Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Плато Путорана
Часть 3

07.08.99 г. (30 день)

Подъем в 9.00. Завтрак в 10.00. Сборы и выход в 11.30. Сегодня у нас "дневка" на воде. Не гребем, несет по прежнему хорошо. На "плесах" скорость около 5 км/ч, на быстринах до 20 км/ч. Встречаются места с откуда-то взявшимся встречным ветром. Приходиться взяться за весла и поработать. Народ балдеет. Температура 12 градусов. Светит солнце. По голубому небу бредут облачка. Горы вокруг сположились. Лес уже доходит до их вершин. Очень широкие разбои. Проход в них отыскать не сложно. Встали на обед в 14.30. Есть задумка дойти сегодня до стрелки рек Аяна и Аякли. Место обеда на карте указать сложно. Вошли в цепь островов в разбоях. На одном из них нашли себе приют. Здесь есть немного недозревшей голубики и ежевика. Выход после обеда в 15.40. После супчика основу которого составляли собранные ранее по берегам маслята и козлята, заправленные оливковым маслом найденным на заброшенной буровой (часть взяли с собой) экипаж разморило. По прежнему хорошо несет. Русло реки постепенно сужается. У левого притока р.Усуп-Урек ширина составляет 60-70 м. Вода очистилась, стала светло-коричневой , даже немного прозрачной. Заиграла рыба. Вечером можно будет попробовать половить. В русле появились шиверы. Хорошо несемся! Перед слиянием двух рек р.Аякли делает здоровенную дугу слева на право, далее следует галечный остров и слияние. В надежде найти зимовье в устье рек мы пошли левой протокой и … чуть было его не проскочили. С воды оно почти не видно, так как стоит на высоком мысу со стороны р.Аяна. Нужно держаться левого берега и зайти в первую же протоку налево. Это балок бывшей геологической партии. Изготовлен он из бруса, на полозьях. В нем есть печка, лежанка на 6-7 человек, на окне полиэтиленовая пленка. Из календаря висевшего на стене поняли, что охотники бывают здесь в феврале, марте и первых двух неделях апреля. Вечером пробовали поймать рыбу. Всего один хариус. Ужин. Блины. Время 22.00 отбой.

08.08.99 г. (31 день)

Тихое утро, солнечно. Температура 14 градусов. Как только мы вышли из балка, на нас навалились комары. Появились слепни и мухи, немного мошки. Утренняя рыбалка результатов не дала. Ночевали в зимовье. Натопили печь, поседели за столом, почитали Норильские газеты за 94 год. Завтрак в 9.30. Готовили на печке, иначе сожрали бы комары. Полудневка. Кто греется на солнце, кто пытается ловить рыбу, кто ремонтирует обувь. Обедаем здесь же. Перед самым выходом Света утерла нос всем нашим рыбакам, вытащив прямо у нас под носом, здоровенного хариуса на спининг. Выход в 13.30 . Вновь продолжается сплав , но уже по р.Хете. После стрелки нужно держаться левой протоки от галечного острова, она более глубокая. Мы же пошли правой и по середине реки имели счастье метров 40 тащить катамаран с вещами на себе. Характер реки не изменился. По прежнему несет 7-8 км/ч. Расход 100-120 м3/сек. При подходе к р.Чопку (левый приток) увидели с правого берега буровую. Решили пристать и осмотреть это сооружение. Надежды на встречу с людьми не было. Это оказалась очередная геологоразведочная буровая, видимо посещаемая рыбаками и охотниками. Есть балки способные принять по 5-7 человек в каждый на нары. Раньше здесь работали заключенные. В каждом балке есть буржуйка. И самое ценное - на буровой есть очень хорошая баня, которую поддерживают в чистоте и порядке. Увидев ее, объявили банный день. За этот день пройдено 20 км, Решили обследовать все, что попадается на нашем пути. Может быть, эта информация кому-нибудь пригодиться. Зачалиться и оставить катамараны удобнее всего сразу же после острова справа до буровой, на стрелке двух потоков. Здесь на берегу лежит непонятное металлическое сооружение, от него идет заброшенная дорога к буровой и дальше на право к балкам и бане. К вечеру температура поднялась до 24 градусов. Комаров в районе буровой не много, сдувает, если не заходить в лес. Остановились в одном из балков.

Внимание! Баня устроена таким образом, что необходимо поддерживать огонь в топке постоянно. В парилке свободно могут уместиться четыре человека. Мылись и скреблись до двух часов. Отбой.

09.08.99 г. (32 день)

Подъем в 7.30. 8.00 завтрак. Выход в 9.30. Горы на глазах сполаживаются, переходя в ровное зеленое море лесов. Видны последние снежники. Несильный встречный ветер, температура 12 градусов. Переменная облачность. Ширина реки 150 м. Несет, если прячешься от ветра под берегом. Если это не возможно, берем весла и гребем. В 13.00 пошел теплый дождь, который скоро закончился. В 15.00 встали на правом берегу на обед. Место оказалось удачным, сразу же поймали двух солидных хариусов грамм по 400. Засолили. После обеда вышли в направлении избы напротив левого притока от высоты 201. Русло сузилось до 80-100 м. Очень сильно петляет. В районе притока избы не нашли. На всякий случай прошли дальше, очень трудно ориентироваться, Из-за пошедших дождей каждый даже самый маленький распадок сейчас крупный приток. После впадения слева р.Кира с правого берега обнаружили только ржавую бочку. Идем дальше в надежде найти приемлемое место для ночевки, их не так уж и много. Берега сильно подболочены. В районе резкого зигзага реки с северо-западного направления на юг начинаются стремнины, русло реки сужается, скорость возрастает. На ночевку встали на излете зигзага, на левом высоком берегу. Берег крутой, но обманываться не стоит, за ним как за валом простираются бескрайние болота. Время 21.40. Установка лагеря, ужин, отбой. За ходовой день прошли 60 км.

