Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
ОТЧET о водном туристском путешествии шестой категории сложности в районе Алтая по маршруту:
г.Новосибирск – пос. Кош-Агач – пер.Карагем - р.Карагем -р.Аргут – р.Катунь – пос.Чемал – г.Новосибирск
01 августа - 19 августа 2000 г.


Руководитель группы Демидов А.Ю. тел. 903 4343
e-mail: demidov@bpc.ru

1  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
2  Выбор маршрута.
3  Заброска на маршрут.
4  Выход с маршрута.
5  Состав группы.
6  СНАРЯЖЕНИЕ.
7  График движения группы.
8  Техническое описание маршрута.
9  Участок 1.1 Верховья р. Карагем – I ущелье.
10  Участок 1.2 II ущелье р. Карагем.
11  Участок 1.3 III ущелье р. Карагем.
12  Участок 1.4 Чибитские пороги.
13  Участок 2.1 “Степной” Аргут
14  Участок 2.2 “Дикий” Аргут
15  Участок 2.3 “Быстрый” Аргут
16  Участок 3.1 р.Катунь до пор. Ильгумень
17  Участок 3.2 р.Катунь до пор. Ильгумень – пос.Чемал
18  Итоги путешествия, выводы, рекомендации.
19  СХЕМЫ.
20  Список Литературы.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Алтай - горная страна на территории юго-западной Сибири, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России - Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000м. Самая высокая точка Горного Алтая - г. Белуха (4506м), с которой берет свое начало р. Катунь. Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей - Чуйская степь, Курайская и др.

Климат Алтая резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но теплым летом. В равнинной части Алтая средняя температура января --190С, июля +190С, годовое количество осадков 250-300 мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -120С до --310С, июля +9 до +180С. В горах количество осадков составляет 1500-3000мм в год. Характерной особенностью климата Горного Алтая являются горно-долинные ветры (фены).

Наиболее значительные реки Алтая - Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. От слияния рек Бии и Катуни берет начало р.Обь - третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. Все реки обского бассейна отличаются быстрым течением. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус,Бухтарма, Уба. Более просты Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса. Оптимальное время для сплава - с июля по сентябрь. Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора. На территории Алтая более 3500 озер. Наиболее примечательны из них Телецкое и Маркаколь.

На равнинной части Алтая преобладают черноземные почвы, в западной части широко распространены засоленные почвы солонцово-солончакового ряда. В горах - горно-подзолистые почвы.

Почти 1/3 территории Алтая покрыта лесами. Особенно большие лесные массивы расположены в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса составляют сибирская лиственница, кедровая сосна, пихта, сосна. В горных лесах множество ягодных кустарников: жимолость, смородина, крыжовник, малина, а также брусника, голубика и костяника. Для равнинной части характерно сочетание степных просторов, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами. По берегам рек в равнинной части растет облепиха. Животный мир достаточно разнообразен. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны, белки, мыши-пищухи. В степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек.

Маршрут проходит на территории Алтайского края и республики Горный Алтай, коренное население которой - алтайцы.

Основная транспортная магистраль Горного Алтая - Чуйский тракт, идущий из Бийска в Монголию. Основными пунктами заброски на Алтае являются Барнаул и Бийск, связанные автобусным (и авиационным) сообщением с Горно-Алтайском и другими городами края. По Чуйскому тракту автобусами можно добраться до Ини, Чибита, Кош-Агача, Кокорю.

2. Выбор маршрута.

Данный маршрут является классикой Алтайского сплава. Все реки данной связки могут служить эталоном для сплава в своих категориях: Карагем – быстропадающая горная река, близка по характеру препятствий к рекам Кавказского региона, Аргут – мощная, жесткая вода, Катунь – самая полноводная сплавная река России.

Некоторые члены нашей группы имели опыт сплава по р.Катунь в связке с различными притоками - нас всегда влекло в этот район, поэтому возможность пройти этот, по-видимому, самый сложный маршрут в бассейне р.Катунь привлекала нас уже давно. Несколько лет мы подступались к нему и все как-то не складывалось, но в этом году все сложилось – мы прошли его и он оправдал наши самые смелые ожидания.

При подготовке маршрута основную сложность представляла нехватка фактического материала. Действительно маршрут известный, у всех на слуху, отчетов в библиотеке МГЦТК предостаточно, но четкого представления о характере препятствий и тактике прохождения маршрута в целом получить не удавалось. Самым полным и достоверным описанием маршрута мы сочли отчет плотовой группы №4097. К сожалению, мы могли использовать его только с точки зрения описания отдельных препятствий, для составления графика движения и определения тактики прохождения маршрута данное описание из-за его плотовой специфики нами не использовалось. Для этого мы использовали технические материалы других групп и видео материалы. В результате мы практически выдержали запланированный график движения, с учетом дня потерянного на заброске.

3.Заброска на маршрут.
Заброска на р.Карагем идет по Чуйскому тракту. Места начала заброски традиционные: Новосибирск, Барнаул, Бийск. Мы предпочли Новосибирск, так как часть группы добиралась поездом, а часть летела самолетом. Машина была заказана заранее – мы связались с братьями Демьяненко, хорошо знакомыми многим туристам. Они по-прежнему готовы везти группы в любую точку Горного Алтая, к сожалению, их машина ГАЗ-66 уже не молода и в процессе заброски у нас постоянно возникали проблемы с двигателем. Стоимость машины – 9000 руб., с учетом встречи группы в аэропорту и на железнодорожном вокзале г. Новосибирск.

Мы начали заброску 01.08.2000 от железнодорожного вокзала г.Новосибирск. – первый день ночевка у пос. Манжерок. Второй день – ночевка в десяти километрах от перевала Карагем. Основной проблемой этого дня было пересечение р.Чуя в ее верхнем течении. Нам необходимо было попасть в пос. Бельтир, чтобы начать свой путь к перевалу Карагем. В верховьях Чуи существуют три моста: первый в пос. Чаган-Узун – новый железобетонный по словам местных жителей дорога от него в пос. Бельтир есть, но очень плохая, второй в пос. Ортолык – два старых деревянных моста через два рукава Чуи в 2000г. второй из них был разобран, третий – железобетонный в Кош-Агаче. Мы выбрали третий вариант - в результате дорога удлинилась на 200 км. по сравнению с запланированной. Правильным, по-видимому, является вариант с мостом в пос. Чаган-Узун - характер дороги в пос. Бельтир (в некоторых местах на ней даже лежит асфальт) говорит о том, что ею пользуются много и охотно, а подъезды от Кош-Агача явно не столь посещаемы. Третий день - преодоление перевала Карагем. От пос. Бельтир к перевалу идут две дороги вдоль разных берегов р. Джело и ее левого притока р.Талдура. Нас местные жители направили по правому берегу, к сожалению, это оказалось ошибкой и нам пришлось в середине пути бродить реку на левый берег, где дорога значительно лучше. Перед самым взлетом на перевал расположено летнее стойбище алтайцев. Дорога на перевал преодолевалась нашим ГАЗ-66 без людей - только с грузом. Сам перевал имеет два взлета. Первый от стойбища до полки шириной 2 км с красивыми горными озерцами, второй непосредственно на перевальное седло с туром.

