Газета "Вольный Ветер", июль-август 1990г.
НА КАТАМАРАНЕ ПО ГИМАЛАЯМ
Наша небольшая группа, путешествовавшая по Непалу с 8 апреля по 14 мая этого года и представлявшая Ассоциацию путешественников СССР, была первой советской водной экспедицией в Гималаях. Состав группы: два советских спортсмена (оба кандидаты наук, оба 1955г. рождения) - Владимир Лысенко из Новосибирска и Александр Горб из Харькова, и непалец Рам Бахадур. Сплав по гималайским рекам был главной нашей целью и она была достигнута, хотя и пришлось преодолеть тысячи больших и малых проблем. Мы прошли по рекам Барун, Арун, Бхоте-Коси, Сун-Коси и Трисули. Река Барун (а затем - Арун) стекает с массива Макалу (8463м) - пятой вершины мира, реки Бхоте-Коси (а затем Сун-Коси) и Трисули - с массива другого восьмитысячника Шиша Пангма (8013м). Протяженность водной части маршрута составила 320 км.
Во время сплава мы несколько раз попадали в критические ситуации, когда 2-2,5метровые валы, "сливы" и "бочки" (водяные ямы) пытались перевернуть наш катамаран, но всё закончилось хорошо. Кстати, гималайские реки по характеру препятствий похожи на среднеазиатские, и временами забывалось, что мы сплавляемся не в СССР.
Мы также совершили большое пешее путешествие (около 200 км) по Гималаям, узнали жизнь непальской "глубинки", постоянно общались с простыми людьми.
Отношение к нам, как к гражданам СССР, бывало разным, но иногда название страны ни о чем не говорило собеседнику и тогда приходилось объяснять, что мы приехали из государства, расположенного к северу от Китая.
Экспедиция дала огромный опыт знакомства с порядками в Непале, что поможет организовать там следующие сплавы.
В.ЛЫСЕНКО, руководитель экспедиции
Новосибирск
Журнал "Мир Путешествий", No.3, 1991г.
СПЛАВ В ГИМАЛАЯХ
Проведена первая советская гималайская водная экспедиция "Ассоциации путешественников СССР". Совершен сплав по рекам Барун, Арун, Бхоте-Коси, Сун-Коси и Трисули в Непале. Река Барун (а затем - Арун) стекает с массива Макалу (8463м), пятой вершины мира, реки Бхоте-Коси (а затем Сун-Коси) и Трисули - с массива другого восьмитысячника Шиша Пангма (8013). Протяженность водной части экспедиции составила 320 км.
Кроме сплава по горным рекам мы совершили большое пешее путешествие по Гималаям. Протяженность пешей части экспедиции (треккинга) составила около 200 км. Мы узнали жизнь непальской "глубинки", постоянно общались с простыми людьми, ели непальскую пищу. Мы попали в Непал сразу после объявления королем Бирендрой многопартийной системы в стране. Вышли из подполья коммунисты, а на улицах городов Непала появились красные флаги с серпом и молотом.
В.ЛЫСЕНКО, руководитель экспедиции
Журнал "Мир Путешествий", No.5 (317), 1992г.
СПЛАВ С ЭВЕРЕСТА
Что делать, когда мечта о путешествии овладевает тобой, не давая покоя ни днем, ни ночью? И никакими доводами о несбыточности, нереальности ее не отпугнуть: чем несбыточнее, тем заманчивее кажется маршрут… Что же делать, как бороться с собой? А очень просто: готовиться к путешествию.
Научный сотрудник из Новосибирска Владимир Лысенко, видимо, поначалу тоже считал нереальным сплав по рекам Непала. Но идея жила - и он взялся за ее осуществление. Нашел возможность получить приглашение в Непал, затем визу, собрал деньги (в основном собственные) и…
Мы предлагаем вниманию читателей дневник лишь одного из непальских путешествий Владимира ЛЫСЕНКО - сплава по рекам, берущим начало из ледников Эвереста. Исходная его точка - селение Дугхла - находилась на высоте 4600м! А в планах неутомимого туриста, председателя сибирского отделения Общества свободных путешественников - сплав со ВСЕХ восьмитысячников Земли (напомним, что всего их 14). Рекорд, равный достижениям Р.Месснера и Е.Кукучки, но только с веслом в руке, уже не кажется Владимиру неосуществимым.