10.08.99 г. (33 день)

Всю ночь шел мелкий дождь. Подъем дежурного в 8.30. Завтрак в 9.00. Пробная рыбалка результатов не дала. Вода поднялась и помутнела. Выход в 11.10. Продуктов остается впритык. Река Хета неспешно несет свои воды в сторону поселка Волочанка, петляя между песчаных валов (берегов) покрытых редким лесом. Постепенно меняется на глазах растительность, из лесной зоны мы переходим в зону лесотундры. Болота, мох и редкие деревья: карликовая береза, лиственницы, кусты ольховника. Грибов нет, ягод тоже нет. Безрадостная картина. К 14.00 подошли к повороту реки на запад. В этом месте на высоком левом берегу стоит изба. Здесь у нас обед. Изба с печкой, но, судя по порядку, в ней проживают "временьщики" рыбаки. Рядом с ней разделочный барак для рыбы, баня и технический сарай. Обедаем на свежем воздухе. И в 15.30 снова в путь. Погода нас балует, с утра солнце температура 18 градусов. Легкий северный ветер. Не спеша за разговорами, мы добрались до фактории Камень. На сегодняшний день это четыре избы расположенных на правом высоком берегу. В этом месте река делает крутой поворот налево. Три избы жилых и одна баня. Люди бывают здесь только в путину и сезон отстрела оленей. В факторию Камень мы пришли в 20.00. Расположились в крайней левой избе. Палатку поставить некуда, местность сильно подболочена. К вечеру пошел дождь, перешедший в дальнейшем в сплошной холодный ливень. Похолодало. Ветер северный. Ужин. Отбой.

11.08.99 г. (34 день)

Подъем в 9.00. Всю ночь шел дождь. Утром сильные порывы северного ветра и проливной дождь в буквальном смысле прижали нас к фактории Камень. Температура воздуха 10 градусов. Ждем ослабления ветра. Несмотря на отвратительную погоду, поймали три щуки. Весомая добавка к раскладке. На обед жаренная щука. Ветер и дождь немного утихли. Выходим в 14.00. Ветер восточный, встречный. Греемся с веслами в руках. По берегам однообразный пейзаж, песчаные валы берегов и болота. На генеральном повороте реки на северо-запад русло расширяется, попадаются огромные по нашей воде остова и мели. Погода напоследок испытывает нас на прочность дождем и холодом. По неволе начинаешь думать об оставшихся километрах. Кажется, осталось чуть, чуть, а какими недосягаемыми они кажутся. Ветер усиливается, постепенно переходя на северное направление. Постоянно приходится грести. Придется подыскивать место для стоянки. Но где? Берега - сплошное болото. Вдруг на левом берегу что-то блеснуло. Может быть это чье-то зимовье? Подойдя ближе, увидели, что так оно и есть. Зимовье расположено в 50-60 метрах от реки. К нему ведет заболоченная тропа. Изба стоит на озере. Хозяина не оказалось. Из его дневника стало ясно, что он ушел отсюда в начале июня, когда кончились патроны и провиант. Это зимовье называется Белый Яр. Оно представляет собой просторную избу с хорошей печкой. В озере хорошо ловиться рыба в основном щука, встречается хариус и сиг. Катамаран затащили на берег реки, привязав, на всякий случай, чальный конец к группе кустов.

Приятно все же в такую промозглую погоду сидеть в сухой натопленной избе, слушая, как за окном ветер и дождь поют свою заунывную песню. Время 22.00, отбой. Ориентир зимовья Белый Яр: на правом берегу в 800 метрах до зимовья на берегу ржавые металлические балки снесенные паводком. Точнее ориентиры указать сложно.

12.08.99 г. (35 день)

Подъем в 9.00. Завтрак 9.45. Выход в 11.00. Пасмурно, температура 8 градусов, временами то моросит, то идет дождь. Идем по разбоям. Воды в реке мало и те острова, что обозначены на карте, превратились в часть суши и сильно увеличились в размерах. Несколько раз влетали в мели поперек всей реки. Они не длинные, по 6-10 метров, но очень не приятные. Спрыгиваешь с катамарана, и тут же ноги проваливаются в мягкое, вязкое дно. С левого берега протоки глубже, здесь же в основном идет главная струя. К 14.00 пошел проливной дождь. На левом высоком и сухом песчаном берегу, на выходе из двух островов находиться балок. В нем есть печка и топчан человек на 5-6. Рядом с ним хозяйственная постройка. Что-то среднее между землянкой и срубом. В этом месте устроили обед. Здесь же впервые за весь поход встретили значительное количество шикши. За балком в одном километре от реки расположено озеро. Внимание! На всех озерах вблизи реки есть рыба. Там она более жадна, и лучше ловиться. К 16.00 ветер утих, дождь прекратился. Снова в путь. Ширина реки порой поражает, до 300-400 метров. Скорость течения 3-5 км/ч. К 23.30 вышли на уровень правого притока р.Голдывул. Здесь впервые за последние 33 дня, встретили людей на моторной лодке. Жители поселка Волочанка с детьми выехали на сбор ягод и охоту. Они рассказали нам, что в устье р.Голдывул находится новое зимовье, но из-за обмелевшей реки добраться до него крайне трудно. Очень доброжелательно отнеслись они к нам. Познакомились, разговорились. Узнав, что продукты у нас почти закончились, подарили буханку белого хлеба, жареную рыбу, сахар. С ними мы договорились о том, что в 11.00 следующего дня они заедут за нами и отбуксируют в поселок Волочанка. От места нашей встречи около 30 км. Они же посоветовали встать на ночевку на высоком левом берегу около маленького сарая, что мы и сделали.

