Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

О Т Ч Е Т
о пеше-водном походе IV к.с,
по рекам Нижний Кураган, Катунь,
с радиальным выходом
к Аккемскому озеру и горе Белуха.



Содержание

Паспорт маршрута
Общие сведения о маршруте
Состав группы
Сведения о районе путешествия
Общая характеристика реки
График движения
Подход и сход с маршрута
1. Подъезд
2. Отъезд
3. Аварийный сход с маршрута
Техническое описание
1. Заброска на Кураган
2. Сплав
3. Радиальный выход на оз.Аккемское (гора Белуха)
4. Продолжение сплава
5. Удобные места для стоянок
Выводы и рекомендации
Смета расходов
Фотографии

Паспорт маршрута

Вид туризма Пеше-водный
Категория сложности Пятая
Район путешествия Юг Западной Сибири, Алтайский край
Нитка маршрута п.Катанда - перех. по р.Нижн.Кураган до р.Ешту(р.Осиновка)
- сплав по р.Нижний Кураган - устье р.Аккем -
радиальный выход на оз.Аккемское к горе Белуха
- р.Катунь - п.Малый Яломан
Протяженность активной части маршрута 217 км
Протяженность:
 
Итого активными способами
водной части-150 км
пешей части- 95 км
245 км
Общая продолжительность маршрута 19 дней
Продолжительность активной части маршрута 13 дней
Количество участников 4
Средства сплава Два двухместных катамарана(см. фотографии)
Время путешествия июль-август 1999 года
Уровень воды
 
р. Нижний Кураган - средний,
р. Катунь - средний
Адрес хранения отчета
 
ул. Большая Коммунистическая д.17,
библиотека МГЦТК

Общие сведения о маршруте

Нитка маршрута: пос.Катанда – переход по р.Нижн.Кураган до р.Ешту(р.Осиновка) – сплав по р.Нижний Кураган – устье р.Аккем – радиальный выход на оз.Аккемское к горе Белуха – р.Катунь – п.Малый Яломан.
Протяженность маршрута: водной части - 150 км, пешей части - 95км
Продолжительность: 13 (с учётом поезда 19) дней.
Cредства сплава: 2 двухместных катамарана, в дальнейшем кат и кат2.
Число участников: 4 человека.
Маршрутная книжка № 1/4-506

Состав группы


No Фамилия, имя Год рождения Опыт Обязанности
1 АБРАМОВ Евгений 1979 р. Охота, р. Кутсайоки, р.Песчаная Завхоз
2 ВАВИЛИН Михаил 1978 р. Охта, р. Кутсайоки, р.Шуя зав.рем-набор
3 ШЕСТАКОВ Денис 1979 р.Кутсайоки, р.Песчаная Врач
4 МИРГОРОДСКИЙ Александр 1979 р.Ка-Хем, р.Дотот, р.Кутсайоки Картограф

Сведения о районе путешествия

Алтайский край расположен на юге Западной Сибири, в бассейне верхнего течения реки Оби и ее истоков - Бии и Катуни. Поверхность края делится на две части - равнинную и горную. Большую часть территории Алтайского края занимает юго-восточная окраина Западно-Сибирской равнины. Это Приобское плато на левобережье Оби, предгорья и склоны Салаирского кряжа - на правобережье. Юго-восточную часть территории занимает Горный Алтай с его самой высокой точкой - горой Белуха (4506 м). Высокие горные хребты Алтая: Катунский, Северо-Чуйский, Южно-Чуйский и др. отличаются рельефом альпийского типа - крутыми склонами и скальными гребнями с многочисленными труднодоступными пиками. Более тысячи ледников общей площадью свыше 800 кв. км. насчитывается в высоких хребтах Алтая. Наиболее значительными являются долинные ледники Катунского и Чуйских хребтов. На севере и западе Алтая располагаются среднегорные хребты и массивы со слаборасчлененными гребнями. Климат Алтайского края резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но жарким летом, с небольшим количеством осадков. В равнинной части территории средняя температура января - 19С, июля +18, 9С, годовое количество осадков составляет 250-300мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от - 12С до - 31, 8С, июля от +9С до +18С. Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в межгорных котловинах и долинах годовое количество осадков составляет всего 150-200мм. Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры (фены). На территории Алтайского края берет начало от слияния реки Бии и Катуни Обь - третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. Реки Обского бассейна отличаются быстрым течением и обладают значительными запасами гидроэнергии. Реки Приобского плато: Бурла, Кулунда и др. - мелководны, с медленным течением, впадают в бессточные озера. Крупнейшие озера на равнине - Кулундинское и Кучукское, в горах - Телецкое. Для равнинной части зональными являются черноземные почвы, в западной части широко развиты засоленные почвы солонцово- солончакового ряда. В горах - горно-подзолистые почвы. Почти 1/3 территории Алтайского края покрыта лесами. Особенно большие лесные массивы располагаются в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса представлены сибирской лиственницей, кедром, пихтой, сосной. В Горном Алтае ярко выражена вертикальная зональность: степная зона, лесная, высокогорная (альпийская) и каменная, лишенная растительности, нивальная зона. Для равнинной части характерно сочетание степных просторов, в основном распаханных, с крупными массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами. Богат и разнообразен животный мир Алтайского края. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны; в степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек; в поймах степных рек - водоплавающая птица. Велико промышленное значение Алтайского края. Здесь имеются предприятия машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, легкой и пищевой промышленности. Алтайский край является крупным районом производства зерновых и технических культур, а также мясного и молочного животноводства, тонкорунного и мясо-шерстного овцеводства, пантового оленеводства. В Алтайском крае имеются широко известные курорты: Белокуриха, Чемал, Лебяжье. В состав Алтайского края входит Горно-Алтайская автономная область, образована в июне 1922г., как Ойротская автономная область, в январе 1948г. переименована в Горно-Алтайскую автономную область. В хозяйственном отношении выделяется как район пантового оленеводства (пятнистые олени и маралы). Развит охотничий промысел белки, горностая, лисицы, колонка, соболя и норки. В некоторых районах развито пчеловодство. Коренное население Горно-Алтайской области - алтайцы.

