Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Маёвцы в горах Китая.

А.А.Лебедев

Свершилось первое со времён Пржевальского автономное путешествие россиян в горах Китая. Это путешествие было организовано и совершено горными туристами из Спортклуба МАИ. Автономное - это значит без сопровождения китайских товарищей, теперь такое возможно. Пройдено 250 километров, преодолено "в слепую" только по карте без описаний и фотографий 7 перевалов, совершен первый переход с рюкзаками (траверс) через вершину Кезисель 6590, первое восхождение на точку 6982 (пусть она станет теперь пиком МАИ), а также на непокорённую восточную вершину Яманджара (7100). Путешествие длилось чуть более месяца.

Второго августа к полудню после длительного переезда из Бишкека мы оказались у арки на границе СНГ и Китая. Нас пятеро и все чемпионы России: студент 4-го факультета Петр Рыкалов, аспирант 6-го факультета Борис Малахов, тренер по лыжному и горному туризму Илья Геров, д.ф-м.н из ИКИ Антон Чхетиани и руководитель экспедиции, директор Турклуба МАИ, с.н.с. Андрей Лебедев. Мы отпустили нашего водителя и расположились на обочине на перекус. Приедет ли наш китаец, беспокоился я. Последняя связь с гидом состоялась три недели назад, тогда же было оговорено точное время нашего прибытия на границу. На всякий случай осмотрелся, поискал места для палаток. Рядом чистый ручей, впереди фотографировалась китайская семья - родственники или друзья офицера с той стороны, сзади прогуливался киргизский пограничник. Интересно, что он скажет, когда мы начнём располагаться на ночлег? Через два часа к арке подкатила машина, дверца её отворилась, и появился Джан Хонг или Саша (так звали его по роли на уроках русского языка).

Дорога, петляя среди травянистых склонов, привела к заставе. На одном из холмов огромными выложенными из камней иероглифами написано "Я люблю нашу родину". На заставе обед. Пока мы ожидали досмотра, соседний дом, вокруг которого интенсивно работало около тридцати солдат, подрос на пол метра. Все солдаты на стройке и на границе были обуты в кеды защитной окраски.

За заставой мы очутились в ущелье с обрывистыми жёлтыми и зеленовато-серыми скальными стенами. На склонах много усыпанной красными ягодами эфедры, похоже, что в этом году особенно большой урожай. "Вот эфедрин, а вот и марихуана" - информирую я нашего гида, показывая на коноплю. За таможенным терминалом, что в 120 км. от границы, ущелье заканчивается цепью нависающих над рекой глиняных обрывов. Шоссе выходит на равнину и по бесконечной аллее из пирамидальных тополей приводит в Кашгар.

Кашгар - воистину среднеазиатский город. Наверное, 70% его жителей составляют уйгуры. По сравнению с узбеками, они имеют более европейские черты лица. В центре города - самая большая в Китае мечеть. От проспекта к ней ведёт узкая улочка с множеством лавок. Что здесь только не продают! Стучат молотки - это мастера чеканят узоры на медной посуде, рядом мясная лавка, чуть далее - производство деревянных тазов, а затем лавка с ажурной посудой из Пакистана. Лица некоторых пожилых женщин закрыты коричневыми платками. Выглядит это слегка жутковато, сразу вспоминается один из сюрреалистических символов Магрита.

Магистрали в городе очень просторны. Тем не менее, на улицах тесно и суетливо. Движение беспорядочно, всюду велосипедисты и перебегающие улицу пешеходы. Дорожная полиция как будто отсутствует. За всё время пребывания в Китае мы встретили лишь одного инспектора. "И, несмотря на весь этот бедлам, у них нет никаких происшествий!" - удивляется Илья. Не успел он это сказать, как автобус наехал на мотоциклистку и даже не остановился. Прохожие кое-как отряхнули пострадавшую, посадили на мотоцикл, и она поехала дальше. Кстати, в Кашгаре очень много женщин - водителей машин и мотоциклов. Каждый третий таксист - женщина. И это удивительно для мусульманского города.

Кашгар с его 250 тыс. населением это "Урюпинск" по китайским масштабам. И, несмотря на это, здесь имеется весьма оживлённая ночная жизнь, в банках меняют дорожные чеки Visa, в центре находится кафе-интернет. Похоже, что Китай значительно обогнал Россию в плане интеграций, глобализаций и прочих "заций". И всё это сочетается с огромным памятником Маоцзедуну на главной площади и с многочисленными ликами китайских вождей и основателей марксизма на уличных плакатах. В городе имеется несколько 4-х и 5-звёздночных отелей. Немалую роль в формировании облика города играют туристы. Каждый год Кашгар посещают около 20 тыс. иностранных и 100 тыс. внутренних туристов - "новых китайцев" из богатых южных провинций. Для них Синьцзянь как для русских Магаданский край - экзотика! Зимою здесь 20-ти градусные морозы, в Синцзяне "все едят много мяса и у каждого к поясу пристёгнут нож". "Ты любишь Синьцзянь?" - спрашиваю я у Джан Хонга. "Очень!"

