Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
Отчет o пеше-водном путешествии пятой категории в район хребта Кодар.

Офицеров С.A.
21.07.2000 г. - 20.08.2000 г



  Техническое описание маршрута .
21.07. Казанский вокзал столицы. 20.27. Наш поезд делает первые метры к нашей мечте - хребту Кодар. Нас в этот нелегкий маршрут провожают наши родные, близкие и Романенко. Не повезло ребятам из его группы. В Кабардино-Балкарии сошли сели. Частично снесено жилье, разрушены мосты и дороги. На месте стихийного бедствия работают службы МЧС и воинские подразделения. Район закрыт. Надеемся, что им еще повезет, и они пройдут задуманным маршрутом. В нашем вагоне до станции Новая Чара вместе с нами едут ребята с Дорогобужа. 7 человек вместе с детьми идут на реку Калар. Прошлым летом они были там же, и им там очень понравилось. В городе Северобайкальске к ним присоединились еще трое. Не перевелась земля русская теми, кому близки дальние и трудные дороги
Карта 26.07. 04.24 по Москве мы прибываем в Новую Чару. На вокзале наших попутчиков встречала машина. Нам же придется найти вездеход в противоположную сторону. Как в дальнейшем оказалось, ничего сложного в этом нет. Весь свободный автотранспорт поселка подходит к станции по прибытии поезда. Несмотря на имеющиеся в нашем распоряжении письма в управление Витимского Государственного заповедника, мы были приятно удивлены. Хребет Кодар часто посещаемая территория и в заповеднике решили, что можно допускать туда туристов, проводя с ними инструктаж (в частности противопожарный) и взымая чисто символическую плату за посещения оного. Все документы можно оформить в Каларском Краеведческом Музее. Адрес музея и отделения связи, находящегося в непосредственной близости от него, не знают даже работники самого музея. Мы решили привести схему продвижения к нему от станции.
Разрешение Вообще, о пути можно уточнить у постового милиционера (который, кстати, сам и направляет туда туристов) или у местных жителей, ориентируя их на телеграф. В 2000 году плата составляла 2 рубля в сутки за человека. После оплаты выдаются пропуск и маршрутный лист, с которыми Вы будете избавлены от необходимиости объясняться с егерями и лесниками по пути следования. Маршрутную книжку не требуют, так как многие группы и одиночки приезжают сюда без официальной заявки.
 Директор музея: Простакишин Андрей Викторович. Домашний телефон в пос.Новая Чара - 76-61 по МПС.
Часы работы: Понедельник-пятница с 9.00 до 17.00.
Новая Чара нас встретила хорошей погодой. Ярко светит солнце, температура воздуха за 30. Редкиее облака "оседлали" пики хребта Кодар. Пока мы выясняли, где находится музей, как к нему удобнее добираться, к нам подошел молодой человек и предложил услуги в заброске с помощью вахтовки на базе "Урала". Мы естественно согласились. Цена до Мраморного ущелья, а точнее до "Пьяного моста" - минимум 600 рублей. Нам бы хотелось еще дальше (с нашими-то рюкзаками), но говорят проехать нельзя. До 13.30 остаеется еще немного времени, и мы решили провести их с пользой для дела. Сходили на почту отправили телеграммы домой и в клуб о выходе группы на маршрут, посетили музей и
Порог прикуп ,первая ступень оформили там все полагающиеся документы. В 13.30 подъехал Урал, началась загрузка. Хозяина машины не отпустили с работы до 17.00. Нам же лишние часы промедления не к чему. Поэтому нас повез его сын, не раз помогавший отцу в заброске туристов. На вид ему 16-18 лет. Вместе с ним в дорогу отправился его друг и две девушки. Начало дороги в Мраморное ущелье реки Средний Сакукан начинается в южной оконеччности поселка Чара. Несмотря на солидный возраст дороги (с 40-50 годов) и отсутствие видимого ремонта, она неплохо сохранилась. Мы заметили только два места, где река и ручьи сделали свое черное дело, но для такой техники это не преграда. Чем ближе ущелье, тем круче подъемы и спуски преодолеваемые машиной. Иной раз кажется, что Уралу ни за что не выбраться из очередной низины. Интересно на чем здесь ездили во времена Иосифа Сталина? Дорога идет по живописным местам предгорья. Здесь приятно пройтись пешком, но, к сожалению, у нас нет на это времени. В целом наша заброска прошла без особых осложнений, и даже распилка дерева-гигата преградившего нам путь вперед доставила нам скорее радость, чем неудовлетворение. Недалеко от конечной точки нашего передвижения встретили группу туристов школьников, выходивших с маршрута, их подхватит на обратном пути наш водитель. Стоит отметить, что при наличии дождей передвижение на автомобилях по такой дороге резко затрудняется и многократно возрастает опастность их срыва со склона. Через три часа мы приехали к "Пьяному мосту". По нашим подсчетам - это мост через реку Хавага. При осмотре моста мы согласились с утверждением, что через этот мост Урал без риска упасть с него не пройдет. Возможен проезд Газ 66 и то налегке, без груза. Но "их нет у нас". В этом месте мы расстаемся с нашими новыми друзьями. Теперь рюкзаки поедут, к большому сожалению, на нас. Фотогафия на память и в путь. После моста дорога все так же хороша. Идти по ней сплошное удовольствие. Мест для стоянки на этом участке практически нет. Встретили одно подобие недоходя до отметки 982 (на карте) у самой воды, в дождь и паводок затопляемо. На дороге встречается много костровищь, то ли от ночевок туристов, то ли рыбаков. Первое нормальное место для ночевки и стоянки нашли напротив начала хребта от высоты 2104, между 1 и 2 зубцом слева от дороги в 3-5 метрах на возвышенном берегу. Итоги первого дня пути таковы: На расстояние в 6 километров затратили 2 часа 45 минут общего времени. Погода стоит отменная. Начавшийся было слабый дождик при нашем въезде в начало Мраморного ущелья закончился так же быстро, как и начался. Готовим ужин из остатков поездной раскладки и собранных ягод. Время 23.08, смеркается, комаров почти нет, с гор тянет прохладой.
27.07.2000 г.
Цветы Подъем в 9.30. Банально проспали. Красота неписуемая. Светит солнце. На небе средь распадков гор виднеются редкие облака. Они как бы заполняют разрывы между величественными скалами. Завтрак, сборы лагеря, выход в 11.45. Поздно, но что поделать. Оказывается, мы стояли недоходя до нижнего лагеря (рудоплавилки) буквально 100 метров. Думаю, что стоит немного остановиться на этом.
В послевоенное время, в 50 -тых годах, здесь начали добывать урановую руду для создания нашей атомной бомбы. Работали в штольнях, рудоплавилке и на перевозке заключенные. От их деятельности осталась дорога, мосты, остатки трех лагерей. К одному из них мы сейчас и подошли. Полуразрушенные бараки вдоль дороги, кое-где колючая проволока, остатки пулеметных гнезд охраны. Все, что осталось с того времени. Сколько невинных людей он смог перемолоть в своих недрах?
Дорога начинает все круче и круче забирать вверх. Порой удивляешся: на чем же перемещали руду. На одном из поворотов нашли колесный диск Газ АА. В 50 метрах выше лагеря справа от тропы располагается базовый лагерь горников из Москвы. От них узнали, что они собираются пройти маршрут 4 категории сложности. Вес и объем их рюкзаков наводит нас на нехорошие мысли (по отношению к себе). Здесь мы встретили парня и девушку, остальные пять человек отправились в кольцевой маршрут. Через 30 метров дорога как таковая превращается в тропу из-за сошедших в этих местах камнепадов. В этих местах уже не пройдет никакая техника. Через 1 километр подошли к реке Шаньга. Моста нет, снесло несколько лет назад. Разведка дальнейшего пути показала, что проход возможен в 2-3 метрах от уреза реки Средний Сакукан. Перешли приток по камням, страхуясь веслами. Только в одном месте у противоположного берега р.Шаньги Александр помогал нам сделать широкий шаг. При весе рукзаков порядка 50 кг сделать его самостоятельно было затруднительно. После переправы решили отобедать. К тому же к этому были и другие предпосылки. Группа горников из Москвы по мере своего продвижения по маршруту засоряла тропу и окрестности всякого рода бумажками. Но то, что мы увидели после переправы, не идет ни в какое сравнение. Поэтому потратили 40 минут нашего драгоценного времени на уборку. Очень непорядочно с их стороны. Неужели тяжело было собрать все в кучу и сжечь? Выход после обеда в 15.30. После притока дороги как таковой почти не видно, но тропа натоптана. Покрытие твердое. В некоторых местах подоснова из бревен бывшей дороги подгнила и насыпка провалилась. К нашему счастью такие места редки. Стоянок почти нет. Стоит отметить, что самые выгодные находятся, как в дальнейшем оказалось, в местах бывших лагерей и у старого зимовья, как непосредственно рядом с ним, так и у уреза воды. Переход ручья от высоты 2554 трудностей не вызвал: мелкий. В 18.15 подошли к ручью Поливанный. Мост сохранился, хотя все пространство под ним забито камнями, и вода идет поверх настила. Время еще есть и мы решили дойти сегодня до р.Того. Дорога от р.Шаньга идет со значительным подъемом, примерно 40м/км. К тому же резкие спуски к ручьям и столь же резкие подъемы добавляют остроты при передвижении. Лагеря справа от тропы не видели, наверное, скрывают заросли кедрового стланника. Зато кое-где рядом с тропой виднеются остатки сараев. В 400 метрах от них дальше по тропе справа впадает р. Того. Полусохранившийся мост позволил нам без особых проблем перейти по нему. Время 20.00. Пора искать место ночевки, которое мы и нашли в 150-200 метрах после притока, у избы старого зимовья. В избе полный бардак. Ночевать в ней возможно, но душа не лежит. Сложно понять для чего оно в основном используется, для бани или для ночлега. Ниже зимовья у среза воды хорошее место для установки лагеря, но мы встали прямо на дороге. За водой ходили к реке. Справа от дороги на покатом склоне лежат бетонные плиты. Интересно, кто и зачем притащил их суда. Не иначе как вертолетом.
