Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Выживание в гонке. Записки дилетанта.

Александр Болотов (октябрь 2000) 
http://www.extremetour.ru
e-mail: yuk@ID4354.spb.edu
 
Впервые за пять лет существования Гонки Eco-Challenge Adventure Race в ней приняла участие Российская команда из Санкт-Петербурга. Это первый опыт участия отечественных экстремалов в соревнованиях такого рода и такого уровня. Тем не менее, россиянам удалось пройти 2/3 дистанции и оказаться далеко не на последнем месте…

Техническая справка:

Russian crew
Eco-Challenge Adventure Race: чемпионат мира среди гонок на выживание
Дистанция: 510 км.
Место проведения 2000 г.:о.Борнео, Малайзия.
Команда: 4 человека.
Дисциплины:ориентирование, сплав, спелеология, парус, горные велосипеды, плавание, дайвинг, каньёнинг
Цель: прохождение 32 контрольных точек за минимальное время
Участники: 76 команд из 23 стран.
Победители: команда Salomon/Eco-Internet (USA) - 5дн. 23ч. 41мин.
Какой смысл этих строк? Тем более что невозможно описать то, что хотелось бы. Это всего лишь субъективная оценка, которая мало чего стоит, тем более что опыт в "ГОНКАХ НА ВЫЖИВАНИЕ" невелик. Возможно, хотелось бы для себя, по пунктам, сформулировать, что же было самое главное. Возможно, это кому-то и пригодится. Будет здорово, если кто-то соберется на гонку, созреет пройти и победить. Многое останется при себе - пусть будет так. Интрига, переживания, эмоции - удел шоу, а хотелось бы рассказать о другом.
3 on biciclies
 Girl on bicicle
Неспроста "ГОНКА НА ВЫЖИВАНИЕ" - выделено. Возникнув на стыке "многоборья", туризма и марафона около 15 лет назад, ЭТО превратилось, выделилось в самостоятельный вид спорта, о котором мало что знают в России. Просто комбинация слов "ГОНКА НА ВЫЖИВАНИЕ" никак не отражает сути происходящего. Подумайте об ассоциации, видимо ребят бросают на неделю в море с акулами (варианты: в реку с крокодилами, в джунгли со всякой дрянью - растущей, ползающей, летающей). Кому-то повезет, кому-то не очень. НЕТ, если кто-то рискнет потягаться с профессиональными командами (а на гонке Eco-Challenge Sabah 2000 - их было около 20) - знайте, никакого выживания в прямом смысле не будет. Собственно выживание состоит не в преодолении технически сложного маршрута, а в способности двигаться и работать без остановки в течение недели.
"Чего вам больше всего хочется?" - этим вопросом журналисты встречали победителей Eco-Challenge Sabah 2000, американскую команду Salomon Eco-Internet, одолевшую дистанцию в 500 км за 6 суток. "Я не хочу, чтобы мои родители узнали, как мне было тяжело" - это слова Робин Бенинкас, профессионала высшей квалификации в подобных гонках. Идея гонки, доведенная до абсурда, выглядит немного диковато, но очень по-американски: представьте себе марафон по бездорожью, но не на время, а на расстояние, кто последний останется на ногах, тот и победил... Тем не менее, здесь есть что-то общее с гонками на выживание.
Если посмотреть фильмы, снятые о гонках Eco-Challenge, первая мысль, и это здоровая реакция многих людей, имеющих хотя бы некоторое отношение к туризму, похожа. Все - реально. Ошибки, особенно новичков, очевидны. Принципиально - ничего сложного, хотя и тяжело. "Профи" выпадают крайне редко, ошибок практически не совершают. В этом году, однако, сошли с дистанции две сильнейшие команды из Финляндии и Н.Зеландии, команды, боровшиеся за место в первой тройке, но это скорее исключение, чем правило. Разрыв по времени на 500-х километрах дистанции около часа в первой тройке. Итак, подкупающая реальность прохождения - ловушка, в которую мы и попались. А ведь так все и начиналось. Случайная видеокассета (Австралия 97), которую пересматривали по много раз, пытаясь разглядеть, понять "мелочи" от профессиональных команд или "проколы", которые выбрасывают за борт гонки около трети команд (такова статистика Eco-Challenge). Сложилось впечатление, что ошибки отстающих от лидеров команд настолько очевидны, что над ними в пору смеяться. Так все завертелось. Первая русская команда на Eco-Challenge принята. Тренировки, поиск денег, организация, ..., но ведь во второй раз будет гораздо проще. Эта мысль часто нас посещала и была дополнительным стимулом не останавливаться. Самое сложное - найти деньги. Эту задачу на себя взял Миша - капитан команды. Спонсорами проекта стали АЛЬФА-БАНК, ЛЕНЭНЕРГО, НЕВА-ЮСТ. Дальше многочисленные тренировки, в первую очередь технические: сплав, дайвинг, велосипед, ориентирование, техника работы с веревкой. Многому надо было попросту научиться.
Но самое главное - надо собрать команду. Крайне болезненный процесс, в условиях сжатого времени. Самая сложная задача для новичков, не решенная в нашем случае как следует... Представим себе, что такое идеальная команда, когда на горизонте туристское многоборье. Давайте соберем вместе водника, альпиниста, велосипедиста и ориентировщика и научим каждого из них тому, что он не умеет. Возможно и такое. Правда на гонке такая команда продержится не больше 2-3 дней. Другой сценарий: найти схоженную, например, на воде четверку "бородатых" туристов, научить их всему остальному....
