За два дня до старта 30-ти лучших пилотов страны в розыгрыше "Кубка Минеральных Вод России", на Кавказе, самое время подвести некоторые итоги предыдущих "небесных" стартов и сделать осторожные прогнозы.
Нынешний воздухоплавательский сезон оказался весьма богатым на состязания в отличие, например, от прошлого года. Во-первых, в текущем сезоне прошли Вторые всемирные воздушные игры, в Испании - грандиознейшее событие в мировом авиационном спорте, а во-вторых, произошло некоторое оживление столичного региона страны и впервые с 1993 года в Подмосковье состоялись большие старты за Кубок Губернатора Подмосковья, в городе Дмитрове.
Про традиционный Чемпионат страны, который уже в 6-й раз был проведён в небе над Великими Луками мы уж не говорим, этот город давно признаётся воздухоплавательской столицей России, тем более что оттуда родом и двукратный уже наш Чемпион - Сергей Виноградов (команда "ЭЛВО").
Открывался сезон на Украине, в Феодосии, в мае, борьбой за "Кубок Дружбы" - там, кстати, победу одержал россиянин, московский пилот Валерий Латыпов, экс-чемпион 1999 года.
Ранняя весна этого сезона - февраль - ознаменовалась установлением нового рекорда России по дальности перелёта на тепловом аэростате с обёмом оболочки 4000 куб. м - 271 км пролетел пилот из города Жуковского Сергей Статкевич.
К слову добавим, что этот неутомимый спортсмен готовится сейчас к побитию и этого показателя, и планирует новый рекордный полёт на весну 2002 года.
Наконец, в августе в подмосковном Жуковском был проведён очередной международный авиасалон МАКС-2001, в программе которого пилоты-воздухоплаватели были одними из самых заметных участников.
Кроме того, древняя Калуга провела у себя Турнир за "Кубок Русского Аэронавтического общества" памяти великого учёного К.Э.Циолковского, от которого требуется теперь стать традиционным, более мощным, организованным.
Итак, основные этапы текущего сезона отмечены, и вот стартует "Кубок Минеральных Вод России" - своеобразное закрытие летнего периода полётов российских мастеров управления воздушными шарами. По погоде, по возможностям, только Кавказ может обеспечить полёты в осеннюю пору, когда на остальной территории страны уже пора готовиться к зиме.
Состязания в Минводах традиционно очень популярны: для пилотов это возможность полетать в горной местности, со своей необычной спецификой ветров, с великолепными красотами, которые проплывают под аэростатом; для зрителей это волшебство, романтика, когда голубое небо над горами расцвечивается красками гигантов-воздушных шаров; для рекламодателей это отличная возможность выставить свои фирмы в популярном туристском районе в необыкновенных масштабах; только для прессы, пожалуй, это уже обыденное дело, но и здесь развитие налицо - с каждым годом на полёты за "Кубок Минвод" стараются попасть всё больше телеканалов, газет, радиокомпаний, Интернет-СМИ, в том числе и зарубежных, таких как REUTERS, CNN например.
Надо ещё отметить удивительное стремление многих творческих личностей - писателей, поэтов, художников, композиторов - попасть на состязания воздухоплавателей, чтобы хоть разок подняться над грешной землёй - это, конечно, необыкновенный источник вдохновения. А уж как стремятся к пилотам в корзину местные детишки - это отдельный рассказ - никто не подсчитывал сколько тысяч детей катают спортсмены в перерывах между состязательными полётами, где бы они не проходили!
Организаторы "Кубка Минвод", тем не менее, вынуждены ограничить число участников стартов - поданных заявко было свыше 40-ка, но принято только 30, тридцать сильнейших, опытнейших, самых-самых.
Как рассказал член оргкомитета "Кубка", руководитель Федерации воздухоплавания Ставропольского края Виталий Ненашев, сам опытный пилот (команда "Славяновская"), призёр многих соревнований: "пилотирование в горах всё-таки требует достаточного мастерства. Были случаи, когда в первых розыгрышах шары уносило чуть не под Эльбрус, когда экипажи садились в таких местах, куда просто не добраться мыслимыми средствами, чтобы эвакуировать оболочку и корзину." На мой вопрос "о подготовке организаторов к различным возможных происшествиям" В.Ненашев сказал, что "готовы на все 99 и 99 сотых процента. А вообще-то в прошлые годы всякое бывало - выезжает команда сопровождения спасать шар, который совершил посадку невесть где и сама переворачивается на горной дороге.
Выезжает следующая машина спасать теперь обоих и переворачивается также. Так что опыт всевозможный есть!"
Ограничения в количестве принимаемых на "Кубок Минвод России" экипажей тепловых аэростатов связаны ещё и с недостаточными возможностями инфраструктуры региона - ведь с каждым пилотом прибывает около 10 человек его команды сопровождения, так что на 30 шаров уже до 300 человек должны быть компактно размещены.
Это только спортивная часть соревнований, а ещё пару сотен журналистов, сотня служебных лиц - судей, обсерверов, заправщиков, шоферов, охраны. Так что старты воздухоплавателей - это всегда колоссальное перемещение массы людей, машин, техники, это не так просто как кажется!
Кстати, вопрос о неразвитости инфраструктуры принимающих регионов - это непростая тема. Именно эта проблема стала главной в розыгрыше Первого Кубка Губернатора Подмосковья, в городе Дмитрове, где просто нет такого количества гостиничных мест, чтобы разместить всех даже обязательных лиц соревнований.
К понятию обязательной инфраструктуры относится и развитие дорог в той местности, над которой летают аэростаты - ведь порой, как это было в Калужской губернии, например, команды сопровождения показывали чудеса вождения автомобилей во время эвакуации шаров, к ним было приковано даже большее внимание прессы, чем к пилотам аэростатов.