В 15:00 мы были на перевале. Дорога с перевала довольно простая, и легко читаемая, через 1км она делится на две – идущие по разным берегам р. Йолдоайры – мы выбрали правую и смогли проехать около 10 км до правого притока, пока не уперлись в оползень правого берега – дальше дороги не было совсем. Визуальный осмотр показал, что дорога левого берега смыта в 200м ниже по течению, таким образом, выбрав свой вариант спуска, мы ничего не потеряли.

Пешая часть пути до Карагемской поляны также не была подробно описана ни в одном из изученных нами описаний. Мы можем предложить следующий оптимальный с нашей точки зрения вариант: от места оползня правого берега – брод на левый берег в 200м ниже по течению, далее по сохранившейся дороге левого берега приблизительно 1.5 км до левого притока. Брод через приток в нашу воду был сравним по сложности с бродом через р. Йолдоайры, поэтому в этом месте нужно бродить обратно на правый берег р. Йолдоайры.

Далее дорога все время идет вдоль правого берега, то приближаясь к самой воде, то уходя от нее на несколько километров. В четырех местах тропа правого берега смыта оползнями и идти приходится по самой кромке воды.

Последние 7-8 километров дорога идет высоко от реки и воды практически нет, поэтому на ночевку вставать затруднительно и идти лучше сразу до Карагемской поляны. Мы так и поступили, начав пешку в 16:30 мы вышли на поляну в месте слияния р. Йолдоайры и р. Карагем в 22:00 лидирующая группа и в 23:30 замыкающая. Последние 5-6 км дорога правого берега идет по накатанной колее, без разрушений и оползней, поэтому передвигаться по ней можно и в сумерках, и в темноте с фонарями.

Заброска на р.Карагем может быть признана одной из самых протяженных на Алтае. Мы проехали более 1000 км и прошли 15 км пешки за три дня.

4. Выход с маршрута.

Как мы и предполагали при планировании маршрута, основная часть группы закончила его в поселке Чемал. Выезд из пос. Чемал хорошо известен туристам. Мы сами выезжали из него три раза и можем отметить, что ничего не изменилось. По-прежнему ходит рейсовый автобус два раза в день: утром около 7:00 и днем около 16:00. Мы выбрали утренний вариант и часть группы, ориентировавшаяся на выброску самолетом, вечером этого же дня благополучно прибыла в Москву. Часть группы, выбиравшаяся на поезде, также вечером этого же дня села на поезд в г.Новосибирск.

Кроме этого с маршрута существует еще несколько аварийных выходов:

  • от стрелки р.Карагем с р.Аргут – пешком или с помощью лошадей нанятых у алтайцев до пос.Джезатор по дороге правого берега реки Аргут, затем на машине до Кош-Агача и далее по Чуйскому тракту обратно до Бийска;
  • от стрелки с р.Аргут с р.Катунью по дороге левого берега р.Катунь до пос. Ини и далее по Чуйскому тракту;
  • от стрелки р.Катунь и р.Чуя по Чуйскому тракту;
  • от поселка Иня по Чуйскому тракту.

Три человека из нашей группы из-за нехватки времени воспользовались первым вариантом аварийного схода и через три дня были в г.Новосибирск.

5. Состав группы.

Ср-во сплава р.Карагем

Ср-во сплава р.Аргут

Ср-во сплава р.Катунь

ФИО

Год рожд.

Туристский опыт

Обязанности

1.

К-4-1

К-4-1

бер. ком

Демидов Алексей Юрьевич

1959

Урик 5(6)р,Чаткал 5р, Мал. Лаба 3(6)р Мал. Самульта 5у

Рук. Группы

2.

К-4-1

К-4-1

бер. ком

Золотов Павел Александрович

1962

Урик 5(6)у,Чаткал 5у, Мал. Лаба 3(6)у Мал. Самульта 5р

Зам. Рук. Группы

3.

К-4-1

К-4-1

К-4-1

Радостин Сергей Викторович

1980

Ока Саянская 4у, Шуя Сев.3у

 

4.

К-4-1

К-4-1

К-4-1

Бибиков Сергей Викторович

1971

Ока Саянская 4у, Кутсайоки.3у

ремонтник

5.

бер. ком

бер. ком

К-4-1

Золотова Галина Александровна

1964

Мал. Сумульта 5у,Ка-Хем 4у

 

6.

бер. ком

бер. ком

К-4-1

Золотов Александр Павлович

1978

   
               

7.

К-4-2

К-4-3

бер. ком

Кагнер Михаил Юрьевич

1964

Шавла-Аргут-Катунь 5р, Катунь 4у, Жомболок 3(5) у

 

8.

К-4-2

К-4-3

бер. ком

Кошелев Алексей Сергеевич

1977

Урик 5(6) у, Жом-Болок 3(5)у, Охта 3у

 

9.

К-4-2

К-4-3

К-4-3

Брусникин Максим Борисович

1977

Урик 5(6)у, Тумча 3у, Мста 2у

ремонтник

10.

К-4-2

бер. ком

К-4-3

Стаханов Александр Борисович

1981

Ууксойоки 2(3)у

фотограф

               

11.

К-4-3

К-4-3

бер. ком

Жаворонко Николай Сергеевич

1980

Уксуйоки 2(3)у., Охта 3у

 

12.

К-4-3

бер. ком

К-4-3

Щербаков Илья Алексеевич

1981

Ока Саянская 4у, Шуя Сев. 3у

 

13.

К-4-3

-

-

Пименов Антон Борисович

1965

Чаткал 5у, Ойгаинг 5у

 

14.

К-4-3

-

-

Стасов Валерий Юрьевич

1965

Чаткал 5у, Ойгаинг 5у

 

15.

бер.ком.

бер. ком

К-4-3

Моргунова Анастасия Евгеньевна

1981

Ока Саянская 4у, Кутсайоки 3у

медик

16.

бер.ком.

-

-

Лазунин Евгений Юрьевич

1982

Ууксуйоки 2(3)у

 

Как видно из приведенного выше списка группы ее состав был неоднороден. Костяк составляли опытные туристы с большим стажем, прошедшие вместе не один поход 5–ой категории сложности. В этом походе группа пополнилась большой командой молодежи из студенческого турклуба “ФОРТИС” Московского Государственного Технического Университета “МАМИ”. Мы совершили в этом составе несколько тренировочных походов в Подмосковье и приняли решение - несмотря на формальную нехватку опыта взять их в поход. Первоначально планировалось идти участок р.Карагем – р.Аргут до устья р. Юнгур двумя катамаранами и береговой командой и только после р.Юнгур собирать третий катамаран. В г. Новосибирске к нам присоединились два туриста из Екатеринбурга, которых некоторые члены нашей группы знали раньше по совместному походу по р.Катунь. Наличие двух опытных туристов позволило нам принять решение о строительстве третьего катамарана в самом начале сплава. К сожалению отпускной график новых членов группы не позволил им продолжить плавание с нами до конца маршрута и они вместе с одним из наших ребят сошли с маршрута раньше, воспользовавшись аварийным сходом со стрелки р.Карагем и р.Аргут. После этого мы вынуждены были разобрать один катамаран - К-4-2 и продолжить сплав на двух суднах, проведя перестановки в экипажах судов К-4-2 и К-4-3.

