Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
ОТЧЕТ о горном туристском путешествии второй категории сложности по Дигории, совершенном с 28.04 по 09.05.2000 г.

Слава Львов
e-mail: slava@mdis.ru



СОДЕРЖАНИЕ

Слава Львов
1. Справочные данные о походе
1.1. Паспорт маршрута
1.2. Состав группы
1.4. Календарный график движения на активной части маршрута
1.5. Погодные условия
2. Краткий дневник похода и техническое описание перевалов

 Маршрут
 
  • Г. Владикавказ
  • пос. Дзинага
  • пер. Цагардор (1Б, 3550)
  • л. Бартуй
  • пер. Авсанау (1А, 2900)
  • поляна Таймази
  • рад. выход за заброской
  • пер. Солдат (1Б, 3600)
  • пер. Рцывашки (1Б, 3600)
  • пос. Верхняя Балкария
  • г. Нальчик.

Маршрутная книжка №1/3-208.

Руководитель группы Львов Вячеслав Юрьевич.

Адрес руководителя: 123154, Москва, б-р Карбышева, д. 18, кор. 4, кв. 23.

1.Справочные данные о походе.

 1.1 Паспорт маршрута.
1. Район путешествия Дигория
2. Вид туризма горный.
3. Организация, проводившая путешествие спортклуб МАИ.
4. Категория сложности вторая
5. Количество участников пять
6. Руководитель Львов Вячеслав Юрьевич.
7. Заявочные материалы рассмотрела МКК МГЦТК.
8. Маршрутная книжка 1/3-208.
9. Сроки активной части похода 03.11.2000 - 12.11.2000.
10. Продолжительность активной части похода 10 дней.
11. Количество дневок 0
12. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути 92,5 км (92,5 * горный коэффициент 1,3 = 120 км )
13. Суммарный набор высоты 5500 м
14. Максимальная высота 3600 м.

Нитка активной части маршрута.

пос. Дзинага - пер. Цагардор (1Б, 3450) - л. Бартуй - пер. Авсанау (1А, 2900) - поляна Таймази - рад. выход за заброской - пер. Солдат (1Б, 3600) - пер. Рцывашки (1Б, 3600) - пос. Верхняя Балкария

Список пройденных перевалов.

  1. пер. Цагардор (1Б, 3550)
  2. пер. Авсанау (1А, 2900)
  3. пер. Солдат (1Б, 3600)
  4. пер. Рцывашки (1Б, 3600)
 1.2 Состав группы.
  • Львов Вячеслав Юрьевич-Руководитель
  • Иваненков Владимир Георгиевич
  • Овсянникова Елена Львовна
  • Чижик Дмитрий Владимирович-Ремонтник
  • Нестеров Василий Алексеевич-Медик
 1.3. Календарный график движения на активной части маршрута.
Дата День Прой-й путь, км ЧХВ, ч. Набор высоты, м
03.11.2000 1 3 1 100
04.11.2000 2 7 8,5 950
05.11.2000 3 4 5,5 900
06.11.2000 4 5 6,5 200
07.11.2000 5 9,5 4,5 250
08.11.2000 6 13 6,5 500
09.11.2000 7 17,5 7 1100
10.11.2000 8 7,5 4,5 600
11.11.2000 9 8 5 900
12.11.2000 10 18 5,5 0
 1.4. Погодные условия

Караугом Нам очень повезло с погодой. За 9 дней похода не выпало ни миллиметра осадков. Однако рассчитывать на такой расклад не стоит. Судя по словам сотрудников Владикавказского спасотряда, в это время бывают очень сильные снегопады. Бывает, что за 1-3 дня выпадает до 1 метра снега. В этом случае нужно опасаться массового схода лавин, к тому же движение группы будет чрезвычайно затруднительно. Поэтому при планировании маршрута нужно предполагать возможность такой экстремальной ситуации и тщательно продумывать пути отхода. Снег в это время года на склонах, слабо освещаемых солнцем, сухой, сыпучий. Наст образуется слабо. Снеговая линия на южных склонах была на высоте около 3000м, а на северных около 2000м. Перевалы, у которых есть склоны крутые склоны или кулуары, обращенные не на юг, лавиноопасны. Следует предпочитать либо ребровые перевалы, либо перевалы, обращенные склонами на юг. Температура в тени круглые сутки не выше 0. Однако на солнце при отсутствии ветра достаточно тепло, иногда можно ходить в майке. Ночью, так как была ясная погода, у нас стабильно был мороз около 20 градусов.

