- Фулбрайт, ответь Дину, прием...
- Дино, Фулбрайт на приеме...
- Я выкопал шурф, склон кажется вполне стабильным. Сколько
человек собираются спускаться?
...Пауза.
- Кажется, трое.
- Вы уже сняли правую дверь?
- Да. Оператор и фотограф уже в вертолете.
- Фулбрайт, вы с Тимом остаетесь на точке. Сажай лыжников
в вертолет, и можно взлетать... LZ (landing zone, посадочная площадка) я подготовил...
- Понял, понял тебя, Дино...
Дин Каммингс, "Дино", чемпион мира по ски-экстриму 95 и 96
годов - наш гид. Сейчас он кажется трудноразличимой
крохотной точкой на вершине фантастического пика New World.
Название обязывает - ни с чем подобным мы еще не сталкивались
даже здесь, на Аляске.
Вид склона, по которому мы будем спускаться, вызывает легкий
холодок в животе. Висячий ледник в средней части придает всей
картине особое очарование.
- Тим, если что, моя страховка лежит в красной папке, в машине
под сиденьем...
- Сплюнь!
Мы залезаем в вертолет и пристегиваемся. Коля на переднее сиденье,
рядом с пилотом, Виталик и я - сзади. Кен, пилот,включает
двигатель, и лопасти сливаются над головой в один мерцающий круг.
- Дино - Кену...
- Дино на приеме...
- Взлетаем...
Гребень уходит из-под ног, вернее, из-под салазок нашего вертолета...
Пыль рассеивается, и вот ты неожиданно висишь в трехстах метрах
над ледником... Глаз пытается зацепиться за что-то, какую-нибудь
деталь, чтобы оценить масштаб...
Но кругом - лишь бескрайнее ледовое пространство, разорванное на
куски нереально-остроконечными пиками и хребтами. Гребни, карнизы,
ребра, контрфорсы, разломы, трещины, лавинные конуса, снова гребни...
Когда мы взлетим еще выше, на юге блеснет сине-стальной полосой
океанская вода. А пока - белое безмолвие. Абсолют.
Посреди этого холодного великолепия красно-белое насекомое
карабкается все выше и выше в разреженном аляскинском воздухе.
Там, наверху, больше чем в километре над поверхностью ледника,
ждет нас Дин - на вершине Нового Мира.
ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ!
Сбоку, при подлете, верхняя - самая страшная - часть склона кажется
лучше, и напряжение слегка спадает. Но вот гребень!.. На самой
макушке, верхом на гребне, сидит Дин с поднятыми вверх руками - он
указывает место посадки.
Гребень оставляет гнетущее впечатление. Здесь - шаг вправо, шаг
влево... Особенно вправо, на ту сторону, куда мы не собираемся
спускаться.
Наконец вертолет присаживается на верхушку гребня, и в открытой
двери показывается серьезная физиономия Дина. "Очень осторожно!" -
орет он и показывает место, где должны поместиться лыжи, рюкзаки
и мы. Из корзины сбоку вертолета мы аккуратно - из рук в руки -
передаем снаряжение и, придерживая, укладываем перед собой в снег.
Без суеты: неверное движение - и лыжи или рюкзак мгновенно уйдут
вниз по склону и окажутся километром ниже, на леднике.
Последние уточнения,что и как будет происходить - и мы вжимаемся
в снег.
Шквал снега - и вертолет, соскочив с гребня, уходит с разворотом
вдоль хребта. Уф...
- Дино - Кену...
- На приеме.
- Мы облетаем два раза вокруг вершины, и на втором круге ты
стартуешь. Подтверди.
- Да, да, Кен, понял правильно, понял правильно. Роджер.
Роджер - ничего не значащее, но хорошо слышное в эфире слово,
обозначающее конец фразы.
Время течет так, как будто внутри тебя включен часовой механизм.
Дин вщелкивается в лыжи и уже стоит чуть ниже нас на кромке гребня.
Он сосредоточен. Скорее всего, даже наверняка, он сейчас
представляет в своей голове маршрут спуска, последовательность
поворотов и рельеф. Изредка он поглядывает на полароидный снимок
склона, который потом отдает Коле. Хотя шурф* уже вырыт, лыжной
палкой он совершает ритуальное для ски-экстримера действо - сшибает
комки снега вниз по склону. Поведение комков на склоне опытному
человеку дает некоторое представление о лавинной опасности.
