Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Урик

Демидов Алексей Юрьевич 
demidov@bpc.ru
Отчет получен через А.Овчинникова
katun@aha.ru



ОТЧЕТ
о пеше-водном (катамараны) путешествии 5 кат. с элементами
6 кат. сложности в районе Восточного Саяна по маршруту:
верховья р. Урик - Верхний каньон р. Урик-Амбартагольские
Щеки - р. Б. Белая, совершенном с 3 августа по 21 августа
1998 г.
Руководитель группы: Демидов А.Ю.

Паспорт маршрута.

Вид путешествия водный
Категория сложности пятая с эл. шестой
Средства сплава 4х и 2х местные катамараны
Нитка маршрута г. Слюдянка - пос. Монды - верховья р. Урик - Верхний каньон р. Урик - Амбартогольские щеки - р. Урик - р. Б. Белая - г. Черемхово.
Протяженность маршрута водная часть 201 км
пешая часть 15 км
Количество участников 10 человек
Время путешествия 3 августа - 21 августа
Уровень воды Верхний Урик - средний,
Верхний каньон - выше среднего,
Нижний Урик - средний.
Средняя температура воздуха днем 15 - 20
ночью 5 - 7

Выбор маршрута.

Урик привлек наше внимание как наиболее логичный вариант маршрута 5 к.с. в Восточном Саяне, позволяющий пройти в рамках данной категории реку от начала до конца без обноса ключевых участков. После ознакомления с отчетом и видеофильмом группы С. Климина о походе 1997 г. по р. Урик и ее притокам наше желание пройти этот маршрут только окрепло. По имеющимся материалам сложность маршрута по Урику с прохождением Верхнего каньона и Амбартогольских Щек вполне соответствовала 5 к.с. с эл. 6 к.с. Определенные вопросы вызывали два момента: уровень воды, особенно в верховьях и недостаток сведений о характере реки в Верхнем каньоне. Все описания, дающие хоть какую-нибудь информацию о верховьях реки, утверждали, что сплав там возможен только в высокую (паводковую воду), кроме того, прохождение Верхнего Каньона было описано только в одном отчете 1981г. №4177 рук. Оконешников А.В. библиотека МГЦТК. Сведения из остальных источников были отрывочны и противоречивы. Вообще в том, что касается данной реки, поражает диаметральный характер оценки ее различными группами и неравномерное распределение информации о различных ее участках от почти полного отсутствия по верховьям до подробнейшей, любовно обновляющейся лоции по среднему и нижнему течениям реки.

Уже на реке мы поняли в чем причина такого противоречия. Из около 10 встреченных нами на реке групп 8 начинали сплав ниже Амбартогольских Щек, две забрасывались с верховий, но не сплавлялись, а шли вдоль берега, или сплавлялись кусочно, обходя основные препятствия и делая несколько стапелей. В любом случае характер берегового рельефа таков, что не только просмотреть реку, а даже просто получить впечатления о характере основных препятствий в этом случае практически невозможно, так как тропа идет высоко над рекой по борту каньона и реки практически не видно. Вот и получается, что есть как бы две реки - Урик в стандартном исполнении, известный многим по отчетам и личным впечатлениям и Урик - "дикий" и неизвестный, такой каким он запомнился нам.

Заброска на маршрут.

Заброска на р. Урик начинается со ст. Слюдянка, куда ежедневно из Москвы ходят 4 - 5 поездов (в зависимости от четного или нечетного дня). Наиболее удобным в этом отношении является поезд №318 Москва - Владивосток, который отправляется в 9.50 с Ярославского вокзала и прибывает в Слюдянку в 5.30 часов утра по местному времени (+5 часов). От ст. Слюдянка до пос. Орлик ходит рейсовый автобус, отправлением 7.00 по местному времени. Резкое снижение пассажиропотока в последние 2 - 3 года внесло значительные коррективы в расписание автобуса. Ходит он теперь не регулярно, не каждый день - точнее выяснить не удалось, и по дороге заезжает во все возможные ответвления по пути. Поэтому мы решили воспользоваться услугами заказного автобуса, для этого заранее из Москвы дали телеграмму на автобазу "Внешавтотранс". И действительно в оговоренное время - 8.00 нас ждал автобус, правда на автобазе решили объявить его рейсовым по маршруту Слюдянка - Монды, но фокус в том, что в тот день рейсового автобус по расписанию не было о чем нам сообщали все опрошенные местные жители. Это позволило нам сэкономить на стоимости проезда - мы оплатили стандартный билет 60 руб. на человека и в тоже время не особо потерять во времени - мы были в Мондах в 14.00 и отстали от группы, ехавшей на частном "Уазике" на 1 час. В пос. Монды проблем с автотранспортом практически нет. Нет там теперь проблем и с бензином - прямо на развилке на Орлик стоит контейнерная заправка, где все перед рейсом и заправляются. В 16:00 к развилке начали съезжаться местные джигиты и договариваться об условиях. В результате мы договорились за 1.500 + наш бензин (еще 250) за заброску в верховья Урика двух групп 21 человек. Кстати дорога до Орлика в приличном состоянии, в Порт-Оке построен мост и рейсовый автобус Слюдянка-Монды теперь стал Слюдянка-Орлик. На дороге Монды-Орлик в долине р. Иркут теперь действительно стоит обещанный шлагбаум, знаменующий границу Орликского района. Но услуга по проезду через пост входит в стандартный пакет извозчиков и дополнительных затрат от нас не потребовала, единственно полезно иметь с собой список группы, чтобы не терять времени и предъявить его для регистрации местным милиционерам. Дорога из пос. Монды поднимается вверх по р. Иркут и через 45 км забирается на перевал Окинский, высотой чуть более 2000 м. От перевала около часа езды вдоль р. Оки до её правого притока р. Улзыты. За мостом начинается дорога вверх по притоку. Состояние дороги вполне приличное и только в 2 - 3 местах она размыта ручьями, преодолеть которые не составило труда для ГАЗ-66. Последние 3 км дороги - спуск в долину р. Урик до моста в ужасном состоянии, но за них можно и не бороться, встать на берегу весьма проблематично - река меандрирует в сильно заболоченной долине, да и за лесом для стапеля ходить будет далеко. Мы встали на полке примерно на полпути от начала спуска до моста, там где кончается лес в 700-800 метрах от воды в 22:30. За мостом на возвышении видны остатки стоянки геологической партии, дорога идет вверх через перевал к озеру Хара-Нур. От моста через Урик до устья Зун-Холбы около 35-40 км. В 1 - 1.5 км ниже моста виден глобальный поворот долины Урика на восток. Заброска из пос. Монды до места стапеля заняла около 5 часов (примерно 140 км).

Выход с маршрута.

Выезжать с маршрута можно тремя способами. 1. Зачалиться на левый берег р. Б.Белая сразу напротив устья Урика. Здесь на высоком галечном берегу есть место для разборки и просушки судов. Отсюда около 1.5 км вверх по Белой до пос. Инга. Из поселка через сутки ходит рейсовый автобус до Черемхово-Иркутска, отправление автобуса в 16.00 по местному времени.
2. От стрелки с Уриком можно проплыть по Б.Белой около 15 - 20 минут до хорошо заметной горы на левом берегу. Здесь дорога вплотную подходит к реке и есть удобные стоянки среди деревьев. В этом месте можно подсесть на рейсовый автобус из Инги а также ловить проходящие попутки. До пос. Инга по дороге 6 км.
3. Плыть ниже по течению 15 км (около 2:30) где через Б. Белую построен новый автомобильный мост. В 7.30 утра по нему проходит рейсовый автобус из пос. Онот, и вообще движение по этой трассе более оживленное. На левом берегу у моста есть место для стоянки в лесу. Мост достаточно широкий, и в случае дождя под ним можно сушить снаряжение.

