Параплан - уникальный летательный аппарат. Рожденный благодаря новейшим технологиям он
самый легкий, самый компактный, самый доступный в пилотировании аппарат, позволяющий человеку
оторваться от земли и летать почти как птица. С парапланом человек полностью автономен и
независим, что высоко оценит любой экстремальщик или просто романтик. С небольшим рюкзаком на
спине можно выйти полетать на ближайший холм или поехать на другой конец Земли, и везде параплан
подарит вам ощущение радости и познание мира в новом для вас ракурсе.
Родился параплан в горах, потому что взлететь без помощи мотора и не махая крылами можно
только с неровной поверхности. Всего несколько лет назад параплан позволял совершать лишь
красивые, волнующие и быстрые спуски с горы по воздуху. Парапланеристов было мало, практически
все знали друг друга, обменивались появляющимся опытом полетов, с волнением следили за развитием
конструкции парапланов и за первыми рекордами. Сейчас параплан практически достиг совершенства,
тысячи очень опытных пилотов совершают впечатляющие полеты повсеместно. Но по-прежнему
существуют два аспекта парапланеризма - спортивный и развлекательный. Спортсмены рискуют и
преодолевают свои страхи в обмен на азарт спортивной борьбы, самоутверждение и удовлетворенное
самолюбие от достойного места в рейтинговой таблице. Я не знаю такого человека, которому
нравились бы свист ветра на старте, хлопки купола над головой и громовые раскаты на горизонте, а
все это на парапланерных соревнованиях присутствует. Не летая в сложных метеорологических
условиях на экстремальном спортивном крыле, мобилизуя весь свой опыт и проявляя не дюжие
психофизические качества, не добьешься высоких спортивных результатов. Спортивный парапланеризм
- наиболее мощная движущая сила в развитии параплана, хотя, как явление, соревнования интересны,
в основном, лишь самим участникам. Для меня же лучшее, что может дать параплан - это бесшумное
скольжение среди заснеженных горных вершин, сверкающих под ласковым весенним солнцем.
В настоящее время широкое распространение получили равнинные полеты при помощи различных
буксировочных лебедок. Дело это перспективное, потому что появилась возможность совершать как
учебные, так и высотные маршрутные полеты в любом месте, где есть стартовая площадка подходящих
размеров. К тому же парапланерные тусовки вокруг лебедки позволяют более организованно проводить
полеты, активно обмениваться опытом, пропагандировать парапланеризм. Есть у "лебедочного"
парапланеризма и отрицательные стороны. Во-первых это коммерция, а коммерция часто находится в
компромиссе с безопасностью. Во-вторых опыт, приобретаемый на буксирных полетах, несколько
однобокий. Старт - специфический, отсутствует опыт полетов вблизи пересеченного рельефа
местности, отсутствует опыт определения безопасных метеорологических условий, свойственных
горному рельефу. В-третьих от больших нагрузок при буксировках сокращается ресурс параплана. И
наконец парапланерист лишается своего коронного преимущества - автономности. Выезжая на такой
полевой аэродром целой вереницей машин, да еще со всей буксировочной механизацией, с таким же
успехом можно летать на планере или дельтаплане (если они конечно у вас есть и вы не отдали свое
сердце параплану одному лишь).
О будущем параплана можно сказать, что оно у него конечно есть, хотя самые интересные
превращения уже позади. Последние годы развитие параплана шло по пути уменьшения коэффициента
сопротивления путем уменьшения суммарной длины строп и выглаживания поверхности крыла при
сохранении удлинения в весьма разумных пределах. Активно шел также поиск профилей крыла,
устойчивых к подвороту передней кромки и с малым сопротивлением при этом. В результате появилась
целая серия парапланов, по характеристикам вплотную приблизившихся к спортивным прототипам, но
сохранивших надежность стандартного класса. В дальнейшем, скорее всего, изменения будут касаться
в основном систем управления и перебалансировки. В области моторного парапланеризма интересна
идея создания паралета с обтекаемой, полностью закрытой кабиной, минимальным ограждением винта и
оснащенного винтомоторной установкой со стартером и складывающимися лопастями. Такой мотопланер
смог бы летать и летом и зимой по многу часов подряд, забираясь на большие высоты.
Некоторые вопросы безопасности
Параплан - тихоходный летательный аппарат мягкой конструкции (не всегда достаточно
жесткий), обладающий устойчивостью длинного маятника. Поэтому, с одной стороны, полет на нем
предельно доступен для любого относительно здорового человека, а с другой - параплан имеет
четкие летные ограничения, переступив которые можно дорого заплатить здоровьем. Самый первый и
важный вопрос, который встает перед начинающим парапланеристом, желающим, естественно, получать
от полетов только радость - это вопрос обучения. Лучше обучаться в парапланерной школе.
Распространено и обучение в частном порядке иструкторами-одиночками, но новичку, из-за
ограниченности информации, трудно найти инструктора с хорошими рекомендациями. Часто обучаются
просто у знакомых пилотов, но далеко не каждый хороший пилот может быть хорошим инструктором.
Задачей инструктора-парапланериста является обучение ученика надежному и безопасному
полету конкретно, доступно, в простых выражениях. Можно конечно преподнести и множество полезных
наук, являющихся теоретической основой авиации и летного дела, но наврядли после пятидневного
курса обучения все это достойно осядет в голове ученика. Не нужно пытаться выплеснуть на
обучаемого весь свой богатый опыт, тем более что вовремя воспользоваться им не всегда удается
даже тренированному пилоту. Человек "с головой", получив прочные базовые знания и навыки,
вращаясь в парапланерной среде, сам благополучно доберет недостающий опыт. Главное правило для
тех, кто учится летать - идти вперед мелкими последовательными шагами и постоянно
перестраховываться на все сто процентов, чтобы не переступать грань допустимого риска. Грань эта
нечеткая, но чтобы видеть и эту размытую линию нужно налетать много часов, а не прислушиваться к
собственному мнению о личных талантах и достижениях в области покорения воздушного океана. Не
хотелось бы никого отпугивать от попытки приобщиться к племени "летающих", но высота всегда была
и будет фактором риска, как для гонщика - скорость, для моряка - глубина. Говоря языком физики
высота - это запас потенциальной энергии, которая, переходя в кинетическую и реализуясь, может
нежно перемещать человека в пространстве, а может сломать, к примеру, ногу. Неприятное качество
парапланов - способность терять свою форму при полете в сильно возмущенной атмосфере.
Сопровождается это ускоренной потерей высоты и иногда эволюциями, плохо контролируемыми пилотом.
Сильные "сложения" и "свалы" очень нервируют, а на малой высоте - опасны. Каждый парапланерист
внутренне должен быть к этому готов. Чтобы свести к минимуму эти неприятности существуют
определенные правила. Напомню основные из них.
В бурную погоду следует отказаться от полета.
Без необходимости не летать на максимальных скоростях.
Приучить себя гасить на уровне рефлексов продольные раскачивания купола (по тангажу).
В восходящие потоки желательно входить на повышенных скоростях, а выходить
притормаживая.
При уменьшении нагрузки на клевантах делать профилактические "прокачки купола" (на
спортивных крыльях уменьшение нагрузки может означать приближение "срыва" и прокачивания
усугубят ситуацию).
Большая часть аварийных ситуаций возникает по вине самих пилотов, неправильно
определивших погодные условия или переоценивших свои возможности. Но достаточно регулярно
происходят и аварии, связанные с несоответствием парапланов заявленным характеристикам, а также
с неправильной организацией полетов. Рекомендовать что-либо в таких случаях трудно, потому что
от самого пилота мало что зависит.