Общая характеристика реки

Путешествие представляет собой поход среднего уровня 5 категории сложности, при условии обноса П.42 - 43 на Н.Курагане. При аккуратном просмотре подходит для групп, только выходящих на уровень 5к.с., поскольку все препятствия, кроме выделяемого отдельно П.42, либо не представляют опасности для человека, либо легко страхуются. (На Курагане, в отличие от, например, Шавлы, имеются плесы, разделяющие сложные участки и чалка не представляет большой сложности.)
Основной характер препятствия на Н.Курагане - мощная порог-шивера, крупные камни в узкой, довольно мощной струе, сливы до 1,5м, валы до 1,5 м. Опасных завалов не замечено. На Катуни: препятствия типа мощный (до 3м) вал, мощная бочка. Все легко объезжается при наличии минимальных технических навыков. Отдельно следует выделить участок П.42 на Н.Курагане. Это длинная (около 2-х км) горка с большим падением, проблематичной чалкой, мощными сливами в узкой круто падающей струе. Сложный и быстрый слалом, много подводных бревен в сливах и между камней. Участок, пожалуй, 6 к.с. Вполне проходим для квалифицированных групп с численностью, достаточной для надежной страховки.
Водная часть относительно короткая, поэтому Н.Кураган лучше идти в связке с Катунью(до Чемала), Кучерлой, горной частью в районе Катуньского хребта и т.п. Препятствия очень разнообразные, благодаря контрасту между быстро падающим относительно малорасходным Кураганом и очень полноводной Катунью. Сплав лучше всего производить на маломерных судах (лодки, катамараны - двойки). Тогда он будет действительно интересным и спортивным.
Рекомендую горную часть по Катуньскому хребту, например, кольцо (устье Аккема - Аккемское оз. - перевал в Кучерлинское оз. - устье Кучерлы - устье Аккема), требующий при среднем темпе 7 дней(минимум - 5), но оставляющий великолепные впечатления от видов Белухи, водопадов Текелю, пейзажей Катуньского хребта. Дольше недели по эту сторону хребта лучше не находиться, т. к. из-за красоты и доступности места сильно захожены туристами (в т.ч. и плановыми) и жить там неприятно.
В долине Н.Курагана людей мало, но тропа есть, и рыбаки с охотниками заходят. Вещи на тропе лучше не бросать. Долина Катуни и район Белухи - очень людные. Отношение местных - нормальное, но нищета - страшная. Лучше не соваться в Алтайские селения типа Тюнгура, забрасываться через русскую Катанду.
Большое разнообразие ягод: красная и черная смородины, крыжовник, малина, костяника… А вот рыбу поймать мы не смогли.
Пеший переход к начальной точке сплава начинается из пос.Катанда и имеет длину около 35 км. Идти надо по левому берегу р.Нижн. Кураган до устья его левого притока, р.Осиновки, выше которой на реке очень сложный каньонный участок.
В начале сплава Ниж. Кураган течет в скальном каньоне длиной 1,5 км, в котором насчитывается 14 препятствий. Далее идет участок шивер и порогов средней сложности, а за левым притоком, р.Алыскар, - опять сложный участок длиной 2 км, где еще 12 порогов и шивер. Затем река входит в небольшую котловину - 2,5 км, где разбивается на протоки, в которых встречаются перекаты и завалы.
За устьем правого притока, р.Ермошка, начинается третий сложный участок длиной 3,5 км, в середине которого - непроходимое место длиной 500 м. Далее сравнительно простой участок шивер. В его середине находятся 2 сложных порога. Последние 7 км характерны перекатами, мелководными протоками с поваленными деревьями. Дальнейший сплав проходит по р.Катунь.
От места впадение Н.Курагана в р.Катунь до пос.Тюнгур препятствий нет. На участке от пос.Тюнгур до “стрелки” с р.Аккем протяженностью ~15-20км есть несколько порогов - шивер II-III к.с. В пяти км ниже р.Аккем начинается “Труба” или Аккемский прорыв - наиболее сложное препятствие Верхней Катуни. Это скальный каньон длиной 4-5 км, с большим падением, сжатый скалами в начале до 10 м. Перед прорывом шиверы становятся мощнее, берега круче. Левый берег делается отвесным, и на левом повороте реки расположена мощная входная шивера - IV к.с., напоминающая первый слив Аккемского прорыва. Из восьми ступеней “Трубы” наиболее сложны первая, вторая и четвертая - V к.с. В первых двух ступенях основную опасность представляют мощные сливы с жесткими валами высотой до 2,5-3,0 м, в четвертой - мощные бочки высотой до 2,0 м. Выход из основной струи местами весьма сложен, камней в потоке почти нет. После четвертой ступени характер реки постепенно упрощается. В устье Аргута - импровизированный музей туристского творчества.
После впадения Чуи (справа) Катунь становится еще мощнее, к валам добавляются водовороты. Перед пос.Иня несколько шивер III-IV к.с. В поселке есть столовая, магазины, почта, пекарня, баня, проходит Чуйский тракт, по которому можно уехать в Горно-Алтайск. Ниже Ини шиверы III-IV к.с., последняя напоминает порог Ильгуменский - V к.с., находящийся сразу за устьем левого притока Б. Ильгуменя. Просмотр порога удобнее с правого берега. Высота валов в нем достигает 3,0 м.