28.07.2000 г.
Часть группы на мосту к руднику Подъем в 7.30. Облачно. Дождя нет, хотя ночью несколько раз и принимался. Все время в голове свербила мысль: не зальет ли. Канавки, выкопанные нами для стока воды, казались нам очень малыми. Завтрак, отход в 9.30. Тропа после места нашего ночлега сохранилась неплохо. Подъем около 30 м/км. Вскоре подошли к разрушенному мосту через Средний Сакукан. Это - дорога на рудник. По противоположному берегу легко проследить ее остатки, они сплошь заросли молодой порослью. На перевальном седле виднеются остатки старой ЛЭП. После этого места тропа по крутизне просто "озверела": то немного вниз, но если вверх, то уж это точно вверх. Через 40 минут вышли к оленьим загонам. В этих местах много мошки. Тропа, петляя и извиваясь, проходя склоновые болота, подходит к очередному притоку справа (по нашему ходу). В нашем случае переход легкий. Однако при минимальном подъеме воды этот приток превратится в почти непреодолимую преграду. Русло ручья узкое и глубокое, мостов нет. Через 100 м слева слышен шум водопадов. Здесь Средний Сакукан каскадами водопадов сбрасывает высоту. Каньон насколько можно судить с берега, не проходим. Кое-где сохранились остатки наледи. Лед имеет зеленовато-голубой оттенок. Переливаясь на солнце очень красив. С этого места уже видна баня на противоположном берегу реки на стрелке с руч.Медвежий. Еще 400 метров по сухой пологой лесной тропе и мы у цели. Напротив, за баней в 50 метрах изба ГСМ (гидро-метео службы). Река в месте переправы неглубокая: 0,3-0,5 м. Наш переход не занял много времени, и в 15.45 мы с комфортом расположились у избы на обед. Это место является как бы перевалочным пунктом, через который проходят почти все маршруты. Она редко долго пустует, это подтверждает и дневник обнаруженный нами в одной из комнат. Здесь можно всегда рассчитывать на помощь. В избе места на 15-20 человек. Отсек кухни, клодовки. Стальная печка. Два стола. На стенах вымпелы турклубов. Вырезанный из дерева бог гор. На берегу баня в хорошем состоянии. Дров на этом берегу мало, зато есть на противоположном. В 17.45 начинаем дальнейшее продвижение группы вверх по руч.Медвежьему. Тропа четкая. Петляет между зарослями кедрового стланника, забирает все круче, и круче вверх. Снизу с долины Среднего Сакукана идут дождевые фронты. Очень не хочется промокнуть перед ночевкой. Решено искать место лагеря на границе леса. Отсюда же мы возьмем в дальнейший путь с собой сухие жерди для преготавления пищи в безлесой зоне. От избы ГСМ отошли на 600-800 метров, набрали 80-100 метров высоты. Едва разбили лагерь и приготовили ужин, начался дождь. Под резким порывом ветра треснул тент полатки. Все силы были брошены на ликвидацию прорыва, и буквально через 20 минут мы сидели в палатке за ужином слушая, как дождь барабанит по востановленному тенту. Время 20.30. К 22.30 основные фронты прошли, с гор тянет прохладой. На небе редкие облака. Отбой в 23.00.
29.07.2000 г.
Порог Татьяна Подъем в 8.00. Погода замечательная. Начинавшийся ночью три раза дождь, по всей видимости, весь вылился. С утра солнце. Сойки поют, а точнее орут. Кузнечики стрекочут. Настроение отличное. Завтрак, сбор лагеря, выход в 9.45. Тропа продолжает взвиваться вверх, идти с такими рюкзаками не очень комфортно. Спасает ревень, в изобилии растущий здесь вдоль ручьев. Его молодые и очень полезные стебли листьев утоляют жажду полутше воды. С грехом пополам дошли до притока Сюрприз. Около тропы под скалой приемлемое место для стоянки. На высоком камне находится указатель на перевал Сюрприз. Наша тропа продолжает резко взбираться к озеру под ледником под перевалом "Медвежий". Постепенно входим в зону альпийских лугов. Ревень по берегам ручьев и островки изумительных цветов, лиловых, желто-белых, сиреневых. Кажется, что попал на выставку цветов. Через 2 километра слева (по ходу нашего движения) приток от безымянного озера. Вода через ледничок в расщелине низвергается чудным водопадом. Тропа делает очередной виток вверх. Здесь после небольшого подъема мы нагнали Александра. Вернее он притормозил, чтобы мы вместе насладились божественным видом озера под перевалом в обрамлении величественных скал. Прямо (по пути нашего движения) начинается ледник, а за ним вдали виднеется пик Бам, возвышающийся над всем Кодаром. Его высота - 3029. Сзади, со стороны Среднего Сакукана, нас вновь нагоняет дождевой фронт. Только мы успели установить тент и подошел Валера, начался ливень, после которого перевал "потонул" в сизой мгле облаков к великому нашему сожалению. Решено остановиться здесь до утра, а не устраивать родео по тропам без видимости. Время 19.30. Продолжаем обустраивать наш лагерь. Палатку установили на россыпи мелкого курумника. Места эти посещаемы. Обнаружили сварную металическую печку и трубу к ней, лом. Начинаем готовить ужин на принесенных с границы леса сухих жердях. Ветер переменился. Облачность атакует нас уже со стороны реки Ледниковой. Перевальное седло вдруг открывается на миг и вновь скрывается за пеленой накатывающейся облачности. Ужин. Отбой в 21.45.
30.07.00 г
Ода о перевале "Медвежий" 1Б.
Общий подъем группы в 8.20. Завтрак. Сборы. Перевал по-прежнему закрыт низкой облачностью. К 11.45 появившийся слабый ветерок открыл нашему взору далнейший путь. Вверху за ледником во всей своей красе возвышается пик Бам. Из-за перевала встает гора Сыгыкта. Влажные скалы сверкают золотистым блеском под лучами выглядывающего из облаков солнца. Переходим по камням исток ручья Медвежьего, оставляя озеро слева, и начинаем подъем на перевал. Тропы как таковой нет. Необходимо придерживаться направления на видимый со стороны озера тур. Сначала по мелкой сыпухе на первый язык. Здесь подъем около 35-40 градусов. Далее траверсируем склон с первой полки на другую, через скальный выход поднимаемся на относительно пологий участок (25-30 градусов). Через 50
метров очередной взлет 40-45 градусов. Проходится свободным лазанием со страховкой на связку весел. Мест для отдыха с рюкзаком мало. Чем выше мы поднимаемся на перевал, тем величественнее виды на горы окружающие нас и ледник. Многие века он тащил с вершин гор камни, которые застыли сейчас немым валом на берегах пяти озер - истоков руч. Медвежьего. Последний взлет и мы на перевале, точнее немного правее седла "утанувшего" в снежной шапке. На перевальном гребне перед нами большой камень. На нем памятная доска, восхваляющая первопроходцев Кадара. То, что мы увидели с другой стороны перевала иначе как ж…, для нас с рюкзаками под 50 кг, не назовешь. Справа от камня несколько выше в 25-30 метрах по гребню находится тур. Сняли перевальную записку группы под руководством Лагвиненко С.Д., оставили свою. На туре указатель "Объезд 15 м". Направление стрелки указывает на подобие тропы, идущей траверсом по склону 70 градусов вдоль скального выступа. Дольше попадаешь в кулуар 60 градусов. Навесили горизонтальную веревку 60 метров, нехватило 10. Слава Всевышнему! Этот неохваченный участок не столь уж крут.
На спуске тропа хоть и не четко, но все же прослеживается. После траверса тропа уходит в кулуар. Сыпуха из камней среднего размера в нем еле держиться. На этом участке и на двух последующих мы навешивали вертикальную веревку. Участки преодолевали "свободным ползанием по вертикальной веревке", благо этому способствовал начавшийся дождь. За кулуаром тропа после небольшого очередного траверса склона выходит на гребень (около 10-15 метров), разделяющий два кулуара и поворачивает налево, через 5-6 метров выходя в основной кулуар склона. Это самый неприятный участок спуска. Кулуар идет до самого выхода из скал. Это примерно 300-350 метров, угол падения около 70 градусов крутяка с сыпухой. От последней скалы до зеленого лужка (относительно ровного места пригодного для установки лагеря) около 400 метров.