 2. Краткий дневник похода и техническое описание перевалов

03.11.2000

Лена Поезд Москва - Владикавказ прибыл во Владикавказ с опозданием, около 11 часов. Часть группы остается на вокзале, а двое отправляются зарегистрировать группу во Владикавказский спасотряд. Спасотряд работает круглосуточно и ежедневно.

Координаты спасотряда:
Адрес: г. Владикавказ, проспект Коста, 273.
Телефоны: 8 (672) 744103 ,749967,744132.
Начальник спасотряда Тавасиев Руслан Андреевич.

Подснежник У спасателей выясняем, как получить у пограничников пропуск в погранзону. Пограничники находятся в поселке Второй Редант. Поселок Второй Редант находится на Военно-Грузинской дороге восточнее Владикавказа. Выясняем также, что автобус в поселок Дзинага отправляется около 15 часов с автовокзала, который расположен недалеко от спасотряда. Таким образом, лучше организовать заезд так: сначала с вокзала отправиться за пропуском к пограничникам, затем всей группой перебазироваться на автовокзал, а оттуда зайти зарегистрироваться в спасотряд. Далее, если вы направляетесь в тот же район, что и мы, нужно знать, что погранзастава находится недалеко от альплагеря Россельмаш, и во избежание эксцессов лучше сначала там зарегистрироваться.

От спасателей едем к пограничникам. Пограничникам показываем маршрутную книжку и письмо от спортклуба со списком группы с паспортными данными. Нужно также предъявить все паспорта. Список с паспортными данными желательно иметь в двух экземплярах.

Под райской поляной Так как темнеет в это время рано, то решаем не дожидаться автобуса и после оформления пропусков берем машину и едем в Дзинагу. Дорога занимает около трех часов. Приезжаем в сумерках. Время 17:00. На почте оставляем заброску. Решаем отойти от селения. Идем по левому берегу р. Караугом-Дон. Через 2 перехода по 30 мин. Останавливаемся на ночевку, так как во-первых уже темно, а во-вторых становится понятно, что мы свернули в долину р. Бартуй-Дон.

ЧХВ 1 ч. Пройдено 3 км. Набор высоты 100 м.

04.11.2000

Василий и Владимир Подъем в 5:30. Еще темно. Выходим в 8:00. Погода ясная, ветра нет. Мост через р. Бартуй-Дон не ищем, так как воды в реке в это время года мало, и мы перепрыгиваем по камням. Нужно отметить, что идти лучше все же правым берегом реки Караугом. На левом берегу мы через 1 переход в 45 минут теряем тропу. Еще 2 перехода по 45 мин. идем без тропы. Упираемся в прижим. Переправляемся через Караугом-Дон вброд, и сразу попадаем на хорошую маркированную тропу. В другое время года переправа через Караугом практически невозможна.

Перевал Цагардор Через 50 минут мы напротив старого русла р. Фастаг-Дон. Как известно, несколько лет назад р. Фастаг-Дон проложила новое русло, прорвав морену и смыв Райскую Поляну. До этого она текла по моренному карману. Решаем идти по старому руслу. Ледник Караугом отступил, и начинается практически с низового ледопада в районе нового устья р. Фастаг-Дон. Поэтому решаем не обходить по леднику, и еще раз бродим р. Караугом-Дон. Через 2 перехода по 45 минут мы на остатках Райской Поляны. Выше Райской поляны идем уже по сплошному снегу. Второй переход шли по хорошей маркированной тропе, идущей по моренному карману. Здесь находим много подосиновиков и маслят, растущих среди островков снега. Через 2 перехода по 50 минут после Райской Поляны встаем на ночлег. Время 17:30. На ужин у нас гречка с грибами.