График движения

30.07 – пос.Катанда – п.Притор.
31.07 – п.Притор – р.Осиновка.
1.08 – Постройка судов. Дневка.
2.08 – р.Осиновка – п.Ступенька.
3.08 – п.Ступенька, пор.42, конец п.Венец.
4.08 – конец п.Венец – устье р.Аккем
5.08 – Дневка. Сборка судов.
6.08-8.08 – восхождение к оз.Аккем.
9.08 – спуск к р.Катунь.
10.08 – Сборка судов, п.Аккемский прорыв(“Труба”), устье р.Аргут.
11.08 – устье р.Аргут – пос.Иня – пос.Малый Яломан.
Замечание. Не рекомендуем пользоваться нашим графиком движения, т.к. большинство порогов проходилось нами без полного просмотра, в связи с ограниченными сроками отпусков нашей команды. Но мы всё-таки настаиваем производить тщательную разведку порогов во избежание несчастных случаев и непредвиденных ситуаций. Хотя для этого потребуется немало дополнительного времени.

Подход и сход с маршрута


1. Подъезд

Заброска через Бийск (Барнаул) и далее Горно-Алтайск на машине (автобусах) до Катанды. Далее на ГАЗ-66, пароме через приток Катуни и еще на 10-12 км вверх по Курагану. Дорога - ОЧЕНЬ плохая. Далее пешком вверх по тропе порядка 18 км или на лошадях до конца. Тропа простая с отдельными крутыми взлетами. Начало сплава от реки Осиновая(р.Ешту).
До Бийска можно доехать на поезде из Москвы, через Новосибирск, через Барнаул, через Новокузнецк, долететь на самолете. Далее либо на автобусах: до Горно-Алтайска, и далее до Катанды, либо брать машину.
Для справки: Автобус Горно-Алтайск - Катанда уходит в 7 утра три раза в неделю. Автобус ПАЗ до Катанды на заказ стоит 6 тыс. (250$) на автовокзале. А вообще цены формировались следующим образом: легковушка 3.5-4.5руб/км, грузовик или автобус 2-4руб/км. Километраж – до места назначения + обратная дорога “пустой” машины.
По дороге лучше заехать в пос.Усть-Кокса в дирекцию заповедника, чтобы разузнать о действительных границах заповедника, которые постоянно меняются. (Желательно получить записку) У нас заповедник начинался в устье Иолдо, а его охранная зона в устье Кыргыза, но в нее вход разрешен. Местные охотники, выдающие себя за егерей, пытаются требовать спирт, изменяя границы заповедника каждый по-своему, НЕ ВЕРЬТЕ, выкручивайтесь как можете.
Мы выехали из Москвы на 96 поезде (Москва - Барнаул) в 21:55 25.07.99. Были в Бийске 17:40 по Москве(20:40 по-местному) 28.07.99. Выехали из Бийска на микроавтобусе в 24-00(здесь и далее время - местное) и были в Катанде в 13:15 29.07. В этот же день, транспорт найти не удалось. Но вечером к нам подошел местный и предложил, лошадь+телега+ночлег за 200р.+0.5водки. В 10 часов утра, мы двинулись в путь. Через 10 мин. переправа на пароме, где с нас содрали по 15р. с человека. На телеге, мы смогли заброситься ~ на 10-12км. Во время пути встретили егеря. Он оформил нам путевку на пребывание в Катуньском заповеднике (40руб. с человека за сутки). Дальше ехать в принципе невозможно, конная тропа.

2. Отъезд

Отъезд возможен из пос.Иня или пос.Малый Яломан на рейсовом автобусе, машине. С Чуйского тракта – поймать проходящий транспорт. Из пос.Чамал, но до него от Мал. Яломана ещё 150-200км. В пос.Малый Яломан можно сесть на проходящий автобус до Горно-Алтайска, который проходит в 10:00. Цена билета 90руб. Или уехать на частной машине, как сделали мы. До Горно-Алтайска машина обошлась в 1000руб(40$). Из Горно-Алтайска уже больше вариантов, либо до Бийска, либо до Барнаула, либо до Новосибирска. Мы доехали до Барнаула за 800руб(32$).
Предупреждение! На обратную дорогу следует “зарезервировать” дополнительное время. Т.к. трасса проходит в горах, возможно возникновение непредвиденных(опасных) ситуаций. Мы сами на обратном пути попали в густой туман, и на одном из участков нашего следования произошел обвал камней.

3. Аварийный сход с маршрута

На следующих участках маршрута затруднена выброска: р.Осиновка - пос.Катанда, пос.Тюнгур – пос.Инегень, т.к. эти места находятся вдали от населенных пунктов, в пересеченной местности. Но с маршрута выбраться можно всегда, т.к. на всем протяжении реки, вдоль берега проложена либо конная тропа, либо дорога.