13.08.99 г. (36 день)

Подъем в 9.00. Завтрак в 9.40. Сборы и к 10.30 полная готовность к выходу. Решили, что если к 11.00 моторной лодки не будет, идем своим ходом. В 11.10 отошли от берега своим ходом, однако, почти сразу же услышали звук приближающегося мотора. Это был наш новый знакомый Виктор Сердюк. Он, оказывается, стоял почти напротив и видел наш отход. Цепляем катамаран за его лодку. Пересаживаем в нее троих членов нашей команды, а себе на борт берем одного ребенка. Буквально за один час мы преодолели расстояние, на которое нам понадобился бы весь ходовой день с учетом полного отсутствия течения и встречного ветра. Как мы обрадовались этому, и сказать трудно. За буксировку заплатили 100 рублей (цена 1 литра бензина 10 рублей).

Поселок Волочанка расположен на относительно высоком левом берегу реки. Приставать удобнее всего в районе второй высокой трубы по ходу. От этого места вверх к домам и аэропорту идет песчаная дорога. Аэропорт поселка Волочанка представляет собой двухэтажное деревянное здание. На первом этаже, которого, есть "гостинка" для приезжих. "Гостинка" - это бывшая комната отдыха летного состава, во времена, когда поселок еще не пришел в нынешний упадок. Здесь две комнаты, одна из них проходная. Помещение расчитано на 6 человек (6 кроватей), однако, может вместить и больше. Туда нас по приезде и определили. В это время здесь жил представитель Российской академии наук института этнографии и антропологии Карпухин Александр. Быстро с ним познакомились, он, как оказалось то же москвич. Здесь в командировке. Занимается сбором этноса долганов. Весть о нашем прибытии тут же разнеслась по поселку, и к нам потянулся народ. Предлагали шапки из шкур собаки, волка, песца. Унтайки с вышивкой и с подбором рисунка из меха. Цены на изделия в основном сводятся, к цене бутылки водки. Вертолет ожидается только в среду, но может быть экспедиционный или любой другой. Цена билета до города Дудинки 1700 рублей, это вдвое больше той, о которой нам говорили в Москве. В этот же день мы закупили в местном магазине продукты. Расположен он за ручьем слева, если идти от аэропорта к центру поселка. Цены таковы: Вермишель любая - 20 руб./кг, сгущенка - 22 руб., сухое молоко - 95 руб., водка 0,5 л - 55 руб., 0,25 л - 28,50 руб. Первый поход в магазин обошелся нам в 600 рублей. Хочется попробовать и этого и того. Отъедаемся хлебом со сгущенкой. Муку в поселке не продают, но это не беда, печем блины из манки. Местные жители подарили оленину и рыбу. В поселке есть отделение связи. В субботу и воскресенье оно не работает. К тому же в наше время не работали оба дизельгенератора. Тока в поселке не было, связи с большой землей то же. В среду на этой неделе в поселок завезли продукты и деньги. Весь поселок "гудел".

14.08.99 г. (37 день)

Продолжают нести вещи: унтайки, шапки, детали национальных костюмов. Хочется обратить внимание на то, что по мере приближения вечера вашему вниманию может предстать носимые вещи национальных костюмов принесенных каким либо подвыпившим местным парнем. Во избежании, в дальнейшем обострения отношений с коренным населением лучше с ним никаких дел не иметь. В поселке живут и русские. Их очень мало. В основном мужики "тертые", но приветливые и доброжелательные. Были у них дома, живут не богато. Семьи смешанные, с коренным населением. Обычно он охотник, она мастерица по меху. Приглашали на рыбалку и охоту. Знать бы точно, когда улетишь, можно было бы и сходить. Дизеля по-прежнему не работают. Электричества нет, связи с большой землей нет, даже по линии аэропорта.

15.08.99 г. (38 день)

Продолжаем жить в поселке. Здесь есть свой музей, рассказывающий о быте и жизни долган. Попасть туда пока не можем, начальница музея пока "гудит". Есть своя библиотека. В ней же работает здешний художник. Пасмурно и холодно температура 6 градусов. Сходили к коренному населению поселка, они живут справа от аэропорта, если стоять к нему спиной. Хотели, чтобы они показали свои национальные костюмы. Нам сказали, что если будет солнечно, то они раскроют свои сани (на них, на открытом воздухе, храниться одежда, завернутая в оленьи шкуры). Нам рассказали, что одежду из оленьих шкур заносят в дом только тогда когда одеваются, так она лучше храниться.

Продолжаем отъедаться. Тушеная оленина, блинчики, мясной бульон, маринованная, соленая и жареная рыба. К вечеру на мехдворе запустили один из дизелей. Возможно, завтра будет свет.

