Алтай - горная страна на территории юго-западной Сибири, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России - Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000м. Самая высокая точка Горного Алтая - г. Белуха (4506м), с которой берет свое начало р. Катунь. Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей - Чуйская степь, Курайская и др.
Климат Алтая резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но теплым летом. В равнинной части Алтая средняя температура января --190С, июля +190С, годовое количество осадков 250-300 мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -120С до --310С, июля +9 до +180С. В горах количество осадков составляет 1500-3000мм в год. Характерной особенностью климата Горного Алтая являются горно-долинные ветры (фены).
Наиболее значительные реки Алтая - Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. От слияния рек Бии и Катуни берет начало р.Обь - третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. Все реки обского бассейна отличаются быстрым течением. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус,Бухтарма, Уба. Более просты Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса. Оптимальное время для сплава - с июля по сентябрь. Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора. На территории Алтая более 3500 озер. Наиболее примечательны из них Телецкое и Маркаколь.
На равнинной части Алтая преобладают черноземные почвы, в западной части широко распространены засоленные почвы солонцово-солончакового ряда. В горах - горно-подзолистые почвы.
Почти 1/3 территории Алтая покрыта лесами. Особенно большие лесные массивы расположены в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса составляют сибирская лиственница, кедровая сосна, пихта, сосна. В горных лесах множество ягодных кустарников: жимолость, смородина, крыжовник, малина, а также брусника, голубика и костяника. Для равнинной части характерно сочетание степных просторов, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами. По берегам рек в равнинной части растет облепиха. Животный мир достаточно разнообразен. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны, белки, мыши-пищухи. В степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек.
Маршрут проходит на территории Алтайского края и республики Горный Алтай, коренное население которой - алтайцы.
Основная транспортная магистраль Горного Алтая - Чуйский тракт, идущий из Бийска в Монголию. Основными пунктами заброски на Алтае являются Барнаул и Бийск, связанные автобусным (и авиационным) сообщением с Горно-Алтайском и другими городами края. По Чуйскому тракту автобусами можно добраться до Ини, Чибита, Кош-Агача, Кокорю.
Данный маршрут является классикой Алтайского сплава. Все реки данной связки могут служить эталоном для сплава в своих категориях: Карагем – быстропадающая горная река, близка по характеру препятствий к рекам Кавказского региона, Аргут – мощная, жесткая вода, Катунь – самая полноводная сплавная река России.
Некоторые члены нашей группы имели опыт сплава по р.Катунь в связке с различными притоками - нас всегда влекло в этот район, поэтому возможность пройти этот, по-видимому, самый сложный маршрут в бассейне р.Катунь привлекала нас уже давно. Несколько лет мы подступались к нему и все как-то не складывалось, но в этом году все сложилось – мы прошли его и он оправдал наши самые смелые ожидания.
При подготовке маршрута основную сложность представляла нехватка фактического материала. Действительно маршрут известный, у всех на слуху, отчетов в библиотеке МГЦТК предостаточно, но четкого представления о характере препятствий и тактике прохождения маршрута в целом получить не удавалось. Самым полным и достоверным описанием маршрута мы сочли отчет плотовой группы №4097. К сожалению, мы могли использовать его только с точки зрения описания отдельных препятствий, для составления графика движения и определения тактики прохождения маршрута данное описание из-за его плотовой специфики нами не использовалось. Для этого мы использовали технические материалы других групп и видео материалы. В результате мы практически выдержали запланированный график движения, с учетом дня потерянного на заброске.
Заброска на р.Карагем идет по Чуйскому тракту. Места начала заброски традиционные: Новосибирск, Барнаул, Бийск. Мы предпочли Новосибирск, так как часть группы добиралась поездом, а часть летела самолетом. Машина была заказана заранее – мы связались с братьями Демьяненко, хорошо знакомыми многим туристам. Они по-прежнему готовы везти группы в любую точку Горного Алтая, к сожалению, их машина ГАЗ-66 уже не молода и в процессе заброски у нас постоянно возникали проблемы с двигателем. Стоимость машины – 9000 руб., с учетом встречи группы в аэропорту и на железнодорожном вокзале г. Новосибирск.
Мы начали заброску 01.08.2000 от железнодорожного вокзала г.Новосибирск. – первый день ночевка у пос. Манжерок. Второй день – ночевка в десяти километрах от перевала Карагем. Основной проблемой этого дня было пересечение р.Чуя в ее верхнем течении. Нам необходимо было попасть в пос. Бельтир, чтобы начать свой путь к перевалу Карагем. В верховьях Чуи существуют три моста: первый в пос. Чаган-Узун – новый железобетонный по словам местных жителей дорога от него в пос. Бельтир есть, но очень плохая, второй в пос. Ортолык – два старых деревянных моста через два рукава Чуи в 2000г. второй из них был разобран, третий – железобетонный в Кош-Агаче. Мы выбрали третий вариант - в результате дорога удлинилась на 200 км. по сравнению с запланированной. Правильным, по-видимому, является вариант с мостом в пос. Чаган-Узун - характер дороги в пос. Бельтир (в некоторых местах на ней даже лежит асфальт) говорит о том, что ею пользуются много и охотно, а подъезды от Кош-Агача явно не столь посещаемы. Третий день - преодоление перевала Карагем. От пос. Бельтир к перевалу идут две дороги вдоль разных берегов р. Джело и ее левого притока р.Талдура. Нас местные жители направили по правому берегу, к сожалению, это оказалось ошибкой и нам пришлось в середине пути бродить реку на левый берег, где дорога значительно лучше. Перед самым взлетом на перевал расположено летнее стойбище алтайцев. Дорога на перевал преодолевалась нашим ГАЗ-66 без людей - только с грузом. Сам перевал имеет два взлета. Первый от стойбища до полки шириной 2 км с красивыми горными озерцами, второй непосредственно на перевальное седло с туром.
В 15:00 мы были на перевале. Дорога с перевала довольно простая, и легко читаемая, через 1км она делится на две – идущие по разным берегам р. Йолдоайры – мы выбрали правую и смогли проехать около 10 км до правого притока, пока не уперлись в оползень правого берега – дальше дороги не было совсем. Визуальный осмотр показал, что дорога левого берега смыта в 200м ниже по течению, таким образом, выбрав свой вариант спуска, мы ничего не потеряли.
Пешая часть пути до Карагемской поляны также не была подробно описана ни в одном из изученных нами описаний. Мы можем предложить следующий оптимальный с нашей точки зрения вариант: от места оползня правого берега – брод на левый берег в 200м ниже по течению, далее по сохранившейся дороге левого берега приблизительно 1.5 км до левого притока. Брод через приток в нашу воду был сравним по сложности с бродом через р. Йолдоайры, поэтому в этом месте нужно бродить обратно на правый берег р. Йолдоайры.
