Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
Фрагменты ОТЧЕТа Владимира Лысенко о водном путешествии шестой категории сложности по р.р.Гаумыш, Джиалису, Ходжаачкан, Сох (Памиро-Алай) в июле 1988г.
Владимир Лысенко тел.(3832)33-91-12
e-mail:vl@itam.nsc.ru

Руководитель группы Лысенко В.И.
Новосибирск, 1988

ХАРАКТЕРИСТИКА И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Предлагаемый водный маршрут 6 категории сложности начинается на Алайском хребте и проходит по территории Киргизии и Узбекистана. Общая длина маршрута около 210 км, водной части - 173 км (до кишлака Газнов) или 180 км (до 1-го Головного Бургандийского гидроузла).

Пешая заброска на маршрут осуществляется из Хайдаркена через перевал Гаумыш Восточный (1А, 4075м). Сплав начинается на высоте 3700м сразу после спуска с перевала. На 30 км длины Гаумыш теряет 1036м высоты, т.е. средний уклон Гаумыша 35 м/км. Средний уклон Джиалису (на последних 6 км) - около 30м/км, Ходжаачкана - 21 м/км, Соха (на участке до г.Сох) - 13 м/км. Средний уклон маршрута до города Сох - 21 м/км (на 134 километрах пути теряется 2780м высоты). Расход воды в р.Сох у г.Сох во время нашего путешествия (в июле) составлял 150 м3/сек. Цвет воды в июле был тёмно-серым (вода несла частицы грунта).

Сплав по Гаумышу начинается с порога-шиверы 4-5 категории сложности с очень узкими проходами (мало воды). Затем идёт каньон "Завальный" 5-6 к.с., где несколько каменных завалов-непроходов. Следующий каньон 6 к.с. также имеет 30-метровый непроход. Затем следуют порог 5 к.с. и каньон 6 к.с. длиной больше 1 км, в котором множество обливных камней, "бочек", мощная струя (а в начале каньона - много больших камней). Следующий струйный порог 6 к.с. заканчивается абсолютным непроходом - большие камни полностью перегородили реку. В пороге много обливных камней, "бочек", большая скорость течения. Далее следует суперпорог 7 к.с. (так мы оценили препятствия особой сложности, непроходимые на обычных катамаранах, но теоретически имеющих возможность быть пройденными на особо устойчивых и очень маневренных судах при отличной работе экипажей), заканчивающийся непроходом. Затем идёт порог 6 к.с., в котором много больших камней, мощная струя, есть непроходы. И, наконец, следует самое опасное препятствие Гаумыша - трёхкилометровый Нижний каньон 7 к.с. с огромным уклоном (около 50 м/км), водопадами (до 5м высотой), валами и "бочками" высотой 3м и скоростью реки 25-30 км/час. Заканчивается каньон непроходимым участком. Нижний каньон Гаумыша мы не проходили. Далее следует порог 6 к.с. длиной около 1 км, который постепенно переходит в порог 5 к.с. Им и заканчивается сплав по Гаумышу.

Далее следует пешая заброска вдоль р.Джиалису на 6 км (или более), и сплав продолжается уже по Джиалису. Сначала идёт порог 5 к.с., затем струйный порог 4-5 к.с. длиной почти 1 км (здесь отличное место на берегу для стоянки и есть стройматериал для судов). После этого река входит в двухкилометровый Нижний каньон Джиалису 7 к.с., в котором в изобилии большие камни, мощные сливы, "бочки", водопады. Вода - "бешеная", есть непроходы. Этот каньон мы также не проходили. После Нижнего каньона следует порог 5 к.с. длиной почти 2 км, и сплав по Джиалису завершается.