6. СНАРЯЖЕНИЕ.

Средства сплава:

К-4-1 – Четырехместный катамаран фирмы “Рафтмастер” с увеличенными наплывами.

Длина 4.7, ширина вязки – 2.2, водоизмещение – 2.300.

К-4-2 – Четырехместный стандартный катамаран фирмы “Рафтмастер”

Длина 4.5, ширина вязки – 2.1, водоизмещение – 2.000.

К-4-3 – Четырехместный самодельный катамаран

Длина 5.2, ширина вязки – 2.4, водоизмещение – 3.500.

Общественное снаряжение:

Палатка типа “Зима” - 1шт, палатки 2х – местные –2 шт., общественный тент – 1шт.

Ремнаборы, топоры, мини-аптечки на каждом катамаране.

Личное снаряжение:

Спасательный жилет надувной многосекционный – объем 25-30 литров, каска хоккейная, нож, грудная обвязка, гидрокостюм сухой или мокрый, защитный костюм – у каждого члена группы, включая береговую команду.

7. График движения группы.

День пути

Дата

Участок
Маршрута

Протя-
женность в км

Протя-
женность в часах

Способ
преодоления

Примечания

1

01.08

г. Новосибирск – пос.Манжерок

500

10

ГАЗ-66

 

2

02.08

пос.Манжерок – пос.Бельтир

500

14

ГАЗ-66

 

3

03.08

пос.Бельтир – пер.Карагем(10км ниже)
р. Йолдоайры – Карагемская поляна

50

15

7

6

ГАЗ-66
пешком

С вещами, люди на перевал пешком
По тропе правого берега

4

03.08

Стапель на Карагемской поляне

-

-

-

-

5

04.08

Карагемская поляна – пр.№5

7

8

сплав

Обнос вещей через пор.Эридан

6

05.08

пр.№5 – пр.№9

5

8

сплав

Прорыв балона К-4-3.

7

06.08

пр.№9 – пор.Бобслей

5

9

сплав

К-4-1 дошел до пор.Бобслей, К-4-2, К-4-3 остановились за пор.Нокдаун (Селевой) – обнос вещей.

8

07.08

пор.Бобслей – вход во II каньон

5

5

сплав

К-4-2, К-4-3 утром прошли участок до пор. Бобслей, затем сплав до II каньона – полудневка.

9

08.08

вход во II каньон – после пор.Трек

14

8

сплав

Поиск места для дневки.

10

09.08

после пор.Трек

-

-

дневка

Баня, рад. выход в горы.

11

10.08

после пор.Трек – стрелка р.Аргут

14

5

сплав

Спас работы, осмотр Карагемского прорыва – полудневка.

12

11.08

стрелка р.Аргут – пор. Коротыш

15

5

сплав

Сбор К-4-2, ремонт К-4-3 – полудневка.

13

12.08

пор. Коротыш – после трубы Сапожникова

19

9

сплав

К-4-1 – прохождение трубы Сапожникова, К-4-3 обнос вещей через трубу Сапожникова и пор.-водопад Сапожникова.

14

13.08

после трубы Сапожникова – устье р.Юнгур

18

9

сплав

К-4-1 обнос вещей через I-ю ступень пор.-водопад Сапожникова, К-4-3 прохождение трубы Сапожникова, обнос I-ой ступени пор.-водопада Сапожникова

15

14.08

устье р.Юнгур – пор.Раздельный

16

9

сплав

К-4-3 проход пор.Раздельный

16

15.08

пор.Раздельный – стрелка р.Катунь

42

9

сплав

К-4-1 проход пор.Раздельный, ремонт К-4-3

17

16.08

стрелка р.Катунь – пор. Ильгульменский

59

9

сплав

 

18

17.08

пор. Ильгульменский – лев. приток перед пор.Тельдыкпень

80

9

сплав

 

19

18.08

лев. приток перед пор.Тельдыкпень – пос.Чемал

70

8

сплав

антистапель

20

19.08

пос.Чемал – г.Новосибирск – г.Москва

700

10

автобус, машина, самолет

 

Итого: активными способами передвижения: 385 км.

по воде – 370 км.

пешком – 15 км.

8. Техническое описание маршрута.

В техническом плане весь маршрут можно разбить на несколько участков, однородных по характеру препятствий:

  1. Карагем является наиболее водным притоком Аргута. Длина реки 65 км, средний уклон 13 м/км, среднегодовой расход в устье 70 м3/с, в месте начала сплава (Карагемская поляна) - 20-30 м3/с.
    Питание реки ледниковое, поэтому вода мутная, с большим содержанием ила (уровень воды в солнечные дни заметно повышается во второй половине дня после 15:00).
    Долина реки покрыта густым лесом. По правому берегу высоко над рекой идет тропа через участки горелого леса. На Карагеме можно выделить четыре технически сложных участка, разделенных быстротоком, всего 33 препятствия.

  • Первое ущелье длиной 8 км начинается от устья левого притока реки Калын-Агач и кончается у устья самого крупного притока р.Кара-Айры. Средний уклон - 20.5 м/км. Основными препятствиями являются пороги и шиверы с обилием камней в русле при большой скорости потока. Всего в ущелье 21 препятствие (17 порогов и 4 шиверы). Самые сложные препятствия расположены за устьем правого притока р.Камрю.
  • Второе ущелье длиной 4 км начинается от порога Белый Бом и кончается за устьем реки Каинды-Одру. Средний уклон 18 м/км.
  • Третье ущелье длиной 6 км. начинается через 7 км. после 2-го, ориентиром служит конец разбоев и появляющиеся скальные выступы правого берега. Средний уклон 13 м/км. Основными препятствиями являются 5 порогов и 2 шиверы, всего 7 препятствий.
  • Перед впадением Карагема в Аргут за устьем р.Чибит находится Чибитский каскад порогов длиной 3 км. Средний уклон 16 м/км. Основными препятствиями служат шиверы с мощной водой при большой скорости потока.

  1. Аргут. Его длина - 132 км, он начинается при слиянии двух рек: Джазатор и Ак-Алаха. Средний уклон реки 10 м/км, среднегодовой расход в устье 112 м3/с, площадь бассейна 7000 км2 (из них 300 км2 ледников). Обилие ледников определяет характер водного режима: 40% стока дают ледники и вечные снега, 34% - сезонные снега, 17% - дожди, 9% - подземные воды. С точки зрения спортивного сплава принято подразделят Аргут на участки:
  • Верхний Аргут - участок реки от слияния Ак-Алахи и Джазатора до начала Большого Карагемского прорыва. Длина 25-30 км, средний уклон 2.5 м/км. Основными препятствиями являются пороги и шиверы средней сложности.
  • Большой Карагемский прорыв - участок реки до выхода в Нижнюю степь в 1.5 км выше устья реки Карагем. Длина участка 6-7 км, средний уклон более 15 м/км, местами 20-25 м/км. Это наиболее сложный и опасный участок реки, по настоящее время пройденный лишь частично.
  • Степной Аргут - участок реки до устья реки Кулагаш. Длина 25 км, средний уклон 3.5 м/км. Это один из наиболее легких отрезков для прохождения.
  • Дикий Аргут - участок реки до выхода из Аргутских Ворот. Длина около 50 км, средний уклон 8 м/км. Здесь сосредоточена основная часть препятствий реки.
  • Быстрый Аргут - участок реки до впадения ее в Катунь. Длина 30 км, средний уклон 3 м/км. Основные препятствия: несложные пороги и шиверы. Наиболее сложный порог участка - "Атланты".