29 марта 1991г. Рейсом Аэрофлота 561 прилетел из Москвы в Катманду. Делали посадку в Объединенных Арабских Эмиратах. Познакомился в самолете с альпинистами Сергеем Овчаренко и Александром Морозом. Они летят на разведку Аннапурны с прицелом на 1992г.
Прилетели в Катманду поздно, Министерство туризма уже было закрыто. Да и следующий день - воскресенье - получился "прогулочным": ни государственные конторы, ни частные фирмы не работали.
31 марта. Оплатив в Растра Банке свои путешествия, пошел в Министерство туризма к секшион-офицеру, заведующему рафтингом (сплавом), сообщил ему, что хочу спуститься по Лобуче Кхоле, Дудх-Коси и другим рекам от селения Лобуче до селения Чатара, а затем сплавиться по реке Тамур. Показал сопроводительные письма. Офицер сказал, что по Дудх-Коси в одиночку еще не сплавлялись, но в принципе это возможно. Для этого нужно будет оплатить все расходы, связанные с офицером связи, присутствие которого в экспедиции обязательно. Велел прийти завтра. День был потерян.
1 апреля. Уже знакомый мне секшион-офицер дал мне подписать бумагу о том, что я готов нести расходы на офицера связи. И - снова велел прийти на следующий день. Невольно вспомнилась наша чиновная братия…
2 апреля. Наконец-то! Все мои бумаги оформлены и подписаны. Однако, как выяснилось, офицера связи мне придется искать самому. Впрочем, претенденты нашлись незамедлительно. И первый же из них безапелляционно потребовал за свою работу 600 долларов. У меня всего 520 долларов, и я считал, что это - очень большая сумма, ибо за пятинедельную экспедицию в Непале в 1990г. я потратил всего 200 долларов, причем часть денег (40 долларов) тогда у меня украли. В итоге я распрощался с претендентом No.1. Секшион-офицер был недоволен, но через некоторое время привел претендента No.2. Тот тоже уперся в 600 долларов, так что пришлось расстаться и с ним. Три часа длились переговоры с секшион-офицером о том, что сумма эта мне не по карману. Тогда чиновник привел мне совсем молодого офицера Министерства туризма, почти не говорящего по-английски, с которым мы сговорились на 340 долларов (11000 рупий). Таким образом, у меня осталось еще 180 долларов. Если скромно жить, то этих денег хватит.
4 апреля. Утром выехали автобусом из Катманду в Джири. Перед отъездом при свидетелях расплатился с офицером связи. Приехали в Джири вечером, когда уже темнело. Нашел дешевую гостиницу (5 рупий за койку). В ней дал-бат (рис с овощным бульоном и приправами) стоит 15 рупий. Сказал хозяину гостиницы, что мне нужен портер (носильщик). Договорились, что завтра утром он предложит мне желающих.
5 апреля. Два часа торговался с потенциальными портерами. Они желали получать по 200-250 рупий в день при том, что их питание будет их проблемой. Имея опыт предыдущей гималайской экспедиции (когда в районе Макалу - перед сплавом по Аруну - мы давали портерам по 50 рупий в день, а на еду уходило ежедневно по 50 рупий на человека), хотел вновь предложить им такую раскладку, но удалось лишь сговориться на варианте "моя" еда плюс 94 рупии в день (вернее, 1600 рупий за 17 дней). Да, жизнь дорожает не только у нас…
В 10 часов тронулись в путь. Вес груза - по 35-40 кг на каждого. Портер несет неудобный для переноски пакет с трубами каркаса катамарана длиной 2,2 м. Тропа то лезет вверх, то спускается, и хотя пейзажи разнообразны, идти тяжело. Заночевали в селении Шивалайя. Офицер связи со мной практически не контактирует - то ли из-за незнания английского языка, то ли считает, что его единственная функция в случае инцидента со мной - сообщить об этом в Министерство туризма.