Гаумыш и Джиалису, сливаясь, образуют новую реку - Ходжаачкан. Сплав по ней начинается с преодоления шивер 4 к.с., затем следует порог Долматова 5-6 к.с. с отдельными мощными сливами. После кишлака Ходжаачкан (на левом берегу) идёт порог 5-6 к.с. с мощными сливами, валом и прижимами. А затем следует почти десятикилометровый Большой (Выходной) каньон Ходжаачкана, первая половина которого, оцениваемая нами 7 к.с., представляет собой непрерывное чередование 2-3метровых валов, сливов и "бочек". Вода "клокочет", скорость реки около 25 км/час. Обнос каркасов судов и гондол осуществляется по хорошей тропе, которая после кишлака Чакуш идёт рядом с рекой. В середине каньона река несколько успокаивается, следует участок 5-6 к.с. Затем идут пороги 6 к.с. и выходная часть каньона 5-6 к.с. (здесь основная сложность для сплава - большая скорость реки). Сплав по Ходжаачкану заканчивается.

Реки Ходжаачкан, Арча-Баши и Ак-Терек образуют реку Сох. В отличие от сплава по Гаумышу, Джиалису и Ходжаачкану (нам известна лишь одна неудачная попытка пермяков в 1983г. сплавиться по Ходжаачкану), сплав по Соху до нас уже был осуществлён, как минимум, двумя группами. Поэтому описание Соха дадим лишь вкратце. Ниже кишлака Зардалы идёт Верхний каньон Соха 6 к.с. с двумя непроходами. Затем - вплоть до конца кишлака Аугул - идёт шивера-порог 5-6 к.с. (основная сложность для сплава - большая скорость реки). А от фермы Зарделик и до конца кишлака Кштут река протискивается через систему из 5 щелей (с примерно километровым интервалом между ними) шириной от 1 до 3м. Щели 1, 2 и 5 непроходимы для всех судов, а щели 3 и 4 - для больших. Ниже щели 5 вплоть до г.Сох идёт набор препятствий 5 и 6 к.с. (в т.ч. щель 6 и порог "Баткенский мост", которые для больших судов непреодолимы). После г.Сох река разбивается на протоки, и последние препятствия (4-5 к.с.) встречаются перед кишлаком Умбара - в месте, где строится плотина будущего водохранилища. Далее река спокойна.

Сплав можно закончить или в кишлаке Газнов, или в совхозе "Бурганди" непосредственно перед 1-ым Головным Бургандийским гидроузлом, откуда вода Соха уже течёт по трём каналам.

Что же касается непройденных нами трёх каньонов Гаумыша, Джиалису и Ходжаачкана, то предлагаемый маршрут с прохождением этих каньонов (возможным лишь на сверхустойчивых и очень маневренных судах при отличной работе экипажей) был бы, без всякого сомнения, сложнейшим водным маршрутом СССР.

СОСТАВ ГРУППЫ и максимальный туристский опыт участников:


1. Лысенко Владимир Иванович (руководитель, капитан катамарана):
VI-У(Мажойский каскад Чуи и т.д.), VI-У(Башкаус), V-Р(Иолдо,Н.Кураган,Катунь),
V-Р(Серлиг,Ожу,Бий-Хем), V-Р(Сандалаш,Чаткал), VI-Р(Большой Нарын,Нарын),
VI-Р(Матча,Ягноб,Фандарья,Зеравшан).
2. Чуркин Алексей - V-У(Чуя,Урсул,Катунь) (матрос катамарана). 3-4. Береговая группа.
Сплав проведен на катамаране-двойке при береговой страховке.

ЛОЦИЯ МАРШРУТА.

1. Река Гаумыш.