На всем протяжении спуска практически нет мест для полноценного отдыха, а при попадании в основной кулуар темпы движения резко замедляются из-за возможного нахождения людей одних над другими. Кулуар достаточно узок и очень скользок. Для обеспечения безопастности приходится значительно увеличивать дистанцию между идущими. Последний участник нашей группы закончил спуск в 19.30. За спуск мы основательно вымотались. Ноги отказываются идти по ровным участкам и на подъем. Ощущение в теле такое, как будто-бы тебя только что вынули из под пресса. Установка лагеря. Сбор "дров" от карликовых кустарников, в изобилии растущих под перевалом. Ужин. Отбой в 22.00.
31.07.00 г.
После порога Прикуп Солнечное утро. Подъем в 8.00. Нас окружают пики гор. Напротив нашего лагеря возвышается гора Сыгыкта 2849. Вокруг нас простираются ковры из синих и голубых цветов похожих на колокольчики. Завтрак приготовили на "дровах" от кустарников. Наши взгляды вольно или невольно останавливаются на пройденном перевале, и становится немного не по себе. Выход на марщрут в 10.30. Траверсируем склон вниз к реке Ледниковой. После вчерашней "разминки" идется туго. Мышцы, несмотря на проделанную с утра разминку зажаты. Спуск дается болезненно. Наконец, через 1час 20 минут вышли к правому берегу реки. Здесь она очень мелка. Падение около 20 м/км, но с впадением многочисленных притоков быстро набирает мощь. Идем в основном по реке. Тропа есть, но она, по всей видимости, подмыта при паводке, она то появляется в 1,5-2 метрах от уреза воды, то теряется в бурлящих водах. За последующий час дошли до левого притока - реки Медвежьей. Отметка на карте 1626. Продолжаем "стравливать высоту". Через 1,5-2 километра слева открывается неявная седловина между гор, с которой как седой бородой стекают водопадиками ручьи. Следующий распадок - река Изумрудная. Здесь тропа видна отчетливо. Дошли до водопадного сброса реки Ледниковой. Зажатая с левого берега крупнокаменной осыпью, а с правого берега скальным выступом она сбрасывает высоту двумя каскадами на 50 метров. Трудно понять, что это. То ли каменный, то ли водный водопад. Внимание! Сразу после этого водопада необходимо перейти на левый берег реки. Дальнейшее продвижение вперед предполагает сложности при переправе. Мы же увлеклись хорошей тропой правого берега и, пообедав напротив устья Изумрудной, продолжили движение в 17.20 по правому берегу. Однако тропа как-то постепенно исчезла, оставив нас среди зарослей кедрового стланника и надвигающегося тумана. Ее продолжение отчетливо мы увидели на противоположном берегу реки. С большим трудом в этом "молоке" собрали группу, и нашли место для ночевки. Ориентир: огромный камень у самой воды. Время 19.40. За эти два часа пошли всего 150-200 метров. Обидно. Несколько лет до нас на месте нашей ночевки кто-то был. Видны следы старого костровища. Место не очень хорошее, но ровное. Возможна установка 1-2 палаток. Дров много. Установка лагеря. Ужин отбой в 22.40.
01.08.00 г.
Подъем в 8.20. Пасмурно, идет мелкий дождь. Со стороны пика Бам по реке Ледниковой рваными клочьями ползут облака. После завтрака погода стала разгуливаться. Нежные и теплые лучи солнца вселяют в нас надежду на хороший день. Выход 9.40. Место наведения переправы нашли в 40 м выше нашего лагеря. Воды в реке заметно прибавилось из-за прошедших ночных дождей. Намеченное для переправы с вечера место превратилось в бурный перекат. Продвижение обратно к устью Изумрудной связано с большими физическими затратами. Наш берег в месте переправы возвышается на 5-6 метров. Ширина реки в нашу воду - 10-12 метров. Офицерову с закрепленным за ним фалом удалось с первого раза пересечь бурную струю и закрепить основную веревку за огромный валун противоположного берега. С высокого берега палиспастом натянули наклонную веревку. Первым по ней переправили Якшина, затем рюкзаки, после Ращупкина. Снял переправу Федцов. Время 13.40. Тропа на левом берегу в месте нашей переправы читается легко, набита. Через 500-600 метров она вновь рассеилась в зарослях карликовой березы и кедрового стланника. Смысла переправляться в ее поисках на противоположный берег нет. Тем более, что из отчетов предыдущих групп явствовало, что тропа идет по левому берегу. 40 минут безуспешных поисков результата не дали. Возможно, тропа здесь проходит по берегу реки, но из-за подъема воды она стала нам не доступна. То, что начинается дальше, сродни садомазохизму. Большие камни, поросшие падушками мха, глубокие овраги, заросшие до придела мелколесьем. Иной раз кажется, что легче просто прыгнуть вперед и плыть по хитросплетениям веток. Идя без обеда, к 20.20 прошли каких то 1,5-2 километра. Когда силы готовы были нас оставить, впереди у берега реки замаячила небольшая березовая рощица в распадке. Мы несказанно обрадовались, найдя там хорошее место для лагеря. К тому же в рощице мы нашли прдолжение потерянной тропы. Идем по местам "былых сражений", нашли старое костровище которому лет 5-6. Время 21.45. Установка лагеря. Ужин. Отбой в 23.00.
02.08.00 г.
Подъем в 8.15. Завтрак. Сборы лагеря. Выход в 10.20. Обнаруженная нами тропа вполне приемлема для передвижения. Встречаются обрубленные ветви кедрового стланника. В целом по сравнению с предыдущим днем просто улица Горького. В 15.00 решили сделать обед в небольшом распадке, поросшем березняком. К тому же стал отставать Федцов. Овощной суп, компот из ревеня и вот уже и плечи от лямок не так болят и настроение отменное, и хочется идти вперед навстречу приключениям. Выход в 16.20. За срезом березняка виден холм, поросший стланником. Он довольно высок, и мы надеемся с него увидеть место впадения Ледниковой в Левую Сыгыкту. К подножию холма подошли через 40 минут. Очень крутой и сложный подъем, несмотря на подрубленные кем-то кусты кедрового стланника. Приходится вспоминать об армейских буднях и пользоваться передвижением по пластунски. По времени наш штурм занял 1 час, а пройденное расстояние исчисляется всего лишь 150 метров. Наверху свободные места между стланником в изобилии заросли голубикой. Вкусные спелые ягоды хорошо снимают усталость и утоляют жажду. Места для лагеря здесь нет, а время поджимает. Продолжаем движение по еле заметной тропе. Спуск резок. Слева по ходу с гор стекает ручей. После прошедших, по всей видимости, недавно обильных дождей тропу замыло. Время 20.10. Попытка найти продолжение тропы у нас троих не увенчалась успехом. Попытка найти место стоянки тоже. Федцов идущий последним каким-то "звериным" чутьем вышел на тропу, идущую много выше того уровня, что мы предполагали. 300 метров штурма зарослей кедрового стланника и резкий спуск к реке. Место для ночевки нашли в распадке, поросшим березняком, у реки. Правда, его пришлось разравнивать под палатку, удаляя сгнившие стволы деревьев. Рядом обнаружили старое 5-6 летнее костовище. Время 21.50. Установка лагеря, ужин, отбой в 23.00.
03.08.00 г.
Подъем в 8.00. Есть желание сегодня дойти до заветного слияния (уже который день). С утра солнечно, к 10.00 времени нашего выхода подтянулись облака. Нам это наруку. Тропа, если это можно назвать таковой, метров 500 идет вдоль Ледниковой и теряется в разбоях реки. По логике нужно подниматься выше: дальше распадки, обильно заросшие кедровым стланником и березой. Чем ближе к реке, тем они непроходимее. Ориентир - начало пологого склона сыпухи. Этот маневр занял у нас 3,5 часа.
Остатки моста на р.Шаньга Немного о реке Ледниковой. После каменного водопада (впадения Изумрудной) по ней возможен сплав на каяках, хотя некоторые участки вызывают сомнение из-за недостатка воды. В наше время мы были свидетелями резких дождевых паводков, к сожалению, они непродолжительны по времени. Падение - от 10-15 м/км в начале до 30-35 м/км у входа реки в начало нижнего каньена. Расход в начале - 5-6 м3, в начале нижнего каньона - 6-8м3. Средняя скорость течения - 8-10 км/ч. Много больших камней в русле. Полных непроходов (для каяка) не видели, однако, река требует к себе пристального внимания.
Сыпуха оказалась началом бывшего лесного пожара, произошедшего здесь много лет назад и в то же время местом схода лавины. Перед ее началом глубокий ручей. После выхода на нее необходимо как можно быстрее спуститься вниз к реке. Ориентир - светлый высып камней (сыпухи). Спуск сложен, подо мхом - сырые, скользкие, горелые ветви стланника, кое-где выгоревшие пустоты между камнями. Шли со страховкой на связки весел. После высыпа возможно (в нашу воду) продвижение вдоль реки по оголившимся от маловодья протокам. Через 1,5 км поднимаемся от уреза реки на небольшой холм. Здесь заросли малины, голубики и недозревшей брусники. Впереди в 800-1000 м виднеется гряда камней, за которой, мы надеемся, откроестя Левая Сыгыкта. Все это пространство занимают заросли голубики. Поэтому двигались мы медленно и только к 21.10 достигли заветной цели. С верховьев Левой Сыгыкты надвигаются тучи. Температура воздуха около 16 градусов. Поиски места для лагеря затягиваются. Кажется, что на месте бывшего пожара, где нет стланника, его найти легко, ан нет. С большим трудом отыскали место на одну полатку. Ориентир - обсыпной огромный камень с вылаженными на нем как бы кирпичами небольшими камнями. После него небольшой распадок. Сразу за распадком место нашего лагеря в 12-15 метрах от реки Левая Сыгыкта. Больше приемлемых мест сегодня не нашли. Ужин с растущими здесь же грибами. Отбой в 23.30.