ЧХВ 8,5 ч. Пройдено 7 км. Набор высоты 950 м.

05.11.2000

Спуск с Цагардора Выход в 8:00. За 3 перехода по 45 минут взбираемся на гребень морены левого борта л. Цагардор. На морене снега нет. По морене идем 2 перехода до ее конца, затем спускаемся на ледник. Ледник закрыт, связываемся. Через 20 минут встаем на обед. Воду находим на леднике. После обеда проходим 2 перехода по 45-50 минут и встаем на обед в верхнем цирке пер. Цагардор.

ЧХВ 5,5 ч. Пройдено 4 км. Набор высоты 900 м.

06.11.2000

Дима Перевал Цагардор (1Б, 3450) находится в отроге Главного Кавказского хребта, образующем правый борт ледника Бартуй. Соединяет долины рек Фастаг-Дон и Бартуй-Дон. Ориентирован с юго-востока на северо-запад. Описание дается на подъем из долины р. Фастаг-Дон.

Внимание. При подъеме из долины р. Фастаг-Дон перевал Цагардор важно не перепутать с перевалом Электрон (2А, 3400). Седловина перевала Электрон ниже седловины перевала Цагардор и с этой стороны выглядит проще. Перевал Электрон расположен южнее (левее) перевала Цагардор. С морены левого борта ледника Цагардор виден только перевал Электрон.

Выходим в 7:30. Дабы избежать камнеопасности идем по осыпному гребню (скорее всего моренного происхождения) вдоль правой (орографически) границы верхнего цирка перевала Цагардор. Затем траверсом уходим на скальный остров под взлетом перевала. От него уходим вверх по снежнику. Движение в связках. Снег жесткий, рубим ступени. Когда подходим к осыпи, ступени становится готовить совсем трудно, пытаемся выйти на камни. Осыпь оказывается очень живая, идти еще труднее, камнеопасно. Берем левее и по снегу выходим на седловину. Время 10:00. Для подъема на перевал с ночевки в верхнем цирке потребовалось 1,5 ч аса чистого ходового времени. Седловина заснжена. Тура не нашли. Сложили новый тур и оставили записку.

Истоки Хареса На северо-западной стороне перевала очень глубокий сухой сыпучий снег. Спускаемся в мульду ледника. Мульда заканчивается широким разломом. При вылезании из мульды приходится повесить 20 м веревки по снегу, прокопав траншею. Крутизна подъема до 45 градусов. Далее движемся в связках, прокладывая путь по закрытому растресканному леднику. Движемся наискосок направо и вниз, обходя крутой лавиноопасный склон. Через 1час 15 минут сходим с ледника. Далее спускаемся по кулуару с моренного вала на ледник , стекающий с г. Цагардор и вскоре встаем на обед на морене над ледником Бартуй. После обеда за 20 минут спускаемся на ледник Бартуй. Ледник закрыт, связываемся. Через 1,5 часа встаем на ночлег у озера в моренном кармане морены левого борта ледника Бартуй.

ЧХВ 6,5 ч. Пройдено 5 км. Набор высоты 200 м.

07.11.2000

Перевал Авсанау (1А, 2900) расположен в отроге Главного Кавказского хребта, образующем левый борт ледника Бартуй. Соединяет долины рек Бартуй-Дон и Харвес. Ориентирован с юго-востока на северо-запад. Описание дается на подъем с ледника Бартуй.

Лабода Выход в 8:00. Подъем происходит по травяному склону с осыпными прогалинами крутизной 20-25 градусов. На юго-восточной стороне перевала снега почти нет. Через 45 минут мы на седловине. Седловина широкая, осыпная. Находим тур. В туре записки нет. Продолжаем движение. Северо-западная сторона перевала заснежена. Снег глубокий, сухой, сыпучий. Спускаемся с перевального взлета. Крутизна склона 30-35 градусов, протяженностью 100 м. Далее движемся сначала по левому берегу ручья, затем переходим на правый. Через 1 часовой переход находим тропу. Еще через 1 часовой переход тропа уходит вверх в обход каньона в лес. Затем спускается и уходит на другой берег ручья. Моста нет. Через ручей перепрыгиваем без рюкзаков, рюкзаки перекидываем. Тропинка превращается в грунтовую дорогу. Идем по ней, надеясь, что она приведет к мосту.