Мы выбрали вариант №2, тем более, что группа, которую мы встретили в устье реки сказала, что утром в 7:00 до станции Черемхово пойдет ГАЗ-66, который арендовала группа москвичей, сами же они поплыли до моста. Утром мы действительно смогли перехватить ГАЗ в котором по счастливой случайности встретили ту же группу с которой забрасывались в верховья Урика. В 9:30 мы были на вокзале в Черемхово, где в свою очередь встретили группу, которая вечером решила плыть до моста. В принципе все три варианта схода представляются равноправными, наш обошелся нам по 50 руб. с человека. В Черемхово останавливаются большинство поездов на Москву и проблем с билетами у нас не возникло. Мы уехали на ставшем уже почти родным №317 около 16:00 по местному времени.

Состав группы.

Ср-во сплава ФИО Год
рожд.
Туристский опыт Обязанности
1 К-4-1 Демидов Алексей Юрьевич 1959 Чаткал 5р, Мал. Лаба 3(6)р Мал. Самульта 5у руководитель группы
2 Золотов Павел Александрович 1962 Чаткал 5у, Мал. Лаба 3(6)у Мал. Самульта 5р зам. рук.
3 Золотова Галина Григорьевна 1964 Мал. Самульта 5у Жом-Болок 3(5) у врач
4 Демидов Иван Алексеевич 1981 Катунь 4у, Жом-Болок 3(5) у,Большая - Колвица 3у  
5 К-4-2 Офицеров Сергей Альбертович 1969 Катунь 4у, Ока Саянская 4у, Мал. Лаба 3(6)у, Кутсайоки-Тумча 3р отв. за снаряжение
6 Кошелев Алексей Сергеевич 1977 Жом-Болок 3(5) у, Охта 3у  
7 Брусникин Максим Борисович 1977 Мста 2у ремонтник
8 Якшин Алексей Петрович 1972 Кутсайоки Тумча 3у, Оять 2у  
9 К-2 Прусов Сергей Иванович 1959 Кутунь 4у, Мал. Лаба 3(6)у рыболов
10 Офицерова Светлана Игоревна 1972 Катунь 4у,Ока Саянская 4у, Кутсайоки -Тумча 3у видеосъемка

График движения группы.

День
пути
Дата Участок
маршрута
Протя-
женность
в км
Протя-
женность
в часах
Способ
преодоления
Примечания
1 3.08 г.Слюдянка - пос.Монды - верховья р. Урик 200
140
5
5
Автобус
ГАЗ-66
 
2 4.08 Стапель       сборка судов
3 5.08 Стапель - брод через р. Урик 7 6 Сплав - Проводка низкая вода
3 5.08 Стапель - брод через р. Урик 7 6 Сплав - Проводка низкая вода
4 6.08 Брод через р. Урик-устье р.Хара-Нур 6 7 Сплав - Проводка обнос вещей
5 7.08 Устье р.Хара-Нур-1 км ниже порога Баобаб, П.3 7 3 Сплав шиверы, пороги
6 8.08 Дневка       починка судов
7 9.08 2 км ниже порога Баобаб, П.3 - начало Верхнего Каньона 8 4 Сплав шиверы, пороги 4-5 кс
7 10.08 Полудневка, начало Верхнего Каньона - пор. Проводка 2 2 Сплав пороги 5 кс, разведка каньона починка судов
9 11.08 Пор. Проводка - пор. Философский Камень 3 7 Сплав пороги 5 кс проводка
10 12.08 Пор. Философский Камень - выход из Верхнего Каньона 3 6 Сплав пороги 5 кс проводка
11-12 13.08
14.08
2х - дневка, баня 15 4 Пешком починка судов, рад. выход в горы
13 15.08 Выход из Верхнего Каньона-"Амбартогольские Щеки" 22 6 Сплав пороги 4 кс, мощные шиверы, обнос вещей
14 16.08 Разведка и прохождение "Амбартогольских Щек" 3 6 Сплав пороги 5-6 кс
15 17.08 "Амбартогольские Щеки" - водопад на р. Урик 25 5 Сплав шиверы, пороги 4 кс
16 18.08 Водопад на р. Урик-5км ниже пор. Чертики 35 6 Сплав шиверы, пороги 4 кс
17 19.08 5 км ниже пор. Чертики- преп. №153 35 6 Сплав шиверы, пороги 3-4 кс
18 20.08 Преп. №153 - устье р. Урик 45 7 Сплав шиверы, разбои
19 21.08 Устье р. Урик - г. Черемхово 100 2,5 ГАЗ-66  
Итого: активными способами передвижения: 216 км.

Техническое описание маршрута.

В техническом плане весь маршрут можно разбить на несколько участков, однородных по характеру препятствий:
1. Верховья р.Урик.
2. "Дикий Урик".
3. Верхний (Хара-Жалгинский) каньон.
4. Р. Урик до начала "Амбартагольских Щек".
5. "Амбартагольские Щеки".
6. Р. Урик до устья.

Ниже мы приводим техническое описание каждого из этих участков в отдельности.

Участок 1: Верховья р. Урик.

Начинается в меандрирующим участком реки [ф.1] в сильно заболоченной долине и заканчивается в устье р. Хара-Нур. Протяженность 13 км, средний уклон: с началом разбоев около 15 м/км. Уровень воды - средний. До моста и на протяжении 1 км после река спокойна, основные препятствия - песчаные отмели. Перед началом глобального поворота долины на восток уклон реки заметно возрастает и начинаются отдельные мелководные шиверы. Часто требуется проводка судов. Сразу за поворотом русло немного сужается, и река приобретает характер затяжной шиверы [ф.2]. В нашу воду суда пришлось разгрузить и проводить практически везде до конца участка. В нашу воду выделить отдельные препятствия затруднительно, впрочем и предыдущие группы характеризуют его как "непрерывные шиверы и разбои, следующие одна за другой". Хочется отметить, что группы, проходившие этот участок по большой воде, затратили на него от 2 до 3 часов - у нас ушло на него 2 дня. Рекомендации: до начала стапеля провести разведку реки на участке ниже моста, по характеру "меандрового" участка судить об уровне воды практически невозможно. В случае средней или низкой воды стапель целесообразно делать в устье р. Хара-Нур.

Участок 2: "Дикий Урик".

Начинается в устье р. Хара-Нур в узкой долине и заканчивается в устье р. Хара-Жалга. Протяженность 15 км, средний уклон: около 20 м/км. Уровень воды - средний. После впадения правого притока р. Хара-Нур река и в среднюю воду приобретает вполне сплавной характер [ф. 3-4]. Нумерация препятствия для этого и следующего участков дана по отчету С.Климина, наименования порогов верхнего участка р. Урик приведены в соответствии с отчетом №4177.

П.1 Порог "Предбанник" [ф.3-4] Представляет собой крутопадающую горку, состоящую из трех последовательных сливов. Первые два слива высотой около 1 м, причем второй - с навалом на полуобливной камень в правой части русла. Третий слив высотой около 1.5 м с мощной бочкой и дорожкой валов за ней. Длина порога 70 - 80 м. Справа, над сливами, скальный выход. Порог шли сходу, в режиме походной колонны, чалились на 40-метровом участке быстротока к правому берегу. В среднюю воду заход осложнен мелководной шиверой, из трех сливов осталось только два.