... Вертолет проходит половину второго круга.
- Дино, подтверди готовность, прием...
- Готовность десять секунд.
Вертолет зависает слева от нас, метрах в двадцати. В проеме снятой
правой двери виден Кен за рычагами управления, а за ним Женя с
видеокамерой, пристегнутый страховочной системой к креслу и
дальше - Андрей с фотоаппаратом.
- Готов... - голос Дина мы слышим одновременно от него и из кабины
вертолета. - Пошел...
После этих слов Дин еше медлит секунду-другую, а потом спрыгивает
с гребня вниз. Не правее, куда мы собирались ехать, а прямо вниз,
под нас... Склон настолько крут, что мы видим лишь первые
предвершинные 10-15 метров, а дальше - ничего. Только гораздо ниже,
метрах в трехстах по вертикали, причудливые снежные полки над
висячим ледником торчат из склона.
Перспектива сверху сильно искажена и странна настолько, что мозг
с трудом переваривает то, что видит глаз.
Первая дуга - и Дин исчезает из виду...
Судя по тому, как падает вниз вертолет, мы ясно понимаем, что Дин
спускается очень быстро.
Через некоторое время вертолет, похоже, перестает успевать и
сваливается в спираль (позже Кен подтвердит эту версию, а Андрей
скажет, что это "была просто какая-то чума").
5 секунд... 10 секунд... Наконец мы видим, как далеко-далеко под нами маленькая фигурка
оставляет свой снежный шлейф
над висячим ледником.
Стремительный росчерк распарывает нетронутую снежную
целину, пересекает лавину -
slough, обычное тут дело, но об
этом ниже - и уходит вправо-
вниз, в кулуар. Еще несколько
секунд и поворотов - и вот
уже Дин выкатывается на нижний ледник и постепенно останавливается.
- I'm OK, - слышим мы его
слегка запыхавшийся голос в
рации. - Slope is not bad (значит, склон не плохой) - и, помедлив, - But difficult (трудный, стало быть).
Вертолет подбирает Дина и
опять карабкается наверх. Теперь наша очередь...
NO FALL ZONE
"Я знаю Дина с 9 лет. Если бы
он не стал кататься на горных
лыжах, то непременно угодил бы в
тюрьму."
Джон Фулбрайт, друг и напарник по хели-ски.
Здесь, на Аляске, никто не катается "на авось". А если и катается, то недолго. Дин - не
исключение.
Несмотря на невероятность того, что он вытворяет на склоне,
все, что он делает - он делает
наверняка. Просто уровень катания у Дина таков, что его
"наверняка" обычному человеку кажется сумасшествием. И
не только непосвященному, но
и нам, с многолетним опытом катания, в том числе и в больших
горах.
Аляскинские склоны требуют
многого, и опыт больших гор всегда стоит первым пунктом во
всех проспектах по хели-ски на
Аляске.
Знать горный рельеф, понимать,
что с ним происходит, уметь оценивать снег - на взгляд, на
ощупь, по следу лыжи; "видеть"
трешины по почти незаметным
знакам и теням на ровной поверхности снега; знать, как и
где искать человека в лавине,
как самому в нее не попадать и
еще многое, многое другое...
Плюс, ты должен быть готов и
физически и психологически. На многих спусках ты просто не можешь себе позволить
встать где-нибудь и отдохнуть,
а усталость, как известно, приводит к падениям.
А психологически - потому
что чувство уверенности и
полного контроля на 50 или
55-градусном склоне приходит
не вдруг. Особенно, если этот
склон не 20, 30 или 50 метров, а
полкилометра или больше...
Даже если под тобой нет скал,
льда или трещин. Даже, если
максимум, чем ты можешь отделаться, - это трехсотметровое падение в достаточно мягком снегу, который, падая быстрее, еще успеет "подстелить"
тебе приземление после финального падения через нижнюю трещину - бергшрунд,
внизу, уже на самом выкате к
леднику - даже и тогда, глядя
вниз, падать тебе совершенно
не хочется. И не нужно.