Нами были пройдены Степной, Дикий и Быстрый участки Аргута.

  1. Катунь. Мощная полноводная река в степных берегах, на участке Кадринской трубы берега покрыты лесом. Среднее падение на рассматриваемом участке около 2 м/км. Характерные препятствия этого участка – мощные валы и бочки, неравномерности и завихрения потока.

Можно выделить два участка:

  • от стрелки с р.Аргут до порога “Ильгуменский”;
  • от порога “Ильгуменский” до пос.Чемал

Ниже мы приводим техническое описание каждого из этих участков в отдельности. Номера и названия препятствий приведены по лоции отчета №4097 библиотеки МГЦТК.

 

 

Река Карагем

9. Участок 1.1 Верховья р. Карагем – I ущелье.

Начинается после слияния с левым притоком р. Йолдоайры . Уровень воды - средний. Заметно повышение уровня воды в течение дня после 14:00. Максимальный уровень приходится на 15-16:00. До устья р.Камрю этот участок целесообразно идти в обычном дневном ритме с 10:00 до 17:00. После р.Камрю дневной график движения целесообразно сдвинуть для нахождение на воде с 8:00 до 15:00.

Пр.1 – Порог “Стартовый”

От Карагемской поляны до Пр.1 около 40 мин. сплава. Ориентир начала препятствия – левый приток р.Калын-Огач. Длина около 300 м. Порог начинается в 400м на правом повороте реки после притока. Порог не сложный, в центре несколько сужений до 6м и сливов до 1м.

Пр.2 – Порог “Олимпийский”

Начинается практически сразу за пр.1 после плавного левого поворота. Значительно сложнее и мощнее предыдущего препятствия. Длина 350м. Струя хаотично перемещается от берега к берегу. Мощные сливы и навалы на камни. В конце порога река дробится на струи на уходит в завал. Проход есть у самого левого берега, но попасть в него практически не возможно. Мы предпочли более безопасный вариант – выброс на камни у правого берега, с последующим обносом завала. Сразу после завала начинается Пр.3.

Пр.3 – Порог “Еридан”

Начинается сразу за пр.2 на резком правом повороте реки. Общая длина 500 м. Наибольшую сложность представляет первая ступень длиной около 200м. Река прорывается между большими валунами, расположенными в шахматном порядке. Затем следует вторая ступень – мощная шивера. За порогом быстроток около 500м в конце которого на правом берегу хорошая поляна для стоянки.

Первую ступень шли на разгруженных судах. В целом порог напоминает пор. Харкуш на Чаткале в уменьшенном варианте.

Пр.4 – Мощная шивера

Начинается сразу за пр.3 Длина около 600м. За шиверой быстроток около 200м в конце которого на правом берегу хорошая поляна для стоянки.

Пр.5 - Порог

Расположен на крутом левом повороте реки. На повороте завал. Длина порога 200м. Завал обнесли и стартовали сразу за ним. В начале порога сложный слив между камнями на правом повороте реки. Затем идет струя с валами и навалом на камни правого берега.

Пр.6 – Порог “Трамплин”

После пр.5 около 600 м шиверы до левого поворота реки. На этом повороте начинается разгонная шивера пор. “Трамплин”. У нас шивера была осложнена бревном, которое перегораживало реку, оставляя только узкий проход вдоль правого берега. Сам порог расположен на правом повороте после впадения ручья с левого берега. Порог представляет собой серию сливов между огромными валунами, расположенными в шахматном порядке. В высокую воду есть проход у правого берега. В среднюю необходимо идти в центральный слив с большой бочкой и сразу уходить налево в следующий слив. Заканчивается порог 300м шиверой.

Пр.7 – Порог

После 300 м шиверы начинается пр.7. Ориентир – бом на правом берегу. На бом сильный навал, затем река разбивается на три протоки, правая забита камнями и бревнами, идти нужно в центральную протоку. После проток порог имеет характер мощной шиверы.

Пр.8 – Шивера

После пр.7 долина немного расширяется, и река обходит справа треком большую галечную отмель. Слева протока мелкая и в нашу воду не проходима. В правой протоке расположено пр.8 – шивера. Основную опасность представляют деревья свисающие в поток, как с правого коренного берега, так и с отмели. В начале и конце отмели удобная чалка, есть место для стоянки на маленькой полке левого берега.

Пр.9 – Порог

Простой порог. На входе два острова, затем река сужается, образуя ворота между двумя камнями с мощным сливом.

Пр.10 – Прижим

Прижим к правому берегу через 300 м после пр.9.

Пр.11 – Порог “Россыпь”

Технически сложный порог. Ориентир – левый поворот с бомом правого берега. Для просмотра чалились к правому берегу в 100 м выше порога. На входе в порог несколько сливов до 1.5 метров. На правом повороте расположен косой слив около 2м с бочкой через всю реку. Справа слив упирается в огромный завал, слева струя бьет в россыпь огромных камней. Проходить надо по центру с последующим резким уходом влево от каменной россыпи. Острова на выходе в нашу воду не было – была полу залитая водой отмель с чистым проходом слева. Сразу за порогом справа песчано-галечная отмель. За ней впадает правый приток р.Камрю.

Долина р. Карагем после впадения р.Камрю и до входа во второе ущелье претерпела значительные изменения после схода селевого потока в 1998. Сам сель сошел по-видимому по руслу левого безимянного притока, впадающего напротив р.Камрю. Весь левый берег на участке 1.5 км представляет собой огромный селевой вынос.

  1. После селя 1998г. русло и состояние реки изменились (по сравнению с описаниями) настолько, что вычленение указанных в описании порогов потеряло всякий смысл.
  2. Практически весь участок ущелья представляет собой мощный и сложный порог.
  3. Обработка данного участка ущелья трудна, но возможна по левому берегу, тогда как правый - практически непроходим по склону и перекрыт бомами на уровне реки.
  4. Стоянки возможны только на галечных полках левого берега.

Пр.12 – порог “Нокдаун” наша версия названия “Селевой”

Начинается сразу за устьем р.Камрю. Расположен на “S” – образном повороте реки. Карагем единым руслом несется вниз, вдоль стенки справа. Здесь один за другим следуют мощные сливы и бочки, перемежаемые навалами на скалы правого берега. За окончанием стенки справа следует правый поворот, где разогнавшаяся струя норовит выбросить катамаран наружу, налево. Здесь возможна чалка в улове левого берега перед следующим препятствием.

Очень сложное препятствие. Основную сложность представляют: его протяженность, невозможность организовать эффективную, промежуточную страховку, мощные валы и бочки, практически без возможности их объехать.