    0 - порог-шивера IV-V к.с. с очень узкими проходами (мало воды), l"2 км.
    1 - каньон "Завальный" V-VI к.с., l"2 км. Много каменных завалов-непроходов, мало воды. На берегах - арча. Первая часть каньона (l"0,5 км) - практически непроход, лишь во второй половине можно "проскрестись". Стены - из мягких пород. Во 2-ой части (l"300 м) есть ряд мощных 2-3метровых водопадов, но они замыкаются на непроходах, т.е. чалка должна быть принудительная, страховка - супернадёжная. Затем 0,5 км тихой воды. Часть 3 (l"0,3 км): вход - непроход; затем середина IV к.с.; непроходы; выход - спокойный. На выходе на берегу - летовка.
    2 - каньон "Простой" III-IV к.с., l"0,5 км. Расположен через 0,8 км после каньона 1. В конце каньона 2 бревно-мостик (в 3 части каньона 1 также можно перейти реку по мостику).
    3 - цепь шивер III-IV к.с., l"1,5 км.
    4 - цепь шивер III-IV к.с., l"1 км. После препятствия 4 - широкая галечная пойма.
    5 - шивера III-IV к.с., l"300 м. Через 400м - порог 6.
    6 - порог VI к.с. с 30метровым непроходом, l"2 км. Берег - отвесный (конгломератный и осыпной). В конце порога река дважды делает зигзаг. Характер препятствий - в основном, струйный. Много полуобливных камней и "бочек". Порог 6 переходит в:
    7 - порог V к.с., l"1,5 км.
    8 - шивера IV к.с., l"1,5 км.
    После неё - галечная равнина около 2 км до следующего каньона, много проток.
    9 - порог "Залом" IV к.с., l"150 м. Из-за залома непроходим, в нём завалы, бурно переходит в каньон 10.
    10 - каньон VI к.с., l"1,5 км. Мощная струя, множество обливных камней, "бочек". В начале каньона - много больших камней.
    Между препятствиями 10 и 11 - 1 км спокойно.
    11 - порог IV к.с., l"100 м, есть завал.
    Между 11 и 12 - низкий мост (слева - перевал Кызылбель, 1Б).
    12 - струйный порог VI к.с., заканчивается 100% непроходом - камни перегородили реку. Большая скорость воды. Много обливных камней, "бочек".
    13 - суперпорог VII к.с. с огромным падением воды (огромный уклон), много больших камней, мощная струя, l"200 м. Ориентир слева - скала "Спящий бобик" (10м х 3м). Уклон "10м/100м, т.е. порядка сотни метров на 1 км. В одном месте русло почти перекрыто. Система водопадов.
    Между 13 и 14 - 300м препятствия III к.с.
    14 - порог VI к.с., l"0,5 км, много больших камней. Мощная струя. Два места проблематичны с точки зрения прохождения.
    15 - порог V-VI к.с., начинается на резком S-образном повороте (между 14 и 15 - около 200м). Порог струйный, мощный вал, мощные сливы. В пороге двойной S-поворот, l"300 м. Порог 15 заканчивается водопадом-водосливом 16 (косым - падение к левому берегу).
    16 - водопад-водослив "Ледниковый" VI к.с., разделён на несколько ступеней. Очень большой уклон. После 16 сразу суперпорог 17.
    17 - суперпорог VII к.с., l"0,5 км. Огромный уклон. Много больших камней, есть непроходы.
    18 - порог VI к.с., струйный, l"300 м.
    19 - суперпорог VII к.с., l"0,5 км. Огромное падение воды, большие камни. Заканчивается серией косых 3-5метровых водопадов 20.
    21 - порог VIсупер к.с. (проходится на пределе возможностей хорошего плота), l"1 км, похож на 19.
    22 - система водопадов 5-10м, непроход, l"200 м.
    23 - порог VI к.с., l"1 км, постепенно переходит в V к.с. Камни, мощные сливы, большой напор воды. В конце его - мостик и горячий источник. После мостика - порог 24, IV-V к.с., струйный (главным образом), l"0,5 км.

2. Река Джиалису.


    25 - порог IV-V к.с., струйный, l"1,5 км. Здесь тропа спустилась к реке. Отличное место для стоянки - арчевый и прочий лес. Мост. На левом берегу - разрушенные домики из камня, много материала для строительства судов.
    26 - порог VIсупер к.с., l"0,5 км, заканчивается непроходом (река перегорожена камнями). Ряд водопадных сливов, "бешеная" вода.
    27 - порог VIсупер к.с., большие камни, большой напор воды. Мощные "бочки", сливы, водопады.
    28 - порог VI к.с., главным образом - струйный, мощная вода.
    29 - пороги VIсупер к.с. в глухом каньоне, не менее двух порогов VII к.с., l"0,5 км.
    30 - струйный порог V к.с., l"2 км.

3. Река Ходжаачкан.