meeting on a river bank
Думаю, что такая команда продержится на пару дней больше - только и всего. Самое большое откровение, которое нас ждало на гонке состоит в том, что к туризму это не имеет никакого отношения, точнее от туризма остается легкая шаль, которую уносит попутный ветер первого вечера гонки. Возможно, для начала, оправдана команда из спортсменов высокой квалификации, имеющих отношение к триатлону, пентатлону и т.п. Если такому человеку показать элементы туристской техники и научить его полноценно работать вдали от "стадионного комфорта" - он станет идеальным кандидатом ..., правда для начала. "Вы участвовали в подобных гонках в прошлом?" Российская команда - "темная лошадка" неоднократно отвечала на него. НЕТ. Снисходительная улыбка, "нам не страшен серый волк", а у вас ребята шансов нет, читалось в глазах вопрошавшего. Возможно - это замкнутый круг. Невозможно пройти с первого раза, невозможно победить, не имея опыта тех же гонок. Это и именно это дает право утверждать - это - новое качество, а не набор чередующихся дисциплин, гонка - самостоятельный вид спорта, где масса негласных для новичков законов - правил, которые есть опыт, отработанный временем.
boloto5
Возможно, сейчас время начала бума таких гонок. Достаточно сказать, что сегодня подобных соревнований около сотни только в США. Eco-Challenge - американский ремейк французской гонки Rade Gauloises, считающейся самой престижной. Однако за 7 лет Eco-Challenge, безусловно, шагнул в тройку самых сложных гонок и успешно борется за право считаться чемпионатом мира среди гонок на выживание. О сути происходящего исключительно точно сказали ребята из профессиональной французской команды Spie, занявшей 2-е место и проигравшей 40 минут лидеру - американской команде Solomon Eco-Internet: "Мы совершили две грубейшие ошибки - у нас были слишком тяжелые рюкзаки не 9.5 кг, а 10 и дважды мы спали полтора часа, вместо часа". На старте рюкзачки новичков, как правило, под 20 кг, что по туристским меркам более чем скромно.
"По горячему здесь не ходят, палатка - исключено". "По горячему" - местный жаргон, речь идет о том, что горячая еда во время гонки исключена. Это, как приговор, прозвучало перед стартом. К сожалению, нам по ходу было не переиграть. Да, во второй раз будет гораздо проще. Вероятно, ключом к прохождению и победе в первую очередь является вес, который несет команда. Это крайне важно, ведь "тушка" должна работать 22 часа в сутки на протяжении недели и работать без халявы. Важен не столько быстрый темп движения, а сведенное к нулю время на смене дисциплины. Команды "профи" тратили не более 5-10 минут. Отдыхать после. Неделя в больнице - это потом, и это неважно. Есть немного времени до следующей гонки. Если команда работает на каком-то техническом этапе (гребля, велосипед и т.п.), крайне важна сбалансированность по ОФП и квалификации, без сомнения любые отклонения, в конечном счете - источник раздоров. По правилам соревнований в команде должен быть хотя бы один человек противоположного пола. Классическая схема - трое мужчин и одна женщина - наиболее жизнеспособна. Возможны и другие варианты, но они обречены быть хотя бы за заветной тройкой лидеров. Такова история, а факты упрямая вещь. Марокко 98, гребной этап в открытом море. Команды идут двойками. У одной из команд конфликт произошел прямо в море. Сильнейший в команде гребец работал в паре с девушкой, которая явно не соответствовала требованиям гонки. В результате вторая двойка уверенно уходила от смешанной, "ведущий гребец" взорвался, не справился со своим самолюбием. ... или команда была несработанна. Такое на гонках бывает сплошь и рядом. После водного этапа, команда сошла. В технически несложном высотном альпинизме, и здесь есть какие-то неуловимые параллели, там и здесь существует негласное правило, если нет критической ситуации, и рельеф позволяет это, каждый идет своим темпом. Это важно. Медленней двигаться, подстраиваясь под чужой темп, так же тяжело, как и быстро. Команда на гонке должна двигаться ровно. Устали - упали. Час, полтора - не больше. Важно, что бы одновременно. Кажется, что это одно из слагаемых нормального рабочего климата в команде. Кстати, о климате. Перед стартом капитан команды-победительницы в гонке Eco-Challenge Sabah 2000 сказал, что причины схода - на 70% командные. Этот год не исключение. В одной американской команде произошла банальная драка - продолжать гонку было лишено смысла; команда "профи" из Англии, занявшие 8 место перемещалась двумя двойками на расстоянии 50 м друг от друга! Всякое бывает. Команда должна разговаривать на одном языке, за этой "пустой" фразой стоит многое для тех, кто ходил в команде, без этого успеха не будет. Остается вопрос, применительно к Adventure Race, что есть успех - первое место, десятка, дойти - путь каждый решает сам. Думаю, что правы те, кто говорит, что первое место только одно - остальное неважно.
