении окажутся правдой. В ее словах убеждает рация, находящаяся в избе. Кстати из разговора с ней выяснилось, что сведения о группах идущих на Чаю, она получает прямо из лестничества.
Вырубку леса на территории хозяйства она не приветствует. Для облегчения себе жизни необходимо:
- либо, в случае если Вы забрасываетесь на машине, вырубать, став вне территории хозяйства,
- либо, как в нашем случае, договариваться о вырубке сухостоя.
После этого двое молодых бурят пытались окучивать нас в расположении лагеря на предмет спирта в течение трех часов. Не получив ничего, в конце концов ушли восвояси. Отбой в 3.00.
05.08.01 г. День десятый.
Подъем в 7.00. Завтрак, сборы лагеря. То ли от усталости, то ли от сознания того, что идти осталось 3 - 5 км по телу разливается усталость, заливая все конечности и обездвиживая путника. В 8.15 рядом с нами прошло стадо оленей, постарались сфотографировать, но они к себе не подпускают. Выход в 8.45. Дорога от реки полого поднимается 300 - 350 м вверх, затем уходит вправо в распадок, оставляя зимовья хозяйства "Улуки" слева и, огибая склон горы, попадает в долину р. Чая. Вокруг дороги безбрежные поля голубики. Хрустальная, переливающаяся в бликах солнца вода ручьев, пробивающих себе дорогу со склонов гор. Ласковый, теплый ветерок как бы подгоняет нас к реке. Через 3 часа, соблюдая нашу среднюю скорость продвижения с рюкзаком 1,5 км в час, пришли на место стапеля. Оно расположено слева, в непосредственной близи от дороги. Ровное, сухое, со следами прибывания здесь групп туристов. От него 50 м довольно крутого спуска до уреза воды. Установка лагеря.
С тетей Валей договорились о том, что мы возьмем сушины из леса. Но на месте обнаружили слеги от стапеля предыдущей группы, которые частично пригодились и для нас. Заготовка става, начало вязки рам. Вечер прошел на редкость спокойно, никто к нам не пришел. Отбой в 20.30.
06.08.01 г. День одиннадцатый.
Подъем в 7.30. Завтрак. Продолжаем вязаться. Температура воздуха 18 градусов. На небе рваные облака и солнце, ветер умеренный с верховьев р. Чаи. Не знаю как у кого, а у меня на полную работает "барометр". В перерывах между сборкой собираем грибы. Обед в 14.00. Ветер почти стих потеплело до 24 градусов. К 16.00 К-1 почти готов, К-2 наполовину. К ужину Сергей Орловский собрал грибов. Ужин в 20.00. Собираемся отойти завтра по раньше. Отбой в 21.30.
07.08.01 г. День двенадцатый.
Подъем в 7.45. Завтрак, сборы лагеря. Выход в 10.45. Первый день сплава всегда немного шабутной. Сначала вещи никак не хотели сложиться в рюкзаки, затем найти то единственное свое место на катамаране.
Но вот все позади и долгожданный сплав начался. Солнечно, ветерок нежно ласкает теплыми струями наши лица. Чая в этих местах спокойная, извилистая речка. Берега песчано-илистые. Дно песчаное, с вкраплениями галечника, встречаются редкие перекаты. Попадаются места дна, где оно покрыто очень интересными водорослями похожими на маленькие елочки. По берегам заросли голубики и карликовой березы, лиственница у воды редка. Течение спокойное 1,5 - 2 км/ч, расход 10-12 м3/ сек, ширина реки 5 - 8 м. Через 4 - 5 км сплава по извилистому руслу слева двумя рукавами впадает Номама. Он добавляет в русло еще 8-10 м3/сек. После этого следуют несколько плесов разделенных между собой шиверами. По мере продвижения вперед плесы сокращаются, шиверы следуют одна за другой. Все они не представляют сложности, проход по основной струе, категория сложности 1. Река постепенно втягивается в длинную шиверу "Каменный цветок". Несмотря на те страсти, расказанные нам про нее, мы прошли ее относительно быстро. Этому в какой-то мере способствовали катамараны двойки и рамы из сухостоя. Целиком и полностью согласен с утверждением, что каких-то рекомендаций по прохождению указать нельзя. Все зависит от уровня воды и виденья воды капитаном. Самые тяжелые - это первые 1/3 шиверы, дальше - проще. Проход шиверы у К-1 занял час. Категория сложности 1. Окончанием шиверы можно считать плавный поворот реки направо и бой в скалу правого берега. Через 40м после скалы начинается цепь шивер, идущихся сходу по основной струе. Категория сложности 1-2. Нередки навалы на скалы. В этих местах необходимо быть внимательнее, так как к острым, как терка, скалам тянет словно магнитом. Одно неосторожное прикосновение грозит серьезным ремонтом судна. Далее река разливается до 100-150 м. Общий расход русла около 24 м3/сек.