16.08.99 г. (39 день)

На сегодня вертолетов не ожидается. В аэропорту связь еле работает, нет напряжения. Дозвониться по телефону с узлом связи не смогли, нужно будет туда сходить. Вот как бывает, закончил маршрут, а сообщить даже в ПСС г.Норильска что все нормально не можешь. Узел связи находится в районе интерната. Так как он единственный, найти его не составляет труда. Связи по-прежнему нет. Говорят, что завтра с утра к 8.30 подойти на узел, может быть будет. Света ходила рисовать местных жителей в национальных одеждах. Для нее они их все же достали. Решили сегодня истопить аэропортовскую баню. Ключи от нее у кассира аэропорта. Баня топиться углем. Местная особенность всех без исключения печек - забито поддувало. Пока не вычистишь, не горит. В поселке познакомились с хозяином зимовья Белый Яр. Приветливый мужик, зовут Федором. Ходили с ним вечером неводить. С моторной лодки заводят один конец невода в реку, оставляя другой на берегу. Ловят в основном туганца. Это маленькая, но очень вкусная рыбешка. Завели невод раз, и вышел невод с одной рыбкой. Завели второй раз и … поймали сразу три двухсот литровые бочки. Фарватер около поселка Волочанка засорен всякой дрянью. Промучившись часа три, мы победили, вытащив невод целым, но охота "рыбалить" дальше пропала. После ужина устроили шахматный турнир. Победила дружба 1:1.

17.08.99 г. (40 день)

В 9.00 поступило сообщение о том, что днем, возможно, прилетит "геолог", вертолет зафрактованный геологической партией. Завтра должен прилететь рейсовый, но на него кроме нас в поселке Усть-Авам сидит еще 28 человек, при его загрузки 24. На рейсовом можем не улететь. Сходили на узел связи отправили телеграммы в Норильскую ПСС и Московский турклуб. Света и Саша этнограф сходили в местный музей. В 13.30 услыхали подлет вертолета. Предварительные переговоры начальника аэропорта и командира вертолета результатов не дали. Он был не преклонен 1700 до Норильска с человека. Пошли сами. Договорились на 6 тысяч с вещами до Норильска. Официальная цена билета на 17.08.99 г. 1700 с человека (10 кг груза с собой) от пос.Волочанка до г.Дудинки. Один килограмм перегруза - 16 рублей. Геологические вертолеты залетают в пос.Волочанка на дозаправку. Быстрая загрузка, прощание с появившимися здесь знакомыми и в 14.30 вылет. Идем в район р.Большой Авам для переброски геологической партии. В вертолете кроме экипажа двое с геологоуправления. Один из них студент МГУ, заключивший контракт на лето с Норильским комбинатом. Как оказалось в партии два человека с собакой. Зависаем прямо над галечником реки. Здесь полностью садится нельзя, засосет. Помогаем в погрузке вещей и снаряжения. При попытке взлететь выяснилось - перегруз. Нас высадили на бывшей уже точке геологической партии без наших рюкзаков и еды. Да и сейчас ничего не возможно изменить, наши вещи под грузом экспедиции. Обещали забрать после разгрузки. Командир вертолета сказал: вы сегодня здесь. Интересно, а завтра? Погода быстро меняется. Небо затягивается тучами, как в ускоренном фильме. Ну что ж поход продолжается! Место точки оказалось сухое и высокое. В ожидании прилета вертолета мы разведали окрестности. Берег лесистый, в основном лиственница. Много шикши, встречаются маслята и козлята. Воды в реке мало. По нормальной воде наш участок потянул бы на 3 категорию сложности. Через 40 минут послышался рокот подлетающего вертолета. Видно перебрасывали на незначительное расстояние. Быстрая загрузка и … опять летим в поселок Волочанка на дозаправку. Здесь нас встретили как родных начальник аэропорта Виктор Васильевич Солодов и наш спаситель по реке Виктор Сердюк. Короткая дозаправка и вновь на новую точку. Погода испортилась окончательно. Низкая облачность, идет дождь. На этот раз обошлось без нашего ссаживания. Через 1 час лету оставляем мужчину и женщину ( по видимому жену) на новом месте с грудой вещей и оборудования в полном одиночестве на берегу неизвестной нам речушки. Идет проливной дождь, температура 8 градусов. Но это их работа.

Ура! Взят курс на г.Норильск. Подножия плато Путорана это страна озер и болот. В этом убеждаешься, глядя из иллюминатора вертолета. Подлетаем к г.Норильску. Даже если не видеть черно зелено сизый дым, вываливающийся из труб, можно четко определить его приближение по резко меняющейся природе. Вокруг города все пространство покрыто как бы слоем ржавчины, стоят засохшие лиственницы. Сели в 19.40 на рабочей площадке Норильского комбината. Это между г.Талнахом и г.Норильском. Разгрузились, попрощались с экипажем. Надели свои рюкзаки. Геологи нас проводили до дороги через складские площадки комбината. Вышли на дорогу около поста ГАИ. Влево на расстоянии 30 м находится остановка автобусов. От нее на автобусе N 31 можно добраться до г.Кайеркан, а от автостанции Кайеркана, пересев на автобус N 33, доехать до аэропорта Алыкель. Мы так и сделали.

Внимание! Если существует необходимость в обмене иностранной валюты, то для этого нужно ехать в Норильск.

Отдыхаем в аэропорту. Все дела завтра. Нужные нам рейсы улетают только в первой половине дня.