7 апреля. В Кенджа - полицейский проверочный пост (вылавливают туристов без разрешительных документов). Далее, почти до Сети - очень крутой подъем. Полз по нему, обливаясь потом. Пришлось выслушать неоднократные ехидные замечания проходивших мимо туристов по поводу моего большого груза. Такие рюкзаки в здешних местах носят только портеры, для туриста это считается неприличным. Никто из них не носит рюкзаков весом более 10-15 кг, а многие и вовсе идут налегке.
12 апреля. На полицейском посту с меня "содрали" 250 рупий за вход в национальный парк "Сагарматха" (непальское название Эвереста). Это был совершенно неожиданный для меня финансовый "прокол", так как еще до Монджо из-за высоких цен на шерпов и еду я стал подсчитывать оставшиеся деньги, которых теперь лишь при жесткой экономии могло хватить на возвращение в Катманду после завершения экспедиции. А тут еще потеря этих 250 рупий... Не было другого выхода, как в максимально возможном темпе идти, идти и идти - с 6 до 19 часов. Заночевали в буддистском монастыре Тьянгбоче (3867 м над уровнем моря).
13 апреля. Встал, как всегда, в 5 и пошел фотографировать Эверест (8848 м) и Лхотзе (8516 м) - первую и четвертую вершины мира. Дело в том, что обычно днем из-за облаков Эверест издалека не виден, и только рано утром его и Лхотзе можно увидеть (по крайней мере, с большой вероятностью).
Лобуче (4930 м) - последний населенный пункт на пути к Эвересту. Перейдя на правое крыло ледника Кхумбу, я увидел, что реки здесь еще нет, а только снег и лед. Это означало, что река Лобуче Кхола образуется (из растаявшего льда ледника Кхумбу) только у селения Дугхла (4600 м).
14 апреля. Рано утром вернулся в Дугхлу. Вдвоем с портером собрали катамаран, и начался сплав по реке Лобуче Кхола. Портер нес рюкзак, а я сплавлялся без груза. От Дугхлы до Пхериче (4252 м) Лобуче Кхола представляет собой маловодную речку, усыпанную камнями. Приходилось много раз обносить катамаран через эти камни. Ниже Пхериче река входит в каньон. Отсюда начинала сплав группа Майка Джонса. Сейчас в каньоне было много габаритных непроходов. Впрочем, были и проходимые сливы высотой 1,5-2 м. Так продолжалось до впадения Лобуче Кхолы в Имджа Кхолу. От этого места мы с портером занесли катамаран на 2,5 км вверх вдоль Имджа Кхолы почти до селения Дингбоче (4343 м), и я сплавился по ней. Кстати, Имджа Кхола рождается в низовьях ледника Лхотзе, то есть она стекает с массива восьмитысячника Лхотзе. Верхний участок Имджа Кхолы, по которому я сплавился, с точки зрения препятствий аналогичен ранее пройденной Лобуче Кхоле. После слияния с Лобуче Кхолой "водность" Имджа Кхолы увеличилась, и при том же уклоне порядка 45 м/км препятствия стали более опасными (отдельные пороги - пятой и высшей, шестой, категории сложности), но было по-прежнему много габаритных непроходов. Не дойдя километр до селения Шомаре, сплав на сегодня прекратил. Первый сплавной день позади.
15 апреля. Продолжил сплав. Перед мостом у Пангбоче река на какое-то время успокоилась, чтобы затем ворваться в непроходимо узкую расселину под мостом. Далее следовал ряд сложных порогов (5-6 к.с.). Ниже Пангбоче, перед тремя непроходимыми порогами водопадного типа в районе моста через Имджа Кхолу, сплав пришлось прервать, так как ниже вплоть до Намчебазара шло ущелье, "утыканное" габаритными непроходами. Разобрали катамаран и сделали обнос за Намчебазар до "стрелки" Дудх-Коси и Бхоте-Коси.