Порог №1.
К 16.00 подошли к порогу №1. Он расположен на левом повороте реки. Ориентиром может служить высокая бурая скала правого берега. Разгонная шивера начинается на прямом участке реки в 100-150 метрах до него. Левый берег крут, поэтому, по крайней мере в нашу воду, разведку порога производили по правому берегу. Порог представляет собой 1,5-2 метровый пологий слив с каменной гряды, неявный бой в скалу правого берега и поворот реки влево под прямым углом. В русле много камней. Ширина реки 15 м. К-1 осуществил заход по центру реки с последующим смещением влево, минуя два зуба на выходе. Вслед за ним К-2 повторил маневр. Категория сложности 2. После порога слева хорошая стоянка, здесь мы и закончили в 17.00 первый день сплава. Установка лагеря. Искупались, вода освежает и бодрит. Сразу за порогом небольшой омуток, где мы поймали трех хариусов на мушку. Собрали грибов. Праздничный ужин. С низовьев Чаи накатывается грозовая туча. Дождя пока нет. Отбой в 23.00.
08.08.01 г. День тринадцатый.
Подъем в 7.20. Завтрак, сборы. Безоблачно. Выход в 11.30.
Порог №2 "Зеркальный".
После пор №1 - плесовый участок 25-30 м, далее следует разгонная шивера с хаотично разбросанными камнями в русле, с последующим боем в скалу левего берега на правом повороте реки - это порог №2 "Зеркальный". Он представляет собой пологий 1,5-1,7 метровый слив с каменной гряды. Справа сразу же после порога хорошее место для стоянки. Проход катамаранами по основной струе, с уходом вправо от скалы. Категория сложности 2. За время ожидания прохождения К-2 порога №2 успели выловить приличного хариуса грамм на 600. Для координации прохождения порогов используем рации. Очень удобно, не надо бегать по берегу.
Порог №3.
Через 20-25 метров плеса начинается разгонная шивера порога №3. Ориентиром может служить остров слева (в нашу воду левая протока сухая) в 60-70 метрах после окончания порога №2. Порог №3 представляет собой слив с каменной гряды, на выходе струю разбивают два огромных камня, затем следует пологий слив с каменной гряды 1,5-1,7 м и навал на правый берег. Проход по основной струе. Страховка попеременно с воды. Категория сложности 2.
Порог №4.
После 25-27 минут сплава разрушенный мост. Далее через 5-7 минут на левом высоком берегу бывшая база геологов. Это является ориентиром порога №4. Начинается с короткой разгонной шиверы, далее 1,4-1,6 м слив через каменную гряду с поледующим мощным навалом на скалу правого берега. Категория сложности 3. Правый берег крутой. Осмотр и страховка сразу после навала (с берега морковками) по левому берегу. К-1 заранее довернув влево, чисто прошел слив, уйдя от прижима. К-2 сел на заходе в порог на обливник правого берега, дальнейшее прохождение прошло без осложнений. От базы геологов, пересекая реку вправо в горы, уходит местная ЛЭП.
Порог №5.
30 м плеса и начинается разгонная шивера порога №5. Ширина реки ~70 м, уклон 15-20 м/км, расход 23-25 м3/сек. Расположен на резком правом повороте реки. Русло в этом месте делится на две протоки, левая мелка, непроход. По правой бешеный слалом между камнями в разгонной шивере с дальнейшим резким 1,5-1,8 м сбросом с гряды камней. На выходе зуб, на который всей мощью наваливается струя. К-1 сел на него, слалом не помог. Категория сложности 2-3. Проход по основной струе. Страховка попеременно с воды. Сразу за порогом на высоком правом берегу хорошее место для стоянки. Здесь же и отличное место для рыбалки, Игнатов Сергей сразу поймал ленка на 1 кг.
Порог №6.
Порогом это назвать трудно, хотя в русле и прослеживаются несколько ступенек. Он расположен в 5-7 минутах сплава от порога №5. В целом, это хорошая шивера. Ориентиром ее середины может служить большой зуб по середине русла. Валы, бочки, сливы 1,4-1,6 м. Проход по основной струе с попеременной страховкой с воды. Категория сложности 2-3.
Порог №7.