П.2 Порог "Баобаб" 300 метров от П.1 В конце быстротока река делает крутой левый поворот, наваливаясь на огромный камень, стоящий ближе к правому берегу. За поворотом начинается горка, более длинная и мощная, чем в П.1. После осмотра с правого берега порог шли по языкам сливов. Страховка тандемом.
П.3 Расположен в 2-х км. за П.2 Река делает плавный левый поворот. На повороте в центре - группа подводных камней. Проход возможен как справа, так и слева. После камней - сбойка струй и начало крутопадающей горки длиной около 80 м. Шли по основной струе, камни на повороте обходили справа. Чалились к левому берегу перед началом крутого левого поворота. Ниже по течению - большой остров вплотную к правому берегу. Река, огибая его, круто поворачивает влево. Здесь на левом берегу есть хорошее место для стоянки. Обогнув остров, река выходит на прямой участок и начинается П.4

П.4 Порог "Заминка" На левом берегу заканчивается расширение долины и безлесного участка. Длина порога 250 - 300 м, просмотр возможен по левому берегу. В начале порога в русле лежат огромные полуподводные камни, в узких проходах между ними сливы до 1.5 м с мощными бочками. Ближе к концу порога, с интервалом 25 - 30 м следуют два скальных сужения русла. В сужениях мощные сливы высотой более 1 м с навалом на правобережные выступы скал. Второй слив вдобавок осложнен лежащими ниже открытыми камнями. За сливом река поворачивает налево, следует быстроток длиной 30 - 40 м, под левым берегом достаточно мощный улов. В нашу воду второй слив - габаритный непроход для К-4.
Порог проходили со страховкой тандемом. На входе в порог держались центра струи, лавируя между крупными камнями. В скальных сужениях старались держаться левой части струи, уходя от навалов на берег. Во втором сливе проводка судов.

П.5 Порог "Трехслойный" Расположен в 500 м за П.4 в резком сужении долины. Длина порога 150 м. Имеет три ярко выраженные ступени:
1-я ступень - слив 1.5 м в узком скальном желобе шириной 3-4 метра. Плес около 30 метров.
2-я ступень - косой слив 1 м в скальном сужении русла до 3.5 метров.
3-я ступень - выходная шивера 80 м с общим падением около 2-х метров.
Самый красивый порог этого участка реки.

П.6 Порог "Монумент" Расположен в 1 км от П.5. В конце порога устье р. Хара-Жалга. Длина порога около 150 м. Порог начинается участком слалома между подводными камнями. Основная струя идет по центру и заканчивается пологим сливом высотой 1 м. В 10 м за сливом лежит огромный плоский камень, делящий русло на две неравные протоки. За камнем уклон резко увеличивается. Левая более широкая протока образует несильный навал на береговой выступ, а затем круто падает, прорываясь через гряду острых зубьев. Правая протока уже и мельче. Основная струя огибает камень слева резко уходит под правый берег, а затем на середину русла в косые ворота из двух крупных камней [ф.5-5а]. Ширина ворот около 4х метров, на нижний камень навал воды, на выходе из ворот в середине полу-притопленный "клык", на котором К-4-2 получил прорыв гондолы около 3-х метров.

Участок 3: Верхний (Хара-Жалгинский) каньон.

Самый интересный, красивый и технически сложный участок реки. Начинается в устье р. Хара-Жалга на выходе из каньона. Протяженность 7 км, средний уклон: более 20 м/км. Уровень воды - чуть выше среднего. См. схему каньона. П.14 было "угадано" предыдущими группами, но достоверных описаний его мы не имели. П.15 и П.16 были классифицированы нашей группой.

П.7 Порог "Отпадный" В конце быстротока по центру русла стоит огромный плоский камень. В 10 м за ним - остров. Левая протока - более широкая и чистая, но в конце острова она сваливается на центр русла мощной горкой через гряду торчащих зубьев. В правой протоке - мелководный слалом между обливными камнями. В конце протока запружена несколькими крупными камнями и резко уходит влево вдоль острова пологой горкой высотой около 1.5 м. Прямо над свалом воды на высоте 1 м застряло дерево. В 30 - 40 м ниже слияния проток - мощный навал на большой полуподводный камень, лежащий ближе к правому берегу. Тонкий слой воды падает с камня вертикально около 2-х метров, образуя за ним мощный котел. Далее следует крутой левый поворот русла и начало собственно каньона. Вход в левую протоку перекрывало бревно, поэтому шли правой, в конце проводили катамараны на сбивку струй в конце острова.

П.8 Шивера - расположена за крутым левым поворотом. Струя сильно наваливается на скалу правого берега, образуя 1.5 метровый слив водопадного типа с прижимом. Далее, на протяжении 400 - 500 м поток несколько раз смещается от правого берега к левому и обратно [ф.6]. В русле много открытых камней, сливы до 1м, жесткий слалом.
Осмотр шиверы проводили по левому берегу во время ремонта К-4-2. Шли тандемами с взаимостраховкой. Входной слив порога "простреливали" в его левой части, уходя от навала на скалу, далее шли по основной струе с лавировкой между камней.

Чалились за порогом к правому берегу в начале крутого правого поворота реки. Отсюда мы провели разведку порогов П.9 и П.10 и "Пирамиды". После просмотра переправились на левый берег и вернулись в базовый лагерь.

П.9 Порог "Ловушка" Длина порога около 80 м. Сразу за правым поворотом гряды камней с обоих берегов концентрируют поток в середине русла, образуя мощную, крутопадающую горку, в которой лежит свежий обломок скалы левого берега - габаритный непроход. За обломком образуется улово около 6 метров, в конце которого лежит "троллейбус" - проход справа в ворота шириной около 2.40 м. Пройдя ворота, струя устремляется к левому берегу, образуя навал на выступ скалы. Нижний "троллейбус" хорошо заметен от начала порога. Катамараны пришлось перетаскивать через первый обломок и затем проходить в ворота справа от "троллейбуса".

П.10 Порог "Поворот" Расположен на резком левом повороте реки сразу за П.9. Длина 30 м. На правом берегу многолетний завал высотой около 10 м. Высота завала дает представление о возможном подъеме воды в каньоне в случае паводка. Струя разделена на две части полу-обливной косой из крупных камней. Справа слив шириной около 3 м изломан двумя крутыми поворотами и на выходе бьет в скальный выступ правого берега. На наш взгляд, это "негабарит", по крайней мере, для 4х местных катамаранов. Слева серия из трех узких сливов высотой около 1м каждый. Проходили слева, стараясь попасть точно в слив.

П.9 и П.10 шли без вещей, вещи обносили по левому берегу.
Через 350 - 400 м быстротока за П.10 расположен П.11
Внимание!!! На участке быстротока с правого берега расположена небольшая полка, на которой можно заночевать, до конца каньона это последнее место для не аварийной ночевки. С этой поляны начинается довольно крутая тропа, которая ведет на гребень каньона - это последняя точка, из которой можно покинуть каньон в нормальном, не аварийном режиме.

В конце участка быстротока река резко поворачивает направо, ориентиры каменистая отмель правого берега, левый берег - крупнокаменистая осыпь, правый берег скальная стенка. Чалка к левому берегу в начале осыпи, через 50 метров - порог-водопад "Пирамида".

П.11 Порог "Пирамида" Водопад с падением около 4.5 м. Основная масса воды уходит в карман правого берега. С самой плиты, перегораживающей русло сток не большой. См. [ф.7]
После разгрузки катамаранов и обноса вещей за П.11 и П.12 по левому берегу было принято решение спустить катамараны на чалках с отмели правого берега к урезу водопада и спустить их вниз на веревках. Этот план и был реализован см.[ф.8]. Обнос катамаранов по крупнокаменистой отмели левого берега в принципе возможен, но в нашу воду принятое решение считаем оптимальным.

П.12 Порог "Первый поцелуй" Начинается сразу за сливом П.11. Протяженность около 150м. Представляет собой серию узких до 2.5м ворот расположенных в шахматном порядке со сливами до 2 метров. См. [ф.9]
Проходили на разгруженных судах. Сразу за порогом бомы с левого и с правого берегов и единственный в каньоне участок стоячей воды длинной около 300 метров.