Несколько дней вслед за этим река несла меня сквозь непрерывную цепь бешеных порогов 5-6 к.с., лишь изредка сплав прерывался из-за непроходимых участков, требовавших обноса. Порогов было столько, что память не могла уже фиксировать каждый из них, отмечая лишь отдельные элементы. Перед Пхакдингом в пороге застряло огромное бревно. В районе Луклы сплав пришлось прервать из-за двух водопадов высотой 4 и 7 метров и ряда непроходимых порогов, образованных большими глыбами. Пришлось разобрать катамаран и топать пешком до селения Шурке.
19 апреля. Дошли до Джубинга. Отдал портеру полагавшиеся ему 1000 рупий, съел дал-бат, и деньги… кончились (даже не хватило на чай). Решил продать фотоаппарат "Смена" (оставив себе только "Зенит"). К моему огромному удовольствию, это удалось сделать довольно удачно - за 390 рупий (в Катманду за "Смену" давали только 100 рупий). За 150 рупий пошла новая капроновая веревка. Итак, у меня появилось 540 рупий - этого уже может хватить (хотя и на самом пределе) для того, чтобы успешно завершить сплав, добраться до Тапледжунга, сплавиться по Тамуру и из Чатары через Дхаран уехать в Катманду. Решил, что если все-таки денег не хватит, буду продавать и "Зенит" (в Катманду за него давали 1200 рупий).
Затем я сплавился по Дудх-Коси около 1 км, при этом прошел несколько порогов (5 и 6 к.с.), и причалил к левому берегу для ночевки. Итак, теперь я остался один, и в случае чего - мне никто не поможет. К тому же участок ниже Джубинга не проходила команда Майка Джонса - она не смогла разведать этот участок по берегу, а идти без предварительной пешей разведки не решилась и уехала в Катманду. Потом, правда, она залетела на вертолете в Ламидаду и сплавилась оттуда по Дудх-Коси до Сун-Коси, но участок ниже Ламидады - совсем простой. А вот около 60 километров реки между Джубингом и Ламидадой для меня - полная загадка. Придется опять идти в стиле первопрохождения. Впрочем, не в первый раз.
20 апреля. После Джубинга на реке встретился ряд порогов 5 и 6 к.с. А через 2-3 км ниже моста начинался очень сложный участок Дудх-Коси. При уклоне порядка 30 м/км резко (по сравнению с каньонами возле Намчебазара и Шурке) вырос расход воды, и река стала крайне опасной. Во время припечатывания катамарана к камню реке уже не составляет труда разломать судно. Дудх-Коси в основном протекает в глубоком каньоне с отвесными и полуотвесными стенами, разведка крайне затруднена. Причалил для ночевки перед селением Чхи недалеко от небольшого моста через реку.
21 апреля. Рано утром пошел на разведку каньона ниже Чхи и последующего участка до селения Вапса. Так как с верхней тропы из-за зарослей кустарника и деревьев мало что можно было увидеть, решил обратно идти вдоль берега Дудх-Коси. Из-за скальных обрывов, встречавшихся довольно часто, приходилось обходить их поверху - для этого необходимо было подниматься по вертикали каждый раз метров на триста через кустарник или по гладким скалам. Это отняло много сил и времени. Поэтому к 18.30 я еще не дошел до своего лагеря, хотя до него и оставалось метров триста по реке. Попасть быстро в лагерь мне не позволял очередной скальный обрыв - нужно было опять искать обходной путь. Я из последних сил рванул вверх сначала по скалам, затем по осыпи. Однако время опередило меня, и в 19 часов, когда стало совсем темно, я все еще полз по камням. В темноте на ощупь перебрался на очередную осыпь и полез по ней вверх, пока не уперся в вертикальную скалу, преградившую мне путь наверх. Перед скалой росло небольшое деревце, и мне пришлось провести всю ночь, сидя на нем.
24 апреля. За километр до левого притока Хинку Кхола меня ожидал порог-"сюрприз". Разведка его затруднена скалами как на правом, так и на левом берегах. Сначала река перед большим валуном у правого берега сбрасывается справа налево через 2-2,5 метровые сливы, затем наваливается на скалу левого берега и, образуя мощный трек, уходит вправо, за большой валун. Что происходит дальше, с правого берега не видно. На разведку нужно было потратить несколько часов (правый берег почти отвесом уходил вверх метров на триста), река не разбивалась на протоки, а целиком после трека уходила за правобережный большой валун, и я рискнул пойти без разведки.
