СОДЕРЖАНИЕ
1. Справочные данные о походе
1.1. Паспорт маршрута
1.2. Состав группы
1.4. Календарный график движения на активной части маршрута
1.5. Погодные условия
2. Краткий дневник похода и техническое описание перевалов
| |
- Г. Владикавказ
- пос. Дзинага
- пер. Цагардор (1Б, 3550)
- л. Бартуй
- пер. Авсанау (1А, 2900)
- поляна Таймази
- рад. выход за заброской
- пер. Солдат (1Б, 3600)
- пер. Рцывашки (1Б, 3600)
- пос. Верхняя Балкария
- г. Нальчик.
|
Маршрутная книжка №1/3-208.
Руководитель группы Львов Вячеслав Юрьевич.
Адрес руководителя: 123154, Москва, б-р Карбышева, д. 18, кор. 4, кв. 23.
1.Справочные данные о походе.
1. Район путешествия | Дигория |
2. Вид туризма | горный. |
3. Организация, проводившая путешествие | спортклуб МАИ. |
4. Категория сложности | вторая |
5. Количество участников | пять |
6. Руководитель | Львов Вячеслав Юрьевич. |
7. Заявочные материалы рассмотрела | МКК МГЦТК. |
8. Маршрутная книжка | 1/3-208. |
9. Сроки активной части похода | 03.11.2000 - 12.11.2000. |
10. Продолжительность активной части похода | 10 дней. |
11. Количество дневок | 0 |
12. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути | 92,5 км (92,5 * горный коэффициент 1,3 = 120 км ) |
13. Суммарный набор высоты | 5500 м |
14. Максимальная высота | 3600 м. |
Нитка активной части маршрута.
пос. Дзинага - пер. Цагардор (1Б, 3450) - л. Бартуй - пер. Авсанау (1А, 2900) - поляна Таймази - рад. выход за заброской - пер. Солдат (1Б, 3600) - пер. Рцывашки (1Б, 3600) - пос. Верхняя Балкария
Список пройденных перевалов.
- пер. Цагардор (1Б, 3550)
- пер. Авсанау (1А, 2900)
- пер. Солдат (1Б, 3600)
- пер. Рцывашки (1Б, 3600)
- Львов Вячеслав Юрьевич-Руководитель
- Иваненков Владимир Георгиевич
- Овсянникова Елена Львовна
- Чижик Дмитрий Владимирович-Ремонтник
- Нестеров Василий Алексеевич-Медик
Дата
| День |
Прой-й путь, км |
ЧХВ, ч. |
Набор высоты, м |
03.11.2000 | 1 | 3 | 1 | 100 |
04.11.2000 | 2 | 7 | 8,5 | 950 |
05.11.2000 | 3 | 4 | 5,5 | 900 |
06.11.2000 | 4 | 5 | 6,5 | 200 |
07.11.2000 | 5 | 9,5 | 4,5 | 250 |
08.11.2000 | 6 | 13 | 6,5 | 500 |
09.11.2000 | 7 | 17,5 | 7 | 1100 |
10.11.2000 | 8 | 7,5 | 4,5 | 600 |
11.11.2000 | 9 | 8 | 5 | 900 |
12.11.2000 | 10 | 18 | 5,5 | 0 |
Нам очень повезло с погодой. За 9 дней похода не выпало ни миллиметра осадков. Однако рассчитывать на такой расклад не стоит. Судя по словам сотрудников Владикавказского спасотряда, в это время бывают очень сильные снегопады. Бывает, что за 1-3 дня выпадает до 1 метра снега. В этом случае нужно опасаться массового схода лавин, к тому же движение группы будет чрезвычайно затруднительно. Поэтому при планировании маршрута нужно предполагать возможность такой экстремальной ситуации и тщательно продумывать пути отхода. Снег в это время года на склонах, слабо освещаемых солнцем, сухой, сыпучий. Наст образуется слабо. Снеговая линия на южных склонах была на высоте около 3000м, а на северных около 2000м. Перевалы, у которых есть склоны крутые склоны или кулуары, обращенные не на юг, лавиноопасны. Следует предпочитать либо ребровые перевалы, либо перевалы, обращенные склонами на юг. Температура в тени круглые сутки не выше 0. Однако на солнце при отсутствии ветра достаточно тепло, иногда можно ходить в майке. Ночью, так как была ясная погода, у нас стабильно был мороз около 20 градусов.