Техническое описание

Описание Курагана в Городском клубе не соответствует действительности, пороги указаны очень странно, как будто каждый вал шиверы пронумеровали. Поэтому, мы введём свою нумерацию.
Поход начался с Казанского вокзала 25.07. Мы погрузились в поезд №96 Москва-Барнаул отправление в 21:55 в вагоны идущие до Бийска. В Бийск приехали 28.07 в 17:40(время московское) или 20:40. При выходе на перрон на нас накинулись водилы с предложением довезти. Но мы еще из Москвы связались по электронной почте с человеком и договорились о заброске на реку за 2600руб(~110$). Во время посадки на машину подошли привокзальные водилы-мафия и завязался долгий и неприятный разговор с нашим шофером, после которого он отказался ехать. Но как гласит русская пословица:”Что ни делается - все к лучшему. ” После чего мафия предложила забросить нас с еще одной группой из Киева (8 чел.), на автобусе ПАЗ за 2000руб(80$). Из Бийска выехали в 24:00(местное). В Катанду приехали в 29.07 в 13:15. Жара ужасная. Пошли искать транспорт для дальнейшей заброски на р.Н.Кураган. У местных жителей узнали, что паром через р.Катунь не ходит, т.к. не могут стащить его в воду; машины на правый берег р.Катунь не ездят, да и переправлять не на чем; есть малый паром через приток р.Катунь; можно заброситься на Кураган на лошадях. Продолжительные поиски лошадей не увенчались успехом. До р.Осиновка нас отказались везти в связи с установившейся хорошей погодой после длительных дождей и началом покоса. Хотя нам дали понять, что заброска при других обстоятельствах возможна, 150руб. за лошадь в сутки. (До Осиновки, по словам местных, 2-е суток.). Когда мы начали устанавливать лагерь в 17:30, чтобы хорошо выспаться и утром идти пешком на Кураган, к нам подошел уже знакомый местный житель – Иван и предложил: повозку до р.Золотой ключ и ночлег, чтобы утром отправиться в путь.

1. Заброска на Кураган

30.07 Подъем в 9:00. В 10:00 в сопровождении детей Ивана отправились в путь. Через приток Катуни переправлялись на пароме. За это “удовольствие” с каждого из нас содрали по 15руб. Движение происходило вдоль левого берега р.Н.Кураган. Колея дороги – сносная. К р.Золотой ключ добрались к 13:00. По пути нас остановил егерь, косивший траву. Узнав о месте нашей заброски, любезно предложил приобрести путёвку в катуньский заповедник по цене - 40руб. за сутки. У него узнали, что заповедник начинается от р.Кыргыз. Через 500м после переправы (переходили по камням) р.Золотой ключ есть поляна, на которой мы устроили обед и запрятали лишние продукты. “Пешка” началась в 16:30. Примерно ещё 1 км шли по дороге, далее начинается конная тропа, которая идет на всем протяжении нашего маршрута. Ритм движения был выбран следующим: 50мин. идем, 10-15мин. отдыхаем. Через 1.5 ходки добрались до р.Громатуха. И были несказанно рады, т.к. солнце пекло очень сильно. Примерно в 19:30 начался длинный подъем с несколькими резкими скачками высот. Далее последовал крутой (скальный), со скользкими, гладкими, каменными плитами спуск. Преодолев этот участок к 20:30, встали на ночевку, возле реки между порогами “Малый Притор” и “Большой Притор”.
31.07 Подъем в 9:30. Осмотр порога “Большой Притор”. Погода начинает портиться, прохладно. Вышли в 13:00. Тропа проходит в большей части по лесу, но встречаются поляны с высокой травой (1,5м). На этом участке происходит значительный набор высоты, но он осуществляется скачкообразно: подъем-спуск. Встречаются довольно крутые подъемы. Еще одна неприятность – это разветвление тропы. Мы несколько раз её теряли. Совет: Если тропа разошлась, то нужно идти вправо, в противоположную сторону от реки, даже если вам этого не хочется – ПРОВЕРЕНО! В 16:00 были у реки Кыргыз. Явным ориентиром близости р.Кыргыз является ветхий охотничий домик по середине одной из множества полян. У реки, напротив таблички о начале катуньского заповедника, мы сделали стоянку на обед. В 18:00, перейдя Кыргыз по заваленным деревьям, двинулись дальше. Через 10-15мин. мы проходили мимо 2-х этажного домика. Скорей всего он принадлежит егерям. В 20:30 после тяжелого подъема и короткого спуска мы оказались у нашей цели, у левого(мелкого) притока р.Осиновка. Сразу после спуска и перехода (в брод) через Осиновку находится хорошая полянка с поваленным (попиленным) кедром. Через 50м выше по течению Курагана начинается галечный “пляж”, который тянется до основного русла р.Осиновка(~150м).
1.08 Дневка. Сборка судов. Разведка р.Н.Кураган вверх по течению. Интересного ничего не обнаружено. Осмотр 3-го каньона. Сбор ягод. Много красной смородины и клюквы. Весь день моросил дождь.