Это была моя первая (и, надеюсь, она останется последней) ошибка при сплаве. После мощнейших 2-2,5 метровых сливов катамаран швырнуло в трек, и когда судно его миновало и обогнуло огромный валун у правого берега, я неожиданно увидел, что вся река с ходу протискивается в щель шириной 1 метр (мой катамаран имел ширину 2,2 м), образуя за ней водопад 2 м высотой. Катамаран навалило на камень и начало разламывать. Ничего другого не оставалось, как поставить его на бок (находясь самому между гондол) и в таком вертикальном положении пройти эту щель. После падения с водопада меня водой оторвало от катамарана, а весло вырвало из рук. Через несколько метров после первого водопада шла вторая метровая щель с еще одним двухметровым водопадом. Меня бросило туда. На некоторое время я погрузился в белую пену, ничего не видя вокруг, а после падения с водопада течение утащило меня под воду, и мне не сразу удалось всплыть. После этого я залез на находившийся поблизости камень и приготовился к прыжку. Через некоторое время через вторую щель протащило и катамаран, поломав при этом одну из труб каркаса. Я прыгнул в сторону катамарана, подплыл к нему, залез на него и с помощью запасного весла зачалил его. Потребовалось два часа ремонта, чтобы катамаран был снова готов к плаванию. А через 100-150 метров нас ждал очередной двухметровый водопад под пешеходным мостом. Затем река успокоилась.
25 апреля. К сожалению, мои злоключения не кончились. Утром, перетаскивая катамаран по камням, я неудачно нагрузил левую ногу и надорвал связку мениска, и весь день мне пришлось провести на одном и том же месте - я был не в состоянии двигаться по земле и тем более сплавляться по "шестерочной" реке. К вечеру боль немного затихла, и я смог расправить ногу. Как назло, кончились все продукты, и теперь придется еще одни сутки абсолютно ничего не есть (я планировал днем подняться наверх, к селениям, но теперь не могу…). Чтобы заглушить чувство голода, весь вечер пил чай (без сахара). Настроение - препаршивейшее. Хочется домой.
26 апреля. К утру боль в связке стала еще тише, и я решил сплавляться. После нескольких сот метров спокойной воды, когда оставалось менее километра до впадения в Дудх-Коси Хонгу Кхолы, левого притока, река преподнесла мне очередной сюрприз - водопад 3,5 м высотой. Проходить его можно было только впритирку к скале правого берега, так как левая часть водопада представляла собой косой слив, и переворот судна при прохождении здесь был бы практически неизбежен. Из-за травмы ноги обносить водопад я был не в состоянии, поэтому дилемма проходить или не проходить водопад передо мною не стояла: предстояло только одно - прыгать с него. Заход получился удачным, а вот при "приводнении" катамаран стал угрожающе накреняться, и мне пришлось кинуться (для баланса) на стремительно поднимавшуюся вверх часть гондолы, но все закончилось благополучно.
27 апреля. Река явно упростилась, и интерес к сплаву у меня начинает потихоньку пропадать. Много людей на берегах. Дошел до Ламидады. Теперь мне предстояло пройти 40 км по Дудх-Коси и примерно 120 км по Сун-Коси и Сапт-Коси до Чатары. Я знал, что на этих 160 километрах нет порогов высшей категории сложности, поэтому я решил сплавляться с утра до вечера без остановок (ведь впереди у меня Тамур).
Прошел многокилометровое ущелье (препятствий на воде в нем не было). На берегу увидел большую компанию обезьян с белыми головами (как будто бы они в белых детских меховых шапках). Обезьяны, увидев меня, испугались, попрятались все за деревья и лишь высунули из-за них свои мордочки. Не бойтесь, ребята, я вас не трону!