Вечером - гастрономическая экскурсия. Мы все считаем себя большими знатоками Средней Азии и "мусульманской кухней" нас не удивишь. Поэтому мы расположились за столиком прямо на тротуаре рядом с китайским рестораном. Нам выдали палочки, испытание началось! В этот вечер нам предложили не самую сложную задачку. На её решение ушло два часа. Особенно запомнился переход от 13-го блюда к 14-му. Обвал на дороге заставил нас задержаться в Кашгаре на один день. Вечером в китайском ресторане перед нами выставили "трудняк". Скользкие крахмальные стерженьки с острым соусом, которые разламывались и никак не желали застревать между палочками, это ещё пол беды. Настоящая беда - прозрачные шарики, которые упруго выпрыгивали при каждой попытке их освоения и соскакивали со стола. Самое интересное, что эти шарики оказались особым способом приготовленными куриными яйцами.

На следующее утро Джан Хонг совсем нас расстроил: "Дорога сильно размыта, ремонт займёт около шести дней". Это конец нашим планам. "Ждать невозможно, надо ехать и решать проблему на месте", - предложил я. Так и поступили.

Мы мчались по стратегическому Каракорумскому шоссе на юг сначала среди рисовых полей, а затем по пустынным предгорьям. Утро было ясным, видимость изумительной, и наши взоры были прикованы к цепи из огромных ледяных вершин, как будто повисших в небе над дымкой долины. "Вон Конгуртюбетаг, а вот и Большой Конгур", - воскликнули мы. Джан Хонг только подивился нашему умению привязываться к карте. Местность становилась холмистой, пойма реки сужалась, её берега становились всё выше и круче. Несколько раз ухоженный асфальт прерывался грунтовой дорогой (хорошо поработали сели). Наконец, за очередным поворотом мы увидели большое скопление машин и людей. Обвал. Большая удача для местных жителей. Высоко над обрывом сновали носильщики, перетаскивая дорожные грузы. Нас сразу окружили два десятка уйгуров. Наш водитель (тоже уйгур) еле сдерживал самых ретивых, которые сразу принялись приподнимать рюкзаки, оценивая их вес. Вскоре вернулся Джан Хонг, он легко нашел машину выше обвала. Носильщикам поручили сахарные мешки с продуктами на вторую половину похода, а сами взвалили на плечи 40-киллограммовые рюкзаки и по крутой тропинке быстро взгромоздились на 50-метровый обрыв. "Это вам не англичане, на нас много не заработаешь!"

За пунктом паспортного контроля мы оказались в скалистом ущелье реки Гёз среди грандиозных вершин. Дорога шла на высоте 2700м, а ледяные пики вздымались над нею до высоты 7200-7600м. Четыре с половиной километра перепада! Такое мы видели и ощущали впервые. Вечером мы прибыли к началу маршрута на пастбище за озером Каракуль.

Снова ясное утро. Мы проснулись в широченной долине у подножия Музтагаты (7546). Илья провел камерой вдоль обрамляющей долину горной цепи: "Вот он, край семитысячников! Кокодаг (7210), Конгуртюбетаг (7595), Яманджар (7229). Вон там, за узловым Конгуром (7245) скромно выглядывает скальная башня Большого Конгура (7719), правее пики Коксель (6715) и Кезисель (6590), кстати, через него нам предстоит перелезть, а вот и Музтагата". Великая вершина, огромная, без предгорий, растущая прямо из травы, она закрывала пол неба. В лучах утреннего солнца она была спокойна и величава.

Вскоре подошли наши верблюды. Их было трое: папа, мама и сынок. Сыночек долго сопротивлялся, падал на колени, орал, однако погонщик его победил и навьючил на малолетку пару мешков. Возбужденные началом похода участники экспедиции что есть мочи дунули вперёд и очень скоро обогнали свой караван. С верблюдами остались только погонщик, Саша и я. Тропы ветвились, по ним уже прогнали стада, следы вибрам разглядеть практически невозможно. Погонщик путался в пути. Мы забирались всё выше и выше и отклонялись вправо от магистрального направления. Наконец я не выдержал: "Саша, скажи погонщику, что нам следует идти вдоль реки". Завязался разговор, в котором участвовали наш гид, погонщик и старик на осле. Выяснилось, что киргизы предлагают нам переночевать в юртах, а на утро с ослами пойти дальше. Так вот оно что, нас разводят на деньги! В юртах ребята нас не найдут, поэтому предлагаемый вариант просто невозможен. "Надо идти вниз к реке", - сказал я. "Верблюды устали и хотят пить, а к реке спуска нет", - ответили киргизы. Мы, всё же, слегка приспустились. Затем верблюдов развьючили. На склоне в трёхстах метрах над рекой остались только Саша, я и 250 кг экспедиционного груза!