2. Краткий дневник похода и техническое описание перевалов
03.11.2000
Поезд Москва - Владикавказ прибыл во Владикавказ с опозданием, около 11 часов. Часть группы остается на вокзале, а двое отправляются зарегистрировать группу во Владикавказский спасотряд. Спасотряд работает круглосуточно и ежедневно.
Координаты спасотряда:
Адрес: г. Владикавказ, проспект Коста, 273.
Телефоны: 8 (672) 744103 ,749967,744132.
Начальник спасотряда Тавасиев Руслан Андреевич.
У спасателей выясняем, как получить у пограничников пропуск в погранзону. Пограничники находятся в поселке Второй Редант. Поселок Второй Редант находится на Военно-Грузинской дороге восточнее Владикавказа. Выясняем также, что автобус в поселок Дзинага отправляется около 15 часов с автовокзала, который расположен недалеко от спасотряда. Таким образом, лучше организовать заезд так: сначала с вокзала отправиться за пропуском к пограничникам, затем всей группой перебазироваться на автовокзал, а оттуда зайти зарегистрироваться в спасотряд. Далее, если вы направляетесь в тот же район, что и мы, нужно знать, что погранзастава находится недалеко от альплагеря Россельмаш, и во избежание эксцессов лучше сначала там зарегистрироваться.
От спасателей едем к пограничникам. Пограничникам показываем маршрутную книжку и письмо от спортклуба со списком группы с паспортными данными. Нужно также предъявить все паспорта. Список с паспортными данными желательно иметь в двух экземплярах.
Так как темнеет в это время рано, то решаем не дожидаться автобуса и после оформления пропусков берем машину и едем в Дзинагу. Дорога занимает около трех часов. Приезжаем в сумерках. Время 17:00. На почте оставляем заброску. Решаем отойти от селения. Идем по левому берегу р. Караугом-Дон. Через 2 перехода по 30 мин. Останавливаемся на ночевку, так как во-первых уже темно, а во-вторых становится понятно, что мы свернули в долину р. Бартуй-Дон.
ЧХВ 1 ч. Пройдено 3 км. Набор высоты 100 м.
04.11.2000
Подъем в 5:30. Еще темно. Выходим в 8:00. Погода ясная, ветра нет. Мост через р. Бартуй-Дон не ищем, так как воды в реке в это время года мало, и мы перепрыгиваем по камням. Нужно отметить, что идти лучше все же правым берегом реки Караугом. На левом берегу мы через 1 переход в 45 минут теряем тропу. Еще 2 перехода по 45 мин. идем без тропы. Упираемся в прижим. Переправляемся через Караугом-Дон вброд, и сразу попадаем на хорошую маркированную тропу. В другое время года переправа через Караугом практически невозможна.
Через 50 минут мы напротив старого русла р. Фастаг-Дон. Как известно, несколько лет назад р. Фастаг-Дон проложила новое русло, прорвав морену и смыв Райскую Поляну. До этого она текла по моренному карману. Решаем идти по старому руслу. Ледник Караугом отступил, и начинается практически с низового ледопада в районе нового устья р. Фастаг-Дон. Поэтому решаем не обходить по леднику, и еще раз бродим р. Караугом-Дон. Через 2 перехода по 45 минут мы на остатках Райской Поляны. Выше Райской поляны идем уже по сплошному снегу. Второй переход шли по хорошей маркированной тропе, идущей по моренному карману. Здесь находим много подосиновиков и маслят, растущих среди островков снега. Через 2 перехода по 50 минут после Райской Поляны встаем на ночлег. Время 17:30. На ужин у нас гречка с грибами.
ЧХВ 8,5 ч. Пройдено 7 км. Набор высоты 950 м.
05.11.2000
Выход в 8:00. За 3 перехода по 45 минут взбираемся на гребень морены левого борта л. Цагардор. На морене снега нет. По морене идем 2 перехода до ее конца, затем спускаемся на ледник. Ледник закрыт, связываемся. Через 20 минут встаем на обед. Воду находим на леднике. После обеда проходим 2 перехода по 45-50 минут и встаем на обед в верхнем цирке пер. Цагардор.
ЧХВ 5,5 ч. Пройдено 4 км. Набор высоты 900 м.
06.11.2000
Перевал Цагардор (1Б, 3450) находится в отроге Главного Кавказского хребта, образующем правый борт ледника Бартуй. Соединяет долины рек Фастаг-Дон и Бартуй-Дон. Ориентирован с юго-востока на северо-запад. Описание дается на подъем из долины р. Фастаг-Дон.