    31 - ряд шивер III-IV к.с.
    32 - порог V-VI к.с., l"2 км, много камней (огромных глыб) в русле, отдельные мощные сливы. На левом берегу - памятник Долматову (Пермь, погиб 7 сентября 1983г.).
    33 - струйный порог IV-V к.с., l"200 м (в 1 км от р.Голид), большой вал.
    34 - струйный порог IV к.с., l"300 м.
    35-37 - "Выходной" каньон Ходжаачкана. Перед ним - порог V-VI к.с., мощные сливы, вал, прижимы. В начале каньона - порог "Вход в каньон" V к.с., вал.
    35 - цепь порогов VI-VIсупер-VII к.с., l"3 км, v"25 км/час, вал 3м, сливы 3м, вода "клокочет".
    36 - пороги V к.с., l"1,5 км, большая скорость реки, зелёные лужайки на берегах.
    37 - выходная часть каньона, ряд порогов VI-VIсупер к.с., большие камни, щели-проходы, большая скорость течения.
    Мост в районе к.Кульп - здесь тропа переходит на правый берег и раздваивается: одна идёт в к.Чакуш, вторая - вдоль каньона вниз по течению.

4. Река Сох.


    38 - "Верхний" каньон Соха, VI-VIсупер к.с. В нём ряд препятствий, в т.ч. 38а-38в.
    38а - VI к.с., 1-ая и 2-ая ступени - вал до 3м, сливы до 3м. После 2-ой ступени 300м спокойно, но нужно пристать в улово (хорошее) у левого берега, т.к. через 300м - непроход (ступень 3).
    38б - VIусл к.с., заканчивается непроходом (там же мост).
    Затем - 1 км спокойно (IV к.с.).
    38в - VIусл к.с., заканчивается непроходом. Потом справа впадает крупный ручей.
    Далее - вплоть до конца кишлака Аугул - в глубоком ущелье-каньоне идёт шивера-порог V-VI к.с. (основная сложность для сплава - большая скорость реки). Одно из опасных мест - большой камень в русле за мостиком в к.Аугул.
    39 - каньон VI-VIсупер к.с. От фермы Зарделик и до конца кишлака Кштут река протискивается через систему из 5 щелей (с примерно километровым интервалом между щелями) шириной от 1 до 3м. Щели 1, 2 (s"1м) и 5 непроходимы для всех судов, а щели 3 и 4 (s"3м) - для больших (для малых судов - VIсупер к.с., щель 4 долгая и кривая). Между щелями 4 и 5 - шивера-порог VI к.с. у к.Кштут, l"1 км.
    Отсюда - Узбекистан.
    Через 3 км после щели 5 (начиная с препятствия 40) вплоть до г.Сох идёт набор препятствий V и VI к.с. (в т.ч. щель 6 и порог "Баткенский мост", которые для больших судов непреодолимы).
    40 - порог V к.с., l"1 км.
    Через 1 км:
    41 - щель 6 - VI к.с. для малых судов (s"3м), для больших - непроход.
    42 - порог V к.с., гряда камней.
    43 - каньон V к.с. (через "3 км после 42).
    Ещё через "3 км:
    44 - каньон VI к.с. - у к.Таян.
    Далее, через 0,5 км:
    45 - каньон V к.с., l"0,5 км.
    Ещё через 0,5 км:
    46 - каньон V к.с., l"1 км.
    47 - каньон VI к.с., на выходе камень перегораживает реку - проход (s"3м) справа.
    Через 1 км:
    48 - два порога V и V-VI к.с. (второй - "Трубопровод", s"3м).
    49 - порог "Баткенский мост" V-VI к.с. (только для малых судов, т.к. s"2м) или непроход (для больших), мощный слив.
    50 - порог V к.с. (через 100м после моста), в русле камни.
    51 - порог V к.с. (через 1 км после преп.50), v"15 км/час. Рядом - г.Сох. Далее река Сох делится на множество проток и в таком виде течёт на протяжении 10 км.
    52 - преп.IV-V к.с. в месте строительства плотины водохранилища (поднимет воду на h=84м). Здесь долина резко сужается, на левом берегу - скалы. Через 0,5 км:
    53 - преп.IV-V к.с. перед к.Умбара. На правом берегу - чистое озеро. Далее остаётся около 26 км до Газнова (или 33 км до 1-го Головного Бургандийского гидроузла), река спокойна. В месте попадания в канал - преп.54 VIсупер к.с.: вал и "бочки" выше 3м, вода бурлит, но из-за низкого мостика (низкой высоты проёма гидроузла) h"0,5м - непроход. Через 20 км центральный канал снова разделяется на несколько каналов - здесь (в Сарыкургане) находится 2-ой Головной гидроузел. Сох как река прекращает своё существование.

ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Впервые пройдены (с обносом препятствий VIсупер и VII к.с.) река Гаумыш, последние 6 км реки Джиалису и река Ходжаачкан до Выходного (Большого) каньона. Непройденными остались Нижний каньон Гаумыша (длиной 3 км), Нижний каньон Джиалису (2 км) и Выходной каньон Ходжаачкана (длиной почти 10 км).

2. В целом пройден очень интересный маршрут по рекам Гаумыш, Джиалису, Ходжаачкан и Сох (средний уклон маршрута до города Сох - 21 м/км (на 134 километрах пути теряется 2780м высоты)). Прошли пороги до стандартной VI к.с. включительно, пороги VIсупер и VII к.с. не проходили.

3. Что же касается непройденных нами трёх каньонов Гаумыша, Джиалису и Ходжаачкана, то предлагаемый маршрут с прохождением этих каньонов (возможным лишь на сверхустойчивых и очень манёвренных судах при отличной работе экипажей) был бы, без всякого сомнения, сложнейшим водным маршрутом СССР.

Лоция р.Гаумыш,Джиалису Лоция реки Хаджачкан Река Сох


Комментарий автора в 2001г.: Препятствия, оцененные нами как VII к.с. соответствуют 6 к.с. современной европейской классификации, VIсупер - 5++. Идти нужно летом, в большую воду, и маршрут будет не менее опасен, чем Брахмапутра или ущелье Ронду на Инде. Впрочем, желающим идти в суперсложное ущелье Ронду на Инде или на Брахмапутру я бы рекомендовал сначала пройти маршрут по Гаумышу (начиная, скажем, с препятствия 10, или Джиалису), Ходжаачкану и Соху летом. Это в три раза дешевле маршрута по Инду и в тридцать раз дешевле маршрута по Брахмапутре, а острых ощущений, удовольствия, самоутверждения и удовлетворения от прохождения получите не меньше.

На главную страницу   Вверх



Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2025
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru

Барахолка:

1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
[Пейнтбол/Продажа]
Евгений, 18.06.22, 21:00
2. 
Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 07:08
3. 
Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 04:45
4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
[Охота - охотничье оружие/Покупка]
Юрий, 18.04.22, 22:39
5. 
Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
[Прочее/Продажа]
Александр, 09.03.22, 16:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1529


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Лавины [20656], Прочее, Константин Яблоков, 10.06.07
2.  Книга об о. Игоре Розине "Восхождение к вершинам" [21975], Альпинизм, иеромонах Сергий., 12.06.02
3.  Автомобильная экспедиция (МЛАЭ-2011) [26530], Путешествия, Афанасий Маковнев, 23.04.11
4.  Польская Зимняя экспедиция на К2 [36349], Альпинизм, Елена Лалетина, 09.01.03
5.  На лыжном перекрестке Россия - Франция [20666], Горные лыжи, Владимир Городзейский, 23.02.07

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Евгений: Уважаемый Александр Анатольевич! Просьба - рас ... 22.09.2017, 10:40
2.  Евгений: Уважаемая Наталья Олеговна! Прошу вас - пришлите ... 09.05.2017, 20:17
3.  Евгений: Сергей! Ваша грамота от фестиваля "Золотой компас ... 24.04.2017, 00:55
4.  марат: Такой душечка!!! 08.04.2017, 09:29
5.  Евгений: Коллега Tolibanich! Ваш снимок в призёрах - откли ... 31.03.2017, 14:46

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 60


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Сергей Шуклин, статей: 1, просмотров: 21693
2.  Алексей Болотов, статей: 2, просмотров: 44686
3.  Опанчук Ирина , статей: 1, просмотров: 28186
4.  ПАЛЭКС, статей: 1, просмотров: 21647
5.  Андрей Лебедев, статей: 30, просмотров: 636914

1, 2, 3, 4, 5, 6