Далее дорога все время идет вдоль правого берега, то приближаясь к самой воде, то уходя от нее на несколько километров. В четырех местах тропа правого берега смыта оползнями и идти приходится по самой кромке воды.
Последние 7-8 километров дорога идет высоко от реки и воды практически нет, поэтому на ночевку вставать затруднительно и идти лучше сразу до Карагемской поляны. Мы так и поступили, начав пешку в 16:30 мы вышли на поляну в месте слияния р. Йолдоайры и р. Карагем в 22:00 лидирующая группа и в 23:30 замыкающая. Последние 5-6 км дорога правого берега идет по накатанной колее, без разрушений и оползней, поэтому передвигаться по ней можно и в сумерках, и в темноте с фонарями.
Заброска на р.Карагем может быть признана одной из самых протяженных на Алтае. Мы проехали более 1000 км и прошли 15 км пешки за три дня.
Как мы и предполагали при планировании маршрута, основная часть группы закончила его в поселке Чемал. Выезд из пос. Чемал хорошо известен туристам. Мы сами выезжали из него три раза и можем отметить, что ничего не изменилось. По-прежнему ходит рейсовый автобус два раза в день: утром около 7:00 и днем около 16:00. Мы выбрали утренний вариант и часть группы, ориентировавшаяся на выброску самолетом, вечером этого же дня благополучно прибыла в Москву. Часть группы, выбиравшаяся на поезде, также вечером этого же дня села на поезд в г.Новосибирск.
Кроме этого с маршрута существует еще несколько аварийных выходов:
- от стрелки р.Карагем с р.Аргут – пешком или с помощью лошадей нанятых у алтайцев до пос.Джезатор по дороге правого берега реки Аргут, затем на машине до Кош-Агача и далее по Чуйскому тракту обратно до Бийска;
- от стрелки с р.Аргут с р.Катунью по дороге левого берега р.Катунь до пос. Ини и далее по Чуйскому тракту;
- от стрелки р.Катунь и р.Чуя по Чуйскому тракту;
- от поселка Иня по Чуйскому тракту.
Три человека из нашей группы из-за нехватки времени воспользовались первым вариантом аварийного схода и через три дня были в г.Новосибирск.
№ |
Ср-во сплава р.Карагем |
Ср-во сплава
р.Аргут |
Ср-во сплава
р.Катунь |
ФИО |
Год рожд. |
Туристский опыт |
Обязанности |
1. |
К-4-1 |
К-4-1 |
бер. ком |
Демидов Алексей Юрьевич |
1959 |
Урик 5(6)р,Чаткал 5р, Мал. Лаба 3(6)р Мал. Самульта 5у |
Рук. Группы |
2. |
К-4-1 |
К-4-1 |
бер. ком |
Золотов Павел Александрович |
1962 |
Урик 5(6)у,Чаткал 5у, Мал. Лаба 3(6)у Мал. Самульта 5р |
Зам. Рук. Группы |
3. |
К-4-1 |
К-4-1 |
К-4-1 |
Радостин Сергей Викторович |
1980 |
Ока Саянская 4у, Шуя Сев.3у |
|
4. |
К-4-1 |
К-4-1 |
К-4-1 |
Бибиков Сергей Викторович |
1971 |
Ока Саянская 4у, Кутсайоки.3у |
ремонтник |
5. |
бер. ком |
бер. ком |
К-4-1 |
Золотова Галина Александровна |
1964 |
Мал. Сумульта 5у,Ка-Хем 4у |
|
6. |
бер. ком |
бер. ком |
К-4-1 |
Золотов Александр Павлович |
1978 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
К-4-2 |
К-4-3 |
бер. ком |
Кагнер Михаил Юрьевич |
1964 |
Шавла-Аргут-Катунь 5р, Катунь 4у, Жомболок 3(5) у |
|
8. |
К-4-2 |
К-4-3 |
бер. ком |
Кошелев Алексей Сергеевич |
1977 |
Урик 5(6) у, Жом-Болок 3(5)у, Охта 3у |
|
9. |
К-4-2 |
К-4-3 |
К-4-3 |
Брусникин Максим Борисович |
1977 |
Урик 5(6)у, Тумча 3у, Мста 2у |
ремонтник |
10. |
К-4-2 |
бер. ком |
К-4-3 |
Стаханов Александр Борисович |
1981 |
Ууксойоки 2(3)у |
фотограф |
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
К-4-3 |
К-4-3 |
бер. ком |
Жаворонко Николай Сергеевич |
1980 |
Уксуйоки 2(3)у., Охта 3у |
|
12. |
К-4-3 |
бер. ком |
К-4-3 |
Щербаков Илья Алексеевич |
1981 |
Ока Саянская 4у, Шуя Сев. 3у |
|
13. |
К-4-3 |
- |
- |
Пименов Антон Борисович |
1965 |
Чаткал 5у, Ойгаинг 5у |
|
14. |
К-4-3 |
- |
- |
Стасов Валерий Юрьевич
|
1965 |
Чаткал 5у, Ойгаинг 5у |
|
15. |
бер.ком. |
бер. ком |
К-4-3 |
Моргунова Анастасия Евгеньевна |
1981 |
Ока Саянская 4у, Кутсайоки 3у |
медик |
16. |
бер.ком. |
- |
- |
Лазунин Евгений Юрьевич |
1982 |
Ууксуйоки 2(3)у |
|
|
Как видно из приведенного выше списка группы ее состав был неоднороден. Костяк составляли опытные туристы с большим стажем, прошедшие вместе не один поход 5–ой категории сложности. В этом походе группа пополнилась большой командой молодежи из студенческого турклуба “ФОРТИС” Московского Государственного Технического Университета “МАМИ”. Мы совершили в этом составе несколько тренировочных походов в Подмосковье и приняли решение - несмотря на формальную нехватку опыта взять их в поход. Первоначально планировалось идти участок р.Карагем – р.Аргут до устья р. Юнгур двумя катамаранами и береговой командой и только после р.Юнгур собирать третий катамаран. В г. Новосибирске к нам присоединились два туриста из Екатеринбурга, которых некоторые члены нашей группы знали раньше по совместному походу по р.Катунь. Наличие двух опытных туристов позволило нам принять решение о строительстве третьего катамарана в самом начале сплава. К сожалению отпускной график новых членов группы не позволил им продолжить плавание с нами до конца маршрута и они вместе с одним из наших ребят сошли с маршрута раньше, воспользовавшись аварийным сходом со стрелки р.Карагем и р.Аргут. После этого мы вынуждены были разобрать один катамаран - К-4-2 и продолжить сплав на двух суднах, проведя перестановки в экипажах судов К-4-2 и К-4-3.
Средства сплава:
К-4-1 – Четырехместный катамаран фирмы “Рафтмастер” с увеличенными наплывами.
Длина 4.7, ширина вязки – 2.2, водоизмещение – 2.300.