Пр.13 – порог “Крутой”

Расположен сразу за пр.12. Длина 150 м. Можно выделить две ступени – первая на правом повороте реки, практически сливается с пр.12. Наш К-4-1 прошел ее с наплыва вместе с пр.12. Вторая сразу после первой на левом повороте реки с прижимом к бому правого берега. Между ступенями возможна чалка в улово около 10м левого берега. Хотя заход на пр.13 и затруднен завалами с левого и правого берегов, но возможен, и бревна, перегораживающего русло реки, мы не обнаружили.

Вторая ступень более мощная и с большим падением.

Пр.14 – порог

В 100м от пр.13. С этого места река входит в настоящий каньон, представляющий собой как бы два мини-каньона. Первый – высотой 3-5 метров промыт струей в селевом выбросе, второй – высотой 20-30 м сложен коренными породами. Стоянки возможны только на полках левого берега.

Длина 200м, расположен на участке между резкими на 90 градусов правым и левым поворотами реки. На левом повороте перекат с большим количеством выброшенных деревьев. Проход под 90 градусов в самом начале перекатного седла.

Пр.17-пр.21 по описанию 4097.

Расположены в каньоне и в нашей обстановке не читались, см. описание выше.

Необходимо отметить, что в целом данный участок после схода селя стал значительно сложнее. За счет добавления большого количества взвеси вода стала значительно жестче и мощнее, затруднились организация страховки и чалки. В целом река на данном участке несется в каньоне с мощными валами и сливами, периодически наваливая, то на правый, то на левый берега. В местах прижимов расположены завальные стенки, сложенные из плавника высотой до 5 м, но в нашу воду они особой сложности не представляли.

10. Участок 1.2 II ущелье р. Карагем.

Между I и II ущельями 3-4 км участка разбоев. В начале участка слева впадает большой приток р. Кара-Айры. В разбоях сначала держались левого коренного берега, потом перешли под правый. Лесистый остров, как ориентир входа во второе ущелье – отсутствует полностью, остались только скальные ворота. Перед входом во второе ущелье стоянка с правого берега, здесь целесообразно сделать дневку – II и III ущелье можно пройти за один день.

Пр.22 – порог “Белый Бом”

Расположен сразу за скальными воротами, длина 100м. Просмотр с бома правого берега. Заход в порог по основной струе, затем струя бьет в камни, с повисшими на них бревнами мы уходили на право к бому.

Пр.23 – шивера

Расположена сразу после пр.22, длина 500.

Пр.24 – порог “Сарлыки”

Сразу за пр.23, расположен на правом повороте реки – длина 100м. Ближе к левому берегу каменистая отмель, проходили по правому рукаву.

Пр.25 – шивера

Длина – 800м.

Пр.26 – порог “Винт”

Самый сложный порог II ущелья и один из сложнейших на р.Карагем. Ориентир – река входит в осыпной каньон. Разведка с правого берега – левый осыпуха. На плавном левом повороте река входит в каньон на входе цепочка мощных сливов, далее на правом повороте расположены два основных слива до 2 м высотой.

Растояние между сливами 20-30 м. Перед вторым сливом струя уходит по треку к левому берегу. Во втором сливе большой полу-обливной камень с проходами с обеих сторон порядка 5 м. Правый проход с крутой мощной бочкой, левый более плавный, но его струя бьет в в большой завал левого берега. Мы испробовали оба варианта К-4-1 и К-4-2 проходили слева, более мощный К-4-3 справа. За порогом выходная шивера, требующая усиленного лавирования.

Пр.27 – шивера

Сразу за пр.26 – тянется до конца ущелья.

 

11. Участок 1.3 III ущелье р. Карагем.

Между II и III ущельями 7-8 км. Разбои, река часто меняет русло и в нашу воду несколько раз шла через лес с подмытыми деревьями. Необходимы осторожность и внимание. Ориентир начала III ущелья окончание разбоя и скалы на коренном правом берегу.

Пр.28 – порог “Разбойники”

Самый сложный порог III ущелья. Длина 400м. Просмотр по левому берегу. Большие заросли облепихи. Порог начинается узкими около 5 м воротами, образованными завалами на каменных грядах. Затем струя с валами, бочками и камнями выходит к правому коренному берегу и идет вдоль него, в конце порога она бьет в завал, в котором есть только узкий проход 2.5 м. Основную сложность представляет правильный заход в порог и попадание в узкий коридор в завале на выходе. В целом порог достаточно длинный и отнимающий много сил.

Пр.29 – шивера

Сразу после пр.28. Большое падение, валы, камни. Река постепенно огибает отроги левого, потом правого берегов. После левого отрога слева вытекает ручей.

Пр.30 – шивера

Длина – 300 м. Начинается в месте подхода отрогов левого берега к воде. Заканчивается на правом повороте в месте впадения ручья. Довольно значительное падение, галечные острова. Проход ближе к коренному левому берегу.

Пр.31 – порог “Трек”

После правого поворота поток разбивается на две струи галечным островом. Мы шли левой протокой. Правая более простая, но выбранная нами стоянка, была сразу за порогом по левому берегу. В целом порог не сложнее предыдущих шивер.

Пр.32 – порог “Старый”

В начале порога прижим к правому берегу, затем участок с обливными камнями. На выходе слив – проход ближе к левому берегу.

Пр.33 – порог “Средний”

После пр.32 шивера с крупными камнями, затем прижим к правому берегу, далее отмель из крупных камней.

Пр.34 – порог “Луговой”

Порога как такового нет, с правого берега впадает ручей, затем река делает левый, потом правый повороты. В русле валы, камни.

12. Участок 1.4 Чибитские пороги.

На наш взгляд участок реки, который нуждается в дополнительном выделении и которому в предыдущих описаниях не уделено достаточного внимания. Начинается сразу за впадением правого притока р.Чибит и заканчивается в 1.5 км от впадения р.Карагем в р.Аргут. Общая протяженность участка 3 км.

На этом участке Карагем, как бы прощаясь с Вами, показывает напоследок всю свою мощь. С нами на этом участке произошла самая неприятная аварийная ситуация на всем маршруте – переворот К-4-3.

Пр.35.1 – первая ступень “Чибитских порогов”

Длина – 300м. Расположено сразу после плавного левого поворота, в 400м выше деревянного моста. Мощные валы и бочки – правый берег отвесный бом, левый – лесистый крутой. Основная проблема в сохранении линии движения судна. Любая раскантовка чревата переворотом.

Пр.35.2 – вторая ступень “Чибитских порогов”

Длина – 200 метров. Начинается сразу за пр.35.1, перед мостом слив 1.5м с огромной косой бочкой за ним. Именно здесь и произошел переворот нашего катамарана водоизмещением 3.500. В бочке его раскантовало и затем прижало к правой опоре моста – результат мгновенный переворот. За мостом около 100м шиверы, затем ворота шириной 10м со сливом на плавном левом повороте, образованные завалами с левого и правого берегов.

Пр.35.3 - третья ступень “Чибитских порогов”

Длина 500м. Падение и скорость течения сохраняются, большие валы и бочки, осложненные началом разбоев. Река дробится на несколько рукавов, некоторые из них перекрыты завалами. Держатся надо коренного левого берега.

После “Чибитских порогов” до стрелки с р.Аргут около 1.5 км несложных разбоев.