Дорога приводит к броду. Делаем разведку моста. Моста не находим. Без труда перебродим Харвес. Воды в это время года немного. Летом, однако это не удастся. Мост находится выше устья р. Тана-Дон. Нужно сначала переправиться через р. Тана-Дон, а затем по мосту перейти через Харвес.

Перевал Солдат Через 15 минут после переправы через р. Харвес подходим к погранзаставе. Здесь у нас проверяют документы. Показываем паспорта, маршрутную книжку и пропуск в погранзону. Пограничники нам объясняют, что по существующему порядку нужно сначала получить пропуск, потом зарегистрироваться в погранзаставе, и только потом путешествовать по погранзоне. Дальше пропускают без осложнений. Через 20 минут после погранзаставы встаем на ночлег.

ЧХВ 4,5 ч. Пройдено 9,5 км. Набор высоты 250 м.

09.11.2000

Выходим в 9:00 на легке. В лагере остается Владимир Иваненков. Через 2,5 часа мы в поселке Дзинага. Забираем заброску, и через 4 часовых перехода мы опять в лагере.

ЧХВ 6,5 ч. Пройдено 13 км. Набор высоты 500 м.

09.11.2000

Айлама,Шхара и Гестола Выходим в 9:00. За 4 перехода по 50 минут доходим до устья реки Орс-Дон. Переправляемся на ее правый берег и обедаем. Далее идем по правому берегу реки Орс-Дон. Каньон обходим сверху, набрав около 300 м. Далее траверсом к бараньим лбам в верховьях Орс-Дона.

Нужно отметить, что путь не оптимален. Лучше подниматься к бараньим лбам и обходить каньон по левому берегу Орс-Дона, и под бараньимилбами переправляться через него.

Бараньи лбы обходим по травянистой полке слева по ходу движения. На ночлег встаем на травянистой площадке над водопадами уже затемно. Время 18:20.

ЧХВ 7 ч. Пройдено 17,5 км. Набор высоты 1100 м.

10.11.2000

Дыхтау и Коштантау Перевал Солдат (1Б, 3600) расположен в Штульской перемычке. Соединяет долины рек Орс-Дон и Ах-Су. Ориентирован с востока на запад. Описание дается на подъем из долины р. Орс-Дон.

Солдат с запада Выходим в 8:00. Через 2 перехода по 50 минут мы под перевальным взлетом. Решаем двигаться не вдоль скал, а по неярко выраженному кулуару выйти на косую полку, по ней подойти к кулуару, ведущему на седловину. Крутизна подъема на полку - 20-25 градусов, протяженность около 250 м. Полка достаточно широкая. Крутизна кулуара около 30 градусов, протяженность около 200 м. В верхней части кулуар лавиноопасен. Лавиноопасно также на полке, так как может съехать со склона. Поднимается сильный ветер. Внизу взлета снег уже начал киснуть, однако в верхней части кулуара снег сухой, сыпучий, глубокий. Чистое ходовое время от стоянки до седловины 3 часа. На седловине мы в 12:30. Дует сильный ветер. Снимаем записку группы туристов Харьковского Авиационного Института под руководством Бирюкова А В. от 23.08.2000.

Пассисмта Спуск происходит по широкому снежному кулуару крутизной 30-45 градусов протяженностью около 300 м. Вверху снегу много, снег сухой, сыпучий. Ближе к низу склона снегу становится меньше, он уже съехал вниз. Под слоем снега проступает фирн и скальные выступы. Внизу кулуара большой лавинный вынос, судя по всему не свежий. Кулуар лавиноопасен. После снегопадов нужно обходить кулуар по скалам его левого борта с крючьевой страховкой. Нам повезло, что давно не было снегопадов. Спускаемся вдоль скал левого борта кулуара на 3 такта. Ближе к низу рубим ступени. Спуск занимает 40 минут.

После спуска с седловины проходим 2 перехода по 50-60 минут и встаем на ночлег в у ручья, стекающего с ледника Ю. Суган.