Пару слов об "упаковке" команды - одно из больных мест, отнявшее во время подготовки массу драгоценного времени. "Как вам удалось все собрать, у нас были очень большие проблемы": вопрос от одной американской команды, так же новичков гонки. Добрые люди помогли, спасибо им. Дело в том, что существует т.н. список обязательного снаряжения. Перед стартом все тщательно проверяется организаторами, ставятся птички в многочисленных таблицах, ok' - приняты. Таковы правила. Однако реальность гонки отодвигает жесткость формулировок многих правил куда-то в пустоту.
map of racing
Один из примеров. Важный этап этого года - гонка на парусной лодке пираху, которая имеет поплавки для устойчивости и только один парус - грот. "Ребята давайте возьмем второй парус, что-то вроде спинакера или "воздушного змея", у нас будет преимущество" - такова была мгновенная реакция, когда мы впервые увидели фотографию пираху. Вопрос организаторам. Категоричный ответ "нет" не оставлял времени на размышления. Не могу сказать, что у нас добавилось положительных эмоций, когда на старте около четверти команд достали дополнительные паруса. Не спортивно. Не по правилам. Нет, - все нормально, это очередная ловушка для новичков. Основа профессиональной гонки в том, что здесь нет правил. Есть маршрут и правила определяются в первую очередь стратегией и тактикой команды - главное двигаться вперед. А вся шелуха, вроде "философия гонки - не оставлять следов" - это для "красного словца". Правилами предполагалась категоричная дисквалификация команды за оставленный на маршруте "фантик". Было ли это, не знаю, не видел, но команды не снимали, это точно. А гонка носит экологический оттенок, правда, в виде, безусловно полезного дела - посадки деревьев, преподносимое, однако с излишней порцией пафоса. Вернемся к парусу, с которым произошло несколько забавных историй. Одна из команд взяла слишком большой дополнительный парус, на хорошем ветру, сломавший лодку, которая буквально затонула на глазах у "киношников" недалеко от берега. Бедолаги полдня ее доставали, полдня починяли и, тем не менее, не сошли, продолжали бороться. Капитан команды победительницы этого года Ян Адамсон признался после финиша, что в начале последнего этапа, а это вновь была пираху, он молил бога, чтобы не было попутного ветра, ведь команда из Австралии, шедшая третьей, имела второй парус. На этот раз американцам "повезло" - штиль.
Ветер на море - капризная штука. В этом году именно ветер использовали организаторы для "разгона" команд. Основная задача организаторов соревнований на первые два дня - отсечь 20-25 команд, которые и будут в дальнейшем бороться, остальные оказываются за бортом, они догоняют, а шансов, как правило, нет. Железное правило гонки: первые двое суток нельзя останавливаться, двигаясь при этом в максимальном темпе. Австралия 97. Стартовая дисциплина - ориентирование, около 100 км, расчетное время прохождения около 20 часов (сложный рельеф: колючки, лавовый поток). Старт был назначен на вторую половину дня. Дальше - сплав по реке. Если команда идет ровно и в графике, ключевое место сплава - проходится еще засветло на второй день гонки. Ночью прохождение "ключа" требовало в 3-4 раза больше времени, в результате многие команды остановились на ночевку, которая была своеобразным приговором в борьбе за высокое место в гонке. Марокко 98. Странный, но очень эффектный старт - гонка на верблюдах. Далее место "разгона" команд - движение по берегу моря, по песку. Большую часть команд прилив загоняет на скалы, скорость передвижения падает, лидеров уже не догнать. Сабах 2000. Старт под парусом ранним утром. Далее команда разделилась на две двойки - "водников" и "ориентировщиков". Первым необходимо было пройти под парусом к месту будующей встречи, обогнув пару островов, непрерывно борясь со встречным ветром. У вторых задача оказалась сложнее. "Ориентировщики" выбрасываются в море, плывут до острова, дальше занимаются любимым делом, правда в джунглях, которые не приспособлены для передвижения со сколько-нибудь существенной скоростью. На следующий остров вплавь, вновь ориентирование и ... долгожданная встреча с "водниками". Место встречи было выбрано не случайно. Следующий этап - парус, при этом направление ветра имеет четкую периодичность. До заката уходящим с острова командам природа подарила попутный ветер. Дальше наступило унылое безветрие, а с рассветом легкий встречный ветерок изрядно потрепал нервы застрявшим командам. Догнать первую двадцатку, стартовавшие после полуночи так и не смогли.
Крайне осторожно надо относиться к ответам организаторов на вопросы, возникающие у команд по ходу гонки. И это - еще одна ловушка для новичков. По хорошему не нужно ничего спрашивать, содержательность ответов равна нулю, часто даже отрицательна. "Сколько до PC13?"- "5 км"- "ok' - спасибо!" На деле выясняется, что 12. "На следующем PC шторм, через пару часов будет здесь, настоятельно не рекомендуем выходить в открытое море. " Такого сорта информация крайне сбивает новичков. Нет необходимости слушать кого-то, доверьтесь своему опыту, услышьте себя, так вы найдете лучший ответ на все ваши вопросы.