В этом месте мы рекомендуем сделать дневку для просмотра “Карагемского прорыва” на р.Аргут. Хорошее место на степном левом берегу в месте впадения небольшого ручья.

Стрелка р.Карагем и р.Аргут довольно плотно, по местным меркам, заселена. Здесь есть несколько поселений алтайцев и дорога в поселок Джезатор. Ею воспользовались три члена нашей команды, у которых заканчивалось время отпуска. Мы перестроили К-4-3 после аварии и разобрали К-4-2. Произвели перестановку экипажей с тем, чтобы продолжить дальнейший сплав двумя катамаранами с увеличенной береговой командой.

Описание аварийной ситуации.

После переворота за катамаран удалось зацепится троим членам экипажа, которые смогли сплавится на перевернутом судне и самостоятельно зачалится в середине третьей ступени. Еще один член экипажа, был выловлен береговой страховкой сразу за мостом. Пятый член экипажа оторвался от катамарана и пошел самосплавом по правому – дальнему от береговой страховки краю струи. Ему удалось выбросится на галечную отмель в конце третье ступени, где он был сразу снят катамараном осуществлявшим страховку с воды в начале третьей ступени.

Река Аргут

13. Участок 2.1 “Степной” Аргут

После впадения Карагема Аргут течет в широкой долине с многочисленными островами и отмелями. Серьезных препятствий на этом участке нет.

Пр.36 – порог “Степной”

Ориентир порога – ручей слева. Порог представляет собой узкий каньон в песчаной породе, длинный с большими валами. Лавировка требуется только если стараться огибать валы, что впрочем не обязательно. На входе гряда камней, заход вдоль левого берега. После порога р.Аргут течет спокойно до р.Куркурек.

Пр.37 – порог “Куркурек”

В районе р.Куркурек Аргут разбивается на несколько проток. Вскоре все протоки собираются в одну, река поворачивает налево – впереди простой порог “Куркурек”.

Пр.38 – порог “Коротыш”

Самый сложный порог на этом участке. Короткий но мощный порог. После пр.37 – 2-3км плеса, затем плавный поворот направо, на этом повороте и находится порог “Коротыш”. Разведка по тропе левого берега, в середине порога впадает небольшой ручей.

На входе мощный слив между двух подводных камней – проход вдоль левого берега.

Пр.39 – шивера

Простая шивера, проход по основной струе. Сразу за ней р.Кулагаш.

14. Участок 2.2 “Дикий” Аргут

Самый сложный и легендарный участок р.Аргут, именно здесь и расположены основные препятствия р.Аргут, делающие любой маршрут с прохождением этого участка полноценной шестеркой.

Уровень воды высокий.

Пр.40 – порог “Надолбы”

Мощный, технически сложный порог, длина - 800. Река течет в мрачном, сыром каньоне. Левый берег бом, вдоль правого идет небольшая полка, вдоль которой можно просмотреть порог.

Порог начинается на плавном левом повороте сразу после р.Кулагаш. В русле лежат огромные камни. Основная масса воды идет с левого берега в прижим под скалы с отрицательным уклоном. Проход с правого берега требует постоянного лавирования. В середине порога река делает правый поворот. На повороте вода собирается в единую струю с мощными валами и через 100м бьет в гряду подводных камней, пересекающую всю реку. В гряде есть несколько проходов. Самый простой возле левого берега, практически не досягаем, чтобы попасть туда, необходимо пересечь струю на участке 100м. В проход возле правого берега попасть проще, но слив в нем гораздо больше, а главное это огромная бочка за сливом. Мы проходили эту гряду правым проходом, бочка тормозила катамараны на несколько секунд, но потом отпускала и все закончилось благополучно.

Пр.41 – порог “Труба Сапожникова”

Один из самых мощных и протяженных порогов р.Аргут. Длина около 3км, ориентир – камень “часовой” на левом берегу, перед входом в порог. Вдоль порога по левому берегу идет тропа, удобная для обноса и просмотра порога. Основная линия движения при прохождении – вдоль левого берега.

Порог расположен на относительно прямом участке реки, лишь в конце река делает плавный правый поворот. Основная сложность огромные валы, бочки, сливы с подводных и полуподводных камней, большие турбулентности потока. Основная струя идет по центру реки, наваливая на огромные камни, хаотично разбросанные в русле. Мы проходили порог вдоль левого берега участками, чалясь для отдыха и просмотра , в большие улова у берега. Самыми сложными были участок на заходе, и на повороте, т.к. их приходилось проходить по левому краю основной струи. К-4-1 проходил порог с вещами, К-4-3 вещи обносил и проходил порог утром следующего дня.

Пр.42 – порог-водопад “Сапожникова”

Расположен через 500-600 метров от пр.41. Ориентир - бом правого берега. Общая протяженность около 1км. Порог это хаотичный сброс воды через несколько каменистых гряд. Огромные валы, бочки, подводные и полуподводные камни. В начале порога справа впадает приток. Четкую линию движения выбрать, а главное воплотить очень трудно. Прохождение превращается в мгновенное реагирование на появляющиеся препятствия: валы, подводные камни, бочки. Вообще, все в этом пороге представляется неоправданно большим, даже огромным – камни, вода, скорость струи.

Для прохождения мы чалились к правому берегу в начале порога. Линию движения для прохождения первой ступени выбрали вдоль правого берега. К-4-1 обнес вещи через первую ступень, К-4-3 решил обнести катамаран. Прохождение порога запомнилось проходом огромной косой бочки в гряде после притока.

Пр.43 – шивера “Седая”

Сразу за пр.42 на плавном левом повороте. Фактически представляет собой выходную шиверу порога-водопада. Очень мощное препятствие. Хаотичное нагромождение камней, валов и бочек.

После шиверы хорошая стоянка на полке левого берега. Именно сюда экипаж К-4-3 отнес на кануне свои вещи.

Основная сложность препятствий 41-43 это не возможность организовать эффективную страховку. Действительно, масштабы препятствий, скорость и мощь воды не позволяют надеяться ни на береговую ни на страховку с воды. Поэтому прохождение данного участка может быть рекомендовано только опытным экипажам и полагаться им следует только на самостраховку.

Пр.44 – порог “Угловой”

Расположен на резком правом повороте через 300м после пр.43. Порог не сложный на заходе лучше держаться слева, а после поворота переходить на правый край струи.

Пр.45 – порог “Медвежий”

Расположен сразу за пр.44 на прямом участке реки после левого поворота. На струе камни, валы, сливы с обливных камней. В конце не приятный прижим к бому левого берега. Идти нужно по левому краю струи, в слив на повороте, затем уходить от бома на центр струи.

Пр.46 – порог “Иедыгемский”

Начинается на крутом левом повороте, длина 500м. На заходе слева большое количество камней. Идти лучше по правому краю струи, что позволит избежать двух сливов с обливных камней слева. В конце порога лучше уходить к левому берегу. После порога слева впадает крупный приток река Иедыгем.

Пр.47 – шивера

Простая шивера за устьем р.Иедыгем.

Пр.48 – порог “Остров”

Через 1.5км после пр.47. В правой части реки галечный остров, основная вода в левой протоке. Валы до 1.5м, обливные камни. За порогом Аргут течет в небольшом скалистом каньоне.