18.08.99 г. (41 день)

Переночевали в здании - аэровокзала. Николай, Александр и Света остались на вокзале, а Сергей и Олег отправились на первом автобусе (7.20) в Норильск на обмен денег. Предполагали завершить эту операцию до 10-10.30, с целью улететь на 11 часовом рейсе на Москву. Но не тут то было.

Внимание! Информация об обменных пунктах города Норильска.

1) Сбербанк 7449 адрес: г.Норильск, ул. Металлургов, д.1

Время работы: с 11.00 до 17.00.

2) Сбербанк 7449/058 адрес: г.Норильск, ул. Павлова, д.12

Время работы: с 11.00 до 17.00

3) Сбербанк 7449/065 адрес: г.Норильск, ул. Талнахская, д.61

Время работы: с 11.00 до 17.00

4) Норильский филиал Росбанка адрес: ул. Талнахская, д.56

Время работы: с 10.00 до 18.00

Курс обмена выгоднее в Росбанке. Проезд: от аэропорта Алыкель до автостанции г.Норильска автобусом N 33. Далее - "язык до Киева доведет", с небольшим осмотром г.Норильска (Сбербанк 7449 в 5 минутах ходьбы от автостанции). На 11 часовом автобусе выехали из Норильска. В 11.40 прибыли в аэропорт Алыкель. Утренними рейсами отправили Николая и Александра. 11 часовой рейс на Москву задерживается, так что появляется возможность улететь на нем. Олег же изъявил желание вернуться в Москву водно-железнодорожным путем, пройдя на теплоходе по р.Енесей от г.Дудинка до г.Красноярска. Далее по железной дороге. Отправили Олега в г.Дудинку на попутном Камазе. Сами же вылетели в Москву в 14.55 на задержанном рейсе. Несмотря на значительную высоту полета (9000 м) летим то в сплошной облачности, то немного сверху. Постоянно болтая крыльями наш Ил-86 приближается к конечному пункту нашего маршрута г.Москве.

7. Удобные места для стоянок.

Расположение стоянок Рельеф, тип местности Расстояние от предыдущей
1 Восточная оконечность озера Лама , у подножия горы 1123. Слева впадение рек Бучарама и Б.Хикиканмыгда Песчаный берег озера, вслед за ним узкая, сухая луговая полоска  
2 Не доходя до водопада р.Б.Хикиканмыгда 80 м справа в зоне лиственничных редколесий у подножия каменной сыпухи. Ориентир: каменный стол. Полка горы, луг. 19
3 Правый берег р.Б.Хикиканмыгда, после водопада 700 м, подъем по зеленому языку склона. Полка горы, мелкий курумник едва прикрытый травой 2,8
4 Правый берег р.Б.Хонна-Макит, вслед за озером на правом берегу реки. Сухой, суглинистый берег. Покрыт травой и карликовым ивняком 20,9
5 Левый берег р.Б.Хонна-Макит, середина шиверы N 7 и вслед за ней. Неширокая относительно ровная полка подъема, 6-8 м от воды. 44
6 Правый берег р.Б.Хонна-Макит у среза Б.Хонна-Макитского водопада. Намывной песчаный язык, заросший лиственничным редколесьем. 33
7 Правый берег (по направлению движения) начала озера Аян, на месте старой вырубки. Лиственничный лес, ровный сухой берег, поросший травой 10
8 Мыс на правом берегу озера Аян, в 3 км от начала озера. Заброшенная база института Крайнего Севера Сухой лиственничный лес 3
9 Правый берег залива Капчуг озера Аян. Заброшенная база егеря. Сухой, относительно высокий песчаный берег 42
10 Правый берег (по ходу движения) реки Ноку-Урек, в 5,5 км от устья, на берегу проточных озер. Сухая полка берега, заросшая лиственничным лесом, покрыта травой 20
11 Левый берег (по ходу движения) реки Ноку-Урек, на срезе зоны леса. Ориентир: слева распадок и впадение ручья. Сухой, высокий берег реки у подножия горы. Курумник , трава. 4
12 Озеро в истоках реки Котуй, левый берег. Сухой пологий берег. Мелкий курумник. 8,4
13 У подножия горы 1701 со стороны среднего притока р.Хусаны. Левый берег. Ориентир: спад склона горы плавно переходит в русло речки. Сухой относительно высокий берег, мелкий курумник. 31,2
14 Сразу же после слияния трех речек в верховьях р.Хусана на правом берегу. Сухой, высокий берег поросший карликовым ольховником. Мелкий курумник. 12
15 Левый берег реки Хусана, начало первого озера. Ориентир: холмы справа. Сухой пологий берег холма, мелкий курумник едва прекрытый травой. 15,6
16 Левый берег реки Хусана напротив распадка справа от горы 1443. Ориентир: огромный камень в 40 м от берега. Ровный, сухой , высокий берег реки, мелкий курумник, кусты ерника. 16,8
17 Левый берег реки Делочи, сразу после впадения слева притока от г.Сотку-Иоэ Ровный, сухой, высокий берег. Мелкий курумник. 18
18 400 м ниже впадения р.Делочи в р.Хибарбу, правый берег. Ровный, сухой, намывной песчаный берег реки. Лиственничное редколесье. 9
19 Правый берег р.Хибарба, через 300 м после впадения р.Ламатама справа Намывной песчаный мыс, лиственничный лес. 37.8
20 Левый берег р.Хибарба, сразу после впадения слева р.Сотку Песчаный, ровный, относительно сухой берег реки заросший молодыми лиственницами. 50
21 Правый берег реки Аякли в 150 м ниже буровой на левом берегу. Ровный, высокий, лесистый, сухой участок берега (остров). Трава 55
22 Левый берег, стрелка рек Аяна и Аякли, Ровный, высокий, сухой, лесистый мыс. Трава. 36
23 Правый берег реки Хета, буровая вышка Ровный, высокий, сухой берег. Песок, мелкий курумник. 10
24 Левый берег реки Хета, исход зигзага реки с северо-запада на юг. Высокий песчаный вал берега, заросший лиственничным редколесьем, трава. 63
25 Правый берег р.Хета, фактория Камень. Высокий, относительно сухой берег реки. Песок, курумник. 49

8. Выводы и рекомендации.