04.08.00 г.
Подъем в 10.00. Дневка. Завтрак. Все тело болит и ноет, движения даются с трудом. Никто не ожидал, что пешая часть окажется столь трудной. Со времен активной туристской деятельности в районе Кадара утекло немало воды. Горники и пешеходники почти не заходят в эту часть хребта. Тропа заросла и используется в основном только животными.
После завтрака собрали грибы, на месте бывшего пожара они растут в изобилии. Подберезовики, козлята. Вокруг нашего лагеря простираются нарождающиеся заросли березы, стланника почти нет. Мне кажется, что если бы они бы были, мы шли бы еще один день. Много созревшей голубики и полей покрасневшей брустники. Встречаются недельные следы медведя. Ходил на стрелку. С 67 года много что изменилось. На Ледниковой и Левой Сыгыкте в русло довалило камней с берега. В результате на Ледниковой на выходе образовалась расческа из камней, проходимая в паводок и требующая от экипажа слаженного маневра. На Сыгыкте порог Ледяной не имеет почти ничего общего с описанием 67 года. В нашем 2000 году порог начинается за 50-60 метров мощной разгонной шиверой. С воды этот участок определить можно по резкому перепаду уровней, зачалиться перед и особенно после перелома струи очень сложно. Берега имеют ярко выраженный уступ 1,2-1,6 м, сильно заросший кустарником. Ориентир порога Ледяной - на правом берегу огромный камень с отверстием. Далее следует первый сброс - ступенька 1м с хаотически разбросанными камнями в русле. Среди них можно найти проход. Скорость течения на этом срезе - 8-10 км/ч, расход - 8-10 м3/сек, падение воды на участке порога - 30 м/км.
Зачалиться после первой ступени невозможно. Далее струя делится на два рукава. Левый бьет под левый берег со ступени 1,5-1,6 м и через 2-3 м упирается в расческу из камней. С первого взгляда предпочтительнее уходить в правый рукав, оставляя огровный валун (по центру) слева, но это виденье очень опасно. Струя падает со ступеньки 1,6-1,8 м и после конца камня 70% ее уходит под 90 градусов налево перед очередным камнем, стоящим под отрицательным углом к воде. Расстояние между камнями 1-1,5 м. Остальная часть (30%), пробивается прямо через гребенку и через 8-10 метров рассеивается между полуобливными зубьями 3-ей ступени. Окончание третьей ступени расположено прямо на стрелке рек, где две реки, сливаясь, падают с 4-ой ступени (общее падение ступени 3-4 метра на расстоянии 8-10 м). В нашу воду порог Ледяной со стороны Левой Сыгыкты не представляется проходным. На обратном пути к лагерю, на берегу у окончания 2-ой ступени Ледяного нашли остатки аварийного схода группы с маршрута - остатки двух катамаранов двоек. Лежат здесь несколько лет. На одной раме остатки внешнего баллона и полотенца, вязки порваны. Рядом с ними высокий шест с белым полотнищем. Кому-то здесь не повезло.
Грибы и ягоды на обед и ужин являются существенной добавкой к нашему скудному рациону. А сегодня к тому же вечером блины и варенье из голубики. Весь день стояла хорошая погода, температура около 24 градусов. Вечером с верховьев Сыгыкты подтянулись тучи, ненадолго пошел дождь. Отбой в 21.00.
05.08.00 г.
Подъем в 9.00. Вчера вечером был чудесный закат. Багровые лучи солнца пробились из-за туч и окрасили пламенем окрестные скалы. Было в этом что-то демоническое. Всю ночь, не переставая, шел дождь. Утром низкие облака, обходя и задевая окрестные горы, создавали сказочный антураж. Сегодняшняя наша цель - заготовить "дрова" для рамы. В нашем случае сделать это нелегко из-за прошедшего лесного пожара. Придется идти за ними вверх по Ледниковой. Только там мы видели хороший став. На противоположном берегу реки Левой Сыгыкты растет в распадке тополиная рощица. Правда, переправа сложна, да и тополь не то, что нужно. Погода разгулялась не на шутку. Температура подскочила до 34 градусов. На небе ни облачка. В березняке у берега Ледниковой наткнулись на заросли крупнейшей жимолости (как вишня). Процесс выборки древесины замедлился. Стволы брали только те, что вымыло водой из берега. К 16.00 нам удалось все это перенести к лагерю. Обед и снова в бой, теперь уже за стапель. Жара превратила нас в сонных мух. К 19.00 подогнали став по размерам и начали вязать рамы. Ужин. Отбой в 23.00.
06.08.00 г.
р.Витим Подъем в 8.30. Солнечное утро. Только сегодня утром мы почуствовали себя людьми, а не болванками из-под пресса. Вобщем, немного отошли от изнуряющей пешки. Завтрак в 9.00 и на стапель. Ветерок сгоняет малочисленных комаров. Спокойно работать можно до 4-5 часов. После этого на охоту вылетает мошка. Температура воздуха 30 градусов. К 18.00 подготовили 1 катамаран, второй к 20.00. Предполагаем завтра утром начать сплав. Вода в реках падает. Ужин, в 21.30 отбой.
07.08.00 г.
Всю ночь ветер пытался сорвать нашу палатку. Подъем в 8.00. Идет сильный дождь, вернее ливень. Снизу по реке Левой Сыгыкте поднимается дождевой фронт. Видимость временами уменьшается до 35 метров. Через нас идут облака. Воды в реке заметно прибавилось. Плесы исчезли. Слышен рев второй ступени порога Ледяной. Даже после детального просмотра порога (насколько хватало видимости) прохождение оставляло желать лучшего. При киле на стрелке страховка с берега, а именно она являлась превалирующей в нашем случае, получалась не эффективной. 10.00 продолжает идти ливень. Видимость уменьшилась до 15 метров (растояние, после которого уже ничего не различишь). Интересно, до каких пределов это будет продолжаться. Дышим как в бане. Температура воздуха 17 градусов. Под этим дождем Валера все же умудрился изготовить завтрак. Ели в палатке. Решено ждать просвета. Просмотр порогов с берега и воды не эффективен. Можно въехать куда-нибудь не туда. 11.30 дождь продолжает идти. 14.00 дождь. Ветер северо-восточный, слабый. Видимость 20-25 метров. 15.00 обед. 15.30, по всей видимости, сегодняшний день можно отнести к вынужденной дневке. Зажгли ритуальный костер, благо даже в подмоченном виде стланник хорошо горит. К 17.00 среди облачности и тумана стали появляться разрывы. Продолжаем жечь жертвенный огонь. 19.00 ужин. Общение с богами стало приносить свои плоды. Сквозь туман периодически стала появляться ближайшая к нам гора. К 23.00 в низкой облачности уже наблюдаются ощутимые разрывы. Вода в реке подскочила на 40 сантиметров. Отбой в 23.30.
08.08.00 г.
Подъем в 8.00, завтрак на ставшем нам уже родным каменном столе. Температура воздуха 18 градусов. Вода немного спала. По небу плывут немногочисленные облака. Сборы лагеря. Решено К2-1 пойдет со стрелки пустой, К2-2 перечалится с вещами на правый берег Ледниковой в районе найденной нами бывшей стоянки какой-то группы. Вещи обнести и пройти участок нижнего каньона реки Ледниковой вместе с 4-ой ступенью порога Ледяной. При перечалке на правом берегу реки Ледниковой обнаружили остатки внешнего баллона катамарана, того, что был обнаружен ранее, и стеклянную посуду, банки, проволоку и доски. Видимо здесь были геологи. При переносе вещей обнаружили место стоянки еще одной группы по многочисленным остаткам банок. Стоянки эти очень старые, около 15-18 лет назад. К 14.00 все готово к началу сплава. К2-1 с экипажем в составе Офицерова и Якшина справился со своей задачей блестяще. Пробив мощную бочку на слиянии двух рек и обойдя обливные камни, они удачно зачалились сначала в улове левого берега после полуобливного камня, а затем на правом берегу в 40 метрах ниже стрелки после каменной гряды и бочки поперек всей реки напротив распадка правого берега. Выйдя на крутой берег, обнаружили еще одно более благоприятное место, скрытое от наших глаз мощными зарослями прибрежных кустов. Ориентир - ярко выраженная скала правого берега перед поворотом реки налево. Катамаран, взятый у наших друзей прямо перед самым отъездом выше всяких похвал. Страховку и фото-видеосъемку осуществляли с правого берега. Для корректировки по ходу прохождения пользовались радиостанциями "Пилот 101м". Расход в этом месте - 16-18 м3/сек, падение на этом участке - 20-25 м/км. К2-2 прошел со стороны реки Ледниковой с тем же экипажем. Ледниковая в этом месте узкая, но мощная. Растояние между обливняками минимальное, что осложняет проход между ними. Раза два набрасывало на обливняки у берегов, в конце концов попали в створ камней на выходе из каньона. Дальше все прошло по уже пройденному пути с единственным изменением - зачалились в улове у скалы правого берега. Туда же перегнали и первый катамаран. На выходе из этого улова на срезе основной струи и скалы существует подсос. Нужно быть внимательными при выходе из него.