2. Сплав

2.08 Подъем в 9:30, вышли в 12:00. Прохождение третьего каньона. (Почему назвали каньоном, непонятно.) Ориентиры. Левый поворот реки. На левом берегу скальная стена, уходящая в воду. По правому берегу галечная отмель. Шли с ходу, по траектории зигзага, вначале под левым, а затем ушли под правый берег. Проход чистый с 1-1,5м валами, продолжительность 3-го каньона 500м. Через 10мин. сплава зачаливаемся на правый берег для осмотра порога №1.
Замечание: Осмотр лучше производить по левому берегу, хотя при этом затруднена чалка.
Ориентир: каменная отмель с правого берега, левый поворот реки. Порог не сложный, 1-1,5м валы, чистое русло. Траектория движение просматривается с воды. Продолжительность пор.№1 ~1км. Шли тандемом. Далее река плавно переходит в “усиленную” шиверу или порог 1-2к.с. с локальными 0.5м валами и бочками. Через 20мин. дошли до пор.№2. Ориентиры: перед порогом река разбивается на три протоки, левая из них самая полноводная; на левом берегу каменная отмель, а за ней улово; река поворачивает направо. Зачалились на левом берегу в улово за отмелью. Осмотрев порог, решили идти тандемом с взаимной страховкой. Основное препятствие расположено в начале порога – полуобливной камень. Обойти можно с любой стороны, что мы и сделали (кат cправа, кат2 слева). Весь же порог ~500м (валы 1-1.5м, небольшие бочки). Спустя 10-15мин. мы были у пор.”Кыргыз”. Ориентиры: с воды видно значительное падение реки, более сильное “волнение” воды. Чалка и осмотр по левому берегу. Порог, на наш взгляд, 4-5к.с. – сложный. Основные препятствия – валы и сливы до 3м, очень мощные бочки, большие обливники, “грязноватый” заход. (Если распределить мощь бочек на реке по местам, то “бочары” порога Кыргыз занимали бы 2-3 места после бочек на Аккемском прорыве.) Протяженность порога 2-2.5км, зачалиться почти невозможно. После осмотра входной части Кыргыза (50-100м) и слов нашего товарища Миши, который осмотрел реку немного вперед: “…дальше, не сильнее чем здесь”, - мы начали прохождение. Шли тандемом, по основной струе, примерно по центру реки. Траектория движения легко читалась с воды. Пару раз налетели на большие обливники. В одном из них скатились по 3-х метровому сливу боком, и попали в большую бочку. Но благодаря слаженности и ловкости экипажа всё обошлось. Примерно в середине порога, с левого берега впадает река Кыргыз. На участке от пор.”Кыргыз” до левого притока р.Ермолай серьезных препятствий нет. Перед Ермолаем зачалились на правый берег (чалка удобная, но тропа для осмотра, как выяснилось после, на левом берегу). Осмотр показал, что предполагаемый порог оказался шиверой для данной реки. Проплыв 100м, зачалились на правый песчаный берег, для осмотра пор.”Ступенька“ и пор.42. После разведки 1-й ступени пор.42 решили встать на стоянку. Место не очень удобное, но часы показывали 17:30, что не позволяло нам начать подготовленное прохождение связки порогов №42-43.
3.08 Подъем в 9:30. Вечерний осмотр препятствия показал, что идти лучше на пустых судах. Начало обноса вещей в 12:00. Обнос тяжелый ~2-2.5км, т.к. вдоль реки нет тропы, каменные осыпи, заросли. Как мы выяснили, есть два пути для движения: либо у самой реки, либо пройти ~300-400м вдоль реки, а потом забраться на крутой склон, найти конную тропу и дальше двигаться по ней. Наш вариант: Через 100м от места стоянки начинается осыпь, которая расположена напротив I ступени пор.42. Обойти её можно, но только по верху крутого склона. С рюкзаками на него лезть не очень хочется. При преодолении осыпи (~100м) будьте очень осторожны, т.к. падение с нее грозит вам оказаться в пороге. Дальше под ногами можно увидеть что-то наподобие тропы. Но дорожка заканчивается через ~200м и возникает вопрос: ”Куда дальше…?” Т.к. кругом были заросли, мы решили взобраться на склон и найти там дорогу. Тропа была найдена через 400м от места “восхождения”. Дорожка нас сама привела к реке. На обратном пути мы двигались вдоль реки и намечали траекторию движения в пороге.
Предупреждение! Как следует оцените свои силы перед прохождением п.42. Слалом довольно тяжёлый.
Порог п.42 можно разделить на 4 основных участка.
I участок. Состоит из 3-х ступеней. Протяженность 450 метров. Основная сложность - зайти в 1 ступень и после её преодоления резко сместиться направо, к центру реки. Не налететь на берёзу в 3-ей ступени.
1 ступень. Слив 2-2.5м. Бочка держит не очень сильно. Почти вся река перегорожена камнями. Проход возможен впритирку к правому берегу, в протоку, шириной не более 2.5м. Кроме того, перед самым сливом, над рекой наклонено дерево, приходится “нырять” под него. Сразу после слива надо уходить направо от “жандарма”, который отстоит от бочки 1 ступени на расстоянии 20 метров. При попадании налево есть большая вероятность остаться без судна и …
Сразу за “жандармом” проходит 2 ступень. Это - гряда косых валов высотой 2.5-3 метра. После них следует “мощнейшая ” бочка.