К-4-2 – Четырехместный стандартный катамаран фирмы “Рафтмастер”
Длина 4.5, ширина вязки – 2.1, водоизмещение – 2.000.
К-4-3 – Четырехместный самодельный катамаран
Длина 5.2, ширина вязки – 2.4, водоизмещение – 3.500.
Общественное снаряжение:
Палатка типа “Зима” - 1шт, палатки 2х – местные –2 шт., общественный тент – 1шт.
Ремнаборы, топоры, мини-аптечки на каждом катамаране.
Личное снаряжение:
Спасательный жилет надувной многосекционный – объем 25-30 литров, каска хоккейная, нож, грудная обвязка, гидрокостюм сухой или мокрый, защитный костюм – у каждого члена группы, включая береговую команду.
День пути
|
Дата |
Участок
Маршрута |
Протя-
женность в км |
Протя-
женность в часах |
Способ
преодоления |
Примечания |
1 |
01.08 |
г. Новосибирск – пос.Манжерок |
500 |
10 |
ГАЗ-66 |
|
2 |
02.08 |
пос.Манжерок – пос.Бельтир |
500 |
14 |
ГАЗ-66 |
|
3 |
03.08 |
пос.Бельтир – пер.Карагем(10км ниже)
р. Йолдоайры – Карагемская поляна |
50
15 |
7
6 |
ГАЗ-66
пешком |
С вещами, люди на перевал пешком
По тропе правого берега |
4 |
03.08 |
Стапель на Карагемской поляне |
- |
- |
- |
- |
5 |
04.08 |
Карагемская поляна – пр.№5 |
7 |
8 |
сплав |
Обнос вещей через пор.Эридан |
6 |
05.08 |
пр.№5 – пр.№9 |
5 |
8 |
сплав |
Прорыв балона К-4-3. |
7 |
06.08 |
пр.№9 – пор.Бобслей |
5 |
9 |
сплав |
К-4-1 дошел до пор.Бобслей, К-4-2, К-4-3 остановились за пор.Нокдаун (Селевой) – обнос вещей. |
8 |
07.08 |
пор.Бобслей – вход во II каньон |
5 |
5 |
сплав |
К-4-2, К-4-3 утром прошли участок до пор. Бобслей, затем сплав до II каньона – полудневка. |
9 |
08.08 |
вход во II каньон – после пор.Трек |
14 |
8 |
сплав |
Поиск места для дневки. |
10 |
09.08 |
после пор.Трек |
- |
- |
дневка |
Баня, рад. выход в горы. |
11 |
10.08 |
после пор.Трек – стрелка р.Аргут |
14 |
5 |
сплав |
Спас работы, осмотр Карагемского прорыва – полудневка. |
12 |
11.08 |
стрелка р.Аргут – пор. Коротыш |
15 |
5 |
сплав |
Сбор К-4-2, ремонт К-4-3 – полудневка. |
13 |
12.08 |
пор. Коротыш – после трубы Сапожникова |
19 |
9 |
сплав |
К-4-1 – прохождение трубы Сапожникова, К-4-3 обнос вещей через трубу Сапожникова и пор.-водопад Сапожникова. |
14 |
13.08 |
после трубы Сапожникова – устье р.Юнгур |
18 |
9 |
сплав |
К-4-1 обнос вещей через I-ю ступень пор.-водопад Сапожникова, К-4-3 прохождение трубы Сапожникова, обнос I-ой ступени пор.-водопада Сапожникова |
15 |
14.08 |
устье р.Юнгур – пор.Раздельный |
16 |
9 |
сплав |
К-4-3 проход пор.Раздельный |
16 |
15.08 |
пор.Раздельный – стрелка р.Катунь |
42 |
9 |
сплав |
К-4-1 проход пор.Раздельный, ремонт К-4-3 |
17 |
16.08 |
стрелка р.Катунь – пор. Ильгульменский |
59 |
9 |
сплав |
|
18 |
17.08 |
пор. Ильгульменский – лев. приток перед пор.Тельдыкпень |
80 |
9 |
сплав |
|
19 |
18.08 |
лев. приток перед пор.Тельдыкпень – пос.Чемал |
70 |
8 |
сплав |
антистапель |
20 |
19.08 |
пос.Чемал – г.Новосибирск – г.Москва |
700 |
10 |
автобус, машина, самолет |
|
|
Итого: активными способами передвижения: 385 км.
по воде – 370 км.
пешком – 15 км.
В техническом плане весь маршрут можно разбить на несколько участков, однородных по характеру препятствий:
- Карагем является наиболее водным притоком Аргута. Длина реки 65 км, средний уклон 13 м/км, среднегодовой расход в устье 70 м3/с, в месте начала сплава (Карагемская поляна) - 20-30 м3/с.
Питание реки ледниковое, поэтому вода мутная, с большим содержанием ила (уровень воды в солнечные дни заметно повышается во второй половине дня после 15:00).
Долина реки покрыта густым лесом. По правому берегу высоко над рекой идет тропа через участки горелого леса. На Карагеме можно выделить четыре технически сложных участка, разделенных быстротоком, всего 33 препятствия.
- Первое ущелье длиной 8 км начинается от устья левого притока реки Калын-Агач и кончается у устья самого крупного притока р.Кара-Айры. Средний уклон - 20.5 м/км. Основными препятствиями являются пороги и шиверы с обилием камней в русле при большой скорости потока. Всего в ущелье 21 препятствие (17 порогов и 4 шиверы). Самые сложные препятствия расположены за устьем правого притока р.Камрю.
- Второе ущелье длиной 4 км начинается от порога Белый Бом и кончается за устьем реки Каинды-Одру. Средний уклон 18 м/км.
- Третье ущелье длиной 6 км. начинается через 7 км. после 2-го, ориентиром служит конец разбоев и появляющиеся скальные выступы правого берега. Средний уклон 13 м/км. Основными препятствиями являются 5 порогов и 2 шиверы, всего 7 препятствий.
- Перед впадением Карагема в Аргут за устьем р.Чибит находится Чибитский каскад порогов длиной 3 км. Средний уклон 16 м/км. Основными препятствиями служат шиверы с мощной водой при большой скорости потока.
- Аргут. Его длина - 132 км, он начинается при слиянии двух рек: Джазатор и Ак-Алаха. Средний уклон реки 10 м/км, среднегодовой расход в устье 112 м3/с, площадь бассейна 7000 км2 (из них 300 км2 ледников). Обилие ледников определяет характер водного режима: 40% стока дают ледники и вечные снега, 34% - сезонные снега, 17% - дожди, 9% - подземные воды. С точки зрения спортивного сплава принято подразделят Аргут на участки:
- Верхний Аргут - участок реки от слияния Ак-Алахи и Джазатора до начала Большого Карагемского прорыва. Длина 25-30 км, средний уклон 2.5 м/км. Основными препятствиями являются пороги и шиверы средней сложности.
