Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Воспоминания об Алексее Никифорове

Геннадий Копейка

24 мая, на северных склонах Эвереста, после тяжелой холодной ночевки на высоте 8600м, немного не дойдя до лагеря VI, умер Алексей Никифоров. Воспоминаниями о нем поделился его партнер по сложнейшим восхождениям, харьковчанин Геннадий Копейка.

Экспедиция "Эверест-91"

Руководитель - В.Балыбердин.
Основная цель - установление рекорда скоростного восхождения из базового лагеря до вершины. Планировалось выйти из 20-ти часов, это было реально, если бы не помешала погода.
Участники: В.Балыбердин, А.Букреев, Г.Копейка, А.Никифоров, Е.Кулешова, Р.Гиуташвили, Д.Мазур и еще два американца (фамилии не помню).

Моя группа (Никифоров, Кулешова, Гиуташвили, Мазур) была вспомогательной для обеспечения скоростного восхождения (Балыбердин, Букреев), видеосъемки.

После акклиматизации, обработки маршрута (установки лагеря 4 на Южном седле) и отдыха в базовом лагере, мы должны были подняться на вершину. Лена Кулешова не успела оправиться после болезни, поэтому было решено идти двумя связками (Гиуташвили - Мазур и Копейка - Никифоров - Кулешова) с разрывом в один день. При подъеме нашей связки кашель у Лены усилился, и она с высоты 7000 м вернулась в базовый лагерь.

…Во второй половине дня (не помню какого) мы с Алексеем поднялись на Южное седло. Радиосвязи со связкой Гиуташвили - Мазур у нас не было, но по оставленным в палатке вещам мы поняли, что они взяли весь наш запас кислорода и ушли на штурм вершины. Уже начало темнеть, мы были готовы для "утреннего" (в 2-3 часа ночи) выхода к вершине, но наши друзья с вершины не возвращались. В 22.00 мы немного успокоились, увидев высоко на склоне свет фонаря. Однако только около 23.30 в палатку ввалился Ден Мазур и невнятно стал бормотать, что Рома (Гиуташвили) остался наверху, недалеко от палатки, у него закончился кислород и ему нужна помощь. Алексей в этот момент был в ботинках (одеть ботинки и приготовиться к выходу на высоте 8000 метров занимает около получаса времени), поэтому, не раздумывая взял фонарь и, не дожидаясь, пока я оденусь, пошел искать Рому.

Алексей был необычайно отзывчивым человеком, готовым всегда прийти на помощь, пренебрегая своей безопасностью. Он был очень целеустремленным и упорным, но никогда не ставил во главу угла цель - достичь вершины любой ценой. И если при этом кто-то нуждался в помощи, Алексей не прятался за спины других…

Хотя в тот момент он укреплял растяжки палатки и не был одет достаточно тепло для ночного блуждания в 40 градусный мороз с ветром на высоте сверх 8000м, Алексей не задумываясь ушел в темноту и неопределенность, чтобы помочь другу.

На Южном седле в тот день не было никого, поэтому надеяться можно было только на собственные силы. Отпоив Дена горячим чаем, я стал основательно готовиться к ночным поискам. Алексей вернулся к палатке через час, не обнаружив Рому. У него стали отмерзать ноги, и нужно было одеться теплее. Я взял несколько комплектов батарей к фонарю, чтобы хватило до утра и пошел на поиски.

Обнаружил Рому в 2-3 часа ночи. Он сидел на склоне в обнимку с пустым кислородным баллоном, без фонаря и не мог, не мог и не знал, куда ему двигаться. Оперевшись на меня, он смог дойти до палатки. Когда выпил чая и отогрелся, Рома пришел в себя. Но состояние его было сложным, неважно себя чувствовал Ден, поэтому мы с Алексеем решили этой ночью на штурм вершины не выходить.

Наши опасения подтвердились утром. Полдня у нас было потрачено на приведение Романа в состояние, когда он смог сам передвигаться. Ему в тот год исполнилось 54 года, в таком возрасте достичь высшей точки планеты, при этом, не имея достаточного высотного опыта - это героический поступок. У Дена это тоже была первая вершина выше 8000м и он тоже изрядно вымотался. Романа мы провели до вертикальных перил чуть выше лагеря 3, где он почувствовал себя гораздо уверенней и смог идти сам.

Мы с Алексеем провели вторую ночевку на Южном седле и были полны сил и уверенности в завтрашнем восхождении, хотя на этой высоте мы были одни. Сезон заканчивался и все экспедиции завершили свою работу. У нас был еще один шанс побывать на вершине Эвереста, но на чью-либо помощь надежды не было…

Ночью ветер усилился, начался сезон муссонов. Мы вышли на штурм в 3 часа ночи. Стоять в полный рост было невозможно. Ураганный ветер срывал смерзшиеся куски фирна и больно ударял ими по нашим телам, ползущим на четвереньках вверх. Очень скоро стали отмерзать руки и ноги. Порой мы теряли равновесие и, с трудом цепляясь ледорубами за склон, падали на снег. Через час борьбы со стихией, я стал подавать сигналы жестами (друг друга слышать мы не могли), что нужно возвращаться к палатке…

Отдышавшись в палатке, мы долго обсуждали наши планы. Погода ухудшается и ветер усиливается, мы ползли по широкому склону Южного седла, а что будет на предвершинном остром гребне? Кислорода у нас нет, на помощь надеяться бесполезно. Но мы так близки к высшей точке планеты! Очень жаль упускать такую возможность! Столько сил потрачено. представится ли еще когда-нибудь такая возможность?..