3 ступень. За 30м. (расстояние между 2 и 3 ступенями) нужно переместиться направо так, чтобы верхушка березы, торчащей в 3 ступени прошла, как минимум, над вашими головами, иначе вы сядете на подводный камень, метра через 4 за деревом. Чалка для дальнейшего осмотра и отдыха на правом берегу.
II участок. Состоит тоже из 3-х ступеней. Протяженность 600 метров. На этом участке самые мощные бочки и валы.
1 ступень. Заход под правым берегом. 3 гребня высотой до 2.5 метров, слив, мощная бочка.
2 ступень. Трехметровый слив + “бочара”. Перед 2-ой ступенью косая струя, которая сдвигает судно направо, что небезопасно, хотя с воды кажется, что всё нормально. Опасность в том, что вода скрывает большой камень под своей толщей, но при попадании на этот участок вас развернёт, и в бочку вы попадаете боком.
3 ступень. До третьей ступени есть спокойный участок (~40м.), в котором легко зачалиться. Само препятствие – 3-4 вала высотой до 2м + бочка. Чалка на левый песчаный берег. Там же была обнаружена тропинка, ведущая к домику охотника. Людей мы не нашли, но всё готово для их приёма.
III участок. Протяженность 800 метров. Река поворачивает налево. Сложный манёвр при заходе. С правого берега очень трудно наметить траекторию прохождения, не видно всех препятствий. Все время следует придерживаться центра реки. На повороте, обходя обливники, оставляя по правую руку два “бульника”, подходим к первому (основному) сливу. Есть несколько вариантов преодоления.
1.По центру реки. При этом вы попадаете в 3-х метровый слив с дальнейшим купанием в бочке. При заходе придется объезжать “петухов”, и при этом надо попасть между двумя глыбами, куда падает река.
2.Под правым берегом. Слив 2м, бочки нет. Но при этом приходится перегребать основную струю. Кат2 пошел этим путем – КИЛЬ!!!
Разбор “полёта”. Поздно начали смещаться вправо. В итоге налетели боком на большой камень. Неправильно выбрана траектория. Плохо продуманы действия. Спасались сами, т.к. шли тандемом, а вторые задержались при выходе. При киле было упущено весло.
IV участок. Выходная шивера длиной 300 метров. Бочки 0.5м, камни. Траектория движения читается с воды (центр). Река делится на 2 протоки, образуя остров. Шли в левую протоку. Чалка на левом берегу.
Сушка “утопленников”, укладывание вещей на суда, поиск весла – оно было найдено в шивере п.42. Продолжение движения в 17:00. В 17:50 прохождение порога “Большой притор”. Видна скала на правом берегу и далее на правом повороте более высокая стенка левого берега. За правым поворотом три ступеньки сливов, после первой – большая, но мягкая бочка. Очень красивый, но простой порог. Чалка вправо на предшествующем левом повороте, просмотр справа. Страховка была организована после первой ступени, в связи с наличием в русле реки притопленной берёзы. Ширина реки в пороге не более 10м.
Так что возможен завал. Через 1.5 часа езды по шиверам - П52. Заход по мелководной шивере и слив порядка 1.5м с бочкой средней силы. Ориентир - валунная россыпь на левом берегу и скальный выступ, в который бьёт слив на правом. Порог несложный. Далее, протяжённая шивера-порог “Венец”. Мощная струя, валы, камни, бочки, габаритные проходы, струя постепенно ослабевает. Шли сходу. В 20:00 встали на стоянку, на правом берегу, где прятали продукты.
4.08 Т.к. предыдущий день был очень напряжённым, подъём получился поздним. Вышли только в 14:30. До впадения Курагана в Катунь порогов нет. Основные препятствия - это мелководные шиверы, топляк, нависшие над водой деревья, завалы. Река сильно петляет, разбивается на множество русел, образуя острова, сильные прижимы. Шли в основном левыми протоками. В большинстве случаев при прохождении шивер “скреблись” дном катамарана о камни. Один раз пришлось сделать небольшой волок-обнос, так как в реку упала береза. В 16:10 “влились” в Катунь. Погода начала портиться. До пос.Тюнгур на реке препятствий не было. По середине поселка через реку натянут навесной мост. Проплывая мимо Тюнгура (17:00), мы увидели большое кол-во народа на правом берегу. Подойдя поближе и поговорив, мы узнали, что они отдыхающие с местной турбазы, собираются на прогулку на рафтах до р.Аккем. Еще через некоторое время мы выяснили, что на базе держат лошадей, и есть возможность заброситься на Кураган. Через два часа спокойного сплава мы достигли, правого притока реки Катунь р.Аккем. На пройденном участке было 4-5 порогов-шивер с валами не более 1-го метра, которые при желании легко обходятся. В 19:30 встали на отдых, на правом берегу р.Катунь в 30м ниже впадения р.Аккем. Единственным недостатком данной стоянки была вода из Аккема – один песок. За водой приходилось ходить за 200м ниже по течению р.Катунь.
5.08 Всю ночь и день шел дождь. Решили сделать дневку. Сходили на разведку тропы до Аккемского озера. Разобрали суда.