- Большой Карагемский прорыв - участок реки до выхода в Нижнюю степь в 1.5 км выше устья реки Карагем. Длина участка 6-7 км, средний уклон более 15 м/км, местами 20-25 м/км. Это наиболее сложный и опасный участок реки, по настоящее время пройденный лишь частично.
- Степной Аргут - участок реки до устья реки Кулагаш. Длина 25 км, средний уклон 3.5 м/км. Это один из наиболее легких отрезков для прохождения.
- Дикий Аргут - участок реки до выхода из Аргутских Ворот. Длина около 50 км, средний уклон 8 м/км. Здесь сосредоточена основная часть препятствий реки.
- Быстрый Аргут - участок реки до впадения ее в Катунь. Длина 30 км, средний уклон 3 м/км. Основные препятствия: несложные пороги и шиверы. Наиболее сложный порог участка - "Атланты".
Нами были пройдены Степной, Дикий и Быстрый участки Аргута.
- Катунь. Мощная полноводная река в степных берегах, на участке Кадринской трубы берега покрыты лесом. Среднее падение на рассматриваемом участке около 2 м/км. Характерные препятствия этого участка – мощные валы и бочки, неравномерности и завихрения потока.
Можно выделить два участка:
- от стрелки с р.Аргут до порога “Ильгуменский”;
- от порога “Ильгуменский” до пос.Чемал
Ниже мы приводим техническое описание каждого из этих участков в отдельности. Номера и названия препятствий приведены по лоции отчета №4097 библиотеки МГЦТК.
Река Карагем
Начинается после слияния с левым притоком р. Йолдоайры . Уровень воды - средний. Заметно повышение уровня воды в течение дня после 14:00. Максимальный уровень приходится на 15-16:00. До устья р.Камрю этот участок целесообразно идти в обычном дневном ритме с 10:00 до 17:00. После р.Камрю дневной график движения целесообразно сдвинуть для нахождение на воде с 8:00 до 15:00.
Пр.1 – Порог “Стартовый”
От Карагемской поляны до Пр.1 около 40 мин. сплава. Ориентир начала препятствия – левый приток р.Калын-Огач. Длина около 300 м. Порог начинается в 400м на правом повороте реки после притока. Порог не сложный, в центре несколько сужений до 6м и сливов до 1м.
Пр.2 – Порог “Олимпийский”
Начинается практически сразу за пр.1 после плавного левого поворота. Значительно сложнее и мощнее предыдущего препятствия. Длина 350м. Струя хаотично перемещается от берега к берегу. Мощные сливы и навалы на камни. В конце порога река дробится на струи на уходит в завал. Проход есть у самого левого берега, но попасть в него практически не возможно. Мы предпочли более безопасный вариант – выброс на камни у правого берега, с последующим обносом завала. Сразу после завала начинается Пр.3.
Пр.3 – Порог “Еридан”
Начинается сразу за пр.2 на резком правом повороте реки. Общая длина 500 м. Наибольшую сложность представляет первая ступень длиной около 200м. Река прорывается между большими валунами, расположенными в шахматном порядке. Затем следует вторая ступень – мощная шивера. За порогом быстроток около 500м в конце которого на правом берегу хорошая поляна для стоянки.
Первую ступень шли на разгруженных судах. В целом порог напоминает пор. Харкуш на Чаткале в уменьшенном варианте.
Пр.4 – Мощная шивера
Начинается сразу за пр.3 Длина около 600м. За шиверой быстроток около 200м в конце которого на правом берегу хорошая поляна для стоянки.
Пр.5 - Порог
Расположен на крутом левом повороте реки. На повороте завал. Длина порога 200м. Завал обнесли и стартовали сразу за ним. В начале порога сложный слив между камнями на правом повороте реки. Затем идет струя с валами и навалом на камни правого берега.
Пр.6 – Порог “Трамплин”
После пр.5 около 600 м шиверы до левого поворота реки. На этом повороте начинается разгонная шивера пор. “Трамплин”. У нас шивера была осложнена бревном, которое перегораживало реку, оставляя только узкий проход вдоль правого берега. Сам порог расположен на правом повороте после впадения ручья с левого берега. Порог представляет собой серию сливов между огромными валунами, расположенными в шахматном порядке. В высокую воду есть проход у правого берега. В среднюю необходимо идти в центральный слив с большой бочкой и сразу уходить налево в следующий слив. Заканчивается порог 300м шиверой.
Пр.7 – Порог
После 300 м шиверы начинается пр.7. Ориентир – бом на правом берегу. На бом сильный навал, затем река разбивается на три протоки, правая забита камнями и бревнами, идти нужно в центральную протоку. После проток порог имеет характер мощной шиверы.
Пр.8 – Шивера
После пр.7 долина немного расширяется, и река обходит справа треком большую галечную отмель. Слева протока мелкая и в нашу воду не проходима. В правой протоке расположено пр.8 – шивера. Основную опасность представляют деревья свисающие в поток, как с правого коренного берега, так и с отмели. В начале и конце отмели удобная чалка, есть место для стоянки на маленькой полке левого берега.
Пр.9 – Порог
Простой порог. На входе два острова, затем река сужается, образуя ворота между двумя камнями с мощным сливом.
Пр.10 – Прижим
Прижим к правому берегу через 300 м после пр.9.
Пр.11 – Порог “Россыпь”
Технически сложный порог. Ориентир – левый поворот с бомом правого берега. Для просмотра чалились к правому берегу в 100 м выше порога. На входе в порог несколько сливов до 1.5 метров. На правом повороте расположен косой слив около 2м с бочкой через всю реку. Справа слив упирается в огромный завал, слева струя бьет в россыпь огромных камней. Проходить надо по центру с последующим резким уходом влево от каменной россыпи. Острова на выходе в нашу воду не было – была полу залитая водой отмель с чистым проходом слева. Сразу за порогом справа песчано-галечная отмель. За ней впадает правый приток р.Камрю.
Долина р. Карагем после впадения р.Камрю и до входа во второе ущелье претерпела значительные изменения после схода селевого потока в 1998. Сам сель сошел по-видимому по руслу левого безимянного притока, впадающего напротив р.Камрю. Весь левый берег на участке 1.5 км представляет собой огромный селевой вынос.
- После селя 1998г. русло и состояние реки изменились (по сравнению с описаниями) настолько, что вычленение указанных в описании порогов потеряло всякий смысл.
- Практически весь участок ущелья представляет собой мощный и сложный порог.
- Обработка данного участка ущелья трудна, но возможна по левому берегу, тогда как правый - практически непроходим по склону и перекрыт бомами на уровне реки.
- Стоянки возможны только на галечных полках левого берега.