П.13 Порог "Проводка" Расположен в конце участка стоячей воды. Сложный порог, с рядом препятствий "криминального" характера состоящий из двух ступеней. См. [ф.10-11]
Первая ступень начинается пологим треком от левого к правому берегу. На заходе "грязный" слив высотой около 2 м, который к тому же габаритный непроход для К-4 из-за свежей осыпи с левого берега. Затем серия сливов высотой до 1.5 м, следующих один за другим, проход осложняется бревном, расклиненным в середине порога. И как кульминация первой ступени - основная струя бьет в скальную стенку правого берега с отрицательным уклоном.
Вторая ступень - серия из трех сливов: первый около 2 м, второй и третий - около 1 м. расстояние между сливами 5-6 м.
Мы обнесли первую ступень по осыпи левого берега и зачалили катамараны в начале второй ступени. Так как времени до конца светового дня оставалось немного - 3 часа и шансов выйти из каньона сегодня у нас уже не оставалось, было принято решение искать стоянку. К сожалению, от бома до бома левого берега мест пригодных для стоянки мы не обнаружили, правый берег и вовсе представлял собой отвесную стенку. Из отчета №4177 мы знали, что из-за наличия непроходимого препятствия - водопада "Философский камень" в 200 м от П.13, с места нашей остановки группа уходила траверсом за гребень левого берега с вещами и катамаранами за следующий поворот долины. Мы приняли решение идти аналогичным маршрутом, но только с вещами с целью поиска места ночевки. Для подъема на гребень (перепад высот около 80 м, крутизна склона около 45о) и последующего спуска нами были навешены перила см [ф.11]. Действительно за перевалом нам удалось обнаружить относительно ровный пятачок у самой воды около 5м в диаметре для ночевки. См. [ф.12]

П.14 Порог "Философский камень" Достоверных сведений об этом препятствии из отчетов других групп у нас не было. Порог-водопад около 4.5 м. Порог расположен в мрачном ущелье шириной 6-8 м с отвесными стенками до 100 м высотой на резком левом повороте реки. См. [ф.13]. Порог образован огромным валуном, перегораживающим все русло реки. Вода уходит частично под валун, частично в карман 1 м шириной около левого берега. Ни от П.13, ни с участка ниже по течению реки порог не виден.
После прохождения второй ступени П.13 мы предприняли разведку ущелья на К-2. Разведка показала, что из-за подпора воды течения в самом ущелье практически нет, поэтому возможно зачаливание катамаранов непосредственно к валуну, с последующей высадков и перевалкой катамаранов через него силами экипажей. Следуя этой тактике, мы и преодолели П.14.

П.15 Порог "Избавление" Начинается сразу за уловом П.14. Серия из 2-х водопадных сливов на выходе из ущелья. Сливы до 2 метров мягкие и чистые.
Прохождения проблем не вызвало.

П.16 Порог "Последнее пристанище"
Начинается в 50 м за П.15 См. [ф.12]. Серия из 2-х сливов высотой 1.5 м. Между сливами в струе лежит валун, рассекающий ее на две части, расстояние между первым сливом и валуном около 4 м, что соответствует длине К-4, поэтому места для маневра недостаточно и в слив приходится входить полу-лагом, чтобы успеть обогнуть валун.

П.17 Порог "Рок-н-Ролл" Расположен в 200 м за П.16. Начинается сразу после окончания скального коридора. Можно выделить три ступени: 1-я -струя после лавирования между обломками скал падает первым сливом около 1м - проход возле левого берега, 2-я в 15-20 м от первой - крутой слив около 1.5м со скальным обломком по середине - слева "грязный" проход с зубьями в струе, справа навал на берег, 3-я через 40 м быстротока два слива с интервалом 2 м. Сливы 3-ей ступени узкие около 2 м - габаритный непроход для К-4. См. [ф.13].
Проходили порог тандемом по основной линии движения, перед 3-ей ступенью принудительная чалка к правому берегу и проводка катамаранов.

П.18 Порог "Харакири" Последний порог каньона и один из самых сложных. Начинается сразу на выходе из скального коридора после П.17. Левый и правый берега - крупнокаменистая осыпь. Падение около 10 м на 200 м порога. Хаотичное нагромождение камней, с частыми сливами до 1 м высотой. Генеральная линия движения вдоль правого берега. На выходе из порога лежат три "троллейбуса" - габаритный непроход для катамаранов. См. [ф.14].
Проходили вдоль правого берега с принудительной чалкой перед концом порога и проводкой катамаранов между "троллейбусами".

После П.18 до выхода из каньона надо преодолеть скальный коридор с двумя несложными сливами около 1.5 м с плит перегораживающих все русло.

Участок 4: Р. Урик до начала "Амбартагольских Щек".

Не опасный, но технически напряженный участок реки. Основные препятствия - шиверы, прижимы и разбои в районе устья р.Зун-Холбы. Начинается после выхода из Верхнего каньона и заканчивается перед входом в "Амбартогольские щеки" - Нижний каньон р.Урик. Падение 5 - 7 м/км. Уровень воды - чуть выше среднего. Общая протяженность участка -22 км.

От конца каньона до устья р. Зун-Холба мы можем выделить несколько препятствий.

П.19 - Перекат. Расположен на правом повороте реки.

П.20 - Порог. Расположен напротив зимовья. Длинный S-образный порог в конце желтый бом правого берега - напротив цепочка сливов, струя уходит налево, последний слив возле огромного валуна левого берега 1.5 м.

П.21 - Прижим. Скальные ворота, прижим к правому берегу, осложнен висящей расческой.

Описание следующего участка с нумерацией и названиями препятствий даем по хорошо известной плотовой лоции Ю. Коссовского, дополненной нашими впечатлениями. См. схемы нижнего участка реки. Прохождение данного участка заняло у нас половину ходового дня.
1. - Слабая шивера.
2. - Слабая S - образная шивера.
3. - Порог. В русле реки большой, заросший лесом остров. Правая протока мелкая. Дальше она разбивается ещё на три протоки. Порог находится в левой протоке. На входе в порог - шивера, затем идёт прижим к чёрной скале левого берега. Прохождение порога осложняется скальными обломками, лежащими в прижиме, в 4-5 м. от стенки. Осмотр порога с острова.
4. - Чистый слив на левом повороте.
5. - 2-х ступенчатая шивера.
6. - Остров. Левая протока мелкая. В правой - шивера. Заканчивается прижимом к скале правого берега.
7. - Шивера. На выходе в центре - камень.
8. - Шивера на крутом правом повороте. Левый берег - красно-жёлтая стенка. Вход в шиверу перегорожен каменистой грядой от левого берега.
9. - Шивера. Через 40 м от предыдущей. Находится на крутом левом повороте. Правый берег - чёрная скальная стенка. На неё небольшой навал.
10. - Шивера на правом повороте, левый берег - скальная стенка. Небольшой навал на стенку. На входе у скалы подводный камень.
11. - Вначале мелкая шивера. В конце шиверы с правого берега крутая осыпь из крупных камней, левый берег - скальная стенка. У скал слив с камнями.
13. - Слабая шивера.
14. - Сильная шивера, очень забитая камнями.
15. - Мелкая длинная шивера.
16. - Сильная шивера на выходе в центре камни. Уходить к левому берегу.
17. - Порог "Змейка" Крутое падение, пенная S-образная струя, в ней - зуб.

Участок 5. "Амбартагольские Щеки" - Нижний каньон.