Пр.49 – порог “Зиг-Заг”

Находится в каньоне, не сложен. Представляет собой два прижима на поворотах реки. Первый прижим к камню у левого берега, второй к бому правого берега.

Пр.50 – порог “Стерегущий”

Начинается после устья небольшого левого ручья. Левый берег порога – осыпной бом, правый - не высокая скальная стенка. Порог начинается разгонной шиверой, затем река делает правый поворот и река разбивается на две протоки в центре большой остров. В левой протоке навал на скалы левого берега, в правой нужно идти вдоль правого берега, уходя от прижима к правому берегу. В конце протоки возле конца острова резкий уход влево к коренному берегу – справа каменистый перекат.

Пр.51 – прижим

Нам это препятствие выделить не удалось.

Пр.52 – шивера

Валы до 1.5м, в правой части струи мощный слив.

По описанию №4097 - мощная шивера в которой перевернулся ПСН-10. Нам это препятствие выделить не удалось.

На участке реки от пр.50 до устья р.Юнгур Аргут течет в красивом каньоне, сложных препятствий нет, хотя встречаются отдельные прижимы к скальным стенкам и камни. В устье р.Юнгур высоко на полке правого берега очень красивая стоянка.

Каньон на Аргуте продолжается до выхода из “Аргутских Ворот”.

Пр.53-54 шиверы

Простые шиверы.

Пр.55 – порог “Большой Ары-Юльский”

Ориентир тихий участок реки и приток справа – Большой Ары-Юл. Разведка по полке левого берега. Порог расположен на резком левом повороте и представляет собой гряду огромных черных камней. Прход ближе к правому берегу.

Пр.56 – порог “Белый”

Очень длинный и сложный порог. После пр.55 на реке идут плесы, затем общий правый поворот долины и красноватая осыпь на левом берегу – это начало порога “Белый”. Порог очень длинный больше 3км, поэтому проходили его по частям, делая разведку каждой части. Первая часть порога – сильная узкая струя с валами, затем Аргут входит в скальное сужение. В сужении мощный слив. Затем идет участок с большими камнями и значительным уклоном – основная опасность большие валы и навалы на камни. Выходной участок порога – вода наваливает на огромный “троллейбус в центре реки”, проход вдоль левого берега.

Пр.57-59 – шиверы

Простые шиверы, проходили с ходу.

Пр.60 – слив с камней

Проходили с ходу.

Пр.61 – обливной камень

В центре большой обливной камень, за ним правый поворот и навал на камни левого берега. Проход справа.

Пр.62-69 – простые препятствия

Навалы на скальные стенки, камни на струе, валы.

Пр.70 – порог “Зуб Ело”

Слева впадает р.Ело, сразу за ней расположено пр.70. Порог не сложный, единственное препятствие большой камень в центре реки. Проход слева. Сразу за пр.70, примерно в 200м расположен порог “Раздельный”, поэтому проходить пр.70 нужно очень аккуратно и чалится в круглое улово правого берега перед пр.71.

Пр.71 – порог “Раздельный”

Последний сложный порог р.Аргут. Расположен на плавном правом повороте реки в 200м после пр.70. В скальном сужении реку преграждают 3 подводные гряды, расположенные на участке 30-40м, общее падение на этом участке около 8м. Правый берег бом с сильным прижимом, левый каменистая осыпь.

Просмотр порога с высокого правого берега, чалится нужно в огромное улово перед поворотом. Порог проходили по основной струе, держа направление на выступ правого берега в конце прижима. Навал на скалы был, но не такой сильный, как можно было ожидать.

Пр.73-75 препятствия в выходном каньоне

От пр.71 Аргут течет в узком скальном каньоне еще около 3-4км. Основными препятствиями этого участка являются прижимы, порой к стенкам с отрицательным уклоном, что очень опасно и мощные сливы в сужениях. Один из таких сливов и стал причиной переворота К-4-1. Все закончилось благополучно, часть экипажа оседлала перевернутое судно и сплавилось на нем около 1км до выхода из “Ворот Аргута”. Два человека, участвовавшие в сталкивание перевернутого судна с каменистой отмели у скал левого берега, остались на этой отмели в каньоне. Им пришлось выбираться наверх и остаток каньона пройти по левому берегу и присоединится к остальному экипажу после выхода из каньона.

Рекомендуем остальным группам не повторять наших ошибок и отнестись к этому участку реки очень серьезно – сливы в сужениях каньона действительно очень мощные и малейшая не точность в заходе или не доработка экипажа ведет к перевороту.

15. Участок 2.3 “Быстрый” Аргут

Этот участок реки можно идти с наплыва, единственное препятствие, нуждающееся в просмотре – порог “Атланты”.

Пр.76-81 простые шиверы

Пр.82 – порог “Лесной остров”

Расположен за залесенным островом. Проход по основной струе.

Пр.83-85 – простые шиверы

Пр.86 – порог “Туганский”

На входе высокий камень, на правом берегу зимовье. Проходили правым берегом.

Пр.87-89 – шиверы

Валы 1-1.5м, камни.

Пр.90 – порог две отмели

Простой порог, проход по основной струе.

Пр.91 – порог “Тихоня”

В русле огромная скала, проход справа.

Пр.92 – порог “Атланты”

Единственный серьезный порог “Быстрого Аргута”. Ориентир – левый поворот, на правом берегу овечья кошара. Порог можно разбить на три части: мощная заходная шивера, центральная часть со сливом с огромного камня в центре реки и выходная часть с сужением в скальных воротах.

Проходили по левому краю струи, стараясь не выйти на середину, выходную часть проходили на скорости, уходя от навала на правую скалу.

Пр.93 – шивера “Дикая”

Длинный участок реки с камнями и валами.

Пр.94 – порог “Игольное ушко”

Узкий проход между скалой в русле и правым берегом.

Пр.95 – шивера “Ленивая”

Редкие валы, камни.

Пр.96 – порог “Ворота”

Слив через всю реку, проходили с наплыва ближе к правому берегу.

Река Катунь

16. Участок 3.1 р.Катунь до пор. Ильгумень

Странные вещи происходят с гидрологической обстановкой в бассейне Катуни. Мы были на стрелке Катуни и Аргута в 1996 году и тогда расход этих рек был сравним, в Катуне он был даже побольше. В 2000 расход Катуни и Аргута мы оцениваем как 1:2 в пользу Аргута.

Уровень воды – низкий.

Относительно простой участок р.Катунь. Хотя некоторые описания и выделяют на этом участке отдельные препятствия мы считаем его фоновым сплавом, без четко выраженных препятствий.

От поселка Иня до реки Ильгумень река имеет несколько шивер: в устье реки Яломан, в месте отхода Чуйского тракта от реки, и несколько других которые не требуют разведки, но требуют внимания. Весь участок проходится с наплыва за 1 день.

17. Участок 3.2 р.Катунь до пор. Ильгумень – пос.Чемал

Этот участок характерен мощью воды и самыми сложными порогами Катуни- "Ильгуменский" "Шабаш" , "Тельдекпни", “Еланда”

Пр.97 – порог “Ильгуменский”

Расположен в месте впадения левого притока р. Ильгумень. Настоящий ориентир - частная турбаза на левом берегу, под скалистым утесом.