NO FALL ZONE - пожалуй, одно из наиболее популярных
Аляскинских выражений. Почти
все "серьезные" горы для
катания здесь, в Чугаче, в своей
верхней трети, половине, а
иногда и целиком - это NО
FALL ZONE. Место, где падение
- табу.
"Так, ты падал, ты падал, ты -
не падал," - классифицирует
нас Дин на второй день катания, отбирая претендентов на
очередной спуск. Выясняется,
что кроме Коли все уже где-нибудь да приложились.
"Аккуратнее, - Дин вполне
серьезен. - Приучите себя не
падать, и вы еще вспомните меня добрым словом."
НОВЫЙ МИР. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
- Ф-фак! - Дин, стоящий ниже нас на гребне, говорит это
так, что меня пробирает дрожь.
Его мимика не оставляет сомнений... Неужели лавина?!
- He crashed!(он упал) - глаза Дина неотрывно смотрят
вниз, на склон, который не виден. Ясно, что падение продолжается...
"Остановись, ну же, остановись,
пожалуйста!" - думаю я про
себя.
Вертолет в оцепенении зависает внизу, над склоном...
"Не помню уж, когда - то ли в
прыжке с этого надува, то ли
при приземлении - но лыжа
отстегнулась... Я падаю - голова, ноги, голова - и чувствую, что разгоняюсь. Разгоняюсь и лечу в этом снегу, вместе
с ним, все быстрее и быстрее. В
доли секунды мои родные, семья, дети - промелькнули в
моей голове - и холодная
пасть висячего ледника - подо мной, этот ледник - между
мной и ними... Я должен остановиться во что бы то ни стало,
должен, должен, должен! И я
старался - лыжей, рукой, головой - зацепиться, застрять,
вжаться в этот склон - и затормозить..."
Метров через сто пятьдесят это
произошло.
- Он остановился! - с облегчением говорит Дин, и мы переводим дух.
- Дино, Кену, - вертолет
выходит на связь.
- На приеме...
- У него "ушла" лыжа, мы ее
видим, она в нижней части
склона.
- Понял, понял... Виталий, ответь!
- Да, Дин. Я в порядке, цел. У
меня отстегнулась лыжа, и я
не вижу, где она.
- Спускайся вниз, вниз и правей по склону. На одной лыже,
если можешь или пешком. Не
волнуйся. Аккуратно. Следи за
склоном над тобой, справа.
- Кен, съемки пока отменяются. Садитесь на точку к Фулбрайту, будьте готовы взлететь.
"Да уж, если Виталик упал,
то...то это Спуск с большой буквы, и надо быть предельно
внимательным," - думаю я,
еще раз проверяю свои крепления. После 14- ти отвертка
проворачивается еще полтора
оборота - до упора. Лучше
так, чем отстегнутая лыжа.
Минут через десять Виталик
появляется на нижнем леднике.
"О'кей, ребята, все в порядке -
передает Дин всем по рации, а
нам: - Ну что, будем спускаться?!" Мы с Колей переглядываемся. Будем? Будем.
"На, посмотри," - Дин протягивает мне полароидный снимок склона.
Это - Аляскинское правило
на серьезных спусках. Сверху
ты видишь склон совершенно
по-другому, а многого не видишь вообще. Чтобы представить склон целиком и используют фотографии.
Я смотрю на снимок, потом
вниз, потом опять на снимок...
Нужно запомнить, настроиться,
сконцентрироваться. Ты и
склон, склон и ты...
"Я поехал," - неожиданно
слышу свой голос.
"ОК, - говорит Дин, - Nice
and easy." То есть легко, красиво, аккуратно и без мандража.
Попробуем... Начинаю медленно, не спеша.
Как он, снег? Вроде, держит.
Чуть вправо, но не слишком
траверсировать, не подрезать
склон. Вот он, надув
Виталика...
Приземление.
Скорость набираешь мгновенно...
Помягче, помягче... Не падать.
Слева - боковым зрением -
вижу поток снега. Это твой же,
сброшенный в повороте, снег
тебя же и догоняет.
Здесь это называют Slough -
мини-лавина.
Slough management - так называется умение с зтими лавинами обращаться, очень важное
на Аляске.
Ухожу правее - там то же самое, шуршащая лента снега...
Через него - на скорости,
вниз и наискосок, главное -
не дать сбить твои ноги.