Неужели мы до ночи будем таскать эти мешки? - подумал я. Вскоре из-за бугра высунулась голова, затем другая. Это "местные" догадались, что здесь можно подзаработать. Наше положение безнадёжно, поэтому торг был коротким. Через час мы отпустили носильщиков и установили лагерь в пойме реки. Палатки и спальные мешки, продукты и бензин - всё было при нас. Я попытался успокоить Джан Хонга, сказал, что знаю психологию ребят: они впереди, и как только стемнеет, они вернуться. Затем я приготовил еду и развёл спирт. После ужина мы улеглись в наш коллективный спальный мешок. Хорошо было с нами Саше, не то, что с немцами. С немецкой группой он роет туалеты в горах каждый день. Ребята пришли, когда уже загорелись звёзды.

На следующее утро Саша так спешил на автобус в Кашгар, что забыл портмоне с загранпаспортом и пятью сотнями долларов. Он распрощался с нами, чтобы встретиться только после похода. Как он будет встречать немецкую, а потом пакистанскую группы? Проблему паспорта необходимо решить. Вдогонку за Сашей выбежал Борис. Двухчасовой бег на высоте 3800м и никаких результатов. Затем были расспросы у ничего не понимающих киргизов в деревне и долгий путь обессиленного организма обратно в лагерь.

На следующее утро Илья и Пётр ушли вверх по долине, чтобы организовать склад продуктов для второй половины похода. Борис и Антон отправились вниз на шоссе, чтобы передать паспорт Сашиному компаньону на озере Каракуль, а я остался один сторожить лагерь. Моё одиночество скрасили трое киргизов. "Махрес бар?" - спросил я. "Бар, бар". Хороша местная махорка! Затем познакомились, поговорили о ценах в Москве и о животном мире. Аю (медведь) бар на леднике Коксель. Джильбарс тоже на леднике Коксель, а вот киики (козлы) и архары (бараны) имеются повсюду. Волков нет. "Киик чики-чик?" - спросил я и показал, как прицеливается и стреляет охотник. "Йок, йок", - засмеялся Худайран и заломил руки за спину. Охота в этом районе запрещена.

Вечером вся группа собралась в лагере. Из веточек сухого кустарника развели последний костёр. Подъезды закончились, завтра мы уходим в поход. Теперь уже нас ничто не остановит. Впереди только горы, и это наша стихия. Всё пойдёт по плану - переправы через бурные реки и леденящие душу ледовые разломы, мрачные заросшие мхом и ежевикой каньоны и ледяные отвесные стены, облепиховые заросли и ночёвки на высоте от 6500 до 7000м. Но об этом как-нибудь в другой раз.


Другие статьи Лебедева смотри в этом же разделе(альпенизм)
Горная экспедиция москвичей в районе Конгура.
Лунный поход.



Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2018
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1.  Серфскейт, Surfscate: Stunner Что это такое? Это скейт д...
[Скейтборд/Продажа]
Михаил, 18.06.18, 15:03
2. 
Продам доску STARBOARD 141 л, верхушку NP 8,2, мач, 1 - Доска STARBOARD FUTURA 141л. (247х80, 5), с п...
[Виндсерфинг/Продажа]
Алексей, 15.06.18, 14:31
3.  Продам мотопараплан Paraavis, ParAAvis Simonini EVO Крыло ParAAvis Tango В на...
[Парапланеризм/Продажа]
Николай, 11.06.18, 00:03
4. 
Продам Вейкборд CWB Connelly by Mike Dowdy, Вейкборд CWB Connelly by Mike Dowdy Использовал...
[вейк - вейкбординг/Продажа]
Анастасия, 07.06.18, 22:39
5. 
Воздушный редуктор вдс 232/25-1 для баллона, Предназначен для понижения давления воздуха, пост...
[Дайвинг - гидрокостюм - diving/Продажа]
ВЛАД, 02.06.18, 12:37

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 571


Новые фотографии:



27.12.17, 01:42

Путь
23.03.17, 01:01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Новые приключения итальянцев в России. [9606], Путешествия, Васильева Юлия, 06.03.06
2.  Восхождения Валерия Бабанова [9406], Альпинизм, Валерий Бабанов, 12.05.05
3.  Каякинг в самом сердце Черного Континента [9417], Каякинг, Болдырев Аресений, 27.07.04
4.  Сноуборд и ньюскул рулят. [9543], Сноуборд, Нияз Гатауллин, 10.01.10
5.  Глеб Соколов - Траверс п. Победы в одиночку [10150], Альпинизм, Глеб Соколов, 27.09.05

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Марк Лавриченко, статей: 1, просмотров: 9441
2.  Корольков Владимир, статей: 1, просмотров: 9357
3.  Екатерина Рерих, статей: 1, просмотров: 8721
4.  Александра Конторина, статей: 1, просмотров: 9038
5.  Команда Приключений, статей: 1, просмотров: 8681

1, 2, 3, 4, 5, 6