Нас всегда манили к себе бескрайние просторы плато Путорана. Идея маршрута состояла в том, чтобы за месяц с небольшим осмотреть наиболее красивые и малопосещаемые уголки плато, в частности 108 м водопад на р.Канда. Ограничиваясь возможными для нашей группы временными рамками, мы приняли решение, выходить на север в поселок Волочанка. Этот вариант является наиболее быстрым выходом к людям. Многие отговаривали нас от этого, ссылаясь на затрудненность выезда. При проработке маршрута выяснилось, что:

  • Район истоков р.Хибарба не изучен. Информации о нем мы не нашли ни в Москве, ни в Екатеринбурге, ни в Уфе, ни в Красноярске. Описание р.Хибарба начинается со слияния с р.Оран и носит приблизительный характер.
  • При проработке картографического материала предположительно было выявлено два верхних каньона р.Хибарба которые не были пройдены. Один из них попадал в зону нашего маршрута.
  • Первый верхний каньон реки возможно пройти по всей видимости в период половодья и на его спаде, из-за очень крутого падения (без учета дождевых паводков). По второму верхнему каньону реки сплав возможен вплоть до середины августа. К тому же участок верхней Хибарбы интересен узкими и глубокими каньонами и обилием красивейших водопадов.

При прохождении нашего маршрута мы пытались уделять внимание максимальной безопасности участников, в ущерб как оказалось, детальному освещению водных препятствий. Какая-то их часть, все же вошла в видео версию похода. Это является слабой стороной отчета.

Путешествие можно рекомендовать только туристам, имеющим опыт сплава по горным рекам 4-5 категории сложности и в то же время опыт горных переходов. Несмотря на то, что в идеале необходимо иметь хотя бы два средства сплава (катамарана), возможно прохождение данного маршрута и одним при учете соблюдения всех мер предосторожности и страховки. Особенно обращаем внимание руководителей групп на физическую выносливость и психологическую совместимость членов команды при длительных и тяжелых маршрутах.

Наши надежды на постройку катамарана для сплава в безлесых зонах, с минимальным набором элементов каркаса, полностью оправдались. Сплав на таком судне (без взаимной страховки двумя судами) по относительно не сложным в верховьях шиверам и порогам рек Б.Хонна-Макита и Хусаны вполне возможен. Учитывая наш опыт, мы считаем себя в праве, предложить Вам несколько советов:

- Продукты на это путешествие нужно закупать в городе Норильске. В магазинах есть все, что необходимо. Цены на уровне московских. При этом Вы съэкономите деньги за оплату перегруза, который у Вас, так или иначе, будет.

- От аэропорта Алыкель до города Норильска проще всего и дешевле, добираться рейсовым автобусом, как впрочем и дальше от автостанции Норильска до автомоста через р.Норильскую.

- Необходимо посетить ПСС города Норильска. Адрес: ул.Лауреатов, д. 53а. Телефон: 34-01-41, код г.Норильска 8-29. Это дает хоть какую-то гарантию, что Вас будут искать на бескрайних просторах плато Путорана при не выходе в населенные пункты по истечению контрольных сроков.

- Самый удачный на наш взгляд день недели для приезда в Норильск - пятница утром. За этот день Вы сможете закупить продукты в магазинах, уладить вопросы с ПСС, нанять катер или маломерное судно.

- В ПСС Норильска советуют так же обращаться к начальнику охраны заповедника "Путоранский" Коженкину Алексею Александровичу. Его "офис" расположен несколько выше пристани. Мы не в состоянии дать рекомендации по этому вопросу. Застать на месте его практически не возможно. Это подтверждают и работники ПСС. Хотя быть готовыми к такой встрече необходимо.

- Можно конечно нанять катер самим, в пятницу вечером многие жители отправляются на рыбалку, в том числе, и на озеро Лама. Но лучше предварительно договориться о переброске группы с капитаном катера Вадимом Воронцовым, живущем в городе Норильске. Телефон: 37-45-11, код 3919.

- Целесообразность авиа заброски сомнительна не только по причине дороговизны, час работы вертолета Норильского авиаотряда стоит 52 тысячи рублей, но и из-за того, что Вы не получите эстетического наслаждения от осмотра водопадов по пути подъема на плато.

- На плато Путорана можно подняться со стороны озера Лама шестью способами: по рекам Бучарама, Геологическая, Б.Хикиканмыгда, Талая, Хойви и реки, от г.1241. Из них можно выделить три приемлемых варианта. Мы располагаем их, по степени трудности прохождения: 1) подъем по реке Геологическая - пологий подъем вдоль реки с относительно плавным выходом на перевал. 2) подъем по реке Б.Хикиканмыгда - до водопада относительно пологий подъем, дальше крутой взлет на плато (склон 1б), осмотр водопадов. 3) подъем по реке Талая - самый сложный и эстетически запоминающийся. Здесь необходимо иметь горное снаряжение, кругом скалы и водопады. В устье р.Талой живет долган Юра считающий это место своим родовым "поместьем". Рассказывают, что с ним не просто договориться.