Уф, жесткий склон... После
трех спусков верхний "пухляк"
почти сошел, оставив плотную
подложку с ребрами надувов,
Но справа, под скалами - чистая, нетронутая целина. Рискнем...
"Don't stop there! Don't stop
there!" - голос Дина из рации
звучит категорично, и я знаю
почему. Скалы и кулуары надо
мной - потенциальные лавинные очаги. Небольшие. А
больших и не нужно - достаточно сбить с ног.
Но целина - фантастика...
Фирменный аляскинский Роwder.
Как такой снег держится на таком склоне?!
Тайна гор Чугач, объясняемая
близостью океана и постоянными снегопадами.
Поворот... Поворот...Поворот...
Плывешь ты, летишь или падаешь в этом снегу - непонятно.
"Свежак" кончается, опять -
стиральная доска. Разносит тут
же...
Контролируй скорость... Контролируй скорость...
Здесь важен баланс.
Чем меньше ты "зарезаешься",
тормозишь в повороте - тем
меньше вероятность, что целинный снег даст слабину под
твоими лыжами . И тем меньше
ты сбрасываешь снега вниз.
С другой стороны - разгоняться сильно, набирать скорость выше, чем ты можешь
контролировать - тоже нельзя, да и просто страшно...
Слева - покрытые снегом ступени висячего ледника.
справа - уже пошире. Мне
туда.
"Mind the steeps", - рация голосом Дина предупреждает,
что где-то сейчас будет крутой
участок. А до этого был пологий, что-ли! Где, между этих
льдов?
Полароидный снимок сейчас не
посмотришь, но в нижней трети склона уже не так страшно
- скоро выкат на ледник. От
резкого сброса высоты
закладывает уши.
Вот здесь, наверное, это и есть
круто... Посмотрим... Направо
какой-то бугорок . Бергшрунд,
что-ли...
Оп! Прыжок - и я в воздухе.
Нормально. Пусть так...
Ты думаешь головой, только когда просматриваешь, представляешь путь спуска. Дальше глаза, нервы, мышцы, принятие
решений - все работает автоматически. Чем больше профессионализм, тем лучше этот
механизм отлажен. Мне этого
явно не хватает.
Приземление...
Одна лыжа -
первой. Плохо... Бац...
Два кувырка - опять
на
лыжах. Поехали, не останавливайся... Очки в снегу.
Последний участок склона, на
перегибе могут быть трещины.
А без очков - неконтрастный
свет.
Уф... Выкат.
Можно "оторваться" и лететь
по прямой, отклонившись назад и глиссируя на задниках
лыж.
Подъезжаю к Виталику и Коле,
и падаю в снег. Ноги уже не
держат.
Вертолет взлетает опять - заснять завершающий спуск Дина.
Грациозно, в несколько дуг,
Дин проходит верхнюю часть
склона. В одном месте, на
скальных сбросах, он притормаживает и просматривает
путь, не рискуя прыгать сходу.
Еще бы... (помните? - ничего
не делается "на авось").
Прыжок... Раз...Два... Три...
Пфафф! Облако снега выстреливает вниз по склону. Из
него вылетает Дин и ныряет
налево, в соседний кулуар.
Чудеса слаф-менеджмента!
Вот это да! Дин едет стремительно, обгоняя лавину.
Еще несколько мгновений и
красивых дуг - и он катится
к нам по леднику. Облако
снега оседает за ним у подножия склона.
"Я немного испугался там,
наверху, поэтому остановился, - говорит Дин без
тени иронии. Ну что, назовем это Днем? Или катаемся
еще?"
Это наш четвертый спуск на сегодня.
Позже Дин раскалывается, и
говорит, что на New World он
водит только тех, кого считает
достойными проверки на
"кремневость".
- Ну и как, прошли мы тест? -
спрашиваю.
- Да нормально, прошли, -
Дин, вообще- то, не очень
склонен к комплиментам. - Но
мое мнение не главное, -
добавляет он, - ваше
собственное важнее всего.
Больше таких спусков у нас не
будет, если не считать пика
Пантун через два дня. В его
верхней части один из
клиентов Дина заметил, что
такие картинки он обычно
видит в альпинистских
журналах, а не в
горнолыжных.