Пр.12 – порог “Нокдаун” наша версия названия “Селевой”
Начинается сразу за устьем р.Камрю. Расположен на “S” – образном повороте реки. Карагем единым руслом несется вниз, вдоль стенки справа. Здесь один за другим следуют мощные сливы и бочки, перемежаемые навалами на скалы правого берега. За окончанием стенки справа следует правый поворот, где разогнавшаяся струя норовит выбросить катамаран наружу, налево. Здесь возможна чалка в улове левого берега перед следующим препятствием.
Очень сложное препятствие. Основную сложность представляют: его протяженность, невозможность организовать эффективную, промежуточную страховку, мощные валы и бочки, практически без возможности их объехать.
Пр.13 – порог “Крутой”
Расположен сразу за пр.12. Длина 150 м. Можно выделить две ступени – первая на правом повороте реки, практически сливается с пр.12. Наш К-4-1 прошел ее с наплыва вместе с пр.12. Вторая сразу после первой на левом повороте реки с прижимом к бому правого берега. Между ступенями возможна чалка в улово около 10м левого берега. Хотя заход на пр.13 и затруднен завалами с левого и правого берегов, но возможен, и бревна, перегораживающего русло реки, мы не обнаружили.
Вторая ступень более мощная и с большим падением.
Пр.14 – порог
В 100м от пр.13. С этого места река входит в настоящий каньон, представляющий собой как бы два мини-каньона. Первый – высотой 3-5 метров промыт струей в селевом выбросе, второй – высотой 20-30 м сложен коренными породами. Стоянки возможны только на полках левого берега.
Длина 200м, расположен на участке между резкими на 90 градусов правым и левым поворотами реки. На левом повороте перекат с большим количеством выброшенных деревьев. Проход под 90 градусов в самом начале перекатного седла.
Пр.17-пр.21 по описанию 4097.
Расположены в каньоне и в нашей обстановке не читались, см. описание выше.
Необходимо отметить, что в целом данный участок после схода селя стал значительно сложнее. За счет добавления большого количества взвеси вода стала значительно жестче и мощнее, затруднились организация страховки и чалки. В целом река на данном участке несется в каньоне с мощными валами и сливами, периодически наваливая, то на правый, то на левый берега. В местах прижимов расположены завальные стенки, сложенные из плавника высотой до 5 м, но в нашу воду они особой сложности не представляли.
Между I и II ущельями 3-4 км участка разбоев. В начале участка слева впадает большой приток р. Кара-Айры. В разбоях сначала держались левого коренного берега, потом перешли под правый. Лесистый остров, как ориентир входа во второе ущелье – отсутствует полностью, остались только скальные ворота. Перед входом во второе ущелье стоянка с правого берега, здесь целесообразно сделать дневку – II и III ущелье можно пройти за один день.
Пр.22 – порог “Белый Бом”
Расположен сразу за скальными воротами, длина 100м. Просмотр с бома правого берега. Заход в порог по основной струе, затем струя бьет в камни, с повисшими на них бревнами мы уходили на право к бому.
Пр.23 – шивера
Расположена сразу после пр.22, длина 500.
Пр.24 – порог “Сарлыки”
Сразу за пр.23, расположен на правом повороте реки – длина 100м. Ближе к левому берегу каменистая отмель, проходили по правому рукаву.
Пр.25 – шивера
Длина – 800м.
Пр.26 – порог “Винт”
Самый сложный порог II ущелья и один из сложнейших на р.Карагем. Ориентир – река входит в осыпной каньон. Разведка с правого берега – левый осыпуха. На плавном левом повороте река входит в каньон на входе цепочка мощных сливов, далее на правом повороте расположены два основных слива до 2 м высотой.
Растояние между сливами 20-30 м. Перед вторым сливом струя уходит по треку к левому берегу. Во втором сливе большой полу-обливной камень с проходами с обеих сторон порядка 5 м.
Правый проход с крутой мощной бочкой, левый более плавный, но его струя бьет в в большой завал левого берега. Мы испробовали оба варианта К-4-1 и К-4-2 проходили слева, более мощный К-4-3 справа. За порогом выходная шивера, требующая усиленного лавирования.
Пр.27 – шивера
Сразу за пр.26 – тянется до конца ущелья.
Между II и III ущельями 7-8 км. Разбои, река часто меняет русло и в нашу воду несколько раз шла через лес с подмытыми деревьями. Необходимы осторожность и внимание. Ориентир начала III ущелья окончание разбоя и скалы на коренном правом берегу.
Пр.28 – порог “Разбойники”
Самый сложный порог III ущелья. Длина 400м. Просмотр по левому берегу. Большие заросли облепихи. Порог начинается узкими около 5 м воротами, образованными завалами на каменных грядах. Затем струя с валами, бочками и камнями выходит к правому коренному берегу и идет вдоль него, в конце порога она бьет в завал, в котором есть только узкий проход 2.5 м. Основную сложность представляет правильный заход в порог и попадание в узкий коридор в завале на выходе. В целом порог достаточно длинный и отнимающий много сил.
Пр.29 – шивера
Сразу после пр.28. Большое падение, валы, камни. Река постепенно огибает отроги левого, потом правого берегов. После левого отрога слева вытекает ручей.
Пр.30 – шивера
Длина – 300 м. Начинается в месте подхода отрогов левого берега к воде. Заканчивается на правом повороте в месте впадения ручья. Довольно значительное падение, галечные острова. Проход ближе к коренному левому берегу.
Пр.31 – порог “Трек”
После правого поворота поток разбивается на две струи галечным островом. Мы шли левой протокой. Правая более простая, но выбранная нами стоянка, была сразу за порогом по левому берегу. В целом порог не сложнее предыдущих шивер.
Пр.32 – порог “Старый”
В начале порога прижим к правому берегу, затем участок с обливными камнями. На выходе слив – проход ближе к левому берегу.
Пр.33 – порог “Средний”
После пр.32 шивера с крупными камнями, затем прижим к правому берегу, далее отмель из крупных камней.
Пр.34 – порог “Луговой”
Порога как такового нет, с правого берега впадает ручей, затем река делает левый, потом правый повороты. В русле валы, камни.
На наш взгляд участок реки, который нуждается в дополнительном выделении и которому в предыдущих описаниях не уделено достаточного внимания. Начинается сразу за впадением правого притока р.Чибит и заканчивается в 1.5 км от впадения р.Карагем в р.Аргут. Общая протяженность участка 3 км.
На этом участке Карагем, как бы прощаясь с Вами, показывает напоследок всю свою мощь. С нами на этом участке произошла самая неприятная аварийная ситуация на всем маршруте – переворот К-4-3.
Пр.35.1 – первая ступень “Чибитских порогов”
Длина – 300м. Расположено сразу после плавного левого поворота, в 400м выше деревянного моста. Мощные валы и бочки – правый берег отвесный бом, левый – лесистый крутой. Основная проблема в сохранении линии движения судна. Любая раскантовка чревата переворотом.