30 м плесового участка и вновь шумит разгонная шивера очерередного порога №7. Он представляет собой 80 метровую разгонную шиверу со сложной линией движения с последующим сбросом с каменной гряды и навалом на скалы левого берега. Осмотр проще производить по тропе правого берега. На заходе ряд обливняков у левого берега, по центру струи три острых зуба, на выходе из скального прижима расположен еще один. К-1 пропустив между баллонами зубья и прижавшись как можно ближе к левым обливнякам не смог избежать столкновения с зубом на выходе, в результате сломалась первая поперечена. Чалка - сразу за выходом из порога с правого берега. Здесь мы нашли место для обеда и ремонта. К-2 прошел более удачно. Категория сложности 2.
Рыбный обед. Ремонт поперечены. Буквально через час после нашей остановки нас догнали трое новосибирцев из академгородка. Идут на К-4 из озера Аксектомур. О нас узнали в лесничестве. От пос. Перевала пытались нас догнать, но не смогли и свернули на стапель к озеру. От озера до р. Чаи примерно 8-10 км. Ширина реки в верховьях около 2-3 м, ниже 2-4м. Поэтому катамаран связан у них очень узко. Поперечная устойчивость очень мала. Тетю Валю прошли ночью, с этого направления она их не ждала. Обошлись без поборов. О реке Чае имеют очень смутное представление, в частности, о наличии здесь порогов и каньонов. Экипировка недостаточная: болотные сапоги, отсутствие спасжилетов, касок и т. п. Окончание обеда провели вместе. Решено одних их вниз не отпускать, а после совместного прохождения первого Чайского каньона подарить лоцию реки. Выходим совместно после обеда в 15.00. Очередность такова К-1, новосибирцы, К-2.
Порог №8.
80-100 м плесового участка и начинается разгонная 30 - метровая шивера. Поворот реки на 60 градусов налево, пологий слив через гряду камней 1,7-2,0 м и откровенный бой в скалу левого берега. Чистого прохода нет. По всей видимости, это - порог №8. Прошли с попеременной страховкой с воды. Категория сложности 1-2.
Порог №9 "Зиг-зуг".
10-15 м плеса и начинается короткая 15-20 м разгонная шивера порога №8.
Представляет собой сильный навал на скалу правого берега с явным острым зубом, после зуба слив с подводной плиты 1,5-1,8 м, сбойка струй и поворот реки на 90 градусов налево. Плесовый участок 20-25 м. Посередине реки на уровне порога лесистый остров. Левая протока почти сухая, в завалах. К-1 прошел, прижимаясь к обливникам острова. В районе зуба заломило весло, но на зуб не затащило. Новосибирцы протащились вдоль обливняков левого берега. В дальнейшем им было посоветовано такие препятствия обносить. К-2 навалило на зуб. Кажется, порвали правый баллон, треск на всю реку. Общая чалка на правом берегу вслед за плесом сразу же после правого поворота реки. Здесь небольшая, но очень уютная стоянка. Место очень красивое. Категория сложности 3.
Порог №10 "Труба".
Ориентир: окончание порога №9, поворот реки направо. На каньонообразном участке короткие быстрые плесы чередуются бурными участками. Река значитильно увеличивает свое падение (до 30-35 м/км). Проход по основной струе с уходом от многочисленных острых камней в русле. Страховка попеременно с воды К-1 и К-2. Категория сложности 3.
Порог №1к "Черный зуб" (здесь и далее индекс "к" означает каньон)
Ориентир: высокая серая скала (~50 м) левого берега после поворота реки налево.
В нашу воду существовала возможность чалки для осмотра и организации страховки следующего порога с правого берега на уровне начала скалы. Русло разделено надвое островком, покрытым кустарником и редкими деревьями. Ничего, чтобы указывало на происхождение названия порога, мы не обнаружили. Правая протока - ручей, в другой - вода постепенно сваливает к левой скале, образуя сильный прижим с неявным карманом. Перед карманом основной слив 1,5 м, через 6-8 м второй 1,2 м. В русле много острых камней и обливников. Ширина основного русла 5-7 м. Чистый проход возможен вблизи скалы. Новосибирцы обнесли порог по правому берегу и встали на страховку с берега после второго слива и на уровне впадения сухой правой протоки. К-1 прошел порог, придерживаясь к обливникам правого берега с телемаркетом напротив "кармана", К-2 прошел без него. Чалка к плоским языкам скал по правому берегу, сразу после впадения сухой правой протоки. Отсюда можно по тропе осмотреть основные пороги каньона вплоть до порога №4к "Водопадного", если потребуется и далее. Категория сложности 3-4.
Порог №2к "Петля".