28 апреля. Встал в 4.30, когда только еще начинало рассветать, съел ставшую традиционной для меня пищу - картофельную похлебку и чай без сахара - и в 5.30 тронулся в путь. Передо мной стоит задача - как можно больше пройти за сегодняшний день. Через три часа вошел в каньон (в нем препятствий не было), и по выходе из него передо мной открылась широкая долина Сун-Коси. Дудх-Коси, впадая желто-зеленым притоком в Сун-Коси, быстро растворяется в ее коричневых водах. Широкая мощная река понесла мой катамаран на восток. Настроение сразу поднялось. Ура! Сплав по Дудх-Коси позади. Я сделал это! Через пару часов эйфория прошла, так как продолжительный однообразный сплав по широкой реке - достаточно тоскливое занятие. Правда, время от времени попадались на пути пороги 4-5 к.с., достаточно мощные, струйного типа, но после Дудх-Коси они казались несерьезными.
29 апреля. Начал сплав в 5.30. Поставил перед собой задачу - попробовать сегодня дотянуть до Чатары. Если не будет встречного ветра, то это возможно. Время от времени встречались мощные пороги 4-5 к.с. струйного типа, почти без камней, то есть река не была по-настоящему опасной (несмотря на мощные сливы и "бочки"). Именно поэтому Сун-Коси - коммерческая река, доступная для массового сплава. На спокойных участках постоянно думал о еде… Но весь день пришлось терпеть голод. Закончил сегодняшний сплав лишь в 18.45, когда уже почти стало темно, в Трибенигхате - месте, где соединяются воды Сун-Коси, Аруна и Тамура, чтобы называться рекой Сапт-Коси. Отсюда до Чатары остается 1,5-2 часа сплава.
30 апреля. В 4.30, когда только начало рассветать, вышел на сплав. Конечно, несколько раз на меня плеснуло водой на валах, но затем река успокоилась. Сапт-Коси текла в сравнительно глубоком ущелье, и вдруг... горы исчезли (даже увиденное в третий раз такое резкое изменение пейзажа вызвало у меня удивление и радость). Река выбежала на равнину и остановилась. 6 часов утра. Слева - селение Чатара. Всё, финиш! Многолетняя мечта сбылась. Сплав с Эвереста от самого ледника Кхумбу, с высоты 4600 м, до Чатары (100 м над уровнем моря) по рекам Лобуче Кхола, Имджа Кхола, Дудх-Коси, Сун-Коси и Сапт-Коси протяженностью 270 км с перепадом высот 4,5 км успешно завершен! Я сделал это!
Разобрал катамаран и затем на джипе добрался до Дхарана. Отсюда уже можно уехать прямым рейсом в Катманду. Но это я планирую сделать через 5 дней. А сейчас нужно ждать автобус, идущий через Мулгхат и Дханкуту до Пхеди, и оттуда в течение 2-2,5 дней дойти до моста через Тамур возле Тапледжунга и далее за 2,5 дня сплавиться по Тамуру до Чатары. А с 6 по 11 мая постараюсь пробиться в район Аннапурны (8091 м) с последующим безостановочным сплавом по реке Марсиангди. Таковы мои планы. Постараюсь их реализовать...
...14 мая. Сегодня прилетел в Москву. При посадке в самолет в Дели не обошлось без нервотрепки: представитель Аэрофлота аннулировал мое место (т.к. я не имел возможности его подтвердить) на этот рейс и… поставил меня в конец очереди на него после двадцати пассажиров, имевших билеты с открытой датой. Так что я улетел чудом - из тех "списочных" двадцати на регистрацию подошли лишь восемь человек. Я был девятым и последним, кого взяли.
Экспедиция потребовала от меня полнейшей самоотдачи во всех отношениях - в моральном, физическом (кстати, я похудел на 12 кг), материальном (в первую очередь, финансовом) и в других. Я выложился полностью и сейчас выжат, как лимон. Наступило некоторое безразличие ко всему. Но спортивная часть экспедиции (всё, что планировалось) выполнена на 100 процентов!
В.ЛЫСЕНКО
Г.Новосибирск
ОТ РЕДАКЦИИ. За три экспедиции Владимир Лысенко совершил сплав по бурным рекам, берущим начало от подножий девяти восьмитысячников: Эвереста, Канченджанги, Лхотзе, Макалу, Чо Ойю, Дхаулагири, Манаслу, Аннапурны и Шиша Пангмы.