Кавказский регион - города Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, Лермонтов - над которыми проложен соревновательный маршурт, обладают и достаточным гостиничным сервисом, и приличными дорогами, так что традиционно "Кубок Минвод России" не будет испытывать "проблем первого порядка", что позволит спортсменам свободнее чувствовать себя в небе, показать достойные результаты.
Может быть кто-то посчитает, что наши комментарии далеки от спортивного анализа, но это не так. Вспоминая в этом плане даже Испанию, Всемирные Воздушные Игры - "долларовые многомиллионные бюджетные старты", с удивлением, может быть для кого-то, отметим, что и заграница не справилась с теми самыми инфраструктурными задачами, когда спортсмены остро нуждались и в местах нормального отдыха, и питания, и в приличных дорогах. Воздухоплавание - комплексный, весьма "структурноёмкий" вид спорта, ничего тут не поделаешь!
Если делать прогнозы на предстоящий розыгрыш "Кубка Минвод России", то надо вспомнить характер развития спортивной борьбы в предыдущих стартах, и тут вдруг я с удивлением обнаруживаю своеобразное отношение российских пилотов ко всякого рода объективным приёмам, методикам и получаемым параметрам. Скорее всего, это происходит от чисто русской привычки действовать "на авось, на вдруг пронесёт, на внутреннюю интуицию, которая ничем не подкрепляется, и наконец, на чудо, в которое кроме русских никто в мире не верит!" Пример розыгрыша Кубка Губернатора Подмосковья - самый яркий для пояснения.
Вот что происходило. Всегда до взлёта пилоты запускают шарики-зонды, чтобы проследить как ведёт себя ветер на разной высоте - прозондировать атмосферу. При этом применятеся специальный теодолит, который позволяет оценить на какой высоте находится в данный момент зонд. На Кубке Губернатора Подмосковья функцию запуска зондов взял на себя один из ведущих пилотов страны, москвич Михаил Баканов - лидер команды "Навигатор-Очаково". И вот такая картина: промеряется несколькими запусками атмосфера, вокруг собрались почти все участники состязаний, следят за зондами, записывают что-то, всматриваются в топографические карты местности, и вдруг некоторые уезжают куда-то совсем в другую сторону для взлёта, вовсе не в ту, в которую указал руководитель зондирования Михаил Баканов. В итоге он побеждает в данном упражнении, а я спрашиваю, к примеру, серебряного призёра Кубка Губернатора Подмосковья пилота из Учебно-тренировочного центра города Жуковского Виктора Ильинского: "почему вы, несмотря на проведённые промеры атмосферы, взлетали по другому направлению относительно ветра, и в итоге потеряли реальный шанс выиграть соревнования, стать обладателем Кубка?" В ответ спортсмен сказал мне, что он "понадеялся на некую свою интуицию", которая должна была привести его к победе в противоположность показаниям атмосферных зондов.
Для меня было открытием узнать, что даже на соревнованиях пилоты не могут откреститься от этого удивительного чувства русских людей - верить в некие духовные чудеса и чувства, а не в приборные измерения. А вот опыт полётов зарубежных спортсменов на Всемирных Играх в Испании, в частности, практика победителей - японских аэронавтов, показывает, что их победа обеспечена постоянным, комплексным мониторингом атмосферы, непрерывным зондированием воздушных потоков, параллельной работой десятков специалистов сопровождения и компьютерными программами объективного планирования полёта. Ничего не поделаешь, воздухоплавание - это технический вид спорта, здесь понятие техники органично вписано, в отличие от гимнастики или тенниса. Так что шансы мастеров неба, которые чётко следуют объективным промерам воздушных потоков, будут повыше и на нынешнем "Кубке Минвод России": это тем более верно, что и Чемпион страны - Сергей Виноградов из Великих Лук, и бронзовый призёр первенства - Антон Морев из Москвы, всегда стремятся максимально обеспечить себя возможно более полной метеоинформацией.
И наконец, выявленные в ходе текущего спортивного сезона проблемы психо-физиологические, о которых нельзя не сказать. Они связаны со сложностью воздухоплавания как вида спорта как такового, потому что, например, жесточайший режим дня должны выдерживать пилоты во время соревнований. Напомню, что подъём у них в 5 часов утра, а то и раньше, а отбой в 23 часа вечера. Если удастся наладить дневной сон - это хорошо, но чаще всего такое не получается. Естественно, что жить в таком режиме дома, до стартов, вряд ли кто сможет, так что неизбежным для спортсменов и команд сопровождения выдержать период привыкания, адаптации, который оказывается для всего коллектива участников соревнований в 300 человек примерно одинаковым, синхронным. Известно, что максимум проблем в подобной адаптации наступает на 3-4-й день, вот и выясняется для воздухоплавания, что нельзя проводить соревнования, которые длятся 3-4 дня, потому как именно на заключительные полёты придётся пик конфликтности, апатии, слабой спортивной борьбы. В этом плане проигрышными стали состязания за Кубки в Дмитрове и Калуге, которые длились всего по 5 дней, при этом как раз 4 стали полётными из-за погоды. И зато весьма полноценными стали Чемпионат России в Великих Луках и Всемирные Воздушные игры в Испании, которые длились почти 2 недели. И вот прекрасно, что стартующий 30 сентября "Кубок Минеральных вод России" продлится 10 дней, так что и пресса и болельщики воздухоплавания увидят примеры высочайшего спортивного накала и честной борьбы в поднебесьи.
С этим и расстаёмся до первых зачётных полётов завершающего летний сезон Кубка, и будем следить за перипетиями, которые развернутся над кавказскими Минеральными водами в споре 30-ти лучших пилотов тепловых аэростатов России.
ЕВГЕНИЙ ШТИЛЬ