Внимание. При подъеме из долины р. Фастаг-Дон перевал Цагардор важно не перепутать с перевалом Электрон (2А, 3400). Седловина перевала Электрон ниже седловины перевала Цагардор и с этой стороны выглядит проще. Перевал Электрон расположен южнее (левее) перевала Цагардор. С морены левого борта ледника Цагардор виден только перевал Электрон.
Выходим в 7:30. Дабы избежать камнеопасности идем по осыпному гребню (скорее всего моренного происхождения) вдоль правой (орографически) границы верхнего цирка перевала Цагардор. Затем траверсом уходим на скальный остров под взлетом перевала. От него уходим вверх по снежнику. Движение в связках. Снег жесткий, рубим ступени. Когда подходим к осыпи, ступени становится готовить совсем трудно, пытаемся выйти на камни. Осыпь оказывается очень живая, идти еще труднее, камнеопасно. Берем левее и по снегу выходим на седловину. Время 10:00. Для подъема на перевал с ночевки в верхнем цирке потребовалось 1,5 ч аса чистого ходового времени. Седловина заснжена. Тура не нашли. Сложили новый тур и оставили записку.
На северо-западной стороне перевала очень глубокий сухой сыпучий снег. Спускаемся в мульду ледника. Мульда заканчивается широким разломом. При вылезании из мульды приходится повесить 20 м веревки по снегу, прокопав траншею. Крутизна подъема до 45 градусов. Далее движемся в связках, прокладывая путь по закрытому растресканному леднику. Движемся наискосок направо и вниз, обходя крутой лавиноопасный склон. Через 1час 15 минут сходим с ледника. Далее спускаемся по кулуару с моренного вала на ледник , стекающий с г. Цагардор и вскоре встаем на обед на морене над ледником Бартуй. После обеда за 20 минут спускаемся на ледник Бартуй. Ледник закрыт, связываемся. Через 1,5 часа встаем на ночлег у озера в моренном кармане морены левого борта ледника Бартуй.
ЧХВ 6,5 ч. Пройдено 5 км. Набор высоты 200 м.
07.11.2000
Перевал Авсанау (1А, 2900) расположен в отроге Главного Кавказского хребта, образующем левый борт ледника Бартуй. Соединяет долины рек Бартуй-Дон и Харвес. Ориентирован с юго-востока на северо-запад. Описание дается на подъем с ледника Бартуй.
Выход в 8:00. Подъем происходит по травяному склону с осыпными прогалинами крутизной 20-25 градусов. На юго-восточной стороне перевала снега почти нет. Через 45 минут мы на седловине. Седловина широкая, осыпная. Находим тур. В туре записки нет. Продолжаем движение. Северо-западная сторона перевала заснежена. Снег глубокий, сухой, сыпучий. Спускаемся с перевального взлета. Крутизна склона 30-35 градусов, протяженностью 100 м. Далее движемся сначала по левому берегу ручья, затем переходим на правый. Через 1 часовой переход находим тропу. Еще через 1 часовой переход тропа уходит вверх в обход каньона в лес. Затем спускается и уходит на другой берег ручья. Моста нет. Через ручей перепрыгиваем без рюкзаков, рюкзаки перекидываем. Тропинка превращается в грунтовую дорогу. Идем по ней, надеясь, что она приведет к мосту.
Дорога приводит к броду. Делаем разведку моста. Моста не находим. Без труда перебродим Харвес. Воды в это время года немного. Летом, однако это не удастся. Мост находится выше устья р. Тана-Дон. Нужно сначала переправиться через р. Тана-Дон, а затем по мосту перейти через Харвес.
Через 15 минут после переправы через р. Харвес подходим к погранзаставе. Здесь у нас проверяют документы. Показываем паспорта, маршрутную книжку и пропуск в погранзону. Пограничники нам объясняют, что по существующему порядку нужно сначала получить пропуск, потом зарегистрироваться в погранзаставе, и только потом путешествовать по погранзоне. Дальше пропускают без осложнений. Через 20 минут после погранзаставы встаем на ночлег.
ЧХВ 4,5 ч. Пройдено 9,5 км. Набор высоты 250 м.
09.11.2000
Выходим в 9:00 на легке. В лагере остается Владимир Иваненков. Через 2,5 часа мы в поселке Дзинага. Забираем заброску, и через 4 часовых перехода мы опять в лагере.
ЧХВ 6,5 ч. Пройдено 13 км. Набор высоты 500 м.
09.11.2000
Выходим в 9:00. За 4 перехода по 50 минут доходим до устья реки Орс-Дон. Переправляемся на ее правый берег и обедаем. Далее идем по правому берегу реки Орс-Дон. Каньон обходим сверху, набрав около 300 м. Далее траверсом к бараньим лбам в верховьях Орс-Дона.