К 18.00 обнос всех вещей завершен. Решено продолжить сплав дальше. По берегам очень трудно ходить, несмотря на то, что стланник почти везде выгорел. Выгоревшие пустоты между камней, проваливающийся под ногами мох, скользкие камни, заросли "скелетов" горелого стланника существенно затрудняют передвижение. Поэтому было принято решение идти от улова к улову, осуществляя по возможности просмотр с воды. Это решение сыграло с нами злую шутку буквально через 30 метров. По бывшей у нас лоции (отчет 4854) получалось, что следующий порог расположен через 1,5-2 км у впадающего притока слева. К2-1 не сумел зачальться в улове у левого берега, мощная струя выдернула его на струю, и экипажу пришлось пройти порог Прикуп с вещами практически без просмотра. От киля спас опыт преобретенный в прошлых походах. Ориентир порога Прикуп: по окончании порога Ледяной на правом берегу легко различимая скала, после нее река поворачивает налево. Это место есть начало разгонной шиверы перед порогом. Сам же порог, точнее его первая ступень, расположена сразу после правого поворота. Второй экипаж, не дождавшись связи по рации, самовольно ушел в порог вслед за первым. Хорошо, что все окончилось благополучно. Однако на видео и фотопленке кадры прохождения не были запечатлены.
Время 20.00. Место нашего лагеря обнаружили в 35 метрах ниже окончания порога в березняке у правого берега. Еще одно хорошее место для стоянки находится на уровне 1-ой ступени порога Прикуп в березняке правого берега. Установка лагеря, ужин вместе с обедом в 21.00. Вечером устроили разбор "полетов". Экипаж в составе Федцов, Ращупкин признали правильность претензий к ним. Договорились о взиамодействии экипажей в дальнейшем. Отбой в 24.00.
09.08.00 г.
Подъем в 8.30. Солнечно. Завтрак сборка лагеря. Установка видео и фотосъемки. Выход в 12.20. Напротив нашего лагеря шивера, на выходе, больше похожая на порог. Ориентир шиверы: на исходе продолговатого острова справа. В нашу воду правой протоки практически нет. Вслед за этим островом слева маленький островок. От конца порога Прикуп 80-100 метров. Прошли без страховки. Дальше до порога Запятая идет цепь мощных шивер, едва различимых между собой. Бочки, сбойка, полуобливные камни, сбросы с плит от 1 до 1,8 м. Прошли сходу, страхуя попеременно друг друга с воды. В таком же ключе был пройден первый каскад порога Запятая. Проход по основной струе. Ориентир порога Запятая: заметное сужение русла, резкий правый поворот реки, на котором слева впадает приток. На середине порога перед вторым каскадом впадает приток справа. Более точные ориентиры порога указать сложно, так как река несется меж высоких берегов. Необходимо постоянное, четкое ориентирование по хребтам. Основываясь на опыте прошлого дня и того, что по берегу продвижение затруднено, стали больше использовать радиостанции. Зачалились у правого берега перед разгонной шиверой 2-го каскада порога (он значительно сложнее первого) с правого берега. Перед началом второго каскада на левом берегу после окончания ряда высоких деревьев виден большой светлый осыпной камень. Прохождение второй части порога осуществлялось по одному и тому же пути. Сначала по центральной струе, с уходом перед началом основного сброса налево,
далее, уходя от навала на левый камень, через бочку с навалом на правый камень. Правый камень двойной. Сразу после первого камня лежит второй, выступая ножем в основную струю на 40 сантиметров, что делает затруднительным чалку в улово после этих двух камней. Страховку установили с правого берега после основного слива второго каскада. Первый катамаран прошел по вышеописанному пути и зачалился на исходе улова. Второй катамаран прошел так же, но зачалиться не смог. На исходе улова справа находятся два камня. Первый с мощным навалом, сразу за ним после слива 0,5-0,6 м второй с подсосом. При прохождении 2-ым катамараном экипажу не удалось уйти от первого камня, их навалило на него и поставило под углом 60 градусов. Слетев с него, им только чудом удалось уйти от подсоса.
За этими камнями и поворотом реки налево по лоции (отчет 4854) начинается шивера Пахарь длиной 4,5 км. Туда в надежде найти выгодное место для съемки ушел катамаран Федцова. Однако в нашем случае после разгонной шиверы с треком на левый берег и последующим поворотом направо, оказывается, начинается мощный , сложный и слаломный порог Каменный представляющий из себя сброс воды с хаотично и часто расположенных плит и больших камней. Ориентир порога Каменный: через 50 м после окончания порога Запятая. Оценен нами как 4 к.с.. Чем-то напоминает трассу фристайла. Длина порога - 20-25 метров, перепад уровней - 5-6 м. Расход - 18 м3/сек. Скорость течения - 10-12 км/час. Далее следует относительно спокойный участок реки с возможной чалкой у правого и левого берегов. Второй катамаран после неудачного зачаливания на исходе 2-го каскада Запятой пошел в "шиверу Пахарь", замешкавшись, налетел на обливник на правом повороте реки. Слаженная работа экипажа позволила избежать киля судна в этом месте. Дальнейшее прохождение катамараном порога осталось за кадром. На страховку встали в улове левого берега по окончании препятствия. Первый катамаран прошел порог аналогично второму исключая навала на обливник. Основные препятствия данного порога: большие полуобливные и обливные камни в русле, сливы от 0,7 до 1,6 метров, жесткие бочки. Просто "е-мое". После порога Каменный начинается и сама шивера Пахарь. Основные препятствия - жесткие бочки, стоячие валы, сбойка. Проходится сходу по основной струе. Сложность участка 2-3 к.с. На всем протяжении шиверы в нашу воду чалка возможна с обоих берегов.
На ночевку встали сразу после острова на левом берегу. Приятная лужайка, обрамленная со всех сторон зарослями жимолости. Установка лагеря, время - 18.30. На склоне горы в распадках обнаружили изобилие грибов. Крепыши подосиновики, будто бы сошедшие со страниц сказок белые, подберезовики, раздвинувшие стебельки травы. По левому берегу в 150-170 метрах от уреза воды вдоль реки идет звериная тропа. Встречаются следы кобанов, касуль и медведей. Ужин, отбой в 23.00.
10.08.00 г.
Подъем в 8.00. Завтрак, сборы лагеря. Солнечное утро, день предполагается жарким. На небе ни облачка. Вода в реке продолжает спадать после дождевого паводка. Выход в 11.10. Через два поворота реки начинается порог Сюрприз. Ориентир порога Сюрприз: после острова через два поворота реки. Первую ступень прошли сходу. Страховку осуществляли с воды катамараном. Длина порога 80-100 м. Зачалились на втором повороте порога Сюрприз с правого берега, где струя бьет в огромный камень посреди русла. Осмотр порога производили пробираясь вдоль берега по реке. Пройти по высокому правому берегу очень трудно, "скелеты" горелого стланника и нарождающиеся заросли березняка. Видеооператор, проходя вдоль кромки берега, поскользнулся на подводных, скользких камнях и ушел с головой в воду. В последний момент он все же успел вытянуть руку с видеокамерой вверх. Только благодаря умелым и своевременным действиям Алексея Якшина был спасен видеофильм. Страховку с берега и фото-видеосъемку установили напротив "тролейбуса" (огромного камня в русле). Вообще же в нашу воду эта часть порога больше походит на шиверу. Расход - 15-17 м3/сек.
Через 200 метров после порога Сюрприз начинаются разгонные шиверы, приводящие к порогу Проходной. Ориентир порога Проходной: 200 м после окончания порога Сюрприз. Просмотр и попеременную страховку осуществляли с воды. По лоции он не сложен для прочтения с воды. Поэтому было решено проходить первому катамарану без просмотра с берега и страховки. Войдя в порог, обнаружили мощную струю, разбивающуюся между крупными обливными камнями. Проход между ними - только, только для катамарана двушки. На выходе из порога реку с левого берега до середины преграждает плита. Заключительный слив 1,2-1,5 м. На страховку второго катамарана встали в улове левого берега сразу после слива.
р.Ледниковая После порога Проходной через 450-500 м быстротока и шивер справа впадает ручей Озерный, после которого мы обнаружили порог. Ориентир порога Озерный: впадение справа руч.Озерный, через 40-60 м после него начинается цепь островов с протоками между ними и, собственно, сам порог.
Оценен нами как 3 к.с. В лоции про него ничего не сказано, видимо был залит водой. Его длина 50 м, общее падение 4-4,5 м. Порог представляет собой сливы с плит по протокам между островами. Проход по первой левой протоке невозможен из-за мелкости, хотя в нее устремляется основная струя. Проход по второй левой протоке вполне реален. На входе в нее правый навал на Г-образную плиту, далее следует резкая горка, на выходе из которой зуб обливник. Вслед за ним месиво из обливняков. Правая протока забита камнями. Первый катамаран, пройдя порог по средней протоке, встал на страховку в улове левого берега после второго острова. Вслед за ним прошел и второй катамаран.
Через 500 м быстротока и несложных шивер начинается шивера Башня Тамары. Простая шивера с навалом на центральный камень. На нем уже не стоят " как бы в шутку поставленные один на другой камни". Вода подмыла основание, и теперь они лежат рядом. Проход по основной струе.