Пр.35.2 – вторая ступень “Чибитских порогов”
Длина – 200 метров. Начинается сразу за пр.35.1, перед мостом слив 1.5м с огромной косой бочкой за ним. Именно здесь и произошел переворот нашего катамарана водоизмещением 3.500. В бочке его раскантовало и затем прижало к правой опоре моста – результат мгновенный переворот. За мостом около 100м шиверы, затем ворота шириной 10м со сливом на плавном левом повороте, образованные завалами с левого и правого берегов.
Пр.35.3 - третья ступень “Чибитских порогов”
Длина 500м. Падение и скорость течения сохраняются, большие валы и бочки, осложненные началом разбоев. Река дробится на несколько рукавов, некоторые из них перекрыты завалами. Держатся надо коренного левого берега.
После “Чибитских порогов” до стрелки с р.Аргут около 1.5 км несложных разбоев.
В этом месте мы рекомендуем сделать дневку для просмотра “Карагемского прорыва” на р.Аргут. Хорошее место на степном левом берегу в месте впадения небольшого ручья.
Стрелка р.Карагем и р.Аргут довольно плотно, по местным меркам, заселена. Здесь есть несколько поселений алтайцев и дорога в поселок Джезатор. Ею воспользовались три члена нашей команды, у которых заканчивалось время отпуска. Мы перестроили К-4-3 после аварии и разобрали К-4-2. Произвели перестановку экипажей с тем, чтобы продолжить дальнейший сплав двумя катамаранами с увеличенной береговой командой.
Описание аварийной ситуации.
После переворота за катамаран удалось зацепится троим членам экипажа, которые смогли сплавится на перевернутом судне и самостоятельно зачалится в середине третьей ступени. Еще один член экипажа, был выловлен береговой страховкой сразу за мостом. Пятый член экипажа оторвался от катамарана и пошел самосплавом по правому – дальнему от береговой страховки краю струи. Ему удалось выбросится на галечную отмель в конце третье ступени, где он был сразу снят катамараном осуществлявшим страховку с воды в начале третьей ступени.
Река Аргут
После впадения Карагема Аргут течет в широкой долине с многочисленными островами и отмелями. Серьезных препятствий на этом участке нет.
Пр.36 – порог “Степной”
Ориентир порога – ручей слева. Порог представляет собой узкий каньон в песчаной породе, длинный с большими валами. Лавировка требуется только если стараться огибать валы, что впрочем не обязательно. На входе гряда камней, заход вдоль левого берега. После порога р.Аргут течет спокойно до р.Куркурек.
Пр.37 – порог “Куркурек”
В районе р.Куркурек Аргут разбивается на несколько проток. Вскоре все протоки собираются в одну, река поворачивает налево – впереди простой порог “Куркурек”.
Пр.38 – порог “Коротыш”
Самый сложный порог на этом участке. Короткий но мощный порог. После пр.37 – 2-3км плеса, затем плавный поворот направо, на этом повороте и находится порог “Коротыш”. Разведка по тропе левого берега, в середине порога впадает небольшой ручей.
На входе мощный слив между двух подводных камней – проход вдоль левого берега.
Пр.39 – шивера
Простая шивера, проход по основной струе. Сразу за ней р.Кулагаш.
Самый сложный и легендарный участок р.Аргут, именно здесь и расположены основные препятствия р.Аргут, делающие любой маршрут с прохождением этого участка полноценной шестеркой.
Уровень воды высокий.
Пр.40 – порог “Надолбы”
Мощный, технически сложный порог, длина - 800. Река течет в мрачном, сыром каньоне. Левый берег бом, вдоль правого идет небольшая полка, вдоль которой можно просмотреть порог.
Порог начинается на плавном левом повороте сразу после р.Кулагаш. В русле лежат огромные камни. Основная масса воды идет с левого берега в прижим под скалы с отрицательным уклоном. Проход с правого берега требует постоянного лавирования. В середине порога река делает правый поворот. На повороте вода собирается в единую струю с мощными валами и через 100м бьет в гряду подводных камней, пересекающую всю реку. В гряде есть несколько проходов. Самый простой возле левого берега, практически не досягаем, чтобы попасть туда, необходимо пересечь струю на участке 100м. В проход возле правого берега попасть проще, но слив в нем гораздо больше, а главное это огромная бочка за сливом. Мы проходили эту гряду правым проходом, бочка тормозила катамараны на несколько секунд, но потом отпускала и все закончилось благополучно.
Пр.41 – порог “Труба Сапожникова”
Один из самых мощных и протяженных порогов р.Аргут. Длина около 3км, ориентир – камень “часовой” на левом берегу, перед входом в порог. Вдоль порога по левому берегу идет тропа, удобная для обноса и просмотра порога. Основная линия движения при прохождении – вдоль левого берега.
Порог расположен на относительно прямом участке реки, лишь в конце река делает плавный правый поворот. Основная сложность огромные валы, бочки, сливы с подводных и полуподводных камней, большие турбулентности потока. Основная струя идет по центру реки, наваливая на огромные камни, хаотично разбросанные в русле. Мы проходили порог вдоль левого берега участками, чалясь для отдыха и просмотра , в большие улова у берега. Самыми сложными были участок на заходе, и на повороте, т.к. их приходилось проходить по левому краю основной струи. К-4-1 проходил порог с вещами, К-4-3 вещи обносил и проходил порог утром следующего дня.
Пр.42 – порог-водопад “Сапожникова”
Расположен через 500-600 метров от пр.41. Ориентир - бом правого берега. Общая протяженность около 1км. Порог это хаотичный сброс воды через несколько каменистых гряд. Огромные валы, бочки, подводные и полуподводные камни. В начале порога справа впадает приток. Четкую линию движения выбрать, а главное воплотить очень трудно. Прохождение превращается в мгновенное реагирование на появляющиеся препятствия: валы, подводные камни, бочки. Вообще, все в этом пороге представляется неоправданно большим, даже огромным – камни, вода, скорость струи.
Для прохождения мы чалились к правому берегу в начале порога. Линию движения для прохождения первой ступени выбрали вдоль правого берега. К-4-1 обнес вещи через первую ступень, К-4-3 решил обнести катамаран. Прохождение порога запомнилось проходом огромной косой бочки в гряде после притока.
Пр.43 – шивера “Седая”
Сразу за пр.42 на плавном левом повороте. Фактически представляет собой выходную шиверу порога-водопада. Очень мощное препятствие. Хаотичное нагромождение камней, валов и бочек.
После шиверы хорошая стоянка на полке левого берега. Именно сюда экипаж К-4-3 отнес на кануне свои вещи.
Основная сложность препятствий 41-43 это не возможность организовать эффективную страховку. Действительно, масштабы препятствий, скорость и мощь воды не позволяют надеяться ни на береговую ни на страховку с воды. Поэтому прохождение данного участка может быть рекомендовано только опытным экипажам и полагаться им следует только на самостраховку.