- Необходимости нести с собой дюралевую раму нет, однако элементы для вязки конструкции на которой Вы дойдете от верховьев реки до границы леса, взять с собой необходимо. Это могут быть деревянные шесты, взятые от границы леса. Мы же привезли с собой 4 дюралевые поперечены катамарана. Из них и запасных весел собрали твердую платформу нашего судна.

- Для сплава по рекам плато больше всего подходят дюралевые весла, они прочнее всех остальных, и ими можно пользоваться в качестве дополнительной опоры при восхождениях.

- При сплаве на конструкции подобной нашей, необходимо остановиться для изготовлении рамы, при первом появлении строевых деревьев.

- Характер порогов р.Б.Хонна-Макита очень изменчив год от года. Необходима детальная разведка всех препятствий. Страховка обязательна.

- Необходимо соблюдать особое внимание при подходе к Б.Хонна-Макитскому водопаду. В большую воду ориентиры стираются. Плесов перед водопадом нет.

- При передвижении группы в безлесой зоне желательно брать с собой дрова (это может быть один сухой шест на готовку), либо горелку. Необходим и кусок стеклоткани для защиты огня от ветра.

- В наборе НЗ иметь сухое горючее.

- Желательно иметь с собой радиостанции. Помогают при разведке, страховке и прохождении препятствий.

- В Путоранах много кровососущих, поэтому необходимо заранее предусмотреть все способы борьбы с ними.

- Оптимальной добавкой к рациону питания является рыба, В основном в реках плато водиться хариус. На озере Аян и реке Хете ловится: сиг, кумжа, пелядь, налим, голец, окунь, щука. Наиболее эффективной снастью на быстринах является удочка с мушкой. Хорошие результаты дает подсадка на крючек и летающих насекомых. Неплохо ловиться рыба и на спининг с блесной серебристого цвета.

- Как бы Вы не подготавливали свою обувь, по опыту нашей группы и предыдущих, она все равно не выдерживает этих диких нагрузок. Обычно начинает отлетать подошва. Прочно приклеить ее в походных условиях не представляется возможным. Чтобы не тормозить движение группы и съэкономить свое время и силы, советуем взять с собой в ремнабор нихромовую или стальную отожженную проволоку d 2-3 мм. Скреплять подошву с кожаным рантом ботинка скобками из проволоки. Или прошить их проволокой заранее. На какое-то время хватит.

- Желательно иметь с собой компактный бинокль или монокуляр, помогает отыскивать направление движения при пеших переходах.

- Если Вы останавливаетесь на ночлег в избе, относитесь с уважением к жилищу, если у Вас есть чем поделиться с хозяевами, даже если их в настоящее время и нет, оставьте на видном месте.

- О цене билета, наличии рейсов при выезде из поселка Волочанка можно справиться, заранее созвонившись с начальником аэропорта Солодовым Виктором Васильевичем. Заказать разговор с поселком можно через коммутатор Дудинки. Телефон в поселке: 3-32. В субботу и воскресенье связи с поселком нет. В рабочие дни с 8.00 до 9.30, с 11.00 до 12.30, с 16.00 до 17.30 по местному времени.

- Не покупать у местного населения пос.Волочанки носимые детали национальной одежды. Вывоз запрещен администрацией района.

- Возможны осложнения в городах Норильск и Дудинка при вывозе из пос.Волочанка не клейменных шкур.

- По возможности посетить музей народов Севера пос.Волочанка.

- Стараться улететь на любом борту, не дожидаясь пассажирских рейсов.

9. Справочные данные.

9.1. Топономическая справка.

Встречающиеся на карте района плато Путорана названия гор, рек, озер в основном эвенкийского происхождения. Вот некоторые из них:

- Аян - разлив реки, залив.

- Амнундакта - амнун -наледь, вынос камней.

- Гулэми - повесить жертву, провожать душу умершего.

- Дакит - близкое место.

- Делогучи - каменная россыпь.

- Дюпкун - впадина.

- Икен - перевал.

- Каталмы - навес для оленей.

- Микчанда - микчан - кабарга, микчанми - перепрыгнуть.

- Оран - олень, вершина, конец всему.

- Хонна-Макит - хоннами - пускать кровь, место,где пускают кровь.

- Хикелче - обмелевший от зноя ручей, река.

- Холокит перевальное место.

- Худякит - худяна - лосось, лососевое место.

- Суффикс "кит" в эвенском языке обозначает место действия.

9.2. О питании.

Из отчета в отчет переносятся справочные данные о питании в походе, которые не всегда соответствуют действительности. Мы же предлагаем Вам несколько справочных данных о нашей раскладке в этом походе:

- Энергетическая ценность основной (заложенной изначально) раскладки 1600-1800 Ккал/чел при весе 420 г/чел.день.

- Дополнительно рыба, ягоды, грибы без ограничения.

- Тушенку для облегчения веса заменили, на мясо в вакумной упаковке.

- Особое внимание уделялось продуктам, не требующих горячего приготовления.

- На случай без ягодного лета повышенное внимание уделялось поливитаминам.