Через 500 метров справа впадение ручья Птичьего, сразу за которым начинается шивера Перекурная. Проходится по основной струе между хаотично расположенными камнями в русле. Еще 500-600 метров и по обоим берегам начинается негорелая тайга. Птицы поют, хвойные запахи будоражат воображение. По берегам реки встречаются в изобилии грибы и ягоды. Все так же хорошо несет. Расход - 25м3/сек, скорость - 8-10 км/ч. Следует цепь несложных шивер и перекатов, приводящих к порогу Татьяна. Ориентир порога Татьяна: с правого берега идет зубчатая гора. Как только она закончится и начнется чаша между гор, необходимо срочно приставать к левому берегу. Порог 5 к.с. опасен для прохождения без просмотра. Осмотр порога по левому берегу.
Время 17.30. Место для ночевки отыскали на образуюшемся в половодье острове у левого берега, не доходя 8-10 метров до притока слева. В нашу воду это часть берега покрытого смешанным лесом. Здесь мы также обнаружили старое место стоянки. Зимовья поблизости нет. Или снесло половодьем, или разобрали и перенесли в другое место. Установка лагеря, ужин, отбой в 22.00.
11.08.00 г.
Сегодня объявлена дневка. Подъем в 9.00. Погода изумительная, на небе ни облачка. После завтрака ходили на просмотр порога Татьяна. Вслед за ним начинаются пороги Марина и Скандальный, по категории сложности соответственно 4 и 3. Народ загорает, собирает грибы, стирается и купается. Вечером праздничный ужин с блинами, сгущенкой и грибным фаршем. Отбой в 22.00.
12.08.00 г.
Подъем в 8.00. Завтрак. Лагерь соберем после прохождения порога Татьяна. Длина его 120 м, перепад 6 м. Установка фото-видеосъемки, страховки. Прохождение открыл К1-1 - Офицеров, Якшин. Заход вдоль левых обливняков, слева от центральной плиты с навалом, далее по струе, лавируя между обливняками. Уход от навальной плиты в левую протоку.
Уход от навала на левый "тролейбус" у берега и после него резкий уход влево в улово за ним. Проход удался, только после первой плиты наехали на обливник, пропустив его между баллонами. Дальше все прошло, как по маслу. Вторым проходил экипаж - Федцов, Ращупкин. С небольшими помарками они повторили прохождение. Собрали лагерь, перенесли вещи к катамаранам. Отход в 12.30. Сразу за порогом Татьяна начинается порог Марина. Прохождение данного порога - это сложная лавировка между камнями в русле. Бочки, валы 0,7-1,2 м. В середине его и в конце в русле в основной струе лежат два огромных камня. Длина 180 м, перепад 6 м. По лоции за последним камнем порог заканчивается. Следует короткий участок быстротока и начинается порог Скандальный. По внешнему виду никаких столь серьезных препятствий в нем нет. Струя поворачивает направо, продираясь сквозь кашу камней, перепад 3 м, и столь же стремительно уходит налево. Проход по центральной струе. Длина основной части 30 м. На этом повороте оба катамарана провалились в пенную яму между камней, только благодаря слаженным действиям экипажей киля не произошло. Страховку и фотосъемку осуществляли с воды попеременно.
После порогов река постепенно успокаивается, следуют несколько несложных шивер, требующих слаженной работы экипажа. Серьезных трудностей нет. Река входит в зону островов и проток. Медленно огибая завалы и подмытые берега, она несет свои воды вниз к озеру Орон. Все дальше и дальше удаляются скальные пики Кодара. Долина расширяется, но течение не ослабевает, 7-8 км/ч, расход - 30 м3/сек. Перед впадением Правой Сыгыкты, за 3-4 км, на двойном S-образном повороте реки начинается цепь порогов, не обозначенных в нашей лоции. Мы скажем прямо, влетели в них без просмотра, поэтому на видео они не попали вообще. Ориентиром их может служить моренная, довольно высокая гряда, открывающаяся за левым поворотом. Точнее ориентиры начала 5-каскадного порога Неожиданный указать сложно. Оба берега поднимаются. С правого берега перед самым началом первой ступени лежат огромные камни. Резкий перепад виден с воды, возможность чалки - перед камнями правого берега. Страховка осуществлялась с воды, попеременно, обоими катамаранами. Оценен нами 4-5 к.с.
Первая ступень. Длина - 80-100 метров. Возможен просмотр по правому берегу. Проход почти по прямой, огибая громадные обливняки. Река сбрасывает высоту на 4-5 метров. Мешанина из валов до 1,2-1,5 м, косых сливов между камней 0,5-1,2 м, бочек 0,5-1,0 м. В конце ступени впадает приток слева. Простая чалка в улове по левому берегу сразу после окончания ступени. Скорость - 10-12 км/час, расход - 35 м3/сек. Из этого же улова можно просмотреть начало второй ступени. К2-1 прошел первую ступень и встал на страховку в улове левого берега на страховку. На сеансе радиосвязи скорректировали действия экипажа К2-2 и дали "добро" на прохождение.
Вторая ступень. Через 40-50 метров после окончания первой. Возможен просмотр с левого берега. Длина - 200-250 метров, перепад - 5-6 метров, скорость течения - 12-15 км/ч.. Дикий слалом между огромными обливняками. Косые валы 1,2-1,6 м, жесткие бочки. Чалка возможна с обоих берегов, но сложна из-за обливных камней вдоль берегов и мощной струи. Первым прошел К2-2 зачалившись с левого берега перед началом третьей ступени.
Третья ступень. Ступень начинается через 30-40 м на резком правом повороте реки. Длина - 80-100 м, перепад - 3-4 м, скорость течения - 10 км/ч. Возможен просмотр с левого берега. Сложностей при прохождении не вызывает. Линия движения видна с воды. Основные препятствия - мощные сбойки. Проход по основной струе.
Четвертая ступень. Через 400-500 метров после третьей. Возможен просмотр по левому берегу. Длина - 100-120 м, перепад - 5-6 метров, скорость течения - 12-15 км/ч. Начинается незадолго до крутого малого радиуса поворота налево и заканчивается участком длиной 300 м, несколько извилистым ( с незначительными поворотами вправо-влево).Берега очень крутые, сложены из различного размера валунов и песчанно-глинистой смеси. Основные препятствия - большие обливные и полуобливные камни в русле, Сливы 0,8-1,4 м, косые и перамиидальные валы 1,2-1,8 м, бочки 0,5-1.4 м. Дикий слалом между препятствиями с уходом от навалов. Требуется слаженная работа экипажа. После ступени возможна чалка по обоим берегам.
Пятая ступень. Начинается через 40 м после окончания четвертой, на левом повороте. Посередине реки в начале ступени огромный "тролейбус" с навалом на него основной струи. Обход слева. Длина ступени 50 м, перепад - 2,5-3 м, скорость течения - 10-12 км/ч. Основные препятствия - обливники, косые валы. К2-1 прошел 3, 4, 5 ступени без промежуточных чалок, на сеансе радиосвязи рассказав об их сложности и пути движения. Вслед за ним по намеченному пути движения прошел К2-2.
После порога через 3-4 км справа впадает река Правая Сыгыкта, в устье которой на правом берегу находится избушка, способная принять 4-6 человек на поласья. Давно не ремонтировалась. От крыши остались одни лохмотья. В избе есть печка. Напилены дрова. Посещалась, по всей видимости, зимой. С воды не видно. Необходимо пристать к правому берегу сразу за впадением и немного углубиться в лес. Здесь К2-1 подождал отставший К2-2. В это время связь между экипажами поддерживали по радиостанциям. После впадения река сохряняет свой бег. Скорость течения 8-10 км/ч. Расход 50 м3/сек. Несложные шиверы и перекаты следуют один за другим, нередки разбои. Нужно быть внимательным, так как именно здесь может подстерегать опасность влететь в завал. На ночевку встали после правого притока реки Малый Дагалдын у избушки лестника. Сохранилась она аналогично первой. Установка лагеря, ужин, отбой в 23.00.
13.08.00 г.
Подъем в 8.00. Завтрак, сборы лагеря, выход в 10.45. Напротив нашего лагеря приток, после него начинается шивера, не представляющая особой сложности. После нее река поворачивает направо и входит в очередную шиверу. На выходе из нее мощная сбойка и в конце бочка задержавшая и чуть не кильнувшая К2-1. Через 2-3 км на несильном правом повороте реки порог 2 к.с. с навалом струи на скальный выход правого берега. Струя в этом месте не имеет отбоя. Оба катамарана удачно прошли вдоль левого среза струи. Дальше на реке в изобилии встречаются разбои с перекатами и прямые длинные плесы. Как-то незаметно за разговорами перед нами открылась зеркальная гладь озера Орон. Перед впадением в него за 800-900 м с правого берега зимовье. К нему мы не приставали, но с виду оно сохранилось лучше, чем остальные. Встали на берегу озера, у скалы левого берега на песчаной отмели в 16.15. Установили лагерь. Вокруг нас голубичные поля. В 18.00 сильнейшая гроза унесла маленький коврик. Уже окончательно ясно, что на реку Таллаи мы не успеваем. Судя по склонам гор, там тоже кедровый стланник. Завтра мы все же перейдем к устью реки Култушной на разведку. Праздничный ужин с блинами, отбой в 22.00.
14.08.00 г.