Пр.44 – порог “Угловой”
Расположен на резком правом повороте через 300м после пр.43. Порог не сложный на заходе лучше держаться слева, а после поворота переходить на правый край струи.
Пр.45 – порог “Медвежий”
Расположен сразу за пр.44 на прямом участке реки после левого поворота. На струе камни, валы, сливы с обливных камней. В конце не приятный прижим к бому левого берега. Идти нужно по левому краю струи, в слив на повороте, затем уходить от бома на центр струи.
Пр.46 – порог “Иедыгемский”
Начинается на крутом левом повороте, длина 500м. На заходе слева большое количество камней. Идти лучше по правому краю струи, что позволит избежать двух сливов с обливных камней слева. В конце порога лучше уходить к левому берегу. После порога слева впадает крупный приток река Иедыгем.
Пр.47 – шивера
Простая шивера за устьем р.Иедыгем.
Пр.48 – порог “Остров”
Через 1.5км после пр.47. В правой части реки галечный остров, основная вода в левой протоке. Валы до 1.5м, обливные камни. За порогом Аргут течет в небольшом скалистом каньоне.
Пр.49 – порог “Зиг-Заг”
Находится в каньоне, не сложен. Представляет собой два прижима на поворотах реки. Первый прижим к камню у левого берега, второй к бому правого берега.
Пр.50 – порог “Стерегущий”
Начинается после устья небольшого левого ручья. Левый берег порога – осыпной бом, правый - не высокая скальная стенка. Порог начинается разгонной шиверой, затем река делает правый поворот и река разбивается на две протоки в центре большой остров. В левой протоке навал на скалы левого берега, в правой нужно идти вдоль правого берега, уходя от прижима к правому берегу. В конце протоки возле конца острова резкий уход влево к коренному берегу – справа каменистый перекат.
Пр.51 – прижим
Нам это препятствие выделить не удалось.
Пр.52 – шивера
Валы до 1.5м, в правой части струи мощный слив.
По описанию №4097 - мощная шивера в которой перевернулся ПСН-10. Нам это препятствие выделить не удалось.
На участке реки от пр.50 до устья р.Юнгур Аргут течет в красивом каньоне, сложных препятствий нет, хотя встречаются отдельные прижимы к скальным стенкам и камни. В устье р.Юнгур высоко на полке правого берега очень красивая стоянка.
Каньон на Аргуте продолжается до выхода из “Аргутских Ворот”.
Пр.53-54 шиверы
Простые шиверы.
Пр.55 – порог “Большой Ары-Юльский”
Ориентир тихий участок реки и приток справа – Большой Ары-Юл. Разведка по полке левого берега. Порог расположен на резком левом повороте и представляет собой гряду огромных черных камней. Прход ближе к правому берегу.
Пр.56 – порог “Белый”
Очень длинный и сложный порог. После пр.55 на реке идут плесы, затем общий правый поворот долины и красноватая осыпь на левом берегу – это начало порога “Белый”. Порог очень длинный больше 3км, поэтому проходили его по частям, делая разведку каждой части. Первая часть порога – сильная узкая струя с валами, затем Аргут входит в скальное сужение. В сужении мощный слив. Затем идет участок с большими камнями и значительным уклоном – основная опасность большие валы и навалы на камни. Выходной участок порога – вода наваливает на огромный “троллейбус в центре реки”, проход вдоль левого берега.
Пр.57-59 – шиверы
Простые шиверы, проходили с ходу.
Пр.60 – слив с камней
Проходили с ходу.
Пр.61 – обливной камень
В центре большой обливной камень, за ним правый поворот и навал на камни левого берега. Проход справа.
Пр.62-69 – простые препятствия
Навалы на скальные стенки, камни на струе, валы.
Пр.70 – порог “Зуб Ело”
Слева впадает р.Ело, сразу за ней расположено пр.70. Порог не сложный, единственное препятствие большой камень в центре реки. Проход слева. Сразу за пр.70, примерно в 200м расположен порог “Раздельный”, поэтому проходить пр.70 нужно очень аккуратно и чалится в круглое улово правого берега перед пр.71.
Пр.71 – порог “Раздельный”
Последний сложный порог р.Аргут. Расположен на плавном правом повороте реки в 200м после пр.70. В скальном сужении реку преграждают 3 подводные гряды, расположенные на участке 30-40м, общее падение на этом участке около 8м. Правый берег бом с сильным прижимом, левый каменистая осыпь.
Просмотр порога с высокого правого берега, чалится нужно в огромное улово перед поворотом. Порог проходили по основной струе, держа направление на выступ правого берега в конце прижима. Навал на скалы был, но не такой сильный, как можно было ожидать.
Пр.73-75 препятствия в выходном каньоне
От пр.71 Аргут течет в узком скальном каньоне еще около 3-4км. Основными препятствиями этого участка являются прижимы, порой к стенкам с отрицательным уклоном, что очень опасно и мощные сливы в сужениях. Один из таких сливов и стал причиной переворота К-4-1. Все закончилось благополучно, часть экипажа оседлала перевернутое судно и сплавилось на нем около 1км до выхода из “Ворот Аргута”. Два человека, участвовавшие в сталкивание перевернутого судна с каменистой отмели у скал левого берега, остались на этой отмели в каньоне. Им пришлось выбираться наверх и остаток каньона пройти по левому берегу и присоединится к остальному экипажу после выхода из каньона.
Рекомендуем остальным группам не повторять наших ошибок и отнестись к этому участку реки очень серьезно – сливы в сужениях каньона действительно очень мощные и малейшая не точность в заходе или не доработка экипажа ведет к перевороту.
Этот участок реки можно идти с наплыва, единственное препятствие, нуждающееся в просмотре – порог “Атланты”.
Пр.76-81 простые шиверы
Пр.82 – порог “Лесной остров”
Расположен за залесенным островом. Проход по основной струе.
Пр.83-85 – простые шиверы
Пр.86 – порог “Туганский”
На входе высокий камень, на правом берегу зимовье. Проходили правым берегом.
Пр.87-89 – шиверы
Валы 1-1.5м, камни.
Пр.90 – порог две отмели
Простой порог, проход по основной струе.
Пр.91 – порог “Тихоня”
В русле огромная скала, проход справа.
Пр.92 – порог “Атланты”
Единственный серьезный порог “Быстрого Аргута”. Ориентир – левый поворот, на правом берегу овечья кошара. Порог можно разбить на три части: мощная заходная шивера, центральная часть со сливом с огромного камня в центре реки и выходная часть с сужением в скальных воротах.
Проходили по левому краю струи, стараясь не выйти на середину, выходную часть проходили на скорости, уходя от навала на правую скалу.