3. Радиальный выход на оз.Аккемское(гора Белуха)

6.08 Вылазить из палатки неохота – идет дождь. Поэтому подъем в 10:30. К 12:00 выглядывает солнце. Мы решаем подсушить отсыревшие и промокшие вещи. Высохнув, спрятав суда и ненужное снаряжение в 17:00 уходим на оз.Аккемское. В начале тропа идет вдоль правого берега р.Аккем с небольшим набором высоты. Лес сменяется на луга. В 19:30 мы переходим по мосту через Аккем. Дельше идет очень крутой подъем 150-200м, после его преодоления тропа превращается почти в дорогу. С вершины подъема виден жилой дом, возле него на лугу пасутся лошади. Резко увеличивается кол-во туристов. Начали подыскивать стоянку. Место нашли только в 20:10. Пока искали “ночёвку”, перешли две речки, не обозначенные на карте.
7.08 Подъем в 13:00. Сильно похолодало. Выход в 14:30. Идет дождь, выше в горах снег. Люди, спускающиеся с горы Белуха, говорят: ”…СНЕГ! Зима”. Тропа от дождя, лошадей и человеческих ног превратилась в “кашу”. При “восхождении” приходится то набирать высоту, то сбрасывать. После преодоления 2-х левых притоков “А3” и “А4” р.Аккем (см.прил.2 лист1), тропа стала представлять собой нагромождение булыжников, беспорядочно набросанных в грязи. О снеге мы уже не слышим от идущих к нам навстречу, а видим его вокруг себя. Тропа постепенно приближается к реке, начинаются осыпи. Не дойдя 4км до правого притока р.Аккем Текелю, встали на стоянку в 20:00. Кругом снег – холодно. (Температура около 5 градусов).
8.08 Подъем в 9:20. Оставив лагерь и часть группы, взяв один рюкзак, вышли к озеру в 12:00. Тропа очень плохая: талый снег, ручьи, камни, большие корни деревьев, грязь. Но темп движения был очень быстрым, т.к. нам предстояло пройти 30-40км. Через приток “А5” (см. прил.2 лист2) перешли в 12:25. Переправа вызвала небольшие трудности. (Неудачно завалены деревья, скользко.) У правого притока Текелю в 12:40. Ориентир – табличка на большом дереве, со стороны противоположной движению: ”…водопад Текелю”. Если подойти к Аккему, то можно увидеть водопад. А если выйти на один из многочисленных островов, то вам откроется прекрасный вид на гору Белуха. Сделали переправу через Аккем, чтобы подойти к водопаду. Но переходить не стали т.к. часы показывали 15:00. На следующем правом притоке переправы не было совсем. Пришлось идти по воде. Время 16:00. Тропа плавно поднимается все выше и выше и к тому же становится лучше. К озеру пришли в 18:00. Кругом снег. Красота. После 40мин. съемок окрестностей и холодного обеда двинулись обратно в лагерь. На место нашей стоянки “прибежали” в 21:45. Последние 1-2 км шли в полной темноте.
9.08 Подъём в 8:30. Выход в обратный путь в 10:50. Погода нам благоприятствует. На предыдущем своем месте ночёвки оказались в 14:45. Тропа подсохла, идти стало намного легче. Холодный обед. Продолжение движения в 15:30. С учётом съемок у моста через Аккем и поедания поспевающей малины, основная часть группы пришла к р.Катунь в 18:30. Самый последний подошёл в 21:20, зато хорошо полакомился ягодами. По пути очень много красной смородины, поспевает малина, черная смородина и брусника.

4. Продолжение сплава

10.08 Подъем в 10:00. Сборка судов. Выход в 14:30. У Аккемского прорыва в 15:00. Чалка и осмотр по правому берегу. Длина порожистой части около 1,5-2 км. Большие, местами острые валы, по краям струи сильные “поганки”. Во время осмотра “Трубы” протерся кат.
Предупреждение: камни как наждачная бумага.
Встали на обед. Прохождение Аккемского прорыва начали в 17:00. Все шли сходу по струе, объезжая слишком большие валы. До правого притока р.Аргут есть еще два порога, с валами до 2-х метров и мощными бочками. С учётом съёмки красивых видов на стрелку Аргута и Катуни мы приплыли к 19:30, но все места были заняты. Поэтому встали на стоянку на правом берегу, в 500м ниже слияния рек. Начиная с “Трубы” Катунь течет в каньоне. Мест для стоянок мало, так что при любой возможности, вставайте. С дровами тоже не очень здорово. Лесной массив расположен либо вдоль реки полосой 5-10м, либо высоко в холмах. Погода была неустойчивая, то дождь – то солнце.
11.08 Подъём в 8:00. Все небо затянуто тучами. Выход в 10:30. На реке серьёзных препятствий нет. У пос.Инегень в 11:25, у прав. притока р.Чуя в 12:25, у пос.Иня в 13:15. Под мостом в пос.Иня есть препятствие - порог IIIк.с, с валами до 1.5м, протяженностью 300м. У пос.Малый Яломан были в 14:00. Сборка рюкзаков. Обед. Отъезд.
Из поселка можно доехать только до Горно-Алтайска на проходящем автобусе в 10:00, цена билета 90руб. с человека или на “местной” машине (легковушке). Мы пробовали уговорить “водил” довезти нас до Барнаула или Бийска – они отказались. Также есть вариант поймать транспорт на чуйском тракте. В итоге уехали на машине “Тойота-Корина” до Горно-Алтайска за 1000руб. В момент отъезда 17:55 пошел ливень. По пути попали в сильный туман.
На одном из горных участков дороги произошел обвал, но к моменту нашего “прибытия” его почти расчистили. Шофёр привез нас к автовокзалу в Горно-Алтайске. Время 21:40. Сразу же перегрузились в “Мазду” (8 посадочных мест). Через 30мин. отдыха отправились дальше. В Барнаул приехали 12.08 в 2:10. Купили билеты до Москвы, на 95поезд по цене 388р. В 10:00, сдав вещи в камеру хранения, пошли в баню. Ну очень дешево – 5р. за 2 часа. К тому же за временем никто не следит. С 13:00 до 20:00 гуляли по городу и покупали продукты в дорогу. В 18:00(время московское) поезд отправился до Москвы.