Подъем в 8.00. Валера и Алексей купались в озере. Завтрак, сборы лагеря, отход в 10.15. До Култушной около 8 км, преодолели по зеркальной глади озера за 1 ч 20 мин. Пытались подняться до зимовья против течения реки. Не получилось, и слава богу. Там не то, что полчища, а мириады комаров, абсолютно не чувствительных к репелентам. Встали на песчаном берегу озера слева от основного русла у коренного берега. Установили лагерь. Сходили за грибами, в основном козлята и подберезовики. Обед в 15.30. После обеда сделали вылазку вверх по Култушной. Набрали еще грибов: подосиновиков и белых. Нашли избушку лесника. Она расположена в 70-80 метрах от устья Култушной по левому берегу. От нашего лагеря к ней ведет еле заметная тропа. Со стороны Витима наступает дождевой фронт. Ужин, отбой в 22.00.
15.08.00 г.
Всю ночь шел дождь. Тент палатки поливало, как из лейки. В 5.00 сильный порыв ветра сорвал тент палатки с двух кольев. Авральные работы Валерой были проведены очень оперативно. То, что началось в последующие 40 минут, не поддается описанию. Сильнейший дождь пытался смыть нас с песчаной косы. Время 8.00, идет сильнейший ливень. Ветер переменился, то был со стороны Култушной, теперь со стороны Витима. Температура 14-16 градусов, низкая облачность. От прямого ветра нас скрывает мысок. На озере барашки волн, срываемых ветром. Время еще есть и весь день мы посвятили разговорам с богами о перемене погоды. К вечеру разожгли жертвенный огонь. К 18.30 ливень сменился на моросящий дождь. Ужин, ранний отбой в 20.00.
16.08.00 г.
Подъем в 9.00. Завтрак, сборы лагеря, выход в 10.00. Ветер не переменился, все тот же и такой же силы. Дождя почти нет. Облачность 800-1000 м. До ближайшнго, левого мыска быстро дошли за 30 минут. Дальше открытое пространство и сильный ветер. Гребем изо всей силы, а стоим практически на одном месте. Предположили, что с правого берега все же существует "тень", с помощью которой мы смогли бы продвигаться вперед. На переход от одного берега к другому мы затратили 2,5 часа нечеловеческой гребли. Наши надежды оправдались, здесь можно идти вдоль самого берега, скрывающего от ветра. Напротив левого от нас 1-го притока озера на высоком правом берегу стоит зимовье. Через 1 км последний мыс, за которым еще можно спрятаться от ветра. Дальше открытое пространство. 14.30, обед. Только сейчас заметили, что на левых высоких вершинах в устье Сыгыкты выпал снег. Вот и осень наступила. К 18.00 ветер немного стих, и мы прдолжили движение вдоль скал правого берега. К 21.00 ветер стих совсем, и природа подарила нам незабываемый закат.
На выходе из озера в разбои реки Витим, на скале правого берега обелиск с мемориальной мраморной доской:
Туристам
У.П.И. им. С.М.Кирова
Трагически погибшим
В июле 1961 г.
на Сыгыкте
Беляков Володя
Дубровцев Валера
Курбанов Леня
Романов Сережа
Ребята были смыты с плота в сливе выше устья Халласа. В 22.20 К2-1 подошел к кордону Орон. Здесь 4 лесника. Предъявили пропуска и остались у них на ночевку. Нам выделили целый дом с печкой. Ужинали вместе с ними. За разговорами выяснилось, что в заповеднике осталось три действующих кордона - Урях, Орон, Амалык. Глубина озера Орон достигает 185 метров, у скал берега до 100 метров. В этих местах водится кабарга, лось, кабан, олень,изюбр, заходит северный олень. В озере голец, сиг, щука, окунь, в реке - осетр. В этом году рыба в здешних местах не берет ни на что. Даже егеря, умудренные опытом, не знают из-за чего это. Лов на реликтовом озере Орон строжайше запрещен. Экспедиция из Москвы бывшая здесь в середине лета получала разрешение на ограниченный отлов в главном управлении заповедников. На реке Таллаи в ограниченных масштабах идет добыча золота. Там стоят артели, а реку, начиная почти с верховьев, взорвали. В Витиме паводок, вода поднялась на 0,6 м. Отбой в 01.00.
17.08.00 г.
Подъем в 8.00. Температура 10 градусов, солнечно. На противоположном берегу Витима тонким поясом висят облака на половине высоты гор. Безветрее. Завтрак, сборы убрались после себя в избе. Вышли в 11.15. До основного русла Витима 20 минут хода. Сам выход протоки в Витим нечеток, и лишь по тому, что появляется сильное течение (12-15 км/ч) и слева от прозрачной струи, вытекающей из озера, появляется мутная темнокоричневая вода, можно понять, что мы в Витиме. Широкая мощная река неудержимо несется вперед. Идем, налегая на весла. Егерям обещали помочь перетащить вещи через Делюн-Оронский порог. Сегодня двое из них уходят в Бодайбо.
р.Средний Сакукан Встречаются перекаты и шиверы. В них косые валы до 1м, мощные поганки, бочки. Через 30 минут от стрелки протоки с Витимом подходим к довольно мощной шивере - Американке. Относительно свободный проход возможен у левого берега. Косые валы до 1,5 м, бочки. По словам егерей при спаде воды препятствия усложняются. За Американкой встречаются несколько шивер-перекатов, не представляющих сложности, и через 4 часа подходим к Оронскому порогу. Стоит отметить, что необходимо держаться левого берега уже после 3 часов сплава, так как быстро перегрести такую мощную и широкую реку не возможно. "Гортанный " рокот порога слышен из далека. Ориентиром Делюн-Оронского порога может служить расширение реки и появление скальных островов у левого берега. Проходить порог без просмотра нельзя, он опасен. Чалка и просмотр у левого берега сразу за скальными островами. Здесь на песчанной отмели, за которой начинается мелкая левая протока, мы обнаружили замытую песком моторную лодку. Вслед за протокой начинается продолговатый остров со скальным выходом. Егерей еще не было. Решили пока провести разведку порога. С правого берега на протяжении 40 метров, между берегом и камнями в русле (скальным выходом), река сбрасывает по высоте 2,5-3 метра. Сильный бой в отвестные невысокие скалы правого берега, валы пологие, возможен относительно простой проход. Между скальным выходом в русле и островом слив 1,8-2 м и дальше на протяжении 60-80 метров месиво из валов, сбойки и бочек гиганского размера, до 2,5 м. На противоположный берег нам уже не попасть, а испытывать судьбу на двойках по центру не хочется. Вдоль левого берега имеется протока, когда-то начинали строить обходной шлюз, но до завершения строительства дело не дошло.
К 16.00 подошли на моторке егеря. Свое опоздание объяснили поломками двигателя в пути. После порога их должна ждать моторка с кордона Амалык. От песчаной косы вдоль по левому берегу идет натоптанная тропа (заросшая дорога), приводящая к песчаному берегу за окончанием острова. Протока представляет собой плавный сброс высоты. И даже бой струи в "тролейбус" у правого берега в 20 метрах от начала не представляет угрозы из-за тонкости струи. Единственную опасность представляют острые, похоже, когда-то взорванные камни. За две ходки перенесли вещи егерей, однако на месте встречи кроме следов никого не было. Наверное, ушли не дождавшись. Порог прошли по протоке. Простились с егерями, наш дальнейший путь лежит на кардон Амалык за моторкой для наших друзей. Кордон расположен в 400-500 метров от окончания порога на правом берегу. Правильно сделали, что с самого начала стали усиленно двигаться к правому берегу - еле успели. Перед кордоном за 100 метров впадение справа реки Амалык. Сообщили о приходе егерей и продолжили движение дальше. Грести, смысла нет. Река и так хорошо тянет со скоростью 12-15 км/ч. Время 18.10. Сцепились катамаранами в подобие небольшого плота, лежим отдыхаем.
Ручей Медежий Далеко, далеко сзади между растворяющихся в сизой дымке гор еще видны пики Кодара. Но вот и они скрылись за очередным поворотом. Нас окружают пологие горы, поросшие лесом. Кое-где на березах появляется желтизна. Осень вступает в свои права. Очень удобных мест для стоянок нет. На притоках стоят часто посещаемые зимовья. На ночевку встали в 19.45 на правом берегу в лесу после избы Чупина у высоты 1193. Это место остановки рыбаков. Видны остатки миникоптильни, стол из носилок. По берегу идет тропа. Много грибов. Установка лагеря, ужин, отбой в 23.00.
18.08.00 г.
Подъем в 8.00. Над рекой сплошное молоко тумана. Завтрак, сборы лагеря, выход в 10.15. В рассеивающемся тумане прошли правой протокой большой вытянутый остров, после которого река начинает плавный поворот на юг. В 11.10 мимо нас в направлении Бодайбо на моторке прошли егеря. Они ночевали на кордоне Амалык. Сцепившись катамаранами, идем со скоростью 12-15 км/ч. Встречаются шиверы, не представляюшие технической сложности. Проход по основной струе. На обед решено не вставать, а перекусить на воде. Погода отменная, солнечно. Температура 20 градусов. Ветра почти нет. Каждый нашел себе дело по душе. Кто-то шьет, кто-то пишет отчет, кто-то загорает. За поворотом на юг и последующим прогоном следует плавный поворот на юго-запад. В середине поворота слева четкое впадение реки Балаганах. Следует очень длинный почти прямой прогон. Иногда пристаем к берегу, чтобы размять косточки. В 20.39 на повороте реки на север по левому берегу открылся поселок Нерпо. Довольно большой, видны крепкие недавно срубленные дома, работает дизель-генератор. Часть домов располагается вверх по распадку на левом притоке Витима реки Нерпинка. От причала, расположенного ниже в 400-500 м от окончания поселка, идет хорошо накатанная дорога. Здесь же стоят буксир и баржа с Белазом. Видимо в этих местах идут какие-то разработки. Медленно, но неотвратимо надвигается ночь. Пора искать место нашего прибежища. Встали уже под покровом ночи на правом берегу напротив впадения слева реки Бутуякан. Место нашей ночевки - это песчаная коса, возвышающаяся над рекой на 2 метра. Места не много, но для установки одной полатки вполне достаточно. Ужин, отбой в 23.30.