Пр.93 – шивера “Дикая”
Длинный участок реки с камнями и валами.
Пр.94 – порог “Игольное ушко”
Узкий проход между скалой в русле и правым берегом.
Пр.95 – шивера “Ленивая”
Редкие валы, камни.
Пр.96 – порог “Ворота”
Слив через всю реку, проходили с наплыва ближе к правому берегу.
Река Катунь
Странные вещи происходят с гидрологической обстановкой в бассейне Катуни. Мы были на стрелке Катуни и Аргута в 1996 году и тогда расход этих рек был сравним, в Катуне он был даже побольше. В 2000 расход Катуни и Аргута мы оцениваем как 1:2 в пользу Аргута.
Уровень воды – низкий.
Относительно простой участок р.Катунь. Хотя некоторые описания и выделяют на этом участке отдельные препятствия мы считаем его фоновым сплавом, без четко выраженных препятствий.
От поселка Иня до реки Ильгумень река имеет несколько шивер: в устье реки Яломан, в месте отхода Чуйского тракта от реки, и несколько других которые не требуют разведки, но требуют внимания. Весь участок проходится с наплыва за 1 день.
Этот участок характерен мощью воды и самыми сложными порогами Катуни- "Ильгуменский" "Шабаш" , "Тельдекпни", “Еланда”
Пр.97 – порог “Ильгуменский”
Расположен в месте впадения левого притока р. Ильгумень. Настоящий ориентир - частная турбаза на левом берегу, под скалистым утесом.
Большой перепад высот, мощные валы и бочки. Справа на входе камни и "бочка", слева огромные валы. “Классика” Катунского сплава говорит, сто заходить в порог надо возле левого берега, пробивать входной вал, а затем пересекать струю слева направо, чтобы не попасть в прижим и уйти от основных валов. Именно так мы и проходили его в 1996 г. В 2000 разведка порога показала, что оптимальное прохождение в эту воду – между камней правого берега по череде пологих сливов.
Пр.98 – “Кадринская труба”
“Кадринская труба” - длинный около 10км участок реки с большим количеством мощных но не опасных для прохождения шивер, требующих в то же время внимания. Расположен в районе впадения правого притока р.Кадрин.
Пр.99 - порог "Шабаш" (“Кузюрский”)
Это одно из самых мощных препятствий Катуни. Порог имеет две ступени. Ориентиром служит
галечный берег слева и подъем полки правого берега. В нашу воду сам порог показался значительно менее впечатляющим, чем в 1996г.
Первая ступень представляет собой нагромождение огромных камней с правого берега, при этом основная масса воды идет по треку вдоль левого и через 50м проходит над подводной грядой, образуя дорожку огромных валов. В 1996г. Мы наблюдали валы более 3м. Проход по сливу между камнями ближе к правому берега, с заходом в улово - для схода со струи.
Вторая ступень – расположена за правым поворотом реки в 200м.
В нашу воду представляла собой пологий длинный язык с цепочкой косых валов высотой 1.5м.
Валы, впрочем, легко прорезались с выходом в улово возле левого берега и последующим спокойным сплавом по улову.
До следующих выделенных нами препятствий – порогов “Тельдыкпень” на реке довольно много различных препятствий: шивер, прижимов, “поганок”, но все они сложности не представляют и легко идутся с наплыва.
Пр.100 – порог “Тельдекпень I”
Ориентир – опоры нового моста. Порог расположен в невысоком скальном каньоне. На захлде довольно мощная шивера, воронок на входе в нашу воду не было. В самом каньоне река изобилует пульсирующими воронками, основная задача экипажа - удержать судно и сохранить линию движения, в центре порога пологий слив общей высотой 1.5м.
Такого интенсивного вертикального и горизонтального перемешивания огромных масс воды, как в пороге “Тельдыкпень” мы не видели больше нигде.
Пр.101 – порог “Тельдекпень II”
Пр.101 расположено в 600м после пр.100. Также расположено в невысоком каньоне. Основное препятствие – слив через всю реку на входе. Скорость течения на заходе не велика, поэтому можно траверсировать на гребне слива, выбирая удобное место для прохождения.
Пр.102 – порог “Еланда”
Ориентир – следы техногенной деятельности по обеим берегам. Именно в этом месте предполагалось построить Катунскую ГЭС. Порог представляет собой слив высотой 3м через всю реку. Проходить можно по середине, уходя от валов за сливом.
Пр.103 – шивера “Чемальская”
Ориентир дорога правого берега отходит от реки, а высоковольтная линия пересекает реку.
Шивера с довольно жесткими валами и сильной струей в начале и сливами и прижимами в конце. Основная задача при прохождении пр.103 – это не пропустить чалку в конце шиверы к правому берегу в месте впадения притока р.Чемал. Здесь находится традиционная поляна для “антистапеля” групп, завершающих свой сплав по Катуни.
- Наша группа выполнила все поставленные на этот поход задачи. Мы прошли самый интересный по интегральной оценке: техническая сложность, разнообразие и насыщенность препятствий, протяженность маршрут Алтая. Данный маршрут можно оценить полноценной 6-ой категорией сложности. Основными препятствиями, определяющими сложность маршрута, мы считаем:
- I ущелье р.Карагем после притока р.Камрю;
- “Чибитские пороги” р.Карагем;
- препятствия участка “Дикий Аргут”.
- График маршрута достаточно сложный и напряженный, предполагает большие физические затраты на ключевых участках. Поэтому необходимо предусмотреть усиленный рацион питания и витаминную поддержку. В условиях высокогорья организм не успевает полноценно восстановиться при рабочем графике движения, поэтому планирование дневок и полудневок является обязательным.
- Запланированной нами полудневки, для полноценного просмотра “Карагемского прорыва”, явно не достаточно. Необходимо выделение целого дня.
- Необходимо наличие минимум 3-4 запасных весел на экипаж. Мы оставили 10 весел на р.Карагем.
- Для прохождения р.Карагем группа должна иметь хотя бы один ударный экипаж. В задачу этого экипажа должна входить разведка и первопрохождение препятствий, постановка страховки, участие в аварийных работах, сбор береговой команды. Речь идет не только о технической подготовке экипажа, но и морально-психологической.
- При прохождение ключевых препятствий “Дикого Аргута”, “Трубы Сапожникова” и “Водопада Сапожникова”, возможность организации эффективной страховки весьма эфемерна. Основные надежды экипажа в случае аварийной ситуации должны быть связаны со самостраховкой.
- Каждый экипаж должен иметь все необходимое для организации автономной ночевки и проведения ремонта судна.
- Отчет №4097 “Карагем-Аргут-Катунь” библиотека МГЦКТ.
- Отчет №4949 “Карагем-Аргут-Катунь” библиотека МГЦКТ.
- Отчет №5325 “Ак-Алаха-Аргут-Катунь” библиотека МГЦКТ.
|