  "Dead-Line завтра в 12.00 на окончании велосипедного этапа на PC14" - как удар молотка получали прибывающие на пираху команды. Если команда не успевает к этому времени, она выбывает из гонки, но ей дается право пройти маршрут и пересечь линию финиша. Так, приехали! А что, раньше нельзя было сказать? Хотя бы про то, что где-то когда-то будет промежуточная отсечка по времени. Возможно, мы что-то упустили, хотя вряд ли. Странное впечатление производили команды, пересевшие из пираху на горный велосипед, и уезжающие в пустоту нереальности прохождения трассы за оставшееся время. Справедливости ради надо сказать, что команды, не совершившие к тому моменту одну или две серьезные остановки, не имели проблем с прохождением временного шлагбаума. Остальным не повезло в очередной раз. Организаторов можно понять, ведь будет сложно контролировать процесс подстраховки команд, киносъемки и т.п., если команды растянутся на несколько сотен километров. Дисквалифицированным командам предложили "срезать острые углы" и двигаться дальше, на почтительном расстоянии от лидеров.

  Один из этапов, впервые введенный в гонку в этом году, был дайвинг, точнее подводное ориентирование. Первоначально организаторами было поставлено условие наличия стартового сертификата открытой воды, однако за три месяца до старта, правила усложнились, требуется сертификат PADI второго уровня. Участники обязаны иметь опыт подводного ориентирования и ночных погружений, что должно быть зафиксировано в личной карточке дайвера. По ходу гонки выяснилось, что на этапе дайвинга команды будут остановлены на 2 часа, при этом нет необходимости не только в ориентировании под водой, просто погружение не является обязательным, достаточно поплавать в ластах с маской и трубкой отведенное время. Реакция участников была забавна, некоторые вздохнули с облегчением, некоторые сожалели о "потерянном времени", профессиональные команды оставались непробиваемыми - это была очередная ловушка для "чайников", которые ушли в сторону еще на этапе подготовки.