Протяженность 3 км. Средний уклон 20 - 22 м/км. Уровень воды - средний. Название препятствий данного участка и их классификацию приводим по отчету группы С. Климина. Мы подошли к "Щекам" во второй половине дня. После предварительной разведки начального участка приняли решение пройти до середины первой ступени сегодня вечером. Оставить катамараны в каньоне и разбить лагерь на хорошо известной поляне в конце "Щек". "Амбартагольские Щеки",

1 ступень. Протяженность 700 - 800 м. См.[ф.17]
На заходе река под левым берегом перегорожена несколькими грядами камней. Основная струя резко уходит под правобережную скалу, образуя пологий 1.5 м слив с мощной бочкой. Далее следует навал на береговые камни и поток смещается на центр русла. Через 50 - 60 м быстротока - по центру входной слив высотой около 2 м [ф.16].В 10 м выше по течению у правого берега есть улов, куда можно зачалиться и обнести слив по береговым камням (что и предполагалось накануне). Ширина слива 3 - 4 м. В центральной части, где вода отвесно падает с плиты, кромка слива достаточно ровная и под ним проглядывает узкий, чистый язык. Слева и справа имеются крутые боковые свалы под ограничивающие слив камни, здесь мощные пенные котлы. В 25 - 30 м за сливом струя наваливается на огромный "троллейбус", перегородивший почти половину русла. См. [ф.15]. Справа и слева от него есть узкие (до 3 м) ворота. Выход из правых ворот забит камнями, левые - чистые, с пологим 1.5 метровым сливом. За сливом струя резко смещается вправо и через 20 м идет в ещё одни такие же ворота, где находится двойной винтовой слив с общим перепадом более 1.5 м. За вторыми воротами через 40 - 50 м струя наваливается на крупный левобережный камень, образуя вдоль него водопадный слив высотой более 1.5 м. За сливом навал на крупный камень с мощным отбойником. Правая, более пологая часть слива и отбойник от ниже стоящего камня образуют винтовой трек в обход основной водопадной ступени слива. После трека струя сильно бросает на крупные левобережные камни, гряда которых смещает весь поток под правый берег 80 метровой крутопадающей горкой. В конце горки под самым правым берегом слив более 1 м в воротах шириной 3 м из крупных камней. Далее поток разгоняется вдоль правого берега и через 30 - 40 м наваливается на крупный правобережный камень, образуя левее его пологий слив более 1 м. Сразу за камнем у правого берега есть небольшие улова в тени камней, которые были выбраны нами для промежуточной чалки. Осмотр первой ступени проводили по левому берегу (сначала по тропинке, затем по крупным береговым камням). Страховку было решено осуществлять с берега двумя "морковками" в районе входного слива и вторых ворот. Все пороги "Щек" проходились в такой последовательности: первую связку возглавлял К-4-1, далее с небольшими интервалами шли К-2-1 и К-4-2. Основной слив ступени проходил только К-4-1, экипажи К-2 и К-4-2 осуществляли береговую страховку. После успешного прохождения К-4-1 встал на страховку в середине ступени у левого берега. К-2 и К-4-2 обнесли слив по плите правого берега и продолжили прохождение препятствия. На этом прохождение пришлось прервать и вернуться в начало порога на низкую полку левого берега, взять вещи, оставленные там, и обнести их в конец "Щек", где мы и разбили лагерь. Прохождение продолжили на утро следующего дня. Обратно к катамаранам мы дошли минут за 50 вдоль реки, просмотрев "Щеки" целиком и наметив места для промежуточных чалок и сбора группы. Прохождение второй половины 1-ой ступени проблем не составило, экипажи катамаранов старались держаться струи и после последнего слива ступени зачалились в улов левого берега. "Амбартагольские Щеки",

2 ступень. Протяженность 200 - 250 м.
Сразу за местом чалки струя наваливается на гряду камней у правого берега и круто уходит на центр, минуя двое ворот шириной 4 - 5 м. В воротах пологие сливы 1 и 1.5 м соответственно. Разогнавшись на прямом участке длиной 60 - 70 м, поток упирается в несколько крупных камней в центре русла и поворачивает под правый берег, где находится косой 1.5 метровый слив, а через 30 м - прямой водопадный слив, высотой более 1.5 м с навалом на правобережную скалу [ф.18]. В 40 м ниже последнего слива вся правая часть русла забита крупными камнями и образует почти плесовый участок. Траверсировав этот участок под левый берег, можно попасть в достаточно крупный улов прямо перед началом крутого левого поворота реки. Здесь была намечена вторая промежуточная чалка. Осмотр участка проводили по левому берегу. Ступень гораздо короче предыдущей, места для маневра больше. Решили ограничиться страховкой тандемом. Выйдя из улова, суда траверсировали струю на центр для захода в первые ворота. После вторых ворот, на прямом участке держались в правой части струи, чтобы зайти в косой слив там, где он был менее крутым. Пройдя последний слив, резко траверсировали реку в улов под левым берегом. К-4-1 и К-2 полностью выдержали намеченную линию движения и особых проблем не испытали. К-4-2 навалило в последнем сливе на скалы правого берега, что привело к прорыву гондолы. Пока экипаж К-4-2, занимался починкой катамарана, остальные участники группы провели просмотр 3-ей ступени.

3. "Амбартагольские Щеки", 3 ступень. Протяженность 600 - 700 м.
Участок начинается слабым быстротоком перед крутым левым поворотом реки. Далее струя разгоняется, образуя пологий слив высотой 1 м с косой бочкой ближе к центру русла. В 20 м за ним стоит крупный камень-волнорез, на котором струя режется пополам. Через 5 - 6 м - мощный 1.5 метровый слив водопадного типа через всю левую половину русла. Непосредственно за камнем струя упирается в огромный валун и сваливается вправо и влево валуна, перпендикулярно основному сливу. На валун идет сильный навал с отбойником, фактически струя обтекает камень с двух сторон, левые ворота перекрыты, расклиненным бревном и представляют прямую опасность для судна и членов команды, правые позволяют выдержать безопасную линию движения. В 30 м за сливом левые две трети русла перегорожены грядой камней. Струя уходит вправо, наваливаясь на огромный камень, стоящий ближе к правому берегу. На протяжении 150 м поток разгоняется вдоль скальной стенки правого берега, образуя дорожку тугих валов с закрученными гребнями, после чего упирается в несколько крупных полуподводных камней и резко уходит под левый берег крутой 50 метровой горкой. В конце горки два огромных скальных обломка образуют косые ворота шириной 3.5 - 4 м. Перед правым камнем несколько полуподводных обливников, на которые идет мощнейший навал воды. На уровне ворот левый берег обрывается в воду крутым бомом, навал несильный. Далее гряда крупных камней, отходящая от левого берега на протяжении 100 - 120 м смещает поток ближе к правому берегу. В конце гряды - горка из двух сливов 1 и 1.5 м высотой. В 50 м за последним сливом у правого берега достаточно большой улов. Разведку третьей ступени проводили по левому берегу, для просмотра участка вдоль скальной стенки правого берега производилась дополнительная чалка в улово перед началом участка. На левом повороте реки слабозаметная узкая тропинка поднимается на высоту 5 - 7 м, траверсируя скальный бом и через 50 - 60 м круто спускается по поросшему кустарником склону. Далее левый берег - ровная низкая терраса, на которой видны следы стоянок. По тропинке, идущей вдоль берега можно пройти чуть ниже самого кульминационного места 3ей ступени - узких ворот между каменными глыбами. Осмотр порога привел нас к выводу, что поставить дополнительную береговую страховку в двух ключевых местах ступени нам не удастся. Левый берег в районе первого водопадного слива - отвесный бом, а подойти к сливу снизу по камням не позволял уровень воды. На уровне выходных ворот левый берег также обрывается высоким бомом, под который маятником может затащить страховочную веревку. Правый берег на протяжении всего порога - отвесная скала. Учитывая всё вышеизложенное, мы решили ограничиться страховкой тандемом. От места старта экипажи судов смещались вправо для захода в первый слив. Пробив косую бочку, пытались подойти впритирку к камню, стоящему над сливом, чтобы обогнуть его и попасть на пологий водоскат вправо. Но выполнить задуманный маневр не удалось никому. К-4-1 и К-2 удалось в результате избежать навала на валун, хотя и с большим трудом. К-4-1 пытаясь попасть в правую струю, еще до камня волнореза сел на него левым баллоном, но смог благополучно сняться и продолжить движение по правой части струи. К-2 огибал волнорез по основной струе - слева и пытался за счет маневренности уйти направо уже за ним, в результате его прижало к валуну, но экипажу также удалось выгрести направо. К-4-2 прижало к валуну и корму начало затаскивать под бревно, пришлось экипажу аварийно покидать судно, вытаскивать его на валун и спускать на струю ниже по течению. См. [ф.19] На дорожке валов вдоль правого берега старались держаться в левой части струи, чтобы в начале крутопадающей горки успеть отработать влево. Однако чисто пройти скальные ворота в конце горки не удалось никому. К-4-1 и К-2 задевали правым баллоном полуобливные камни, экипажам с трудом удавалось удержать суда от разворота лагом и "протолкнуть" их в створ ворот, ударившись баллоном о правый камень. К-4-2, пройдя дорожку валов, обнес ворота по камням правого берега. Выходная часть ступени особых проблем не вызывала, пройдя строго по языкам сливов, все катамараны чалились в улов правого берега.