Нужно отметить, что путь не оптимален. Лучше подниматься к бараньим лбам и обходить каньон по левому берегу Орс-Дона, и под бараньимилбами переправляться через него.
Бараньи лбы обходим по травянистой полке слева по ходу движения. На ночлег встаем на травянистой площадке над водопадами уже затемно. Время 18:20.
ЧХВ 7 ч. Пройдено 17,5 км. Набор высоты 1100 м.
10.11.2000
Перевал Солдат (1Б, 3600) расположен в Штульской перемычке. Соединяет долины рек Орс-Дон и Ах-Су. Ориентирован с востока на запад. Описание дается на подъем из долины р. Орс-Дон.
Выходим в 8:00. Через 2 перехода по 50 минут мы под перевальным взлетом. Решаем двигаться не вдоль скал, а по неярко выраженному кулуару выйти на косую полку, по ней подойти к кулуару, ведущему на седловину. Крутизна подъема на полку - 20-25 градусов, протяженность около 250 м. Полка достаточно широкая. Крутизна кулуара около 30 градусов, протяженность около 200 м. В верхней части кулуар лавиноопасен. Лавиноопасно также на полке, так как может съехать со склона. Поднимается сильный ветер. Внизу взлета снег уже начал киснуть, однако в верхней части кулуара снег сухой, сыпучий, глубокий. Чистое ходовое время от стоянки до седловины 3 часа. На седловине мы в 12:30. Дует сильный ветер. Снимаем записку группы туристов Харьковского Авиационного Института под руководством Бирюкова А В. от 23.08.2000.
Спуск происходит по широкому снежному кулуару крутизной 30-45 градусов протяженностью около 300 м. Вверху снегу много, снег сухой, сыпучий. Ближе к низу склона снегу становится меньше, он уже съехал вниз. Под слоем снега проступает фирн и скальные выступы. Внизу кулуара большой лавинный вынос, судя по всему не свежий. Кулуар лавиноопасен. После снегопадов нужно обходить кулуар по скалам его левого борта с крючьевой страховкой. Нам повезло, что давно не было снегопадов. Спускаемся вдоль скал левого борта кулуара на 3 такта. Ближе к низу рубим ступени. Спуск занимает 40 минут.
После спуска с седловины проходим 2 перехода по 50-60 минут и встаем на ночлег в у ручья, стекающего с ледника Ю. Суган.
ЧХВ 4,5 ч. Пройдено 7,5 км. Набор высоты 600 м.
11.11.2000
Перевал Рцывашки (1Б, 3600) расположен в отроге Сугаского массива. Соединяет долины рек Ах-Су и Рцывашки. Ориентирован с юга на север. Описание дается на подъем из долины р. Ах-Су.
Выходим в 10:30. Поднимаемся в цирк пер. Рцывашки по гребню морены правого борта ледника Ю. Суган. Через 2 перехода по 50 минут и 1 переход в 20 минут с морены замечаем характерный треугольный жандарм над седловиной пер. Рцывашки. Саму седловину не видно. Решаем не спускаться 100 м. С морены на ледник, а двигаться по осыпи траверсом к кулуару, ведущему на перевал. Через 40 минут делаем привал на скальном выступе правого скального борта кулуара. Далее за 20 минут поднимаемся по осыпному кулуару на седловину. Время 16:00. Снимаем записку группы из Ульяновска под руководством Трофимова А. А. от 07.08.2000. Связываемся. Спуск с перевала Рцывашки проходит пзакрытому леднику. Есть участки крутизной до 30 градусов, протяженностью до 150 м. На пути есть скальный остров, который обходим по леднику справа. Через 2 часа хода встаем на ночлег, спустившись с ледника Рцывашки.
ЧХВ 5 ч. Пройдено 8 км. Набор высоты 900 м.
12.11.2000
Выходим в 10:30. Движемся сначала по морене на правом берегу р. Рцывашки. Спуск по долине сложностей не представляет. В районе устья р. Дышь начинается мощная тропа по правому берегу. Затем переходит по мосту на левый, обходит прижимы. Когда появляется вид в долину Черека Балкарского, тропинка раздваивается Идем по правой и быстро попадаем в Верхнюю Балкарию. Время около 16 часов. Автобус в Нальчик уже ушел. Находим водителя, который за приемлемую сумму отвозит нас в Нальчик.
ЧХВ 5,5 ч. Пройдено 18 км.