Большой перепад высот, мощные валы и бочки. Справа на входе камни и "бочка", слева огромные валы. “Классика” Катунского сплава говорит, сто заходить в порог надо возле левого берега, пробивать входной вал, а затем пересекать струю слева направо, чтобы не попасть в прижим и уйти от основных валов. Именно так мы и проходили его в 1996 г. В 2000 разведка порога показала, что оптимальное прохождение в эту воду – между камней правого берега по череде пологих сливов.

Пр.98 – “Кадринская труба”

“Кадринская труба” - длинный около 10км участок реки с большим количеством мощных но не опасных для прохождения шивер, требующих в то же время внимания. Расположен в районе впадения правого притока р.Кадрин.

Пр.99 - порог "Шабаш" (“Кузюрский”)

Это одно из самых мощных препятствий Катуни. Порог имеет две ступени. Ориентиром служит

галечный берег слева и подъем полки правого берега. В нашу воду сам порог показался значительно менее впечатляющим, чем в 1996г.

Первая ступень представляет собой нагромождение огромных камней с правого берега, при этом основная масса воды идет по треку вдоль левого и через 50м проходит над подводной грядой, образуя дорожку огромных валов. В 1996г. Мы наблюдали валы более 3м. Проход по сливу между камнями ближе к правому берега, с заходом в улово - для схода со струи.

Вторая ступень – расположена за правым поворотом реки в 200м.

В нашу воду представляла собой пологий длинный язык с цепочкой косых валов высотой 1.5м.

Валы, впрочем, легко прорезались с выходом в улово возле левого берега и последующим спокойным сплавом по улову.

До следующих выделенных нами препятствий – порогов “Тельдыкпень” на реке довольно много различных препятствий: шивер, прижимов, “поганок”, но все они сложности не представляют и легко идутся с наплыва.

Пр.100 – порог “Тельдекпень I”

Ориентир – опоры нового моста. Порог расположен в невысоком скальном каньоне. На захлде довольно мощная шивера, воронок на входе в нашу воду не было. В самом каньоне река изобилует пульсирующими воронками, основная задача экипажа - удержать судно и сохранить линию движения, в центре порога пологий слив общей высотой 1.5м.

Такого интенсивного вертикального и горизонтального перемешивания огромных масс воды, как в пороге “Тельдыкпень” мы не видели больше нигде.

Пр.101 – порог “Тельдекпень II”

Пр.101 расположено в 600м после пр.100. Также расположено в невысоком каньоне. Основное препятствие – слив через всю реку на входе. Скорость течения на заходе не велика, поэтому можно траверсировать на гребне слива, выбирая удобное место для прохождения.

Пр.102 – порог “Еланда”

Ориентир – следы техногенной деятельности по обеим берегам. Именно в этом месте предполагалось построить Катунскую ГЭС. Порог представляет собой слив высотой 3м через всю реку. Проходить можно по середине, уходя от валов за сливом.

Пр.103 – шивера “Чемальская”

Ориентир дорога правого берега отходит от реки, а высоковольтная линия пересекает реку.

Шивера с довольно жесткими валами и сильной струей в начале и сливами и прижимами в конце. Основная задача при прохождении пр.103 – это не пропустить чалку в конце шиверы к правому берегу в месте впадения притока р.Чемал. Здесь находится традиционная поляна для “антистапеля” групп, завершающих свой сплав по Катуни.

 

18. Итоги путешествия, выводы, рекомендации.

  1. Наша группа выполнила все поставленные на этот поход задачи. Мы прошли самый интересный по интегральной оценке: техническая сложность, разнообразие и насыщенность препятствий, протяженность маршрут Алтая. Данный маршрут можно оценить полноценной 6-ой категорией сложности. Основными препятствиями, определяющими сложность маршрута, мы считаем:
  • I ущелье р.Карагем после притока р.Камрю;
  • “Чибитские пороги” р.Карагем;
  • препятствия участка “Дикий Аргут”.

  1. График маршрута достаточно сложный и напряженный, предполагает большие физические затраты на ключевых участках. Поэтому необходимо предусмотреть усиленный рацион питания и витаминную поддержку. В условиях высокогорья организм не успевает полноценно восстановиться при рабочем графике движения, поэтому планирование дневок и полудневок является обязательным.
  2. Запланированной нами полудневки, для полноценного просмотра “Карагемского прорыва”, явно не достаточно. Необходимо выделение целого дня.
  3. Необходимо наличие минимум 3-4 запасных весел на экипаж. Мы оставили 10 весел на р.Карагем.
  4. Для прохождения р.Карагем группа должна иметь хотя бы один ударный экипаж. В задачу этого экипажа должна входить разведка и первопрохождение препятствий, постановка страховки, участие в аварийных работах, сбор береговой команды. Речь идет не только о технической подготовке экипажа, но и морально-психологической.
  5. При прохождение ключевых препятствий “Дикого Аргута”, “Трубы Сапожникова” и “Водопада Сапожникова”, возможность организации эффективной страховки весьма эфемерна. Основные надежды экипажа в случае аварийной ситуации должны быть связаны со самостраховкой.
  6. Каждый экипаж должен иметь все необходимое для организации автономной ночевки и проведения ремонта судна.
19. СХЕМЫ.
Схема №1 Схема №2 Схема №3
Схема №4 Схема №5
20. Список Литературы.
  1. Отчет №4097 “Карагем-Аргут-Катунь” библиотека МГЦКТ.
  2. Отчет №4949 “Карагем-Аргут-Катунь” библиотека МГЦКТ.
  3. Отчет №5325 “Ак-Алаха-Аргут-Катунь” библиотека МГЦКТ.
На главную страницу  Вверх



Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2023
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru

Барахолка:

1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
[Пейнтбол/Продажа]
Евгений, 18.06.22, 21:00
2. 
Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 07:08
3. 
Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 04:45
4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
[Охота - охотничье оружие/Покупка]
Юрий, 18.04.22, 22:39
5. 
Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
[Прочее/Продажа]
Александр, 09.03.22, 16:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1254


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1620


Популярные статьи:

1.  Внетрассовые спуски Домбая [20233], Горные лыжи, Михаил Бочаров, 26.11.02
2.  Экспедиция на пик Победы, 2003 [19624], Альпинизм, Екатерина Рерих, 12.08.03
3.  Полярный Урал на двоих [20543], Путешествия, Денис Нечипоренко, 17.12.01
4.  "Через два океана на Amazing Enterprise" [26071], Дайвинг, Марина Сивоконь, 14.12.09
5.  Легенда блокадного Ленинграда Фирсова Ольга А. [25661], Альпинизм, Андреев Герман Германович, 27.06.11

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Команда Приключений, статей: 1, просмотров: 19837
2.  Мстислав Соколовский, статей: 1, просмотров: 21074
3.  Stanislav, статей: 1, просмотров: 19397
4.  Алексей Романенков, статей: 3, просмотров: 68765
5.  Юрий Линник, статей: 1, просмотров: 21865

1, 2, 3, 4, 5, 6