5. Удобные места для стоянок

I. Заброска:
1. р.Золотой Ключ.
2. p.Громатуха.
3. У р.Н.Кураган, между порогами М.Притор и Б.Притор.
4. р.Кыргыз.
5. Стапель- левый приток р.Н.Кураган р.Осиновка(р.Ешту).
II. Сплав по р.Нижний Кураган:
1. На правом берегу после порога “Кыргыз”.
2. У правого притока р.Н.Кураган р.Ермолай или на правом песчаном берегу после пор.”Ступенька”
3. За порогом 42.
4. На правом берегу за порогом “Венец”.
III. Сплав по р.Катунь:
На Катуни стоянки есть везде. Самые хорошие:
1. На левом высоком берегу перед правым притоком реки Катунь р.Аккем или на правом песчаном берегу за Аккемом.
2. На стрелке р.Катунь и правого притока р.Аргут – “кафе Аргут”.
3. Около р.Чуя.
IV. Радиальный выход на оз.Аккемское(гора Белуха).
1. Напротив правого притока рекиАккем р.Текеллю.
2. Аккемское озеро (очень много народа).

Выводы и рекомендации

На наш взгляд речка достойна внимания. Действительно, она подходит для групп, только выходящих на уровень 5к.с. при аккуратном просмотре пути, что проверено на собственной “шкуре”, поскольку все препятствия, кроме выделенного отдельно п.42, не представляют опасности для человека, либо легко страхуются. Но и для бывалых “водников” есть, где размять косточки. Т.к. р.Нижний Куруган по протяженности маленькая, то маршрут можно дополнить различными способами, на усмотрение и пожелания путешественников (Кураган + Аргут + Катунь, Кураган + г.Белуха + Кучерла + Катунь и др). На наш взгляд, не следует ходить на данную реку большими группами(>8чел.), так как в связи с преобладанием на реке длинных порогов (2-3 км.) значительно увеличивается время на осмотр и прохождение каждого порога и, следовательно, удлиняется время похода в целом. Также места для стоянок для большого кол-ва народа найти трудно. Однако для заброски, наоборот, – чем больше народу, тем дешевле.
Для заброски от п.Катанда до р.Осиновка минимум нужно 2,5 дня, и то при очень хорошей физической подготовке. Оптимальным вариантом, на наш взгляд, является 4-4,5 дня. С общественным транспортом на Алтае плохо. Так что приходится выбирать – либо много времени терять на заброску/выброску, либо тратить немалые деньги на “частников”.

Смета расходов


No Наименование На 1 чел. руб./USD
1 Поезд Москва - Барнаул - Бийск 383 /~16$
2 Машина до пос.Катанда + лошадь 550 /~23$
3 Путёвка в заповедник + переправа на пароме 65 /~3$
4 Машина до г.Горно-Алайск 250 / ~11$
5 Машина до г.Барнаул 200 /~8$
6 Поезд Барнаул - Москва 388/~16$
  И Т О Г О: 1836 /~76.5$

Снижение затрат возможно:
- не платить за пребывание в заповеднике (необходимо знать, где границы заповедника);
- не оплачивать переправу на пароме (днем, на пароме никого нет)
- попробовать выбираться с реки на автобусах;
- доплыть до г.Чамал или дальше, чтобы уменьшить затраты на обратную дорогу.

Фотографии




I ступень пор.42






II ступень пор.42






II ступень пор.42






III ступень пор.42






пор. Венец







пор.Большой Притор







У устья р.Аккем (Но на фото р.Катунь)







А вы говорили: лето, тепло...







Аккемское озеро и гора Белуха







"Труба"







Михаил и Апачи "колбасятся" на р. Катунь






Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2017
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
Кайт комплект Genetrix 12m + планка + трапеция, Продаю комплект "первый кайт" - отличный вариант, ...
[Кайтсерфинг/Продажа]
195267, 21.05.17, 22:13
2. 
МАРКЕР TIPPMANN BRAVO ONE ELITE BLACK, Продам Маркер tippmann bravo ONE elite black. Испо...
[Пейнтбол/Продажа]
Виктор, 18.05.17, 10:57
3. 
Подвеска для подводных охотников., без железа и ярких вставок вес: 970 г крепление,...
[Дайвинг - гидрокостюм - diving/Продажа]
инна, 17.05.17, 13:59
4. 
Продам пейнтобольные комплеты+компрессор, В наличии есть 10 комплектов tipman98 с масками ...
[Пейнтбол/Продажа]
Юрий, 16.05.17, 17:37
5. 
Виндсерфинг Суперкомплект, Продается виндсерфинг супер-комплект: - Доска SST...
[Серфинг/Продажа]
Анна, 16.05.17, 15:10

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 549


Новые фотографии:


Путь
23.03.17, 01:01

Команда
22.03.17, 00:43

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Летние снега: Приисковый [6447], Горные лыжи, Валентин Смирнов, 18.11.04
2.  Российская экспедиция Трансарктика - 2006 [6636], Путешествия, Георгий Карпенко, 26.01.06
3.  Песни на снегу [6425], Прочее, Владимир Городзейский, 07.03.08
4.  Кижи-Хем 2001 - описание маршрута. Часть II. [6504], Сплав, Гришин Д.И., 03.04.02
5.  Вуокса-99 или экстрем нулевой категории [6512], Туризм, Сергей Карпович, 18.04.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Василий Ковалев, статей: 2, просмотров: 13218
2.  Владимир Богданов, статей: 3, просмотров: 19563
3.  Иван Аристов, статей: 1, просмотров: 6430
4.  Сергей Шестов, статей: 1, просмотров: 6443
5.  Николай Солин, статей: 2, просмотров: 12939

1, 2, 3, 4, 5, 6