  Яркой картинкой во время гонки, были письма друзей из России, Европы, Америки. Спасибо - они были очень важны для всех, был момент, когда команда буквально ожила, читая короткие весточки с другого края Земли.

 Заключительный вечер, награждение победителей, был организован с поистине вселенским масштабом. Одним из центральных тем вечера, был короткий фильм, наспех собранный "киношниками", ведь с момента финиша прошло совсем немного времени. 300 человек участников, организаторы и их помощники (волонтеры) - весь зал буквально подался вперед одной волной с первым кадром фильма, настолько сильны были впечатления последней недели. Двадцать минуть фильма пролетели, как одна. Позже пленку крутили еще и еще раз, казалось, что смотреть это можно было бесконечно. Однако маленький штрих немного портил общее впечатление, слишком много крови, столько ведь не было, где это успели подсмотреть профессионалы в своей области. Переворачивающиеся парусники-пираху, ломающиеся мачты и рвущиеся паруса, полуразвалившиеся от бездорожья велосипеды, ломающиеся на порогах лодки-сампаны, кровавая завеса пиявок в джунглях, стертые ноги. Вот ноги стертые, были, что было, что было. Легенда гонок - Джон Говард капитан команды из Новой Зеландии, победительницы Eco-Challenge Аргентина 99, не смог одолеть 5 км (!!!) пешеходного отрезка, перед заключительным броском в море под парусом. Всплывает картинка, когда кто-то обратился за помощью к медикам по поводу стертых ног. "Больной", снял обувь, улегся на указанное врачом место. Рой фото- и кинооператоров вежливо отодвинул медиков, пятиминутка стрекотания затворов. Может именно "темперамент" работы послужил появлению слова, так созвучного итальянскому языку. Снято. "А ваши ноги в тройке лучших! Поздравляю! Где доктор, не видете, человеку плохо?" Возможно больному стало легче. У режиссера свои задачи...

 И, тем не менее, - это была классная гонка: насыщенная, яркая, с болью и разочарованием, победой и поражением. Было всё. И то, что вряд когда-то будет произнесено. И это - замечательно! Резонно задать вопрос: полгода времени, не жаль? Нет. Конечно, нет. Опыт, который возможно кому-то понадобится, что может быть важнее? А сколько хороших людей мы узнали за это время!



Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2017
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
Моторно-свободный параплан HUNTER., Моторно-свободный параплан HUNTER. Производитель A...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:40
2. 
Моторный параплан ACROBAT., Моторный параплан ACROBAT. Производитель PARAAVIS...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:39
3. 
Прогрессивный параплан для полетов вдвоем RIO 42., Прогрессивный параплан для полетов вдвоем RIO 42. ...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:29
4. 
Самый надежный учебный параплан для обучения Танго, Самый надежный учебный параплан для обучения Танго...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:26
5. 
Лучший палаплан для легкого пилота Тайран производ, Лучший палаплан для легкого пилота Тайран производ...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 04.12.17, 10:25

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 563


Новые фотографии:


Путь
23.03.17, 01:01

Команда
22.03.17, 00:43

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Памирский марафон-99 . Отчёт (стр.6) [7860], Горный туризм, Андрей Лебедев, 19.04.01
2.  Хели-ски на Байкале? [7751], Горные лыжи, Анатолий Казакевич, 30.11.07
3.  Экспедиция "Золотой Юбилей ЧоОйю". [7913], Альпинизм, Ирина Вяленкова, 16.09.04
4.  Афганистан. По ту сторону зеркала. [7933], Путешествия, Иванов Александр, 14.06.08
5.  "От берега до берега" на велосипеде. [7763], Велотуризм, Борис Беркут, 04.06.02

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Чепурной Алексей., статей: 2, просмотров: 15617
2.  Сергей Богомолов, статей: 4, просмотров: 32753
3.  Федор Конюхов, статей: 9, просмотров: 75615
4.  Луканова Юлия, статей: 1, просмотров: 8150
5.  Александр Одинцов, статей: 6, просмотров: 47337

1, 2, 3, 4, 5, 6