19.08.00 г.
Подъем в 6.00, завтрак, сборы лагеря, выход в 8.45. С утра сильный туман. Чтобы не потеряться в этом молоке, идем вдоль левого берега практически борт о борт. Мглу тумана сверху начинают пробивать робкие солнечные лучи. Вскоре очертания обоих берегов начинают преобретать отчетливые формы. Скорость течения все та же - 12-15 км/ч. Берега обжитые. Все деревни (по нашей карте с отметкой - нежил.) жилые с новыми добротно срубленными домами. Часто встречаются моторные лодки, идущие вверх и вниз по реке. Погода нам благоприятствует, солнечно, температура около 20 градусов, слабый юго-западный ветер. Встречаются перекаты с расположенными в них огромными полуобливными плоскими плитами. Проход по основной струе. Перекус на воде. Мест для стоянок по-прежнему почти нет. Несколько раз причаливали к берегу минут на 10. На ночевку встали в 300 м ниже по течению от дома отдыха. Время 20.30. В этом месте берег имеет как бы небольшую полочку, на которой мы и нашли пристанище, перед резким подъемом берега. Сверху в 60-70 метрах от берега идет довольно оживленная дорога. Установка лагеря, ужин, отбой в 23.00.
20.08.00 г.
Подъем в 6.00, завтрак, сборы лагеря, выход в 8.30. Всю ночь сверкали зарницы где-то в низовьях Витима. С утра высокие перистые облака неспешно бороздят небесные просторы. Около дома отдыха река заметно быстрее 18-20 км/ч, хотя ощутимого перепада нет. Хочется быстрее прийти в Бодайбо, чтобы сегодня выехать в Таксимо, поэтому идем на веслах. На левом пологом повороте реки с левого берега остров. Обходим его слева. На его левом берегу отличные места для стоянки, но кто же знал! Течение заметно упало, зря, наверное, мы ушли с основной струи. К нашему счастью наша протока вскоре впала в основное русло. По правому берегу Витима идет автомобильная грунтовая дорога. Вскоре на горе справа появляется радиобашня, затем порт и краны, лодочные стоянки и сам город. Показались "быки" недостроенного моста через Витим. В этом месте паромная переправа. Чалимся в 50 м ниже "быков" на правом берегу. Здесь есть место, более-менее пригодное для антистапеля.
Как и у любого берега, где недавно была стройка, большое количество проволоки, битого стекла, развалины какой-то стены. Время 11.45. Разобрали катамараны, повесили для просушки. Сходили в город, отправили телеграммы в клуб об окончании маршрута и родным. Закупили продукты на обед, цены в магазинах в 1,4 раза дороже московских. Нашли транспорт до Таксимо. В Бодайбо есть место, где находятся водители с машинами занимающимися извозом. Расположено оно под недостроенным мостом у перевоза со стороны города. За место до Таксимо берут 300 рублей. Необходимо сразу по прибытии подойти к ним и застолбить место. Пассажиров немного, но все же есть, а машин ограниченное колличество. Выехали после обеда в 15.10 на микроавтобусе Уаз. Через 15 минут езды по грунтовой дороге пост ГАИ. Проверка документов. Через 120 км пути водитель остановился на отдых. В этом месте стоит несколько строений, среди них баня, дом для ночлега и что-то типа кухни. Все это для водителей и пассажиров. Дорога оживленная, в Бодайбо, в центр золотодобывающего района, завозят горючее, промышленное оборудование. Через 30 минут продолжили движение. Дорога достаточно добротная, шириной местами до 8-10 м. Удивил новый ее участок через реку Правый Мамакан, взамен смытого паводком старого моста. Дорога здесь проходит по длинной и очень высокой насыпи через распадок. Где-то глубоко внизу шумит на перекатах река. В 18.05, через 220 км пошел асфальт, и в 18.20 мы прибыли к вокзалу.
Токсимо, как и все города и поселки Бама, ухожен и чист. Здесь не видно развращающего присутствия цивилизации. Большой и красивый вокзал рассчитан явно на увеличение города.
До отправления нужного нам поезда еще почти сутки. Решаем провести их на Байкале, выехав сегодня вечером, в Северобайкальск, на поезде сообщением Новая Чара - Северобайкальск. Отправление в 17.45 по московскому времени. Плацкартных билетов в кассе не было и мы взяли купейные по цене 106,7 рубля. Не думаем, что с таким же комфортом мы смогли бы поужинать, а тем более выспаться на вокзале, как на мягких полках в вагоне.
21.08.00 г.
Утром в 03.40 (по Москве) наш поезд прибыл в Северобайкальск. Ярко светит солнце. Ветра нет, на небе ни облачка, по всему видно будет хороший день. На вокзале нас ждала приятная встреча со знакомыми горниками из Москвы. Они прошли перевал Медвежий пятью днями позже и сняли оттуда нашу записку. Плацкартных билетов до Москвы не оказалось не только на этот день, но и на ближайшее время, что неудивительно. Все большее и большее количество людей предпочитает отдыхать в районах Байкала и Забайкалья. Их привлекает сюда чистейший воздух, целебные источники , неповторимые красоты природы. До Москвы взяли купейные билеты на сегодняшний поезд. А до отправления решили посетить горячие целебные сероводородные источники в 30 км от города.
На привокзальной площади наняли машину. Закупили на базаре омуля горячего копчения, свежего хлеба и отправились в путь. Наш водитель, мужчина лет 50, оказался словоохотлив. Приехал сюда по комсомольской путевке, женился, да так и остался в этих краях. Работы в городе очень мало, в основном по обслуживанию железной дороги, промышленных предприятий нет, порт почти не работает. Через 50 минун прибыли на место. Среди гор и кедрового леса стоят несколько построек. Несколько отдельных одноэтажных домов гостиничного типа и рубленая изба самой купальни. Здесь можно не только принять целебные ванны, но и сделать массаж. Имется кафе и зал где можно отдохнуть и перекусить. Непосредственно в купальне два бассейна, различающиеся между собой по температуре, один 60 другой 40 градусов. Для нас это сплошное блаженство. Через три часа заметно посвежевшие тронулись в обратный путь. Наш водитель в это время набрал в окрестностях три ведра молодых подосиновиков. Побывав на источниках, не побывать на берегу Байкала мы не могли. Нашли тихое и спокойное место у порта, искупались. Вода очень чистая, сквозь зеркальную гладь воды на несколько десятков метров видно дно. Вечером, закупив в дорогу еще омуля, мы попращались с гостеприимным городом. Вот и заканчивается наш трудный, но очень красивый и запоминающийся маршрут.
страница 2
На главную страницу   Вверх   Предыдущая  



Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2017
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
ТОЗ-63 ПРОДАЮ, СРОЧНО!продам ТОЗ-63 состояние прекрасное+патроны....
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Анатолий, 22.09.17, 11:51
2. 
Axis Vega III, Продаю параплан AXIS VEGА III, год выпуска - 2010...
[Парапланеризм/Продажа]
Новиков Олег, 22.09.17, 10:18
3.  Продам ролики K2 F.I.T. 80., Продам ролики K2 F.I.T. 80. Покупал 2 года назад...
[Ролики/Продажа]
Борис, 21.09.17, 07:29
4.  комбинированное ружье ТОЗ-34-5.6/28, двухствольное комбинированное ружье ТОЗ-34-5.6/28 ...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Иван, 19.09.17, 16:58
5.  Продам БТ Omega black с комплектом, Продам комплект за 15 000р Или можно по отдельно...
[Пейнтбол/Продажа]
Глеб, 19.09.17, 10:31

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 556


Новые фотографии:


Путь
23.03.17, 01:01

Команда
22.03.17, 00:43

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Вокруг света на автомобиле (стр.7) [7116], Путешествия, Владимир Лысенко, 15.12.01
2.  "Антарктида - Россия 2003" [7273], Альпинизм, Юрий Байковский, 11.12.02
3.  Дневник международной грузинско-российской экспедиции "Лхотзе-2000" [7268], Альпинизм, Юрий Байковский, 04.04.01
4.  Соло восхождение В. Бабанова на Нуптзе Восточная [7078], Альпинизм, Валерий Бабанов, 04.07.02
5.  Зимой на пик Ленина (7134 м). [7502], Альпинизм, Татьяна, 20.01.04

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Валентин Божуков, статей: 2, просмотров: 14164
2.  Протоиерей Андрей Воронин, статей: 1, просмотров: 7994
3.  Денис Провалов, статей: 11, просмотров: 79570
4.  Александр Ручкин, статей: 1, просмотров: 7353
5.  Патрик Беро , статей: 1, просмотров: 6992

1, 2, 3, 4, 5, 6