ЧХВ 4,5 ч. Пройдено 7,5 км. Набор высоты 600 м.

11.11.2000

Рцывашки с юга Перевал Рцывашки (1Б, 3600) расположен в отроге Сугаского массива. Соединяет долины рек Ах-Су и Рцывашки. Ориентирован с юга на север. Описание дается на подъем из долины р. Ах-Су.

На перевале Выходим в 10:30. Поднимаемся в цирк пер. Рцывашки по гребню морены правого борта ледника Ю. Суган. Через 2 перехода по 50 минут и 1 переход в 20 минут с морены замечаем характерный треугольный жандарм над седловиной пер. Рцывашки. Саму седловину не видно. Решаем не спускаться 100 м. С морены на ледник, а двигаться по осыпи траверсом к кулуару, ведущему на перевал. Через 40 минут делаем привал на скальном выступе правого скального борта кулуара. Далее за 20 минут поднимаемся по осыпному кулуару на седловину. Время 16:00. Снимаем записку группы из Ульяновска под руководством Трофимова А. А. от 07.08.2000. Связываемся. Спуск с перевала Рцывашки проходит пзакрытому леднику. Есть участки крутизной до 30 градусов, протяженностью до 150 м. На пути есть скальный остров, который обходим по леднику справа. Через 2 часа хода встаем на ночлег, спустившись с ледника Рцывашки.

ЧХВ 5 ч. Пройдено 8 км. Набор высоты 900 м.

12.11.2000

Рцывашки с севера Выходим в 10:30. Движемся сначала по морене на правом берегу р. Рцывашки. Спуск по долине сложностей не представляет. В районе устья р. Дышь начинается мощная тропа по правому берегу. Затем переходит по мосту на левый, обходит прижимы. Когда появляется вид в долину Черека Балкарского, тропинка раздваивается Идем по правой и быстро попадаем в Верхнюю Балкарию. Время около 16 часов. Автобус в Нальчик уже ушел. Находим водителя, который за приемлемую сумму отвозит нас в Нальчик.

ЧХВ 5,5 ч. Пройдено 18 км.

страница 1
На главную страницу  Вверх



Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2023
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru

Барахолка:

1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
[Пейнтбол/Продажа]
Евгений, 18.06.22, 21:00
2. 
Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 07:08
3. 
Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 04:45
4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
[Охота - охотничье оружие/Покупка]
Юрий, 18.04.22, 22:39
5. 
Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
[Прочее/Продажа]
Александр, 09.03.22, 16:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1356


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Путешествие по р.р.Большой Нарын-Нарын (стр.2) [21706], Водный спорт, Владимир Лысенко, 05.01.03
2.  III открытый чемпионат России по ледолазанию [19964], Ледолазание, Автор неизвестен, 16.04.01
3.  Чо Ойю (8201 м), Юго-Восточная стена. [21275], Альпинизм, Елена Лалетина, 07.01.10
4.  Исповедь фридайвера [21664], Фридайвинг, Наталья Авсеенко , 22.05.08
5.  Путешествие на автомобиле из Москвы в Москву (окончание) [20780], Путешествия, Олег Продан, 16.04.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Евгений: Уважаемый Александр Анатольевич! Просьба - рас ... 22.09.2017, 10:40
2.  Евгений: Уважаемая Наталья Олеговна! Прошу вас - пришлите ... 09.05.2017, 20:17
3.  Евгений: Сергей! Ваша грамота от фестиваля "Золотой компас ... 24.04.2017, 00:55
4.  марат: Такой душечка!!! 08.04.2017, 09:29
5.  Евгений: Коллега Tolibanich! Ваш снимок в призёрах - откли ... 31.03.2017, 14:46

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 60


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Олег Продан, статей: 3, просмотров: 67430
2.  Гайнуллин Тимур, статей: 1, просмотров: 21238
3.  Василий Ковалев, статей: 2, просмотров: 44076
4.  Григорий Минцев, статей: 2, просмотров: 40769
5.  ФСР, статей: 3, просмотров: 59640

1, 2, 3, 4, 5, 6