Идея похода. Исследование р-на хребтов Кичик-Алай и восточной части Алайского хребта (от пер. Каук до пер. Джиптык) как нового и перспективного р-на для проведения спортивных походов 2 - 5 к.с. Район очень редко посещался туристами, несмотря на хорошие заезды из г. Ош, всего 2 - 3 часа пути на а\м. (70 -100 км). В настоящее время Кичик-Алай имеет большие возможности стать популярным районом в связи с неблагоприятной политической обстановкой в других р-нах Средней Азии, дороговизной подъездов в отдаленные районы, оформлением пропусков в погранзону, и т.д.
В 1996 г. состоялся первый поход туристов г. Москвы под совместным руководством Лебедева А. А. и Чхетиани О. Г. Через два года три группы туристов МАИ совершили в этом районе горные походы 2-ой, 3-ей и 5 с элементами 6-ой категории сложности. В третий раз при построении маршрута мы хотели решить вполне определенные задачи, такие как:
1) Посещение крупных ледников Кичик-Алая - Баркалак и Гезарт. В цирке л. Баркалак должны были находиться сложные перевалы (ок. 3А к.с.), ведущие на л. Гезарт и в долину р. Акарт. Интересно было уточнить сведения Классификатора высокогорных перевалов 1990 г [1]. для этого р-на. Из за совокупности ошибок карты и "классификатора" в 1998 г. группа Герова И. В. не смогла спуститься с седловины, ведущей с л. Гезарт на л. Баркалак (пер. прописан в "классификаторе" как 1Б), оценив сложность спуска ок. 3А к.с.
2) Исследование перевалов западной ветви л. Гезарт.
3) Посещение озер Дамджайлоо.
4) Восхождение на пик Скобелева (5051 м.), высшую точку р-на.
5) Исследование Алайского хребта восточнее п. Скобелева и прохождение новых перевалов между долинами р. Киндык и Сары-Могол.
6) Длинный выход в конце маршрута по долинам рек С.Сары-Могол, В.Кичик-Алай и Акбура с целью посетить каньон р. В. Кичик-Алай, разведать возможности заезда и отъезда по этому пути.
7) Пройти красивый линейный спортивный поход, соответствующий нормативам 4 к.с., уложившись в заданные сроки.
Выполнение нормативов похода 4 к.с. вызвало трудности по причине очень скудной информации о перевалах 2Б к.с. Для прохождения были выбраны пер. Дамджайлоо и Седло Скобелева, пройденные в 1998 г. группой Лебедева А.А., по которым имелись описание и фотографии. Пер. Спартакиады и Кюри прописаны в "классификаторе" как 2Б к.с. Были продуманы и спланированы два основных варианта маршрута, а также несколько запасных на каждом сложном участке и аварийные варианты схода с маршрута.
Может вызвать вопрос первопроходение пер. Авантюра 2Б к.с. В свою защиту можем сказать, что первопрохождение перевала было заявлено как 2А к.с. во втором варианте маршрута по имевшимся фотографиям и собственным визуальным оценкам с прошлого похода 1998 г. В процессе прохождения перевала выяснилось что он сложнее, чем 2А к.с.
Не все прошло гладко на маршруте. На шестой день пути один из участников заболел воспалением легких при подъеме на пер. Спартакиады. Срочно организовали спасработы. С л. Гезарт (4600 м.) до г. Ош больного спустили за два дня с одной ночевкой в палатке у пастухов на слиянии р. Баркалак и Гезарт (3200 м.). На следующий день на осле в сопровождении пастуха больной доехал до пос. Акарт, а оттуда на машине родственников пастуха в г. Ош. Вслед за Димой (больной), группу покинули две девушки и мы остались вчетвером.
Других происшествий на маршруте не было. Аптекой не пользовались за исключением пластыря и спирта (по 50 г\чел*день, всего 3 литра на маршрут).
Поход был пройден в сложных метеоусловиях, намного хуже, чем среднестатистические для данного р-на. Наблюдалось выпадение большого количества осадков. Регулярно погода портилась после обеда, все затягивалось облаками, пропадала видимость, ударял снежный заряд. Ухудшение или улучшение видимости зачастую происходило мгновенно. Все это создавало дополнительные трудности на маршруте. Постоянно была тяжелая тропежка. Один раз тропили челноком, лидер шел без рюкзака, т.к. с ним продвигаться вперед было просто невозможно. После снегопадов резко возрастала лавиноопастность. Все опасные участки проходили в первой половине дня с применением всех необходимых мер безопасности и корректировкой пути на месте с учетом данной обстановки.
В отчете всюду, где это специально не оговорено, направления левый и правый следует понимать в орографическом смысле, затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов). Продолжительность технических участков, на которых привалы вырождаются в простои перед перилами, измеряется полным временем. Длительность стандартного перехода - 50 минут. Для исчисления времени суток используется Горно-Бадахшанское время, которое отличается от Московского на 3 часа. Такое исчисление весьма удобно: в 6 часов рассвет, а в 21 час закат. Длина дневных переходов измеряется в километрах по карте и в горизонтальной проекции. Длина веревки считается равной 45-ти метрам.