Ориентир: Окончание серой 50 м скалы левого берега, начала вслед за ней высокой 50 м осыпи буро-серого цвета. Начинается разгонной 60 м шиверой сразу после 10 м короткого и быстрого плесового участка. Представляет собой короткий порог, его длина 20 м. В русле много полуобливных камней, а по центру струи перед основным 1,6-1,8 м сливом через подводную плиту находятся два острых обломка скалы. После слива возможно попадание в неприятный улов "петлю" скального правого берега. На выходе из петли расположен еще один скальный обломок. Ширина реки 20-25 м, ширина слива 3-4 м, расход 30-35 м3/с, уклон 35-40 м/км. На левом место для стоянки, правда, не очень удобное. Категория сложности 3-4.
Порог №3к.
Ориентир: через 20 м после основного слива порога №2к и поворота реки под прямым углом направо. Представляет собой два слива 0,5 и 1,5 м между большими камнями. Страховка с левого берега морковками. Категория сложности 2-3.
Порог №4к "Водопадный".
Ориентир: окончание порога №3к, широкая заводь и поворот реки налево. Представляет собой короткую 10 м разгонную шиверу с последующими тремя крутыми и мощными 0,8, 1,2, 1,6 м следующими друг за другом сливами с подводных плит. Сливы образуют сложную систему косых валов и бочек. Страховка с левого берега морковками. Категория сложности 4.
К-1, минуя справа осколки скал, на заходе в порог №2к прошел основной слив, чуть чиркнув о зуб на границе "петли". Встал на страховку слева перед порогом №3к. Новосибирцы протесались по "канализации" вдоль правого берега, на выходе, из которой подводная струя вынесла их на выходной зуб. К счатью киля не произошло. Ребята сходу прошли порог №3к по основной струе и зачалились в заводи правого берега перед порогом № 4к. К-2, пройдя основной слив порога №2к, был затянут в "петлю". Несмотря на видимую простоту данного препятствия вылезти удалось только с третьего раза. После этого ими был пройден порог №3к и следующий за ним порог №4к. На страховку они встали у правого берега напротив впадения левого притока. Новосибирцы, зайдя в порог №4к, в первом же сливе потеряли одного гребца, но он успел оперативно сам выбраться. К-1 прошел препятствия без проишествий, если не считать, что на втором сливе порога №4к одного гребца пыталось вымыть из упоров. 30-35 м плесового участка и начало очередной разгонной шиверы.
Порог №5к "Стенка".
Ориентир: разлом в скалах правого берега, который спускается до воды, с левого берега высокая 60-70 м серо-бурая скала. Осмотр и организация страховки по правому берегу. Чалка возможна сразу же после начала пологого участка правого берега.
Представляет собой длинную забитую камнями разгонную шиверу на правом пологом повороте реки. Постепенно вся вода в русле уходит под левую скалу, где идет основное русло. Струя облизывает острые как терка скалы, образует метровый слив через гряду камней и через 5-6 м с силой бьет в выступ скалы левого берега. Через 10-12 м второй 1,2-1,5 м слив с гряды камней. После этого река входит в скальный коридор, образованный скалой слева и скальной стенкой высотой 2,5 м правого берега. Внимание! Справа через 10-15 м быстротока открывается песчаная отмель и чалка. Отличное и большое место для стоянки.
Осмотр порога показал возможность его прохождения, но так как была вероятность киля в районе прижима, было решено пройти его на разгруженных катамаранах. Вещи сразу отнесли на место предполагаемой стоянки. Новосибирцы обнесли порог и встали на страховку с правого берега после второго слива и в районе песчаной отмели. К-1 прошел по основной струе вдоль обливняков правого берега с дальнейшим уходом от навала на скалу. Далее через второй слив с последующей чалкой на отмели. Оказалось, что небольшой отбой от скалы все же существует. К-2 повторил уже пройденный путь, немного задев скалу на выходе. Категория сложности 4. На ночевку встали в 21.00. Установка лагеря, совместный ужин, отбой в 0.30.
09.08.01 г. День четырнадцатый.
Подъем в 7.30. Завтрак. Вынужденная дневка. У К-2 три серьезных разреза двух оболочек. Ремонт. Новосибирцы выловили прямо под нашим лагерем двух ленков на 1,5 кг каждый и хариуса грамм на 600. Обед.
После обеда продолжение ремонта. Ходили на рыбалку. В этих местах рыба берет как на темную мушку, так и на мелкую блесну. Итог нашей группы: двенадцать хариусов по 700-900 грамм, остальные помельче. Вечером рыбный ужин. Отбой в 22.00.