4. "Амбартагольские Щеки", 4 ступень. Протяженность 150 м.
Самая мощная ступень "Щек" - добавляется вода правого притока Хабтагой, который красивым каскадом водопадов впадает в самом начале ступени. Перед плавным левым поворотом три четверти русла под правым берегом забиты грядами камней. Основная струя идет под левым берегом. Разгоняясь в начале поворота, поток проходит ворота из камней шириной 4-5 м, падая крутым сливом высотой более 1 м. Через 40 - 50 м - навал на крупный камень, стоящий в русле левее центра. Между камнем и скальной стенкой левого берега - 2.5 метровый слив с мощной бочкой [ф.20] и последующим довольно сильным навалом сначала на правый валун, а затем на выступ левого берега [ф.21]. Это последний слив в "Амбартагольских Щеках", за ним ещё 500 м шиверы средней сложности до поляны на левом берегу, где стоял наш лагерь [ф.22]. Просматривали ступень по камням правого берега. С него заход в последний слив виден плохо, однако, поэтому пришлось перечалиться в улов левого берега и просмотреть слив непосредственно перед прохождением. Страховку осуществляли тандемом. Заходили в первые ворота по языку слива. За сливом резко смещались влево, уходя от навала на камень. В выходной слив заходили чуть левее камня, скатываясь по языку слива отрабатывали вправо. Бочка за сливом достаточно мощная и жесткая. Шиверу за сливом шли по основной струе, чалились к поляне левого берега.
Время прохождения "Амбартагольских Щек" - 5 часов.

Участок 6. р. Урик до устья.

Протяженность 140 км. Средний уклон 5 - 6 м/км. Уровень воды средний. Номера препятствий и их описание даны по мотивам лоции Ю. Коссовского. Препятствия №№18-19 по лоции Коссовского собственно "Амбартогольские Щеки"
20. - Порог "Амбарта-Гол". Расположен за 200 м. до впадения правого притока Урика - Амбарта- Гол. Длина порога около 100 м. Крутая горка, беспорядочные валы на выходе в центре - камень боец. Заход в порог у правого берега, но здесь мешают камни. Проход правее центра. Осмотр порога - левым берегом.
Описание порога Амбарта-Гол в лоции Ю. Коссовского спорно, и, вероятно относится к какому-то другому уровню воды. Порог начинается простой шиверой, в конце порога мощный слив основной струи с двух подводных камней у скальной стенки левого берега, после слива - большая пенная яма, далее спокойный плес. Необходим просмотр.
21. - Остров. В правой протоке шивера. Левая - мелкая.
Здесь у Коссовского ошибка. На самом деле правая протока мелкая, в левой - шивера. От острова до впадения Амбарта-Гола около 50м. Здесь в нормальную воду - горка.
22. - Шивера.
23. - Система островов и проток. В протоках остатки завалов. По-видимому завалы возможны после каждого крупного паводка.
24. - Сильная и мелкая шивера.
25. - Очень сильная шивера на левом повороте. Вход перегорожен косой из крупных валунов от правого берега. В центре струя идёт среди больших камней. Проход или вдоль левого берега, маневрируя среди камней, или по центру, уходя к правому берегу. Осмотр левым берегом.
26 - 30. Шиверы.
31. - Длинная и мелкая шивера.
32. - Острова. В протоках перекаты.
33. - Небольшой прижим.
34. - Шивера, забитая камнями. Перед ней с 2-х берегов чёрные скалы.
35. - 38. - Шиверы.
39. - Сильная шивера на левом повороте. Бой в скалу. Прямо у скалы лежит обломок. На заходе много камней. Проход у отмели левого берега.
40. - Длинная и мелкая шивера.
41. - Шивера.
42. - Остров. В правой протоке шивера. Левая мелкая.
43. - Длинная S-образная шивера. В середине шиверы с левого берега появляется скальная стенка.
44. - Перекат.
45. - Шивера. На заходе мелко. На выходе камни и валы.
46. - Короткая шивера с крутым падением.
47. - Шивера.
48. - Шивера на левом повороте.
Участок с препятствиями 21 - 48 в нашу воду довольно простой, за исключением преп. 23 опасного из-за береговых завалов. Река входит в скальный каньон "Водопадный" [ф.23]. То с одного, то с другого берега появляются скалы, высотой 10 - 12 м. В каньоне друг за другом идут небольшие сливы и перекаты. Во второй половине каньона находится водопад с падением 10 м. На схеме он обозначен как № 60.
49. - Шивера. Небольшой навал на скалу правого берега.
50. - Перекат.
51. - Слив, небольшой навал на стенку справа.
52. - Перекат.
53. - Слив. Слабый навал на стенку справа.
54. - Слив. Небольшой навал на стенку слева.
55. - Перекат.
56. - Слив. Навал на стенку справа. У стенки подводный зуб.
57. - Бой в выступ скалы правого берега. Справа от выступа хороший улов.
58. - Слив. Слабый навал на стенку правого Берега. Дальше идёт длинный плёс, в середине которого от правого берега отходит большая белая коса из гальки.
59. - Предводопадный участок [ф.24]. Река делает крутой правый поворот, огибая косу, а затем поворачивает влево. Русло реки несколько расширяется. Левый берег - скальная стенка, правый берег - пологий. В центре реки небольшой остров из гальки. От него до слива в водопад около 20 м. В правой протоке перед сливом в водопад в воде лежит несколько обломков скал.
60. - Водопад, высота падения воды - 10 м. Водопад плохо слышен даже от плёса после 58-го препятствия. Мы приставали к правому берегу на галечную косу для осмотра участка, а затем перечалили катамараны в улово правого берега в предводопадном участке. Тропа для обноса идёт по правому берегу. Длина обноса около 20 м до водопада, затем мы спустили катамараны на веревки со стены правого берега в улово под водопадом. На правом берегу и выше и ниже водопада есть хорошие места для стоянки.