Мне такая возможность не была и уже не будет дана, а Алексей смог вернуться туда через 10 лет… Вернуться, чтобы остаться там навсегда…

В тот раз мы предприняли еще одну попытку, но нам пришлось вернуться с высоты 8300, сейчас он смог подняться выше и остаться на этой высоте навсегда - выше всех нас!

Экспедиция "К-2-92".

Руководитель - В.Балыбердин.
Участники: В.Балыбердин, Г.Копейка, А.Никифоров, Е,Кулешова, Ден Мазур, Скотт Фишер, Эд Вистарс и еще 11 американцев, 1 англичанин и француженка Шанталь Модюи (позже примкнула к нашей экспедиции).

На следующий год была незабываемая экспедиция на К-2. Красавица-гора с суровым нравом! Из проведенных ранее (за всю историю) на эту вершину 67-ми экспедиций, вершины достигли 72 человека, погибли на склонах - 30 альпинистов. За последние шесть лет с этой стороны никто не достиг вершины.

…Мы больше месяца уже работали на маршруте, но выше снежного плато на высоте 7300м пробиться не удавалось. Удовлетворительная погода более трех-черырех дней не держалась. Только мы выходили в лагерь 3 (7300м), погода портилась и приходилось возвращаться. Я все время работал с Алексеем в одной связке и был очень этим доволен. У нас никогда не было конфликтов, понимали друг друга с полуслова, не нужно было распределять хозяйственные обязанности, потому что каждый старался сделать больше и быстрее. Я занимался съемкой видеофильма и Алексей всегда помогал мне с подъемом дополнительного груза, а порой ему приходилось позировать и по несколько раз проходить сложные участки маршрута…

Чтобы переломить ход событий, Балыбердин решил создать ударную связку, пригласив меня в напарники. Далее он предполагал двигаться в альпийском стиле (без промежуточных лагерей) до вершины, не взирая на переменчивость погоды. После трехдневного блуждания по лавиноопасным снежным полям при видимости в пять метров, нам удалось выйти на плечо и установить штурмовой лагерь на 7900м. Погода в этот день наладилась, и у нас было 2-3 дня для выхода на вершину и спуска.

Из-за сильного ветра на штурм вершины вышли только в 8 утра. Преодолев "бутылочное горло" и очень крутой и опасный (из-за нависающего ледника) склон вершинной башни, на вершине мы с Балыбердиным были только в 21.00. Уже стемнело. На спуске мы потеряли друг друга. Я, с невероятными приключениями, удивительным образом нашел палатку в кромешной темени в 3 часа ночи. Балыбердин не стал рисковать ночным спуском, поэтому вырыл чуть ниже вершины пещеру, пересидел в ней ночь и спустился к палатке в 7 утра.

Когда мы с Балыбердиным собирали рюкзаки, чтобы продолжить спуск в базовый лагерь, увидели поднимающуюся к нам группу из трех человек. Мы им оставили штурмовую палатку и пошли вниз. Оказалось, что это поднимаются Никифоров, Шанталь Модюи и один из американцев. Встретившись, мы объяснили им все сложности маршрута и рекомендовали выходить на штурм пораньше.

Переночевав в штурмовой палатке, в 6 утра Никифоров с американцем вышли на штурм. Шанталь вышла в 8 часов, обосновав это тем, что она дождется пока выйдет из-за горы солнце, пойдет "налегке" (без лишнего снаряжения и дополнительной одежды на случай непогоды) и их догонит. Она на самом деле догнала коллег на высоте 8200 около "бутылочного горла" и даже обогнала их. Американец, увидев опасность маршрута и не слишком высокий темп подъема, повернул назад. Алексей продолжил подъем.

На вершину Шанталь поднялась около 20.30. Уже стемнело и стало жутко холодно, дул сильный ветер. Одета она была в не слишком теплый пуховый комбинезон, для предстоящей холодной ночевки на высоте 8600 этого было маловато. Алексей поднялся на вершину на пол часа позже нее. На спуске он случайно наткнулся на Шанталь, которая решила пересидеть ночь в небольшой снежной нише, которую вырыл Балыбердин во время своего ночлега двумя днями ранее. От сумасшедшего холода и физического истощения, она уже была в полузабытье, и Алексею стоило немалых усилий привести Шанталь в сознание. Он мог и не заметить ночью свою попутчицу. И если бы Шанталь не смогла прийти в сознание, никто бы его за это не осуждал. Но Алексей не смог пройти мимо, спасая собственную жизнь! Он сам, будучи на пределе физических сил, всю ночь боролся за жизнь француженки. Он настойчиво тормошил ее и заставлял идти вниз - двигаться, чтобы не замерзнуть. К штурмовой палатке они спустились только в 8 утра. Оказалось, что Шанталь накануне шла без очков и получила "снежную слепоту". В базовый лагерь ее спускали еще три дня подошедшие на помощь альпинисты…

В этой ситуации Алексей проявил себя искренно и самоотверженно. Он скромно уклонялся от благодарностей за спасенную жизнь, и совсем не обиделся, когда Шанталь, вернувшись во Францию, рассказала о своем героическом одиночном восхождении на К-2, и только вскользь упомянула русского альпиниста Никифорова, который "в этот день тоже смог достичь вершины". О нашем с Балыбердиным восхождении не упоминалось…

Таким мне Алексей и запомнился: скромный, немногословный, но всегда готовый придти на помощь другу в нужную минуту!