10. Смета расходов

Название участка пути Способы передвижения Расходы на 1 человека Кол-во участников Всего
1 г.Москва - аэропорт Алыкель Самолет 1870+180 5 10 250
2 Аэропорт Алыкель - г.Норильск Автомобиль 20 5 100
3 г.Норильск - автомост (р.Норильская) Автобус 5+1,5 5 32,5
4 Автомост - восточная оконечность озера Лама. Катер 800 5 4 000
5 р. Голдывул - пос. Волочанка Моторная лодка 20 5 100
6 пос.Волочанка - г.Норильск (комбинат) Вертолет 1200 5 6000
7 Комбинат - аэропорт Алыкель Автобус 13,5 5 67,5
8 Аэропорт Алыкель - г.Москва Самолет 1870+80 5 9 750
  Итого:   6 060 5 30 300

11.Обеспечение группы.

Для обеспечения данного маршрута сознательно выбиралось снаряжение по следующим требованиям:

- Минимально допустимые параметры.

- Минимальный вес.

- Минимальный обьем.

- Максимальная устойчивость к механическим воздействиям.

Мы приводим краткий перечень на нашу группу:

Наименование Кол-во на группу Размеры
1 Катамаран 4-ка 1 2,6 м3, 28 кг
2 Палатка с тентом, двухскатная 1 Размер пола 1,8х2,6
3 Набор канов 1 7 л, 6 л.
4 Весла дюралевые 6 4,8 кг
5 Трубы поперечные дюралевые 4 2,8 кг
6 Веревка d 10 мм 1 40 м
7 Карабин "Ирбис" 7 Стандарт
8 Жумар "PETZL" 1 Стандарт
8 "Морковка" 1 16 м

12. Литература и источники информации, использованные при подготовке путешествия.

- Отчеты о походах содержащихся в библиотеке МГЦКТ N 2643, 3278, 4073, 4570, 4873,5084.

- Водный туризм. Москва, "Профиздат", 1990 г.

- Тундролесье. Пармузин Ю.П. СССР, "Мысль", 1975 г.

- Волочаны - земля мореходов. В.Галенко. "Вокруг света", N7, 1981 г.

- Как были стерты "белые пятна" с карты СССР. Гвоздецкий Н.А. "География", Москва, 1953 г.

- Энциклопедия туриста. Москва, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1993 г.

- В просторах Таймыра. Орлов В.К. "Гидрометиздат", Ленинград, 1980 г.

- Географический атлас (издание 4). "Картография" ГУГК, 1979 г.

- Целебное питание. Г.Шаталова. "ЕЛЕН и К", Москва, 1997 г.

- Сведения от геологов Норильского геологоуправления.

- Рассказы туристов группы А.Билюкова, г.Мытищи.

- Изучение географических названий. Вопросы географии. Выпуск 70, "Мысль", 1966 г.

- Краткий топонимический словарь. "Мысль", Москва, 1966 г.

- Эвенкийско-русский словарь. "Просвещение", Ленинград, 1955 г.

По итогам путешествия были созданы:

- Слайд фильм

- Видео фильм

- Фотоальбом

Контактный телефон: Руководитель: Офицеров Сергей Альбертович
Д. 119-02-11, 144-10-44.

Начало



Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2018
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1.  Палатка салева саровв 2 .качественная, Палатка б у но в хорошем состоянии.вес 2 кг.двух с...
[палатки - рюкзаки - спальник/Продажа]
Михаил, 17.04.18, 20:26
2. 
Мото сузуки интрудер vl на учёте+ страховка, 2002 год.на учёте со страховкой. На постоянном ход...
[Автомото спорт - мотоциклы - мото/Продажа]
Михаил, 17.04.18, 20:22
3. 
Новый парамотор polini thor 100 + крыло б/у, без налетов часов вообще, ни летали ни разу.!!!! с...
[Парапланеризм/Продажа]
Михаил, 17.04.18, 20:17
4. 
Новый парамотор polini thor 100 + крыло б/у, без налетов часов вообще, ни летали ни разу.сфотка...
[Парапланеризм/Продажа]
Михаил, 17.04.18, 18:48
5. 
.продаю маркер Tippmann 98 Cus, продам здравствуйте..продаю маркер Tippmann 98 Cus...
[Пейнтбол/Продажа]
дмитрий, 14.04.18, 09:48

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 569


Новые фотографии:



27.12.17, 01:42

Путь
23.03.17, 01:01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  На К2 по западной стене [10755], Альпинизм, Виктор Козлов, 13.05.07
2.  Путешествие в районе Кичик-Алая(стр.5) [8622], Горный туризм, Петр Рыкалов, 19.04.01
3.  Экспедиция Россия-Антарктида 2008 [8800], Альпинизм, Юрий Байковский, 28.02.08
4.  Путешествие в районе Полярного Урала ( Техничемкое описание маршрута ) [9105], Сплав, Илья Щербаков, 08.04.02
5.  "Salomon BASE-jamp Venture" [8547], B.A.S.E., Валерий Розов, 18.02.02

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Игорь Холкин, статей: 1, просмотров: 9007
2.  Денис Стешенко , статей: 3, просмотров: 26312
3.  Дмитрий Влазнев, статей: 2, просмотров: 17691
4.  Чепурной Алексей., статей: 2, просмотров: 17656
5.  Алексей Болотов, статей: 2, просмотров: 17849

1, 2, 3, 4, 5, 6