В паводок, по-видимому, вода затапливает острова и к водопаду идёт сплошная стремнина. Начало водопадного каньона довольно легко узнать: после впадения Хонхобоя, левого притока Урика, на обоих берегах появляются сначала отдельные скалы, а за преп. 49 река входит в очевидный каньон. Ориентировка в предводопадной части каньона - задача очень ответственная, особенно в большую воду. Лоция Ю. Коссовского на этом участке соответствует действительности, однако, улова и вид галечных отмелей сильно зависят от уровня воды и могут ввести в заблуждение. Каньон очень стремителен и короток. Действительно, от впадения Хонхобоя до впадения правого притока за преп. 46 мы плыли всего около 12 мин; далее до слива в водопад вода шла всего 5 мин, хотя расстояние по схеме такое же. Водопад совсем не слышен. Легкое облачко водяной пыли над его сливом можно увидеть в ясную погоду, лишь проплывая, вернее - проносясь, у начала и в конце "большой белой косы из гальки", когда уже поздно попасть в протоку, отделяющую "косу" от материка. В этом случае можно довольно надёжно зачалить плот в маленьком улове в конце "косы". Дальше чалиться уже негде.
61. - После водопада идёт озеровидное расширение с огромным уловом. Затем начинается порог, образованный многочисленными подводными и надводными камнями и плитами, В роге несколько сливов. На выходе прижиму к правому берегу, порог средней сложности. Осмотр правым берегом.
62. - Порог. Несколько сливов через подводные камни, можно пройти левым берегом. Порог средней сложности. Осмотр правым берегом.
63. - Короткий порог. У левого берега каменистая гряда, у правого берега чистый слив, но навал на стенку. Заход по центру и уход под левый берег Порог средней сложности. Осмотр труден по правому берегу
64. - Два острова Средняя протока мелкая. В правой и левой шиверы. Слева впадает Хончин. Здесь конец водопадного каньона.
65-67. - Шиверы
68. - Остров. В правой протоке шивера. Левая мелкая.
69. - Шивера.
70. - Очень сильная шивера. На входе навал на скальную стенку слева, на выходе сильный навал на скальную стенку правого берега. В прижиме у стенки камень.
71 - 74. Перекаты. На месте деревни Шинга - одни развалины.
75. - Остров. Правая протока мелкая. В левой - шивера.
76. - Шивера.
77.-79. - Перекаты.
80.-81. - Шиверы.
82. - Остров. Левая протока мелкая, в правой шивера.
83. - Перекат
84. - Прижим. В прижиме камень.
85.-86. - Перекаты.
87. - Очень сильная шивера.
88. - Сильный прижим к правому берегу. В прижиме камень.
89. - Перекат.
90. - Два острова. В левой протоке прижим к левому берегу, средняя протока мелкая. Правая сухая.
91. - Остров. В левой протоке шивера, правая мелкая.
92. - Порог "Даялык". В устье одноименного притока. Крутой слив. Косой свал воды к правому берегу. Валы в пороге больше 1.5 м.
93. - Длинная шивера
94. - Очень сильный прижим к левому берегу, у правого берега отмель. У левого берега в русле огромные камни.
95. - Сильная шивера с прижимом к отвесной скале правого берега.
96. - Шивера.
97. - Прижим.
98. - Перекат.
99. - Двойной прижим. Два довольно удалённых друг от друга прижима. Первый - слабо выражен. Второй (см.рис.12) с лобовым боем в скалу и уходом воды в улов. Как бой в скалу, так и улов - классические "Мёртвые" препятствия для ставных плотов. Выход воды из улова - где-то у дна реки. Судя по отсутствию наносов в улове, он сильно зависит от воды в реке.
100. - Порог. В русле реки несколько скальных островов, которые суживают реку. Порог находится справа от островов. Правая протока очень мелкая. Левый берег - скальная стенка высотой 2 - 3 м. Острова также с обрывистыми скальными берегами. В пороге струя с валами до 1.5 м, несколько раз переходит от берега к берегу. Ряд сливов, прижимы к скалам большого острова и к скалам левого берега на выходе у обоих берегов подводные плиты. Порог просматривается с островов и по правому берегу. Длина порога 400м.
101. - Порог. Один из самых сложных для этого участка реки. Начинается через 300 м. после предыдущего порога, на левом повороте реки. Правый берег - скальная стенка, в которую бьёт вся струя. С левого берега отходит коса из крупных камней. Русло реки сжимается до 8-10м. Перед стенкой в воде лежит обломок скалы, после слива, с которого образуется огромная пенная яма, после неё валы до 2-х м. Проходить порог надо прижимаясь к левому берегу. Заход осложнён лежащими в воде камнями. Осмотр по левому берегу. Длина порога ~ 100 м.
102. - Порог "Чёртики".
Самый сложный порог данного участка реки. Начинается через 100 м. после предыдущего порога, сразу за поворотом направо. После поворота у левого берега из воды торчат 3 скальных зуба Общая длина порога около 600 м. Порог можно разбить на 3 ступени, которые проходятся по частям - первая ступень - хорошая шивера длиной порядка 200 м. Вторая ступень - собственно "Чёртики" [ф.25]. Река сжимается скалами до 8-10 м. и на участке длиной 50 м расположены два слива с пенными ямами за ними. Беспорядочная струя, сильно закрученная, косые валы больше 1.5 м. - усиливают эффект порога. Третья ступень - 4 слива с валами 1.5м. в скальном коридоре [ф.26]. Осмотр порога по правому берегу. 103. - Сильная шивера. Длина около 300 м. В начале шиверы остров из гальки.
104. - Порог. Порог средней сложности. От начала предыдущей шиверы кажется, что скалы совсем перегораживают реку. На самом деле это просто выступы скал с обоих берегов создают такой зрительный эффект. Река течет в скальном коридоре с сильно изрезанными берегами. В пороге три слива в местах сужения русла скальными выходами и подводными плитами. Валы до 1.5 м. Осмотр порога левым берегом. Длина порога около 300 м.
105. - Перекат. Далее - брошенный посёлок геологов.
вторая ступень первая ступень 106. - Порог Длина - 700м. Образован выходами коренных пород, 1-я ступень порога сложнее из-за сливов и валов. Осмотр левым берегом.
107. - Порог. На входе в порог сильная шивера. Затем идёт небольшой навал на скальную стенку серо-желтого цвета высотой до 10 м. у левого берега. У скалы подводная плита в пол реки шириной. С неё слив около 1 м. От плиты легко уйти вправо. Осмотр порога правым берегом. Длина порога 300 м.
108. - Сильная шивера, с обоих берегов скалы.
109. - Перекат. Продолжение скального коридора.
110. - Шивера. Продолжение скального коридора от преп. 108.
111. - Простой порог расположен сразу за левым поворотом. В русле реки длинный остров. Правая протока мелкая. В левой протоке ряд сливов, чистых от камней. Длина порога - 400 м.
112. - Порог. Расположен на крутом правом вираже через 100 м после предыдущего порога. Сначала идет шивера длиной ок. 300м. Перед поворотом реки направо у правого берега лежит подводная плита. От неё вся вода уходит к левому берегу. Река резко поворачивает направо. Вода отражается от левого берега и устремляется на камни, перегораживающие реку сразу за поворотом. Осмотр порога правым берегом.
113. - Очень сильная шивера. 114. - Порог. Река сжата с обоих берегов скалами. Слив с плиты в пенную яму, валы. Берега скальные.

115. - Порог. Очень мощный прижим к правому берегу. Пенные котлы, улова. На входе сильная шивера. Осмотр левым берегом.
116. -Перекат.
117. - Порог. Русло сжато коренными породами. Несколько подводных плит. На выходе валы больше полутора метров.
118. - Порог. На входе в порог половину русла занимают чёрные скальные острова 'Дальше русло реки сжато скалами. В пороге несколько подводных плит, за ними пенные ямы. Валы в пороге до 1.5 м.
119. - Шивера.
120. - Перекат.
121. - Шивера.
122. - Порог "Красный каньон". Находится в начале красного скального каньона. Мощный прижим к правому берегу. Крутой свал воды влево. После свала - глубокая пенная яма, за ней косые валы 1.5 - 2м. От левого берега в воду уходит узкий скальный выступ, который ближе к центру реки раздроблен на отдельные зубья, между которыми есть сливы, достаточные для прохода лодки. Но заход в них перегорожен крупновалунной отмелью, через которую течёт вода. Проходить или левым краем слива или по левому краю отмели с посадкой на камни. Осмотр левым берегом. Длина порога - 100м.
123. - Порог "Крокодилы". Красивый несложный порог. Образован вытянутыми по течению низкими гладкими скальными островами, схожими на лежащих в воде животных.
124. - Слив. Река сжата скалами. У берегов подводные плиты.
125. - Порог. Слив на обломки скал, торчащие навстречу потоку. Осмотр порога правым берегом. Длина порога 100м.
126. - Слив. Валы до 1.5м.
127. - Слив. В сливе зубья. Проход справа.
128. - Порог. На входе в порог шивера. Затем река делает поворот направо. На высоком обрывистом берегу стоит изба. После поворота слив, валы. У левого берега у скальной стенки - подводные плиты. Затем в русле реки высокий красивый скальный остров, похожий на корабль. Правая протока мелкая. В левой сливы и валы до 1.5 м. Осмотр порога по правому берегу и с острова. Длина порога около 500м.
129. - Порог. На входе шивера. Затем резкий поворот направо. Река делится на две протоки островом из гальки. Основная протока правая, в ней два мощных слива. Левая протока меньше, её ширина всего 5 м, но проплыть можно. В протоке 4 небольших слива. Осмотр левым берегом. Длина порога 300м.
Участок с препятствиями от 99 до 130 "Чёртово ущелье", - интересная и красивая часть Урика, насыщенная порогами.
130. - Два слива.
131. - Крутой слив с валами 1.5-2м.
132.-133. - Перекаты.
134. - Порог "Борты". Простой порог. В русле разбросаны подводные плиты.
135. - Два прижима - левый и правый - разнесенные на 100 м
136. - Прижим к правому берегу.
137. - Перекат.
138. - Шивера с прижимом к правому берегу.
139. -Шивера.
140. - Прижим к левому берегу
141.-145. - Перекаты.
146. - S - образная шивера.
147. - Шивера с прижимом к левому берегу.
148.-149. - Шиверы.
Участок преп. 130 - 149 очень простой. После препятствия №149, перед хорошо заметным поворотом долины Урика на север, справа впадает приток.
150. - Прижим к правому берегу.
151. - Сильная шивера.
152.-155. - Шиверы.
156. - Порог "Белый клык" - простой. Проходится сходу. В русле реки острый обломок белой скалы. Река поворачивает направо.
157. - Шивера.
158. - Сильный прижим к правому берегу. Камни, валы.
Все препятствия данного участка, кроме порога №102 "Чертики", проходили с наплыва в режиме походной колоны. Прохождение препятствий проблем не вызвало.

Даже после окончания формального окончания препятствий по лоции Коссовского течение в реке довольно сильное, встречаются отдельные прижимы, перекаты и разбои на выходе из долины перед впадением в Б. Белую.

Итоги путешествия, выводы, рекомендации.

I. Наша группа прошла достаточно сложный и интересный в спортивном отношении маршрут, в том числе совершила первопрохождение (по нашим сведениям) участка Хара-Жалгинского каньона в районе водопада "Философский камень".

II. Данный маршрут в условиях нашей воды можно оценить 5 с элементами 6 кат. сл. Оценка отдельных участков маршрута на наш взгляд такова: A. "Верхнее Ущелье" р. Урик, точнее его вторая половина, где река набирает свою мощь (примерно 10 - 12 км) может украсить любой "пятерочный" маршрут. Отсутствие прогонных участков требует от экипажей большой слаженности. Участок может служить хорошей подготовкой к дальнейшим препятствиям. Как показал наш опыт возможно прохождение "Верхнего Ущелья" в среднюю или чуть выше средней воду. B. "Хара-Жалгинский" каньон в нашу воду (ближе к средней) представляет собой набор мощных препятствий, разбавленный "непроходами". Очевидно, в более высокую воду каньон может быть пройден с меньшим количеством обносов. Его сложность в целом явно превышает 5 кат. сл. C. "Амбартагольские Щеки" р. Урик (2.5 - 3 км) - протяженное, сложное и опасное препятствие, увенчанное несколькими мемориальными табличками. Мы проходили его в среднюю воду и, на наш взгляд, отдельные участки "Щек" можно отнести к элементам 6 кат. сл. Нам тяжело оценить возможность его прохождения в паводок, сложность отдельных участков должна уменьшится, других возрасти, в целом сложность этого участка должна увеличится. Даже в высокую воду все препятствия можно просмотреть вдоль левого берега, поднимаясь в отдельных местах на 7 - 10 м над водой. Требуются начальные навыки передвижения по скалам и умение реально оценить свои силы. D. Все остальные препятствия р. Урик, включая "Чертово Ущелье" и "Красный каньон" можно отнести к разряду "полноводной четверки". При среднем и чуть выше уровне воды группа, идущая на "пятерку" в состоянии пройти все препятствия с наплыва.

III. График маршрута достаточно сложный и напряженный, предполагает "рваный" темп движения и большие физические затраты на ключевых участках в Хара-Жалгинском каньоне и "Амбартогольских Щеках".

IV. Группам, планирующим проходить верховья Урика, рекомендуем обратить особое внимание на снаряжение, особенно на состояние гондол катамаранов. Большое количество мелководных препятствий, малое пространство для маневра могут привести к полной потере сплавных средств из-за износа гондол. Практически все группы, проходившие этот участок, отмечали многочисленные прорывы гондол и поломки каркасов.

V. Перед выбором места стапеля рекомендуем просмотреть реку до устья р.Хара-Нур, чтобы не тратить времени на проводку этого участка в случае низкой воды.

VI. Группам, планирующим прохождение Хара-Жалгинского (Верхнего) каньона необходимо иметь базовый опыт горной и скальной техники, а также опыт постановки лагеря в экстремальных условиях.

VII. При прохождении Хара-Жалгинского (Верхнего) каньона рекомендуем установку лагеря на правом берегу после П.10 "Поворот", с тем чтобы в дальнейшем совершить прохождение каньона за один ходовой день. В случае использования нашего опыта преодоления ущелья с водопадом "Философский камень" это представляется вполне реальным.

VIII. При прохождении Хара-Жалгинского (Верхнего) каньона необходимо просматривать все препятствия и не доверять лоциям. Даже по сравнению с отчетом группы С. Климина 1997 года мы нашли несколько "свежих троллейбусов", существенно изменивших характер препятствий.

IX. При планировании прохождения Хара-Жалгинского (Верхнего) каньона и "Амбартогольских Щек" необходимо предусмотреть не менее 3-х резервных дней - для пережидания паводка, ремонта судов и т.д.

Смета расходов на 1 человека.

Поезд Москва - Слюдянка (плацкарт, групповой билет) 382
Заказной автобус до пос. Монды 60
Попутка до верховий Урика 87
Питание на маршруте (8 дней - поезд, 21 день - ходовой) 368
Попутка из с. Голуметь до г. Черемхово 50
Поезд Черемхово - Москва (купе) 364
Итого 1311 руб.




Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2017
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1.  ружьё, продам мр 153 2005 года состояние среднее
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
сергей, 15.11.17, 10:40
2. 
Продам лонгборд LOUhill, Продам композитный лонгборд LOUhill https://longb...
[Скейтборд/Продажа]
Тарас, 14.11.17, 21:22
3. 
CZ 411 22 wmr, Полуавтомат магазин на 6 патронов.Куплен в 2008г.Н...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Дмитрий, 14.11.17, 19:18
4.  МР 27, Продаю ружье мр 27, вертикалка, год 2013, один хо...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Александр, 14.11.17, 10:58
5.  Продам ружье ИЖ-54, Продам ружье ИЖ-54, калибр 12, горизонталка, кр...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Евгений, 14.11.17, 10:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 560


Новые фотографии:


Путь
23.03.17, 01:01

Команда
22.03.17, 00:43

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Павел Резвой через Индийский океан. [7883], Водный спорт, Павел Резвой, 07.11.05
2.  RideThePlanet: Каякинг. [7687], Каякинг, RideThePlanet, 20.06.12
3.  Tomsk-Himalayas 2007 [7735], Сплав, Евгений Ковалевский, 02.10.07
4.  Путешествие в районе Кичик-Алая(стр.5) [7576], Горный туризм, Петр Рыкалов, 19.04.01
5.  Команда "Приключение" на Эльбрусе [7297], Альпинизм, Александр Ельков, 28.01.03

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Максут Жумаев, статей: 1, просмотров: 7783
2.  Сева Шульгин, статей: 1, просмотров: 7810
3.  Павел Сердечный, статей: 1, просмотров: 7560
4.  Николай Захаров, статей: 2, просмотров: 15292
5.  Елена Рерих, статей: 2, просмотров: 15423

1, 2, 3, 4, 5, 6